Меню Рубрики

Анализ проведенного занятия для детей

Анализ непрерывной образовательной деятельности в дошкольной группе МБОУ «Вещевская ООШ»

Образовательная область: «Речевое развитие»

Тема: Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята»

Цель занятия: формировать у детей умение связно, последовательно, выразительно передавать литературный текст без помощи вопросов педагога.

Цель занятия направлена на решение следующих задач:

Закреплять умение детей внимательно слушать литературный текст, отвечать на вопросы по содержанию текста.

Закреплять умение придумывать загадки; подбирать по смыслу названия качеств (прилагательные) и действий (глаголы);

Упражнять в умении громко и четко произносить слова, отвечать на вопросы полным предложением.

Развивать интерес к речевым занятиям.

Развивать память, внимание, мышление.

Воспитывать культуру поведения, дружелюбие, уважение друг к другу.

Цель реализована в течение достаточного количества времени (35 минут), дети к решению данной цели подготовлены на предыдущих занятиях, цель соответствует возможностям и способностям детей.

Интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников на занятии реализуется через обращение к опыту детей в других образовательных областях (познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие).

общим воспитательным и развивающим целям и задачам, уровню развития воспитанников, их возрастным особенностям;

комплексно – тематическому принципу (тема данного занятия выбрана в контексте общей темы «Осень»).

В ходе занятия реализуется совместная деятельность взрослого и детей, главной составляющей является взаимодействие.

2. Наблюдение за ходом занятия

Цели и задачи предстоящей деятельности были раскрыты перед воспитанниками достаточно убедительно, четко и эмоционально.

Работа проходила содержательно, интересно и организованно. Все дети были заинтересованы в овладении умением полно и близко к тексту пересказать прослушанное произведение.

В ходе занятия воспитанники приобрели начальные знания разбиения текста на части (данное умение было сформировано с помощью последовательных тематических картинок), были закреплены умения различить единственное и множественное число, умение изменять слова с помощью окончаний и подбора окончаний в соответствии с родом и числом слов.

В ходе занятия воспитанники показали умение контролировать свои ответы и ответы других детей, помогать друг другу при затруднениях с ответами. Дети продемонстрировали концентрацию внимания при прослушивании рассказа и довольно близкий к тексту пересказ.

3. Использованные методы и приемы

В ходе занятия были использованы следующие методы и приемы:

сосредоточения и привлечения внимания;

активизации речи и познавательной активности;

активизации самостоятельности мышления.

Использование детского опыта;

развитие творческих способностей;

самоконтроль и взаимоконтроль.

В ходе занятия была использована смена видов деятельности, соблюдена логика и обоснованность перехода от одного вида деятельности к другому.

Вопросы педагога носили развивающий характер.

На занятии использовались такие ТСО, как проектор с экраном. В ходе занятия была использована презентация, с помощью которой выли визуализированы основные этапы занятия.

4. Анализ деятельности воспитателя

В ходе наблюдения за деятельностью воспитателя при проведении занятия выявлено следующее:

с самого начала воспитатель привлек внимание детей к теме занятия и удерживал внимание детей на протяжении всего времени образовательной деятельности;

речь воспитателя была ясной и эмоционально окрашенной;

педагог побуждал детей к проявлению инициативы и самостоятельности;

педагогом по возможности учитывались особенности каждого ребёнка (темп деятельности, эмоциональное состояние, уровень развития, темперамент);

воспитатель помогал детям контролировать поведение во время занятия, напоминал основные правила поведения;

педагогом соблюдались санитарные нормы и правила, безопасность детей (проветренное помещение, физкультминутка, безопасность материалов, инвентаря и пр., профилактика нарушений осанки).

стимулировать и поощрять индивидуальные достижения детей;

стараться «видеть» каждого ребёнка, слушать и слышать его ответы, предложения, высказывания.

источник

самоанализ интегрированного занятия в предшкольной подготовке

Анализ занятия «Путешествие в страну смешариков»

Занятие «Путешествие в страну смешариков» проводилось с подгруппой детей старшего дошкольного возраста.

Цель занятие подобного типа позволяет продолжить работу по развитию связной речи у дошкольников.

Отбор содержания непосредственно образовательной деятельности осуществляется с учетом федеральных государственных требований. Занятие построено с учетом принципа интеграции образовательных областей: коммуникация, познание, социализация, чтение художественной литературы,музыка, физическая культура. Содержание работы на занятии направлено на обогащение знаний детей о любимых мульгероях.

Логичность изложения содержания образования основана на поэтапном построении занятия, взаимосвязи этапов и четкости перехода от одного этапа к другому. Сюжет занятия построен в виде игровой ситуации «Путешествие …».

При планировании занятия учитывается принцип доступности содержания образования для воспитанников: игры, игровые упражнения, дидактические задания подобраны с учетом возрастных особенностей детей.

В предварительной работе использовались игры – загадки и песенка-инсценировка, просмотр презентаций, игры познавательного характера, которые способствовали поисковой активности, развитию речи, творческого воображения.

На организационном этапе был создан позитивный настрой у воспитанников для включения их в образовательную деятельность. Проведение этюда «Куда идем с друзьями мы!» эмоционально окрасило занятие. Воспитанникам было предложено отправиться в путешествие по стране смешариков, дети с интересом приняли игровой сюжет, настроились на совместную деятельность.

Главная задача основного этапа занятия – расширить знания детей о героях любимого мультфильма. В структуру занятия включены игры, упражнения, задания на развитие речевой и познавательной активности детей, творческих способностей, на расширение и активизацию словаря, связной речи.

Дидактическая игра «Помогите ёжику!» способствовала формированию умений отвечать на вопросы полными предложениями, расширению и активизации словаря детей.

Дидактическая игра «Подарок для Ёжика» направлена на развитие мыслительной деятельности, логики, связной речи.

Физминутка для глаз « Зарядка с Нюшей» была направлена на развитие умения координировать речь с движением. «Танцуем с веселыми зверушками»на развитие чувства ритма , координации движений.

Дети активно, с интересом принимали в них участие Работа с мнемологической таблицей формировала у детей интерес к заучиванию стихов; расширение словарного запаса, развитие связной речи дошкольников.

На заключительном этапе детям было предложено вспомнить, в какие игры они играли, путешествуя по стране, какие выполняли задания, что им было интересно и запомнилось больше всего. Участие каждого ребенка было отмечено похвалой, положительной оценкой. В конце занятия дети получили в подарок раскраску с героями любимого мультфильма и воздушный шар.

Детям было предложено домашнее задание: самостоятельно раскрасить персонажей и рассказать родителям сказку об этих героях или сочинить свою сказку.

Аппаратом для оценивания деятельности

воспитанников стала положительная индивидуально – дифференцированная оценка участия каждого ребенка, подводящая итог всего занятия.

Фактический ход занятия соответствовал запланированному времени. На протяжении всего занятия дети были активными, с удовольствием выполняли предложенные игры и упражнения.

Цель занятия достигнута. Использование игровых приемов способствовало проведению занятия в комфортной эмоционально – окрашенной обстановке.

источник

Татьяна Николаевна Лютая
Проведение анализа открытого занятия

Существует два вида открытого занятия. Первый – это самоанализ занятия воспитателем. Второй вид – это анализ присутствующих.

Если это открытое занятие, где присутствовали воспитатели с других групп, учителя, то следует исходить из цели этого занятия.

Для каждой цели есть свой алгоритм просмотра. Обмен мыслями во время анализа просмотренного занятия прекрасная возможность повышения профессионального мастерства, не только того, кто его проводил, но, и присутствующих. Очень важно проанализировать занятие. Для этого предлагаем ориентированный алгоритм анализа занятия во время открытого просмотра.

Шаг 1. Оцениваем готовность детей к занятию

Во-первых, следует обратить внимание на то, как педагог объяснил детям присутствие посторонних на занятии, далее – на мотивацию последующей работы.

Шаг 2. Анализируем соответствие фактического содержания занятия поставленной цели

Необходимо проанализировать соответствие фактического содержания занятия (объем предложенного детям материала, его характер, употребление игр и упражнений) поставленной цели.

Шаг 3. Определяем эффективность организации детей на занятии

В соответствии с целью занятия следует определить эффективность организации детей на нем:

• выбор методов и приемов обучения с точки зрения придатности для реализации цели занятия;

• результативность способов стимулирования познавательной активности детей;

• оптимальность темпа речи воспитателя и темпа работы детей;

• способы привлечения концентрации внимания детей;

• использование приемов, препятствующих утомлению;

• уровень сформированности организационных умений и навыков.

Шаг 4. Анализируем ход занятия

Очень важно проанализировать предложенный ход (последовательность) работы на занятии, именно уместность:

• распределение времени на разные виды деятельности;

• смены разных видов деятельности, как по содержанию, так и по форме восприятия.

Шаг 5. Оцениваем структуру занятия и подаем качественную характеристику его отдельных элементов

Необходимо проанализировать соответствие выбранной структуры занятия относительно цели, а также мотивацию и последовательность каждого этапа занятия, логическую связь между ними. Следует оценивать мотивированный микроклимат занятия.

Шаг 6. Определяем стиль общения воспитателя, ведущего занятие

Одним из признаков успешности занятия является стиль общения педагога с детьми. Поэтому очень важно определить:

• стиль общения воспитателя с детьми, ведущего занятие;

• общую эмоциональную атмосферу общения;

• правильность и нормативность речи воспитателя;

• приемы стимулирования детей к взаимодействию.

Шаг 7. Анализируем употребляемые приемы формирования оценочно-контрольных действий

Систематическое обучение детей дошкольного возраста оценочно-контрольных действий дает возможность педагогу развить у них правильную речь, сформировать предпосылки учебной деятельности к школе. Поэтому важно проанализировать:

• стимулирует ли педагог детей к контролю и оцениванию речевой деятельности;

• создает ли ситуации взаимоконтроля.

Шаг 8. Осуществляем общее оценивание занятия

Наконец необходимо обобщить предыдущие выводы и осуществить оценивание занятия.

Путь к высокому мастерству педагогов — длительный и даже тернистый. Успех зависит от многих факторов. Во-первых, от их комплексной психолого-педагогической подготовки. Не менее важным является приобретение практического профессионального опята, обогащению которого является показательные открытые занятия в том числе.

А помощь старшего воспитателя в овладении техникой и технологией анализирования и посещения занятий своих коллег, является ключом усовершенствования педагогами собственного мастерства к самоанализу.

Анализ занятия во время открытого просмотра

Шаг 1 Оцениваем готовность детей к занятию

Шаг 2 Анализируем соответствие фактического содержания занятия поставленной цели

Шаг 3 Определяем эффективность организации детей на занятии

Шаг 4 Анализируем необходимость предложенного хода занятия

Шаг 5 Оцениваем структуру занятия и подаем качественную характеристику его отдельных элементов

Шаг 6 Определяем стиль общения воспитателя на занятии

Шаг 7 Анализируем использованные приемы формирования оценочно-контрольных действий

Шаг 8 Осуществляем общее оценивание занятия

Анализ группового занятия «Звуки [ш]-[ж]» Анализ группового занятия, проведенного студенткой …. в подготовительной группе детского сада № «» Занятие, проведенное студенткой ….по.

Анализ контрольно-итогового занятия по развитию речи во второй младшей группе Анализ контрольно-итогового занятия по развитию речи во второй младшей группе 1. Тема занятия: «Как зайчик свою сказку искал». 2. Воспитатель:.

Анализ открытого занятия для 2 класса «Из всех земных чудес мне милее русский лес» Анализ открытого занятия для 2 класса. Тема занятия «Изо всех земных чудес мне милее русский лес». Цели: формирование ответственного отношения.

Анализ открытого занятия НОД по ФЭМП в средней группе «На поиски клада» В своей работе я всегда стремилась доставлять детям удовольствие математикой, и в этом мне помогает программа «Занятия по формированию элементарных.

Анализ занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуки, буквы и слова» Возрастная группа: подготовительная к школе группа-подгруппа детей (8 человек) Цель: Совершенствовать умения различать на слух и в произношении.

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Звуко-буквенный анализ, синтез слов» Цели: Обучающие: 1. Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи: • развитие фонематических процессов; • формирование навыков анализа.

Конспект логопедического занятия «Звуко-буквенный анализ слов» Цели: 1. Повторить что такое звуки, буквы. 2. Упражнять в выделении гласных и согласных из слов. 3. Развивать навыки звукового анализа.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуковой анализ слов. Закрепление изученного материала» ЗАНЯТИЕ №13. Тема: «Звуковой анализ слов. Закрепление изученного материала». Цель занятия: закрепить знание изученных тем путём тренировочных.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуковой анализ слов. Моделирование односложных сов». (подготовительная группа). ЗАНЯТИЕ №11. Тема. Звуковой анализ слов. Моделирование односложных сов. Цель: закрепить умение выделять звуки в слове, давать им характеристику;.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуковой анализ слова [роза]» Цель: обобщение пройденного материала по звуковому анализу слова. Задачи: — отрабатывать способы определения гласных и согласных звуков;.

источник

Место данного занятия в системе занятий по теме

Тема занятия: «Земля — наш общий дом».

Соответствие материала занятия программе, возрастным особенностям детей данной группы: Материал занятия полностью соответствует возрастным особенностям детей данной возрастной группы.

Объем материала и его доступность для детей: Материал предоставлен в достаточном количестве и понятен детям.

Подготовленность данного занятия предыдущим обучением и связь с последующим: Данное занятие перекликается с предыдущем занятием и связанно с последующим.

Постановка цели и задач занятия

Цель: Дать элементарные представления о Земле, как о планете, о различных проявлениях жизни на Земле.

· познакомить детей с глобусом — моделью земного шара;

· дать элементарные представления детей о том, что Земля — наш общий дом, в котором живут звери, птицы, рыбы, насекомые, а человек — часть природы;

· развивать прослеживающую функцию глаза, мышечно-двигательные ощущения;

· развивать зрительное восприятие, зрительное внимание;

· развивать словесно-логическое и наглядно-образное мышление, память;

· развивать мелкую моторику пальцев рук.

Воспитательные: воспитывать интерес к занятию, умение слушать педагога, не перебивая, умение доводить начатое дело до конца, самостоятельность, умение работать в коллективе.

Адекватность выбора наглядного материала задачам занятия: Наглядный материал соответствовал теме занятия и поставленным задачам.

Количество детей, их поведение: На занятии присутствовало 17 детей. Дети себя вели раскрепощено, не обращая внимания на присутствующих.

Эстетическое оформление занятия, используемое оборудование, качество наглядных пособий и дидактического материала: Наглядный материал оформлен эстетично, качественно, реалистично.

Основные этапы, их логическая последовательность, четкость перехода от одного этапа к другому, продолжительность этапов занятия: В ходе занятия выделилось три этапа:

Читайте также:  Список бесплатных анализов для детей

1. Дидактическая игра «Чего не стало»

3. Дидактическая игра «Чего потерял художник»

4. Динамическая пауза «Мы — осенние листочки»

5. Дидактическая игра «Соедини по точкам»

Переход от одной части занятия к другой плавный, продолжительность каждой части не больше 2-4 минут.

Соотношение времени, отведенного на фронтальную и индивидуальную работу: 3:5, где 3 — индивидуальной, а 5 — время фронтальной работы.

Соответствие фактического хода занятия запланированному, отступления от плана, их причины: Занятие не отклонялось от конспекта, написанного дефектологом.

Реализация коррекционно-развивающих приемов обучения: Все планируемые коррекционно-развивающие приемы обучения были реализованы в ходе данного занятия.

Использование разнообразных форм активности детей (зрительной, речевой, двигательной, слуховой) с целью предупреждения утомляемости детей: В ходе занятия дефектолог менял виды активности детей: зрительную, речевую, двигательную и слуховую, с целью избегания переутомляемости детей.

Обеспечение положительного эмоционального фона в процессе занятия и интереса детей к заданиям: В ходе занятия дети испытывали положительные эмоции и проявляли интерес к заданиям специалиста.

Использование различных видов вопросов (наводящие, альтернативные, поисковые): Дефектолог использовал наводящие и поисковые вопросы.

Форма подведения итогов занятия, оценка деятельности детей: Педагог дает общую оценку работы группы, выделяет наиболее активных детей.

Особенности познавательной деятельности детей на занятии

Степень проявления интереса: Все дети были заинтересованы ходом занятия.

Устойчивость внимания в начале занятия, на его отдельных этапах и в конце занятия: Внимание у детей в ходе занятия было устойчивым на протяжении всех его частей.

Возможности переключения внимания от одного вида деятельности к другому: В ходе занятия всем детям была дана возможность переключать своё внимание от одного вида деятельности к другому. Этому способствовало большое количество дидактических игр.

Достижение целей: Все поставленные цели были успешно достигнуты.

Эффективность использованных методов, приемов: Используемые методы и приемы (показ, игра, совместные действия с ребенком) были эффективны.

Характер деятельности детей в процессе занятия (степень самостоятельности, уровень активности, темп работы): Все дети в ходе занятия были активны, задания выполняли самостоятельно.

Выводы: Занятие не отклонялось от намеченного конспекта. Все поставленные цели и задачи были достигнуты. Материал излагался в доступной для детей форме, подкреплялся дидактическими играми. Дети были заинтересованы ходом занятия, интерес сохранялся на протяжении всего занятия.

источник

Анализ обучающего и развивающего занятия в детском саду.doc — Анализ обучающего и развивающего занятия в детском саду

Как провести анализ обучающего и развивающего
занятия в детском саду
Зачем нужно анализировать занятия воспитателю в детском
саду? Во-первых, для отчетности. Обычно воспитателю,
разрабатывающему методику урока, требуется написать анализ
проведенного занятия и сдать его методисту. Во-вторых,
описывать занятие полезно для самоконтроля, перед проверкой
начальства и открытыми уроками.
Благодаря анализу занятий можно понять, выполнили ли вы
цель занятия, было ли оно полезно малышам, правильно ли вы
их оценивали.
Анализ различных видов занятий с дошкольниками
Занятия с дошкольниками в детском саду обычно несут
определенную цель. Они могут быть обучающими или
развивающими. Дети на игровых обучающих уроках с
воспитателями получают необходимые навыки о внешнем мире,
а также знания и умения. Например, о том, какие бывают
цвета, как звучат буквы.
Развивающее занятие направлено на то, что малыши будут
самостоятельно учиться добывать знания. К таким урокам
относятся беседы с воспитателям о только что прошедшей
прогулке, рисование с помощью цветного песка, лепка с
помощью пластилина и так далее. Такие занятия направлены
на самостоятельное исследование ребенком окружающей среды
и стимулируют его находить ответы на свои вопросы во время
развивающей игры.
В детсаду полезно использовать как развивающие, так и
обучающие занятия. Однако строятся они по разным схемам, и
анализ таких занятий отличается друг от друга.
Обучающее занятие
Анализ обучающего занятия обычно строится вокруг
образовательной цели. Преподаватель, в первую очередь,
должен понять, есть ли в его схеме урока три части —
мотивация, вовлечение, осмысление.
Воспитатель, когда пишет анализ занятия, должен понять:
1. Получилось ли мотивировать каждого ребенка к
обучению?

2. Какие из приемов мотивации были наиболее успешными?
3. Сколько времени вы уделили учебному материалу? Из
каких частей состояло занятие?
4. Насколько доступно был представлен материал, какие
педагогические приемы были использованы?
5. Были ли действия детей как-либо вами оценены? Не
чувствовали ли себя некоторые дети ущемленными,
получая невысокие оценки?
6. Помогли ли итоги и выставление оценок повысить интерес
к теме урока?
7. Какие виды мышления развивались на этом занятии?
8. Каковы итоги обучения (через неделю научились ли дети
выполнять то, что было предложено преподавателем)?
9. Оцените общий эмоциональный климат занятия.
Развивающее занятие
Развивающее занятие имеет познавательную цель. Несмотря на
то, что три части у него такие же (мотивация — вовлечение —
осмысление), анализ занятия строится иначе.
Воспитатель ищет ответы на следующие вопросы:
1. Получилось ли заинтересовать детей вначале занятия?
2. Насколько благоприятным был психологический климат
развивающего занятия, были ли дети эмоционально
вовлечены в урок?
3. Правильным ли была подача материала: сколько времени
выполнял действия воспитатель, сколько — дети.
4. Все ли дети были вовлечены?
5. Заинтересовались ли дети предложенным видом
деятельности?
6. Проявились ли творческие способности?
Структурный анализ занятия в детском саду
Также иногда воспитателю и методисту требуется провести
структурный анализ занятия. Обычно он нужен для отчета
вышестоящим лицам. Такой анализ пишется в свободной
форме, однако, в отчет следует внедрить несколько
обязательных частей.
А здесь можно узнать про экологические проекты в детском
саду.
Во-первых, надо представить план самого занятия с четкой
взаимосвязью между этапами. Далее надо определить, какие

части занятия направлены на решения конкретных целей
(мотивировать, вовлечь, научить и так далее).
Анализируя занятие,
надо пояснить целесообразность
использования времени во время каждого из этапов. А в конце
следует определить, все ли цели были выполнены.
Анализ на открытом уроке
Иногда анализ занятия проводит не воспитатель, а
контролирующие органы. Например, во время открытого урока.
В этом случае исследуется не сам урок, а способность
воспитателя работать с детьми, психологический климат в
группе, поведение, эмоциональное восприятие детей.
Если воспитатель сам проводил анализ своего занятия
самостоятельно до прихода его начальников на открытый урок,
он проверку пройдет.
Ведь анализ урока позволит
структурировать его, найти все ошибки и недоработки заранее.
Методическая разработка по теме:
АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ
Любое направление работы с детьми в дошкольном
образовательном учреждении предусматривает как специально
организованные форм обучения, то есть занятия, так и
организацию деятельности детей вне занятий.
Скачать:
Предварительный просмотр:
АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ
Любое направление работы с детьми в дошкольном
образовательном учреждении предусматривает как специально
организованные форм обучения, то есть занятия, так и
организацию деятельности детей вне занятий.
Поэтому одной из форм тематического контроля обязательно
будет посещение старшим воспитателем занятий с детьми и их
последующий грамотный анализ. Эта форма контроля особенно
важна потому, что позволяет проверяющему составить мнение
не только о знаниях, умениях и навыках приобретенных детьми,
но и о профессионализме воспитателя

Алгоритм педагогического анализа занятия предложен А.Ш
Троян. Он включает четыре этапа:
1-й этап.
1. Предварительный этап сбора информации для анализа.
1.1. Изучение плана воспитателя:
а) Какое место занимает данное занятие в системе занятий.
б) Вид, тип, тема занятия.
в) Усвоение детьми программного материала на предыдущих
занятиях (учет).
г) Программное содержание данного занятия.
1.2. Изучение записей предыдущих посещений занятий данного
вида, определение главного звена, направления анализа.
1.3. Беседа с воспитателем (уточнение данных, полученных в
ходе изучения планов, записей посещения).
1.4. Наблюдение занятия, фиксация его хода по определенной
схеме (удобной для наблюдателя).
1.5. Беседа с детьми — уточнение усвоения ими программного
содержания занятия.
1.6. Беседа с воспитателем — уточнение полученных данных.
2–й этап.
2. Характеристика элементов занятия.
2.1. Характеристика программного содержания:
а) Соответствие задач программе группы.
б) Соответствие задач уровню развития детей.
в) Объем программного материала.
2.2. Характеристика деятельности воспитателя:
а) Выделить приемы, используемые воспитателем для решения
каждой из поставленных задач.

б) Оценить соответствие приемов возрасту детей, типу занятия,
требованиям методики.
в) Учебные навыки детей.
2.4. Характеристика условий проведения занятия.
Санитарно-гигиенические:
а)
соответствие требованиям.
выделить,
оценить их
б) Материальные.
в) Организационно-педагогические.
3-й этап.
Характеристика связей между элементами,
3.
взаимодействие.
их
3.1. Характеристика связей между типом, видом, темой занятия
и программным содержанием:
а) Соответствует ли программное содержание типу занятия:
позволяет ли тип занятия реализовать данное программное
содержание.
б) Соответствует ли программное содержание теме занятия:
дает ли тема занятия возможность для реализации
программного содержания.
3.2. Характеристика связи между программным содержанием и
деятельностью воспитателя:
а) Предусмотрены ли приемы для решения каждой задачи.
б) Возможно ли данной совокупностью приемов полно и
качественно решить каждую из поставленных задач.
3.3. Характеристика связи между программным содержанием и
деятельностью детей: оценить, насколько данное занятие
обеспечило развитие, обучение и воспитание детей. Для
получения такой оценки необходимо сот ставить, сравнить
данные пп. 1.1, 2.1 с усвоением программного содержал детьми
(п. 2.3).
3.4. Характеристика связи между программным содержанием и
условиями проведения занятия: сопоставить п. 2.4 и п. 2.1.

3.5. Характеристика связи между деятельностью воспитателя и
деятельностью детей.
а) Сопоставитьп.2.3 и п.2.2 и на этой основе оценить
результативность методики занятия.
б) Сопоставить приемы воспитателя, тон его речи, особенности
его поведения с особенностями поведения детей.
в) Оценить, умеет ли воспитатель контролировать и
анализировать деятельность детей, и на этой основе
корректировать свои действия, применение приемов.
3.6. Характеристика связи между деятельностью воспитателя и
условиями проведения занятия: сопоставить п. 2.2 и п. 2.4.
3.7. Характеристика связи между условиями проведения
занятия и деятельностью детей.
4-й этап.
4. Формулировка выводов и предложений.
4.1. Получить общую оценку, для чего сопоставить
характеристики пп. 2.1, 2.3 3.1 и 3.3.
4.2. Выбрать из совокупности всей имеющейся информации
наиболее существенные факты, аргументирующие полученную
оценку.
4.3. Выделить причины, определяющие данную оценку, для
чего обратиться к пп. 2.2, 2.4, 3.2, 3.3, 3.4, 3.5, 3.6, 3.7.
4.4. На основании оценки и причин, определивших ее,
сформулировать предложения и рекомендации.
Алгоритм анализа занятия расписан очень подробно. Но это не
должно пугать практикующих старших воспитателей. Нужно
очень немного времени, чтобы применение этого алгоритма
вошло в систему. Тогда уже все его пункты будут
осуществляться автоматически.
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций
создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в
него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:
Требования к современному занятию Занятие
Обязательные составляющие занятия: Цель, задачиТип, вид
занятияСтруктура
приемы
Целеполагание Занятие одноХарактер занятия Структура
занятия От раздела программы (образовательной области)От
типа и вида занятия Совместное подведение итогов,
выдвижение гипотез
части)Методы,
(этапы,

Снятие напряжения (эмоционального, интеллектуального,
физического)-Создание условий для свободного творчества
ребенка
Заключительная часть
Совместное определение значимых проблем, выдвижение
гипотез,
Управление
самостоятельным поиском
дополнительная
мотивация.

Развитие определенных

способностей ребенка
(интеллектуальных, художественных, социальных и др.)-
Формирование определенных умений (умение решать задачи
определенного типа, работать в группе, создавать свои
произведения разного жанра и т.д.)

Основная часть
Создание проблемной ситуации
— Эмоциональное включение ребенка в занятие. Активизация
его познавательных процессов и восприятия.- Мотивация.
Вводная часть (разминка)
Основное содержание развивающего занятия
Основное содержание обучающего занятия
Этап занятия

занятия
Структура
ИнтегрированныеКомбинированные
КомплексныеТрадиционные Метод — способ упорядоченной
взаимосвязанной деятельности педагога и ребенка,
направленных на решение задач образования (система
занятия
Вид
тип

действий ведущих к цели) При выборе метода необходимо
учитывать: Содержание разделаЦели и задачиВозможности
детей (возрастные, уровень подготовленности, особенности
группы)Возможность педагога (опыт, владение технологиями)
Рекомендации в организациипроведения занятия «не
активностьПространство
навреди»СаНПиНДвигательная
Соответствие
группы
результативностиСоответствие
и
целиВзаимосвязь всех частей занятия
По теме:
Данный материал поможет провести анализ занятия у
педагогов детского сада. В приложениях схемы, помогающие
провести данную работу.
Методическая копилка
ПРОСМОТР
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЗАНЯТИЙ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ
содержания
теме

Воспитательно-образовательное значение каждого занятия
определяется правильным отбором программного содержания,
хорошей организацией, подготовкой воспитателя, наличием
соответствующего оборудования и изобразительных
материалов, четким руководством деятельностью детей.
Полноценная учебная или творческая деятельность детей на
занятии зависит от качества всей предшествующей работы, а
также от подготовки их к данному конкретному занятию.
Подготовительная работ а должна соответствовать содержанию
предстоящего занятия:
• перед сюжетно­тематическим рисованием можно провести экскурсии для ознакомления
с окружающим, прочитать художественное произведение, показать детям иллюстрации,
репродукции, связанные с темой занятия, провести беседу, показать диафильм, удачные
детские рисунки и т.д.
• перед декоративным рисованием в старших группах целесообразно показать образцы
народного прикладного искусства, иллюстрации, детские рисунки, провести беседу,
дидактическую игру «Узнай по описанию», игры с декоративной мозаикой и т. д.
• перед занятиями лепкой познакомить со скульптурой малых форм, предложить детям
подобрать картинку с изображением животных, которых они будут лепить, выполнить
эскиз декоративной пластины и т. д.
В подготовку к занятию входит также самостоятельное
тонирование бумаги, выполнение заготовок для аппликации,
конструирования. О содержании предварительной работы

методист узнает из краткой беседы с воспитателем. Методист
выясняет, правильно ли воспитатель понимает программные
задачи, знакомится с планом занятия, просматривает конспект,
отмечает наличие изобразительного материала и правильность
его размещения на столах.
Во время просмотра занятия методист отмечает следующие
моменты:
• Начало занятия (3—5 мин). Приемы, с помощью которых воспитатель переключил детей
с игры на занятие.
• Далее оценивается содержание и методика первой части занятия — постановка перед
детьми изобразительных задач и объяснение способов работы. Следует отметить, какими
приемами была вызвана умственная и речевая активность детей, их интерес к занятию (в
младших группах — использование игровых приемов, потешек, в старших— опора на
имеющийся у детей опыт, чтение отрывков из песен, стихов, сказок и т. д.).
• Целенаправленность объяснения, четкость и конкретность пояснений, вопросов к детям.
• Выделение этапов выполнения работы.
• Проверка усвоения детьми объяснений с помощью контрольных вопросов (например, в
какой последовательности дети будут изображать предмет, какие выполнят действия).
• Опора при объяснении на наглядный материал — натуру, образец. Качество показа
воспитателем приемов изображения предмета (если таковой имел место на занятии).
• Длительность объяснений или указаний к предстоящей работе. (Следует помнить, что
всю подготовительную работу воспитатель должен проводить до занятия.)
• Как дети приступили к выполнению работы: сколько начали рисовать (лепить) сразу
после объяснения воспитателя, сколько обдумывали, затруднялись.
• Задавали ли дети вопросы воспитателю, о чем они спрашивали.
• Добивался ли воспитатель в ходе занятий выполнения поставленных задач, использовал
ли индивидуальный подход. Какие указания, советы давал воспитатель отдельным детям.
• Предупреждались ли ошибки путем своевременного напоминания о наиболее трудных
элементах задания. Какими приемами воспитатель побуждал занимающихся к самооценке
и самоконтролю.
• Целесообразность даваемых указаний и проверка качества их исполнения.
• Были ли дети, оказавшиеся вне поля зрения воспитателя.
• Побуждал ли воспитатель детей самостоятельно использовать приобретенные знания,
умения и навыки, работать творчески. Замечал ли воспитатель неправильную посадку и
неправильную позу и исправлял ли их. Как дети держат карандаш (кисть, ножницы и т. д.) и
правильно ли ими пользуются.
• Какими техническими навыками и умениями владеют (см. соответствующие требования
программы).
• Что делал воспитатель, чтобы усовершенствовать умения и навыки отдельных детей.
• Сколько занимающихся своевременно закончили работу, сколько раньше, сколько не
закончили.
• Сколько времени дети потратили на выполнение работы.
• Предусмотрел ли воспитатель в конце занятия просмотр детских работ и как он был
организован (коллективный анализ, взаимный анализ, самооценка).
• Привлекались ли дети к анализу выполненных работ, какими критериями пользовались
они при оценке работ, выполненных с натуры, по образцу, по воображению.
• Отражает ли эта оценка требования программы вообще и задачи данного занятия.

Читайте также:  Список анализов для госпитализации детей

• Правильно ли пользуются дети словами, определяющими свойства предметов, цветовые
оттенки, изобразительные и технические приемы.
• Сколько времени занял просмотр детских работ.
АНАЛИЗ ЗАНЯТИЙ
• Соответствует ли содержание занятия программе данной возрастной группы, времени
года, изобразительным возможностям детей.
• Сочетание нового и знакомого детям, связь с предшествующими занятиями.
• Эмоционально­творческая, учебная нагрузка, воспитательное и познавательное значение
содержания занятия.
• Оценка организации занятия, качества материалов и наглядных пособий,
подготовленности детей и воспитателей (умение показывать приемы работы).
• Роль дежурных в подготовке занятия, сочетание работы дежурных с
самообслуживанием.
• Правильность и доступность объяснений воспитателя.
• Соответствие использованных приемов обучения виду занятия (например, в
декоративном рисовании используется образец в виде графического изображения, в
предметном — анализ натуры и показ способов ее изображения и т. д.), характеру
программных задач (новое или повторное содержание), возрасту детей (например, ведущим
приемом обучения детей младших групп является показ, в старших группах наряду с
наглядными приемами обучения большое значение приобретают точные словесные
инструкции, задания самостоятельно определить, каким способом и в какой
последовательности следует выполнять работу).
• Длительность занятия по этапам и в целом, причины задержки, если она имела место.
• Поведение детей на занятии: организованность, дисциплинированность,
самостоятельность, заинтересованность, наличие у них чувства времени, темп работы.
• Разбор детских работ: умение работать в соответствии с полученными указаниями,
технические и изобразительные умения и навыки, творческий подход к решению
поставленной задачи, тщательность или небрежность работы.
• Методист вместе с воспитателем просматривает и анализирует работы каждого ребенка,
выполненные на данном занятии.
В отдельных случаях (если качество работы ниже, чем у
большинства детей) необходимо просмотреть работы ребенка,
выполненные на предыдущих занятиях. При этом отмечается:
• соответствует ли работа предложенной теме и указаниям, закончил ли ребенок свою
работу
• есть ли сходство между изображением и действительным предметом (натурой, образцом)
• какие признаки предмета изображены: характерные или малосущественные или те и
другие
• правильно ли передано строение предмета (расположение его частей) передана ли
разница в размерах частей предмета
• воспроизводит ли ребенок окраску предмета реалистически. Что свидетельствует о
наблюдательности ребенка, о работе его воображения
• в чем проявилось отношение ребенка к изображаемому (в красочном оформлении
рисунка, в использовании размера, в динамике образов)
• как ребенок заполнил пространство листа бумаги

• имеются ли у ребенка представления о пространственном расположении предметов в
соответствии с их реальными и смысловыми связями (рядом, на расстоянии, перед, за,
выше, ниже и т. д.)
• самостоятельно ли ребенок воспроизвел содержание предложенной темы (для ответа на
этот вопрос необходимо сравнить рисунки всех детей группы)
• качество технических навыков и умений (правильно ли изображен контур предмета,
аккуратно ли закрашен рисунок, пользуется ли ребенок тонким концом кисти для
изображения мелких деталей,
• правильно ли воспроизведена форма предмета в лепке, сглажена ли поверхность, прочно
ли скреплены части, нет ли деформированных элементов
• правильно ли вырезан контур предмета, аккуратно ли наклеены части предмета.
Общая оценка занятия, положительные стороны и недостатки,
какие изменения целесообразно внести в методику данного
занятия.
традиционное,
нетрадиционное,
Как воспитатель выполнил поставленные задачи?
подготовка воспитателя (в том числе и гигиенические).
Материалы и оборудование.
Какой характер имеет занятие: развивающий или
обучающий, соответствует ли поставленным целям.
формы работы:
с
подгруппами детей, индивидуально, драматизация, КВН,
викторина и т. д.
средства обучения: наглядность, видео, картины, опорные
таблицы
приемы обучения и воспитания. игровой, художественное
слово и др. оценка деятельности детей, приемы
поощрения, вспомогательные вопросы, результат работы с
детьми.
создание условий для творческих возможностей детей
( развивающая среда).
владеет способом организации и проведения опытно-
экспериментальных, исследовательских действий.
какие анализаторы были задействованы, каким образом?
владеет ли воспитатель методикой проведения занятия.
интегрированность занятия, связь с другими занятиями.
(возможно занятие комплексное)
на формирование каких психических процессов
направлено занятие:
речь,
нравственное
воображение,
воля,
воспитание.
комфортно ли детям на данном занятии, каково
психологическое состояние воспитателя.
внимание,
эмоциональное,
мышление,
В ходе занятия применяются методы:

источник

Анализ занятий в детском саду должен проводиться регулярно. Если же речь идёт об открытом занятии, то разбор является обязательным условием проведения показательного урока. Ведь именно эта форма взаимодействия педагога и воспитанников позволяет взглянуть на образовательный процесс изнутри, а значит оценить не только конечный результат: знания, умения и навыки детей, но способы, которыми педагог их достигает. При этом проведение анализа требует также учёта определённых методических тонкостей.

Открытое занятие в детском саду проводится с целью продемонстрировать педагогическое мастерство воспитателя в работе с детьми. В частности, показать разнообразные приёмы, используемые для реализации поставленных образовательных задач. С другой стороны, показательные уроки позволяют увидеть прогресс в развитии, обучении и воспитании малышей. Для того чтобы соотнести эти задачи проводится анализ открытого занятия. Кроме того, разбор открытого занятия позволяет достичь ещё целого ряда целей.

    Оценить уровень подготовки урока. Как театр начинается с вешалки, так и подготовка показательного занятия начинается с выбора подходящего оборудования и материалов. Важно понимать, что если на уроке предполагается раскрашивание шаблона и одному-двум малышам этих картинок не хватит, всё впечатление от занятия, насколько бы методически разнообразным оно ни было, будет потеряно.

Каждый этап урока, особенно игровой, должен сопровождаться подходящим оборудованием, тогда занятие будет ярким, запоминающимся

  • Провести мониторинг готовности детей к школе. Это, конечно, не открытое тестирование, а по большей части наблюдение за тем, насколько хорошо малыши ориентируются в материале, воспринимают организованную структуру занятия и следуют ей. Причём такого рода оценка проводится не только с детьми подготовительной к школе группе, но и с другими дошколятами, ведь нацеливание на дальнейшее обучение в школе в разных видах происходит уже в первой младшей группе (например, задавать вопросы по очереди, следовать расписанию образовательного процесса и т.д.).
  • Проанализировать структуру занятия. То есть логичность всех этапов: вводного, основного и заключительного, а также переходы одного в другой. Если в вводной части педагог не оговорил тему и не представил героя, который будет её «проводником» для малышей, то начинать основной этап с задания из уст этого персонажа будет неуместно — дети попросту не поймут, что от них требуется, а главное, почему это нужно сделать (самый важный и актуальный вопрос для дошколят).
  • Рассмотреть приёмы, использованные на занятии. При этом оценить, насколько каждый из них работает на реализацию поставленных целей и задач. Так, например, дидактическая игра «Четвёртый лишний» позволяет не только выяснить, насколько хорошо дети научились классифицировать предметы или явления по тем или иным признакам, но и понять, хорошо ли у них развито образное, логическое мышление, воспитали ли в них уважение и терпение к сверстникам, допускающим ошибки и пр.

    Словесные, наглядные, игровые и творческие приёмы должны грамотно сочетаться

  • Оценить уровень организации взаимодействия воспитателя с детьми. То есть хорошо ли воспитатель чувствует время занятия (укладывается ли в отведённые для каждого вида работы минуты), соответствует ли темп и тембр его речи нужному эмоциональному фону, насколько самостоятельны и активны ребята.
  • Выделить недостатки, если они есть, и указать пути их ликвидации.
  • Каждое занятие в детском саду, согласно указаниям Федерального государственного образовательного стандарта, подвергается самоанализу. Однако если обычно такой разбор проводится педагогом в свободной форме и сводит все анализируемые позиции к оценке «получилось — не получилось», то открытое занятие рассматривается детально.

    Кроме того, открытое занятие подразумевает присутствие гостей: методистов детского сада, коллег, представителей городского и/или регионального методического объединения работников дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), а также родителей. В связи с этим анализ показательного урока проводится присутствующими на нём педагогами:

    • коллегами — для обмена опытом,
    • учителями курирующих школ — для оценки готовности детей к школе,
    • начальством — для оценки качества работы воспитателя.

    Это интересно. В последние годы методисты отстаивают мнение, что на открытые занятия необходимо приглашать мам и пап, чтобы они могли увидеть своего ребёнка в рабочем процессе, во взаимодействии с педагогом и со сверстниками. А также такие визиты позволят привлечь семью в образовательный процесс.

    Родители обычно с удовольствием по возможности посещают открытые занятия, оказывая моральную поддержку своим чадам

    Итак, анализ открытого занятия может быть двух видов в зависимости от того, кто его делает:

    • самоанализ,
    • анализ присутствующими (в том числе и групповой разбор).

    Безусловно, алгоритм двух видов разбора будет немного отличаться. Если говорить в целом, то самоанализ будет более субъективным, ведь не зря же бытует мнение, что хороший урок для педагога — это родной ребёнок, которого и ругать-то жалко.

    Самоанализ — это своеобразный жанр разбора, который отличается субъективным подходом

    Разбор занятия автором призван:

    • обозначить успешные этапы,
    • соотнести полученные результаты с тем, что планировалось достичь,
    • оценить настрой детей (эта позиция очень важна, так как для малышей работа на публику непривычна, а, значит, могли возникнуть эмоциональные блоки).

    Эмоциональный фон — один из самых важных параметров оценки, ведь от него зависит продуктивность работы и детей, и воспитателя

    1. Указываем возраст детей и их количество на занятии.
    2. Обозначаем тему, цели и задачи.
    3. Описываем структуру занятия.
    4. Детально рассматриваем использованные приёмы (с указанием материалов и оборудования для каждого).
    5. Даём оценку уровня организации и эффективности выбранного содержания и формы (логичность, темп занятия, темп речи педагога, эмоциональность, уровень самостоятельности и активности детей).
    6. Перечисляем недостатки, указываем пути их разрешения.

    Самоанализ проводится по определённой схеме

    Даже при наличии алгоритма анализа на практике некоторые разборы более эмоциональны, субъективны, что зачастую выражается в отсутствии недостатков.

    Самоанализ комплексного занятия в средней группе «Путешествие в тридесятое царство к Ивану Царевичу»

    Занятие проводила с детьми средней группы, присутствовало 16 детей. У детей данной группы сформированы навыки учебной деятельности. Дети легко идут на контакт со взрослым. Умеют слышать и слушать воспитателя.

    Тема занятия: «Путешествие в тридесятое царство к Ивану царевичу». Это занятие комплексное, оно сочетает в себе образовательные области: познание, социализацию, труд, коммуникацию, художественную литературу, физическую культуру, художественное творчество и музыку. Разрабатывая данный конспект занятия, я прежде всего учитывала возрастные, психические, индивидуальные особенности детей средней группы Учитывая всё это, я наметила цель, задачи, содержание занятия, определила форму проведения, методы, приёмы и средства, необходимые для положительных результатов.

    Цель занятия обозначена как активизация умственных способностей детей, логического мышления, творческих способностей детей.

    Мною были поставлены следующие задачи: образовательные — учить творчески и инициативно подходить к решению проблемных задач, учить подбирать образные и противоположные по значению слова, развивающие — развивать аналитическое, эстетическое восприятие, устойчивое внимание, память, речь, воображение, продолжать развивать представления о геометрических фигурах, закреплять умение детей рисовать нетрадиционным способами (ватными палочками, оттиск пробкой), воспитательные — воспитывать нравственные качества: доброту, отзывчивость, желание помогать другим в ходе совместного обсуждения.

    Читайте также:  Список анализов для удаления аденоидов у детей

    В занятие внесла игровую мотивацию: путешествие в сказку.

    На занятии обучение строила как увлекательную проблемно-игровую деятельность. Путешествия в автобусе, дети выполняли различные задания. Такая деятельность создала положительный, эмоциональный фон процесса обучения, повысила речевую активность детей и сохраняла интерес на протяжении всего занятия.

    В ходе занятия я использовала наглядные, словесные и практические приёмы, направленные на применение речевых, познавательных, двигательных, практических навыков и умений и их совершенствование. Предложенные задания давались в порядке нарастающей сложности, что способствовало решению поставленных задач на развитие внимания, воображения, памяти, речи и художественно-эстетического восприятия. На протяжении всего занятия дети были доброжелательны, отзывчивы, помогали друг другу.

    Тип занятия — комплексный. Что способствует решению поставленных задач в комплексе.

    Все этапы занятия были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме и целям занятия. Смена вида деятельности на каждом этапе занятия позволила предотвратить утомляемость и пресыщаемость каким то одним видом дельности. Дети динамично переключались со словесных игр на игры с предметами и рисования.

    Для получения более высоких результатов деятельности детей были использованы разнообразные материалы: наглядные пособия, дидактический раздаточный материал, ИКТ. Наглядный материал соответствовал теме и цели занятия.

    На всех этапах занятия активизировалась речевая, познавательная, двигательная деятельность детей.

    На занятии использовались следующие методы: словесные (были использованы неоднократно) при создании игровой мотивации, решение проблемных ситуаций, диалог с Иваном-Царевичем, наглядные методы использовались на протяжении всего занятия в моментах рассматривания волшебной карты, геометрических фигур, образцов для рисования, практические методы — выполнение творческого задания (рисование перьев для Жар-птицы).

    Метод контроля и стимулирования в виде одобрения и похвалы.

    Использованные методы соответствовали изучаемому материалу и способам организации деятельности детей в соответствии с уровнем группы.

    Анализируя деятельность детей на занятии, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приёмы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения. Они были заинтересованы, внимательны, организованы. Детям предлагались задания, побуждающие их к решению поставленных задач. Побуждала к высказыванию детей нерешительных и стеснительных.

    Длительность занятия 20 мин, что соответствует нормам Сан ПИНа.

    Анализируя проведённое занятие, можно сказать, что поставленные задачи были успешно выполнены. Считаю, что занятие построено логично, а этапы занятия взаимосвязаны.

    Логичность построения занятия позволила провести его, не выходя за рамки времени, отведённого на выполнения задания.

    Думаю, что игровая мотивация вызвала интерес у детей и активность была достаточно высокая. Однако дети работали в своём темпе, творческое задание выполнили чуть позднее не из-за медлительности, а в силу своих индивидуальных возможностей. Хотя это не свидетельствует о том, что навыков и знаний у них меньше.

    Дети порадовали меня тем, что доброта детской души, их любознательность чувствовалась на протяжении всего занятия и в практической части занятия,

    По опросу детей после занятия было выявлено, что занятие детям понравилось, и они хотели бы поучаствовать в продолжении.

    Горюнова Т.В., воспитатель МКДОУ №5 «Алёнушка» с. Хороль, Приморский край

    https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/05/22/samoanaliz-zanyatiya

    Самоанализ требует детального рассмотрения каждого из использованных приёмов в рамках того или иного метода на конкретном этапе занятия.

    Презентуя самоанализ, не стоит забывать об оценке использования приёмов индивидуализации заданий

    Самоанализ занятия по развитию речи в старшей группе «Сказка в гости к нам приходит»

    На занятии «Сказка в гости к нам приходит» были поставлены следующие цели: развивать умение узнавать отдельные сказки по характерным признакам и уметь их обыгрывать, активизировать речь, обогащать словарный запас, учить подбирать слова-антонимы, определяющие героев, поддерживать интерес к сказкам, способствовать воспитанию нравственных качеств детей, вызвать сочувствие, сопереживание, желание прийти на помощь.

    Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Физическая культура», «Музыка».

    Предварительная работа: чтение сказок о животных, волшебных, социально-бытовых сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, беседа по сказкам, чтение пословиц, игры драматизации по сказкам.

    Непосредственно-образовательная деятельность (далее по тексту НОД) проводилась с группой детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет.

    Непосредственно образовательная деятельность состояла из трёх взаимосвязанных между собой частей, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как каждая часть непосредственно-образовательной деятельности направлена на решение определённых задач и предлагает выбор методов и приёмов.

    Вводная часть организация детей, мотивация к предстоящей деятельности. На организационном этапе НОД был применён проблемно-ситуационный метод. Детям было предложено отправиться в сказочную страну.

    Основная часть НОД представляла собой специально организованную и самостоятельную деятельность детей, направленную на решение поставленных задач.

    В ходе всего НОД создавала проблемные ситуации, спасение героев сказок от Змея Горыныча.

    В заключительной части НОД использовала также игровую проблемную ситуацию — возвращение в группу с помощью счёта на ковре самолёте, были сюрпризные моменты, это персонажи из сказок (Баба-Яга и Золушка), памятные сувениры (книги). Закрепила положительные результаты занятия словесным поощрением.

    Для реализации каждой задачи я подобрала приёмы, которые помогли их решить. Приёмы были основаны на игровых ситуациях, в которых я старалась закреплять знания детей о сказках.

    В работе с детьми использовала беседу, вопросы к детям на сообразительность и логическое мышление — всё это способствовало эффективности НОД, мыслительной деятельности и познавательному развитию детей.

    Материал для НОД был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. Они были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Все это подтверждают результаты деятельности.

    Все элементы НОД логически между собой объединены общей темой.

    Данная структура занятия вполне оправдана. Так как каждая часть занятия направлена на решение определённых педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приёмов. Содержание занятия соответствовало поставленным задачам.

    Деятельность на НОД характеризуется как совместная, индивидуальная.

    На НОД я применяла следующие формы работы: фронтальную, индивидуальную, групповую.

    Были использованы следующие методы: словесные (вопросы к детям, уточнение, поощрение, подбор слов-антонимов), наглядно-демонстрационный (изображение персонажей сказок, предметов, с которыми они ассоциируются), практические (пальчиковая гимнастика «Любимые сказки», пазлы героев сказок, физкультминутка по сказке, раскладывание зёрнышек, психогимнастика «Колобок»), игровые (путешествие в сказочную страну, помощь героям сказок), а также методы контроля (анализ выполненных заданий), оценены результаты деятельности с помощью памятных сувениров (книг).

    Методы включают в себя систему приёмов, которые объединяются для решения обучающих задач. Приёмы (пояснения, указания, показ, команды, игровой приём, художественное слово, поощрение, помощь ребёнку, анализ, вводная беседа) направлены на оптимизацию индивидуального развития каждого ребёнка.

    Я считаю, что выбранная мной форма организации непосредственной образовательной деятельности детей была достаточно эффективной, динамичной. Старалась соблюдать нормы педагогической этики и такта. Считаю, что поставленные в непосредственно образовательной деятельности задачи были выполнены. НОД своей цели достигло.

    Акинина Н.А., воспитатель МБДОУ №1 «Тополёк», с. Самарское, Азовский район, Ростовская область

    https://multiurok.ru/files/samoanaliz-otkrytogho-zaniatiia-po-fgos-2016gh.html

    Для оценки практической пользы проведённого показательного занятия, методической подкованности педагога используется план, который структурно напоминает самоанализ.

    Это интересно. План анализа присутствующими открытого занятия не отличается от разбора обычного урока.

    Анализ присутствующими полезен для гостей тем, что он работает на обогащение собственного методического опыта

    Этап Суть
    Оцениваем готовность детей к занятию. Обращаем внимание на то, как педагог объяснил детям присутствие посторонних на занятии, далее — на мотивацию последующей работы.
    Анализируем соответствие фактического содержания занятия поставленной цели. Необходимо проанализировать соответствие фактического содержания занятия (объём предложенного детям материала, его характер, употребление игр и упражнений) поставленной цели.
    Определяем эффективность организации детей. В соответствии с целью занятия следует определить эффективность организации детей на нём: выбор методов и приёмов обучения, с точки зрения пригодности для реализации цели занятия, результативность способов стимулирования познавательной активности детей, оптимальность темпа речи воспитателя и темпа работы детей, способы привлечения концентрации внимания детей, использование приёмов, препятствующих утомлению, уровень сформированности организационных умений и навыков.
    Анализируем ход занятия. Оценка уместности распределения времени на разные виды деятельности, смены разных видов деятельности как по содержанию, так и по форме восприятия.
    Оцениваем структуру занятия и подаём качественную характеристику его отдельных элементов. Необходимо проанализировать соответствие выбранной структуры занятия относительно цели, а также мотивацию и последовательность каждого этапа занятия, логическую связь между ними. Следует оценивать мотивированный микроклимат занятия.
    Анализируем употребляемые приёмы формирования оценочно-контрольных действий. Важно проанализировать стимулирует ли педагог детей к контролю и оцениванию речевой деятельности, создаёт ли ситуации взаимоконтроля.
    Осуществляем общее оценивание занятия. Необходимо обобщить предыдущие выводы и осуществить оценивание занятия.
    http://www.maam.ru/detskijsad/analiz-zanjatija-vo-vremja-provedenija-otkrytogo-zanjatija-analiz-zanjatija-analiz-otkrytogo-zanjatija.html

    Таблица: пример анализа занятия по развитию речи в подготовительной группе «Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята»

    Автор — Орлова Е.Е., старший воспитатель МБОУ «Вещевская ООШ», пос. Вещево, Ленинградская область.

    Общие сведения Возраст детей: 6–7 лет
    Воспитатель: *******
    Образовательная область: «Речевое развитие»
    Тема: Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята»
    Цель занятия: формировать у детей умение связно, последовательно, выразительно передавать литературный текст без помощи вопросов педагога.
    Цель занятия направлена на решение следующих задач:
    • образовательных — закреплять умение детей внимательно слушать литературный текст, отвечать на вопросы по содержанию текста, закреплять умение придумывать загадки, подбирать по смыслу названия качеств (прилагательные) и действий (глаголы), упражнять в умении громко и чётко произносить слова, отвечать на вопросы полным предложением.
    • развивающих — развивать интерес к речевым занятиям, развивать память, внимание, мышление.
    • воспитательных — воспитывать культуру поведения, дружелюбие, уважение друг к другу.

    Цель реализована в течение достаточного количества времени (35 минут), дети к решению данной цели подготовлены на предыдущих занятиях, цель соответствует возможностям и способностям детей.
    Интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников на занятии реализуется через обращение к опыту детей в других образовательных областях (познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие).
    Занятие соответствует: общим воспитательным и развивающим целям и задачам, уровню развития воспитанников, их возрастным особенностям, комплексно-тематическому принципу (тема данного занятия выбрана в контексте общей темы «Осень»).
    В ходе занятия реализуется совместная деятельность взрослого и детей, главной составляющей является взаимодействие.

    Наблюдение за ходом занятия Цели и задачи предстоящей деятельности были раскрыты перед воспитанниками достаточно убедительно, чётко и эмоционально.
    Работа проходила содержательно, интересно и организованно. Все дети были заинтересованы в овладении умением полно и близко к тексту пересказать прослушанное произведение.
    В ходе занятия воспитанники приобрели начальные знания разбиения текста на части (данное умение было сформировано с помощью последовательных тематических картинок), были закреплены умения различить единственное и множественное число, умение изменять слова с помощью окончаний и подбора окончаний в соответствии с родом и числом слов.
    В ходе занятия воспитанники показали умение контролировать свои ответы и ответы других детей, помогать друг другу при затруднениях с ответами. Дети продемонстрировали концентрацию внимания при прослушивании рассказа и довольно близкий к тексту пересказ.
    Использованные методы и приёмы В ходе занятия были использованы следующие методы и приёмы: сосредоточения и привлечения внимания, активизации речи и познавательной активности, активизации самостоятельности мышления, использование детского опыта, развитие творческих способностей, самоконтроль и взаимоконтроль.
    В ходе занятия была использована смена видов деятельности, соблюдена логика и обоснованность перехода от одного вида деятельности к другому.
    Вопросы педагога носили развивающий характер.
    На занятии использовались такие ТСО, как проектор с экраном. В ходе занятия была использована презентация, с помощью которой были визуализированы основные этапы занятия.
    Анализ деятельности воспитателя В ходе наблюдения за деятельностью воспитателя при проведении занятия выявлено следующее: с самого начала воспитатель привлёк внимание детей к теме занятия и удерживал внимание детей на протяжении всего времени образовательной деятельности, речь воспитателя была ясной и эмоционально окрашенной, педагог побуждал детей к проявлению инициативы и самостоятельности, педагогом по возможности учитывались особенности каждого ребёнка (темп деятельности, эмоциональное состояние, уровень развития, темперамент), воспитатель помогал детям контролировать поведение во время занятия, напоминал основные правила поведения, педагогом соблюдались санитарные нормы и правила, безопасность детей (проветренное помещение, физкультминутка, безопасность материалов, инвентаря и пр., профилактика нарушений осанки).
    Замечания, рекомендации Стимулировать и поощрять индивидуальные достижения детей, стараться «видеть» каждого ребёнка, слушать и слышать его ответы, предложения, высказывания.

    Суть этого разбора заключается в том, что гости, присутствующие на занятии, по очереди высказывают своё мнение относительно увиденного и услышанного, не придерживаясь чёткого плана. Такой способ анализа является субъективным, но полезным с позиции обмена опытом и мнениями. Иными словами, эта беседа — своеобразный мини-педсовет.

    Это интересно. С точки зрения продуктивности анализа, групповой разбор является менее результативным, так как каждый зритель выделяет что-то близкое и интересное для себя, но этот подход не позволяет увидеть цельную картинку. Поэтому методисты, даже применяя такой вид обсуждения, всё равно настаивают на самоанализе и анализе присутствующими по схеме.

    Родители могут поучаствовать в групповом обсуждении, выставив оценки в виде сердечек

    Видео: групповая форма анализа открытого занятия по патриотическому воспитанию на тему «Наша дружная семейка»

    Анализ открытого занятия проводится в двух видах: самим педагогом и гостями, присутствовавшими на уроке. При этом структура и одного, и другого разбора в целом одинакова, различия же заключаются больше в степени объективности, чем в подходе к анализу увиденного. Для разбора открытого занятия воспитателя, участвующего в конкурсе педмастерства, используется балльная шкала оценки каждого из этапов занятия, что упреждает субъективность в распределении призовых мест между участниками. Каждый из этих видов может дополняться групповым обсуждением показательного урока.

    источник