Меню Рубрики

Анализ рассказа дети капитана гранта

Что случилось бы с обществом, если в нем не нашлись бы люди, которые умеют мечтать? Наверное, оно до сих пор жило бы в каменном веке, поддерживало вечный огонь в глубокой пещере и охотилось за дикими зверями с палками и луками. Но, к счастью, фантазеры были, есть и будут! Это они ведут нас к прогрессу, увлекая за своей мечтой. И одним из таких мечтателей, фантастов, верящих в человека с большой буквы, является Жюль Верн.

Его имя знакомо нам еще с детской скамьи. Автор книги «Дети капитана Гранта», «Пятнадцатилетний капитан», «Двадцать тысяч лье под водой», «Таинственный остров», «Вокруг света за восемьдесят дней» и еще целого ряда прекрасных произведений, несомненно, человек необычный. Он не только прогнозировал будущее технического прогресса, но и детально работал над тем, чтобы его фантазии были научно обоснованы и возможны. Неудивительно, что все его летающие аппараты, подводные лодки и другие приспособления имеют место в нашей жизни.

Жюль Верн появился на свет 8 февраля 1828 года во французском Нанте, неподалеку от крупнейшего порта страны. Наверное, поэтому он так увлекся морем с детства. Предки были дворянами, но род Вернов походил от кельтов (по отцу) и шотландцев (по матери). Семья была многодетной, но образование мальчика было очень даже приличным. Однако мечтал Жюль о море, поэтому попытался устроиться на корабль. Отец снял его на берег в последний момент и буквально потребовал обещания, что такое не повторится. И молодой паренек сдержал свое слово: с тех пор о море он только мечтал. И вот сначала появились сонаты и стихи, посвященные кузине, которая его отвергла, потом пьесы, а потом и настоящие литературные шедевры.

Кто написал «Дети капитана Гранта»? Ответ на этот вопрос даст, пожалуй, каждый человек. Это произведение хоть и считается детским, имеет непредсказуемый и очень увлекательный сюжет. Книга написана понятным языком, а научные рассуждения и информация об окружающем мире настолько интересны, что их с упоением читают даже взрослые. Поэтому можно смело утверждать, что роман является лучшим из писательского наследия Жюля Верна.

Начинается книга рассказом о яхте «Дункан», которая принадлежит богатому шотландцу Эдуарду Гленарвану. Во время плаванья экипаж ловит акулу, в брюхе которой имелась записка. В ней на трех языках некий капитан Грант просит помощи: после гибели их судна («Британия») он с двумя матросами оказался на острове. Географические координаты этого клочка земли полностью прочесть не удалось, так как бумага была повреждена соленой водой. Но это не мешает благородным людям отправиться на поиски пропавших. Поскольку правительство отказывается снарядить спасательную операцию, лорд отправляет ее за собственный счет. В состав экспедиции входят дети капитана Гранта – дочь Мэри (шестнадцать лет) и сын Роберт (двенадцать лет), леди Гленарван, майор Мак-Наббс, капитан Джон Манглс, помощник капитана Том Остин и команда из двадцати трех человек, родом из Шотландии.

Кто написал «Дети капитана Гранта», мы уже выяснили. Теперь поговорим о дальнейшей судьбе яхты, после того как она вышла в плаванье из порта Глазго. На борту вдруг оказывается еще один пассажир, который перепутал корабли. Рассеянный ученый Жак Паганель решает присоединиться к поискам отважного капитана. Сначала «Дункан» держит путь в Патагонию, но когда путешественники пересекли эту землю по тридцать седьмой параллели, преодолев все препятствия, они не нашли там Гранта. Но зато везде встречали благородных людей, готовых оказать помощь в трудную минуту. В пампасах Аргентины они познакомились с туземцем по имени Талькав, который стал их проводником.

Потому как экипаж «Британии» не был найден в Южной Америке, Паганель предполагает, что в записке имелась в виду Австралия. Команда возвращается на «Дункан» и отправляется к зеленому континенту. Обследуя по пути острова, компания приплывает в Австралию. Там они быстро находят нужные следы: работник фермы Айртон служил некогда боцманом у капитана Гранта и видел крушение собственными глазами. Он вызвался показать место, где, как думал, погибла вся команда судна. Дети капитана Гранта и их помощники отправляются на восток материка, но оказывается, что Айртон обманул их, поскольку являлся главарем разбойников. Он хотел завладеть «Дунканом», а его пассажиров погубить. Чудом они избегают ужасной участи, а рассеянность Паганеля спасает корабль.

Очень увлекательная книга «Дети капитана Гранта»! Автор отправляет своих героев в Новую Зеландию, где их едва не съели аборигены. Но все же спасательная операция продолжается. Айртон рассказывает все, что знает, а за это Гленарван высаживает его на одном из островков Тихого океана. По счастливому совпадению остров Табор, расположенный на тридцать седьмой параллели, был приютом капитана Гранта и его людей. Выполнив свою миссию, «Дункан» возвращается домой. Хеппи-энд.

Романтиком и идеалистом был Ж. Верн, «Дети капитана Гранта» это доказывают. В книге мы видим разных героев, положительных и негативных. Персонажи второй категории являются истинными отбросами общества, готовыми на любое преступление ради наживы. Так и Айртон, он же главарь банды, готов был погубить практически три десятка человек, чтобы завладеть быстроходной яхтой шотландского лорда. Но что мы видим в конце? Триумф человеческого духа над злом, милосердия над плохими привычками! Лорд Гленарван соглашается с женой, которая просит отпустить Айртона взамен на правду, которую он расскажет. И хотя рассказ моряка не мог помочь в поисках пропавшего капитана, благородный мужчина сдерживает свое слово. Вместо суда и каторги, которые светили разбойнику, его высадили на остров. Таким образом, он получил прощение от команды и шанс на покаяние.

Кто написал «Дети капитана Гранта», читатель уже знает. И тот, кто любит творчество Жюля Верна, может вспомнить, что книга буквально наполнена интересной информацией об окружающем мире. Писатель рассказывает о повадках животных, о природе и ее явлениях, о климате материков и регионов, об их флоре и фауне, толкует о географии и истории. Это настоящая энциклопедия знаний из разных областей науки! И только уже за это стоит прочитать роман целиком.

Мы вкратце рассказали сюжет первой книги, вошедшей в великую трилогию, которую создал Жюль Верн. «Дети капитана Гранта» имеют продолжение. Это роман «Двадцать тысяч лье под водой», в котором рассказывается о приключениях удивительного капитана Немо, первого строителя подводной лодки под названием «Наутилус». И «Таинственный остров», в котором все возвращается на круги своя. То есть Айртон вновь становится нормальным членом общества (не без помощи других героев), а капитан Немо уносит тайну своего корабля в иной мир, правда, открыв людям некоторые свои секреты. И вновь, читая эти книги, восторгаешься идеалом настоящего человека, нарисованного великим фантастом.

Наверное, невозможно остаться безразличным к произведениям великого француза. Каждый, кто читал их, влюбляется навсегда. На них выросло не одно поколение, и можно смело утверждать, что вырастет еще не одно. Мы читаем и смотрим фильмы, снятые по мотивам романов Жюля Верна, учимся быть лучшими, стремимся к собственному идеалу.

Хотя правды ради нужно сказать, что отзывы о книге «Дети капитана Гранта», как и об остальных частях трилогии, не одинаковые. Конечно, в девятнадцатом веке это была смелая фантастика, в которую верилось с трудом. А сегодня – это совсем привычное явление. Но хочется сказать всем этим критикам, что книги предназначены для детей и тех, у кого еще живо детское восприятие, вера в чудеса, тяга к приключениям. И читать ее необходимо тем, кто хочет вернуть себе ощущение детства. Поэтому запомните на всю жизнь это имя и не спрашивайте, кто автор. «Дети капитана Гранта», как и другие романы неисправимого мечтателя Жюля Верна, — книга, стоящая вашего внимания.

источник

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РОМАНА

Ж. ВЕРНА «ДЕТИ КАПИТАНА ГРАНТА»

автор проекта: Трибулкина Елизавета

руководитель: Трибулкина Е. Ф.

ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И ИХ ВИДЫ …………………………………………………………………………………….5

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РОМАНА Ж.ВЕРНА «ДЕТИ КАПИТАНА ГРАНТА»………………………………………………………..8

ВЛИЯНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ НА ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ КРУГОЗОР УЧАЩИХСЯ…………………………..12

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………20

Как известно, в географии описательный элемент, представляемый словом, играет огромную роль, что отражено в самом названии науки. Описания путешествий были вкладом не только в географию, но и в литературу. Их читали как приключенческие романы. Соответственно и художественное произведение может стать источником географических знаний, формируя красочный, запоминающийся образ территории и помогая преодолеть барьер академической сухости учебников.

Кроме того, художественное слово Мастера – поэта, писателя, образное и яркое, западающее в душу, расширяет возможности не только в формировании географической картины мира, но и в развитии всех компонентов личностного потенциала учащихся.

Для географических исследований рекомендуются в первую очередь широко известные произведения знаменитых путешественников, исследователей и писателей: В. А. Обручева, В. К. Арсеньева, М. М. Пришвина, Н. М. Пржевальского, Н. Н. Миклухо-Маклая, А. Е. Ферсмана и других. Их книги вошли в золотой фонд географической литературы. Большой интерес представляют и произведения зарубежных путешественников: Ф. Нансена, Р. Амундсена, Т. Хейердала и других. Большое место среди книг по географии занимают научно-популярные монографии о природе и хозяйстве зарубежных стран. Очень интересные статьи с самым разнообразным географическим содержанием печатаются на страницах газет и журналов. Анализируя эти книги, учащиеся говорят не только об их географическом содержании, но и об их литературно-художественных достоинствах.

Особое значение для географического исследования представляют романы Жюля Верна. Годы жизни писателя были годами величайших открытий, годами грандиозных переворотов в науке и технике. В книгах Ж. Верна можно найти описание почти всего земного шара. Так, в десяти романах действие происходит в Европе; в четырех – в Азии; семь романов переносят нас в Африку; три – в Австралию; девять – в Америку; три – в Арктику и Антарктиду. Открытый океан – место действия шести романов Жюля Верна. В пяти книгах он описывает кругосветные путешествия. Герои романов в курсе всех естественных наук: географии, геологии, метеорологии, палеонтологии, биологии, астрономии, физики, химии.

Знаменитый французский писатель Жюль Верн (1828—1905) почти всю свою творческую жизнь посвятил созданию многотомной серии романов «Необыкновенные путешествия». Заглавие серии было выбрано, разумеется, не случайно. В каждом романе, независимо от темы и сюжета, перед читателем развертывается пестрая географическая панорама.

Героев Жюля Верна, всегда находящихся в пути, на каждом шагу подстерегают всевозможные препятствия и опасности, обусловленные особенностями природы и нравами обитателей той или иной страны.

Красочные описания природы, многочисленные отступления на исторические и географические темы органически вплетаются в пеструю ткань приключенческого сюжета. Отсюда — первостепенная роль географии в романах Жюля Верна, которые являются не просто приключенческими, а приключенческо-географическими.

«Я поставил своей целью описать в «Необыкновенных путешествиях» весь земной шар», — говорил Жюль Верн. И он действительно выполнил эту грандиозную задачу: на карте мира почти не осталось таких областей, где не побывали бы его любознательные герои. Стремясь охватить в «Необыкновенных путешествиях» все страны и все народы, все моря и океаны, растительный и животный мир всего земного шара, Жюль Верн создал единственную в своем роде географическую эпопею, какой еще не было до него в художественной литературе. «Необыкновенные путешествия» Жюля Верна — труд писателя и ученого, талантливого романиста и блестящего популяризатора.

«Дети капитана Гранта» — это своеобразный географический очерк всей Земли, ведь путешествия главных героев романа разнообразны и совершенно неожиданны. Яркими красками в романе изображены флора и фауна Южной Америки, Австралии, Новой Зеландия. Писатель выразительно показывает, в каком положении оказалось коренное население описываемых стран, попавшее под владычество колонизаторов. Ключевой характеристикой этого произведения можно назвать то, что герои Верна постоянно делают какие-то открытия, как и географические, так и технологические. В этом и невероятная особенность романов Верна – мир, который он изображает в своих произведениях, как будто опережает то время, в котором жил сам писатель. Сюжет произведения заключается в поисках загадочного и мужественного капитана Гранта на основе выловленной из моря записке, в которой были указаны обрывочные сведения о кораблекрушении.

Все выше изложенное определило актуальность, цель и задачи исследования.

Цель исследования: провести географическое исследование маршрута поиска капитана Гранта в произведении Ж.Верна «Дети капитана Гранта».

Объект исследования: роман Ж.Верна «Дети капитана Гранта».

Предмет исследования: маршрут поиска капитана Гранта вдоль параллели 37 градусов 11 минут.

Мы предполагаем, что (гипотеза исследования): географический кругозор учащихся расшириться в результате проведенного географического исследования романа.

Для достижения поставленной цели в соответствии с гипотезой были определены следующие задачи исследования:

Проанализировать маршрут поиска капитана Гранта вдоль параллели 37 градусов 11 минут.

Отобрать наиболее наглядные и интересные географические объекты, процессы и явления для создания карты маршрута.

Разработать карту маршрута, список объектов, процессов и явлений, указанных в романе, и проверить эффективность влияния проведенного исследования на формирование географического кругозора.

Проектный продукт: карта маршрута поиска капитана Гранта; список объектов, процессов и явлений, указанных в романе.

При исследовании применялись следующие методы: теоретические (анализ текста романа), эмпирические (наблюдение, интервью, анкетирование), картографические.

Практическая значимость. Результаты исследования можно использовать на уроках географии, литературы и во внеурочной деятельности.

Источниками информации служат учебники, географические справочники и энциклопедии, карты и атласы. Насыщенные информацией географические журналы и газеты.

Много нового можно узнать из радио- и телепередач: прогнозы погоды, сообщения о стихийных бедствиях, природные диковинки, культуру населения разных стран и т. п. Сейчас для получения необходимых географических знаний пользуются услугами Интернета.

Чтобы получить географические сведения и знания пользуются различными методами. Древнейшим является описательный метод исследования. Он заключается в описании объекта. Этот метод и сейчас является одним из самых основных.

Исторический метод позволяет выяснить, как возникли и развивались во времени объекты и явления. Литературный метод заключается в изучении литературы – всего, что уже написано по данной теме. Картографический метод исследования состоит в определении местонахождения объектов и нанесение их на карту. Умело читая географические карты, исследователь может получить много необходимой информации. К новым методам относится аэрокосмический и моделирования.

Читайте также:  Звуковой анализ слов задание для детей

Географы выделяют источники первичной и вторичной географической информации. Вместе они обеспечивают полноценные географические знания.

Первичные источники географических знаний связаны с общественно-географическими полевыми исследованиями, когда объекты изучаются прямо на местности благодаря непосредственному знакомству с ними, благодаря наблюдениям, инструментальным измерениям, а также опросу, анкетированию, интервью. Это обычно исследования отдельных объектов, хозяйств и предприятий (сельскохозяйственных, промышленных, строительных, рекреационных и др.), а также населенных пунктов и мест сосредоточения производства и инфраструктуры (совокупности сооружений и служб, обеспечивающих функционирование отраслей производства и условий жизнедеятельности общества).

Первичные источники обычно обеспечивают общественно-географические знания о собственном государстве, ведь не так часто исследователям предоставляется возможность осуществить необходимые полевые исследования за рубежом. Поэтому основными источниками общественно-географических знаний о мире являются вторичные источники.

Вторичные источники общественно-географических знаний — это добытые и определенным образом упорядочены другими исследователями. Классическим примером являются различные литературные источники — историческая, географическая, природоохранная литература.
Сейчас благодаря Интернету существует возможность не выходя из дома «посещать» крупнейшие библиотеки мира.

Для приобретения знаний в области социальной и экономической географии очень важны различные источники, содержащие упорядоченную статистическую информацию. Такими источниками являются органы государственного управления — областные и районные государственные администрации, а также государственные управленческие структуры — экологической безопасности и природных ресурсов, санитарно-эпидемиологической службы, водного хозяйства, лесного хозяйства, железнодорожного и водного транспорта, электро- и газоснабжения и др..

Важные географические данные нередко содержатся также в местных органах власти — областных, районных, городских, поселковых, сельских советах и т.д. Так же полезными часто оказываются отдельные предприятия, хозяйства, учреждения с их оперативно-учетной и отчетно-статистической информацией.

Полезны также научно-исследовательские и проектные учреждения и организации, накапливающие фондовой информацию и научные проектные разработки по своему профилю. Интересную общественно-географическую информацию могут иметь и общественные организации и движения — этнокультурные, конфессиональные, политические (партийные), профессиональные и т. д.

Информация о разных государствах, регионах или вообще о мире есть на сайтах Организации Объединенных Наций, Всемирной торговой организации, Организации экономического сотрудничества и развития, Всемирной туристической организации и других известных международных организаций.

Выделяют конкретные источники географических знаний. К числу важнейших относятся: карты и атласы, космические съёмки, справочники, книги и журналы, отчёты о научных исследованиях и изысканиях, фотоальбомы, документальные фильмы, телевизионные передачи, сайты Интернет.

Карты и атласы — это географические источники информации. Они содержат накопленные человечеством знания о различных природных явлениях и процессах, об их распространении по территории. По картам планируются маршруты различных экспедиций и выбирают районы детальных изысканий, а по их результатам часто уточняются или составляются новые карты.

Другим важнейшим источником географической информации о природе и природных ресурсах служат географические описания . Они представлены в виде научных и научно-популярных книг и статей в журналах и сборниках (« Вокруг света », « Гео », « Вояж » и т.д.).

Массовым источником информации являются энциклопедии и справочники, словари.

В последнее время все большую роль в качестве источника географической информации начинают играть аэрокосмические снимки (снимки земной поверхности и летательных воздушных и космических аппаратов). Космические снимки используют при геологических исследованиях, разработке прогнозов погоды , изучении растительности, эрозии почвы, распространении пылевых бурь, дымовых шлейфов, лесных пожаров и т.д.

Всю полученную информацию накапливают и хранят в компьютерных банках о природе. С помощью специальных программ ее можно извлекать из банка данных и использовать для решения различных научных и практических задач.

Для расширения знаний и представлений об окружающем нас мире можно использовать телепередачи , а также различные видеозаписи и сайты в интернете.

Другие источники географической информации: экспедиционные и стационарные исследования природных условий и природных ресурсов, туристические поездки, экскурсии, краеведческие поиски, музейные экспозиции, выставки.

Важнейшим источником географической информации является художественная литература. В них часто содержатся превосходные описания явлений природы, той или иной территории, изучаемых объектов, т.е. художественное слово выступает как средство формирования географических знаний.

Таким образом, география использует разнообразные источники информации, среди которых немаловажную роль играют тексты художественных произведений, являясь источниками описаний природы, быта и хозяйства людей.

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РОМАНА Ж.ВЕРНА «ДЕТИ КАПИТАНА ГРАНТА»

Взаимодействие географии и литературы в целом не следует понимать как исключительно использование учеными методов художественного описания, а писателями – конкретных знаний о географических явлениях и объектах. Это взаимодействие происходит на нескольких уровнях, как очевидных, так и опосредованных. «Поскольку литература не является изолированной системой, – отмечает О.В. Белый, – ее социальная ценность, определяющая структуру художественной ценности, существенно зависит также от типов информационных связей и средств во всем комплексе духовной культуры».

Можно выделить следующие уровни взаимодействия литературы и географической науки, на которых между ними происходит информационный обмен: бытовой, научный и философский.

На «бытовом» уровне выделяется «бытийный географизм», под которым В.С. Преображенский понимал географические знания, циркулирующие вне географической науки. Понятие «бытийного географизма» складывается из существования географического слоя в составе разговорного языка, топонимов и хронотопов в лексике и в литературных произведениях. В языке он представлен наименованиями многих географических универсалий: «пространство», «место», «остров», «город», «степь», «лес», «материк» и т.д.; личными наименованиями географических объектов (топонимами); общекультурно-значимыми местами или хронотопами, соединяющими в себе информацию о связях конкретных территорий с историческими событиями или культурными явлениями, например, «Куликово поле», «Малахов курган» и др.

Следующий уровень охватывает конкретные научные знания о топографии и хорологии, географических явлениях и процессах, взаимодействии природы и общества, экологические представления, в той или иной степени, отражающиеся в произведениях художественной литературы. Анализ этих сведений позволяет определить круг географических познаний писателя.

На каждом из выделенных уровней взаимодействие между географическим знанием и литературой может носить пассивный или активный характер. Пассивная форма — неосознанное введение автором в текст литературного произведения элементов географического описания, либо использование географического фона как декорации к действию.

В отличие от пассивной, активная форма взаимодействия между географическим знанием и литературой характеризуется включением первого в структуру образа, создаваемого художником.

Географическое описание Жюль Верн понимает как сумму разнообразных сведений о данной стране и ее обитателях. Поэтому описания становятся в его изложении одновременно очерком географии, истории, этнографии, культуры, религии разных племен и народов, природных ресурсов, ландшафта, флоры и фауны и даже экономики разных отдаленных стран, не говоря уже о биографиях самих путешественников.

«Дети капитана Гранта» (фр. Les Enfants du capitaine Grant) — роман Жюля Верна, написанный в 1867—1868 годах. Является первой частью трилогии («Дети капитана Гранта», «20 000 льё под водой», «Таинственный остров»). Роман содержит в себе три части, в каждой из которой главные герои повествования (лорд и леди Гленарван, майор Мак-Наббс, Жак Паганель, Мэри и Роберт Грант, Джон Манглс) путешествуют вокруг Земли по Южной Америке через Патагонию, по Австралии и Новой Зеландии, строго придерживаясь 37-й параллели южной широты.

Долгота места высадки капитана Гранта и его матросов, остаётся неизвестной, но его можно найти, если проследовать вдоль всей 37-й параллели южной широты через моря и материки. Маршрут поиска можно разделить на три этапа: по Южной Америке, Австралии и Новой Зеландии.

Этап первый. Яхта «Дункан» направляется из Глазго ( о.Великобритания ) через Атлантический океан к берегам Южной Америки , проходит о. Мадейра , Канарские острова , о-ва Зеленого Мыса (Кабо-Верде) , пересекает экватор , через Магелланов пролив , мимо о. Огненная Земля , следует по Тихому океану до Патагонии , к месту её пересечения с 37 параллелью. «Дункан» высаживает лорда Гленарвана, Мак-Наббса, Паганеля, Роберта Гранта, помощника капитана Тома Остина и двух матросов на западном берегу Южной Америки, с тем, чтобы обойдя мыс Горн принять их на восточном, у мыса Коррьентес . Отряд Гленарвана пересекает Патагонию , успешно совершает переход через Анды (Кордильеры) в Чили на высоте 12000 футов (в горах пережили землетрясение и сход лавины , Роберт похищен кондором ), следуя по 37 параллели пересекает реку Рио-Колорадо , пампасы (или пампа – южноамериканская степь), аргентинские равнины ( Лаплатская низменность ) испытывает нападение волков, наводнение , шаровую молнию , но не находит никаких следов капитана, и, дойдя до восточного побережья Южной Америки, возвращается на ожидающий его «Дункан».

Этап второй. Путешественники плывут на восток, пересекают Индийский океан и посещают по пути острова Тристан-да-Кунья и Амстердам , лежащие на 37 параллели, но безрезультатно, и высаживаются в юго-восточной Австралии (мыс Бернулли ). Лорд Гленарван находит ферму, принадлежащую гостеприимному ирландцу, который тоже ничего не знает о «Британии». Однако один из его слуг, по имени Айртон , заявляет, что он был боцманом на «Британии», и что она погибла на восточном берегу Австралии.

Лорд Гленарван решает пересечь Австралию в поисках капитана Гранта вдоль 37 параллели и приглашает Айртона проводником в свою экспедицию. В её состав, кроме Айртона, входят также те лица, что участвовали в поисках капитана Гранта в Патагонии, к ним присоединяются леди Гленарван, Мэри Грант, капитан Манглс и Олбинет — стюард «Дункана», в то время как сама яхта под командой помощника капитана Тома Остина направляется на ремонт в Мельбурн и должна ждать там дальнейших инструкций Гленарвана. Путешественники пересекают провинцию Викторию , реку Виммера , прииски горы Александр , Австралийские Альпы (одна из частей Большого Водораздельного хребта ).

Экспедиция начинает терпеть бедствия, одна за другой падают почти все лошади, отряд попадает в болота реки Сноу . Лорд Гленарван пишет приказ Тому Остину направиться к восточному берегу Австралии и крейсировать в районе 37 параллели. Мак-Наббс разоблачает Айртона, который является атаманом шайки беглых каторжников. Айртон захватывает письмо и спешит в Мельбурн, надеясь захватить быстроходный «Дункан». Отряд лорда Гленарвана пешком достигает порта Иден и телеграфирует в Мельбурн. Гленарван узнаёт, что «Дункан» отплыл 18-го января в неизвестном направлении и решает, что его яхта попала в руки бандитов Айртона и стала пиратским судном. Обследовав побережье Австралии, в месте его пересечения с 37 параллелью, он окончательно убеждается в том, что Айртон лгал ему, и капитана Гранта в Австралии нет, и решает вернуться домой. Однако в Идене не оказывается судов, следующих в Европу, и Гленарван решает добраться до Окленда , который имеет с ней более-менее регулярное пассажирское сообщение. Путешественники садятся на торговое судно и отправляются в Новую Зеландию .

Этап третий. У западных берегов Новой Зеландии судно терпит крушение, но Гленарвану со спутниками удаётся собрать из его обломков самодельный плот и достичь на нём берега. Высадившись в Новой Зеландии, они решают добраться до ближайшего города. Этот путь очень опасен из-за войны между англичанами и местными аборигенами — людоедами маори . Отряд маори захватывает в плен путешественников, рассчитывая использовать их для переговоров с английскими войсками. Узнав о том, что их пленные казнены, дикари решают съесть путешественников, но тем удаётся бежать и добраться до восточного побережья, где они и находят «Дункан» под командованием Тома Остина. Как выясняется, прибыв в Мельбурн, Айртон отдал письмо помощнику капитана Тому Остину, который ознакомился с ним и тронулся в путь, но вовсе не в порт Иден, а к восточному берегу Новой Зеландии, так как Паганель неверно указал место прибытия. Айртон попытался подбить команду на бунт, и его взяли под стражу. «Дункан» крейсировал у берегов Новой Зеландии уже пять недель.

Гленарван заключает договор с Айртоном — тот соглашается говорить, и рассказывает о капитане Гранте всё, что ему известно, а лорд Гленарван высаживает его на каком-нибудь безлюдном острове в Тихом океане. «Дункан» берёт курс на остров Табор (Риф Мария-Тереза) — единственную непосещённую землю на 37° южной широты, где путешественники и находят капитана Гранта. Риф Мария-Тереза ( англ. Maria Theresa Reef , фр. l’île Tabor ) — « остров-призрак », риф , якобы находящийся к востоку от Новой Зеландии и к югу от архипелага Туамоту , «открытый» китобоем Асафом П. Табером в 1843 году и названный в честь его родного американского городка Мария-Тереза. По другой версии, имя дано в честь корабля.

Риф Мария-Тереза — один из многих несуществующих рифов в Южном Тихом океане, изображавшихся на картах до второй половины XX века (среди других — рифы Юпитер, Вачусетт, Эрнест-Легуве, Рангитики). Изображён также по крайней мере на трёх недавних картах (французской карте мира 1989 года, украинской карте мира 2000 года и в американском Атласе мира 2005). Вопреки распространённому мнению, риф Мария-Тереза — не плод фантазий писателя, в отличие от острова Линкольна. Жюль Верн искренне, как и его современники, считал, что остров существует.

Последний раз остров искали в указанном месте в 1957 году, но не обнаружили ни суши, ни следов недавнего погружения земли на дно: океан в ближайшей окрестности данных координат очень глубок. В 1983 году координаты острова были определены как 36°50′ ю. ш. 136°39′ з. д., что восточнее от ранее известного места более чем на тысячу километров. Однако и в этот раз поиски оказались безуспешными.

Геолог К. Ранкс высказывает предположение, что такие разночтения в координатах острова вызваны тем, что он представлял собой образование из изверженной подводным вулканом пемзы , который достаточно долго кружил в Южнотихокеанской циркуляции , чтобы обзавестись растительностью и гнездовьями птиц.

Капитан Грант спасён, и путешественники возвращаются в Англию. Айртона же, в надежде, что тот раскается в совершённых преступлениях, оставляют на острове Табор, где он проводит 12 лет — вплоть до событий романа « Таинственный остров ».

Таким образом, составлен маршрут по тем Южным материкам, выделены интересные объекты, процессы и явления.

источник

Произведение «Дети капитана Гранта» было написано писателем в 1868 году. Оно представляет собой первый роман из знаменитой трилогии о капитане Немо. Впервые этот роман был опубликован в 1868 году.

Читайте также:  Звуковой анализ у детей с онр

Сюжет первой части трилогии Жюля Верна сосредоточен на поисках капитана Гранта, храброго шотландского патриота, противника Англии. Он не смог смириться с тем, что его родина потеряла независимость, и решил основать колонию «Новая Шотландия» на одном из островов в Тихом океане. Однако кораблекрушение стало препятствием на пути к достижению этой цели. Лорд Гленарван, пэр Шотландии, капитан паровой яхты «Дункан», нашёл бутылку с координатами потерпевших крушение. Он решает снарядить экспедицию на поиски капитана. Дети капитана Гранта, Роберт и Мэри, в поисках отца приходят к Гленарвану и собираются помочь лорду найти и спасти их отца.

«Дункан» выходит из Глазго, на корабле оказываются: лорд со своей супругой, дети капитана Гранта, кузен лорда — майор Мак-Наббс, а самой яхтой управляет капитан Джон Манглс. Также, по воле случая, на борту корабля оказывается Жак Паганель, который перепутал корабли, но всё же присоединился к миссии «Дункана».

Поисковый отряд знает из записки только широту, но долгота им неизвестна, следовательно, им нужно пройти по 37-ой параллели южной широты. Маршрут яхты пролегает по следующему пути:

1. Яхта плывёт по Атлантике к берегам Южной Америки, проходит через Магелланов пролив, и по тихому океану направляются к Патагонии, где, по первым попыткам расшифровать записку, участники плавания полагали найти капитана в плену у индейцев.

2. После безрезультатных поисков, «Дункан» направляется к Австралии, следуя 37-ой параллели. В Австралии поисковый отряд путешествует по суше.

3. Из Австралии герои попадают в Новую Зеландию, у берегов которой их встречает «Дункан».

В Патагонии, Австралии и Новой Зеландии героев поджидают опасности на каждом шагу. Поиски в Патагонии начинаются с опасного перехода через горы, после их настигает самый настоящий потоп, из-за чего им приходится жить на огромном южноамериканском дереве. Измученные, голодные, не спавшие сутками, изнурённые жарой, Гленарван и его спутники возвращаются на яхту, которая обогнула континент, чтобы снова оказаться на 37-ой параллели.

После неудачных поисков в Патагонии, герои не падают духом и, по новой догадке Паганеля, плывут в Австралию. На их долю выпало быть обманутыми Айртоном, бывшим боцманом корабля капитана Гранта. Айртон оказывается не только бывшим боцманом, но и нынешним разбойником, который, с группой беглых каторжников, пытается захватить «Дункан».

Поиски не дали результатов, но вечно жизнерадостный Паганель предлагает трактовать записку иначе, будто в ней сказано не об Австралии, а о Новой Зеландии. Оказавшись на родине людоедов, в Новой Зеландии, герои попадают в плен к туземцам, которые хотят их убить. Благодаря ловкости и смекалке они выбираются из плена и бегут, держась морского побережья, к цивилизованным районам Зеландии. Герои спасаются благодаря оставленным лодкам на побережье, выплывают в открытое море навстречу «Дункану».

На борту яхты оказывается Айртон, который хотел захватить судно, но не смог. Гленарван вместе с женой допрашивают его, после чего он говорит, что всё расскажет о крушении «Британии», только если Гленарван не сдаст его английским властям, а просто высадит его на необитаемом острове. Но знания Айртона не помогают в поисках капитана Гранта.

Уже отчаявшись, команда Гленарвана плывёт по направлению к Европе, и по пути ищет необитаемый остров для Айртона. Неожиданно, проплывая мимо одного из островов, они видят сигнальные огни костров. На острове Табор оказываются капитан Грант и двое его матросов, которые жили там уже больше двух лет. Семья Грант воссоединяется, Айртон остаётся на острове Табор, а «Дункан» плывёт домой, в Шотландию.

Роман «Дети капитана Гранта» — роман со счастливым концом, как и многие романы писателя. Благодаря своей храбрости, мужеству, ловкости, смекалке герои выходят победителями из всех сражений со стихией и коварством людей.

Лингвострановедческий анализ научно-фантастического романа Жюля Верна «Дети капитана Гранта» следует начать с рассмотрения экстралингвистических факторов его создания.

Произведение «Дети капитана Гранта» — яркий и мощный протест против колонизации народов. Писатель пытается всевозможными способами показать всю свою неприязнь к Англии, и в то же время симпатию к Шотландии и Франции. Во второй половине XIX века Франция вела колонизаторскую политику Африки, а Великобритания была её самым серьёзным соперником. Возможно, поэтому автор так старательно подчёркивал жажду господства англичан. Но, вместе с тем, нужно отметить, что Жюль Верн был против только такой колонизации, которая влекла за собой порабощение народов, их истребление, угнетение.

«Les anglais, on le voit, au dйbut de leur conquкte, appelиrent le meurtre en aide а la colonisation.

Leurs cruautйs furent atroces. Ils se conduisirent en Australie comme aux Indes, oщ cinq millions d’indiens ont disparu. Aussi la population aborigиne, dйcimйe par les mauvais traitements, tend-elle а disparaоtre du continent devant une civilisation homicide» [26].

«Мы видим, что англичане с самого начала призвали на помощь колонизации убийство.

Их жестокость была ужасна. Они вели себя в Австралии так, как вели себя в Индии, где исчезли пять миллионов индийцев. Так и местное население, уже поредевшее из-за плохого обращения, совсем исчезнет с континента по вине этой смертоносной цивилизации».

Писатель старается поставить колониальные народы на одну ступень с европейскими: например, автор описывает индейца Талькава как человека столь же благородного, мужественного и справедливого. Занимательна сатирическая сцена с австралийским мальчиком Толине, который возвращается из школы с наградой по географии, но когда Паганель задаёт ему вопросы по географии, то оказывается, что мальчика в школе учили тому, что весь мир принадлежит Англии.

«Les hйros positifs de Jules Verne ne sont pas seulement partisans du progrиs dans la science, explorateurs et savants. Ils sont aussi les ennemis de l’injustice sociale et nationale, ils luttent pour la libertй et les droits des opprimйs» [27, с. 85-86].

«Положительные персонажи Жюля Верна являются не только сторонниками прогресса науки, исследователей и учёных. Но они также враги социальной и национальной несправедливости, они борются за свободу и за права угнетённых».

Главная тема произведения, вокруг которой складывается сюжет, — поиски пропавшего отца. Что же касается главной идеи, то, на наш взгляд, это невероятная сила науки, любви, верности, справедливости и мужества, которая преодолевает любые преграды. Благодаря Пагенелю и его знаниям герои спаслись от туземцев в Новой Зеландии; благодаря мужеству и благородству Гленарвана герои достигли своей цели; благодаря храбрости и самоотверженности Роберта Гранта Гленарван и его товарищи были спасены от волков и смерти от разгневанных туземцев.

В произведении мы видим огромное количество терминов различных областей науки и техники: dunette — ют (кормовая часть судна), Araucanie — Араукания (территория Чили, населённая индейцами-арауканами), pibrochs — пиброксы (древнешотландские песни), patent-log — патент-лаг (прибор, показывающий скорость движения судна), nyctalopie — никталопия (свойство глаз видеть в темноте предметы лучше, чем при ярком свете), hypsomйtria — гипсометрия (измерение рельефа местности), cacique — касик (вождь туземного племени). Жюль Верн умеет увлекать читателя даже такими малоинтересными и «сухими» темами, как особенности взаимодействия частей машины, технологии обработки растений для приготовления их в пищу и т.д.

В дополнение к этому в романе ярко выделяется противопоставление положительных и отрицательных героев. Например, автор описывает Гленарвана при помощи следующих определений: bon, juste, courageux, fort, intelligent, noble (добрый, справедливый, мужественный, сильный, умный, благородный). Айртона писатель называет vil, cruel et misйrable lвche (подлым, жестоким негодяем и трусом).

Писатель мастерски использует различные композиционные приёмы: преодоление препятствий, достижение невероятно сложных целей, раскрытие тайны. Развязка произведения также доказывает то, что справедливость в произведениях писателя всегда торжествует: Айртон наказан, капитан Грант воссоединился со своими детьми.

источник

Что случилось бы с обществом, если в нем не нашлись бы люди, которые умеют мечтать? Наверное, оно до сих пор жило бы в каменном веке, поддерживало вечный огонь в глубокой пещере и охотилось за дикими зверями с палками и луками. Но, к счастью, фантазеры были, есть и будут! Это они ведут нас к прогрессу, увлекая за своей мечтой. И одним из таких мечтателей, фантастов, верящих в человека с большой буквы, является Жюль Верн.

Его имя знакомо нам еще с детской скамьи. Автор книги «Дети капитана Гранта», «Пятнадцатилетний капитан», «Двадцать тысяч лье под водой», «Таинственный остров», «Вокруг света за восемьдесят дней» и еще целого ряда прекрасных произведений, несомненно, человек необычный. Он не только прогнозировал будущее технического прогресса, но и детально работал над тем, чтобы его фантазии были научно обоснованы и возможны. Неудивительно, что все его летающие аппараты, подводные лодки и другие приспособления имеют место в нашей жизни.

Жюль Верн появился на свет 8 февраля 1828 года во французском Нанте, неподалеку от крупнейшего порта страны. Наверное, поэтому он так увлекся морем с детства. Предки были дворянами, но род Вернов походил от кельтов (по отцу) и шотландцев (по матери). Семья была многодетной, но образование мальчика было очень даже приличным. Однако мечтал Жюль о море, поэтому попытался устроиться на корабль. Отец снял его на берег в последний момент и буквально потребовал обещания, что такое не повторится. И молодой паренек сдержал свое слово: с тех пор о море он только мечтал. И вот сначала появились сонаты и стихи, посвященные кузине, которая его отвергла, потом пьесы, а потом и настоящие литературные шедевры.

Кто написал «Дети капитана Гранта»? Ответ на этот вопрос даст, пожалуй, каждый человек. Это произведение хоть и считается детским, имеет непредсказуемый и очень увлекательный сюжет. Книга написана понятным языком, а научные рассуждения и информация об окружающем мире настолько интересны, что их с упоением читают даже взрослые. Поэтому можно смело утверждать, что роман является лучшим из писательского наследия Жюля Верна.

Начинается книга рассказом о яхте «Дункан», которая принадлежит богатому шотландцу Эдуарду Гленарвану. Во время плаванья экипаж ловит акулу, в брюхе которой имелась записка. В ней на трех языках некий капитан Грант просит помощи: после гибели их судна («Британия») он с двумя матросами оказался на острове. Географические координаты этого клочка земли полностью прочесть не удалось, так как бумага была повреждена соленой водой. Но это не мешает благородным людям отправиться на поиски пропавших. Поскольку правительство отказывается снарядить спасательную операцию, лорд отправляет ее за собственный счет. В состав экспедиции входят дети капитана Гранта – дочь Мэри (шестнадцать лет) и сын Роберт (двенадцать лет), леди Гленарван, майор Мак-Наббс, капитан Джон Манглс, помощник капитана Том Остин и команда из двадцати трех человек, родом из Шотландии.

Кто написал «Дети капитана Гранта», мы уже выяснили. Теперь поговорим о дальнейшей судьбе яхты, после того как она вышла в плаванье из порта Глазго. На борту вдруг оказывается еще один пассажир, который перепутал корабли. Рассеянный ученый Жак Паганель решает присоединиться к поискам отважного капитана. Сначала «Дункан» держит путь в Патагонию, но когда путешественники пересекли эту землю по тридцать седьмой параллели, преодолев все препятствия, они не нашли там Гранта. Но зато везде встречали благородных людей, готовых оказать помощь в трудную минуту. В пампасах Аргентины они познакомились с туземцем по имени Талькав, который стал их проводником.

Потому как экипаж «Британии» не был найден в Южной Америке, Паганель предполагает, что в записке имелась в виду Австралия. Команда возвращается на «Дункан» и отправляется к зеленому континенту. Обследуя по пути острова, компания приплывает в Австралию. Там они быстро находят нужные следы: работник фермы Айртон служил некогда боцманом у капитана Гранта и видел крушение собственными глазами. Он вызвался показать место, где, как думал, погибла вся команда судна. Дети капитана Гранта и их помощники отправляются на восток материка, но оказывается, что Айртон обманул их, поскольку являлся главарем разбойников. Он хотел завладеть «Дунканом», а его пассажиров погубить. Чудом они избегают ужасной участи, а рассеянность Паганеля спасает корабль.

Очень увлекательная книга «Дети капитана Гранта»! Автор отправляет своих героев в Новую Зеландию, где их едва не съели аборигены. Но все же спасательная операция продолжается. Айртон рассказывает все, что знает, а за это Гленарван высаживает его на одном из островков Тихого океана. По счастливому совпадению остров Табор, расположенный на тридцать седьмой параллели, был приютом капитана Гранта и его людей. Выполнив свою миссию, «Дункан» возвращается домой. Хеппи-энд.

Романтиком и идеалистом был Ж. Верн, «Дети капитана Гранта» это доказывают. В книге мы видим разных героев, положительных и негативных. Персонажи второй категории являются истинными отбросами общества, готовыми на любое преступление ради наживы. Так и Айртон, он же главарь банды, готов был погубить практически три десятка человек, чтобы завладеть быстроходной яхтой шотландского лорда. Но что мы видим в конце? Триумф человеческого духа над злом, милосердия над плохими привычками! Лорд Гленарван соглашается с женой, которая просит отпустить Айртона взамен на правду, которую он расскажет. И хотя рассказ моряка не мог помочь в поисках пропавшего капитана, благородный мужчина сдерживает свое слово. Вместо суда и каторги, которые светили разбойнику, его высадили на остров. Таким образом, он получил прощение от команды и шанс на покаяние.

Положительные персонажи книги «Дети капитана Гранта» – это отважные люди, благородные, смелые. Они держат свое слово, данное даже перед самим собой, и готовы преодолеть разные препятствия ради спасения одного человека. Они рискуют своей жизнью, но цель для них оправдана. Женщины в произведении Жюля Верна (а это именно тот, кто написал «Дети капитана Гранта») также особенные. Они сильные духом, готовы пожертвовать собой, милосердны и никогда не жалуются на судьбу или лишения. Вот какой идеал принес писатель в общество. Он нарисовал большого человека, который заботится о ближних, и получает за это помощь с неба. Ведь все те счастливые стечения обстоятельств были ничем иным, как покровительством бога, провидением.

Читайте также:  Звуковой анализ слов в дет саду

Кто написал «Дети капитана Гранта», читатель уже знает. И тот, кто любит творчество Жюля Верна, может вспомнить, что книга буквально наполнена интересной информацией об окружающем мире. Писатель рассказывает о повадках животных, о природе и ее явлениях, о климате материков и регионов, об их флоре и фауне, толкует о географии и истории. Это настоящая энциклопедия знаний из разных областей науки! И только уже за это стоит прочитать роман целиком.

Мы вкратце рассказали сюжет первой книги, вошедшей в великую трилогию, которую создал Жюль Верн. «Дети капитана Гранта» имеют продолжение. Это роман «Двадцать тысяч лье под водой», в котором рассказывается о приключениях удивительного капитана Немо, первого строителя подводной лодки под названием «Наутилус». И «Таинственный остров», в котором все возвращается на круги своя. То есть Айртон вновь становится нормальным членом общества (не без помощи других героев), а капитан Немо уносит тайну своего корабля в иной мир, правда, открыв людям некоторые свои секреты. И вновь, читая эти книги, восторгаешься идеалом настоящего человека, нарисованного великим фантастом.

Наверное, невозможно остаться безразличным к произведениям великого француза. Каждый, кто читал их, влюбляется навсегда. На них выросло не одно поколение, и можно смело утверждать, что вырастет еще не одно. Мы читаем и смотрим фильмы, снятые по мотивам романов Жюля Верна, учимся быть лучшими, стремимся к собственному идеалу.

Хотя правды ради нужно сказать, что отзывы о книге «Дети капитана Гранта», как и об остальных частях трилогии, не одинаковые. Конечно, в девятнадцатом веке это была смелая фантастика, в которую верилось с трудом. А сегодня – это совсем привычное явление. Но хочется сказать всем этим критикам, что книги предназначены для детей и тех, у кого еще живо детское восприятие, вера в чудеса, тяга к приключениям. И читать ее необходимо тем, кто хочет вернуть себе ощущение детства. Поэтому запомните на всю жизнь это имя и не спрашивайте, кто автор. «Дети капитана Гранта», как и другие романы неисправимого мечтателя Жюля Верна, — книга, стоящая вашего внимания.

источник

Произведение «Дети капитана Гранта» было написано писателем в 1868 году. Оно представляет собой первый роман из знаменитой трилогии о капитане Немо. Впервые этот роман был опубликован в 1868 году.

Сюжет первой части трилогии Жюля Верна сосредоточен на поисках капитана Гранта, храброго шотландского патриота, противника Англии. Он не смог смириться с тем, что его родина потеряла независимость, и решил основать колонию «Новая Шотландия» на одном из островов в Тихом океане. Однако кораблекрушение стало препятствием на пути к достижению этой цели. Лорд Гленарван, пэр Шотландии, капитан паровой яхты «Дункан», нашёл бутылку с координатами потерпевших крушение. Он решает снарядить экспедицию на поиски капитана. Дети капитана Гранта, Роберт и Мэри, в поисках отца приходят к Гленарвану и собираются помочь лорду найти и спасти их отца.

«Дункан» выходит из Глазго, на корабле оказываются: лорд со своей супругой, дети капитана Гранта, кузен лорда — майор Мак-Наббс, а самой яхтой управляет капитан Джон Манглс. Также, по воле случая, на борту корабля оказывается Жак Паганель, который перепутал корабли, но всё же присоединился к миссии «Дункана».

Поисковый отряд знает из записки только широту, но долгота им неизвестна, следовательно, им нужно пройти по 37-ой параллели южной широты. Маршрут яхты пролегает по следующему пути:

1. Яхта плывёт по Атлантике к берегам Южной Америки, проходит через Магелланов пролив, и по тихому океану направляются к Патагонии, где, по первым попыткам расшифровать записку, участники плавания полагали найти капитана в плену у индейцев.

2. После безрезультатных поисков, «Дункан» направляется к Австралии, следуя 37-ой параллели. В Австралии поисковый отряд путешествует по суше.

3. Из Австралии герои попадают в Новую Зеландию, у берегов которой их встречает «Дункан».

В Патагонии, Австралии и Новой Зеландии героев поджидают опасности на каждом шагу. Поиски в Патагонии начинаются с опасного перехода через горы, после их настигает самый настоящий потоп, из-за чего им приходится жить на огромном южноамериканском дереве. Измученные, голодные, не спавшие сутками, изнурённые жарой, Гленарван и его спутники возвращаются на яхту, которая обогнула континент, чтобы снова оказаться на 37-ой параллели.

После неудачных поисков в Патагонии, герои не падают духом и, по новой догадке Паганеля, плывут в Австралию. На их долю выпало быть обманутыми Айртоном, бывшим боцманом корабля капитана Гранта. Айртон оказывается не только бывшим боцманом, но и нынешним разбойником, который, с группой беглых каторжников, пытается захватить «Дункан».

Поиски не дали результатов, но вечно жизнерадостный Паганель предлагает трактовать записку иначе, будто в ней сказано не об Австралии, а о Новой Зеландии. Оказавшись на родине людоедов, в Новой Зеландии, герои попадают в плен к туземцам, которые хотят их убить. Благодаря ловкости и смекалке они выбираются из плена и бегут, держась морского побережья, к цивилизованным районам Зеландии. Герои спасаются благодаря оставленным лодкам на побережье, выплывают в открытое море навстречу «Дункану».

На борту яхты оказывается Айртон, который хотел захватить судно, но не смог. Гленарван вместе с женой допрашивают его, после чего он говорит, что всё расскажет о крушении «Британии», только если Гленарван не сдаст его английским властям, а просто высадит его на необитаемом острове. Но знания Айртона не помогают в поисках капитана Гранта.

Уже отчаявшись, команда Гленарвана плывёт по направлению к Европе, и по пути ищет необитаемый остров для Айртона. Неожиданно, проплывая мимо одного из островов, они видят сигнальные огни костров. На острове Табор оказываются капитан Грант и двое его матросов, которые жили там уже больше двух лет. Семья Грант воссоединяется, Айртон остаётся на острове Табор, а «Дункан» плывёт домой, в Шотландию.

Роман «Дети капитана Гранта» — роман со счастливым концом, как и многие романы писателя. Благодаря своей храбрости, мужеству, ловкости, смекалке герои выходят победителями из всех сражений со стихией и коварством людей.

Лингвострановедческий анализ научно-фантастического романа Жюля Верна «Дети капитана Гранта» следует начать с рассмотрения экстралингвистических факторов его создания.

Произведение «Дети капитана Гранта» — яркий и мощный протест против колонизации народов. Писатель пытается всевозможными способами показать всю свою неприязнь к Англии, и в то же время симпатию к Шотландии и Франции. Во второй половине XIX века Франция вела колонизаторскую политику Африки, а Великобритания была её самым серьёзным соперником. Возможно, поэтому автор так старательно подчёркивал жажду господства англичан. Но, вместе с тем, нужно отметить, что Жюль Верн был против только такой колонизации, которая влекла за собой порабощение народов, их истребление, угнетение.

«Les anglais, on le voit, au dйbut de leur conquкte, appelиrent le meurtre en aide а la colonisation.

Leurs cruautйs furent atroces. Ils se conduisirent en Australie comme aux Indes, oщ cinq millions dindiens ont disparu. Aussi la population aborigиne, dйcimйe par les mauvais traitements, tend-elle а disparaоtre du continent devant une civilisation homicide» [26].

«Мы видим, что англичане с самого начала призвали на помощь колонизации убийство.

Их жестокость была ужасна. Они вели себя в Австралии так, как вели себя в Индии, где исчезли пять миллионов индийцев. Так и местное население, уже поредевшее из-за плохого обращения, совсем исчезнет с континента по вине этой смертоносной цивилизации».

Писатель старается поставить колониальные народы на одну ступень с европейскими: например, автор описывает индейца Талькава как человека столь же благородного, мужественного и справедливого. Занимательна сатирическая сцена с австралийским мальчиком Толине, который возвращается из школы с наградой по географии, но когда Паганель задаёт ему вопросы по географии, то оказывается, что мальчика в школе учили тому, что весь мир принадлежит Англии.

«Les hйros positifs de Jules Verne ne sont pas seulement partisans du progrиs dans la science, explorateurs et savants. Ils sont aussi les ennemis de linjustice sociale et nationale, ils luttent pour la libertй et les droits des opprimйs» [27, с. 85-86].

«Положительные персонажи Жюля Верна являются не только сторонниками прогресса науки, исследователей и учёных. Но они также враги социальной и национальной несправедливости, они борются за свободу и за права угнетённых».

Главная тема произведения, вокруг которой складывается сюжет, — поиски пропавшего отца. Что же касается главной идеи, то, на наш взгляд, это невероятная сила науки, любви, верности, справедливости и мужества, которая преодолевает любые преграды. Благодаря Пагенелю и его знаниям герои спаслись от туземцев в Новой Зеландии; благодаря мужеству и благородству Гленарвана герои достигли своей цели; благодаря храбрости и самоотверженности Роберта Гранта Гленарван и его товарищи были спасены от волков и смерти от разгневанных туземцев.

В произведении мы видим огромное количество терминов различных областей науки и техники: dunette — ют (кормовая часть судна), Araucanie — Араукания (территория Чили, населённая индейцами-арауканами), pibrochs — пиброксы (древнешотландские песни), patent-log — патент-лаг (прибор, показывающий скорость движения судна), nyctalopie — никталопия (свойство глаз видеть в темноте предметы лучше, чем при ярком свете), hypsomйtria — гипсометрия (измерение рельефа местности), cacique — касик (вождь туземного племени). Жюль Верн умеет увлекать читателя даже такими малоинтересными и «сухими» темами, как особенности взаимодействия частей машины, технологии обработки растений для приготовления их в пищу и т.д.

В дополнение к этому в романе ярко выделяется противопоставление положительных и отрицательных героев. Например, автор описывает Гленарвана при помощи следующих определений: bon, juste, courageux, fort, intelligent, noble (добрый, справедливый, мужественный, сильный, умный, благородный). Айртона писатель называет vil, cruel et misйrable lвche (подлым, жестоким негодяем и трусом).

Писатель мастерски использует различные композиционные приёмы: преодоление препятствий, достижение невероятно сложных целей, раскрытие тайны. Развязка произведения также доказывает то, что справедливость в произведениях писателя всегда торжествует: Айртон наказан, капитан Грант воссоединился со своими детьми.

источник

Отзыв о прочитанной книге Ж.Верна «Дети капитана Гранта».

Автор работы: Кабанов Сергей,

ученик 6 «А» класса МБОУ «СОШ № 34»

Учитель русского языка и литературы:

Дисинчук Анастасия Валерьена

Отзыв о прочитанной книге

Жюля Верна «Дети капитана Гранта»

«Мир непохожестью и новизной чарует», — запечатлел в своих строках литовский поэт Е. Матузявичус чарующий мир Куршской косы. Об этом уголке родной земли будет сказано еще много слов.

А самобытный живописный мир, какому не сыскать равных, мы узнаем из романа французского писателя-фантаста XIX века Жюля Верна «Дети капитана Гранта» , который вошел в мировую литературу как первый классик фантастического романа и замечательный мастер романа приключений.

Героев Жюля Верна, всегда находящихся в пути, на каждом шагу подстерегают всевозможные препятствия и опасности, обусловленные особенностями природы и нравами обитателей той или иной местности. Красочные описания природы, многочисленные отступления на исторические и географические темы органически вплетаются в пеструю ткань приключенческого сюжета.

«Я поставил своей целью описать в «Необыкновенных путешествиях» весь земной шар», — говорил Жюль Верн. И он действительно выполнил эту грандиозную задачу: на карте мира почти не осталось таких областей, где не побывали бы его любознательные герои.

Герои романа отправляются на поиски непокоренного шотландца Гранта, который мечтал об основании на далеких островах колонии свободных людей. Члены экспедиции являются единомышленниками Гранта, поэтому название романа символическое.

Смельчаки, которые верят в успех своего дела, одолевают все трудности, их дружба скрепляется суровыми испытаниями. Воры и негодяи будут наказаны, справедливость победит, мечта — осуществится. Этим пафосом пронизан роман от первой до последней строки.

Действие романа разворачивается в шестидесятые годы девятнадцатого века. Англия подчинила себе Шотландию.

Интересы шотладского патриота и английского правительства различны. Грант не желает смириться с этим и решает основать свободную шотландскую колонию на одном из островов Тихого океана. Он подбирает команду и отправляется на поиски острова для поселения.

Описания странствований, мыслей героев переплетаются в произведении с интересными приключениями. Лорд Гленерван, единомышленник капитана Гранта, случайно находит документ, который объясняет исчезновение Гранта и направляет героев неверным путем. Он делает все возможное и невозможное, чтобы разыскать своего вольнолюбивого соотечественника капитана Гарри Гранта.

Кто не знает невнимательного чудака — ученого Жака Паганеля? «Ходячая энциклопедия», он всегда объединяет серьезные мысли с остроумными шутками и смешными поступками.

Вместе с тем он привлекает смелостью, добротой, справедливостью. Ободряя своих спутников, Паганель не прекращает шутить даже во время сложных испытаний, когда речь идет о жизни и смерти.

Юные герои несколько лет пребывали в неизвестности о судьбе капитана Гранта. Но где-то в глубине души они надеялись, что их отец жив. Их надежда оказалась не напрасной. И. совершая на яхте совершенно чужих людей, путешествие в поисках отца, преследуемые неудачами, они, казалось, потеряли веру, но все же встретили Гранта. Это говорит, о том, что нельзя никогда терять надежду. Она умирает последней…

Даже другие герои романа, которые обнаружили бутылку с посланием неизвестно какими ветрами сюда занесенную, добровольно помогали несчастным детям. Милосердие тоже существует.

В романе есть пример и рассеянности. Некто Паганель даже на «Дункан» попал по ошибке. Французский географ не мог вспомнить, что остров Марии-Терезии в Тихом океане на французских картах называется Табор. Ну что же, всякое бывает. Встречаются на пути героев книги и люди, откровенно (или скрыто) желающие им зла.

В конечном итоге, все завершилось благополучно.

Герои Жюля Верна осуществляют географические подвиги, опережая реальные открытия. Общими усилиями человечество перестроит и улучшит планету.

Роман учит нас не терять надежду. На пути к цели идти через все препятствия, стойко выносить жизненные удары. И еще, если хорошо ищешь, то всегда найдешь.

источник