Меню Рубрики

Анализ защиты прав детей в рф

Анализ политики государства в области защиты интересов детей в различные исторические периоды. Обеспечение прав ребенка как глобальная проблема современности. Нормотворческая деятельность в данной области. Современная концепция ювенального правосудия.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Проблема защиты прав ребенка в России

С давних пор и по сей день проблема защиты прав ребенка является актуальной не только в России, но и во всем мире. До сих пор дети представляют собой ту часть населения, права которой постоянно нарушаются. Но ребенок — самостоятельная личность, которая в скором времени внесет свой вклад в развитие страны. Поэтому на сегодняшний день проблема защиты прав ребенка, то есть забота о его жизни, развитии, образовании и воспитании, стала мировой и общечеловеческой.

Рассмотрим положение ребенка в России. Для нее проблема защита детства всегда стояла чрезвычайно остро, начиная со времен Древней Руси и заканчивая настоящим. Еще в Древней Руси были приняты попытки охраны детства. Далее, уже во время правления Петра I, были приняты шаги к улучшению положения детей: были открыты школы, созданы госпитали для незаконнорожденных детей, вводится институт опекунства и попечительства (1714).

XIX век стал началом зарождения детской юстиции. Проведенная Александром I реформа образования определила государственную систему образования в стране. В XIX веке произошли существенные изменения и в сфере трудовой занятости детей: была запрещена ночная работа детей до 12 лет, введено обязательное посещение школы работающими подростками, позже обучение в школе малолетних тружеников стало входить в их рабочее время, а детский труд был ограничен до 8 часов.

Начало XX века было охарактеризовано сложной политической и социально-экономической обстановкой в стране, что не позволило новому правительству вплотную заняться проблемой защиты прав ребенка. Но все же некоторые шаги к этому были предприняты. Так, в Конституции РСФСР (1918) было провозглашено право рабочих и беднейших классов крестьян на всестороннее и бесплатное образование. В 1918 году Комиссариат народного образования публикует программу бесплатного, обязательного и атеистического обучения.

Положение детей во время Великой Отечественной войны было печально, но все же правительством были предприняты меры по улучшению их положения. В отношении детей из осажденных городов правительством страны были приняты решения об отправке их в глубокий тыл. Для детей, эвакуированных из временно оккупированных районов, в ряде восточных регионов страны были открыты школы-интернаты. Правовое положение детей в послевоенный период подчинялось правилам довоенного времени.

В СССР в конце 50-х — середине 60-х годов было проведено преобразование детских учреждений, были изменены условия труда, отдыха и учебы молодежи в возрасте до 18 лет. В 1973 году в СССР был принят закон «Об утверждении основ законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании», который утвердил права учащихся на бесплатность образования всех видов, пользование учебными кабинетами и лабораториями, библиотеками, обеспечение стипендиями, льготным проезд на транспорте и т. д.

Начиная с 1991 года, в Российской Федерации было принято большое количество документов, затрагивающих интересы детей, в которых были предусмотрены нормы об ответственности родителей за насилие по отношению к детям, за их безнадзорность; ответственности родителей, лиц, их заменяющих, а также воспитателей, педагогов, врачей за нарушение физического, психологического, морального и духовного здоровья детей и подростков, за ненадлежащее исполнение ими обязанностей по охране жизни и здоровья детей.

Важным шагом в развитии государственной политики по защите прав детей стало принятие Правительством РФ Постановления от 9.11.1993 года «Об утверждении проекта Федеральной программы «Дети России». Программа «Дети России» направлена на социальную защиту детей и включает в себя федеральные целевые программы: “Дети-инвалиды”, “Развитие социального обслуживания семьи и детей”, “Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”, “Дети-сироты”, “Одаренные дети”, “Развитие всероссийских детских центров “Орленок” и “Океан”, “Дети Севера”, “Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев”, “Дети Чернобыля”, “Безопасное материнство”, “Развитие индустрии детского питания”.

Эти программы направлены на обеспечение безопасного материнства, создание условий для рождения здоровых детей, профилактику заболеваемости и инвалидности в детском и подростковом возрасте. Также в числе приоритетных направлений — укрепление семьи как социального института, развитие системы социальной защиты семьи, повышение эффективности поддержки социально уязвимых семей с детьми, профилактика семейного неблагополучия, социального сиротства, развитие различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, сокращение числа детей в детских интернатных учреждениях.

Но обеспечение прав ребенка относится к глобальным проблемам современности, в решении которых заинтересовано все мировое сообщество, не только Россия. Это объясняется определяющей ролью подрастающего поколения в гарантировании жизнеспособности общества и прогнозировании его будущего развития. К сожалению, следует признать, что ни одно государство в мире не может претендовать на роль образца в области соблюдения прав ребенка. Даже для самых демократических и экономически развитых государств характерны рост преступности несовершеннолетних, наличие семей с низким жизненным уровнем, смертность детей из-за недостаточного медицинского обслуживания, рост беспризорных детей. Все эти факторы доказывают невозможность разрешения детской проблемы только национальными средствами и вызывают необходимость объединения усилий мирового сообщества в целом, что и обусловило возникновение института международно-правовой защиты прав ребенка.

Окончательно система международной защиты прав ребенка как составной части защиты прав человека сложилась после Второй мировой войны в рамках Организации Объединенных Наций, одним из основополагающих принципов которой было провозглашение уважения к правам и свободам человека без какой-либо дискриминации. Принцип уважения прав человека был закреплен в Уставе ООН. Устав определил также органы, которые координировали сотрудничество государств по защите прав человека: Генеральная Ассамблея организует исследования и дает рекомендации (ст. 13), Экономический и Социальный совет делает рекомендации и создает комиссии по поощрению прав человека (стст. 63, 68). Для этих целей были также созданы специальные органы как универсального характера (Комиссия по правам человека), так и функционального — по защите отдельных категорий населения (Комиссия по положению женщин, Комиссия по предупреждению дискриминации и защите меньшинств, Управление Верховного комиссара по делам беженцев, Конгресс ООН по борьбе с преступностью и обращению с правонарушителями). Таким образом, Устав ООН создал правовую основу для формирования механизма международной защиты прав человека, который включает в себя разработку международных стандартов в области защиты прав человека и создание международных контрольных органов за их соблюдением. Необходимость разработки мер по охране прав ребенка, в силу его физической и умственной незрелости, потребовала выделение международной защиты прав детей в особое направление. С этой целью в ООН были созданы Социальная комиссия и Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ). В рамках ЮНИСЕФ функционирует Международный центр развития ребенка. Кроме того, защитой прав детей в отдельных областях занимаются специализированные учреждения ООН: Международная организация труда (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Организация Объединенных Наций по вопросам науки, культуры и образования (ЮНЕСКО). Международная защита прав ребенка осуществляется по нескольким направлениям:

1. разработка деклараций, резолюций, конвенций с целью подготовки международных стандартов в области прав ребенка;

2. создание специального контрольного органа по защите прав ребенка;

3. содействие приведению национального законодательства в соответствие с международными обязательствами (имплементационная деятельность)

4. оказание международной помощи через Детский фонд ООН.

Специальным документом, полностью посвященным правам ребенка, стала Декларация прав ребенка. В Декларации говорится:

1. о недопущении в отношении детей дискриминации по каким бы то ни было признакам (пр. 1);

2. о праве ребенка на нормальное развитие (пр. 2);

3. о праве на получение образования (пр.7).

4. согласно Декларации, ребенок должен быть защищен от жестокости и эксплуатации (пр. 9);

5. ему должно предоставляться право на надлежащее питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание (пр. 4).

Один из принципов Декларации устанавливает обязанность общества осуществлять особую заботу о детях, неполноценных в физическом, психическом или социальном отношении (пр. 5). Последний принцип посвящен вопросам воспитания ребенка (пр. 10). Таким образом, Декларация прав ребенка 1959г. сформулировала принципы, на которых должна базироваться государственная политика по обеспечению прав ребенка.

Несмотря на продуктивность и многоаспектность нормотворческой деятельности в области защиты прав ребенка, к концу 70-хгг. стало очевидным, что существующие нормы по правам человека уже не являются больше адекватными для того, чтобы отвечать специальным нуждам детей. К тому же со времени принятия Декларации были выработаны новые подходы, касающиеся концепции прав ребенка и методов их защиты. Требовался единый международный документ, который соединил бы в себе весь предшествующий опыт нормотворчества и новые представления о защите прав ребенка. Таким документом стала Конвенция о правах ребенка. Конвенция, состоящая из 54 статей, охватывает как гражданско-политические, так и социально-экономические и культурные права детей от их рождения и до достижения совершеннолетия (18 лет), если национальным законодательством не предусмотрен более ранний возраст достижения совершеннолетия (ст. 1). С принятием Конвенции был введен ряд новых прав ребенка:

1. на выживание и развитие (ст. 6),

2. на сохранение индивидуальности (ст. 8),

3. на право свободно выражать свои взгляды (ст. 12),

4. на неучастие в военных действиях (ст. 38),

5. на физическое и психологическое восстановление и социальную реинтеграцию жертв злоупотреблений и эксплуатации (ст. 39).

В Конвенции впервые особо оговорена роль средств массовой информации: государства-участники обязуются поощрять средства массовой информации к распространению информации и материалов, полезных для ребенка в социальном и культурном отношении, чтобы ребенок имел доступ к информации из различных национальных и международных источников (ст. 17). В соответствии со статьей 42 государства-участники обязуются «широко информировать о принципах и положениях Конвенции как взрослых, так и детей».

Принятие Конвенции стало значительным событием в области защиты прав детей. В Конвенции впервые ребенок рассматривается не только как объект, требующий специальной защиты, но и как субъект права, которому предоставлен весь спектр прав человека.

Впервые в истории в рамках Конвенции был создан международный механизм контроля над выполнением положений Конвенции — Комитет по правам ребенка.

Новый виток развития права ребенка получили после состоявшейся 30 сентября 1990г. в Нью-Йорке Всемирной встречи на высшем уровне в интересах детей. На этой встрече были приняты Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей и План действий по осуществлению Всемирной декларации. В этих документах сформулированы конкретные цели, которые должны быть реализованы, а именно:

1. борьба с основными детскими заболеваниями;

2. сокращение смертности детей в возрасте до 5 лет;

3. снижение уровня материнской смертности;

4. оказание повсеместной поддержки детям-инвалидам;

5. предоставление защиты детям в условиях вооруженных конфликтов;

6. обеспечение всем детям доступа к базовому образованию.

Все государства — участники Всемирной встречи, а также многие другие государства, впоследствии присоединившиеся к Декларации и Плану действий, обязались составить подробные национальные программы для достижения поставленных целей.

Также для создания более эффективного механизма защиты прав ребенка многие страны создают у себя специальные органы по защите прав детей: институты уполномоченных по правам ребенка (омбудсмены по правам ребенка), а также детские (ювенальные) суды.

Но вернемся к проблеме защиты прав ребенка в России. Несмотря на то, что было принято большое количество документов, направленных на решение данной проблемы, они не смогли внести достойную лепту в изменение положения детей к лучшему. Во многих законах не описано детально, кто должен заниматься данным вопросом, какие меры должны быть предприняты, и, главное, кто за это должен отвечать. Кроме недействующих законов, есть законы напрямую дискриминационные, нарушающие права ребенка, прописанные в Конституции (к примеру, закон, отменяющий необходимость согласия органов опеки на совершение сделок с недвижимостью, где прописаны несовершеннолетние).

Следует отметить, что на сегодняшний день возникла тенденция к ухудшению социально-экономического положения детей по ряду параметров, также ухудшилось их правовое положение, и при этом некоторые негативные тенденции продолжают нарастать. Это возникло оттого, что отсутствует закрепленный в нормативно-правовых актах эффективный механизм контроля, который бы заставил органы исполнительной власти, местного самоуправления и государственные учреждения выполнять свои прямые обязанности по защите прав детей.

Я считаю, что многих проблем в сфере защиты прав ребенка можно будет избежать, если перенести обязанности по решению этой проблемы с федерального на региональный уровень. В таком случае субъекты получат большую свободу в выборе форм и способов поддержки семьи, материнства, отцовства и детства с учетом социальных, демографических и национальных особенностей своих территорий.

Сегодня, несмотря на меры, принимаемые органами государственной власти Российской Федерации, реальные механизмы защиты прав детей — самой бесправной части российского населения — продолжают отсутствовать. Поэтому я считаю, что на данный момент возникла необходимость введения в России ювенальной юстиции и поста Уполномоченного по правам ребенка.

Ювенальное правосудие, т. е. ювенальный суд способен предупредить и устранить нарушение прав ребенка в семье и обществе, устраняя тем самым дальнейшее возможное противоправное поведение так называемых социальных сирот, т. е. детей, оставшихся без попечения родителей.

Современная концепция ювенального правосудия (ювенальной юстиции) настаивает на том, чтобы каждый подросток, попавший в поле зрения ювенальногосуда, был, прежде всего, обследован на предмет нарушения его прав и законных интересов. Для этой цели и создана система органов ювенальной юстиции в ведущих странах мира. К этой же цели должно стремиться современное ювенальное правосудие в России.

Пока что в нашей стране не создан аппарат ювенальной юстиции, а был проведён лишь эксперимент по его внедрению в ряде регионов, который, к сожалению, так и остался экспериментом.

Но не только в компетенцию ювенальной юстиции входит решение вопроса по защите прав ребенка. Такими же обязанностями обладает Уполномоченный по правам ребенка. В сферу его деятельность входит:

1. защита прав конкретного ребенка и представительство его интересов;

2. расследование дел по индивидуальным жалобам детей;

3. наблюдение за осуществлением законодательства, касающегося защиты интересов детей;

4. внесение рекомендаций в государственные органы по изменению законодательства в области охраны прав детей;

5. содействие повышению информированности о правах ребенка как самих детей, так и взрослых;

6. действие в качестве посредника в случаях возникновения конфликтов между детьми и родителями;

7. представление докладов о проделанной работе и о положении дел в вопросе соблюдения прав ребенка.

Как показывает опыт государств, создавших у себя институты уполномоченных по правам ребенка, наличие данных институтов является важным механизмом защиты прав и интересов детей, поскольку омбудсмены по правам ребенка являются независимыми органами, наделенными правом выступать от имени детей и одновременно сосредоточивающими свою деятельность исключительно на защите их интересов.

К сожалению, пост Уполномоченного по правам ребенка в России введен только в ряде субъектов (в Волгоградской, Новгородской, Калужской, Московской, Свердловской, Кемеровской, Самарской областях, городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге, в Красноярском и Краснодарском краях, Чеченской республике и республике Северная Осетия-Алания). На сегодняшний день вопрос о создании поста Уполномоченного по правам ребенка оставлен на усмотрение субъектов Российской Федерации. Такой вариант обеспечивает доступность уполномоченного для детей по их месту жительства, позволяет более оперативно реагировать на нарушение их прав, а также установить действенный независимый контроль над детскими учреждениями на территории региона. Но, несмотря на все достоинства, во многих субъектах Российской Федерации пост уполномоченного по правам ребенка до сих пор отсутствует.

Читайте также:  Характеристики звукового анализа у детей

Политика в интересах детей — дело, ответственность за которое несет не только государство, но и само общество, рассчитывающее на лучшее будущее для своих детей и своей страны. Поэтому и вырабатываться, и реализовываться эта политика должна совместными усилиями всего общества.

Список использованной литературы

1. Конституция РФ. Издательство «Экзамен», Москва, 2006 г.

2. Конвенция о правах ребенка (Конвенция ООН) М, Издательский дом «Инфра-М», 2003 г.

3. Материалы Третьего периодического доклада о реализации Конвенции о правах ребенка 1998-2002 года

4. Декларация прав ребенка

Исследование и анализ международного и национального законодательства отдельных стран, судебной и правоприменительной практики в области защиты прав и интересов детей. Практические рекомендации по усилению мер, принимаемых в сфере защиты прав ребенка.

дипломная работа [143,8 K], добавлен 08.04.2014

История развития международно-правовой защиты прав детей, главные принципы данного процесса, этапы формирования соответствующей Конвенции. Деятельность ООН, ЮНИСЕФ и всемирного банка в области защиты прав ребенка. Проблемы применения правовой защиты.

курсовая работа [57,1 K], добавлен 17.01.2014

Значение правовых норм для воспитания несовершеннолетних. Проблема защиты детей в России. Перечень основных прав ребенка. Конвенция о правах ребенка как акт о правах ребенка на международном уровне. Ответственность государства в защите прав детей.

реферат [18,5 K], добавлен 22.03.2010

Определение прав ребенка как самостоятельного субъекта права. Проблема жестокого обращения с детьми. Ювенальная юстиция как важный инструмент системы защиты прав детей. Правительственные федеральные целевые программы для обеспечения защиты прав детей.

реферат [21,9 K], добавлен 26.07.2010

Понятие и место судебной защиты в системе охраны прав и интересов ребенка. Классификация судебных споров о детях. Подсудность дел и порядок обращения в суд. Судебная защита неимущественных и жилищных прав детей, деятельность прокурора в интересах детей.

дипломная работа [1,5 M], добавлен 19.12.2011

Становление и развитие законодательства России о правах ребенка. Особенности правового несовершеннолетнего. Гарантии прав социального обеспечения детей. Способы защиты прав несовершеннолетних граждан. Роль института омбудсмена по защите прав ребенка.

дипломная работа [91,3 K], добавлен 05.10.2017

Международные и республиканские стандарты в области охраны прав детей. Особенности нормативно-правовой базы по вопросу защиты детей в Республике Казахстан. Обоснование создания новых механизмов для дальнейшей реализации Конвенции о правах ребенка.

реферат [25,1 K], добавлен 29.11.2012

История возникновения международно-правовой базы в области защиты прав ребенка. Формирование системы и международно-правовые источники, регулирующие защиту прав ребенка. Конвенция ООН «О правах ребенка» как основной документ в формировании прав ребенка.

реферат [33,8 K], добавлен 14.11.2010

Разработка социальных стандартов защиты прав детей в послевоенные годы. Положения Всеобщей Декларации, касающиеся прав и интересов детей. Анализ социально-правовых механизмов защиты прав ребенка на международном и национальном уровнях в современном мире.

дипломная работа [89,6 K], добавлен 12.05.2013

Исторические аспекты становления и развития идеи прав ребенка в государстве, классификация основных принципов, порядок их закрепления в законодательстве и реализация на практике. Проблемы развития и практики защиты прав ребенка в мире и конституции РФ.

дипломная работа [100,0 K], добавлен 02.08.2011

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

источник

Дети являются высшей ценностью каждого государства. Сегодня ни у кого не вызывает сомнения, что критерием дееспособности и прозорливости власти является ее отношение к детям, уважение и защита их прав, свобод и законных интересов. В раннем возрасте дети особенно уязвимы и особенно подвержены разным влияниям, и поэтому ребенок должен пользоваться приоритетом в том, что касается наших забот и ресурсов. Постоянно прогрессирующий рост преступности несовершеннолетних, количество детей, лишившихся родительского попечения и находящихся в конфликте с законом, требуют поиска и применения срочных и далеко не ординарных мер.

Преодоление глубочайшего кризиса российского общества заключается в его коренном социально-экономическом и духовно-нравственном оздоровлении, в формировании и проведении эффективной социальной политики, способной существенно улучшить условия жизни граждан страны, стать важнейшей гарантией удовлетворения жизненных потребностей молодого человека, защиты его прав и интересов. Вместе с тем социальная защита несовершеннолетних граждан не может сводиться к решению проблем лишь чисто материального характера. Перед страной стоит задача разработки и реализации концептуальных основ новой правовой базы реального обеспечения прав, свобод и законных интересов детей. Особо значимы здесь постоянный поиск и апробация нетрадиционных для сегодняшней России, но доказавших свою эффективность в мировой практике путей решения наиболее острых проблем. Российская Федерация, как правопреемник СССР, на законодательном уровне в последние годы предпринимает значительные усилия по реализации международных стандартов по защите прав и свобод ребенка, наилучшему обеспечению его интересов.

Формирование правового, демократического государства предполагает социальную защищенность детей, оказание им такой социальной помощи, которая бы обеспечила социальное благополучие каждому ребенку. Любые декларации о правах и свободах ребенка, даже прописанные в Конституции и иных многочисленных законодательных актах, ущербны, если не обеспечены реальными гарантиями со стороны структур власти государства и общества.

Каждому гражданину Российской Федерации гарантируется судебная защита его прав и свобод (ст.46 Конституции РФ). Это конституционное положение относится ко всем гражданам независимо от их возраста и получило закрепление в текущем законодательстве. Согласно ст.ст.1, 8, 56 СК РФ, ст.11 ГК РФ судебная защита гражданских и семейных прав и интересов ребенка является основной юрисдикционной формой защиты.

Основой данного исследования явились Федеральные законы: Семейный кодекс РФ 1995 г., «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998 г.), «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999 г.), «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» (2001 г.) «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (1996 г.), Конвенция о правах ребенка 1989 года и многие другие нормативно-правовые акты.

Правительством были определены «Основные направления государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года», Принята Федеральная целевая программа «Дети России» на 2003 — 2006 гг. (утв. постановлением Правительства РФ от 3 октября 2002 г. N 732). Но реалии жизни свидетельствуют, что такого рода мер явно недостаточно. В этой связи долг федеральных и региональных органов исполнительной власти — постоянно наращивать потенциал самой системы правоприменения, повышать исполнительскую дисциплину, совершенствовать профессионализм специалистов, работающих в области обеспечения прав молодых граждан страны.

Правовое положение несовершеннолетних детей в России

Социально-экономический кризис в России привел к снижению уровня жизни и массовым нарушениям прав детей. За последние десять лет количество детей сократилось почти на 4 млн. Младенческая и детская смертность в России в 2005 г. в 2-3 раза выше, чем в развитых странах. В ходе реформ были разрушены многие механизмы защиты прав ребенка. Часть детей сегодня находятся вне сферы заботы государства: они не получают того, что им гарантируют Конвенция о правах ребенка и Конституция Российской Федерации, а также многочисленные законы и национальные планы.

Результаты специального исследования реальности и реализуемости прав детей в нашем государстве за последние годы показали, что:

во-первых, принцип приоритета детства, декларируемый на всех уровнях власти, ни на одном из них не реализуется в полной мере;

во-вторых, интересы детей при разработке многих законов не принимаются во внимание;

в-третьих, проблемы улучшения положения детей решаются фрагментарно, от случая к случаю, без системной основы, т. е. в основном проводится бесперспективная политика «латания дыр»;

в-четвертых, законодательные акты, регулирующие финансовые, налоговые, экономические, правовые решения, не учитывают последствий их принятия в сфере детства, а отсюда, по существу, следует, что ни один из многочисленных законов, принятых за последние пять лет, не содержит прогноза прямых и косвенных результатов своего действия в сфере детства.

Конвенция ООН по правам ребенка, участником которой является и Российская Федерация, обязывает государства совершенствовать правовой механизм, препятствующий нарушению прав несовершеннолетних. Национальная политика в отношении молодежи, включающая защиту и заботу о различных группах молодежи, — истинный показатель справедливости общественного устройства, легитимности власти.

Специализация в сфере правовой защиты гражданских прав в зависимости от категории лиц, чьи права подлежат защите, — мировая тенденция. Специализированные правозащитные органы обладают большими возможностями, чем органы общей компетенции, по восстановлению нарушенных прав, анализу ситуации, приведшей к их нарушению, по выработке рекомендаций превентивного характера.

Применительно к защите прав несовершеннолетних мировая практика выработала специальные механизмы. Это органы ювенальной юстиции — судьи, суды по делам несовершеннолетних, специальные омбудсманы по делам несовершеннолетних. В Нидерландах, например, в 10 муниципалитетах в целях защиты нарушенных прав ребенка действуют консультативные центры. В каждом из них есть, по крайней мере, один врач, один социальный работник и церковный координатор. Ярким примером такой службы является и Государственный арбитр по делам ребенка, в течение многих лет, эффективно действующий в Норвегии.

В России комиссии, инспекции по делам несовершеннолетних, органы социальной защиты, благотворительные учреждения и организации — традиционные и вновь образуемые механизмы защиты прав ребенка — к сожалению, не всегда действуют должным образом.

Билет 9. Нормативно-правовые основы защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей.

1.Дети, оставшиеся без попечения родителей-лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными, находящимся в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений.

2.Дети-сироты-лица до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

3. Социальный сирота — это ребенок , который имеет биологических родителей, но они по каким-либо причинам не занимаются воспитанием ребенка , не заботятся о нем.

1.Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Статья 6. Дополнительные гарантии права на образование

Статья 7. Дополнительные гарантии права на медицинское обслуживание

Статья 8. Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение

Статья 9. Дополнительные гарантии права на труд

Статья 10. Судебная защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

2. Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»

Защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возлагается на органы опеки и попечительства, которыми являются органы местного самоуправления. Их деятельность регламентируется рядом международных , федеральных и региональных нормативных актов, имеющих целью заботу государства о данной категории детей.

Основными задачами органов опеки и попечительства для целей настоящего Федерального закона являются:

1) защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством;

2) надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;

3) контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

3.Семейный Кодекс РФ. Раздел VI полностью посвящен воспитанию детей, оставшихся без попечения родителей.

4.Федеральный закон от 16.04.2001 г. № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения

Закон создан в целях оказания содействия в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан РФ и создания условий для реализации права граждан, желающих принять этих детей на воспитание в свои семьи

5. Постановление Правительства РФ от 14.05.2001 N 374 «О первоочередных мерах по улучшению положения детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

6. Закон Санкт-Петербурга «О дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 28.11.2005 г. № 616-87.

источник

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ‘, MOUSEOFF, FGCOLOR, ‘#FFFFCC’,BGCOLOR, ‘#393939’);» onMouseOut=»return nd();»> Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат — бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Абрамов Владимир Иванович. Права ребенка и их защита в России: общетеоретический анализ : диссертация . доктора юридических наук : 12.00.01 / Абрамов Владимир Иванович; [Место защиты: Сарат. гос. акад. права].- Саратов, 2007.- 455 с.: ил. РГБ ОД, 71 08-12/13

Актуальность темы диссертационного исследования. Человек начинается с детства, и уже в эту пору жизни он становится обладателем определенной совокупности прав. Однако до середины прошлого столетия ребенок не рассматривался в качестве носителя прав. Подтверждением тому является наблюдение выдающегося мыслителя 20 в. Марии Монтессори: «Ребенок является воспроизведением взрослого, который владеет им так, как если бы он был частью собственности. Раб никогда не был такой собственностью своего хозяина, как ребенок – родителей».

Это говорит о том, что существуют проблемы, острота которых всегда остается неизменной. Одна из них – права ребенка и их защита. История показывает, что каждому поколению нужно защищать права личности, что человечеству еще неизвестна ситуация, при которой не требовались бы усилия для защиты прав индивида, и что лозунги о счастливом детстве, не подкрепленные законодательными актами и не основанные на справедливой и сильной политике государства в интересах детей, на всемерной материальной и финансовой поддержке, обеспечивающей нормальное развитие подрастающего поколения, так и остаются пустыми декларациями.

Зарубежная мысль по сравнению с российской раньше осознала важность проблемы прав детей, и международное право тоже раньше стало предусматривать меры специальной защиты наиболее уязвимых групп общества, всех тех, кто сам не имеет равных возможностей защищать свои права. В первую очередь к данной категории относятся дети. Сразу же после первой мировой войны в рамках Лиги Наций была учреждена Международная Ассоциация заботы о детях. В 1924 г. принята Женевская декларация прав ребенка. В 1945 г. Генеральная Ассамблея ООН создала Детский Фонд ООН (ЮНИСЕФ). В 1959 г. ООН провозглашена Декларация прав ребенка.

Причем, если в Декларации прав ребенка 1924 г. дети рассматривались исключительно как объект защиты, то в Декларации прав ребенка 1959 г. наметилась тенденция признания ребенка в качестве субъекта прав, о чем свидетельствуют ее отдельные положения. 20 ноября 1989 г. Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла Конвенцию о правах ребенка, закрепившую его в качестве субъекта прав. Конвенция о правах ребенка создала новую модель отношения к детям, послужила толчком для изменения положения ребенка в семье и обществе. Представляет интерес высказанное в связи с этим мнение, что «никто из современных … правоведов не оспаривает более тот факт, что ребенок является самостоятельным носителем прав – специальным субъектом права».

Читайте также:  Взятие анализ на энтеробиоз у детей

Конвенция о правах ребенка, в которой Россия участвует в порядке правопреемства после СССР, имеет прямое действие на территории нашего государства, и Россия приняла на себя обязательства, предусмотренные ею, в полном объеме. Поэтому сейчас в стране проводится ряд мероприятий, направленных на то, чтобы поднять уровень жизни детей, обеспечить их правовую защищенность, и реализующих, таким образом, требования Конвенции о правах ребенка. Иначе говоря, наступило время, когда стало крайне важно воплотить в нормах права идею последовательной, основанной на принципах подлинного человеколюбия защиты прав несовершеннолетних, составляющих в Российской Федерации четверть всего населения. Мало того, необходимо усилить правовые гарантии подобного рода защиты.

История учит, что в пору серьезных социальных потрясений больше всего страдают дети. Для них вольно или невольно начинается эпоха бесправия. Подобная ситуация характерна сегодня для России. Сохраняется высокий уровень дифференциации доходов населения, ухудшились показатели здоровья новорожденных и подростков 15–17 лет. Особую тревогу вызывает степень распространения среди несовершеннолетних алкоголизма, проституции, ВИЧ–инфекции. Растет число больных туберкулезом. Усиливается жестокость и общественная опасность преступлений, совершаемых подростками. Все чаще выявляются факты использования подростков различными преступными группировками. Семейное неблагополучие способствует росту безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, числа детей, оставшихся без попечения родителей, в первую очередь, за счет детей, родители которых лишены родительских прав. Нуждается в улучшении положение детей–инвалидов.

Быстрое реформирование общества, обострение проблем занятости, резкое падение жизненного уровня большей части населения, негативные стороны сплошной коммерциализации, экологическое неблагополучие – таков далеко не полный перечень факторов, гибельно сказывающихся на детях. Серьезные проблемы в основных сферах жизнедеятельности детей вызывают озабоченность как государственных органов, так и широкой общественности, т. к. Российская Федерация, взявшая на себя обязательства уделять первостепенное внимание правам детей, их выживанию, защите и развитию, на деле оказывается не в состоянии эффективно выполнять эту задачу.

Нарушения прав детей приобрели в России масштаб национальной катастрофы. По словам Уполномоченного по правам ребенка в г. Москве, «сейчас в России, какую сферу ни возьми, везде нарушаются права ребенка… Мы столкнулись с чудовищным парадоксом: детей приходится защищать от их же защитников».

Еще одна «самая острая проблема современной России» отмечена в Послании Президента Федеральному Собранию РФ, прозвучавшем 10 мая 2006 г., главной формулой которого является сбережение народа, и прежде всего поддержка детей и их родителей.

Констатировав, что «в среднем число жителей нашей страны ежегодно становится меньше почти на 700 тыс. человек», Президент обозначил демографию как своего рода национальный мегапроект, основной приоритет социально–экономической политики на ближайшее десятилетие, ибо «положение в этой сфере критическое». Он предложил целый комплекс административных, финансовых, социальных мер, связанных с улучшением жизни детей и повышением рождаемости.

Все это говорит об особой остроте и запущенности в государственном масштабе проблем, связанных с положением детей в обществе, о крайне серьезном противоречии между стремлением укрепить правовой статус ребенка и реальными условиями его существования – без всякого преувеличения гибельными.

Таким образом, выбор темы диссертационного исследования обусловлен необходимостью всестороннего и комплексного теоретико–правового исследования проблемы прав ребенка и их защиты в современной юридической науке, анализа их законодательного закрепления, определения роли составных элементов механизма защиты прав ребенка как инструментов укрепления его правового статуса и выработки научных и практических рекомендаций по повышению в новых общественных условиях эффективности обеспечения прав ребенка как основы будущего поколения.

Степень научной разработанности темы. Становление общеправовой теории прав ребенка, отражающей новую политическую ситуацию в России и новый научный подход к ребенку как специальному субъекту права, началось лишь в середине 90–х г.г. прошлого столетия, когда, после принятия Конвенции ООН о правах ребенка, стали появляться сборники документов, иллюстрирующих ее содержание, и публикации, связанные с положением ребенка в обществе и семье, его правовым статусом, охраной и защитой его прав и законных интересов, становлением в России ювенальной юстиции ( В.И. Абрамов, Ю.Ф. Беспалов, Н.Е. Борисова, Е.Б. Бреева, О.В. Бутько, И.К. Городецкая, Ю.А. Дмитриев, В.Д. Ермаков, С.В. Захаров, А.В. Кортунов, Э.Б. Мельникова, А.М. Нечаева, Е.М. Рыбинский, С.А. Сорокин, З.К. Шнекендорф и др.).

Определенный вклад в развитие теории прав ребенка внесли защищенные в последующие годы кандидатские диссертации, написанные с общетеоретических правовых позиций (О.В. Бутько, Л.Ю. Голышева, В.В. Кулапов, Е.А. Лактюнкина, Е.В. Марковичева, Ю.И. Стародубцев) и раскрывающие отдельные аспекты проблемы прав ребенка и их защиты.

Однако условия в стране изменились, что в свою очередь повлекло за собой изменения законодательства в данной области, что, безусловно, требует его осмысления и комплексного анализа.

Многочисленные публикации в современных средствах массовой информации и научной литературе о бедственном положении детей и нарушениях их прав свидетельствуют о настоящей национальной катастрофе, которая носит затяжной характер. Поэтому актуальной задачей являются сегодня обобщение теоретических положений и выработка на их основе рекомендаций по практической реализации принятых законов и намеченных государством мер.

Отрадно, что за последнее десятилетие защищены три докторских диссертации по проблемам, связанным с правами ребенка. Однако они выполнены в рамках отдельных отраслевых дисциплин: по семейному (Ю.Ф. Беспалов, А.М. Нечаева) и конституционному (Н.Е. Борисова) праву, т. е. права ребенка и их защита не стали предметом комплексного общетеоретического анализа. Такое исследование впервые предпринято в настоящей работе.

Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, связанные с реализацией и обеспечением прав ребенка в России.

Предмет исследования – права ребенка и их защита как правовые явления в современном научном понимании; законодательное закрепление прав ребенка в российском и международном праве и их соотношение; ювенальная правовая политика и механизм защиты прав ребенка в России.

Целью диссертационного исследования является комплексный общетеоретический анализ феномена прав ребенка, их нормативного закрепления в российском и международном праве, эффективности механизма их защиты, а также выработка теоретических и практических предложений, направленных на совершенствование предпринимаемых Российским государством и обществом в этом направлении мер, имеющих важное социально–культурное значение.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи, отражающие основные идеи и аспекты исследования:

сформулировать социально–правовые понятия, относящиеся к предмету исследования; уточнить категориально–понятийный аппарат, используемый в юридической науке;

рассмотреть исторический процесс правового регулирования отношений в сфере детства, уделив особое внимание анализу положения детей в современном российском обществе, определению сфер жизнедеятельности, в которых происходит нарушение их прав, и определению мер, которые необходимо предпринять для исправления ситуации;

раскрыть содержание некоторых теоретических концепций о ребенке как специальном субъекте права, его правах в системе прав человека, их обеспечении и механизме защиты, правовом статусе, внеся при этом авторские уточнения по отдельным научным позициям;

проанализировать законодательное закрепление прав ребенка и их защиты в современном российском конституционном, гражданском, семейном, трудовом, административном, уголовном праве; аргументировать авторский взгляд на ювенальное право как отрасль современного российского законодательства;

раскрыть содержание и формы деятельности различных субъектов – звеньев единого механизма защиты прав ребенка в России (Президент, Парламент, Уполномоченный по правам человека в РФ и Уполномоченные по правам ребенка в субъектах России, органы исполнительной и судебной власти, неправительственные правозащитные организации, международные институты); определить степень эффективности данного механизма;

охарактеризовать цели и принципы современной правовой политики России в области прав детей и их защиты, определить пути ее реализации государством и обществом на законодательном, программном, управленческом, исполнительском, просвещенческом уровнях;

обосновать необходимость создания в России ювенальной юстиции как насущную задачу современной правовой политики государства;

показать соотношение российских и международных нормативных актов и договоров о правах ребенка и их защите, уделив при этом особое внимание анализу имплементации норм Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г. в российское законодательство;

сформулировать предложения и рекомендации по совершенствованию законодательного регулирования и практического обеспечения прав ребенка и их защиты в России.

Методологической основой исследования явилась совокупность методов, известных в настоящее время научному поиску, адаптированных применительно к специфике изучаемого предмета – правам ребенка и их защите. Основным методом познания послужил всеобщий диалектический метод, в рамках которого применялись такие общелогические приемы, как анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, аналогия, абстракция. Кроме того, использовались системный, структурно–функциональный, статистический, конкретно–социологический, сравнительно–правовой, формально–логического толкования, историко–правовой методы.

Нормативную базу диссертационного исследования составили международные правовые акты по правам ребенка и их защите универсального и регионального, общего и специального характера, отдельные правовые акты дореволюционной России, СССР, РСФСР; Конституция РФ 1993 г., соответствующие российские законы и подзаконные акты федерального и регионального уровней, а также правовые акты Верховного Суда РФ.

Эмпирическая база работы основана на социально-правовой практике, обобщении опыта деятельности различных международных, государственных и общественных структур: ООН и ее подразделений, в частности Комитета по правам ребенка, Совета Европы и его Европейского Суда по правам человека, Совета глав правительств СНГ и его Комиссии по правам человека, Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства и ведомств РФ, Конституционного Суда РФ и судов общей юрисдикции, Уполномоченного по правам человека в РФ и Уполномоченных по правам ребенка в субъектах России, Совета при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, международных и российских неправительственных правозащитных организаций.

Специально изучалась деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел различного уровня. Важная информация об отдельных сторонах, касающихся прав ребенка, почерпнута из докладов Уполномоченного по правам человека в РФ и Уполномоченных по правам ребенка в субъектах России, иных государственных и альтернативных им докладов, а также из публикаций фактического, статистического и социологического характера в различных средствах массовой информации.

Теоретическую основу работы составили труды отечественных и зарубежных ученых, исследовавших различные аспекты проблемы прав ребенка. Комплексный характер темы предопределил обращение к источникам различных научных отраслей знаний – от юридических до исторических, политологических, социологических, педагогических и др.

Большое методологическое значение для исследования прав ребенка имели работы отечественных ученых – теоретиков права, специалистов в области прав человека: В.Д. Ардашкина, А.Г. Бережнова, Н.С. Бондаря, Н.В. Витрука, Л.Д. Воеводина, С.А. Глотова, Л.И. Глухаревой, В.А. Карташкина, С.А. Комарова, В.А. Кучинского, Е.А. Лукашевой, В.Д. Мазаева, Г.В. Мальцева, Н.И. Матузова, А.С. Мордовца, Р.А. Мюллерсона, И.В. Ростовщикова, Ф.М. Рудинского, А.В. Стремоухова, Б.С. Эбзеева и др.

Базой для выполнения многих разделов работы послужили публикации ученых–теоретиков права и специалистов отраслевых юридических дисциплин: Д.А. Авдеева, С.С. Алексеева, М.В. Антокольской, В.К. Бабаева, М.И. Байтина, Е.А. Баллаевой, В.П. Беляева, В.М. Ведяхина, А.А. Воротникова, А.С. Гавердовского, В.Д. Горобца, В.Т. Кабышева, Д.А. Керимова, В.Н. Кудрявцева, В.Л. Кулапова, Д.А. Липинского, А.Б. Лисюткина, А.В. Малько, Т.Д. Матвеевой, А.В. Мицкевича, В.С. Нерсесянца, В.Д. Перевалова, С.В. Полениной, А.Х. Саидова, В.А. Сапуна, И.Н. Сенякина, В.Н. Синюкова, В.М. Сырыха, В.А. Туманова, Р.Л. Хачатурова, О.И. Цыбулевской, В.М. Шафирова и др.

Особо значимыми в процессе исследования истории регулирования отношений в сфере детства были труды российских ученых-юристов конца 19 – середины 20 в.в.: М.М. Агаркова, П.В. Гидулянова, С. Григоровского, М.Ф. Владимирского–Буданова, Д.А. Дриля, А.И. Загоровского, В. Зензинова, С.Е. Копелянской, Н.М. Коркунова, А.А. Котляровского, П.И. Люблинского, Д.И. Мейера, К. Неволина, И.Б. Новицкого, А.И. Пергамент, К. Победоносцева, Н.В. Рабинович, Г.М. Свердлова, В.И. Семеновского, В. Сергеевича, В.С. Тадевосяна, Б.Н. Чичерина, Н.В. Яблокова и др.

Весьма плодотворным явилось обращение к отдельным аспектам прав ребенка, проанализированным в научных исследованиях по отраслям российского права такими учеными, как О.С. Антюфеева, Г.В. Богданова, Б.А. Булаевский, О.И. Величко, С.А. Возмилова, С.В. Волкова, Ю.А. Дмитриев, Т.И. Дружинина, Н.М. Ершова, В.В. Иванов, О.А. Кашанина, Е.А. Кондратьева, Н.В. Кравчук, Е.И. Куприянова, В.А. Лазарева, Ю.Е. Лапин, А.З. Лысова, Г.П. Макаров, М.М. Махмутова, Е.В. Микитова, Л.Ю. Михеева, М.А. Морозова, Р.В. Морозова, М.В. Немытина, Л.М. Пчелинцева, A.M. Рабец, В.Д. Рузанова, Н.М. Савельева, Н.Н. Савельева, М.Н. Садовникова, Е.Э. Терещенко, Т.В. Ткаченко, А.Ю. Томилов, Е.В. Тресцова, Н.И. Туктарова, О.А. Федорова, Б.Т. Худояров, А.Ю. Чапышкин, Г.Ш. Чернова, Е.А. Чефранова, А.М. Эрделевский, Н.Г. Яковлева и др.

При рассмотрении истории создания и перспектив развития в России ювенальной юстиции ценными оказались публикации О. Ведерниковой, Е.А. Великовой, Г.Н. Ветровой, Л.М. Карнозовой, А.В. Кирнос, Р. Максудова, Э.Б. Мельниковой, Ю.Е. Пудовочкина, В.В. Ткачева, М.Ю. Флямера, Н.Л. Хананашвили и др.

Общее представление о правовом статусе ребенка, в том числе и о его правах, в различных правовых системах было почерпнуто в работах следующих зарубежных авторов: Б. Барбары, Ж. Баттогтоха, М. Блэка, Н. Кантвелла, Б. Кларка, Л. Лейбланка, М. Пайса, Т. Плата, Д. Старма, Д. Тодреса, X. Трипеля, Ф. Фабрициуса, Е. Ферхеллена, Т. Хаммарберга, С. Харта, Э. Цоллера, Ш. Шабо, Р. Шельдена, М. Шийко–Окруха, Д. Штурма, М. Эрли, а также российских авторов по международному праву: А.Я. Азарова, В.В. Бойцовой, Н.В. Гариной, С.А. Кобиловой, С.Ю. Колосовой, Ю.М. Колосова, Е.А. Леонтьевой, М.Н. Малеина, Т.А. Титовой, О.И. Тиунова и др.

Однако следует заметить, что многие из исследований названных ученых проводились в советский период развития нашей страны применительно к тем общественным условиям и требованиям официальной идеологии. Поэтому в новой исторической обстановке необходимо переосмысление некоторых теоретических положений в соответствии с современными российскими реалиями.

Научная новизна диссертации обусловлена решением проблемы комплексного общетеоретического анализа прав ребенка как правового института, их нормативного закрепления в российском и международном законодательстве, эффективности механизма защиты, выдвижением автором некоторых новых положений теории и практики прав ребенка. В таком – комплексном теоретико–правовом, имеющем важное социально–культурное значение – аспекте права ребенка и их защита ранее не исследовались.

Проанализированы и сформулированы новые либо уточненные определения основных социально–правовых категорий, используемых в юридической науке и относящихся к предмету исследования, нетрадиционные подходы по отдельным научным позициям. Впервые заявлено о выделении ювенального права как комплексной отрасли современного российского законодательства. Предложена авторская концептуальная модель деятельности Российского государства и общества по решению проблемы обеспечения прав ребенка и их защиты на законодательном, программном, управленческом, исполнительском, просвещенческом уровнях.

Впервые осуществлен полный системный анализ имплементации в российское законодательство норм Конвенции ООН о правах ребенка как основного международного правового акта о правах ребенка и их защите. Сделаны теоретически значимые выводы по ряду частных вопросов, недостаточно изученных либо не являвшихся ранее предметом научного анализа; сформулированы предложения и рекомендации по совершенствованию законодательного закрепления и практического обеспечения реализации прав ребенка и их защиты в России.

Читайте также:  Хеликс анализы на дому для детей

Выводы и положения, выносимые на защиту:

1. На основе анализа многочисленных источников научной литературы и нормативных правовых актов автором установлено, что права ребенка как ценность и юридическая категория в России оформились лишь в 90–х г.г. минувшего столетия. В досоветский период ее развития ребенок был объектом родительской власти, в советской России – объектом государственной политики. И только после принятия Конвенции ООН о правах ребенка, закрепившей его в качестве субъекта прав, в нашей стране начался процесс приведения внутригосударственного законодательства в соответствие с требованиями международных стандартов в данной области.

2. Диссертант предлагает для определения правового статуса особого субъекта права, каковым является лицо до достижения им возраста 18 лет, использовать универсальную категорию «ребенок» (во множественном числе «дети»). Употребляемые в российском законодательстве категории «малолетний» и «новорожденный», «ребенок до 1 года», «ребенок до 5 лет», «подросток», «несовершеннолетний» и другие охватываются этим общим понятием «ребенок».

3. По мнению соискателя, положения ст. 17 Конституции РФ позволяют сделать вывод о том, что правовой статус ребенка вытекает из правового статуса человека и гражданина с учетом возрастных ограничений. В таком контексте под правовым статусом ребенка автор понимает совокупность его прав и обязанностей, зафиксированных государством в юридической форме. Ребенок обладает общим (конституционным), отраслевым, специальным (родовым) и индивидуальным правовыми статусами.

Выделяя традиционно общий (конституционный) статус ребенка, мы тем не менее видим его известную условность из–за отождествления конституционных прав взрослых граждан и детей (в Конституции РФ практически отсутствуют, за некоторым исключением, нормы о правах ребенка), поэтому полагаем, что корректнее было бы говорить о конституционных основах прав ребенка в России.

4. Права ребенка определяются в диссертации как права человека применительно к детям. Понимая, что такое краткое определение не раскрывает всей сущности прав детей, достоинство данной формулировки автор видит в том, что она позволяет признаки, характерные для субъективных прав личности вообще, перенести на признаки прав ребенка с учетом его возрастного фактора – несовершеннолетия.

5. Дефиниция термина «защита прав» также отсутствует в российском законодательстве, хотя оно использует его довольно часто. Диссертант понимает под защитой прав ребенка комплексную систему мер, применяемых для обеспечения свободной и надлежащей реализации его субъективных прав, включающую судебную защиту, законодательные, экономические, организационно–технические и другие средства и мероприятия, а также самозащиту гражданских прав.

6. Соискатель определяет правовую политику в области прав детей и их защиты как научно обоснованную, нормативно закрепленную и последовательно осуществляемую деятельность государственных и муниципальных органов власти по созданию эффективного механизма правового регулирования отношений, возникающих в связи с осуществлением и защитой прав детей.

По мнению автора, в цивилизованном правовом государстве проблемы заботы о детях должны решаться государством и обществом, по крайней мере, на пяти уровнях: законодательном, программном, управленческом, исполнительском и просвещенческом, которые предполагают определенные конкретные правовые механизмы.

7. В условиях отсутствия в России специального ФЗ «О правах ребенка» (а ребенок – существо специфическое и в материальном, и в процессуальном плане) необходим специальный механизм правового закрепления и регулирования его прав и их защиты – ФЗ «О правах ребенка». В результате анализа отраслевого законодательства, закрепляющего права ребенка и их защиту в России, представляется чрезвычайно важным:

в формате конституционного права – разработать и закрепить четкие правовые гарантии, обеспечивающие защиту права детей на жизнь (в связи с вооруженными конфликтами, террористическими актами); защиту от злоупотребления свободой массовой информации, наносящей вред несовершеннолетним; государственную поддержку молодежных и детских объединений, учреждаемых либо создаваемых политическими партиями, на сегодняшний день выпавших из объектов государственной поддержки;

в семейном праве – во–первых, единообразно решить на федеральном уровне вопрос о минимальном возрасте для вступления в брак при наличии особых обстоятельств лицам, не достигшим брачного возраста (сегодня этот вопрос по–разному решается в законодательстве субъектов), и во–вторых, изменить редакцию ст. 152 СК РФ, определив федеральное финансирование оплаты труда приемных родителей и льгот приемным семьям;

в гражданском праве – изменить редакцию ст. 27 ГК РФ, указав, что занятию предпринимательской деятельностью должна предшествовать процедура эмансипации;

в трудовом праве – в современной общественной ситуации, характеризуемой незанятостью огромной массы подростков, тщетно пытающихся трудоустроиться, практически решить вопрос о квотировании для них рабочих мест в организациях всех правовых форм и форм собственности;

в уголовном праве – в связи с дискутируемым в обществе вопросом о понижении порога юридической ответственности считаем нецелесообразным принятие соответствующих поправок в УК РФ;

в уголовно–процессуальном праве – ст. 5 УПК РФ следует дополнить, поскольку в уголовном процессе несовершеннолетние могут участвовать и в качестве свидетелей.

Кроме того, все еще действует Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних, утвержденное Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 г., морально устаревшее и не отражающее реалий фактического правового статуса современных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Поэтому совершенно очевидна потребность в ускорении принятия ФЗ «Об основах организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав».

Деятельность подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел – основного субъекта правовой защиты прав ребенка по линии милиции общественной безопасности регулируется Инструкцией по организации работы ПДН ОВД, утвержденной приказом МВД России от 26 мая 2000 г. № 569, которая не содержит обособленной нормы о функциях ПДН. Необходимо поэтому разработать новый статутный нормативный акт по линии МВД – Положение о милиции общественной безопасности, в котором ликвидировать указанный изъян.

Российская Федерация является членом Совета Европы с 28 февраля 1996 г. Однако до сих пор, к сожалению, она не ратифицировала ни один из договоров Совета Европы, касающихся проблем ребенка. Полагаем, что последовательная ратификация стандартов Совета Европы в области прав ребенка должна стать одним из приоритетов российской политики в ближайшее время. Диссертант вносит и другие законодательные предложения в п. 9, 13, 14 положений, вынесенных на защиту.

8. В исследовании доказывается, что ювенальное право – это комплексная отрасль современного российского законодательства как совокупность нормативных правовых актов, относящихся к одному предмету правового регулирования – отношения с участием детей.

9. Обосновывается положение о необходимости создания ювенальной юстиции как подсистемы общего правосудия, как наиболее эффективной формы судебной защиты прав и законных интересов несовершеннолетних и судебного разбирательства дел в отношении несовершеннолетних правонарушителей. А для этого следует принять пакет законов по ювенальной юстиции (ФКЗ «О внесении дополнений в ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» в части введения ювенальных судов, ФКЗ «О ювенальных судах в Российской Федерации» и ФЗ «Об основах системы ювенальной юстиции»).

10. По мнению автора, действие Федеральной целевой программы «Дети России» на 2003–2006 г.г. как плана намеченной деятельности для всех заинтересованных органов власти необходимо продлить, усилив ее социально–экономическую составляющую в свете программных положений, содержащихся в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 10 мая 2006 г.

11. Диссертант полагает, что под механизмом защиты прав ребенка следует понимать систему взаимодействующих социальных и правовых средств, применяемых для обеспечения реализации его прав. Другими словами, речь идет о системе средств социальной и правовой защиты прав ребенка. При этом социальная защита – это система гарантированных государством экономических, организационных, правовых мер, обеспечивающих детям условия для преодоления трудной жизненной ситуации. А понятие правовой защиты можно охарактеризовать как обеспечение прав и законных интересов юридическими средствами.

12. Обеспечение функционирования данного механизма в значительной мере зависит от эффективности деятельности субъектов, осуществляющих защиту прав ребенка, и реализуемых ими форм. Сложность проблемы здесь состоит, во–первых, в том, что нет единой системы субъектов, ориентированной только на решение этой социально важной задачи. Вторая проблема заключается в отсутствии взаимодействия между органами, призванными защищать права ребенка, в том, что не удается объединить звенья единого механизма защиты в одну цепочку и распределить между ними компетенцию в соответствии с ветвями и уровнями власти, исключив одновременно дублирование и параллелизм в работе.

13. Координирующим органом, по нашему мнению, могла бы стать Правительственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, а контролирующими институтами – Уполномоченный по правам ребенка в Российской Федерации и аналогичные Уполномоченные в каждом ее субъекте, о необходимости учреждения должностей которых мы говорим далеко не первыми. В таком случае необходимо принятие соответствующего федерального закона. Не лишними оказались бы и специальные независимые центры общественного контроля за обеспечением прав ребенка в регионах и федеральный Общественный совет при Президенте РФ по проблемам детства.

14. Позитивно оценивая деятельность неправительственных правозащитных организаций по защите прав ребенка, мы считаем, что для российских правозащитников остается проблематичным вопрос взаимодействия их с государственными учреждениям из–за отсутствия качественно новой парадигмы отношения государства к правозащитным организациям, предполагающей стабильные и профессионально построенные правовые механизмы сотрудничества. А для этого необходимо принятие ФЗ «Об основах системы взаимодействия органов власти РФ с негосударственными правозащитными организациями».

15. Обучать школьников правам человека и правам ребенка, как этого требует жизнь, должны выпускники педагогических вузов, колледжей и училищ с привлечением юридических кадров. А будущие учителя права человека и права ребенка не изучают. Поэтому необходимо ввести в учебные планы школы и профессиональных педагогических и юридических образовательных учреждений курсы «Права человека» и «Права ребенка», внеся коррективы в действующий ГОСТ.

16. Проведенный нами анализ имлементации в российское законодательство норм Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г. как основного международного документа в исследуемой области позволяет сделать следующие выводы:

имплементация конвенционных норм в России осуществляется не через непосредственное действие, а посредством трансформации норм Конвенции в нормы российского законодательства, т. е. осуществлением внутригосударственных российских норм во исполнение международно–правовых;

на сегодняшний день российское законодательство в основном соответствует базовым стандартам Конвенции о правах ребенка. Конечно, при этом имеется еще достаточно «ниш для заполнения», для приведения российского законодательства в полное соответствие с требованиями Конвенции;

механизм обеспечения прав ребенка не всегда регламентирован российским законодательством в том объеме и с той тщательностью, которые предполагаются исходя из понятия его «особой» защиты.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно является определенным вкладом в развитие общей теории прав ребенка как перспективного научного направления. Являясь теоретико–правовым исследованием, диссертация имеет комплексный характер, т. к. в ней подвергнуто анализу нормативное закрепление прав ребенка и их защиты в международном и внутригосударственном российском конституционном, гражданском, семейном, трудовом, административном, уголовном, гражданском процессуальном и уголовно–процессуальном праве.

Таким образом, при анализе общетеоретических аспектов темы автор опирался на отраслевые юридические науки, использовал их опыт правоприменительной и правозащитной практики, законодательство, ибо многие права граждан, в том числе детей, носят междисциплинарный характер, они изучаются и реализуются во всех отраслях права, имея при этом свою специфику.

Здесь диссертант исходил из всеми признанного положения о том, что общая теория государства и права не только не должна отрываться от отраслевых дисциплин, а, напротив, базироваться на них, использовать их фактические данные, эмпирический материал, конкретику. В свою очередь, последние обязаны руководствоваться выводами и категориями общей теории. Налицо взаимная, двухсторонняя связь и взаимодействие.

В диссертации системно изложено функционирование механизма защиты прав ребенка в России, определены составляющие его элементы, проанализирована их деятельность и выдвинуты предложения по совершенствованию и координации усилий органов государственной и муниципальной власти и общественных институтов в сфере защиты прав детей, которые могут иметь важное социально–культурное значение. В работе значительное внимание уделено формированию и уточнению понятийного аппарата исследуемой проблемы.

Материалы диссертации могут служить основой для последующего научного поиска в данной гуманитарной области и тем самым способствовать интенсификации решения проблем, связанных с реализацией прав ребенка.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы при формировании дальнейших мер российской правовой и государственной политики в области прав ребенка и их защиты, приняты во внимание в правотворчестве при разработке и совершенствовании российского законодательства.

Сформулированные в работе выводы и предложения могут найти практическое воплощение в правоприменении, в деятельности работников государственных и муниципальных специализированных детских учреждений, социальных работников, правозащитников и других заинтересованных лиц.

Материалы диссертации могут быть востребованы в процессе профессиональной подготовки кадров юристов, государственных служащих, педагогов, социальных работников и других специалистов, в научно–исследовательской работе, в преподавании юридических учебных предметов (теория государства и права и др.), а также спецкурсов по проблемам прав человека и прав ребенка.

Результаты исследования могут быть применены в системе правового образования в современной российской школе при изучении прав ребенка, при формировании у широких слоев населения культуры прав человека и прав ребенка и предполагают привлечение внимания научной общественности к вопросу о необходимости включения в государственные образовательные стандарты школ и профессиональных юридических и педагогических образовательных учреждений разного уровня самостоятельных учебных предметов «Права человека» и «Права ребенка».

Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры теории государства и права Саратовской государственной академии права. Ее основные результаты изложены в 47 опубликованных работах автора общим объемом 75 п. л.

С наиболее важными выводами, сделанными в исследовании, соискатель выступал на международной научно–практической конференции «21 век: Россия и Запад в поисках духовности» (Пенза, 2003 г.); всероссийском научно–практическом симпозиуме «Проблемы социализации в нестабильном обществе» (Пенза, 1995 г.); всероссийских научно–практических конференциях: «Региональные программы развития образовательных систем» (Пенза, 1992 г.), «Общество. Государство. Личность» (Пенза, 2004 г.), «Профессиональная подготовка учительства: история, современность, перспективы» (Пенза, 2005 г.), «Профессиональная подготовка учительства: история, теория, практика» (Пенза, 2006 г.); региональной научно–практической конференции «Вуз и школа: новые направления взаимодействия» (Пенза, 1995 г.); областных научно–практических конференциях: «Дети Пензенской области» (Пенза, 2001 г.), «Дети, семья, общество – проблемы духовности» (Пенза, 2004 г.); городской научно–практической конференции «Социальная среда и воспитание школьников: проблемы, поиски, опыт» (Пенза, 1995 г.); вузовской научной конференции «Человек и его права в современном мире» (Пенза: ПФ МНЭПУ, 1998 г.); «круглом столе» «Правовая политика: концепция и реальность» (Саратов: СФ ИГП РАН, 2004 г.).

Материалы диссертационного исследования используются автором в преподавательской работе при чтении лекций и ведении семинарских занятий по курсам «Теория государства и права», «Проблемы теории государства и права», «Философия права», «Семейное право», «Право социального обеспечения» в вузах г. Пензы.

Основные идеи работы докладывались на семинарах–практикумах, организуемых Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Пензенской области для работников районных и городских комиссий и внедряются в практику функционирования Пензенского регионального отделения Международной общественной организации «Союз социальной защиты детей» и Пензенского областного отделения Общероссийского общественного фонда «Российский Детский Фонд» как институтов гражданского общества.

Структура диссертации обусловлена предметом, целью и задачами исследования и включает введение, шесть глав, пять из которых объединяют двадцать пять параграфов, заключение и библиографию.

источник