Меню Рубрики

Анализ сточных вод для расчет платы

«Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение», 2007, N 10

Одним из видов негативного воздействия на окружающую среду являются сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные, подземные водные объекты и на водосборные площади (ст. 16 Закона N 7-ФЗ ). На данный момент плата за загрязнение взимается только за воздействие, оказываемое сбросом загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты (п. 1 Порядка определения платы ). Сточные воды образуются в результате хозяйственной и производственной деятельности практически любого предприятия. Их состав и способы отведения различаются. Тема статьи — порядок осуществления сбросов промышленных стоков и расчета платы за НВОС.

Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Постановление Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия».

Сразу заметим, речь пойдет о плате за сброс загрязняющих веществ со сточными водами именно в водные объекты, а не в систему канализации. Это различные категории. Первый платеж производится в соответствии с природоохранным законодательством, второй — на основании гражданско-правового договора с организацией водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ). Непонимание разной сущности двух видов платы доводит предприятия до суда .

Постановление ФАС ПО от 14.06.2007 N А12-15488/06-С43.

Коммунально-бытовые стоки сбрасываются в систему канализации населенного пункта на основании договора, заключенного с организацией водопроводно-канализационного хозяйства. В систему канализации сбрасываются стоки многих предприятий: хозяйственно-бытовые стоки жилищного фонда, ливневые стоки, практически не содержащие промышленных загрязнений. Такие смешанные сточные воды подвергаются очистке на общегородских биологических очистных сооружениях (БОС) и только после этого сбрасываются в водный объект. Поэтому негативное воздействие в виде сброса загрязняющих веществ в водные объекты производит организация ВКХ. Соответственно, она же вносит плату в бюджет. Подключенный к канализационной системе абонент лишь оплачивает услуги по приемке сточных вод. Обязанности по расчету и внесению в бюджет платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) у него не возникает.

На производственных предприятиях в результате различных технологических процессов образуются стоки, загрязненные специфическими неорганическими, в том числе токсическими, примесями, ядами, отходами производства. Такие стоки, в отличие от коммунально-бытовых, подвергаются локальной очистке на предприятии и только после этого сбрасываются в систему канализации.

В случае если предприятие производит сброс сточных вод после их очистки не в канализацию, а через специальные водоотводящие устройства непосредственно в водные объекты (пруды, накопители, реки), оно осуществляет негативное воздействие на окружающую среду и должно рассчитать и внести в бюджет соответствующую плату. Именно об этой ситуации и пойдет сегодня речь.

Возможность пользования водным объектом должна быть закреплена за предприятием специальным правоустанавливающим документом. С 1 января 2007 г. таким документом является не лицензия, а договор или специальное решение (Закон N 73-ФЗ ). Из положений ст. ст. 20 — 23 ВК РФ следует, что плата за пользование водным объектом предусмотрена только в случае заключения договора водопользования. Соответственно, пользование водным объектом на основании решения бесплатное.

Федеральный закон от 03.06.2006 N 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации».

Такое решение оформляется в том случае, когда водный объект предполагается использовать для сброса сточных (дренажных) вод (пп. 2 п. 2 ст. 11 ВК РФ). В зависимости от того, в чьей собственности находится водный объект, его принимают исполнительные органы государственной власти или местного самоуправления. Чтобы получить решение, фирме (предпринимателю) следует подать заявление, которое будет рассмотрено в течение 30 дней .

Правила подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 844.

В решении о передаче водного объекта (его части) в пользование помимо сведений о самой фирме должны быть указаны (ст. 22 ВК РФ):

  • цель, виды и условия использования воды (в том числе объем допустимого забора);
  • сведения о водном объекте, в том числе описание границ, в пределах которых будет осуществляться водопользование;
  • срок водопользования;
  • место сброса сточных (дренажных) вод, их допустимые объемы, а также требования к качеству воды в местах сброса.

Наряду с решениями действующими остаются лицензии и договоры на пользование водными объектами, решения Правительства РФ или органов исполнительной власти субъектов РФ о водопользовании, полученные до 1 января 2007 г. (п. 1 ст. 5 Закона N 73-ФЗ). По истечении установленного в них срока действия либо при замене имеющегося документа на решение договоры и лицензии утрачивают силу.

К сведению: сброс сточных вод без специального решения или с нарушением условий договора водопользования в соответствии со ст. 8.14 КоАП РФ может повлечь наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от 10 000 до 20 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Уплата соответствующих административных штрафов не освобождает предприятие от платы за НВОС.

Итак, есть документ, подтверждающий право на водопользование, а именно на сброс сточных вод. Какие вещества предприятие может сбросить в водный объект и в каком объеме, определяется другим документом — разрешением на сбросы загрязняющих веществ со сточными водами. Разрешение является неотъемлемой частью проекта нормативов предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ, устанавливает нормативы предельно допустимых сбросов (ПДС), временно согласованных сбросов (ВСС) и дает предприятию право осуществлять сброс загрязняющих веществ в водные объекты.

ПДС — масса вещества в сточных водах, максимально допустимая к отведению с установленным режимом в данном пункте водного объекта в единицу времени с целью обеспечения норм качества воды в контрольном створе или на участке водного объекта (с учетом вида водопользования) (СанПиН 2.1.5.980-00 ).

Гигиенические требования к охране поверхностных вод. Санитарные правила и нормы. СанПиН 2.1.5.980-00, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 22.06.2000.

ВСС — временный лимит сброса вредного (загрязняющего) вещества в водный объект в единицу времени, который устанавливается для действующих источников сброса (выпусков) сточных вод с учетом качества вод водного объекта и социально-экономических условий развития соответствующей территории в целях поэтапного достижения утвержденного норматива предельно допустимого сброса. Значения ВСС устанавливаются для предприятий по их заявке при проведении мероприятий природоохранного значения, направленных на снижение сбросов загрязняющих веществ.

Разрешения на сброс загрязняющих веществ выдает Ростехнадзор в порядке, установленном Инструкцией N 675 . Основополагающее условие для получения разрешения — разработка и представление в Ростехнадзор проекта нормативов ПДС. В качестве разработчика такого проекта может выступать специализированная организация или само предприятие-водопользователь при наличии штатных специалистов-экологов. При составлении проекта следует руководствоваться Постановлением Правительства РФ N 545 и данными специализированной литературы. Главное требование к проектным значениям — их обоснованность.

Инструкция об организации выдачи разрешений на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты), утв. Приказом Ростехнадзора от 10.07.2006 N 675.
Постановление Правительства РФ от 03.08.1992 N 545 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов».

В Приложении к Инструкции N 675 приведен образец разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты). Предприятию выдается единое разрешение на все выпуски сточных и (или) дренажных вод в водные объекты, но перечень и количество загрязняющих веществ по каждому выпуску указаны в отдельных приложениях к нему. В них же каждому загрязняющему веществу устанавливается соответствующий класс опасности, допустимые концентрации в пределах норматива ПДС и лимита сброса (мг/куб. дм), а также разрешенный сброс в пределах нормативов ПДС, установленного лимита (т/год).

Соблюдение норматива ПДС обеспечивается выполнением двух условий: непревышение объемов сбросов загрязняющих веществ, а также предельных уровней концентрации загрязняющих веществ (Постановление ФАС ПО от 18.04.2007 N А12-15823/06).

Не так давно появился документ, регулирующий установление лимитов сброса загрязняющих веществ. Это Инструкция N 87 . В ней Ростехнадзор еще раз отметил, что установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Инструкция об организации работы Ростехнадзора по выдаче разрешений на выбросы и сбросы загрязняющих веществ, устанавливающих лимиты на выбросы и сбросы, утв. Приказом Ростехнадзора от 20.02.2007 N 87.

Для получения разрешения согласно п. 5.2 Инструкции N 87 предприятие должно представить в территориальный орган Ростехнадзора заявление с указанием основных идентификационных сведений о нем как о юридическом лице, проект нормативов предельно допустимых и временно согласованных сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, а также планы снижения сбросов, обеспечивающие поэтапное достижение нормативов ПДС по каждому веществу, по которому устанавливается лимит на сбросы, планы по внедрению наилучших технологий и (или) реализации других природоохранных проектов.

Все документы представляются в двух экземплярах, принимаются по описи и регистрируются. Копия описи с отметкой о дате приема направляется заявителю. В 10-дневный срок после регистрации один комплект документов передается в вышестоящее управление Ростехнадзора для проверки обоснованности запрашиваемых лимитов и сроков поэтапного достижения нормативов ПДС. Информация о результатах проверки поступает в территориальный орган Ростехнадзора в течение 45 дней с момента получения материалов. Еще 10 дней отводится территориальному ведомству на то, чтобы оформить разрешение, устанавливающее лимиты, либо мотивированно отказать заявителю. Установив лимиты, Ростехнадзор контролирует выполнение предприятием планов мероприятий по достижению нормативов.

Срок действия разрешения при наличии утвержденных нормативов допустимых сбросов соответствует сроку действия нормативов. Если установлены лимиты, то срок действия разрешения составляет один год (п. 7 Инструкции N 675).

Чем грозит отсутствие разрешения на сброс загрязняющих веществ? В соответствии с п. 6 ст. 60 ВК РФ при эксплуатации хозяйственных и иных объектов запрещается сброс в водные объекты сточных вод, не очищенных и не обезвреженных до нормативных значений, а также сброс сточных вод, содержащих загрязняющие вещества, для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций.

К сведению: нарушение требований ст. 60 ВК РФ — это основание для привлечения к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.13 (нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение) и ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ (нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты) (Постановления ФАС СЗО от 14.02.2007 N А56-21866/2006, ФАС ЗСО от 13.02.2007 N Ф04-272/2007(31171-А67-23)).

Базой для организации экологического контроля на предприятии и составления расчета платы за НВОС является учет фактических выбросов, произведенных стационарными источниками.

Фактическая масса годового сброса загрязняющих веществ отражается природопользователем в ежегодной статистической отчетности по форме 2-ТП (водхоз) , составленной на основании журналов ПОД, в которых учитываются результаты работы источников загрязнения водных объектов за год (п. 5.2 ИМУ ). Фактическая масса сброса подразделяется на массу сброса в пределах норматива ПДС, массу сброса в пределах ВСС и сверхлимитную массу. Для установления фактической массы сброса лаборатория природопользователя, органы государственного экологического контроля или иная аккредитованная лаборатория проводят инструментальные замеры качества сточных вод на выпусках.

Утверждена Постановлением Госкомстата России от 13.11.2000 N 110.
Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утв. Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ 26.01.1993.

Фактический объем выбросов, участвующий в расчете платы за НВОС за отчетный квартал, может быть определен несколькими методами (п. 5.4 ИМУ):

  1. природопользователи самостоятельно рассчитывают фактический сброс за квартал на основании результатов анализов, регистрируемых в журналах учета ПОД;
  2. сброс за квартал определяется по нормативам предельно допустимых сбросов путем деления годового объема норматива на четыре, а по итогам года рассчитывается весь фактический объем сброса по данным статотчетности и уточняется объем выбросов на уровне нормативов ПДС или лимитов, превышающих эти нормативы;
  3. природопользователи, не имеющие нормативов ПДС, определяют ежеквартальный объем выбросов делением годовой массы прошлого года на четыре, а по итогам года уточняется фактический объем сбросов. Данный способ аналогичен второму методу. Единственная разница заключается в том, что по итогам года не нужно отслеживать, насколько соблюдаются нормативы, поскольку вся масса выбрасываемых веществ квалифицируется как сверхлимитная.

Для расчета платы за сброс сточных вод предусмотрен разд. 3 формы расчета платы за НВОС, утвержденной Приказом Ростехнадзора N 204 . Согласно п. п. 3 — 21 Порядка заполнения раздела 3 размер платежа рассчитывается по следующему алгоритму:

  • сумма платы в пределах норматива ПДС = фактический выброс загрязняющего вещества в пределах ПДС x норматив платы в пределах ПДС x соответствующие коэффициенты;
  • сумма платы в пределах ВСС = (фактический выброс — ВСС, но не более ВСС — ПДС) x норматив платы в пределах ВСС x соответствующие коэффициенты;
  • сумма платы за сверхлимитный выброс = (фактический выброс — ВСС) x норматив платы в пределах ВСС x 5 x соответствующие коэффициенты.

Приказ Ростехнадзора от 05.04.2007 N 204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду».

Нормативы платы за сброс сточных вод установлены в Приложении N 1 к Постановлению Правительства РФ от 12.06.2003 N 344 (далее — Постановление N 344). Согласно п. 2 данного документа нормативы платы применяются с использованием коэффициентов, учитывающих экологические факторы в соответствии с Приложением N 2 к Постановлению N 344, и дополнительного коэффициента 2 для особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Байкальской природной территории и зон экологического бедствия.

Кроме того, нормативы платы ежегодно индексируются на основании закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Так, согласно ст. 21 Федерального закона от 19.12.2006 N 283-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год» нормативы платы за НВОС, утвержденные в 2003 г. Постановлением N 344, применяются в 2007 г. с коэффициентом 1,4, в 2005 г. Постановлением Правительства РФ от 01.07.2005 N 410 — с коэффициентом 1,15.

Читайте также:  Определение сульфатов в воде анализ

Раздел заполняется по каждому виду загрязняющего вещества, содержащегося в сточных водах согласно пробам аккредитованной лаборатории. Организация проводит отбор проб на входе на очистные сооружения и на выходе с них. Для расчета используются выходные значения.

К сведению: в Приложение N 1 к Постановлению N 344 Постановлением Правительства РФ от 01.07.2005 N 410 введен абзац следующего содержания: норматив платы за сбросы взвешенных веществ применяется с использованием коэффициента, определяемого как величина, обратная сумме допустимого увеличения содержания взвешенных веществ при сбросе сточных вод к фону водоема и фоновой концентрации взвешенных веществ в воде водного объекта, принятой при установлении нормативов предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ.

Этот специальный понижающий коэффициент применяется в том случае, если природопользователь забирает и сбрасывает воду в один и тот же водный объект. Очевидно, что вода, которую забирает предприятие, уже загрязнена, и оплачивать это загрязнение природопользователь не должен. Поэтому в проекте предельно допустимых сбросов указывается концентрация взвешенных веществ в воде водного объекта. Допустимое увеличение содержания взвешенного вещества устанавливается ежеквартально на основании данных анализов аккредитованной лаборатории. Располагая такими цифрами, предприятие оплатит только превышение концентрации загрязняющих веществ в водоприемнике.

Общий размер платы представляет собой сумму платы, исчисленную по всем загрязняющим веществам в пределах ПДС, ВСС и сверх лимитов.

Пример. ООО «Сатурн» находится в Нижегородской обл. (бассейн р. Волги). Объем сточных вод в IV квартале 2007 г. составил 150 000 куб. м. Предприятие имеет разрешение на сброс загрязняющих веществ со сточными водами с установленными ПДС и ВСС. Представлен протокол анализа качества сточных вод, выполненный в отчетном квартале аккредитованной лабораторией. Установленная концентрация загрязняющих веществ (мг/куб. дм) приведена в таблице.

Рассчитаем плату за сброс загрязняющих веществ со сточными водами в IV квартале 2007 г.

Плата за сброс загрязняющих веществ в пределах норматива ПДС составит:

((0,003 x 275 481 + 8 x 366 + 2 x 0,9 + 0,04 x 1378 + 28 x 0,2 + 0,006 x 27 548 + 0,012 x 27 548 + 0,0225 x 5510) x 1,4 + (0,345 x 551 + 0,0255 x 2755) x 1,15) x 1,14 = 7422,5 руб.

Плата за сброс загрязняющих веществ в пределах норматива ВСС:

(1 x 366 + 0,5 x 0,9 + 0,005 x 1378 + 2 x 0,2) x 5 x 1,4 x 1,14 = 2982,4 руб.

Плата за сброс загрязняющих веществ сверх норматива ВСС:

(0,05 x 0,9 + 1,05 x 0,2) x 25 x 1,4 x 1,14 = 10,2 руб., где:

1,4 — коэффициент индексации платы, применяется к нормативам платы, установленным в 2003 г.;

1,15 — коэффициент индексации платы, предусмотрен для нормативов платы, установленных в 2005 г. (аммоний-ион, железо);

1,14 — коэффициент экологической значимости для бассейна р. Волги в Нижегородской обл.;

5 — коэффициент, преобразующий норматив платы в пределах ПДС в норматив платы в пределах ВСС (из сравнения нормативов платы в пределах ПДС и ВСС в Приложении N 1 к Постановлению N 344 следует, что ставка платы в пределах ВСС в 5 раз превышает ставку платы в пределах ПДС);

25 — коэффициент, учитывающий сверхлимитный сброс загрязняющих веществ.

Общая сумма платы составит 10 415,1 руб. (7422,5 + 2982,4 + 10,2).

Бухгалтер предприятия сделает в учете следующие проводки:

При исчислении налога на прибыль учитывается плата только в пределах нормативов на основании пп. 7 п. 1 ст. 254, п. 4 ст. 270 НК РФ. Соответственно, плата в пределах норматива ВСС и сверх лимитов не принимается в расчет налоговой базы, в связи с чем образуются постоянная разница и постоянное налоговое обязательство.

К сведению: действие п. 4 ст. 270 НК РФ не распространяется на плату за сброс загрязняющих веществ в систему канализации. Платежи за сверхнормативный сброс (превышение норм допустимых концентраций) загрязняющих веществ, перечисляемые организации ВКХ на основании договора на прием сточных вод, представляют собой дифференцированный тариф за услуги сторонней организации, а такие расходы правомерно учитывать при исчислении налога на прибыль согласно пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ (Постановление Президиума ВАС РФ от 24.01.2006 N 7317/05).

В отношении объектов основных средств природоохранного назначения региональным законодательством может быть предоставлено освобождение от уплаты налога на имущество при выполнении ряда условий. Так, пп. 13 п. 1 ст. 2.1 Закона Нижегородской обл. от 27.11.2003 N 109-З установлено, что освобождение предоставляется при условии направления в текущем налоговом периоде средств, высвобождающихся в результате использования налоговой льготы, на приобретение или создание объектов основных средств природоохранного назначения, введенных в эксплуатацию в том же налоговом периоде. Перечень таких объектов основных средств согласовывается налогоплательщиком с органом, уполномоченным Правительством Нижегородской области. При этом в Типовом перечне объектов основных средств водоохранного значения, утвержденном Приказом Комитета охраны природы и управления природопользованием Нижегородской обл. от 23.05.2006 N 54, фигурируют, например, такие объекты, как станции биологической, физико-химической и механической очистки производственных сточных вод, опытные установки цехов на предприятиях, связанных с разработкой методов очистки сточных вод, системы водоснабжения с замкнутыми циклами (с возвратом для нужд технологического водоснабжения сточных вод после их соответствующей очистки и обработки) и прочее. Здесь же отмечено, что к основным средствам природоохранного назначения не относятся коммунальные, промышленные и другие канализационные сети, не подведенные к очистным сооружениям и производящие сброс загрязненных сточных вод в природные водные объекты без предварительной очистки.

источник

Арбитражный суд Республики Карелия

ул. Красноармейская, 24 а, г. Петрозаводск, 185910, тел./факс: (814-2) 790-590 / 790-625, E-mail: info@karelia.arbitr.ru

официальный сайт в сети Интернет: http://karelia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

А26-6756/2015
г. Петрозаводск
26 апреля 2016 года
Резолютивная часть решения объявлена 19 апреля 2016 года.

Полный текст решения изготовлен 26 апреля 2016 года.

Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Александрович Е.О.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Красовской М.Е.,

рассмотрев в судебном заседании без участия представителей сторон материалы дела по иску открытого акционерного общества «Петрозаводские коммунальные системы – Водоканал» к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Карелия «Республиканская больница им. В.А. Баранова» о взыскании 481 522 руб. 82 коп.,

открытое акционерное общество «Петрозаводские коммунальные системы – Водоканал» (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Карелия «Республиканская больница им. В.А. Баранова» (далее – ответчик) о взыскании 481 522 руб. 82 коп. платы за превышение нормативов концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, за январь, февраль 2015 года.

В возражениях на отзыв ответчика и в ходе судебных заседаний представители истца указали следующее.

Порядок отбора, условия хранения по каждому ингредиенту предусмотрены в отдельном природоохранном документе и все они соблюдены, что подтверждается представленными в материалы дела протоколами отбора проб, журналами регистрации. Ответственность за соблюдение условий транспортировки проб несёт организация, осуществляющая водоотведение, или абонент, осуществляющие транспортировку.

Пробы отбирались сотрудниками аттестованной испытательной лаборатории истца, их анализ проводился в аттестованной испытательной лаборатории истца, о чём свидетельствует указание в протоколах анализа сточных вод на наличие аттестата аккредитации №РОСС RU.001.514150. В аттестате аккредитации испытательной лаборатории (раздел 3 пункт 4) указано, что при отборе проб сточных вод организация руководствуется ГОСТ 51592-2000 и ПНД Ф12.15.1-08.

При отборе проб сточной воды истец отбирает одну пробу (в отдельную ёмкость), которая в дальнейшем разливается в различные ёмкости для проведения анализа по отдельным ингредиентам в соответствии с ПДН, данная проба в отдельных ёмкостях укладывается в полиэтиленовый пакет и пломбируется. Пункт 32 Правил №525 содержит указание на обязательное пломбирование пробы, а не каждой ёмкости отдельно, соответственно, опломбирование произведено в соответствии с требованиями нормативных правовых актов.

Отбор проб производился в соответствии с ГОСТ 31861-2012 «Вода. Общие требования к отбору проб» (далее – ГОСТ 31861-2012) и Методическими указаниями по отбору проб для анализа сточных вод от 18.04.2008 (далее – Методические указания), которые предусматривают маркировку отбираемых проб.

Правила осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 № 525 (далее — Правила № 525), устанавливающие требование об опломбировке проб, на ответчика до 05.01.2015 не распространялись. Соответственно, в 2014 году обязательная пломбировка проб, отбираемых у ответчика, предусмотрена не была.

В соответствии с пунктом 3.7 ГОСТ по конкретному ингредиенту применяются сроки хранения, указанные в природоохранном нормативном документе (далее — ПДН), которые соблюдаются в полном объёме.

В соответствии с ПДН при отборе проб составляется сопроводительный документ (акт отбора), в котором указывается цель анализа, предполагаемые загрязнители, место и время отбора, номер пробы, должность и фамилия отбирающего пробу, дата.

Ответчиком не представлено доказательств нарушения истцом требований ГОСТ 31861-2012 при отборе проб и их транспортировке.

Расчёт платы по каждому ингредиенту прикладывается к счёту-фактуре, расчёт содержит все показатели, по которым имелись превышения, и из расчёта по каждому показателю складывается сумма платежа.

В соответствии с пунктом 29 Правил №525 при отборе проб сточных вод организацией, осуществляющей водоотведение, абонент вправе произвести параллельный отбор проб сточных вод и провести анализ в аккредитованной лаборатории за счёт собственных средств.

Ответчик в отзыве на заявление и письменных пояснениях требования не признал, указал на то, что превышение норм допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах является следствием многочисленных нарушений процедуры отбора проб и их опломбированию, установленных Правилами №525. Истцом не соблюден порядок отбора проб, установленный пунктом 32 Правил № 525, ёмкости для отбора проб не опломбированы, отсутствуют данные о маркировке ёмкостей с пробами. Не указываются обязательные сведения: координаты расположения и наименования места отбора проб, метод отбора (в актах ссылка на нормативный документ, который предусматривает различные методы отбора проб), температура воды, цель отбора проб. Истец не представил доказательств идентичности отобранных проб пробам, представленным на анализ в лабораторию, поскольку в актах отбора проб отсутствуют номера проб.

Истцом не соблюдаются сроки проведения анализа исследования проб, определенные ГОСТ в зависимости от показателя, в результате чего пробы приходят в негодность для проведения исследования. Как следует из протоколов анализа воды, истец не указывает по каждому показателю дату и время проведения исследований, а также сведения о длительности хранения пробы, что делает невозможным проведение проверки по вопросу соблюдения сроков проведения исследований по каждому показателю. Обществом не соблюдается требование ГОСТ к материалам ёмкостей, в которые отбираются пробы. Как следует из таблицы №1 пункта 5.5 ГОСТ пробы воды с таким показателем как БПК, ХПК следует отбирать в ёмкости, материалом которых является стекло, в то время как из актов отбора проб следует, что в качестве посуды, в которую отбирали пробы с общими показателями, к которым относится БПК и ХПК использована пластиковая тара; для отбора проб воды с показателями фенолы, сульфиты, ртуть следует применять ёмкости из боросиликатного стекла, а применялась посуда из обычного стекла.

На момент проведения анализа воды испытательная лаборатория качества воды ОАО «ПКС-Водоканал» не имела аккредитации. Учитывая, что отбор проб и анализ воды произведены истцом в отсутствие аттестата аккредитации, то есть документа, свидетельствующего о компетентности юридического лица в определённой области аккредитации, результаты лабораторного анализа истца являются недостоверными, и не могут быть приняты в качестве надлежащего доказательства превышения Учреждением нормативов сброса загрязняющих веществ в сточных водах.

С учётом изложенного, представленные в обоснование предъявленных требований протоколы отбора проб и протоколы анализа не могут быть признаны допустимыми доказательствами.

В ранее состоявшихся до 09.02.2016 судебных заседаниях представители сторон поддерживали указанные доводы.

01 февраля 2016 года истцом в материалы дела представлено подписанное сторонами мировое соглашение.

Истец и ответчик, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в суд не обеспечили, направили заявления об утверждении мирового соглашения в их отсутствие.

Судом вынесено определение об отказе в утверждении мирового соглашения, продолжено рассмотрение дела по существу. Отсутствие представителей сторон в порядке части 3 статьи Раздел II. Производство в арбитражном суде первой инстанции. Исковое производство > Глава 19. Судебное разбирательство > Статья 156. Рассмотрение дела при непредставлении отзыва на исковое заявление, дополнительных доказательств, а также в отсутствие лиц, участвующих в деле’ target=’_blank’>156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела по существу в их отсутствие.

Статьёй Раздел II. Производство в арбитражном суде первой инстанции. Исковое производство > Глава 15. Примирительные процедуры. Мировое соглашение > Статья 141. Утверждение арбитражным судом мирового соглашения’ target=’_blank’>141 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено право суда при наличии определённых обстоятельств отказать в утверждении мирового соглашения. Запрет на рассмотрение дела по существу в том же судебном заседании при отказе в утверждении мирового соглашения процессуально не установлен.

Согласно части 2 статьи Раздел I. Общие положения > Глава 1. Основные положения > Статья 9. Состязательность’ target=’_blank’>9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий. Соответственно, стороны должны осознавать возможные процессуальные последствия в случае их неявки в судебное заседание на рассмотрение мирового соглашения в виде рассмотрения судом дела по существу в их отсутствие.

При рассмотрении дела без участия представителей сторон суд учёл, что правовые позиции по существу требований и возражений изложены истцом и ответчиком в иске, отзыве на иск, письменных пояснениях, а также в ходе судебных заседаний, все необходимые доказательства по делу представлены.

Изучив имеющиеся в материалах дела доказательства и доводы сторон, суд считает установленными следующие обстоятельства.

ОАО «Петрозаводские коммунальные системы» (далее — организация ВКХ; ОАО «ПКС») и Учреждение (абонент) 31.03.2014 заключили договор № 100-3-21-04040-01 холодного водоснабжения и водоотведения, по условиям которого абонент обязался соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, соблюдать нормативные показатели общих свойств сточных вод и допустимые концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых в систему канализации организации ВКХ (Приложения №4, № 5 к договору).

Читайте также:  Организации делающие анализ сточных вод

Согласно условиям договора от 31.03.2014 абонент производит повышенную плату за превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ, содержащихся в стоках при сбросе в городскую систему водоотведения согласно расчётам. Качество сточных вод определяется результатами лабораторного контроля, осуществляемого организацией ВКХ (с момента настоящего лабораторного контроля до последующего).

В периоде отбора проб и проведения анализа действовал данный договор, а государственный контракт холодного водоснабжения и водоотведения № 100-3-21-04040-01 от 20.04.2015, на который в обоснование исковых требований сослалось Общество, в декабре 2014 года не был заключен и не распространял своё действие на этот период.

11.12.2014 ОАО «Петрозаводские коммунальные системы» реорганизовано в форме выделения ОАО «Петрозаводские коммунальные системы — Водоканал» и ОАО «Петрозаводские коммунальные системы — Тепловые сети». Факт передачи имущественных и неимущественных прав и обязанностей оформлен разделительным балансом от 21.04.2014, согласно которому правопреемником реорганизованного юридического лица по водоснабжению и водоотведению выступает ОАО «ПКС-Водоканал».

В соответствии с пунктом 4 статьи Раздел I. Общие положения > Подраздел 2. Лица > Глава 4. Юридические лица > § 1. Основные положения > Статья 58. Правопреемство при реорганизации юридических лиц’ target=’_blank’>58 Гражданского кодекса Российской Федерации при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом. Исходя из изложенного, к ОАО «ПКС-Водоканал», как к правопреемнику ОАО «Петрозаводские коммунальные системы» по водоснабжению и водоотведению, перешли права и обязанности по договору холодного водоснабжения и водоотведения от 31.03.2014.

На основании актов отбора проб сточных вод от 17.12.2014 №1, 2, 3, протоколов анализа проб сточных вод № 416к, №417к, №418к от 25.12.2014 и составленных расчетов платы за сброс сточных вод, ОАО «ПКС-Водоканал» выставило Учреждению к оплате счета №125/83, №125/84 от 16.02.2015 (за январь 2015 года), №125/117, №125/118 от 26.02.2015 (за февраль 2015 года) на общую сумму 481 522 руб. 82 коп.

Поскольку ответчик счета не оплатил, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Гражданско-правовые отношения, связанные с приемом (сбросом) сточных вод, регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее — Закон о водоснабжении и водоотведении).

Согласно статье 14 Закона о водоснабжении и водоотведении по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения. Договор водоотведения является публичным договором.

В соответствии с частью 10 статьи 7 Закона о водоснабжении и водоотведении в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 утверждены Правила холодного водоснабжения и водоотведения.

С 01.01.2014 вступил в действие раздел VII указанных Правил, которым установлен порядок определения размера и порядка компенсации расходов организации водопроводно-канализационного хозяйства при сбросе абонентом сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.

В силу пункта 25 Правил № 644 организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении», законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящими Правилами, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, а также производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения.

Согласно подпункту «и» пункта 35 Правил №644 абонент обязан соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, принимать меры по соблюдению указанных требований.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 36 Правил №644 организации водопроводно-канализационного хозяйства предоставлено право взимать с абонентов плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.

Правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167 (далее — Правила № 167).

Нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод и лимиты водоотведения устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства, в том числе, с учетом соблюдения им норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций ВКХ природоохранными органами.

В соответствии с пунктом 65 Правил № 167 контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.

Пунктом 111 Правил №644 предусмотрено, что абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.

Пунктом 114 указанных Правил №644 установлено, что состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренным Приложением №3.

Согласно пункту 118 Правил №644 в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 настоящих Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами.

В случае непредставления абонентом расчёта платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения расчет платы производится организацией, осуществляющей водоотведение, на основании декларации о составе и свойствах сточных вод. В случае непредставления абонентом расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и декларации о составе и свойствах сточных вод расчет платы производится организацией, осуществляющей водоотведение, на основании результатов контрольных проб сточных вод (пункт 119 Правил №644).

С учетом изложенных правовых норм, истец имел право на начисление платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и за превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ на основании результатов контрольных проб.

В силу части 1 статьи Раздел I. Общие положения > Глава 7. Доказательства и доказывание > Статья 65. Обязанность доказывания’ target=’_blank’>65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии со статьей Раздел I. Общие положения > Глава 7. Доказательства и доказывание > Статья 68. Допустимость доказательств’ target=’_blank’>68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.

В соответствии со статьей Раздел I. Общие положения > Глава 7. Доказательства и доказывание > Статья 71. Оценка доказательств’ target=’_blank’>71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Ответчик, оспаривая исковые требования, ссылается на несоответствие процедуры отбора проб положениям Правил №525 ввиду отсутствия пломбировки отобранных проб.

Суд считает, что в отношении отобранных проб истцом не представлены доказательства их идентичности пробам, представленным на анализ в лабораторию.

В соответствии с пунктом 32 Правил №525 ёмкости с пробами должны быть промаркированы организацией, осуществляющей водоотведение. Пробы сточных вод должны быть опломбированы одноразовыми пломбами организацией, осуществляющей водоотведение. Ответственность за соблюдение условий транспортировки проб в аккредитованные лаборатории несут организация, осуществляющая водоотведение, или абонент, осуществляющие их транспортировку.

В силу действовавшей до 05.01.2015 редакции Правил №525, данные правила устанавливали порядок осуществления организацией, осуществляющей водоотведение, контроля состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами, для объектов которых установлены нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в централизованную систему водоотведения, в соответствии с программой контроля состава и свойств сточных вод. С 05.01.2015 данные Правила стали распространяться на всех абонентов.

Пунктами 7.1 и 7.2 договора от 31.03.2014 (том 1 лист 98), который действовал в спорный период, стороны определили, что контроль состава и свойств сточных вод, отбор проб сточных вод, анализ отобранных проб сточных вод, оформление результатов анализа проб сточных вод в отношении абонента (независимо от того, установлены для его объектов нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, или не установлены) осуществляется в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойства сточных вод, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации №525 от 21.06.2013.

Содержание представленного истцом в обоснование исковых требований государственного контракта от 20.04.2015 холодного водоснабжения и водоотведения судом не учитывается, поскольку он заключен после выполнения анализа и не распространяет своё действие на период отбора проб и проведение лабораторных исследований.

Отобранные у ответчика пробы в нарушение требований Правил №525 истцом не опломбировывались, о чём свидетельствует содержание актов отбора проб от 17.12.2014 (соответствующие отметки о пломбировке отсутствуют), на опломбировку проб истец не ссылается, а указывает лишь на их маркировку. По указанной причине отбор проб произведён истцом с нарушением Правил №525 и условий договора, в связи с чем полученный по его итогам результат не может быть признан надлежащим доказательством.

Правила №525 кроме условия об обязательной опломбировке проб в целях исключения возможности вмешательства извне в сосуд с пробой после его отбора и до поступления в лабораторию, указывают на необходимость маркировки проб в целях их дальнейшей идентификации.

Пунктом 6.1 ГОСТ 31861-2012 предусмотрена кодировка информации о месте и условиях отбора проб при помощи нанесения на саму ёмкость хранения пробы шифра, основное требование шифрования – несмываемость и возможность идентификации конкретной пробы. В пункте 8 Методических указаний посуда для хранения и транспортировки пломб должна быть промаркирована способом, исключающим нарушение маркировки.

Таким образом, Правила №525, ГОСТ 31861-2012 и Методические указания предусматривают необходимость маркировки проб в целях их идентификации после отбора и транспортировки при передаче в лабораторию.

Из содержания представленных в материалы дела актов отбора проб, протоколов анализа воды и журнала регистрации поступающих проб невозможно установить, каким образом истец идентифицировал пробы ответчика.

Данные обстоятельства лишают возможности идентифицировать пробы, в отношении которых проводился лабораторный анализ и составлены протоколы от 25.12.2014, как проб, отобранных у ответчика по актам от 17.12.2014. С учётом изложенного невозможно сделать вывод о сохранности в неизменном виде отобранных проб и исследовании после транспортировки именно этих проб и проведении их анализа.

Таким образом, представленные истцом исследования сточной воды нельзя признать достоверным доказательством наличия оснований для начисления ответчику платы за превышение нормативов концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения

В пункте 6 акта забора проб не указан метод отбора пробы, имеется лишь ссылка на ГОСТ 31861-2012. Вместе с тем, метод отбора влияет на качество проводимого анализа.

Истец в нарушение статьи Раздел I. Общие положения > Глава 7. Доказательства и доказывание > Статья 65. Обязанность доказывания’ target=’_blank’>65 АПК РФ не представил суду доказательства того, что использованное им при отборе проб устройство соответствует требованиям технического регулирования, и по своему составу не могло исказить полученный результат лабораторных исследований. По этой причине суд признаёт, что произведённый истцом расчёт платы нельзя считать обоснованным.

Довод истца о том, что ответчик подписал акты без соответствующего возражения, чем признал правомерность отбора проб, и в ходе рассмотрения дела не доказал, что истцом при отборе проб были нарушены какие-либо требования, судом отклоняется.

Факт подписания акта не свидетельствует о согласии абонента со всеми изложенными в акте обстоятельствами. Именно истец обязан доказать, что произведённый им расчёт платы за превышение допустимых концентраций основан на достоверных данных.

Ответчик полагает, что результаты анализа сточных вод (протоколы от 25.12.2014) не могут быть положены в основу расчёта, поскольку они получены в лаборатории, не имеющей аккредитации в установленном законом порядке.

Представители истца указывали на то, что Общество является правопреемником ОАО «ПКС» в спорных правоотношениях, к нему перешли персонал, помещения и лаборатория ОАО «ПКС», в связи с чем лаборатория, имеющая аттестат аккредитации, является его лабораторией; получение аккредитации лаборатории на имя ОАО «ПКС-Водоканал» формальная процедура, поскольку лаборатория не прекращала свою деятельность; по указанной причине отбор проб и проведение анализа правомерно осуществлялся аккредитованной лабораторией ОАО «ПКС-Водоканал». ОАО «ПКС-Водоканал», которое проинформировало письмом от 29.12.2014 Федеральную службу по аккредитации о переходе персонала, помещений и лабораторий истцу в связи с произошедшей реорганизацией. Реорганизация ОАО «ПКС» и связанные с этим временные задержки при передаче истцу полномочий по контролю за качеством сточных вод не влекут недействительность протоколов анализа воды.

Читайте также:  Определяемые показатели при анализов воды

Суд не может согласиться с доводами истца по данному вопросу в связи со следующим.

Правоотношения в сфере аккредитации регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» (далее – Закон об аккредитации).

Согласно статье 4 данного закона документом, выдаваемым национальным органом по аккредитации и удостоверяющим аккредитацию в определенной области аккредитации, является аттестат аккредитации; аккредитованным лицом является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, получившие аккредитацию в порядке, установленном настоящим Федеральном законом.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 13 Закона об аккредитации аккредитованные лица имеют право осуществлять деятельность в соответствующей области аккредитации.

В силу пункта 6 части 1 статьи 21 Закона об аккредитации внесение изменений в сведения об аккредитованном лице, содержащиеся в реестре аккредитованных лиц, осуществляется в случае реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения в соответствии с частью 2 данной статьи.

Правопреемник аккредитованного лица в случае реорганизации аккредитованного лица в форме преобразования, слияния или присоединения обращается в национальный орган по аккредитации с заявлением о внесении изменений в сведения об аккредитованном лице, содержащиеся в реестре аккредитованных лиц (часть 2 статьи 21 Закона об аккредитации).

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 22 Закона об аккредитации в случае реорганизации юридического лица в форме выделения действие аккредитации прекращается.

Испытательная лаборатория качества воды ОАО «ПКС» была аккредитована сроком с 27.04.2012 по 27.04.2017 (аттестат аккредитации №РОСС RU. 0001.514150).

11.12.2014 ОАО «Петрозаводские коммунальные системы» реорганизовано в форме выделения ОАО «Петрозаводские коммунальные системы — Водоканал» и ОАО «Петрозаводские коммунальные системы — Тепловые сети». Согласно разделительному балансу от 21.04.2014 правопреемником реорганизованного юридического лица в части оказания услуг по водоснабжению и водоотведению выступает ОАО «ПКС-Водоканал».

Отбор проб и анализ сточных вод производился сотрудниками ОАО «ПКС-Водоканал», о чём свидетельствуют представленные в материалы дела копии трудовых книжек.

Аттестат аккредитации испытательной лаборатории контроля качества воды (центра) ОАО «ПКС-Водоканал» выдан только 16.09.2015 (RA.RU.21BO02), соответствующие сведения об истце внесены в реестр аккредитованных лиц 17.08.2015.

Таким образом, с учётом приведённых выше положений Закона об аккредитации действие аккредитации лаборатории ОАО «ПКС» прекратилось 11.12.2014, анализ проб сточных вод 25 декабря 2014 года ОАО «ПКС-Водоканал» проведён сотрудниками ОАО «ПКС-Водоканал» вне аккредитованной лаборатории.

Сложность процесса реорганизации, на которую ссылается истец, не может освобождать его от исполнения обязанности соблюдения закона при отборе проб и проведении анализа сточных вод для расчёта взыскиваемой платы, и придать легитимность представленным в дело протоколам анализа воды.

Истец не был лишён возможности провести анализ сточных вод в аккредитованной лаборатории иного лица.

Довод истца о том, что условие об аккредитации собственной лаборатории организации ВКХ, на которой проводится анализ сточных вод, законодательно не установлено, противоречит действующему законодательству.

В пункте 29 Правил №525 указано, что при отборе проб сточных вод организацией, осуществляющей водоотведение, абонент вправе произвести параллельный отбор проб сточных вод и провести их анализ в аккредитованной лаборатории за счет собственных средств.

Согласно пункту 67 Правил №167 анализы контрольных проб сточных вод производятся лабораторией организации водопроводно-канализационного хозяйства или по усмотрению указанной организации в аттестованной и (или) аккредитованной для производства таких работ другой организации (лаборатории).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 №1310 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов» предусмотрено, что порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов установлен постановлением Председателя Правительства Республики Карелия от 08.10.1996 №897 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов».

В пункте 29 указанного Постановления предусмотрено, что фактические концентрации загрязняющих веществ в сточных водах абонентов определяются путем выполнения аналитических измерений состава сточных вод по аттестованным методикам. Выполнение измерений производится силами собственных аттестованных (аккредитованных) лабораторий организаций ВКХ или сторонних аккредитованных лабораторий в пробах сточных вод, отбираемых организацией ВКХ в контрольных колодцах абонентов на выпусках в системы канализации.

Таким образом, требование об аттестации (аккредитации) лаборатории, на которой производится анализ сточных вод, предъявляется как организациям ВКХ, производящим контроль качества сточных вод, так и к сторонним организациям, выполняющим анализ сточных вод параллельных проб или по договору с организацией ВКХ.

При таких обстоятельствах суд признаёт протоколы анализа воды №416к и №418к от 25.12.2014 недопустимыми доказательствами по причине проведения исследований неаккредитованной лабораторией.

С учётом изложенного выше, истец не доказал допущения ответчиком негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения в части превышения допустимой концентрации загрязняющих веществ, а соответственно, не подтвердил правомерность предъявления платы в заявленном размере, в связи с чем в иске надлежит отказать.

При таких обстоятельствах исковые требования удовлетворению не подлежат как не подтверждённые ни по праву, ни по размеру.

В соответствии со статьёй Раздел I. Общие положения > Глава 9. Судебные расходы > Статья 110. Распределение судебных расходов между лицами, участвующими в деле’ target=’_blank’>110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся на истца.

1. В удовлетворении иска открытого акционерного общества «Петрозаводские коммунальные системы — Водоканал» (ОГРН: 1141001014330, ИНН: 1001291146) отказать.

2. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект, 65) через Арбитражный суд Республики Карелия.

источник

Количество i-го загрязняющего вещества Мi, сбрасываемого со сточными водами в водоём, т/год, определяется по формуле

(4.6)

где Сi – фактическая концентрация i-го загрязняющего вещества, мг/дм 3 или г/м 3 ;

q – расход сточных вод, м 3 /год.

Аналогично определяются годовые предельно допустимые сбросы вредных веществ М i ПДС – см. формулу (4.1). При этом величина концентрации С i допподставляется в мг/дм 3 , что численно равно концентрации в г/м 3 . Пересчёт в тонны на год делается с помощью сомножителя 10 -6 .

Если фактическое количество загрязнений, сбрасываемых со сточными водами М i год, меньше предельно допустимых сбросов М i ПДС, то расчёт платы ведётся по формуле (1.1).

Когда фактическое количество загрязнений, сбрасываемых со сточными водами M i год, больше, чем предельно допустимые сбросы M i ПДС, но в пределах лимитированных значений M i ВСС, то плата рассчитывается по формуле (1.2). если же фактические сбросы загрязняющих веществ со сточными водами выше лимитированных значений M i ВСС, то расчёт платы ведётся по формуле (1.3).

Следует обратить внимание на то, что коэффициент экологической ситуации Кэ определяется для водных объектов по бассейнам основных рек по табл. 1.6, а норматив платы Цi за сброс 1 т загрязняющих веществ – по табл. 1.2.

Если на сбросы загрязнений в водоём нет разрешений соответствующих экологических органов, то расчёт платы ведётся по формуле (1.5).

Предприятие сбрасывает сточные воды в реку с концентрацией взвешенных веществ С в.в. = 1000 мг/дм 3 и нефтепродуктов С н = 50 мг/дм 3 в количестве q = 20000 м 3 /год. Расчётная кратность разбавления n = 100 раз. Содержание взвешенных веществ в реке С в.в. = 9,8 мг/дм 3 , а нефтепродуктов С н = 0,05 мг/дм 3 . Рассчитать плату за сброс загрязняющих веществ в бассейн р. Дон (Ростовская область) в 2005 г.

1 Определяем допустимую концентрацию взвешенных веществ в сточной воде по формуле (4.3), полагая, что река первой категории:

, мг/дм 3 .

Для реки Су = 0,25 мг/дм 3 ; С = 9,8 мг/дм 3 , тогда

мг/дм 3 .

2 Определяем допустимую концентрацию нефтепродуктов в сточных водах по формуле (4.4):

.

Из табл. 4.1 следует, что ПДКв нефтепродуктов в водных объектах хозяйственно-питьевого и культурно-бытового назначения равна 0,1 мг/дм 3 , а С н = 0,05 мг/дм 3 , тогда

мг/дм 3 .

3 Рассчитаем фактические годовые сбросы взвешенных веществ:

, т/год;

М в.в. год = 1000 · 20000 · 10 -6 = 20 т/год.

4 Рассчитаем фактические годовые сбросы нефтепродуктов:

, т/год;

М н год = 10 -6 · 50 · 20000 = 1 т/год.

5 Определяем предельно допустимые сбросы взвешенных веществ:

т/год;

М в.в. ПДС = 34,8 · 20000 · 10 -6 = 0,696 т/год.

6 Определяем предельно допустимые сбросы нефтепродуктов:

т/год;

М н ПДС = 5,05 · 20000 · 10 -6 = 0,1 т/год.

7 Сравниваем фактические и предельно допустимые значения сбрасываемых веществ. Так как фактические сбросы взвешенных веществ и нефтепродуктов превышают предельно допустимые значения, то плата за них определяется по формуле (1.2).

Предельно допустимые концентрации вредных веществ

Наименование ингредиента Водные объекты хозяйственно-питьевого и культурно-бытового назначения Водные объекты рыбохозяйственного назначения
Лимитирующий показатель вредности ПДКв Лимитирующий показатель вредности ПДКрх
Аммиак Общесанитарный 2,0 Токсикологический 0,5
Ацетон Общесанитарный 0,06 То же
Бензол Санитарно-токсикологический 0,50 » 0,5
Бром То же 0,2 »
Барий Органолептический 4,0 »
Ванадий Санитарно-токсикологический 0,1 »
Дихлордифенилтрихлорэтан (ДДТ) То же 0,1 » Недопустим
Дихлорэтан Органолептический 2,0 »
Железо То же 0,5 »

Окончание табл. 4.1

Кадмий Санитарно-токсикологический 0,01 » 0,05
Кобальт То же 1,0 » 0,01
Капролактам Общесанитарный 1,0 »
Керосин Органолептический 0,1 »
Карбофос То же 0,03 » 0,05
Медь » 1,0 »
Мышьяк Санитарно-токсикологический 0,05 » 0,05
Молибден Общесанитарный 0,5 »
Метилмеркаптан Органолептический 0,0002 »
Нитраты по азоту Общесанитарный 10,0 » 0,1
Нефть многосернистая Органолептический 0,1 Рыбохозяйственный 0,05
Никель Санитарно-токсикологический 0,1 Токсикологический 0,01
Ртуть Общесанитарный 0,05 То же
Свинец То же 0,1 Общесанитарный 0,1
Селен » 0,001 То же
Сурьма » 0,05 »
Стирол Органолептический 0,1 Органолептический 0,1
Силикат натрия Санитарно-токсикологический 50,0 Органолептический
Стронций То же 2,0 То же
Сульфиды Общесанитарный
Фенол Органолептический 0,001 Рыбохозяйственный 0,001
Формальдегид Общесанитарный 0,5 То же
Фреоны Санитарно-токсикологический 10,0 »
Фтор То же 1,5 Токсикологический 0,05
Хлор активный Общесанитраный То же
Хром Органолептический 0,1 Санитарно-токсикологический 0,001
Цианиды Санитарно-токсикологический 0,1 Токсикологический 1,0
Цинк Общесанитарный 1,0 То же 0,1

8 Рассчитаем плату за загрязнение реки взвешенными веществами, если эти сбросы разрешены (лимитированы):

Так как М в.в. ПДС = 0,7 т/год; М в.в. ф = 20 т/год; Ц в.в. = 366 руб./т; Ки = 1,2 в 2005 г.; Кэ = 1,56 (по табл. 1.6); Кв = 9,8 : (0,25 + 9,8) = 0,975,

то П в.в. = 0,7 · 366 · 0,975 · 1,56 · 1,2 + 5(20–0,7) · 366 · 0,975 · 1,56 · 1,2 =

9 Определяем плату за загрязнение реки нефтепродуктами. Так как М н ПДС = 0,1 т/год; М н ф = 1 т/год; Ц н = 5510 руб./т,

то П н = 0,1 · 5510 · 1,56 · 1,2 + (1–0,1) · 5 · 5510 · 1,56 · 1,2 =

10 Общая плата за загрязнение реки сбросами равна:

64,93 + 45,66 = 110,59 тыс. руб./год.

11 Анализ составляющих платы за загрязнение реки сбросами показывает, что большая часть приходится на плату за превышение фактических сбросов над предельно допустимыми, поэтому необходимо разработать мероприятия по уменьшению сбросов. С этой целью рекомендуется перед сбросом сточных вод в водоём осуществить их очистку с эффективностью:

;

;

Определить, как изменятся платежи за сбросы загрязняющих веществ в примере 4.1, если предприятие не выполнило мероприятия по сокращению сбросов загрязняющих веществ в реку, а разрешённые лимитированные сбросы составили величину, в К = 1,1 раза больше, чем ПДС.

По данным примера 4.1 фактические сбросы взвешенных веществ составляют М в.в. ф = 20 т/год при нормативе допустимых сбросов М в.в. ПДС = 0,7 т/год; а фактические сбросы нефтепродуктов М н ф = 1 т/год при М н ПДС = 0,1 т/год. Лимитированные сбросы МВСС в 1,1 раза больше ПДС и составляют:

М в.в. ВСС = 1,1 · 0,7 = 0,77 т/год;

М н ВСС = 1,1 · 0,1 = 0,11 т/год.

Сравнивая фактические сбросы со сточными водами взвешенных веществ и нефтепродуктов с лимитированными, делаем вывод о том, что они значительно больше разрешённых значений. Плату за сброс в 2005 г. следует провести по формуле (1.3):

Тогда в 2005 г. при Ки = 1,2 плата за сброс взвешенных веществ в реку составит:

П в.в. = 0,7 · 366 · 0,975 · 1,56 · 1,2 + 5 (0,77–0,7) · 366 · 0,975 · 1,56 · 1,2 +

+ 25 (20–0,77) · 366 · 0,975 · 1,56 · 1,2 =

= 467,63 + 199,84 + 321152,15 = 321819,58 руб./год.

Плата за сброс в 2005 г. со сточными водами нефтепродуктов равна:

П н = 0,1 ·5510 · 1,56 · 1,2 + 5 (0,11–0,1) · 5510 · 1,56 · 1,2 +

= 1031,48 + 515,73 + 229502,52 = 231049,73 руб./год.

Общие платежи в 2005 г. за сбросы загрязняющих веществ составят:

321,82 + 231,05 = 552,87 тыс. руб./год.

Таким образом, в 2005 г. плата за загрязнение реки возросла с

110,59 тыс.руб. до 552,87 тыс. руб., т. е. на

552,87 – 110,59 = 442,28 тыс. руб.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9045 — | 7269 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник