Меню Рубрики

Берегите эти земли эти воды анализ

Воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому. Помочь учащимся осознать свою моральную ответственность за судьбу родной Земли.

Каменского муниципального района Воронежской области

Берегите эти земли, эти воды!

учитель начальных классов

I квалификационной категории

Кащенко Александра Алексеевна

Цели: воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому; помочь учащимся осознать свою моральную ответственность за судьбу родной земли; формирование экологической культуры.

Нельзя допустить, чтобы люди

направляли на своё уничтожение

те силы природы, которые они

сумели открыть и покорить.

Значение природы для человека.

Существует ли в настоящее время угроза природе и жизни человека?

Какова экологическая обстановка в нашем поселении?

Какое влияние окружающая среда оказывает на здоровье людей?

Что может сделать каждый из нас для сохранения природы?

В брифинге принимают участие:

-участники акции «Цвети, Земля!»

В роли специалистов выступают учащиеся 9 класса.

(Звучит космическая музыка)

Когда-то, миллиарды лет назад, в беспокойном и холодном космосе произошла вспышка яркого света. Это вся любовь и теплота вселенной, собравшись вместе, создали наш с вами дом — планету Земля. В те далёкие времена она совсем не походила на ту, которую мы видим и знаем сейчас. Представьте себе! Кругом темнота, повсюду вода и грязь, неприятный запах. В небе сверкают молнии, грохочет гром. Днем — нестерпимая жара, а ночью ужасный холод. Земля была беззащитна. И ничто не могло защитить землю от жгучих солнечных лучей, от ледяного космического холода. Только спустя миллионы лет Землю постепенно окутает нежный, тонкий слой атмосферы — это озоновый барьер, который и сейчас защищает всё живое на Земле от ультрафиолетовых лучей солнца, от метеоритов и сохраняет тепло планеты.

Вот она летит, маленькая такая.
Вот она грустит, в думы свои вникая.
Вот она плывет, зыбкой прохладой веет.
Все еще живет! Все еще людям верит!
Вот она плывет сквозь грозовую полночь,

Всех людей зовет, просит прийти на помощь!
Учитель.

Мудрецы и мечтатели прошлого не один раз пытались перечислить «чудеса света». Твердили о семи чу­десах, искали и находили восьмое, но, кажется, никто и никогда не упоминал о чуде из чудес — единственном известном нам во Все­ленной. Это чудо есть сама наша планета. И пока оно продолжает оста­ваться единственным, ни с чем не сравнимым, величайшим, таин­ственным и удивительным.

Это чудо — Природа. Человек — ее частица. Люди неразрывно связаны с природой тысячами нитей. От состояния природы зависит жизнь человека.

Во всей этой Вселенной есть небольшая ее часть, называемая РОССИЕЙ

1. ЧТЕНИЕ МАТЕРИАЛА ИЗ КНИГИ Я.В. СОКОЛОВА «Россия – наш общий дом»

раздела «Всего не перечислишь» с.5-6 СЛАЙДЫ

2. «Наша Родина – великая РОССИЯ» с.9

Но мы сегодня поговорим о другом…

В эпоху научно-технической революции природа оказалась беззащитной перед человеком. Перегораживаются плотинами реки, запускаются в космос ракеты, земную кору пронизывают глубочайшие скважины. И вольно или невольно человек вмешивается в ход природных процессов, нарушая естественное равновесие. В результате изменяется климат, гибнут реки, исчезают животные, растения. Это бедствие называется экологическим кризисом. В своих стихах Роберт Рождественский отметил состояние природы таким образом:

Твердим о том, что дел невпроворот.

Но мы еще придем просить прощенье

У этих рек, барханов и болот,

У самого гигантского восхода,

У самого мельчайшего малька.

Пока об этом думать неохота.

Аэродромы, пирсы и перроны,

Все меньше — окружающей природы.

Все больше — окружающей среды. (слайд)

Чем это может обернуться для сегодняшнего и последующих поколений?

Пре­доставим слово нашим специалистам. Слово – экологам.

Есть ли в настоящее время угроза природе и жизни че­ловека?

1. За последние 25-30 лет транспорт и промышленность взяли из атмосферы больше кислорода, чем его потребило человечество за весь антропоген, то есть за 2-3 миллиона лет. В атмосферу вы­брасываются сера, азот, цинк, калий, ядовитые вещества. Только углекислого газа ежегодно в мире выбрасывается 5 млрд. тонн, что может привести к потеплению, частичному таянию полярных льдов и повышению уровня Мирового океана.

Более 50 городов России имеют уровень загрязненности ок­ружающей среды, превышающий санитарные нормы.

2. Леса — «легкие планеты», безотказные фильтры атмосферы, — вырубаются быстрее, чем вырастают. Каждый кубометр древе­сины — это почти полтонны поглощенной из воздуха углекислоты.

3. Все острее становится проблема источников чистой пресной воды.

В моря и океаны в течение веков сбрасывалось все и без вся­кого ограничения, в том числе радиоактивные отходы. Многочис­ленные катастрофы танкеров с нефтью приводят к гибели рыбы, крабов, морских птиц.

Да, приведенные экологами факты тревожны.

Потоки в буйстве — там и тут.

А берег стал похож на свалку –

Растут те свалки год от года

Иду таежною долиной.
И снова — горькие слова:

На травах — черные болячки –

И разъяснил мне егерь мрачно:

. Лес плакал, точно в непогоду,

А между тем все час за часом

Мы продолжаем зло вершить.

И вот уж нет лесных запасов,

Тревожа мирный наш ночлег,

Да, экологическая ситуация в нашей местности тоже не радует и заставляет задуматься каждого.

А теперь обратимся ко второй группе специалистов:

Какое влияние окружающая среда оказывает на здоро­вье людей?

1. Загрязнение воздуха на 43-45 % повинно в ухудшении здоровья населения. На состояние здоровья оказывает влияние и качество питьевой воды.

Бактериальное и вирусное загрязнение рек России создает постоянную опасность эпидемиологических вспышек кишечных инфекций.

На территориях, подверженных радиоактивному загрязнению в результате аварий увеличилось коли­чество заболевших лейкозами, страдающих эндокринными заболе­ваниями. Учеными зарегистрирован рост общей смертности на 17-24 %.

2. Да, изменение среды самым непосредственным об­разом затрагивает здоровье человека, его биологию, все живое. Безрассудная деятельность человека по отношению к природе по­ставила на грань вымирания более 1000 видов позвоночных. В Красную книгу включено: 115 видов животных, находящихся на грани исчезновения. С лица Земли уже исчезли 118 видов млекопитающих, 127 видов птиц. В зоне экологического бедствия в России проживает 35 млн. человек.

Что может сделать каждый из нас для сохранения при­роды?

Слово предоставляется участникам акции «ЦВЕТИ, ЗЕМЛЯ!»

1. Мы, школьники, наверное, самые неравнодушные к этой проблеме люди.

Нас волнует то, что эксплуатация природных ресурсов становится нормальной каждодневной деятельностью, а достижения в области покорения природы празднуются как победа над ее силами. Общество живет, согласно варварским представлениям, что природа может использоваться неограниченно, поскольку на одинаковые воздействия отвечает одними и теми же реакциями. При этом люди забывают о том, что сами являются лишь частью природы, частью этой единой цепи. И ее разрушение ведет к разрушению их собственной жизни.

А наше самое большое желание – видеть окружающий нас мир красивым и процветающим.

Хочется сказать о своей МАЛОЙ РОДИНЕ

Я.В. Соколов «Россия – наш общий дом» с.29

Для большинства наших одноклассников малая Родина – это наши каменские места: Евдаково, Щербаково.

Есть такое понятие, как патриотизм, патриот Родины. Что оно в себе несет?

Я.В. Соколова «Наша Родина – великая Россия»

(Ученики зачитывают на с. 37-38 текст «Мы – патриоты»

Что конкретно для сохранения природы делаем МЫ?

Мы – активные участники природоохранных акций.

Участвуя в реализации направлений «Наша Родина», «Я и Природа», «Воспитание гражданина и патриота России», «Трудовое воспитание» активно включаемся в озеленение школьной территории. Приятно видеть нашу школу, окруженную цветущими клумбами и стройными рядами берез.

В школьном саду, где более ста фруктовых деревьев, учебно-производственные звенья и бригады ведут работы по обрезке и уходу за ними.

Так с апреля по октябрь мы участвуем в акции «Цвети, Земля!»

У нас, школьников, на территории Евдаковского поселения имеются уголки природы, которые взяты нами под свою охрану. Здесь, в Ситниково, установлен щит с призывом беречь и охранять этот райский уголок. Сами мы приезжаем сюда на экскурсии, для отдыха всем классом. Ежегодно, совершая походы по родному краю, нас неизменно тянет в эти места: Ситниково, Голенькое, Осычка.

Эту березовую рощу, посаженную чуть более десятка лет, мы постоянно очищаем от бытового мусора. И особенно нам больно видеть, когда она страдает от огня по причине людской халатности.

На территории с. Евдаково в местечке Дуброво есть родник с замечательной ключевой водой. В последнее время сюда за водой приезжают не только евдаковцы, но и жители близлежащих поселений. Это место мы тоже взяли под свою опеку и наводим здесь порядок.

В настоящее время нашими ребятами выращено более 300 саженцев ясеня. В этом году мы, выпускники 9 и 11 классов, планируем заложить памятную аллею. Предлагаем и вам, всем желающим, саженцы этих деревьев.

Мы осветили лишь часть практической направленности нашей деятельности.

Ученики нашей школы также ведут большую исследовательскую деятельность, участвуют в конкурсах творческих работ по экологическому направлению.

Подготовлен реферат по химии «Берегите эти земли, эти воды» (питьевая вода)

Проведена исследовательская работа «Экологическое состояние водоемов нашего села»

Приняли участие в природоохранной акции «Зеленые острова»

Приняли участие в конкурсе творческих работ (сочинений) «Родная земля» — «Мы живем в Каменском районе»,

— в конкурсе социальных проектов образовательных учреждений Воронежской области «Гражданин Воронежского края — гражданин России» «Чудеса в природе открываем сами»

5. Проведена исследовательская работа по теме «Экологически чистая квартира. Действительное и возможное»

6. Принимали участие в научно-практических конференциях на темы:

— «Утилизация отходов на территории Каменского района»,

— «Физико-химическая эволюция в развитии Земли»,

— «Проблема экологии в деревне» и другие

В настоящее время меня очень волнует санитарное состояние нашего парка. Какие места отдыха есть у нас, чтобы можно было сходить с друзьями, посидеть, отдохнуть? Школьная площадка и парк. И если на площадке чисто и уютно, то в парке – кучи мусора, развеянные ветром пакеты, бумага. Там стоят скамейки для отдыха, но отдыхающие вынуждены оставлять мусор тут же, потому что нет мусорных баков.

А нас волнует состояние заброшенной заправки в Щербаково. Это как раз на краю села, и как визитная карточка: мусор, бурьян… Там часто останавливаются на отдых большегрузные машины, водители отдыхают, наверное кушают и мусор остается тут же.

— Проблема та же: мусорные баки

А еще родник в Дуброво. Я там неподалеку живу, с мамой часто ходим туда за водой.

Но неудобство в том, что там нет ни скамейки, ни столика: ни присесть, ни отдохнуть, да и вещи положить тоже некуда.

Хорошо, ребята, что вас волнуют такие вопросы, и вы не остаетесь равнодушными к непорядку, …

Может, попробуем сами как-то решить эти вопросы?

Можно попросить родителей сварить баки, они нам никогда не отказывали и всегда школе помогают. А скамейки и столик мальчики сделают сами. Думаю, у вас получится.

Тогда давайте распределимся. Например, связаться с родителями по поводу баков – возьмут на себя девочки. А мы, мальчики, займемся скамейками и столиком.

Итак, защита природы касается всех нас. Все мы дышим одним и тем же воздухом Земли, пьем воду и едим хлеб. И мы сами — мыслящие частицы Природы. Это нала­гает огромную ответственность за её сохранность на каждого из нас. Каждый из нас может и должен вносить свой вклад в борьбу за сохранение Природы, а следова­тельно, жизни на Земле.

Пора бы человечеству понять,

Богатства у природы отбирая,

Что Землю нужно тоже охранять:

Она, как мы, такая же – живая!

Коль суждено дышать нам воздухом одним,

Давайте – ка мы все навек объединимся.

Давайте наши души вместе сохраним,

Тогда мы на Земле и сами сохранимся.

Никитин Д.П., Новиков Ю.В. Окружающая Среда и человек. – М.: 1986.

Новиков Ю.В. Природа и человек.- М.: Просвещение, 1991

Одум Ю. Основы экологии. – М.: Мир, 1975.

Радзевич Н.Н., Пашканг К.В. Охрана и преобразование природы. – М.: Просвещение, 1986.

Фадеева Г.А. , Попова В.А.- Химия и экология. — Волгоград: Учитель,2004.

источник

Расширить представление детей об экологических законах, способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе, побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях.

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!

Цели: расширить представление детей об экологических законах; способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе; формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы, негативное отношение к бездумному, безответственному отношению к природе; побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях.

Воспитатель: Тема нашего классного часа — «Природа не прощает ошибок».

Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на пороге экологической катастрофы. Состояние природы начинает угрожать существованию самого человека. За нарушение законов биосферы человек уже расплачивается своим здоровьем. Но самое страшное, что за это придется платить и будущим поколениям. Единственное спасение в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться ее законам, отказаться от потребительского отношения к Земле и ее богатствам. Единственное спасение в экологической культуре.

II. Проблемная ситуация «Нужны ли комары?»

Воспитатель. Один знакомый рыбак на всю жизнь запомнил урок экологической культуры, который дал ему старый эвен — житель колымской тайги. Они ловили рыбу на берегу реки, но в тайге были тучи комаров. «Эх, нашелся бы ученый, который бы истребил всю эту «нечисть»!» — в сердцах воскликнул рыбак. Эвен, который сидел рядом, не говоря ни слова, взял только что пойманного хариуса и разрезал ножом его толстое брюшко. Желудок рыбы был наполнен. комарами.

Какой же экологический урок дал старый эвен рыбаку?

— Если уничтожить комаров, то исчезнет и рыба, которая ими питается. А если исчезнет рыба, будут голодать люди.

— В природе все находится в равновесии, все связано.

— Природа очень разумна. Она сама регулирует количество всех живых организмов.

Воспитатель. Да, в природе все взаимосвязано, эту взаимосвязь и изучает экология.

— А можете ли вы привести свои примеры такой взаимосвязи? Примерные ответы детей:

— Аральское море, которое обмелело и высохло оттого, что из него забрали много воды на полив хлопка.

— В Китае были уничтожены миллионы воробьев, после чего развелось огромное количество вредителей. И китайцы стали покупать воробьев в других странах.

— В Норвегии уничтожили хищных птиц, чтобы сохранить куропаток. Но куропатки вскоре погибли от эпидемии. Оказывается, ястребы и совы выполняли роль санитаров и поедали больных птиц, а значит, предотвращали эпидемии.

IV. Информационный блок «Законы экологии»

Воспитатель. Как видим, природа очень жестоко наказывает тех, кто нарушает ее законы. А между тем этих законов всего четыре. Их так легко запомнить!

Итак, четыре закона экологии. Их сформулировал американский ученый Барри Коммонер. Эти законы мы записали на доске. (Читает.)

Первый закон: «Все связано со всем». Действие этого закона мы уже видели на ваших примерах.

Второй закон гласит: «Все должно куда-то деваться». Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.

Третий закон: «Ничто не дается даром». Все, что мы выиграли, взяв у природы, она заберет у нас другими путями. Уничтожили воробьев — вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц — исчезли куропатки. За все приходится платить.

Четвертый закон: «Природа знает лучше». Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые, попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют ее.

Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и соблюдать эти законы.

Читайте также:  Анализ эффективности очистки сточных вод

V. Виртуальный экологический рейд «Какие законы нарушены?»

Воспитатель. Сейчас мы проведем рейд по улицам нашего города и увидим, соблюдают ли его жители экологические законы. А вот и первый нарушитель. Завод сбросил в реку сточные воды, загрязненные ядовитыми веществами. Чем это грозит водоему и жителям города? Какой экологический закон нарушен? И как правильно действовать в этой ситуации?

— Эти вещества обязательно осядут на растениях и водорослях, живущих в реке. Растения и водоросли попадут в желудок травоядным рыбам вместе с ядовитыми веществами. Если травоядную рыбу съест хищная, токсичные вещества переселятся уже в ее организм. Последняя же может попасться на крючок человеку, и тогда человек получит пищевое отравление.

— Нарушены первый и второй экологические законы.

— Нужно подвергнуть промышленные отходы очистке.

Воспитатель. Идем дальше. Что-то трудно становится дышать! Ага, это дворники сжигают листву, чтобы не вывозить ее за город. Чем это грозит нам и какой экологический закон дворники нарушают?

— Листва городских деревьев накапливает огромное количество токсичных веществ: от автомобилей, заводов. Ее обязательно нужно уничтожать.

— Типичное нарушение второго закона: дворники думают, что листья сгорят и просто исчезнут, но это не так: листья, сгорая, отравляют воздух, вызывая болезни людей.

— Листья категорически запрещается сжигать, их нужно вывозить за город.

Воспитатель. В цветочном магазине покупаем упаковку удобрения «биогумус». На упаковке написано, что это удобрение произведено из обыкновенного бытового мусора, а произвел его необыкновенный червяк, выведенный калифорнийскими учеными. Интересная информация! Читаем дальше. Эти черви пожирают любой органический материал: опилки, бумагу, картон, гнилые овощи и т. д., превращая все это в чрезвычайно ценное органическое удобрение — биогумус. А вот полиэтилен, металл и стекло червяк не ест, он его просто не переваривает. Калифорниец удивительно прожорлив: он съедает в сутки в 2 раза больше, чем весит, а еще он неприхотлив и прекрасно чувствует себя при температуре от +4 до +40 °С. Живет этот труженик целых 16 лет.

Как вы думаете, люди, которые вывели такого червяка, нарушили законы экологии или нет?

— Это, наоборот, строгое соблюдение законов экологии.

— Тут соблюдается второй закон: «Все должно куда-то деваться». Мусор не превращается в токсичные отходы, а дает пищу червяку и становится ценным удобрением.

— А еще и четвертый закон соблюдается: «Природа знает лучше». Червяк — существо природное, он и знает, как лучше переработать отходы.

Воспитатель. Мы выехали за город, в дачный поселок. Когда-то тут было болото, весело квакали лягушки, тучей клубились комары. Но дачники решили избавиться от болота и начали его осушать. К каким последствиям для речки и леса это может привести? Какой закон нарушают люди, желая улучшить природу?

— Ни в коем случае нельзя этого делать! Осушив болото, можно потерять речку, да и лес пропадет!

— Нарушается четвертый закон природы: «Природа знает лучше». Раз тут, в этом месте природа создала болото, так тут ему и быть.

— Для экологического равновесия в этом месте очень нужны и болото, и лягушки, и комары, иначе будет засуха.

Воспитатель. Ну что ж, я вижу, вы неплохо усвоили законы экологии. А это уже один из признаков экологической культуры.

VI. Работа в группах «Обращение от имени природы»

Воспитатель. Сегодня мы узнали о законах экологии. К сожалению, многие не знают этих законов и загрязняют Землю, нарушают хрупкое экологическое равновесие в природе.

— А если бы природа могла говорить, что бы она сказала своим детям?

Давайте напишем письма-обращения от имени природы.

Первая группа будет писать обращение к бизнесменам, владельцам заводов и фабрик.

Вторая группа напишет военным.

Третья группа подготовит обращение к ученым.

Четвертая группа обратится к фермерам и крестьянам.

Пятая группа напишет морякам и рыбакам.

Шестая группа напишет письмо ученикам нашей школы.

(Звучит музыка, в течение 5 минут дети пишут обращения.)

Пришло время прочитать обращения. Приглашаю к доске представителей групп.

(К доске выходят представители групп, читают обращения.)

Спасибо, надеюсь, что ваши слова будут услышаны.

Классный руководитель. Сегодня мы говорили о законах экологии. Знание и соблюдение этих законов — важнейший признак экологической культуры. Но этого недостаточно. Нужна еще и экология души.

мероприятие прививающее бережное отношение и любовь к природе.

В экологической игре могут принять участие обучающиеся в возрасте от 15 до 18 лет. В период подготов­ки формируются команды по 6 человек, определяется состав жюри и.

Сценарий22 апреля во всем мире отмечается как День Земли.Международный День Земли отмечается ежегодно в день весеннего равноденствия. В России официальной эта дата считается только с 1998 года. В наше.

Воспитательное мероприятие по экологии с обучающимися младшего школьного возраста.

I областная студенческая эколого-краеведческая конференция «Это наша с тобою Земля!» проводится для студентов организаций среднего профессионального образования Московской области.

Очное выступление, «Метиозависимость, причины, симптомы, профилактика&raquo.

источник

«Берегите эти земли, эти воды».

Направление Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде .

Цель : расширить представление детей об экологических законах

Способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе.

Формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы.

Формировать негативное отношение к бездумному, безответственному отношению к природе.

Корригировать побуждение детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей.

Проблемная ситуация «Нужны ли комары?».

Информационный блок «Законы экологии».

Виртуальный экологический рейд: «Какие законы нарушены?».

Работа в группах «Обращение от имени природы».

Заключительное слово «Убивай зверей внутри себя».

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!

— Лозунгом нашего занятия я предлагаю сделать следующее выражение –

«Природа не прощает ошибок».

А почему не прощает, мы ответим в конце занятия. Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на пороге экологической катастрофы. Состояние природы начинает угрожать существованию самого человека. За нарушение законов биосферы человек уже расплачивается своим здоровьем. Но самое страшное, что за это придётся платить и будущим поколениям. Единственное спасение – в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться её законам, отказаться от потребительского отношения к Земле и её богатствам. Единственное спасение – в экологической культуре.

2. Проблемная ситуация «Нужны ли комары?».

— Один знакомый рыбак на всю жизнь запомнил урок экологической культуры, который дал ему старый эвен – житель колымской тайги. Они ловили рыбу на берегу реки, но в тайге были тучи комаров. «Эх, нашёлся бы учёный, который бы истребил всю эту «нечисть»!» — в сердцах воскликнул рыбак. Эвен, который сидел рядом, не говоря ни слова, взял только что пойманного хариуса и разрезал ножом его толстое брюшко. Желудок рыбы был наполнен … комарами.

— Какой же экологический урок дал старый эвен рыбаку?

— Если уничтожить комаров, то исчезнет и рыба, которая ими питается. А если исчезнет рыба, будут голодать люди.

— В природе всё находится в равновесии, всё связано.

— Природа очень разумна. Она сама регулирует количество всех живых организмов.

— Да, в природе всё взаимосвязано, эту взаимосвязь и изучает экология. А можете ли вы привести свои примеры такой взаимосвязи?

— Аральское море, которое обмелело и высохло оттого, что из него забрали много воды на полив хлопка.

— В Китае были уничтожены миллионы воробьёв, после чего развелось огромное количество вредителей. И китайцы стали покупать воробьёв в других странах.

— В Норвегии уничтожили хищных птиц, чтобы сохранить куропаток. Но куропатки вскоре погибли от эпидемии. Оказывается, ястребы и совы поедали больных птиц, выполняли роль санитаров, а значит, предотвращали эпидемии.

4. Информационный блок «Законы экологии».

— Как видим, природа очень жестоко наказывает тех, кто не выполняет её законов. А между тем этих законов всего четыре. Их так легко запомнить!

Итак, четыре закона экологии . Их сформулировал американский учёный Барри Коммонер.

Первый закон: «Всё связано со всем». Действие этого закона мы уже видели на наших примерах.

Второй закон гласит: «Всё должно куда-то деваться». Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.

Третий закон : «Ничто не даётся даром». Всё, что мы выиграли, взяв у природы, она заберёт у нас другими путями. Уничтожили воробьёв – вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц – исчезли куропатки. За всё приходится платить.

Четвёртый закон : «Природа знает лучше». Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её.

Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и выполнять эти законы.

5. Виртуальный экологический рейд. «Какие законы нарушены?»

— Сейчас мы проведём рейд по улицам нашего города и увидим, выполняют ли его жители экологические законы?

1 рейд. А вот и первый нарушитель . Завод сбросил в реку сточные воды, загрязнённые ядовитыми веществами. Чем это грозит водоёму и жителям города? Какой экологический закон нарушен? И как правильно действовать в этой ситуации?

— Эти вещества обязательно осядут на растениях и водорослях, живущих в реке. Растения и водоросли попадут в желудок травоядным рыбам вместе с ядовитыми веществами. Если травоядную рыбу съест хищная, токсичные вещества переселятся уже в её организм. Последняя же может попасться на крючок человеку, и тогда человек по закону получит пищевое отравление.

— Нарушены первый и второй экологические законы.

— Нужно пропустить промышленные отходы через очистку.

2рейд. — Идём дальше. Следующий нарушитель . Что-то трудно становится дышать! Ага, это дворники сжигают листву, чтобы не вывозить её за город. Чем это грозит нам, и какой экологический закон дворники нарушают?

— Листва городских деревьев накапливает огромное количество токсических веществ: от автомобилей, заводов. Её обязательно нужно уничтожать.

— Типичное нарушение второго закона: дворники думают, что листья сгорят и просто исчезнут, но это не так: листья, сгорая, отравляют воздух, вызывая болезни людей.

— Листья категорически запрещается сжигать, их нужно вывозить за город.

3 рейд . — В цветочном магазине покупаем упаковку удобрения «биогумус». На упаковке написано, что это удобрение произведено из обыкновенного мусора, а произвёл его необыкновенный червяк, выведенный калифорнийскими учёными! Интересная информация! Читаем дальше. Эти черви пожирают любой органический материал: опилки, бумагу, картон, гнилые овощи и т.д., превращая всё это в чрезвычайно ценное органическое удобрение – биогумус. А вот полиэтилен, металл и стекло червяк не ест, он его просто не переваривает. Калифорниец удивительно прожорлив: он съедает в сутки два раза больше, чем весит, а ещё он не прихотлив и прекрасно чувствует себя при температуре от +4 до +40 градусов С. Живёт этот труженик целых 16 лет.

Как вы думаете, люди, которые вывели такого червяка, нарушили законы экологии или нет?

— Это, наоборот, строгое выполнение законов экологии.

— Тут выполняется второй закон: «Всё должно куда-то деваться». Мусор не превращается в токсические отходы, а даёт пищу червяку и становится ценным удобрением.

— А ещё и четвёртый закон выполняется: «Природа знает лучше». Червяк существо природное, он и знает, как лучше переработать отходы.

4 рейд. — Мы выехали за город, в дачный посёлок. Когда-то тут было болото, весело квакали лягушки, тучей клубились комары. Но дачники решили избавиться от болота и начали его осушать. К каким последствиям для леса и речки это может привести? Какой закон нарушают люди, желая улучшить природу?

Ни в коем случае нельзя этого делать! Осушив болото, можно потерять речку, да и лес пропадёт!

— Нарушается четвёртый закон природы: «Природа знает лучше». Если тут , в этом месте природа создала болото, так тут ему и нужно быть.

— Для экологического равновесия в этом месте очень нужно и болото, и лягушки, и комары, иначе будет засуха.

6. Работа в группах. «Обращение от имени Природы».

— Сегодня мы узнали законы экологии. К сожалению, многие не знают этих законов и загрязняют Землю, нарушают хрупкое экологическое равновесие в природе. А если бы Природа могла говорить, что бы она сказала своим детям? Давайте напишем письма- обращения от имени природы.

Первая группа напишет обращение к бизнесменам, владельцам заводов и фабрик.

Вторая группа напишет военным.

Третья группа подготовит обращение к учёным.

Четвёртая группа обратится к фермерам и крестьянам.

Пятая группа напишет морякам и рыбакам.

Шестая группа напишет письмо ученикам нашей школы.

Пришло время прочитать наши обращения.

7. Заключительная беседа «Убивай зверей внутри себя».

— Сегодня мы говорили о законах экологии. Знание и выполнение этих законов – важнейший признак экологической культуры. Но этого не достаточно. Нужна ещё и экология души.

— Что нельзя убивать зверей.

— Что нужно любить самую маленькую былиночку и букашку.

— Поэт призывает убивать зверей внутри себя. Что это за звери?

— Это жадность, зависть, глупость, злоба, хитрость, трусость, лесть, подлость, бездушие, хвастливость, гордыня и т.д.

— Это всё плохое, чёрное, дикое, что есть в человеке.

— Это то, что мешает человеку полюбить другого человека и весь мир.

— Мне кажется, вы все правы. Звери внутри нас – это плохие качества характера, которые мешают нам полюбить другого человека, полюбить мир, полюбить природу.

И мы должны постоянно истреблять этих зверей в своём сердце. Тогда и наши экологические знания и умения пойдут на пользу природе.

Подведение итогов (рефлексия).

— Что вам запомнилось из сегодняшнего разговора? Можете ли вы считать себя экологически культурными людьми?

— Запомнился рассказ о червяке, который делает биогумус.

— Запомнился рассказ об эвене, который разрезал рыбу и оказал комаров в нём.

— Я ещё недостаточно культурный, много зверей внутри меня.

— До культуры ещё далеко, но понятно, что делать.

— Знать законы и исполнять их легко, самое трудное – быть добрым.

источник

В наши дни очень остро стоит вопрос об охране природы. И от того, насколько хорошо чувствуем в нём себя, зависит наше здоровье и благополучие. Данное мероприятие поможет серьёзней отнестись к проблемам экологии. У детей появится стремление и желание исправить создавшуюся ситуацию.

Тема: «Берегите эти земли, эти воды…..».

ЦЕЛЬ: углублять, расширять знания по экологическому состоянию среды и

экологическим проблемам общества;

— дидактическая: закреплять , обобщать, углублять знания по загряз-

нению окружающей среды и экологическим проблемам общества;

-воспитательная: продолжать формирование нравственной и

гражданской позиции воспитанников по вопросам решения

экологических проблем и загрязнения окружающей среды;

— развивающая: продолжать развитие навыков работы с различными

источниками информации, развивать экологическую культуру

воспитанников, умение применять полученные знания.

ОБОРУДОВАНИЕ: физическая карта Казахстана, выставка рисунков, иллюст-

рации и фотографии о природе, книжная выставка, музыкальное

оформление к слайдам «Как прекрасен этот мир» и «Бедная растре-

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: изучение литературы по данной теме,

знакомство с Красной книгой, цикл бесед по данной теме,

посещение библиотеки (для сбора материала).

ФОРМА ПРВЕДЕНИЯ: устный журнал с элементами агитбригады и с элементами

Воспитатель: Данильченко Н.Н.

/Звучит песня «На дальней станции сойду»/

-Добрый день, дорогие друзья!

— У меня на ладони дышит тёплый влажный комок земли. Земля… Это истинное чудо. То единственное, что превыше всего. Земля – мать всех поколений, колыбель человечества. Земля даёт нам духовные и физические силы. Земля обувает и одевает нас, кормит и поит, защищает в трудные минуты.

-Земля… Так мы называем землю матушкой, матерью, кормилицей, поём ей гимны, слагаем стихи.

Читайте также:  Анализ фенола в сточных водах

-У поэта Аркадия Кулешова есть замечательные слова:

-Одна земля вскормила нас с тобою

И принесла нам солнечные сны.

Мы как подарок унесём с собою

Тот ранний луч, который жадно ловим,-

Лишь малый отблеск праздничной красы

Лесов, колосьев золотоголовых,

Родных садов и луговой росы.

Когда на первом солнцепёке снова

Сугробы плавит молодой апрель,

Пьянеем мы от запаха земного,

И долго не проходит этот хмель.

А осенью в сквозном лесу под Минском

Мы приникаем к пламени рябин,

Не так ли сладость ласки материнской

В себя вбирает повзрослевший сын?

Вскормила и вспоила нас с тобою

Одна и та же щедрая земля.

Давай же в сердце унесём с собою

-За всю долгую историю у человека не было более верного союзника, защитника и друга, чем его земля. Чувство сыновней преданности к матушке земле передавалось из поколения в поколение.

-Мы все обязаны своей жизнью нашей планете – прекрасной Земле. А вы когда-нибудь задумывались над тем, с чего начинается Земля? Земля начинается с поля. Почему? Потому что поле даёт нам хлеб. Поэтому испокон веков пахари-труженики одухотворяли поле, относились к нему, как к живому существу, соблюдая библейскую заповедь: «Не причиняй вреда ни земле, ни морю, ни дереву».

-Когда-то наша земля процветала. Реки были полноводными, весело плескались в них рыбы и морские животные; пышно росли леса, благоухали цветы. А на лугах резвились животные. Любимым творением Земли стал Человек. Земля холила и лелеяла его, щедро награждая своими богатствами.

-Есть просто храм, есть храм науки,

Навстречу солнцу и ветрам.

Всегда, в любое время суток,

Он нам открыт, в жару и стынь.

Входя в него, будь сердцем чуток,

Қасиетті, қайырымды Жер Ананың,

Мейірінен өмірге нәр аламын.

Азаматтық борышы әр адамның!

Атамекен жанға жайлы сая бау,

Ар алдында күнә болар табиғатты аямау.

Туған жердің табиғатын аялау!

-Земля-голубая планета. Такая маленькая, уютная, -наш дом. А мы её жители, её дети. Природа Земли – уникальное явление.

-Теперь же мы поступаем с землёй безнравственно и жестоко. Мы давно забыли, что она живая. Как и всё живое, она ждала от нас милосердия, а мы ей уготовили презрение и равнодушие. Человек буквально калечит землю – топит, сверлит, роет, терзает её гусеницами тракторов, т.е. наносит ей раны физические, раны в прямом смысле слова.

(Звучит метроном и на экране появляются кадры с изображением «освоенной» человеком земли: дымящие трубы фабрик и заводов, плотины, затопившие плодородные земли, высотные дома с тонкими деревцами рядом, одетая в асфальт земля, вереницы тракторов, самолёты, опыляющие землю ядохимикатами, т.е. то, чем мы раньше гордились. Демоностроация сопровождается звуком метрономы и выступлениями чтецов)

На море где-то или на суше,

Хранит, как таинство, на дне.

Кромсают твердь её снаряды,

Под сердцем – ядерный фугас!

Мы словно душу вынуть рады

За то, что долго терпит нас.

-Приложи своё ухо к планете!

Ты услышишь, как стонет она.

Мать-земля ещё только в рассвете,

Дышит тяжко и пульс учащённый

Сердце словно сорвалось в галоп;

Биоритмы, как вихри, как волны.

Раскалён и обветрился лоб.

Грудь терзают скребницы стальные

На земле осушенной, в пыли

Островки усохшего бурьяна.

Что страшнее может быть земли,

Коль земля сама сплошная рана?

(Два человека выносят глобус/ или карту земли/, где красными крестами отмечены места больших и малых экологических катастроф)

-Взгляните на эту карту( этот шар). ( В это время один из воспитанников вращает глобус) .Действительно, на земле не осталось живого места. Если природа наш дом, то почему человек разрушает его: появляются озоновые дыры, расширяется парниковый эффект, выпадают кислотные дожди, болотной тиной затягиваются земли, по берегам водохранилищ стоит мёртвый лес, острый кислородный голод поразил многие страны Европы, безжалостно вырубаются тысячи гектаров леса.

-Запасы угля, нефти, газа, металлов будут исчерпаны всего через несколько десятилетий. Этот список можно продолжать до бесконнечности.

-Поймите, ведь то, что сотворили с Землёй – это катастрофа!

-Карьеры и овраги – зияющие раны, которые не залечить и в тысячу лет!

-А свалки и затопленные территории?

-А сплошная распашка земель? Почти всемирный рекорд варварства!

-А отравление полей? Гербициды и минеральные удобрения уже давно стали их наркотиками.

-А истощение земли? Земля накапливает один сантиметр почвы за 300 лет, а человечкство губит его за 3 года.

-Политэтиленовый пакет, оставленный на лесной полянке на солнце, живёт до 5 лет.

-Шерстяные вещи – до 30 лет.

-Консервные банки и металлические предметы – до 80 лет.

-Стекло или полиэтиленовый мешок, брошенный в ручей, живёт вечно!

-Наши машины десятки лет перетирают землю в песок, спрессовывают в камень.

-Вода не рпобивается, воздух не проходит. Земля не пьёт и не дышит.

-Строители газопроводов и линий электропередач, нефтянники и лесорубы – никому нет дела до болей Земли.

-И человек и земля рано или поздно надрываются.

-А задумывались ли мы над тем, как самаи относимся к земле, к природе?

-Страшно признаться, но мы не замечаем зла, только потому, что оно стало массовым, мы к нему привыкли и со спокойной совестью можем оправдаться: «А что тут такого?»

-Действительно, что тут такого, что сегодня в городах вырубаются сотни деревьев?

-Что тут такого, что человек плюёт на землю и считает это в порядке вещей?

-Что тут такого, что кто-то сломал ветку дерева, вытоптал траву?

-Что тут такого, что мы вообще не замечаем вокруг себя этой самой природы?

-Посмотрите на эти фотографии. Это наша Земля. Земля выбилась из сил. Она криком кричит, она молит о милосердии «Бедная расстрелянная земля».

-Природа наша терпит, терпит, терпит.

Но сколько может вынести обид,

И вот однажды, вы поверьте,

Она нам очень сильно отомстит.

-Моя планета – человеческий дом,

Ну как ей жить под дымным колпаком,

Где сточная канава – океан,

Где вся природа поймана в капкан,

Где места нет ни аисту, ни льву,

Где стонут травы: «Больше не могу!»

-К сожалению, и в нашей республике очень остро стоят экологические проблемы. Это и ядерный полигон, который закрыт, но его разрушительное действие сказывается до сих пор, загрязнение Каспийского шельфа, опустынивание земель(66% территории республики превращена в пустыню), это высохшие реки.

-На глазах одного поколения погибло Аральское море.

-Пришёл полюбоваться я Аралом

Там, где когда-то море бушевало,

Песок зыбучий, больше ничего.

Где Каспия близнец, брат синеокий?

Где серебристой рыбы косяки?

Лишь адыраспан, да ветер одиноик,

Колышутся они до горизонта,

Как космы ведьмы, пляшущей во мгле.

О мой Арал, как горько, одиноко

Без светлых волн твоих моей земле.

-Ты спасеньем был для всех веками,

Окружал тебя цветущий сад,

Только кто-то зверскими руками

Превратил тебя в пустынный сад.

Медленно от жажды умираешь,

Как свеча ты на глазах сгораешь,

Сердце Средней Азии – Арал.

-Гибнущий Арал, в этом же ряду стоит проблема озера Балхаш, Сорбулак. Это только начало чёрного списка. Чтобы этот список не продолжался, необходимо, чем быстрее, тем лучше, ввести новые более совершенные требования по защите окружающей среды. В Конституции-основном законе нашей республики в ст.38 Записпно: «Граждане РК обязаны беречь природу и охранять её богатства».

-Пора бы человечеству понять,

Богатства у природы отбирая,

Что Землю тоже нужно охранять:

Она, как мы, такая же -живая.

Сейчас – то сушим мы, то обводняем,

А удобрений сколько применяем,

Что сами же боимся умереть.

Так что ж земля обязана терпеть?

А сколько выбросов мы дарим ей –

Дымы заводов, грязь от теплоходов.

Боюсь ,не стала бы она землёй отходов.

-В нашей республике накоплен некоторый опыт в деле сбережения природных ресурсов. Спасены от полного истребления и восстановили свою численность такие ценные животные, как сайгак, ласка, стрепет

-В данный момент в нашей республике насчитывается 9 заповедников.

Заповедание – слово древнее, буквально означает запрещение. Главные задачи заповедников – служить эталоном природы, не затронутой хозяйственной деятельностью человека. Один из этих заповедников находится на территории Костанайской области. Это –заповедник Наурызым., который расположен среди озёр и сосонового бора Наурзум Карагай, или просто Наурзумский бор. На территории этого заповедника можно встретить косулю, барсука, зайца-русака, лису, корсака, сурка, лесную куницу, ласку, кабана и многих других . Наурзумский заповедник – настоящая природная «лаборатория».

Ведь небо без птиц-не небо!

А земля без зверей-не земля!

Есть у вас винтовки, есть и капканы.

Есть у вас бесстрашие, сила есть навечно.

Люди-великаны, страны и народы.

Надо с этим долгом как-то расплатиться,

Пусть расправит крылья раненая птица!

-По вине человека исчезло много зверей, птиц, насекомых и растений.

В 1963году была создана Международная Красная книга. Однако в Международную Красную книгу нельзя записать все виды редких растений и животных, которые нуждаются в охране. Многие страны стали составлять собственные Красные книги.

-Вышли в свет 2 тома Красной книги Республики Казахстан, посвящённые редким и исчезающим животным (1978г.) и растениям (1981г.). В Красную книгу Казахстана внесены 31 вид млекопитающих, 43 вида птиц, 8 видов пресмыкающихся, 1 вид земноводных, 4 вида рыб, 305 видов растений.

-Красная книга – это сигнал смертельной опасности, это призыв к разуму и совести каждого.

-Охраняется «Красною книгой»

Столько редких животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

Чтобы души не стали пусты,

Значит, природа в опасности!

Значит, нельзя терять даже мига,

«Красная книга», «Красная книга»!

-Леса топорщатся и степь клубится

Жара изводит и снега блестят

Над считанными рощами летят.

Дрожит камыш на считанных озёрах,

И считанные рыбы ждут в реке

И восковые считанные зёрна,

Неслышно зреют в малом колоске.

Над запахом таёжной земляники

Полночный филин ухает из тьмы.

Неужто внуки лишь по Красной книге

Узнают, как богаты были мы.

-На территории нашей области обитает удивительный зверёк, занесённый не только в Международную Красную книгу, но и в Красную книгу нашей области. Это русский выхухоль. Выхухоль – это реликтовое животное, т.е. сохранившееся от далёких эпох Сородичи его жили примерно 40 миллионов лет тому назад. И примерно 15 миллионов лет тому назад они вымерли. Сохранился только один вид – русский выхухоль. Это очень ценный пушной зверёк. Сейчас охота на него запрещена. Этот зверёк водится в пойме реки Тобол.

-Продолжая использовать природу надо стремиться к тому, чтобы не причинять природе вреда. Любимыи творением Земли стал человек. Земля щедро награждала его своими богатствами. Но вырос человек, возмужал и поднялся над природой. Почувствовал свою силу, меньше стал прислушиваться к её голосу. Он всё время что-то брал у неё, не отдавая ничего взамен. Наступило время, когда его деятельность начала создавать угрозу всему живому на земле.

-Кромсая лёд, меняем рек теченье,

Твердим о том, что дел невпроворот,

Но мы ещё придём просить прощенья

У этих рек, барханов и болот.

У самого гигантского восхода,

У самого мельчайшего малька.

Пока об этом думать неохота.

Аэродромы, пирсы и перроны,

Леса без птиц и земли без воды.

Всё меньше окружающей природы,

Всё больше окружающей среды.

-Остановись, одумайся, Человек! Ты вырубаешь леса, уничтожаешь животных, загрязняешь реки и моря, засыпаешь меня отходами! Я задыхаюсь, я могу погибнуть! А ведь я тебе нужна. Ты не сможешь жить без моей поддержки. Ты не можешь жить без меня.

-Нельзя забывать о том, что всё в природе взаимосвязано. Прекрасен мир живой природы, а люди его часть. Нам надо сообща беречь, умножать, познавать этот великий мир. Без него не было бы ни поэзии, ни искусства, а значит, и человека в самом высоком смысле этого слова.

-Посмотрите на ту выставку фотографий, рисунков и иллюстраций. Не правда ли они прекрасны

Миллионы лучистых соцветий.

Для чего чудеса из сказки,

Если в жизни их можно встретить!

-Что может быть страшнее, чем лик обезображенной земли? Поэтому в мир природы мы должны входить осторожно, по-доброму. Только человек, добрый и любящий, умеющий беречь природу может тонко чувствовать боль природы.

-Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь.

Всё это называется природа.

Давайте же всегда её беречь!

В лучах ромашки солнечного цвета,

Такие, что светлей на свете жить.

Природой называется всё это

Давайте же с природою дружить!

-Вот мы с вами говорим, что природу надо охранять. Но от кого?

-От жестокого человека, который забыл, что он сам часть природы? Что он самое гуманное существо на планете? Он забыл о милосердии!

-Дерево не может обороняться, сорванные цветы не имеют голоса, чтобы упрекнуть. И никто не знает сколько ещё незримых слёз проливает природа, когда грубая рука человека разрушает её храм. Кто её защитит? Кто остановит грубость, равнодушие и жестокость?

В вокзальной сутолоке века

Она твой давний друг и лекарь.

-Не ждите, что кто-то остановит грубость, равнодушие. Это должны сделать мы. А люди должны стать милосердными, любящими, заботливыми, участными к природе, которую мы называем матерью. А как сын или дочь должы относиться к матери? Ведь если сейчас человек не научится относиться к природе с любовью и уважением, то как он будет жить когда не станет чистого воздуха, глотка живительной воды?

Только здесь леса шумят
Птиц, скликая перелётных.

Лишь на ней одной увидишь

В речку смотрят удивлённо.

Ведь другой на свете нету.

-Табиғат, сен тіршілік,тұнып тұрған,

Сен Күнсің көтерілген күліп кырдан.

Сен көлсің, сен ормансың, сен бұлақсың,

Адамға сұлүлыкты шын ұктырған.

Ойласақ, табиғат пен адам егіз?

Табиғатсыз қоғам жок, болған емес,

Ал қоғамсыз табиғатты өзің де өлі деніз.

-Мы верим — наступит час, когда страны будут гордиться своими зелёными листьями, росой и ночной прохладой, запахами своих туманов и освежающих болот. Мы верим, что школьники будут писать: воздух – наш отец, вода – мать, земля – дом, роса – национальное богатство.

-Есть мать одна по имени природа!

У ней для всех хватает доброты.

И мы живём, запечатлев навек в душе

Поля, луга, леса, моря и реки.

И ни морей от глаз твоих не прячет

Ни рослых трав, ни голубых небес…..

Как в храм под мраморные своды.

Табиғаттан бабамыз ала берген секілді,

Даркандыкты казаққа дала берген секілді.

Еркелікті, ерікті желден алған секілді,

Мөлдірлікті көгілдір көлден алған секілді.

Что вся земля – наш общий дом,-

Наш добрый дом, просторный дом,-

Мы все с рожденья в нём живём.

Земля не спит и каждый день

Глядит в глаза своих детей

Тебе и мне глядит в глаза

И нам с тобой молчать нельзя

Что мы наш дом должны беречь.

-А сейчас мы с вами сыграем в игру, которая называется «Потребители, юные хранители, эксперты».

/Формируются три команды. Каждая команда становится носителем определённой роли: «Потребители» используют природу в своих целях, «Юные хранители» оберегают природу, заботятся о ней, «Эксперты» должны исследовать ситуацию и сделать определённые выводы по данной теме. На доске записаны ключевые слова: цветы, завянут, богатство, подарить, беречь, лекарство, пахнут, в лесу, исчезнут, нанести вред, пустой, Красная книга, природа, правила поведения, придём, ландыши, другие люди……

Каждая команда должна составить при помощи опорных слов свой рассказ, согласно той роли, которая ей досталась./

-Пока команды составляют свои рассказы, мы в это время проведём другую игру, которая называется «Угадай название».

-лесов на Земле очень много, и каждый лес имеет своё название. Давайте проверим, знаете ли вы их. Я зашифровала название лесов, отгадайте их.

1) Лес, где растут ели и сосны. (Хвойный)

Читайте также:  Анализ эффективности бытовых очистителей воды

2)Лес, где много: берёз, осин, тополей, рябины и других лиственных растений .(Лиственный)

3)Лес, где растут и хвойные, и лиственные деревья.(Смешанный)

4)Труднопроходимые хвойные леса, занимающие 10% суши. (Тайга)

5)Древесно-кустарниковые заросли тропиков и субтропиков.(Джунгли)

Лес –лёгкие Земли – (береги, как свои).

Береги природу, (она добром ответит).

Когда пьёшь воду, (помни об источнике).

-Как вы понимаете смысл пословиц?

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Чтобы лился дождик с неба,

6.Дом со всех сторон открыт.

-Довольно нам руками разводить,

Нести вокруг пустую ахинею.

Ведь мать-земля не для того родит,

Чтоб дети измывалися над нею.

Да видит Бог, пора уже кончать,

Бездействию не будет оправданья.

Достойный сын, он должен постоять

За мать и не отдать на поруганье.

-Закончить наше выступлении хочется словами:

источник

«Берегите эти земли, эти воды, даже малую былиночку любя. Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя.»

15. Есть, однако, такие компании, где собираются именно поспорить. Ведь и новая книжка, и перспективы развития медицинской науки могут стать предметом для спора. В такой компании не стоит сводить разговор к общепринятым истинам. Можно не бояться своей оригинальности. Но и не забывать о культуре спора

16. Допустим, ты — замечательный оратор! Как говорили не так давно: краснобай. Ты умеешь завладеть вниманием всех, ты остроумен, ты раньше всех узнаешь сногсшибательные новости, ты с блеском подражаешь знаменитым актерам, ты настоящий эрудит. Но чтобы стать по-настоящему непревзойденным собеседником, нужно вовремя дать возможность высказаться и другому. «Если у тебя есть фонтан, дай отдохнуть и фонтану», — так высказался Козьма Прутков. Дай собеседнику проявить себя с лучшей стороны, «подыграй» ему, подкинь реплику, на которую он, как ты подозреваешь, может удачно ответить. И тебя полюбят еще больше! Настоящий собеседник не тот, кто поет «соло», а тот, кто дирижирует оркестром.

17. Если к двум беседующим присоединился третий, подыщите тему, которая будет интересна всем троим.

18. Если вы заметите, что двое беседующих, обсуждают нечто интимное, не для чужого уха, элегантно выйдите из беседы, не нарушайте «тет-а-тет». Ни в коем случае не допытывайтесь: «А о чем это вы тут без меня толковали? Не расскажете — я обижусь!», «Секретничать нехорошо. » Но и отвечать на такие в самом деле бестолковые вопросы не следует слишком грубо. «Не твое собачье дело!» не подойдет. Скажите лучше: «О свойствах гиперактивного суперполя синхрофазотрона при условиях облучения кварканутыми мю-мезонами. Тема несколько специальная, но, может быть, ты знаешь что-нибудь новенькое?»

19. Очень дурная манера отвечать на вопрос вопросом. Это всегда звучит так, будто ты считаешь своего товарища круглым дураком. Например, тебя спрашивают: «Ты уже обедал?», а ты отвечаешь: «А что ж мне, без обеда сидеть, что ли?» Это бессмысленно и невежливо.

20. Не засоряй свою речь ругательствами. Цедя сквозь зубы «черные слова», за которые наши прабабушки могли потащить преступника мыть рот с мылом, некоторые ребята — а иногда и девочки! – кажутся взрослыми и опытными. На самом деле это вызывает брезгливость и ужас окружающих. Маги считают, что тот, кто употребляет в речи грязные выражения, притягивает к себе силы зла и портит свою судьбу.

Встречаются такие мудреные личности, которые стараются выразиться позаковыристей. Их-то никак не упрекнешь в том, что они общаются с помощью междометий. Им наоборот хочется щегольнуть образованностью. И в их речи то и дело мелькают малопонятные даже им самим слова.

Такие любители замысловатых словечек напоминают персонажей из пьесы Антона Павловича Чехова «Свадьба»: телеграфиста Ять и акушерку Змеюкину, ужасно хотевших, чтобы все оценили их «образованность».

Ять: Что такое слезы человеческие? Малодушная психиатрия, больше ничего!

Змеюкина: Возле вас я задыхаюсь! Дайте мне атмосферы!

Расширять запас слов, которым ты пользуешься: конечно, необходимо, но следует делать это с умом. Услышав какое-нибудь новое слово, попроси старшего объяснить тебе его смысл. А еще лучше — загляни в словарь! И только хорошо поняв значение нового слова, начинай его употреблять.

Тогда твой язык постепенно будет становиться богаче и чище. Тебе все легче будет выражать свои мысли и ты станешь приятным собеседником и за столом, и в жизни.

3 . А я чайничала, самоварничала.

Цель: ознакомить учеников с особенностями национальных традиций чайных вечеров, закрепить навыки приготовления чая и сервировки стола. Формировать творческие способности и развивать кругозор. Воспитывать культуру поведения.

Наглядные пособия: таблица приготовления чая, иллюстрации сервировки стола в национальных традициях.

Оборудование, инструмент и посуда: электроплита, чайники, чайные ложки, чайный сервиз, столовые приборы и посуда, вазы для цветов, самовар, вазочки для варенья.

Продукты: чай, травы, сахар, мед, варенье, печенье, пирожки, торт.

Практическая работа: приготовление чая и сервировка стола, расчет количества продуктов.

Ведущий начинает игру, представляет команды и жюри. Команды знакомятся, произносят шутливые приветствия:

Есть корень кривой и рогатый,

Весной растет, летом цветет,

Лечит от гриппа, кашля и хрипа.

Ведущий рассказывает об истории чая:

Был листок зеленым — черным

Был листочек зубчатым — стал

Вступительное слово учителя:

Чай — китайское слово. В языки Европы оно пришло двумя путями: народы Запада вывезли чай из Южного Китая, где это растение именуется te, русские же торговали с китайцами из северных провинций. Там чай называли «ча-е».

Обычай чаепития зародился почти шесть тысяч лет назад на территории современных Китая и Бирмы, где до сих пор на горных склонах можно встретить дикорастущий чайный куст.

Китай был единственным производителем чая, и секрет его производства оберегался под страхом суровых кар. Тем не менее одному англичанину удалось не только похитить семена чая, но и узнать тайну его сложной обработки. Благодаря этой почти детективной истории европейцы начали разводить чай в колониях.

С 1696 года в Россию стал поставляться чай караванным путем из Китая, а к началу ХVIII века чай прочно вошел в быт русского человека и стал национальным напитком.

I этап. От каждой команды по два человека идут готовить выбранное блюдо. Члены жюри следят за технологией приготовления чая, соблюдением правил безопасности труда, санитарно-гигиенических требований, знакомятся с наглядной частью домашнего задания. Остальные члены команд начинают разминку.

1. Изготавливается шесть наборов карточек разного цвета (по 9 в каждом наборе). Из них нужно сложить шесть русских поговорок. Подсказка: каждую поговорку можно составить из карточек одного цвета. (См. приложение).

1. Доброе семя — добрый и всход.

2. Повторенье — мать ученья.

3. Грамоте учиться — всегда пригодится.

4. По капельке — море, по былинке — стог, по зернышку — ворох.

5. Мастерство везде в почете.

6. Делу — время, потехе — час.

2. Ведущий: давным-давно не было книг о хороших манерах, а правила общежития людей закреплялись в пословицах и поговорках — таких точных, что мы можем до сих пор по ним учиться житейской мудрости. Постарайтесь восстановить полный текст пословицы или поговорки.

1. Гостю щей не жалей, а погуще. (лей).

2. В чужом доме не будь приметливым, а будь. (приветливым).

3. Не бойся гостя сидящего, а бойся гостя. (стоящего).

4. Гость часто за шапку берется — не скоро. (уйдет).

5. Кто жаден до еды, тот дойдет. (до беды).

6. Встречают гостя по платью. (провожают по уму).

7. Хозяин весел — гости. (радостны).

8. Частые пирушки изведут. (полушки).

9. Желанный гость зова. (не ждет).

10. Хочешь есть калачи, так не сиди. (на печи).

3. Даются ключевые слова пословиц, нужно составить их полный текст.

1. Золотые руки. (Золотые руки у того, кто обучился хорошо. Золотые ручки не испортят мучки.)

2. Руки-работа. (Для умелой руки все работы легки.)

3. Руки-голова. (Руки работают, а голова кормит.)

4. Работа-лечение. (Работа с увлечением — лучшее лечение. От бессонницы трудом лечатся.)

5. Работа-еда. (Вырастишь рожь — хлеб пожуешь. Поработаешь до поту — будешь есть в охоту. Потрудишься — будешь сыт, поленишься — будешь выть.)

6. Труд-почести. (Сначала труд, а почести потом придут. Кто любит труд, того люди чтут.)

7. Дело-мастер. (Дело мастера боится. Люби дело — мастером будешь. Мастер дела за все берется смело.)

8. Сеет-глазеет. (Прилежный сеет, лентяй на луну глазеет.)

9. Изба-пироги. (Изба красна углами, а обед пирогами.)

10. Из петуха — уха. (Хорошая хозяйка и из петуха уху сварит.)

1. Чисто русское изобретение — способ подачи чая ПАРАМИ. Вопрос: как это делали? (Небольшой чайник с заваркой устанавливали на самоварчик либо на чайник с кипятком.)

2. Какое место за столом считается наиболее почетным? (Посередине стола.)

Представление готовых блюд и национальных традиций чаепития.

Команда «Валериана» рассказывает о французской чайной церемонии.

Чайный банкет по-французски

По традиции чайный стол должен быть круглой или овальной формы и накрыт льняной цветной скатертью в мягких пастельных тонах (чаще всего желтоватая, но может быть и белой). Салфетки подбирают в тон скатерти. Если чайный банкет устраивается в честь невесты и по поводу знакомства с ее родителями, то чайный стол застилают белой кружевной скатертью и украшают букетами роз нежных оттенков.

Чайник ставится на большой мельхиоровый поднос, сюда же помещаются сахарница, вазочка с вареньем, сливочник и небольшая специальная тарелочка или мисочка для лимона. Десертные тарелки и розетки под варенье стоят в стопках на столе и соответствуют количеству приглашенных гостей. Остальные приборы, такие, как чайные и десертные ложки, вилочки для пирожного, ножи для фруктов, расположены рядами на салфетках. Фрукты подают в высоких вазах, которые ставят посредине стола.

Вначале к столу приглашаются гости старшего поколения.

Задача хозяйки дома — разлить чай по чашкам и подать его гостям. Дальше за гостями ухаживают дочь хозяйки или ее родственница. Они помогают выбрать угощение, предлагают сливки, сахар, мед, печенье, заново разливают чай, убирают посуду после еды.

Не рекомендуется доливать чай в недопитую чашку, но, если гость желает еще чая, хозяйка должна исполнить его желание. Если же в чашке гостя остались ягоды, долька лимона или чайная гуща, лучше заменить эту чашку на чистую.

Обычно после чая гостям предлагают фрукты, мороженое, жареные орехи. Затем организуются танцы, игры, другие развлечения.

Команда «Женьшень» представляет чайный вечер по-японски.

Японские чайные традиции из-за сложности церемонии мало распространены.

Способ приготовления зеленого и желтого чая, когда чай заваривается в заранее подогретых круглых фарфоровых заварочных чайниках, является небольшой частью японских чайных церемоний, с которой знакомы жители наших среднеазиатских республик. Такой отдельный круглый чайник и пиала предлагаются каждому гостю. Японцы никогда не подают к чаю ни сахар, ни варенье, ни мед, исключение делают лишь для сушеных фруктов и сухой мучной выпечки.

Вся церемония чаепития происходит в полном молчании, гости и хозяева никогда не ведут бесед — они пребывают в глубоком самосозерцании или раздумьях о законах бытия и гармонии окружающей природы. Многие утверждают, что именно эти самосозерцание и углубление в окружающую природу придают церемонии японского чаепития особую красоту. У японцев четыре принципа чайной церемонии: уважение, скромность, чистота, тишина (молчание).

Команда «Липа» — чайный вечер по-русски.

Особый интерес к чаепитию возник в начале ХVIII века, когда в Петербурге, Москве и Калуге были построены первые сахарные заводы. Один из иноземных путешественников заметил: русские так долго упражнялись в приготовлении отличного чая, что совершенно неожиданно изобрели самовар. А те, которые отведали чаю из настоящего самовара, считают, что только таким и должен быть настоящий напиток и все другие способы приготовления не могут с ним сравниться.

До прихода гостей надо разогреть самовар, предварительно залив в него свежую воду, приготовить посуду: десертные тарелки, розетки или вазочки для варенья или меда, чайные чашки с блюдцами.

Стол накрывают цветной скатертью, рядом с посудой для каждого гостя кладут салфетку. Из столовых приборов необходимы щипчики для сахара, десертные ножи и вилки для торта, ножи для фруктов, лопатка для пирожных (торта). Варенье накладывается в розетки заранее и ставится перед приглашенным. На стол подают также кусковой сахар, лимон, фрукты.

Хозяйка занимает место справа от самовара. Самовар является символом всего банкета. За столом гостей обслуживает хозяйка, ей помогает дочь или другая близкая семье особа.

Жюри оценивает вкусовые качества чая, затем по результатам деятельности команд (см. таблицу контроля) подводит итоги и называет победителей конкурса.

4 . Этикет, поведение, вежливость . Тема «Культура поведения». 6-й класс

Цель урока:
привлечь внимание учащихся к правилам этикета, заинтересовать пятиклассников нормами этикета;
расширить имеющиеся у учащихся знания о культуре поведения, о правилах этикета;
способствовать формированию навыков поведенческой культуры и культуры внешнего вида;
содействовать развитию коммуникативных качеств учащихся.
Основные понятия:
Этикет, поведение, вежливость, взаимоуважение, гуманизм.
Проверка группового задания «Новое общество». Какова главная цель выработанных вами правил? Как вы думаете, обязательно ли в обществе должны существовать правила?
Мотивация урока.
ИГРОВАЯ СИТУАЦИЯ. Давайте представим, что не существует никаких ограничений и правил поведения. Разыграйте небольшую сценку «День непослушания» (задание выполняется группами в течение 4-5 мин.)
Правила морали определяют, что можно, а что нельзя делать. А вот как делать то, что можно, и как избежать неприятных для себя и окружающих ситуаций, определяется правилами этикета.
Запись темы урока в тетрадь.
Словарная работа.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА. Подберите однокоренные слова к понятию этикет (этикетка, этика).
Этикетка — бирка с указанием характеристики товара (качества, цены).
У культурного человека тоже есть своеобразная этикетка — его поведение. Правила поведения — это этикет. Этика — это нормы нравственного поведения человека.
Этикет — установленный порядок поведения.
Поведение — образ жизни и действий.
Вежливость — соблюдение правил приличия, учтивости.
(Карточки с этими определениями вывешиваются на доске).
Вежливым можно назвать человека, который знает и соблюдает правила поведения, правила этикета. Слово «этикет» происходит от французского «etiquette» — ярлык, поведение. Действительно, манера поведения человека — это его своеобразная визитная карточка. В разное время и у разных народов был разный этикет. Можно услышать: «придворный этикет», «рыцарский этикет», «дипломатический этикет».
Иногда правила поведения в общественных местах были неписаные, а иногда их записывали. Так, в ХVI веке на Руси появился «Домострой». Правила поведения играют такую большую роль в жизни общества, что император Петр I собственноручно написал сборник правил этикета «Юности честное зерцало».

Работа в группах
Внимательно прочитайте текст. Какие правила этикета вам нравятся, какие — нет? Какие вы считаете устаревшими, какие считаете необходимыми соблюдать и сегодня?
1-я группа. Домострой (ХVI век).
2-я группа. «Юности честное зерцало» (ХVIII век)

Домострой
«Книга, называемая Домостроем, имеет в себе вещи весьма полезные, в поучение и наставление всякому христианину, муже и жене, и детям. » Написана в ХVI веке. Автором ее часто называют Сильвестра. Скорее всего Сильвестр был одним из авторов и редакторов книги.

Надлежит отцу и матери заботиться о детях своих: беречь их и воспитывать в добром наставлении, и учить. вежеству (вежливости, учтивости) и всякому благочинию; и по времени по детям смотря, и по возрасту, учить рукоделию: матери — дочерей, а отцу — сыновей, кто чего достоин, кому какую возможность бог даст. Уча и наставляя, и рассуждая, раны возлагать: наставляй детей в юности, до покоят тебя в старости. А если дети без внимания будут относиться к наставлению отцов и матерей, если что согрешат или какое зло сотворят, и отцам и матерям с детьми грех от бога, а от людей урок и насмешки, а дому потеря, скорбь и убыток, а от судей налог и срамота.

источник