Меню Рубрики

Анализ детей по программе мир открытий

Замечательные книжки серии «Умникам и умницам» помогут педагогам и родителям поддержать стремление к знаниям и любознательность ребенка, привить интерес ко всему на свете; придать уверенности его первым .

Петерсон Л.Г., доктор педагогических наук, директор Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» Академии ПК и ППРО, профессор кафедры начального и дошкольного образования, лауреат «Премии Президента Российской Федерации» в области образования, ведущий специалист кафедры стратегического проектирования Российской академии государственной службы при Президент Российской Федерации, руководитель проекта «Теоретические основы дидактической системы деятельностного метода», Почетный работник высшего профессионального образования РФ.

Лыкова И.А., доктор педагогических наук, старший научный сотрудник Учреждения Российской академии образования «Институт художественного образования», главный редактор специализированного журнала «Изобразительное творчество и дизайн в детском саду и начальной школе: «Цветной мир», один из авторов Примерной общеобразовательной программы «Мир открытий» и автор парциальной программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки».

«Мир открытий» — примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования, предназначенная для работы с детьми от рождения до семи лет. Программа разработана на основе новейших достижений современной отечественной и мировой науки о дошкольном детстве, в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утверждены Приказом Минобрнауки РФ №655 от 23.11.2009).

Научный руководитель Программы Л.Г. Петерсон, д.п.н., профессор, директор Института системно-деятельностной педагогики. В авторский коллектив Программы вошли ведущие специалисты в области отечественного дошкольного образования: Т.Н. Богуславская, А.И. Буренина, Н.Е. Васюкова, Г.Г. Григорьева, Е.И. Касаткина, Е.Е. Кочемасова, И.А. Лыкова, А.С. Обухов, В.Н. Просвиркин, Е.Ю. Протасова, Н.М. Родина, М.А. Рунова, Н.А. Рыжова, А.И. Савенков, Т.Э. Тютюнникова и др. Эти имена хорошо известны ученым и практикам, работающим в области дошкольного образования. Что же объединило этих авторов в один творческий коллектив?

Новое тысячелетие, новый век — это не только изменения в календаре, это качественно иные вызовы, на которые современное постиндустриальное общество должно быстро и адекватно реагировать. Поэтому модернизация образования — это не только государственное требование, но и условие выживания каждого человека, страны, человечества в постоянно изменяющихся условиях. Запросы современного социума побудили авторов программы «Мир открытий» объединить свои усилия, знания и профессиональный опыт для создания общеобразовательной Программы нового поколения, дающей ответы на главные вопросы образования: Каким видит современное общество человека будущего? Какими качествами должен обладать человек, чтобы быть конкурентоспособным и успешным в этом динамичном, непредсказуемом мире? Каким должно быть образование, чтобы подготовить детей к жизни в постоянно изменяющихся условиях? Как проверить полученный образовательный результат в соответствии с постатейными целями? Как подготовить педагога к решению стоящих перед ним задач? Как сделать родителей равноправными партнерами образовательного учреждения?

Ответы на эти и многие другие вопросы следует искать в контексте непрерывности образовательного процесса . В программе «Мир открытий» впервые учитывается преемственность не только между смежными ступенями образования, но и на протяжении всей жизни человека: в дошкольном детстве, во время обучения в начальной и средней школе, в процессе полготовки к про-фессиональной деятельности в колледже или вузе. Это обеспечит успешную самореализацию личности в мире труда, счастливую жизнь в семье и готовность к саморазвитию.

В основу программы «Мир открытий» положена новая концепция, реализующая системно-деятельностный подход в образовании на основе обшей теории деятельности (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.), представленная в дидактической системе деятельностного метода Л.Г. Петерсон.

В центре Программы — современный ребенок. Он не такой, каким был его сверстник несколько десятилетии назад. И не потому, что изменилась природа самого ребенка или закономерности его развития. Принципиально изменилась жизнь, предметный и социальный мир, ожидания взрослых, воспитательные модели в семье и в детском саду.

Поэтому основной задачей воспитания и образования сегодня становится сохранение (возрождение) условий, в которых ребенок играет со сверстниками, сотрудничает с другими детьми в решении разнообразных познавательных задач, проявляет познавательную инициативу, удовлетворяет собственное любопытство, развивает воображение и творческие способности. Именно «здесь и сейчас» закладываются основы личности Человека будущего .

Ключевые слова в представлении идеального портрета Человека будущего: грамотность, созидание, саморазвитие, открытость, понимание, любовь, радость, здоровье, совесть, ответственность . При этом надо иметь в виду, что содержание этих понятий в последние годы наполнилось новыми смыслами. Так, сегодня мы понимаем грамотность не только как умение читать и писать, а как умение разбираться в ситуациях разного типа на основе привитых норм деятельности и жизненного опыта.

Поэтому мы говорим об эмоциональной грамотности (умении сопереживать, ставить себя на место другого, находить нужные формы взаимодействия с человеком в разнообразных ситуациях, выражать свои эмоции в приемлемой форме); коммуникативной грамотности (умении вести себя с общении с другими людьми, воспринимать и, по возможности, адекватно интерпретировать поведение другого человека); экологической грамотности (умении видеть и преодолевать проблемы с точки зрения наших представлений об экологии); компьютерной грамотности (умении пользоваться электронными средствами коммуникации); культурной грамотности (умении чувствовать искусство, стиль, настроение в различных предметах, созданных людьми); интеркультурной грамотности (умении сосуществовать и взаимодействовать с представителями разных национальностей, языков, культур, религий, групп и т.д.).

Принятый в Программе методологический подход показывает возможные пути придания процессу развития ребенка большей целостности и системности. В соответствии с общей теорией деятельности, процесс построения любой системы происходит в следующей последовательности:
1) подготовка места для нового элемента системы;
2) построение нового элемента и установление первичных связей с исходными элементами системы;
3) коррекция нового элемента и установление устойчивых связей между новым и исходными элементами;
4) контроль деятельности системы.

Применяя этот закон к системе непрерывного образования, можно увидеть роль дошкольного образования в решении общей задачи воспитания личности, а именно: приобретение детьми первичного жизненного опыта и освоение тех универсальных действий, проживание тех чувств, начальное развитие тех качеств, которые характеризуют Человека будущего.

Программа «Мир открытий» определяет чрезвычайно бережное отношение к ребенку, уважение к его индивидуальности и личности, принятие его таким, каков он есть . Изменение отношения к личности ребенка коренным образом меняет и позицию воспитателя: он теперь не транслятор знаний, которые ему надо вложить в память, а помощник, проводник каждого ребенка в мир саморазвития личности .

«Ценность образования, отмечал Д. Дьюи, — определяется тем, в какой мере оно формирует стремление к непрерывному росту и обеспечивает средствами осуществления это стремление в жизни». Успехи российской методологической школы позволяют перевести эти глубокие и мудрые слова из области мечтаний в разряд ведущих целей и задач образования.

Итак! Целью дошкольного образования в программе «Мир открытий» является непрерывное накопление ребенком культурного опыта деятельности и общения в процессе активного взаимодействия с окружающем средой, другими детьми и взрослыми при решении задач и проблем (познавательных, художественно-эстетических, социальных, нравственных, трудовых и др.) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, что станет основой его успешной самореализации на всех этапах жизни.

Результатом накопления многоаспектного опыта в сознании ребенка является целостная картина мира . Картина мира — это целостное миропонимание, интегрирующее знания человека об окружающей действительности и себе самом (как части мироздания) на основе системного принципа, который определяет мировоззренческую установку, ценностные и поведенческие ориентиры. В сознании каждого человека картина (или образ) мира начинает складываться уже в дошкольном детстве на основе накапливаемого познавательного и эстетического опыта, который выступает как определенным образом структурированная система всех представлений и знаний, а также способов интеллектуальной и практической деятельности.

Данная формулировка цели дошкольного образования, с одной стороны, охватывает весь спектр результатов, сформулированных в ФГТ, — но не ограничивается ими, а позволяет педагогу по его желанию и возможностям вписывать в работу с детьми весь имеющийся у него культурный потенциал, созвучный с выбранным идеалом Человека будущего. Такой подход открывает путь к созданию ди-агностическою инструментария и критериев успешности во всех образовательных областях.

Вместе с тем, здесь реализуется требование инвариантности целей на разных этапах становления и развития личности (при условии конкретизации и определения приоритетных целей для каждого возрастного этапа), что является необходимым условиям построения непрерывной сферы образования.

Так, приоритетными задачами дошкольной ступени являются:
1) создание комфортных условий жизнедеятельности детей, которые будут способствовать чувству защищенности, уверенности ребенка в том, что его любят, обеспечивает физическую и психологическую безопасность;
2) создание обогащенной предметно-развивающей среды, способствующей развитию активности ребенка в различных видах детской деятельности, проявлению любознательности, творчества, накоплению разнообразного опыта в игре и экспериментировании;
3) организация игрового взаимодействия с другими детьми и взрослыми, направленного на ес-тественную адаптацию и социализацию ребенка в современной социально-культурной среде;
4) содействие полноценному развитию детей на основе освоения содержания основных образовательных областей в соответствии с ФГТ, а также возрастными и индивидуальными особенностями.

Интегративной основой реализации программных целей и задач дошкольного образования в программе «Мир открытий» является система дидактических принципов деятельностного метода обучения : принцип психологической комфортности , подразумевающий создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразуюших факторов образовательного процесса; принцип деятельности , предполагающий освоение окружающего мира не через объяснение и трансляцию готовой информации, а через самостоятельное ее «открытие» и освоение детьми на предметной основе в активной деятельности; принцип минимакса , при котором обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка по индивидуальной траектории саморазвития (своим темпом); принцип целостности , благодаря которому у детей формируется целостное представление об окружающем мире и себе самом; принцип вариативности , предусматривающий систематическое предоставление детям возможности собственного выбора, в результате чего у них формируется умение осуществлять осознанный выбор информации, способа действия, оценки, поступка; принцип творчества , позволяющий сориентировать образовательный процесс на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности; принцип непрерывности , реализующий преемственные связи между детским садом и начальной школой на уровне технологий, содержания и методик с позиций формировании готовности детей к дальнейшему успешному обучению, труду, жизни, саморазвитию.

Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения в сфере непрерывного образования, обеспечивают преемственность смежных ступеней образования — детского сада и начальной школы — в решении поставленных задач интеллектуального и личностного развития детей, формирования у них деятельностных способностей и коммуникативно-нравственных качеств личности. Каждый принцип уникален, но в программе «Мир открытий» все эти принципы действуют как целостная система.

Таким образом, примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» — это: открытие детьми мира, самого себя и других людей в этом мире в собственной деятельности (игровой, исследовательской, проектной, художественной и др.); открытие новых эффективных инструментов (технологий) развития деятельностных способностей и коммуникативно-нравственных качеств личности детей, ведущих их к дальнейшему самообразованию и успешному будущему в школе и в жизни; открытие для педагогов новых путей самоизменения и самореализации, новых смыслов жизни и горизонтов развития (личностного и профессионального); открытие для родителей возможности более глубокого понимания своих детей и видения новых смыслов в собственной судьбе.

Детский сад сегодня призван решить задачу поистине исторического масштаба — выполнить просветительскую миссию , от которой, без преувеличения, зависит будущее нашей страны. А путь этот лежит через образовательное пространство — плодородное «поле», которое гармонично объединяет различные области, помогающие каждому ребенку открыть для себя прекрасный мир. И главные «игроки» на этом «поле» — дети, их родители и педагоги, которые вместе играют и развиваются, вместе делают новые открытия , приобретая при этом важнейшие качества — деятельностные способности и нравственные ценности , которые помогут им стать на путь самоизменения, саморазвития и самообразования — успешной самореализации в настоящем и будущем .

По материалам с сайта Издательство «Цветной мир»
Журнал «Цветной мир» №5 2011

Если материал вам понравился, нажмите кнопку вашей социальной сети, чтобы о нем узнали другие:

источник

Аналитическая справка по программе «Мир открытий»

Аналитическая справка по программе «Мир открытий» Стержановой И.И., воспитателя МБДОУ д\с 99, г. Таганрог

С 2013г. в детском саде «Родничок» вторая младшая группа «Радуга» начала образовательно-воспитательный процесс по программе «Мир открытий» под редакцией Л.Г.Петерсон, И.А.Лыковой и других педагогов. Воспитатели второй младшей группы «Радуга» начали разрабатывать перспективные планы, опираясь на программы: Л.Г. Петерсон «Учусь учиться», И.А. Лыковой «Цветные ладошки», по развитию речи – разработки занятий О.С. Ушаковой.

Данная программа предусматривает индивидуальный маршрут развития для каждого ребенка, что обеспечивается на основе принципов «минимакса» и обеспечения комфортности жизнедеятельности.

В каждой образовательной области цели и задачи программы «Мир открытий» конкретизируется в соответствии с возрастными особенностями детей. Успешной, на наш взгляд, является технология «Ситуация», которая вместо занятий предлагает развивающие ситуации. Детям предлагается материал для анализа, исследования – понимания причин, применения правил проектирования, переработка информации, осмысления полученных сведений и их практического применения в жизни.

А теперь я расскажу, какие технологии программы использую на своих игровых ситуациях, прежде всего это принцип психологической комфортности, что это значит: создание доверительной, доброжелательной атмосферы, снятие всех стрессообразующих факторов образовательного процесса. Я выступаю в роли старшего друга, наставника, партнера, помощника, организатора. Моя задача – пробуждать и поддерживать живой интерес детей, их любознательность, желание продуктивно действовать, активно познавать окружающий мир, испытывая при этом радость открытий. На своих игровых ситуациях я задаю вопрос: «Вы хотите. », тем самым показываю возможность свободы выбора детей игровой деятельности. Мы в практике встречаемся с такими детьми, которые отказываются от деятельности, но должны соблюдаться общие правила: при отказе от общей игры можно сидеть на стульчике и наблюдать за другими детьми. Обычно очень скоро ребенок возвращается, т.к. сидеть неинтересно, когда твои друзья играют и участвуют в интересном действии. Например, Сащенко Егор, первый месяц пребывания в д/с, он сидел на детском кресле и нигде не принимал участия, затем стал рисовать, лепить, ходить на муз. и физ. занятия. Включаться в совместные игры, слушать вместе с другими детьми сказки, активно играть на прогулке. Следующий вопрос: «Что для этого надо?», если воспитанники затрудняются , я задаю наводящие вопросы.

У детей есть возможность обсуждать, действовать, отображать, переделывать, добавлять и т.п.

На своих игровых ситуациях я стараюсь планировать, продумывать и насыщать их развивающим содержанием, чтобы детям было интересно, доступно каждому ребенку в той или иной ситуации, а так же, чтобы он чувствовал себя комфортно в ней.

В течение года (сентябрь – май)я столкнулась с трудностями реализации образовательно-воспитательного процесса по программе «Мир открытий». Не всегда программа по разным видам деятельности, таких как: «Математика», «Развитие речи», «ИЗО» совпадают с основной темой месяца. Мне приходилось менять или добавлять игровые ситуации в зависимости от основной темы. Возникали трудности у детей с индивидуальным психо-педагогическим развитием. Не каждый ребенок может выразить вслух свое понимание ситуации, проанализировать ее и найти выход.

Анализируя эффективность и результативность в реализации данной программы, я нахожу много плюсов:

  • Приближение образовательно-воспитательной ситуации к реальной действительности жизни, что помогает личностному принятию их ребенком;
  • Учит детей общаться в ситуациях, которые будут отражать модель социума.

Ценным, на наш взгляд, является то, что программа находит эмоциональный отклик и у детей, и у их родителей.

Родители с большим интересом включаются образовательно-воспитательный процесс:

  1. Помогают в обогащении развивающей среды в группе;
  2. Активны в повседневной жизни;
  3. Делятся своими проблемами в воспитании детей;
  4. Охотно выступают на родительских собраниях;
  5. С удовольствием участвуют в утренниках, развлечениях.

После родительского собрания в начале учебного года я познакомила с новой программой, ее целями и задачами. Родители с пониманием отнеслись и согласились со мной, чтобы дети развивались по программе «Мир открытий». Я считаю, что программа заслуживает дальнейшей реализации в детской организации, так как она позволяет в союзе родителей и педагогов детям успешно приобрести полноценный жизненный опыт, а так же дает ребенку возможность для самореализации в социуме.

источник

АНАЛИЗ ПРОГРАММ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СООТВЕТСТВИЕ ФГОС ДО

Задачей нашего исследования является анализ программ дошкольного образования на соответствие ФГОС ДО. Для анализа мы выбрали следующие программы: «Мозайка» (Авторы: В.Ю. Белькович, Н.В. Гребёнкина, И.А. Кильдышева), «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, «Радуга» (Авторы С. Г. Якобсон, Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьёва, Е.А. Екжанова), «Истоки» (Авторский коллектив: Алиева Т.И., Антонова Т.В., Арнаутова Е.П., Арушанова А.Г., Богина Т.Л., Васюкова Н.Е., Волкова Е.М., Воробьева И.Н., Давидчук А.Н.¸ Иванкова Р.А., Казакова Т.Г., Качанова И.А., Кондратьева Н.Л., Лыкова И.А., Обухова Л.Ф., Павлова Л.Н., Парамонова Л.А., Петрова В.А., Протасова Е.Ю., Родина Н.М., Рыжова Н.А., Тарунтаева Т.В., Тарасова К.В., Тимофеева Е.А., Трифонова Е.В., Урадовских Г.В) , «Мир открытий» под редакцией Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой.

Анализ программ дошкольного образования на соответствие ФГОС ДО

Читайте также:  Где сдать анализы на аллергию детей

Программы

обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;

обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;

сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

обеспечение полноценного, разностороннего развития каждого ребенка, формирование у него базового доверия к миру и универсальных, в том числе, творческих способностей до уровня, соответствующего возрастной специфике и требованиям современного общества; создание равных условий для развития детей,

имеющих разные возможности. Являясь комплексной, программа предусматривает обогащение детского развития, взаимосвязь всех его сторон.

Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, формировать у них привычку к здоровому образу жизни

Содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка

Обеспечивать каждому ребёнку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства

создание благоприятных условий для

полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе,

к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

расширение возможностей развития личностного потенциала

и способностей каждого ребёнка дошкольного возраста.

Накопление ребенком культурного опыта

деятельности и общения в процессе активного взаимодействия с

окружающим миром, другими детьми и взрослыми, решения задач и проблем

(в соответствии с возрастом) как основы для формирования в его сознании

целостной картины мира, готовности к непрерывному образованию,

саморазвитию и успешной самореализации на всех этапах жизни.

Проанализировав ФГОС ДО, можно сделать вывод, что главной целью является равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования, которая совпадает только с программами «Истоки» и «Мозайка».

охраны и укрепления физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия);

сохранения и поддержки индивидуальности ребёнка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой;

формирования общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности;

обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;

формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;

обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

обеспечения преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;

определения направлений для систематического межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений (в том числе сетевого)

обеспечение полноценного, разностороннего развития каждого ребенка, формирование у него базового доверия к миру и универсальных, в том числе, творческих способностей до уровня, соответствующего возрастной специфике и требованиям современного общества; создание равных условий для развития детей,

имеющих разные возможности. Являясь комплексной, программа предусматривает обогащение детского развития, взаимосвязь всех его сторон. Реализация основной образовательной

программы обеспечивает права ребенка на физическое, интеллектуальное, социальное

эмоциональное развитие («Конвенция о правах ребенка», ФГОС ДО) на дошкольной ступени

и при переходе к обучению в начальной школе

обеспечивать охрану здоровья

Способствовать физическому развитию

Способствовать физиологическому развитию

Способствовать становлению деятельности

Способствовать становлению сознания

Закладывать основы личности

Создавать атмосферу социального комфорта

Создавать условия для творческого самовыражения

забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;

творческая организация воспитательно-образовательного процесса;

вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

уважительное отношение к результатам детского творчества;

единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;

соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.

обеспечение условий здорового образа жизни и безопасности ребёнка;

приобщение детей через соответствующие их индивидуально-

возрастным особенностям виды деятельности к социокультурным нормам, традициям семьи, общества государства;

развитие интереса и мотивации детей к познанию мира и творчеству;

реализация вариативных образовательных программ;

соблюдение прав ребёнка, родителей и других участников образовательного- разовательного процесса

Охрана и укрепление здоровья детей, обеспечение их физической и

психологической безопасности, эмоционального благополучия; создание

комфортных условий жизнедеятельности, в которых каждый ребенок

чувствует себя защищенным и уверенным в том, что его любят и принимают

• развитие социальных, нравственных,

эстетических качеств детей; создание благоприятных условий для

в соответствии с возрастными и

индивидуальными особенностями и склонностями каждого ребенка;

формирование у ребенка способностей и потребностей открывать и

творить самого себя в основных формах человеческой деятельности,

готовности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним;

формирование общей культуры личности ребенка, в том числе

ценностей здорового образа жизни, предпосылок учебной деятельности,

инициативности, самостоятельности и ответственности, активной жизненной

• развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка;

организация содержательного взаимодействия ребенка с другими детьми,

взрослыми и окружающим миром на основе гуманистических ценностей и

идеалов, прав свободного человека;

• воспитание в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости

— нравственных и социокультурных

ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах

социокультурной среды, соответствующей возрастным,

индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

оздоровительных ресурсов семьи и

дошкольной организации на основе традиционных духовно

ценностей семьи и общества; установление партнерских взаимоотношений с

семьей, оказание ей психолого

педагогической поддержки, повышение

компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и

образования, охраны и укрепления здоровья детей;

• обеспечение преемственности целей, задач, методов и содержания

образования с позиций самоценности каждого возраста и непрерывности

на всех этапах жизни человека.

Проанализировав ФГОС ДО, можно сделать вывод, что со стандартом совпадает большинство задач проанализированных программ, которые направлены на охраны и укрепления физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия);сохранения и поддержки индивидуальности ребёнка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка ; формирования общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности; обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ ; формирования социокультурной среды.

поддержки разнообразия детства;

● сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как

● полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного

детства, амплификации (обогащения) детского развития;

● создания благоприятной социальной ситуации развития каждого

ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными

● содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития

детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;

● приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи,

● формирования познавательных интересов и познавательных действий

в различные виды деятельности;

● учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей.

Реализация принципа «от общего к частному», специфика которого в этом возрасте

заключается в том, что всякое частное должно вы

ступать перед ребенком как проявление чего-то общего, т.е. не само по себе, а в системе других объектов или явлений,

на основе чего познаются разные их свойства, взаимозависимости. В результате дети

в старшем дошкольном возрасте овладевают умением «встраивать» новые для них

объекты в уже сложившиеся у них системы и пользоваться этим умением как средством познания. Все это позволяет детям выходить за пределы конкретики, которая сама по себе часто для ребенка не имеет смысла, делать обобщения, выводы, прогноз

проигрывать некоторые результаты и находить творческие решения. Это обеспечивает системный подход к организации содержания.

2.Интегрированный принцип организации освоения предлагаемого содержания, который, с одной стороны, не нарушает целостность каждой из областей знаний (природа,

родной язык, рисование и др.), а с другой- существенно их взаимообогащает, способствует их смысловому углублению, расширяет ассоциативное информационное

поле детей. Это активизирует у детей собственную интерпретацию разных явлений

вербальными, так и невербальными средствами. У детей развиваются широкие

смысловые связи на основе «единства аффекта и интеллекта» (Л.С. Выготский).

3.Создание проблемных ситуаций, характеризующихся определенным уровнем трудности, связанных

ребенка готовых способов их разрешения и необходимостью их самостоятельного поиска. В результате у детей развивается поисковая деятельность, направленность на достижение цели, а найденные ими способы обобщаются и свободно используются в новых ситуациях, что говорит о развитии их мышления

4.Наглядное моделирование, демонстрирующее детям некоторые скрытые зависимости

и отношения, например, математические (часть-целое, одна вторая, одна четвертая и

т.п.), что способствует началу формирования общих категорий, становлению логического мышления.

5.Создание условий для практического экспериментирования с разными материалами:

Как самостоятельного, до предъявления взрослым какой

-либо задачи, так и диктуемого условиями задачи, предложенной педагогом. Широка

я ориентировка в свойствах

материала существенно активизирует поисковую деятельность детей, направленную

на нахождение разных вариантов решений, что является одним из показателей креативности.

6.Учет индивидуальных особенностей, как личностных (лидерство, инициативность,

уверенность, решительность и т.п.), так и различий в возможностях и в темпе выполнения заданий и др. Это способствует успешному развитию каждого ребенка и его

7.Учет основных стилей восприятия: одни дети лучше усваивают содержание с опорой

на зрительное восприятие (визуальное), другие- на слуховое (аудиальное), а третьи — на двигательное и тактильное (кинестетическое). И очень важно, когда одно и то

же содержание и рассказывается, и показывается, и проигрывается детьми через движения. В этом случае дети смогут, во-первых, лучше вникнуть в материал и усвоить

его, а во-вторых, у всех детей постепенно будут развиваться более слабые для них типы восприятия.

8.Создание условий для востребованности самими детьми освоенного на занятиях содержания в дальнейшей свободной деятельности (игре, рисовании, конструировании,

в создании карнавальных костюмов и т.п.), что способствует как развитию, так и саморазвитию детей.

9.Учет специфики в развитии мальчиков и девочек. Так девочки более

успешны в маленьком пространстве и поэтому им легко удаются мелкие работы в отличие от мальчиков; при восприятии текстов на слух девочки реагируют на то, как это сказано

(эмоционально или нет), а мальчики

на смысл; в движении девочки более выразительны,

более выносливы и др. (Т.П. Хризман). Однако очень настораживает излишнее педалирование сегодня гендерной направленности в образовании,

что может привести к искаженным представлениям.

10.Сложившийся в нынешнем дошкольном образовании акцент на организацию продуктивных действия детей, ориентированных на результат, существенно обедняет сам результат. В связи с этим необходим баланс в организации процесса восприятия и продуктивных действий

Принцип комплексности: в программе объединены элементы арифметической, геометрической, логической и символической пропедевтики.

Органическое сочетание обучения с воспитанием

Развивающий характер обучения, который предполагает активное использование методов моделирующих действий.

Эмоционально- деятельностный подход и сотворчество воспитателя и детей.

Практическая направленность занятий математикой и их привлекательность для дошкольников.

Всесторонний учет возрастных и психофизиологических особенностей детей.

Преемственность содержания обучения в детском саду с примерной программой по математике в начальной школе.

соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

• сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и, как показывает опыт, может

быть успешно реализована в массовой практике дошкольного образования);

• соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности

(позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разум-

• обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих

целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе

реализации которых формируются такие качества, которые являются

ключевыми в развитии дошкольников

строится с учетом принципа интеграции образовательных областей

в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей,

спецификой и возможностями образовательных областей;

• основывается на комплексно-тематическом принципе построения

• предусматривает решение программных образовательных задач в

совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

• предполагает построение образовательного процесса на адекватных

возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;

• допускает варьирование образовательного процесса в зависимости

от региональных особенностей;

• строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой

1.Сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека.

2.Поддержка специфики и разнообразия дошкольного детства.

3.Реализация Программы в формах, специфических для детей

данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности.

4.Создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными

особенностями и склонностями.

5.Личностно развивающий и гуманистический характер содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим

6.Вариативность организации дошкольного образования

Совместная с семьей забота о сохранении и формировании

психического и физического здоровья детей.

• Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение

(амплификация) детского развития.

психологических и личностных особенностей

ребенка (типа высшей нервной деятельности, преобладающего вида

темперамента; особенностей восприятия, памяти, мышления; наличия

способностей и интересов, мотивов деятельности; статуса в коллективе,

• Целенаправленное содействие духовному и физическому развитию и

саморазвитию всех участников образовательных отношений

• Содействие и сотрудничество детей и взрослых (педагогов, родителей),

признание ребенка полноценным участником образовательных отношений

• Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности

(игровой, коммуникативной, познавательно

изобразительной, музыкальной и др.)

• Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи,

• Формирование познавательных интересов и познавательных действий

ребенка в различных видах деятельности

• Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие

условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)

• Учет этнокультурной ситуации развития детей

• Построение партнерских взаимоотношений с семьей

• Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего

Проанализировав ФГОС ДО, можно сделать вывод, что в целом со стандартом совпадают только 2 программы – «Мозайка» и «Мир открытий», по принципам сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека; полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития; создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями; сотрудничества детей и взрослых; приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи,

общества и государства; формирования познавательных интересов и познавательных действий; учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей.

источник

От младенчества до поступления в школу

  • СоответствуетФГОС ДО.
  • Успешно прошла общественную и научную экспертизу и получилагриф УМО (размещена в навигаторе ОП ДО).
  • Разработана ведущими авторами парциальных программ.
  • Обеспечивает преемственность ДО – НОО.
  • Включает в себя Педагогический мониторинг предпосылок УД.
  • Широко апробирована, обеспечена методически и технологически (технология «Ситуация»).

Комплексная образовательная программа «Мир открытий» (под общей научной редакцией Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой) успешно прошла общественную и научную экспертизу.

Новая редакция программы «МИР ОТКРЫТИЙ» переработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Программа апробирована в 57 субъектах РФ, успешно прошла общественную и научную экспертизу, рекомендована УМО в качестве комплексной образовательной программы дошкольного образования и включена в Навигатор образовательных программ дошкольного образования.

Научный руководитель Программы – д.п.н., профессор, Людмила Георгиевна Петерсон.

Научно-методический совет Программы: д.п.н. Петерсон Л.Г., д.п.н. Лыкова И.А, д.п.н. Рыжова Н.А., к.филол.н. Бережнова О.В., к.п.н. Буренина А.И., Абдуллина Л.Э.

Редакционный совет Программы: д.п.н. Петерсон Л.Г., к.филол.н Бережнова О.В., к.п.н. Васюкова Н.Е., д.п.н. Лыкова И.А., к.психол.н. Родина Н.М., д.п.н. Рыжова Н.А., к.психол.н. Трифонова Е.В., Абдуллина Л.Э.

В авторский коллектив Программы вошли ведущие специалисты в области дошкольного образования: Петерсон Л.Г., Абдуллина Л.Э., Бережнова О.В., Богуславская Т.Н., Бойко В.В., Буренина А.И., Васюкова Н.Е., Верховкина М.Е., Грибова О.Е., Григорьева Г.Г., Касаткина Е.И., Коломийченко Л.В., Кочемасова Е.Е., Кубышева М.А., Лыкова И.А., Мякишева Н.М., Некрасова А.А., Обухов А.С., Попова М.Н., Протасова Е.Ю., Родина Н.М., Рыжова Н.А., Савенков А.И., Суздальцева Л.В., Тимофеева Л.Л., Трифонова Е.В., Тютюнникова Т.Э., Ушакова О.С., Файзуллаева Е.Д., Швецова М.Н. и др.

Программа задает базисное содержание дошкольного образования, обеспечивающее поддержку индивидуальности каждого ребенка, его социальное, нравственное, интеллектуальное, физическое и эстетическое развитие. Программа обеспечена полным комплектом методической литературы.

Системно-деятельностный подход, положенный в основу Программы, создает условия для самоизменения и саморазвития всех участников образовательных отношений – педагогов, детей и их родителей.

Читайте также:  Геморрагический васкулит у детей анализы

— «Мир открытий» – это отечественная программа, предлагающая конкретный педагогический инструментарий решения задач дошкольного образования в соответствии с запросом современного социума.

— «Мир открытий» – современная программа, базирующаяся на общих законах организации и развития деятельности человека.

— «Мир открытий» – развивающая программа, определяющая условия развивающего взаимодействия и саморазвития всех участников образовательных отношений: педагогов, детей и их родителей;

— «Мир открытий» – здоровьесозидающая программа, направленная на объединение образовательно-оздоровительных ресурсов семьи и дошкольного образования.

— «Мир открытий» – программа, обеспечивающая преемственность между дошкольным и начальным уровнями общего образования с позиций самоценности каждого возраста и непрерывности образования на протяжении всей жизни человека.

— «Мир открытий» – программа открытого типа, расширяющая возможности педагогов в использовании содержания, методического обеспечения, образовательных технологий с учетом реальной ситуации в дошкольной образовательной организации и особенностей развития детей.

Многие разделы программы «МИР ОТКРЫТИЙ» разработаны на основе парциальных и авторских программ, прошедших многолетнюю апробацию в детских садах разных регионов России и ближнего зарубежья (Беларусь, Казахстан, Литва, Узбекистан, Украина, Эстония). В том числе:

Младенческий и ранний возраст
Г.Г. Григорьева, Г.Г. Груба, Е.В. Зворыгина и др.

Программно-методический комплект «Кроха».

Ушакова О.С., Лыкова И.А., Буренина А.И., Сундукова А.К. и др.

Программно-методический комплект «Теремок»
(эстетико-ориентированное и здоровьесозидающее воспитание).

Социально-коммуникативное развитие
Коломийченко Л.В.

(социально-коммуникативное развитие и социальное воспитание).

Программа «Детская безопасность»

(интеграция принципов культуросообразности и природосообразности).

Программа «Формирование культуры безопасности».

Познавательное развитие
Бережнова О.В., Тимофеева Л.Л.

Программа «Ребенок и окружающий мир» (познавательное развитие).

Программа «Умные пальчики» (конструирование).

Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е.

Программа «Игралочка» (математическое развитие).

Программа «Наш дом — природа» (экологическое образование).

Речевое развитие
Ушакова О.С.

Программа «Мир звуков и букв» (подготовка к обучению грамоте)

Художественно-эстетическое развитие
Буренина А.И., Тютюнникова Т.Э.

Программа «Тутти» (музыкальное воспитание).

Программа «Умелые ручки» (художественный труд).

Программа «Цветные ладошки» (изобразительное творчество).

Физическое развитие
Бойко В. В., Бережнова О.В.

Верховкина М.Е., Коваленко В.С. и др.

«К здоровой семье через детский сад»

(сохранение и формирование здоровья детей и их родителей).

Обучение второму языку
Протасова Е.Ю., Родина Н.М.

Программа «Обучение дошкольников иностранному языку. Little by Little».

Программа «Двуязычный детский сад».

Мультикультурный подход
Лыкова И.А., Протасова Е.Ю., Родина Н.М.

Программа «Венок культур» (ознакомление детей с народами России)

Модульная программа «Цветной мир»/ Под ред. Т.В. Волосовец, И.А. Лыковой

источник

  • «Мир открытий» – это отечественная программа, предлагающая конкретный педагогический инструментарий решения задач дошкольного образования в соответствии с запросом современного социума.
  • «Мир открытий» – современная программа, базирующаяся на общих законах организации и развития деятельности человека.
  • «Мир открытий» – развивающая программа, определяющая условия развивающего взаимодействия и саморазвития всех участников образовательных отношений: педагогов, детей и их родителей;
  • «Мир открытий» – здоровьесозидающая программа, направленная на объединение образовательно-оздоровительных ресурсов семьи и дошкольного образования.
  • «Мир открытий» – программа, обеспечивающая преемственность между дошкольным и начальным уровнями общего образования с позиций самоценности каждого возраста и непрерывности образования на протяжении всей жизни человека.
  • «Мир открытий» – программа открытого типа, расширяющая возможности педагогов в использовании содержания, методического обеспечения, образовательных технологий с учетом реальной ситуации в дошкольной образовательной организации и особенностей развития детей.

Сегодня в обществе происходят сложные социально-экономические процессы, коренным образом меняются цели и ценности образования. Главной целью образования на всех его уровнях признается воспитание активной, творческой личности, готовой к самоизменению и успешной самореализации. Перенос акцента образовательной деятельности с подготовки к школе на поддержку позитивной социализации и индивидуализации ребенка, развития его личности способствует изменению представлений о результатах дошкольного образования. Под результатами мы понимаем, в первую очередь, формирование таких качеств личности дошкольника, как любознательность, активность и самостоятельность; готовность к преодолению ошибок и неудач, применению новых знаний для решения проблем, поиску решений в нестандартных ситуациях; умение брать ответственность за сделанный выбор, свои действия (или бездействия); умение работать в команде, проявлять заботу и уважение по отношению к себе, другим, обществу, стране, окружающей среде и др. Все это создаст основу не только для готовности ребенка к школе, но и для его успешной самореализации на каждом жизненном этапе. Очевидно, что достижение этих результатов должно быть связано с «перестройкой мышления» взрослых, оказывающих влияние на воспитание и развитие ребенка. В ситуации динамичного развития образовательной системы педагоги и родители должны сами стать инициаторами и непосредственными участниками преобразований и инноваций в духе времени. Именно поэтому программа «Мир открытий» ориентирована на создание развивающей образовательной среды, в которой все участники образовательных отношений – педагоги, дети, родители получат импульс для собственного развития – каждый на своем уровне.

Миссия Программы – ОТКРЫТИЕ РЕБЕНКОМ:

  • окружающего мира, самого себя и других людей в этом мире в процессе совместной с взрослыми и самостоятельной деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской и др.);
  • способов преодоления затруднений в собственной деятельности, путей решения задач и проблем (в соответствии с возрастом);

эффективных инструментов развития ребенка, обеспечивающих условия для его саморазвития и успешной самореализации;

  • новых векторов и горизонтов личностного и профессионального роста;
  • возможностей более глубокого понимания своих детей, осознанного участия в их образовании; Программа «Мир открытий»
  • новых смыслов и возможностей в повышении родительской компетентности.

В центре Программы – современный ребенок. Он не такой, каким был его сверстник еще несколько десятилетий назад. И не потому, что изменилась природа самого ребенка или закономерности его развития, а потому, что принципиально изменилась жизнь, предметный и социальный мир, ожидания взрослых, воспитательные модели в семье и детском саду. Концептуальные идеи Программы разработаны с учетом особенностей «детей нового времени» и связаны с образовательной парадигмой, направленной на создание условий для развития личности, присвоения культурного опыта саморазвития в современном быстро меняющемся мире.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Цель Программы: накопление ребенком культурного опыта деятельности и общения в процессе активного взаимодействия с окружающим миром, другими детьми и взрослыми, решения задач и проблем (в соответствии с возрастом) как основы для формирования в его сознании целостной картины мира, готовности к непрерывному образованию, саморазвитию и успешной самореализации на всех этапах жизни.

Задачи реализации Программы

  • охрана и укрепление здоровья детей, обеспечение их физической и психологической безопасности, эмоционального благополучия; создание комфортных условий жизнедеятельности, в которых каждый ребенок чувствует себя защищенным и уверенным в том, что его любят и принимают таким, какой он есть;
  • развитие социальных, нравственных, физических, интеллектуальных, эстетических качеств детей;

создание благоприятных условий для гармоничного развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями каждого ребенка;

  • формирование у ребенка способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности, готовности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним;
  • формирование общей культуры личности ребенка, в том числе ценностей здорового образа жизни, предпосылок учебной деятельности, инициативности, самостоятельности и ответственности, активной жизненной позиции;
  • развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка; организация содержательного взаимодействия ребенка с другими детьми, взрослыми и окружающим миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека;
  • воспитание в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
  • объединение воспитательно-оздоровительных ресурсов семьи и дошкольной организации на основе традиционных духовно-нравственных ценностей семьи и общества; установление партнерских взаимоотношений с семьей, оказание ей психолого-педагогической поддержки, повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
  • обеспечение преемственности целей, задач, методов и содержания образования с позиций самоценности каждого возраста и непрерывности образования на всех этапах жизни человека.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ

Содержательную основу Программы составляют культурно- исторический, а технологическую – системно-деятельностный подходы к развитию ребенка и организации образовательной среды. Согласно культурно-историческому подходу развитие человека происходит путем присвоения исторически выработанных (культурных) форм и способов деятельности. Основоположник данного подхода Л.С. Выготский отмечал, что развитие мышления и других психических функций ребенка в первую очередь происходит через освоение им «культурных» знаков (речи, языка и пр.). В основе системно-деятельностного подхода лежит представление о том, что развитие всех сторон личности ребенка определяется характером организации его деятельности. Организация образовательного процесса согласно данному подходу (А.Г. Асмолов, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.) предполагает развитие самой деятельности, ее основных компонентов (мотивов, целей, действий, способов действий или операций), в результате чего ребенок развивается как субъект этой деятельности (деятель). Непрерывная образовательная система Л.Г. Петерсон, положенная в основу Программы, реализует системно-деятельностный подход на основе общей теории деятельности (О.С. Анисимов, Г.П. Щедровицкий и др.). Создание образовательной среды в Программе происходит на основе системы принципов деятельностного обучения: Принцип психологической комфортности. Взаимоотношения между детьми и взрослыми строятся на основе доброжелательности, поддержки и взаимопомощи. Принцип деятельности. Основной акцент делается на организации самостоятельных детских «открытий» в процессе разнообразных видов деятельности детей (игре, общении, исследовании и пр.); педагог выступает, прежде всего, как организатор образовательного процесса. Принцип целостности. Стратегия и тактика воспитательно- образовательной работы с детьми опирается на представление о целостной жизнедеятельности ребенка. У ребенка формируется целостное представление о мире, себе самом, социокультурных отношениях.

Принцип минимакса. Создаются условия для продвижения каждого ребенка по индивидуальной траектории развития и саморазвития – в своем темпе, на уровне своего возможного максимума.

Принцип творчества. Образовательный процесс ориентирован на развитие творческих способностей каждого ребенка, приобретение им собственного опыта творческой деятельности.

Принцип вариативности. Детям предоставляются возможности выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, информации, способа действия и др.

Принцип непрерывности. Обеспечивается преемственность в содержании, технологиях, методах между дошкольным и начальным общим образованием, определяется вектор на дальнюю перспективу развития.

Принятая в Программе методология позволяет придать процессу развития ребенка целостность и системность, создать условия для построения непрерывной образовательной траектории при переходе от предыдущего уровня образования к следующему, полноценно проживая каждый возрастной период. Данная методологическая позиция опирается на личностно- ориентированную педагогику, обусловливая чрезвычайно бережное отношение к ребенку как к активно развивающейся личности – уважение его индивидуальности, личностного достоинства, принятие ребенка таким, каков он есть. При разработке Программы авторы опирались на концептуальные идеи классической педагогики, идущей от Д. Дьюи, А. Дистервега, Я.А. Каменского, И. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, а в России – от Д.И. Писарева, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского и др. Учитывались основные положения современных и новейших психолого-педагогических теорий: Л.С. Выготского о ведущей роли обучении в развитии; А.В. Запорожца об амплификации развития ребенка; В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина о развитии учебной деятельности и теоретического мышления; Н.Н. Поддъякова о развитии мышления, «горизонтах развития»; А.Г. Асмолова о развитии индивидуальности и личности; В.Т. Кудрявцева о социальном развитии ребенка как результате культуроосвоения и культуротворчества и др.

ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ

  • Совместная с семьей забота о сохранении и формировании психического и физического здоровья детей.
  • Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития.
  • Учет индивидуально-психологических и личностных особенностей ребенка (типа высшей нервной деятельности, преобладающего вида темперамента; особенностей восприятия, памяти, мышления; наличия способностей и интересов, мотивов деятельности; статуса в коллективе, активности ребенка и т.д.).
  • Целенаправленное содействие духовному и физическому развитию и саморазвитию всех участников образовательных отношений.
  • Содействие и сотрудничество детей и взрослых (педагогов, родителей), признание ребенка полноценным участником образовательных отношений.
  • Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, изобразительной, музыкальной и др.).
  • Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
  • Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
  • Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
  • Учет этнокультурной ситуации развития детей.
  • Построение партнерских взаимоотношений с семьей.
  • Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования.

источник

Результаты освоения образовательной программы «Мир открытий»

(мониторинг развития детей старшего дошкольного возраста к концу шестого года)

Отслеживание динамики индивидуального развития детей осуществляется на основе педагогической диагностики. Оценить уровень индивидуального развития детей в рамках освоения содержания программы «Мир открытий» в старшей группе за учебный год, эффективность и сбалансированность форм и методов работы, позволил сравнительный анализ результатов мониторинга на начало2015 года(сентябрь) и конец 2016 года(апрель).

В период с 21.04.2016г. по 30.04. 2016 года в старшей группе был проведён педагогический мониторинг промежуточных результатов освоения Программы «Мир открытий». Мониторинг проводился воспитателями групп, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре.

Цель мониторинга – определить динамику достижения детьми старшей группы планируемых результатов освоения Программы «Мир открытий» и определение динамики актуального индивидуального профиля развития ребенка; успешности решения образовательных задач, а также оптимизация форм и методов образовательной работы в зависимости от достигнутых результатов. мониторинга.

Объектом мониторинга являются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка 5-6 лет. Списочный состав группы: 26 детей, 16 мальчиков и 10 девочек. В диагностическом обследовании принимали участие 25 детей.

Диагностический инструментарий: пособие «Педагогическая диагностика к комплексной программе дошкольного образования «Мир открытий», автор –составитель под общей редакцией , .

Система оценок мониторинга трёхуровневая:

«качество проявляется устойчиво» (2 балла),

«качество проявляется неустойчиво» (1 балл),

«качество не проявляется» (0 баллов)

Педагогический мониторинг проводился по 5ти образовательным областям: физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Результаты мониторинга по образовательным областям

1.Образовательная область» Социально-коммуникативное развитие»

— На начало учебного года уровень освоения программы составлял -1,6. У 69,2%(18) детей..

— На конец учебного года — 1,7 у 76% (19 детей). «Качество проявляется устойчиво», т. е. дети научились способам отображения представлений об окружающем мире, отражают в играх сюжеты из разных областей действительности, действуя с сюжетно – образными игрушками, предметами – заместителями; проявляют доброжелательность по отношению к окружающим, могут утешить обиженного, помочь; отражают в своей речи слова, отражающие эмоции, состояние, этические и эстетические характеристики, соотносят свои поступки с общепринятыми правилами, могут сделать замечание сверстнику и взрослому при нарушении правил. Дети научились организовывать и поддерживать ролевой диалог в игровых сюжетах; умеют занять себя игрой. Наблюдается положительная динамика в развитии самообслуживания, культурно – гигиенических навыков, у детей появился интерес к выполнению посильных трудовых поручений. Дети понимают, что взрослые работают, дети ходят в ДОУ, школьники учатся, имеют представления о некоторых профессиях взрослых, могут о них рассказать, бережно относятся к вещам. они понимают как нужно вести себя в ситуациях, относиться к предметам, которые могут быть опасны, бережно относятся к животным и растениям У 30,8%(8) детей «качество проявлялось неустойчиво». На конец учебного года данный показатель уменьшился и составляет 24% (6 детей).

2.Образовательная область «Речевое развитие»

— На начало учебного года уровень освоения программы составлял — 1,5. У 61,5% (16 детей )»качество проявлялось устойчиво». На конец учебного года показатель возрос – 1,7, у 72% (18 детей) «качество проявляется устойчиво». То есть, эти дети умеют строить простые распространённые предложения разных типов, различают твёрдые и мягкие звуки, говорят отчётливо, меняют темп речи, речь богата и согласованна. Самостоятельно по собственной инициативе делятся своими впечатлениями со взрослым. Речь детей соответствует указанным нормам, они могут поддерживать разговор со взрослыми и сверстниками, умеют составлять рассказы по картине, из личного опыта, используя разные типы высказываний, умеют загадывать загадки. У 38,5 (10 детей) детей «качество проявлялось неустойчиво». На конец учебного года данный показатель уменьшился и составляет 28% (7 детей). Детей, у которых «качество не проявляется» — нет. Два ребенка обладают навыками беглого чтения.

3.Образовательная область «Познавательное развитие»-

-На начало учебного года уровень освоения программы составлял — 1,5. У 42,3%(11) детей «качество проявлялось устойчиво». У 57,7 % (15 детей) качество проявляется неустойчиво. На конец учебного года – 1,6, 48 % (12 детей), Отмечается возросший уровень развития познавательных способностей детей. Дети научились различать мир живой и неживой природы, замечают, происходящие в природе, сезонные изменения, знают, что сделано руками человека, овладели представлениями о свойствах предмета (цвет, форма, размер, назначение), умеют обследовать и сравнивать предмет; различать пространственные отношения относительно «себя». Дети знают свою фамилию, имя, пол, возраст, адекватно отвечают на поставленные вопросы, могут развернуто рассказать о себе. Дети имеют знания о появлении и развитии человека, знания о названии родной страны, ее истории, умеют объяснять простейшие причинно-следственные связи, при экспериментировании применяют элементарные навыки исследовательской работы, умеют устанавливать равенства и неравенства групп предметов, умеют ориентироваться во временных понятиях, постоянно интересуют чем-то новым, задают соответствующие вопросы. У 52% (13 детей) «качество проявляется неустойчиво». Эти дети при сравнении групп предметов допускают ошибки, но исправляют их после наводящих вопросов, также могут допускать ошибки при определении пространственных отношений: слева — справа, но исправляет их при незначительной помощи взрослых, т. к. ребенок левша. Детей, у которых «качество не проявляется»- нет. По разделу ФЭМП, по «Игралочке» , , дети хорошо усвоили программный материал по ознакомлению с плоскими и пространственными геометрическими формами по темам: «Квадрат», «Куб», «Овал», «Прямоугольник», умеют называть эти фигуры, а также распознают их в предметах окружающей обстановки, освоили порядковый счет в пределах 10, умеют отсчитывать 10 предметов от большего количества, соотносить запись чисел 1-10 с количеством предметов и без затруднений соотносят цифру с числом, не испытывают затруднений при сравнении предметов по длине, высоте, толщине. Большинство детей определяют пространственные отношения(впереди, сзади, между, вверху, внизу), показывают правую и левую руку. С трудом реализовывались такие как: «Цилиндр»,»Конус»,»Призма»,»Пирамида «, связанных с формированием у детей представлений о пространственных телах, дети испытали затруднения. Дети смешивали понятия геометрическая форма и пространственное тело. Поэтому больше внимания уделялось индивидуальной работе.

Читайте также:  Где сдать анализы для детей

4. Образовательная область «Физическое развитие»

Следующие результаты: 1.Владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими: Умеет прыгать на месте, прыгать в обозначенное место, прыгать в длину с места на расстояние не менее 80см, с разбега не менее 100см 0 баллов — не укладывается в норматив 1 балл — в целом правильно выполняют задания, возможно небольшое (в пределах 5 см) несоответствие нормам 2 балла — правильное выполнение задания, укладываясь в норматив или превышая его Начало года: 1 балл — 18 человек-73% 0 баллов — 7 человек-27% Конец года: 1 балл — 4 человек-17% 2 балла — 21 человек -83% В конце года при прыжках в длину с места правильно принимают и. п, не выполняют толчок двумя ногами одновременно делая при этом взмах руками. Большинство детей правильно выполняют задания, укладываясь в норматив83% Умеет метать мячи предметы на расстояние не менее 5 м удобной рукой, в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 3 м; отбивать мяч на месте не менее 10 раз. 0 баллов — не может придать мячу нужное направление, правильно и на требуемое расстояние кинуть мяч 1 балл — выполняет задания, но с некоторыми недочетами 2 балла — правильно выполняют задание, укладываясь в норматив или превышая его Начало года: 1 балл -19 человек-73% 0 баллов -7 человек -27% Конец года: 1 балл -5 — человек 20% 2 балла — 21 человек — 77% К концу года дети при метании правильно принимают и т. п, стоят лицом в направлении броска, при замахе выполняют поворот в сторону бросающей руки, при броске выдерживают направление. При метании в горизонтальную цель испытываю трудности при броске прямой рукой снизу. Придают мячу нужное направление, правильно и на требуемое расстояние бросают мяч. Умеет играть в спортивные игры: городки, бадминтон, футбол, хоккей, баскетбол. 0 баллов — не пытается понять и запомнить правила игр, не хочет участвовать в спортивных играх 1 балл — не очень четко запоминает правила спортивных игр, хотя имеет о них общее представление, пытается участвовать в общих играх. 2 балла — в целом знает правила спортивных игр и охотно в них участвует. Начало года: 1 балл — 24 человек-96% 0 баллов — 1 человек-4% Конец года: 0 баллов — 1 человек -4% 1 балл — 11 человек -42% 2 балла — 13 человек -54% К концу года дети охотно с большим удовольствием участвуют в спортивных играх, знают правила игр, придумывают новые варианты уже знакомых игр. Обнаруживает достаточный уровень развития физических качеств и основных движений, соответствующих возрастно-половым нормативам 0 баллов — почти по всем показателям результаты ниже нормативов 1 балл — по 1-4 показателям результаты ниже нормы 2 балла — результаты ребенка укладываются в нормативы и выше Начало года: 1 балл -22 человека-88% 0 баллов — 1 человек-4% 2 балла -2 человек-12% Конец года: 1 балл-6 человек -24% 2 балла — 19 — человек 76% Проявляет желание участвовать в подвижных играх с элементами соревнования 0 баллов — ребенок не выражает желание участвовать в подвижных играх, при необходимости участия делает это неохотно 1 балл — ребенок участвует в играх с элементами соревнования, но спокойно, не выражая особых эмоций, ни при выигрыше, ни при проигрыше. 2 балла — ребенок охотно принимает участие в играх с элементами соревнования, сам предлагает поиграть в них, стремится к выигрышу, переживает проигрыш. Начало года: 1 балл — 16 человек-65% 2 балла — 9 человек-35% Конец года: 1 балл — 2 человек -10% 2 балла — 23 человек — 90% К концу года дети с большим удовольствием принимают участие в подвижных играх с элементами соревнований, научились сопереживать за командные неудачи или победы. Дети придумывают новые правила к уже знакомым им играм. Стремятся к победе. Умеет ходить и бегать легко, сохраняя правильную осанку. 0 баллов — движения неритмичны, неорганизованны, ребенок явно сутулится 1 балл — присутствует некоторая неритмичность движений или незначительные нарушения осанки 2 балла — движения не скованны, осанка правильная. Начало года: 1 балл — 15 человек-57% 0 баллов -1 чел-4% 2 балла -9 человек-38% Конец года: 1 балл — 6 человек -24% 2 балла — 19 человек — 76% В начале года у детей наблюдалось скованность в движении, не следили за осанкой. К концу года у детей наблюдается прямолинейность и ритмичность бега. Движения рук стремительные, у некоторых детей наблюдается несогласованность рук и ног. При ходьбе дети соблюдают направление, движение рук и ног от плеча согласованны, при ходьбе и беге соблюдают заданный темп. Движения нескованны, правильная осанка. К концу года дети следят за осанкой, их движения стали ритмичными. 2. У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив: 0 баллов — не справляется с заданиями 1 балл — задания выполняет правильно но с некоторыми ошибками, которые старается тут же исправить 2 балла — правильно и четко выполняет задания А) Умеет ходить и бегать легко, ритмично с согласованными движениями рук и ног Начало года: 1 балл — 21 человек-80% 0 баллов — 1 человек-4% 2 балла — 3 человека-16% Конец года: 1 балл — 6 человек -23% 2 балла — 19 человек -77% Б) Умеет ползать, лазать, подлезать, перелезать через предметы, с одного пролета гимнастической стенки на другой(вправо, влево) Начало года: 1 балл -23 человека-92% 0 баллов — 2 человека-8% Конец года: 1 балл — 6 человек -23% 0баллов — 3 человек -12% 2балла -16 человек -65% В) Умеет прыгать на двух ногах на месте, с продвижением вперед, в длину (не менее 75 см) и высоту, сочетает отталкивание со взмахом рук, правильно приземляется, сохраняет равновесие. Начало года: 1 балл — 22 человека-88% 0 баллов — 3 человека-12% Конец года: 1 балл — 22человека 20% 0 баллов — 3 человека — 12% В выполнении прыжков дети правильно принимают исходное положение, трудности возникают при полете и приземлении. Г) Умеет прыгать через скакалку Начало года: 1 балл -5 человек-20% 0 баллов — 20 человек-80% Конец года: 1 балл — 20 человек -79% 2 балла -5 человек 21% Д) Умеет отбивать мяч о землю правой и левой рукой, бросает и ловит его руками( не прижимая к груди) Начало года: 1 балл -19 человек-76% 0 баллов -5 человек-20% 2 балла — 1 человек-4% Конец года: 1 балл -5 человек -20% 2 балла -19 человек -80% Проведенный сравнительный анализ физического развития детей ( на конец года) позволил выявить следующее: явно просматривается положительная динамика в индивидуальном развитии детей по освоению содержания ОО «Физическое развитие» в старшем дошкольном возрасте..

5. Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» (Художественное творчество) Диагностическое обследование детей показало следующие результаты: на начало учебного года средний балл по группе – 1, на конец учебного года – 1,5 балла: С интересом изображает знакомые объекты и явления, самостоятельно находит и воплощает в работе поделке простые сюжеты на темы окружающей жизни. 2 балла – 46% -12 человек 1 балл – 54% — 13 человек. 0 баллов – 0 человек В создаваемых образах передает различные признаки изображаемых объектов. владеет разными художественными техниками. 2 балла – 42% -11человек 1 балл – 58% — 14 человек. 0 баллов – 0 человек Выражает свои представления доступными изобразительно — выразительными средствами; проявляет эстетические эмоции и чувства при восприятии произведений разных видов искусства 2 балла – 55% -13 человек 1 балл – 48% — 12 человек. 0 баллов – 0 человек Все дети в группе (100%) проявляют познавательный интерес к различным видам изобразительной деятельности. Общий показатель по группе – 1,5 баллов (уровень выше среднего). Таким образом, наглядно видно, что работа по разделу художественное творчество велась правильно, воспитанники имеют положительную динамику результатов освоения образовательной программы, что соответствует возрастным целевым ориентирам. В рисовании 70% детей умеют самостоятельно пользоваться гуашевыми и акварельными красками (смешивают краски, чтобы получить новые цвета и оттенки, уверенно пользуются кистью, рисуют всем ворсом кисти или концом); В рисовании карандашами и мелками 60% детей свободно используют разные цвета и оттенки, стараются регулировать темп, амплитуду движений руки и силу нажима; Без труда передают форму изображаемых объектов, но передача характерных признаков, пропорций и взаимное размещение частей не всем удается (лишь 30% детей ). При создании сюжета 40% детей отображают несложные смысловые связи между объектами, стараются показать пространственные взаимоотношения между ними (рядом, сбоку, вверху, внизу), используя для ориентира линию горизонта. В аппликации 50% детей свободно пользуются ножницами, используют следующие способы вырезания: симметричное, силуэтное по нарисованному контуру. Могут с незначительной помощью педагога создавать предметные и сюжетные аппликации. В работе 65% детей успешно используют приемы обрывной и рельефной аппликации. В лепке 63% детей осмысленно передают форму изображаемых объектов, их характерные признаки, пропорции и взаимное размещение частей, движение отдельных персонажей и взаимодействия в сюжете; 40% детей могут комбинировать различные способы лепки: скульптурный, конструктивный, комбинированный, рельефный.

«Художественно-эстетическое развитие»- «Музыка. В мониторинге принимало участие – 25 детей. По итогам проведенного диагностического обследования музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста на конец года имеются следующие результаты: «Восприятие музыки» Начало года: «качество проявляется устойчиво» (2 балла) – 8 детей (31%) «качество проявляется неустойчиво (1 балл) – 17 детей (69%) «качество не проявляется» (0 баллов) — 0 Конец года: «качество проявляется устойчиво» (2 балла) – 15 детей (62%) «качество проявляется неустойчиво (1 балл) – 10 детей (38%) «качество не проявляется» (0 баллов) — 0 Заметные результаты показали дети в разделе «Восприятие музыки». У детей повысилась эмоциональная отзывчивость на музыку, и появился более устойчивый интерес к ней, могут внимательно и заинтересованно слушать незнакомое произведение продолжительностью 20-30 секунд. Дети научились определять контрастные настроения в музыке, динамические и тембровые оттенки, различают жанры в музыке. У многих детей повысился уровень развития специальных музыкальных способностей (чувства ритма, памяти, интонационного слуха). Но у некоторых детей еще вызывает затруднение рассказать о характере музыкального произведения и точно подобрать соответствующие музыкальные термины. «Пение» Начало года: «качество проявляется устойчиво» (2 балла) – 8 детей (31%) «качество проявляется неустойчиво (1 балл) – 17 детей (69%) «качество не проявляется» (0 баллов) – 0 Конец года: «качество проявляется устойчиво» (2 балла) – 17 детей (69%) «качество проявляется неустойчиво (1 балл) – 8 детей (31%) «качество не проявляется» (0 баллов) – 0 Хорошие результаты можно отметить в разделе «Пение». Дети научились исполнять песни естественным голосом, могут удерживать на дыхании более продолжительную музыкальную фразу (до 6 секунд), подпевать с удовольствием взрослым, могут прислушаться и попробовать скорректировать свое пение. Поют слаженно, одновременно начиная и заканчивая исполнение каждого куплета. Могут петь в хоре, с подгруппой и индивидуально, с аккомпанементом и без него. Этому способствовала постепенная и систематическая работа над развитием певческих навыков. Для этой цели использовалось множество вокально-певческих упражнений, предусматривающих различные задания. Большую помощь в развитии певческих навыков (четкой дикции, артикуляции, легкости звука, правильного дыхания) оказали пособия «Музыкальный букварь», Н. Ветлугиной. Для распевания и разогрева голосовых связок использовались народные песни с плавным голосоведением и несложным ритмическим рисунком. Это помогло расширить певческий диапазон у детей. Но все же у некоторых детей недостаточно сформировано умение контролировать слухом свое пение, т. е. координация между слухом и голосом «Музыкально-ритмические движения» Начало года: «качество проявляется устойчиво» (2 балла) – 12 детей (46%) «качество проявляется неустойчиво (1 балл) – 13 детей (54%) «качество не проявляется» (0 баллов) – 0 Конец года: «качество проявляется устойчиво» (2 балла) – 16 детей (65%) «качество проявляется неустойчиво (1 балл) – 9 детей (35%) «качество не проявляется» (0 баллов) — 0 В музыкально-ритмической деятельности дети научились исполнять метрический пульс в звучащих жестах (хлопки, шлепки, притопы), а также на маленьких маракасах, палочках, сопровождая музыку или стихи; любят манипулировать с музыкальными инструментами. Большинство детей старшей группы в полной мере освоили все виды танцевальных движений: поочерёдное выставление ног на пятку, притопы, кружение, «пружинки», легкие подскоки; Выполняют перестроения в пространстве: становятся в круг лицом и поворачиваются спиной, становятся парами по кругу, парами лицом друг к другу и спиной; двигаются врассыпную и по кругу, сужают и расширяют круг. У некоторых детей старшей группы еще вызывают затруднения при выполнении подскоков, выставлении ног на пятку с одновременным раскрыванием рук в стороны, а также затрудняются при ориентировке в пространстве и перестроениях в танцах и упражнениях. Участие детей на утренниках и развлечениях значительно улучшило их интерес в мире музыкально – театральной деятельности, дало опыт выступления перед публикой, умение овладевать своими эмоциями, а также дисциплинировало их поведение во время подготовки к ним. «Игра на детских инструментах» Начало года: «качество проявляется устойчиво» (2 балла) – 7 детей (27%) «качество проявляется неустойчиво (1 балл) – 18 детей (73%) «качество не проявляется» (0 баллов) – 0 Конец года: «качество проявляется устойчиво» (2 балла) – 13 детей (54%) «качество проявляется неустойчиво (1 балл) – 12 детей (46%) «качество не проявляется» (0 баллов) – 0 Относительно хорошие показатели усвоения программного материала отмечаются в разделе «Игра на детских инструментах». Дети любят музицировать на инструментах, знают названия основных из них, многие дети имеют четкие навыки игры метрического пульса. Исполняют в звучащих жестах и на инструментах в режиме «эхо» несложные ритмы с речевой поддержкой. Дети могут подобрать и озвучить инструментами небольшую сказку или стихотворение. Анализ общих результатов мониторинга по образовательной области «Художественно — эстетическое развитие» (раздел «Музыка») в рамках реализации программы «Мир открытий» в старшей группе «А» на конец года показал, что 42% воспитанников имеют средний уровень освоения программных требований (сюда входят дети, редко посещающие детский сад); 58% — высокий уровень. Преобладание показателей высокого и среднего уровня развития музыкальных способностей к концу года свидетельствует об успешном освоении детьми требований программы по музыкальному воспитанию. Таким образом, дети усвоили программу на хорошем уровне. Воспитанники овладели необходимыми умениями и навыками в соответствии с возрастными особенностями. Т. О. по результатам диагностических исследований в начале года был определен план музыкально-образовательной работы по направлению развития музыкальных способностей через основные виды музыкальной деятельности (пение, восприятие музыки, движение под музыку, творчество, элементарное музицирование). Все виды музыкальной деятельности осуществлялись через игровой подход, который позволил повысить уровень музыкального развития детей к концу года. Таких результатов удалось добиться благодаря правильно организованной систематической работе с детьми по всем направлениям, разработанному и систематизированному перспективному календарно-тематическому планированию, созданию условий и положительного психологического микроклимата во всех видах музыкальной деятельности. А также тесного взаимодействия с воспитателями группы, педагогами–специалистами и родителями. Все виды музыкальной деятельности осуществляются через игровой подход, применяются современные формы и методы организации музыкальной деятельности, такие как игровые образовательные ситуации на музыкальной основе, творческие гостиные, игры — эксперименты со звуком, проектная деятельность, интерактивные праздники и досуги; используется системно-деятельностный метод, создаются ситуации успеха, получения удовольствия от музицирования, от общения ребенка с музыкой. Тщательно подобран музыкальный материал с использованием песен, звучащих жестов, импровизационного движения под музыку и детских музыкальных инструментов, который способствовал развитию природной музыкальности ребенка.

Проведенный мониторинг за 2015-2016 учебный год по всем образовательным областям, позволяют сделать вывод о значительном продвижении детей старшей группы в усвоении Программы «Мир открытий». Уровень развития детей соответствует положительной динамике.

Результаты мониторинга овладения образовательными областями

источник