Меню Рубрики

Анализ наблюдения игровой деятельности детей

ВАРИАНТЫ АНАЛИЗА ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Организации игровой деятельности

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

АНАЛИЗ, ДИАГНОСТИКА И ПЛАНИРОВАНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

для студентов и руководителей практики

(специальность 050144 «Дошкольное образование»)

ПМ. 02. МДК «Теоретические и методические основы

детей раннего и дошкольного возраста»

Пояснительная записка
1. Варианты анализа игровой деятельности
2. Диагностика игровой деятельности дошкольников
3. Планирование игровой деятельности дошкольников
Список информационных источников

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Федеральный государственный образовательный стандарт 050144 по специальности «Дошкольное образование» предлагает для изучения студентов в рамках профессионального модуля 02 Организация различных видов деятельности и общения МДК 02.01.Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста

В ходе изучения данного междисциплинарного курса у студентов должны быть сформированы следующие профессиональные компетенции (ПК):

1. Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня;

2. Организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста;

3. Анализировать процесс и результат организации различных видов деятельности и общения детей.

Студенты должны иметь практический опыт:

— планирования различных видов деятельности (игровой и др.);

— организации и проведения творческих игр (сюжетно–ролевых, строительных, театрализованных и режиссерских) и игр с правилами (подвижные и дидактические);

— наблюдения и анализа игровой деятельности;

— наблюдения за формированием игровых умений;

— разработки предложений по коррекции организации различных видов деятельности детей;

— определять цели, задачи, содержание, методы и средства руководства игровой деятельностью детей;

— играть с детьми и стимулировать самостоятельную игровую деятельность детей;

— использовать прямые и косвенные приемы руководства игрой;

— анализировать проведение игры и проектировать ее изменения в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями детей группы.

В связи с этим представляется целесообразным оказать методическую помощь студентам для подготовки к учебной и производственной практике в виде методических рекомендации.

Данное методическое пособие может быть также полезно руководителям практики студентов.

Схема анализа игровой деятельности.

1. Подготовка воспитателя к игровой деятельности.

2. Виды игр, их роль и место в воспитательной работе с группой.

3. Особенности игрового материала в каждой возрастной группе и его расположение.

4. Условия для игр: наличие игр, игрового материала; сколько времени было отведено для игр.

5. Начало игровой деятельности, возникновение сюжетно-ролевой игры.

6. Тематика игр, их содержание, длительность, отношение детей к различным видам игр.

7. Состояние игровых навыков и умений. Культура игры.

8. Как воспитатель использует игровую деятельность для формирования нравственных черт, характера, моральных, волевых качеств личности (прием руководства, использование игры как средства нравственного воспитания).

9. Приемы руководства разными видами игр.

Вопросы для анализа сюжетно-ролевых игр воспитателя.

1. По чьей инициативе возникла игра?

2. Планировали ли дети заранее ее ход?

3. Сколько детей участвовало в игре?

4. Какие роли были и как они распределялись?

5. Какие игровые действия выполняли дети в соответствии с ролями?

6. Чему отдавали предпочтение дети во время игры; действиям с предметами или взаимоотношениям с людьми?

7. Какие новые игровые ситуации были придуманы в ходе игры?

8. Сколько времени продолжалась игра?

9. Связана ли данная игра с другими играми детей?

10. Как окончилась игра: организованно или неожиданно? Обсуждали ли дети ход игры после ее окончания?

11. Самостоятельны ли дети в развитии игры, или она развивалась при участии воспитателя?

12. Соответствует ли игра возрасту детей?

13. Каков уровень развития игровой деятельности детей?

14. Как Вы спроектируете дальнейшее развитие игровой деятельности?

15. Какие взаимоотношения между детьми вы наблюдали?

16. Как проходило распределение ролей?

17. Сколько детей участвовало в игре? Кто решал вопрос о приеме в игру?

18. Выходили ли дети из игры в ходе ее и почему?

19. Возникали ли конфликты в процессе распределения ролей? Кем и как они

20. Как Вы спланируете работу воспитателя по Формированию взаимоотношений детей в игре?

21. Взаимоотношения педагога и ребенка.

22. Связь данного мероприятия с другими видами деятельности.

Приемы руководства сюжетно-ролевыми играми, использованные воспитателем.

1. Какие приемы использовал воспитатель для развития сюжетно-ролевой игры;

— расширял представления детей (путем рассказов, чте­ния книги, рассматривания иллюстраций, проведения дидактической игры);

— интересовался: «Во что играете?»;

— предлагал новые игровые действия;

— вносил дополнительное оборудование или предлагал его изготовить вместе с детьми;

— предлагал новые игровые ситуации;

— давал прямые указания к действию: «Покорми куклу», «Крути руль»;

— задавал вопросы, которые направляли развитие игры;

— брал на себя главную (второстепенную) роль и таким образом направлял игру;

2. Какие приемы использовал воспитатель для формиро­вания взаимоотношения детей во время игры?

— вовлекал робких, застенчивых детей в игру (путем прямого предложения «Возьми поиграть», путем введения новой роли);

— сам организовывал вокруг себя коллектив для игры;

— побуждал детей самостоятельно договариваться (о рас­пределении ролей, об игрушках);

— предупреждал или устранял возникающие конфликты (из-за игрушек, из-за ролей, из-за выполнения правил);

— побуждал детей объединять разные игры между собой;

— использовал какие-то другие приемы.

Дата добавления: 2015-05-23 ; Просмотров: 14256 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

источник

Наблюдение и анализ игровой деятельности дошкольников

Наблюдение и анализ сюжетно- ролевой игры дошкольников.

Воспитатель читает стихотворение С.Маршака «Где обедал воробей»

Воспитатель: А вы хотите поиграть в зоопарк?

-Воспитатель: Для того чтобы начать играть, что мы должны сделать?

Воспитатель: Роли каких профессий понадобятся нам в игре?

Воспитатель: Какие обязанности выполняет смотритель зоопарка?

Дети: Смотрит, чтобы все животные были вовремя накормлены, чтобы в их клетках было чисто.

Воспитатель: Кто будет смотрителем зоопарка? Пожалуйста, Таня иди готовить свое рабочее место.

Воспитатель: Какие обязанности у ветеринара?

Дети: Принимает новых животных, следит за их здоровьем, дает витамины, лечит больных птиц и зверей.

Воспитатель: Пожалуйста, Ульяна готовь свое рабочее место.

Воспитатель: А кто же еще работает в зоопарке, кто нам расскажет про каждого животного?

Воспитатель: Пожалуйста, Вася готовь свое рабочее место.

Воспитатель: Какие обязанности у кассира?

Дети: Кассир продает билеты.

Воспитатель: Кто будет кассиром? Пожалуйста, Люба иди готовь свое рабочее место.

Воспитатель: Пожалуйста, Карина готовь свое рабочее место.

-Еще кто работает в зоопарке?

Воспитатель: Какие обязанности выполняет контролер?

Дети: Встречает посетителей и при входе проверяет билеты.

Воспитатель: Кто на себя возьмет роль контролера? Пожалуйста, Арина приступай к работе.

Дети: Еще там работают дворник и охранник. Охранник следит за порядком на территории зоопарка. Дворник наводит чистоту на территории зоопарка.

Воспитатель: Кто на себя возьмет роль охранника? Пожалуйста, приступай к работе Денис.

Воспитатель: Кто на себя возьмет роль дворника? Пожалуйста Никита приготовь инвентарь, который пригодится тебе в работе.

Воспитатель: А еще возле зоопарка будет работать магазин для посетителей и нужен продавец: Какие обязанности выполняет продавец ?

Дети: Он будет предлагать и продавать покупателям разные товары.

Воспитатель: Марина иди готовь свое рабочее место.

Оставшиеся дети – посетители зоопарка.

Воспитатель: Давайте вспомним правила поведения в зоопарке.

Дети: В зоопарке нельзя шуметь. Нельзя дразнить животных! Нельзя кормить животных. Нельзя просовывать руки в клетку.

-Прежде чем зайти в зоопарк, что мы должны сделать?

Воспитатель: А теперь давайте купим билеты у кассира, предъявим их контролеру и пойдем рассматривать животных!

На входе детей встречает экскурсовод (Вася).

Экскурсовод: Здравствуйте ребята, пожалуйста проходите. Сейчас я вам покажу и расскажу о каждом животном, живущем у нас в зоопарке. Ребята, в нашем зоопарке находится много животных, как вы думаете, какие?

Дети: медведь, слон, тигр, лев, кенгуру, жираф, зайцы, лиса, волк, обезьяна

Экскурсовод: Правильно, тогда начнем нашу экскурсию по зоопарку. Вот в этой клетке живет самое высокое животное на земле. Узор из пятен на его коже никогда не повторяется, это жираф, он ест ветки, листья деревьев.

(И так экскурсовод рассказывает о каждом животном, живущем в зоопарке. )

Воспитатель: Вот и наступило время обеда.

Повар (Карина) подносит еду каждому животному.

Экскурсовод рассказывает детям, что очень опасно близко подходить к клеткам с животными, нельзя кормить их печеньем, конфетами, протягивать к ним руки, не шуметь в зоопарке.

Подходит охранник: «Зоопарк закрывается. Животным пора отдыхать!»

Дети прощаются с животными.

Воспитатель: Вам понравилась играть в «Зоопарк»? Какие роли вы выполняли в игре? Какая роль получилась самой интересной?

Дети отвечают кому ,что больше всего понравилось, и играя в следующий раз поменяются ролями.

Замысел игры, постановка игровых целей и задач

Замысел игры более устойчивый, но не статичный, развивающийся. Дети совместно обсуждают замысел игры, учитывают точку зрения партнера, достигают общего решения. Появляется длительная перспектива игры, что говорит о высоком уровне развития игрового творчества. Перед игрой дети намечают общий план, а во время игры включают в нее новые идеи и образы, то есть согласованность сочетается с импровизацией.

Воспитатель проводит беседу о работе зоопарка, ветеринарного врача.

Чтение художественной литературы:

— Загадывание загадок о животных.

— Рассматривание альбома «Дикие животные».

— Беседы о животных с использование иллюстраций.

— Дидактические игры «Кто как кричит», «У кого какой хвост», «Охотники», «Найди маму»

Цель игры: Формировать умение обозначать свои роли – директор, смотритель, ветеринарный врач, кассир, продавец – кассир, строитель.

Задачи: показывать как выполнять роли:

— директор зоопарка (руководит работой зоопарка);

— строители (строят вольеры для животных);

— водитель (привозит животных в грузовике с клеткой);

— смотритель (получает от директора зоопарка паспорта на животных и вместе с водителем транспортируют животных в зоопарк, рассказывает посетителям о животных);

— ветеринар (проводит осмотр животных, делает пометки в карточке, при необходимости назначает лечение, даёт витамины);

— рабочий (ухаживает за животными, кормит, наводит порядок в вольере);

— кассир (продаёт в кассе билеты при входе в зоопарк);

— контролёр (с повязкой на руке проверяет билеты);

— продавец в киоске (предлагает посетителям сувениры, мелкие игрушки)

Закреплять и расширять знания детей о животных средней полосы, жарких стран и севера (о внешнем виде, их повадках, пище) ;

Расширять представление детей о труде взрослых, работающих в зоопарке: об основных трудовых процессах по обслуживанию животных;

Воспитывать любовь к животным, заботу о них, доброе отношение к ним;

Развивать речь, обогащать словарный запас, закреплять звукопроизношение.

Формировать умение творчески развивать сюжет на основе полученных знаний;

Формировать умения детей делиться на группы в соответствии с сюжетом игры и, по окончании заданного игрового действия, снова объединяться в единый коллектив;

Развивать умение согласовывать тему игры, распределять роли, договариваться о последовательности совместных действий, самостоятельно решать конфликты, возникающие в ходе игры – умение вести простой диалог со сверстниками и взрослыми, умение соотносить свои желания с интересами других людей;

Закреплять умение организовывать рабочее место;

Закреплять правила поведения в общественных местах, уважительно относиться к окружающим людям;

Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре, в соответствии с нормами этикета (доброжелательный тон, сдержанность жестов, расположение партнеров друг к другу) ;

В игре дети создают модели разнообразных взаимоотношений между людьми.

Директор зоопарка – знает много о животных и отвечает за все, что происходит в зоопарке;

Экскурсовод – проводит экскурсии, рассказывая интересно, увлекательно об обитателях зоопарка;

Проводник – отлавливает и поставляет животных для зоопарка;

Служители зоопарка – кормят животных, убирают клетки и вольеры, моют своих питомцев, заботятся о них;

Врач (ветеринар) – лечит обитателей зоопарка, делает им прививки;

Работники кухни – готовят кормы для животных;

Кассир – продает билеты на посещение зоопарка;

Принятие детьми на себя роли.

Совершенствуются умение совместно строить и творчески развивать сюжеты игры. Стремление узнать как можно больше о том, во что они играют. Они смелее и разнообразнее комбинируют в играх знания, подчеркнутые из наблюдений, книг, рассказов взрослых.

Между детьми идет распределение ролей и определение игровых действий;

Игровые действия, игровые предметы

Игровое действие часто заменяется словом. Дети осуществляют игровые действия с предметами- заместителями, природным материалом, игрушками. Организовывают пространство и подбирают атрибуты: строительство вольеров, открытие ветеринарной больницы (белый халат, аптечка), касса с билетами.

— завоз животных и продуктов питания;

— осмотр ветеринаром животных;

— открытие зоопарка для посетителей;

Игрушки – животные (не менее 15 штук) ;

Конструктор, строительный материал;

Детские машинки; ИГРУШКИ-ЗАМЕСТИТЕЛИ.

Инвентарь: ведерки, метелки, тазики и т. п. ;

Корм для животных (из пластилина, пенопласта, цветной бумаги) .

Ветеринарная лечебница. Администрация зоопарка Кухня. База.

Обозначить роли: посетитель приходит в зоопарк, покупает билет в кассе, контролёр проверяет билет, смотритель проводит экскурсию, при выходе посетители могут приобрести сувениры в киоске.

Использование многоперсонажных сюжетов.

Обучение элементам развития сюжета,

Принятие на себя второстепенной роли,

Дети осознают что соблюдение правил является условием реализации роли.

Наблюдение и анализ строительной игры дошкольников.

Протокол наблюдений за строительной игрой детей старшей группы «Постройка вольеров для зоопарка»

Воспитатель: Ребята, а давайте поиграем с вами в игру «Зоопарк». А что нам для этого надо?

Воспитатель: Правильно, а еще? Куда мы с вами будем заселять наших животных?

Воспитатель: Молодцы, только правильно они называются вольеры. А как вы думаете, как мы их будем строить , из чего?

Воспитатель: У меня есть специальная схема построения вольеров, давайте посмотрим и попробуем построить такие же.

Воспитатель с детьми разбирают схему построения вольеров.

Воспитатель: Предлагаю каждому попробовать построить вольер, а у кого быстрее это получится, можно еще построить и ветеринарную лечебницу, для чего она нужна?

Дети: Там лечат больных животных.

Воспитатель: Правильно, давайте начнем наше строительство вольеров.

Дети строят вольеры. Воспитатель ходит и наблюдает за ходом игры.

Воспитатель: Какие молодцы, у вас получились очень хорошие вольеры. А кого же мы с вами туда заселим?

Воспитатель: Завтра нам привезут животных и мы с вами решим, кого, в какой вольер заселить.

Замысел игры, постановка игровых целей и задач

В процессе игры возрастает потребность в различных предметах, необходимых для реализации игрового замысла. Повышается интерес детей к изготовлению игрушек. Игровой процесс часто сливается с трудовым. Возникновение связей строительной игры с трудом помогает раскрыть для ребенка новую увлекательную деятельность — труд. Игра начинает все более сближаться с учебной деятельностью, в которой дети приобретают знания и некоторые практические навыки, позволяющие полнее осуществлять игровые замыслы.

Широта кругозора и опыт совместных игр создают условия для развития большей общительности, взаимопомощи, устойчивых коллективных игр, совместных трудовых процессов.

Читайте также:  Повышенный анализ инсулин у детей

Цель. Совершенствование у дошкольников конкретных представлений о строительстве и его этапах.

-совершенствовать конкретные представления о строительстве, его этапах; развивать сообразительность, умение активно привлекать и комбинировать представления о постройках и различных трудовых процессах.

-формировать умение задумать постройку и выполнять ее, добиваться намеченного результата.

-Развивать навыки общения, устойчивость внимания, точность восприятия, зрительный анализ, чувство пропорции и симметрии, художественный вкус, инициативность, творческую активность и воображение, образное мышление, самосознание.

-Формировать умения творчески развивать сюжет игры.

-Закрепление знаний о рабочих профессиях. Воспитание уважения к труду.

В игре дети создают модели разнообразного взаимоотношений между людьми.

Дети практически применяют строительный материал разнообразных форм и размеров, сравнивают его, располагая детали в постройке, практически осваивают пространственные отношения. Познают величины, формы. В процессе игры ребенок постоянно прибегает к сравнению цвета деталей, их величины, формы и т. д., это дает ему возможность полнее, увлекательнее реализовать свой замысел.

Рассматривание альбома «Животные в зоопарке».

Чтение художественной литературы о животных зоопарка.

Совершенствуется умение совместно строить и творчески развивать игру. Они смелее и разнообразнее комбинируют в играх знания, подчеркнутые из наблюдений, книг, рассказов взрослых.

Дети приобретают не только умения конструировать отдельные предметы (здания, виды транспорта и т. д.), но и такие качества личности, как умение целенаправленно рассматривать предметы и сооружения, расчленять их на части, сравнивать предметы и сооружения, видеть в них общее и различное, делать умозаключения и обобщения, разбираться в конструкции, находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей, т. е. ребенок проделывает ряд мыслительных операций, в результате чего у него формируются четкие представления о предмете и сами мыслительные процессы совершенствуются.

Игровые действия, игровые приемы

Широко используется в игре подсобный материал, по ходу игры они подбирают или заменяют необходимые предметы.

Материал: конструктор «Лего», набор зверей, схема сложения вольеров, клеток для животных.

Дети осознают, что соблюдение правил является условием реализации роли.

Принятие на себя второстепенной роли,

Ознакомление с соответствующей деятельностью людей, с применяемой техникой и ее использованием.

Анализ игровой деятельности

Количество играющих детей

Кто является инициатором игры

Наличие атрибутики, строительных материалов

Конструктор «Лего», набор зверей, схема сложения вольеров, клеток для животных.

Организованный педагогом показ выполнения постройки, порядка использования материала, расположения постройки, украшения ее, с одной стороны, а с другой, влияние товарищей по игре, от которых заимствуется многое: умение договариваться, доброжелательное отношение друг к другу, взаимопомощь.

Взаимоотношения детей в игре

В процессе выполнения построек дети находятся в определённых связях и отношениях, особенно в решении таких вопросов, как соответствие постройки по размеру, согласование её местоположения, её украшений, в использовании материала.

способствуют развитию взаимопонимания, учат внимательно относиться к другим детям, общаться со сверстниками и взрослыми. Развиваются такие качества, как умение договариваться, взаимопомощь, отзывчивость, справедливость, чуткость, доброжелательность.

Отрицательные проявления во взаимоотношениях

Развиваются такие качества, как желание быть первым, агрессивность, споры, конфликт и его разрешение.

Предлагает тему для игры, вносит интересные предложения по организации игры, наблюдает за играми детей, их поведением, занимает чисто наблюдательскую позицию. Оказывает помощь в реализации знаний, развитию сюжета.

Методы и приемы, используемые воспитателем в процессе игры

Создает условия для обогащения детей впечатлениями, которые могут быть использованы в игре, обращают внимание детей на содержание деятельности окружающих и их взаимоотношений, Побуждает детей к развертыванию игры, побуждают детей принять роль и наделить ею партнера; договариваются о правилах игры со старшими детьми и пр.). Стимулирует детей пользоваться предметами-заместителями, помогают подбирать и расширять их набор, гибко использовать игровое оборудование. Внимательно и тактично наблюдает за свободной игрой детей, включаясь в нее по мере необходимости, как равноправные партнеры.

Окончание игры, подведение итогов

После завершения игры воспитатель, прежде всего, должен привести детей в спокойное состояние и после этого размеренно, без излишних эмоций, но громким голосом объявить окончание игры. Чтобы дети успокоились и настроились на внимание, желательно отмечать как положительные, так и отрицательные стороны игрового развития содержания игры, выделить наиболее удачно отличившихся детей в действиях. Негативная оценка действий определенного ребенка должна носить рекомендательный характер на будущие игровые действия, с исключением возможности нанесения травм его психике.

Наблюдение и анализ театрализованной игры дошкольников.

Протокол наблюдений за театрализованной игрой детей старшей группы «Кто сказал «мяу»

Дети вместе с воспитателем входят в зал

–Воспитатель: Ребята, мы с вами пришли в музыкальный зал нашего сада. Здесь оживают на сцене сказки. А в сказках участвуют разные герои. А кто исполняет роли

Воспитатель: Вот мы сегодня с вами тоже будем артистами и исполним разные роли. Что нужно сделать артисту, что бы быть похожим на героя сказки?

Правильно. Давайте пройдем в нашу костюмерную и

превратимся в героев сказки. Наденьте эти маски и давайте покажем сказку

нашим зрителям « Кто сказал « Мяу»?»

Действующие лица: Ведущая, Щенок, Кошка, Собака (Мама), Петух,

(В центре зала стоит домик с окном. На полу возле дома лежит коврик.)

Гав, гав, гав! Давайте же будем

Вместе бегать, вместе прыгать.

Наш Щенок был очень весел,

(Мама укладывает Щенка спать. Он сворачивается клубочком на коврике

возле домика. Вбегает Кошка, подкрадывается к Щенку).

В красных новеньких сапожках

Учит всех играть на ложках.

(Щенок через окно выпрыгивает во двор. За его спиной выглядывает Кошка,

мяукает, и прячется. Раздается “Мяу”)

Всем кто спросит без труда,

Отвечаю: Ква-ква-ква! (убегает).

Вдруг опять он слышит “Мяу!”……

Ж-ж-ж, не будешь зря соваться,

Знай, на пчел нельзя бросаться. (Жалит щенка в нос).

(Щенок закрывает свой нос и обегает вокруг домика).

Я теперь несчастный самый,

Вместе песенку споем. (Поют песню)

Воспитатель представляет артистов гостям.

Воспитатель: Вы сегодня молодцы. Вам понравилось играть на сцене?

Воспитатель:– За участие в нашем замечательном спектакле кошка нам оставила сладкие подарки.(раздаются детям).

Замысел игры, постановка игровых целей и задач

Цель: создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.

Задачи: образовательные — продолжать учить детей в игре перевоплощаться в сказочных героев.

Развивающие- развивать умение выстраивать линию поведения в роли ,

используя атрибуты, детали костюмов. Развивать артистические способности

детей., способность к импровизации средствами мимики, выразительных движений , интонации.

Воспитательные – воспитывать дружеские взаимоотношения, чувства

Интеграция образовательных областей

Познание: формирование целостной картины мира, расширение кругозора

Социализация: развитие игровой деятельности детей, приобщение к

элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со

Коммуникация: развитие свободного общения со взрослыми и детьми,

развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи.

Чтение художественной литературы: развитие литературной речи, приобщение к словесному искусству, в т. ч. Развитие художественного воспитания и эстетического вкуса.

Художественное творчество: развитие продуктивной деятельности детей,

развитие детского творчества, приобщение к изобразительному искусству.

Предварительная работа: пальчиковые игры, чтение художественной литературы, д/и. «Живой телефон», «Передавалки», этюды «Превращение»,

«Угадай что я делаю», заучивание стихов, скороговорок, чтение стихов по

ролям, использование разных видов театра, зарядка для язычка, игры на развитие фантазии « Продолжи сказку…»

Развитие продуктивной деятельности детей, развитие детского творчества, приобщение к изобразительному искусству, развитие свободного общения со взрослыми и детьми, развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи.

Игровые действия, игровые предметы

Оборудование к спектаклю: маски- шапочки, ширма- дом, макет цветка, ширма- костюмерная, сладкие подарки. Музыкальное сопровождение.

Дружеские взаимоотношения, чувства

сопереживания, элементарные общепринятые нормы и правила взаимоотношений со

Анализ театрализованной игры.

Анализ игровой деятельности

Количество играющих детей

Кто является инициатором игры

Маски- шапочки, ширма- дом, макет цветка, ширма- костюмерная, сладкие подарки, музыкальное сопровождение.

Как осуществлялось распределение ролей

Взаимоотношение детей в игре

Способность распознать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умение ставить себя на его место в различных ситуациях, развиваются коллективные и товарищеские отношения, они не перестают относиться друг к другу как товарищи по игре, не теря­ют реального плана отношений друг с другом, могут указывать друг другу на нарушение правил поведения, свойствен­ных той или иной взятой партнером роли, проявление доброжелательного отношения друг к другу, сопереживание, отзывчивости, взаимопомощи.

Отрицательные проявления во взаимоотношениях

Ребенок начинает агрессивно реагировать, спорить, конфликтовать, грубо обращаться со сверстниками и предметами.

Творческие проявления детей: в выборе темы игры, распределения ролей, движениях, создание и использование условий и атрибутов, придумывании вариантов знакомых литературных произведений

Дети творчески подошли к выбору темы игры, распределили роли, одели костюмы, все движения создавались с действиями героев, придумывали варианты поведения героев из знакомых литературных произведений.

Самостоятельность и выразительность в передаче образов

Ребёнок самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика. пантомима), производит собственные действия исполнения роли, дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность.

Предлагает тему для игры, помогает распределить роли с помощью считалочки

Играет вместе с детьми, этому способствуют привитие норм морали, нравственно — ценностная ориентация детей на высокохудожественные образцы (в музыке, изобразительном, в хореографическом, театральном искусстве, архитектуре, литературе), привитие навыков общения и взаимодействия с партнёром в разного рода деятельности

Методы и приемы, помогающие детям точно и выразительно передать образ героя

Чтение художественной литературы, заучивание стихов, скороговорок, использование разных видов театра, игра на развитие фантазии «Продолжи сказку..», пальчиковые игры.

Окончание игры, подведение итогов

После завершения игры воспитатель спокойным голосом объявляет окончание игры, представляет гостям артистов, говорит слова благодарности за хорошо сыгранные роли, за участие, раздаются сладкие подарки.

Наблюдение и анализ режиссерской игры дошкольников.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем сочинять сказку. Как вы думаете,чем сказка отличается от рассказа?

Дети:В рассказе все действия происходят на самом деле, по настоящему, а в сказке могут быть разные приключения, и даже растения и животные могут разговаривать.

-Воспитатель: Вот перед вами разные театры: пальчиковый, настольный, «би-бабо», маски разных животных, игрушки; декорации, ширма. Хорошо подумайте, кто какую сказку может придумать и показать остальным ребятам.

Саша: Можно я выберу героев?

Воспитатель: Пожалуйста, Саша. Выбирай себе героев.

Саша: Я выберу дедушку, бабушку, внучку ,матрешку, белку, зайчика с зайцем, сороку и бабу Ягу.

Воспитатель: Саша ты готов нам рассказать свою сказку?

«Однажды внучка Машенька вместе со своей подругой матрешкой пошли в лес за ягодами. Обещали бабушке с дедушкой быстро вернутся, как только наберут ведро ягод. Прошло уже много времени, а их все нет и нет. «Видно что то с ними случилось?»- подумали бабушка с дедушка , и решили их идти искать. Дорога дальняя, внучка давно ушла, наверное голодная, надо взять с собой морковку, орешки, конфеты. Собрали они корзину с угощениями и отправились в дорогу. Шли, шли, наконец впереди показался густой лес. Зашли они в чащу, огляделись, везде высокие деревья. Стали кричать Машеньку, чтобы она отозвалась. А вместо ответа на них полетели шишки. Посмотрели они на верх и увидели, что на сосновой ветке сидит белочка с шишкой в лапке.

-«Ты почему бросаешь на нас шишки?» -спросил дед.

-«А вы почему кричите в лесу? Вы меня и моих бельчат напугали, разве вы не знаете, что в лесу вести себя надо тихо?»- ответила белочка.

-«Прости нас белочка, мы извиняемся перед тобой, но у нас горе случилось, потерялась внучка наша в лесу, не видела ли ты ее?»

-«Нет, не видела, а вы спросите у сороки- белобоки, она все в лесу знает, везде летает.»

-«Спасибо белочка, вот твоим бельчатам орешки от нас.»

-«Сорока, сорока, не видела ли ты нашу внучку с ведерком, она за ягодами в лес пришла?»

-«Видела, они такие маленькие, как же вы их в лес одних пустили, у нас тут волк ходит, и баба Яга не спит. Они были здесь, но нашли зайченка, который сидел плакал, что потерялся, они и решили его отвести домой. Идите мимо сломанной сосны к той березе, там под кустом увидите домик зайчика. Поторопитесь.»

Пошли дед с бабой дальше, а на улице уже темнеет, страшно становится, а что делать?.Подошли к домику заглянули в окно, а там сидят зайчата с зайчихой и перед ними на столе лежит лист капусты. Постучались в окно дед с бабой, зайчата прижались к зайчихе, трясутся.

-«Кто там?–пугливым голосом спросила зайчиха».

«Не пугайтесь, зайчатки, это дед с бабой, внучку свою ищем. Вы не видели их?»

«Как же, конечно, видели, они нашего зайчика привели, и ягодками нас угостили, а сами тоже домой торопились. Спасибо вам за внучку. Добрая она у вас. А теперь идите вдоль речки, только осторожно, там баба Яга живет». Спасибо, зайчиха, вот вам морковку для зайчат.

Пошли они дальше мимо речки, увидели домик на курьих ножках. Подошли тихо-тихо, заглянули в окно, а там на скамейке сидят связанные Машенька да Матрешка и плачут. А Баба Яга печку топит, хочет сварить их да съесть. Достала она чугунок, хотела воды налить, да воды не хватило, взяла ведро и пошла на речку за водой. Пока она ходила, дед с бабой зашли, развязали Машеньку с матрешкой и бегом оттуда. А баба Яга вернулась, смотрит, а детей-то нет, села в ступу и полетела за ними. Дед с бабой бегут, дети за ними, под кустиками прячутся, себя не показывают. Баба Яга мимо пролетела, их не увидела. Вернулись они домой, радостные, счастливые, хоть и без ягод, и без ведерка. Вот так закончилась эта сказка».

Воспитатель: Ребята, вам понравилась Сашина сказка?

Воспитатель: А за кого вы больше всего переживали?

Дети: За Машеньку и Матрешку, что они потерялись одни в лесу, а еще за бабушку с дедушкой, они же старенькие, им тяжело было ходить искать внучку.

Воспитатель: Молодец Саша, мне очень понравилась сказка, хорошо пофантазировал!

источник

1 Министерство образования и науки Челябинской области Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) «Саткинский политехнический техникум им. А.К. Савина» АНАЛИЗ, ДИАГНОСТИКА И ПЛАНИРОВАНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для студентов и руководителей практики (специальность Дошкольное образование) Составила: преподаватель ПМ 02. МДК Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста Бабенко С.В. г. Сатка, 2013 г.

Читайте также:  Правила сдачи анализов у детей

2 СОДЕРЖАНИЕ: Пояснительная записка 3 1. Варианты анализа игровой деятельности 5 2. Диагностика игровой деятельности дошкольников Планирование игровой деятельности дошкольников 16 Список литературы 28 2

3 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Федеральный государственный образовательный стандарт по специальности Дошкольное образование предлагает для изучения студентов в рамках профессионального модуля 02 Организация различных видов деятельности и общения МДК Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста В ходе изучения данного междисциплинарного курса у студентов должны быть сформированы следующие профессиональные компетенции (ПК): 1. Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня; 2. Организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста; 3. Анализировать процесс и результат организации различных видов деятельности и общения детей. Студенты должны иметь практический опыт: планирования различных видов деятельности (игровой и др.); организации и проведения творческих игр (сюжетно ролевых, строительных, театрализованных и режиссерских) и игр с правилами (подвижные и дидактические); наблюдения и анализа игровой деятельности; наблюдения за формированием игровых умений; разработки предложений по коррекции организации различных видов деятельности детей; уметь: определять цели, задачи, содержание, методы и средства руководства игровой деятельностью детей; 3

4 играть с детьми и стимулировать самостоятельную игровую деятельность детей; использовать прямые и косвенные приемы руководства игрой; анализировать проведение игры и проектировать ее изменения в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями детей группы. В связи с этим представляется целесообразным оказать методическую помощь студентам для подготовки к учебной и производственной практике в виде методических рекомендации. Данное методическое пособие может быть также полезно руководителям практики студентов. 4

5 1. ВАРИАНТЫ АНАЛИЗА ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Схема анализа игровой деятельности. 1. Подготовка воспитателя к игровой деятельности. 2. Виды игр, их роль и место в воспитательной работе с группой. 3. Особенности игрового материала в каждой возрастной группе и его расположение. 4. Условия для игр: наличие игр, игрового материала; сколько времени было отведено для игр. 5. Начало игровой деятельности, возникновение сюжетно-ролевой игры. 6. Тематика игр, их содержание, длительность, отношение детей к различным видам игр. 7. Состояние игровых навыков и умений. Культура игры. 8. Как воспитатель использует игровую деятельность для формирования нравственных черт, характера, моральных, волевых качеств личности (прием руководства, использование игры как средства нравственного воспитания). 9. Приемы руководства разным видами игр. 10. Окончание игры. Вопросы для анализа сюжетно-ролевых игр воспитателя. 1. По чьей инициативе возникла игра? 2. Планировали ли дети заранее ее ход? 3. Сколько детей участвовало в игре? 4. Какие роли были и как они распределялись? 5. Какие игровые действия выполняли дети в соответствии с РОЛЯМИ? 6. Чему отдавали предпочтение дети во время игры; действиям с предметами или взаимоотношениям с людьми? 7. Какие новые игровые ситуации были придуманы в ходе игры? Э. Сколько времени продолжалась игра? 9. Связана ли данная игра с другими играми детей? 10. Как окончилась игра: организованно или неожиданно? Обсуждали ли дети ход игры после ее окончания? 5

6 11. Самостоятельны ли дети в развитии игры, или она развивалась при участии воспитателя? 12. Соответствует ли игра возрасту детей? 13. Каков уровень развития игровой деятельности детей? 14. Как Вы спроектируете дальнейшее развитие игровой деятельности? 15. Какие взаимоотношения между детьми вы наблюдали? 16. Как проходило распределение ролей? 17. Сколько детей участвовало в игре? Кто решал ВОПРОС о приеме в игру? 18. Выходили ли дети из игры в ходе ее и почему? 19. Возникали ли конфликты в процессе распределения ролей? Кем и как они устранялись? 20. Как Вы спланируете работу воспитателя по Формированию взаимоотношений детей в игре? 21. Взаимоотношения педагога и ребенка. 22. Связь данного мероприятия с другими видами деятельности. Анализ наблюдения игровой деятельности детей Приемы руководства сюжетно-ролевыми играми, использованные воспитателем. 1. Какие приемы использовал воспитатель для развития сюжетно-ролевой игры; — расширял представления детей (путем рассказов, чтения книги, рассматривания иллюстраций, проведения дидактической игры); — интересовался: «Во что играете?»; — предлагал новые игровые действия; — предлагал новые роли; — вносил дополнительное оборудование или предлагал его изготовить вместе с детьми; — предлагал новые игровые ситуации; — давал прямые указания к действию: «Покорми куклу», «Крути руль»; 6

7 — задавал вопросы, которые направляли развитие игры; — брал на себя главную (второстепенную) роль и таким образом направлял игру; — давал оценку (анализ) игры; 2. Какие приемы использовал воспитатель для формирования взаимоотношения детей во время игры? — вовлекал робких, застенчивых детей в игру (путем прямого предложения «Возьми поиграть», путем введения новой роли); — сам организовывал вокруг себя коллектив для игры; — побуждал детей самостоятельно договариваться (о распределении ролей, об игрушках); — предупреждал или устранял возникающие конфликты (из-за игрушек, из-за ролей, из-за выполнения правил); — побуждал детей объединять разные игры между собой; — использовал какие-то другие приемы. Игровая деятельность детей во 2-ой половине дня. 1. Подготовка воспитателя и игровой деятельности. 2. Виды игр, их роль и место в воспитательной работе с группой. 3. Особенности игрового материала в каждой возрастной группе и его расположение. 4. Условия для игр: наличие игр, игрового материала; сколько времени было отведено для игр. 5. Начало игровой деятельности, возникновение сюжетно-ролевой игры. 6. Тематика игр, их содержание, длительность, отношение детей к различным видам игр. 7. Состояние игровых навыков и умений. Культура игры. 8. Как воспитатель использует игровую деятельность для формирования нравственных черт, характера, моральных, волевых качеств личности (прием руководства, использование игры как средства нравственного воспитания). 9. Приемы руководства разным видами игр. 7

8 10. Окончание игры. Настольно-печатные игры. 1. Название игры. К какому виду настолько-печатных игр она относится. 2. Воспитательно-образовательная ценность игры. 3. В какой группе может быть использована и почему? 4. Объясните правила игры и придумайте новый вариант игр. Схема анализа детской игры. 1. Доставила ли игра детям радость? 2. Причины достигнутого результата — подготовка к игре: — планирование игры (соответствует ли программное содержание возрасту и УРОВНЮ развития детей, отражено ли в программном содержании комплексное руководство игрой; — создание условий (какое время отведено в режиме дня, есть ли специальное место в группе, как оборудована игра); — подготовка детей; — по чьей инициативе возникла игра; — имел ли место подготовительный период игры в соответствии с возрастом; — самостоятельны ли дети во время ИГРЫ или игра развивается при участии воспитателя; — в чем заключалось руководство игрой со СТОРОНЫ воспитателя (приемы, направления); — не подавлял ли воспитатель детей своим вмешательством? — деятельность детей в игре; — как решалась задача по развитию у детей творчества, инициативы, фантазии; — как была закончена игра — организованно или неожиданно; — как проведен анализ. 3. Как бы Вы руководили этой игрой? 8

9 Схема анализа игры со строительным материалом. 1. Соответствие поставленных задач возрастным особенностям детей. 2. Какая подготовительная работа проводилась перед игрой, её целесообразность? 3. Какой строительный материал использовался в игре (специально созданный, природный, подсобный). 4. Методы и приёмы стимулирования и мотивации к игре. 5. Эффективность методических приёмов, используемых в ходе игры и для её завершения. 6. Какой вид конструирования использовался в процессе игры, его соответствие возрасту, целесообразность: А) по образцу Б)по заданной теме; В) по замыслу; Г) по условиям; Д ) «по моделям». 7. Место и время для игры. 8. Объединения детей. 9. Какие условия были созданы для обыгрывания построек. 10. Воспитательная направленность игры. 9

10 2. ДИАГНОСТИКА ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ Критерии развития игровой деятельности I. Условия для возникновения и развертывания игр детей Педагоги создают условия для обогащения детей впечатлениями, которые могут быть использованы в игре (читают вместе книги, прослушивают пластинки, обсуждает события жизни детей, рассказывают о себе и других людях, организуют экскурсии, прогулки, посещение музеев, театров; обращают внимание детей на содержание деятельности окружающих и их взаимоотношений, на явлении и взаимосвязь событий в живой и неживой природе и т.д.). Побуждают детей к развертыванию игры (обращаются к малышам: «Посмотрите, у зайчика болит ножка, давайте его полечим»; предлагают детям постарше поиграть в конкретную игру или вы брать сюжет; побуждают детей принять роль и наделить ею партнера; договариваются о правилах игры со старшими детьми и пр.). В качестве непосредственных участников игры педагоги предлагают детям образцы различных игровых действий (воспитатель кормит, купает куклу, привлекая к игре малышей; показывает, как строить космический корабль, рассказывает, как играть в игры с правилами — «Съедобное — несъедобное», «Садовник»; произносит считалку для установления очередности или выбора водящего). Соблюдают баланс между игрой и другими видами деятельности в педагогическом процессе: оберегают время, предназначенное для игры, не подменяя его занятиями; обеспечивают плавный переход от игры к режимным моментам. Обеспечивают баланс между разными видами игры (подвижными и спокойными, индивидуальными и совместными, дидактическими и сюжетноролевыми). 10

11 II. Условия для развития общения между детьми в игре Педагоги организуют совместные игры детей (предлагают игры с различным числом участников, учитывая, в частности, дружеские привязанности между детьми; объединяют отдельные играющие группы общим сюжетом; организуют совместные игры детей разных возрастных групп с целью их взаимного обогащения игровым опытом). Развивают способы игрового общения, наделяя детей ролями (диалоги между персонажами, ролевые действия с учетом роли партнера). Развивают у детей умение общаться по поводу игры (договариваться, делиться игрушками, соблюдать очередность, тактично улаживать конфликты и пр.). III. Педагоги создают условия для развития творческой активности детей в игре Не регламентируют игру детей, избегают воспроизведения трафаретных и однообразных действий, сюжетов и приемов. Предоставляют детям возможность выбора в процессе игры (вида игры, сюжета, роли, партнеров, игрушек и т.д.). Поощряют детей к импровизации в игре (придумыванию сюжетов; введению оригинальных персонажей в традиционные игры; смене и совмещению ролей, изготовлению игровых атрибутов и костюмов и пр.). Стимулируют детей пользоваться предметами-заместителями, помогают подбирать и расширять их набор, гибко использовать игровое оборудование. Способствуют возникновению эмоционально-насыщенной атмосферы в процессе игры (педагоги включаются в игру, заражая детей своим интересом, яркими эмоциями; вносят в игру моменты неожиданности, таинственности, сказочности и т.д.). Внимательно и тактично наблюдают за свободной игрой детей, включаясь в нее по мере необходимости, как равноправные партнеры. 11

12 IV. Сотрудники реализуют индивидуальный подход в организации игры детей Организуют игры с учетом личных особенностей и специальных потребностей детей (игры, стимулирующие активность застенчивых детей и детей с физическими недостатками, с задержками развития; повышающие самоконтроль у излишке расторможенных и агрессивных детей). Обращают особое внимание на «изолированных» детей (организуют для них привлекательные игры, оказывают поддержку, выдвигают на центральные роли). Способствуют полоролевой социализации мальчиков и девочек в игре (организуют игры отдельно для мальчиков и девочек и совместные; предлагают девочкам роль мамы, хозяйки; мальчикам — роли, связанные с мужественными профессиями; обеспечивают детям возможность выбора соответствующих игрушек, атрибутов, костюмов). Поддерживают индивидуальные интересы и возможности детей в игре. V. Сотрудники способствуют развитию разных видов игры Организуют сюжетно-ролевую игру. Организуют игры с правилами. Способствуют возникновению режиссерской игры. Организуют игры-драматизации. Побуждают детей к играм-фантазиям (придумыванию сказок и пр.). Организуют подвижные спортивные игры. Используют дидактические игры в педагогическом процессе. Приобщают к играм разных народов. 12

13 I. Содержание игры 1. Замысел игры появляется: а) с помощью взрослого; б) самостоятельно 2. Разнообразие замыслов 3. Количество игровых задач 4. Разнообразие игровых задач Диагностический лист по определению уровня развития игры детей Показатели развития 5. Самостоятельность при постановке задач: а) вставит взрослый; б) с помощью взрослого; II. Способы решения игровых задач 6. Разнообразие игровых действий с игрушками 7. Степень обобщенности игровых действий с игрушками: а) развернутые; б) обобщенные 8. Игровые действия с предметами-заместителями: а) с помощью взрослого; б) самостоятельно 9. Игровые действия с воображаемыми предметами: а) с помощью взрослого; б) самостоятельно 10. Принимает роль 11. Разнообразие ролевых действий 12. Выразительность ролевых высказываний 13. Наличие ролевых высказываний Фамилия, имя ребенка

14 14. Ролевые высказывания возникают по инициативе: а) взрослого; б) ребенка 15. Ролевая беседа возникает: а) со взрослым; б) со сверстником 16. Ролевая беседа возникает по инициативе: а) взрослого; б) ребенка 17. Содержательность ролевой беседы III. Взаимодействие детей в игре 18. Вступает во взаимодействие: а) со взрослым; 19. Ставит игровые задачи: а) взрослому; б) сверстнику 20. Принимает игровые задачи: а) от взрослого; б) от сверстника; 21. Длительность взаимодействия: а) кратковременное; б) длительное Порядок заполнения таблицы. Выявленный показатель развития ребенка отражается в диагностическом листе знаком «+»; отсутствие показателя знаком «-». Например: 1а — «+» (замысел игры появляется с помощью взрослого). 1а — «-» (в появлении замысла игры взрослый не принимал участия) «+» (ребенок сам придумал, как будет играть) «-» (ребенку требуется помощь в появлении замысла игры). 2 — «+» (замыслы игр у ребенка разнообразные). 2 — «-» (замыслы игр у ребенка однообразные, изо дня в день повторяются). 14

15 КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ИГРУШЕК: 1. Конструкция игрушки, материал, из которого она изготавливается должны быть безопасны для ребенка и отвечать основным гигиеническим требованиям (стойкие, безопасные краски должны легко подвергаться гигиенической обработке). 2. Должны сочетаться конструкция с пластической формой и окраской (художественно выразительной). Игрушка для малышей насыщенность цвета, контрастность цветов, старший возраст реалистичная и декоративная раскраска. 3. Образная игрушка должна быть реалистична (давать правильные представления). 4. Игрушка должна быть динамичной (воздействовать, производить действия с ней), обеспечивающей возможность многопланового использования ее в игре. 5. Игрушка должна удовлетворять стремление ребенка к активности и возбуждать ее. 6. В игрушке может быть отображен здоровый юмор, веселое, забавное отношение к оригиналу, но не осмеяние. 7. Игрушка должна обладать развивающими свойствами, иметь запас игровых возможностей и быть занимательной. 8. Игрушка должна вызывать более или менее длительное удивление 15

16 3. ПЛАНИРОВАНИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ. Типичные трудности, испытываемые педагогами при планировании игры: 1. Многие заранее планируют тематику игр, которые часто не сочетаются с работой по ознакомлению с окружающим. 2. В планах почти не прослеживается перспектива постепенного формирования сюжетно-ролевой игры (то есть усложнение сюжета часто понимается, как простое увеличение количества игровых действий, а не развитие умения творчески комбинировать игровые эпизоды. Преимущества перспективного планирования: 1. Можно предусмотреть последовательное решение задач по разделу «Игра». 2. Воспитателю легче учитывать и использовать в игре знания, умения, навыки, получаемые на занятиях и в повседневной жизни. 3. Наряду с обогащением сюжетной линии можно постепенно обогащать и способы игрового воспроизведения действительности. 4. Планирование помогает осуществлять преемственность в работе воспитателей одной группы. Перспективное планирование состоит из 4 граф (аналогично компонентам комплексного метода): — ознакомление с окружающим; — обогащение игрового опыта; — изменение игровой среды; — активизация общения взрослого с ребенком. 16

Читайте также:  Повышение ацетона у детей анализы

17 ТЕМА: ПЛАН ПОДГОТОВКИ К СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ Сроки Ознакомление с Обучающие Обогащение предметной окружающим игры развивающей среды ВОЗРАСТ: ПЛАН ПОДГОТОВКИ К ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЕ. ТЕМА: ВОЗРАСТ: Сроки Ознакомление с литературным произведением, работа над текстом Развитие навыков выразительности Создание и обогащение предметноразвивающей среды ПЛАН-КОНСПЕКТ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ Тема: Возраст детей: Задачи по развитию игры: Задачи нравственного воспитания: Предварительная работа: Роли: Основные сюжетные линии: Ход игры (тактика игрового взаимодействия с детьми): А) начало «игры (как подтолкнете детей к началу игры), 17

18 Б) распределение ролей, В) игровые проблемные ситуации для развития игры, Г) завершение игры. ПЛАН-КОНСПЕКТ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЫ Тема: Возраст: Вид театра: Оборудование: Задачи по развитию игры: Развивающие задачи: Воспитательные задачи: Роли: Предварительная работа: Ход игры: ПЛАН-КОНСПЕКТ ИГРЫ СО СТРОИТЕЛЬНЫМ МАТЕРИАЛОМ Тема: Возраст: Задачи по развитию игры: Развивающие задачи: Воспитательные задачи: Вид конструирования: Оборудование: Предварительная работа: Ход игры: ПЛАН-КОНСПЕКТ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ Тема: Возраст: Обучающая задача: Игровая задача: 18

19 Игровые правила: Игровые действия: Ход игры: Примеры формулировки задач к сюжетно-ролевой игре: Задачи по развитию игры: 1,5 3 года: Формировать умения осуществлять условные игровые действия с сюжетными игрушками и предметами-заместителями, развертывать цепочку из нескольких связанных по смыслу игровых действий; дополнять, продолжать по смыслу игровое действие партнера-взрослого, а затем сверстника, словесно обозначать условное игровое действие. 3 4 года: Формировать умения принимать и словесно обозначать игровую роль, реализовывать специфические ролевые действия, развертывать парное ролевое взаимодействие, элементарный ролевой диалог с партнеромсверстником, самостоятельно подбирать игровые атрибуты, придумывать вместе с воспитателем несложный сюжет, использовать предметызаместители. 4 5 лет: Формировать умения изменять ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, менять игровую роль и обозначать ее для партнеров в процессе развертывания игры, самостоятельно действовать в соответствии с игровым замыслом, умение выбирать место, подбирать игрушки, атрибуты, объединять несколько игровых действий в один сюжет. 5 6 лет Формировать умение выстраивать новые последовательности событий и при этом ориентироваться на партнеров-сверстников; обозначать для них (пояснять) очередное сюжетное событие, согласовывать свои действия с действиями партнеров; развивать сюжет на основе полученных знаний. 6-7 лет Формировать умение творчески использовать в играх знания об окружающем, самостоятельно распределять между собой обязанности и 19

20 роли, выполнять правила в совместной игре, формировать умение комбинировать предложенные самим ребенком и другими участниками игры события в общем сюжете, самостоятельно выбирать тему. Задачи нравственного воспитания: 1,5-3 года Вызывать чувство симпатии к партнеру по игре. 3-4 года Вызывать желание участвовать в совместных играх, проявлять чувство симпатии к партнеру по игре, дружелюбность. 4-5 лет Развивать умение считаться с интересами товарищей, оказывать посильную помощь. 5-6 лет Развивать умение объективно оценивать действия партнеров, подчинять свое поведение правилам, бесконфликтно распределять роли, проявлять дружеские взаимоотношения. 6-7 лет Учить считаться с интересами и мыслями товарищей, проявлять дружеские взаимоотношения, взаимопомощь, проявлять в игре честность и справедливость, проявлять инициативу, творчество. ПРИМЕР ПЛАНА-КОНСПЕКТА ОРГАНИЗАЦИИ СЮЖЕТНО- РОЛЕВОЙ ИГРЫ Тема: Парикмахерская Возраст: средняя группа. Программное содержание: Образовательная: расширить знания детей об общественной жизни, о профессии, назначении профессии парикмахер; совершенствовать умения детей придумывать и развивать действия в игре; 20

21 Развивающая: способствовать развитию у детей творческого потенциала в придумывании сюжета игры, развивать тем самым интерес к обогащению игрового сюжета, привлечению большего числа детей в игру; Воспитательная: воспитывать положительное отношение к профессиям, к действия и результатам в игре, формировать доброжелательные отношения в группе, способствовать сплочению коллектива и игре «вместе»; Задачи по развитию игры: Формировать умение изменять ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнёров; намечать игровую роль и обозначать её для партнёров в процессе развёртывания игры; самостоятельно действовать в соответствии с игровым замыслом, умение подбирать место, подбирать игрушки, атрибуты, объединять несколько игровых действий в один сюжет; развивать сюжет на основе полученных знаний. Задачи нравственного воспитания: развивать умение считаться с интересами товарищей, оказывать посильную помощь; развивать умение объективно оценивать действия партнёров, подчинять своё поведение правилам, бесконфликтно распределять роли, проявлять дружелюбные взаимоотношения. Методы приемы: рассказ с показом иллюстраций, беседа, показ действий расчесывания, приведения в порядок кукол в группе в индивидуальной работе, создание предметно-игровой среды, внесение игрового материала, опосредованное руководство игрой. Оборудование: Фотографии парикмахера за работой, иллюстрация с Петей и Серёжей (для чтения стихотворения С. Маршака), уголок парикмахера, расчески, флакончики, использование предметов-заместителей (кубики, палочки. ), телефон, телевизор игрушечный, каталог причесок. Словарная работа: Щипцы, виды стрижек, химическая завивка, косметолог, визажист. 21

22 Роли: Парикмахер, помощники, посетители, косметологи, массажисты. Основные сюжетные линии: Выбор действий детьми (причёсывание, стрижка, мытьё головы, завивка, окраска и др.) Приглашение посетить другие виды услуг: визажист. Привлечение новых ролей, действий в игру: подметать пол, поездка за новыми красками, ножницами. Ход игры: По телевизору сообщается об открытии новой парикмахерской: «Внимание! Внимание! В нашей группе детского сада открылась новая парикмахерская, в ней работают специалисты своего дела! Они с удовольствием примут всех желающих! А услуги самые разные: создание причёсок на праздники, на каждый день; стрижки женские, мужские; завивка, окраска волос; в скором будущем парикмахерская планирует открыть и косметический салон, и массажный кабинет. Не забывайте, что можно записаться на услуги и по телефону: Приходите все! Торопитесь! Новая парикмахерская ждёт Вас! Внимание! В новую парикмахерскую требуются специалисты: — Парикмахер в женский и мужской зал — косметологи, визажисты обращаться к новому директору Марии Петровне» Распределение ролей: ребята самостоятельно проявляют интерес и устраиваются на работу. Косвенное руководство может заключаться в 22

23 предложении пройти практику рядом со специалистом; просить директора заместить сотрудника, который в отпуске по визажу. На улице в окно стучит клоун, просит пустит внутрь! Заходит и сообщает, что пришёл по объявлению об открытии новой парикмахерской. Говорит о том что не успел причесаться, а ведь у него выступление в цирке сегодня! Просит выручить детей. Ребята предлагают сделать причёску, клоун подсказывает действия — он хочет покрасить волосы, подстричься. Давая пояснения парикмахеру, дети наблюдают, выполняют свои роли, придумывают новые. Клоун благодарит парикмахеров. Расплачивается. Предлагает всем детям сделать красивые озорные причёски, т.к. он их приглашает в цирк. Отмечает работу мастеров, красивые причёски. По окончании сюжетноролевой игры с ребятами клоун проводит различные игры, показывает фокусы, играют. Во II половину дня в группу приходит письмо от клоуна! В нём он благодарит парикмахеров за отличную работу. Причёска всем зрителям понравилась. И предлагает сделать журнал — придумать и нарисовать причёски, макияж, костюм для праздников. ПРИМЕР КОНСПЕКТА ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ Тема игры: «Заюшкина избушка». Возраст: старшая группа Цель: развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус в передаче образа, отчетливость произношения: учить использовать средства выразительности драматизации (поза, жесты, мимика, голос, движения). Материалы: лубяная и ледяная избушки, маски. Предварительная работа: чтение русских народных сказок, подвижная игра «кто как кричит», «кто как передвигается». Индивидуальная работа: проговаривание слов отдельных персонажей. 23

24 Методические приемы: художественное слово, распределение ролей, показ, объяснение. Ход игры. Как от нашей деревушки Тропка мерзнет вдоль опушки, Вьюгою взъерошена, Снегом запорошена. Целый день метель метет, Сказки добрые плетет. Заплелась метель в косу Сказка будет про Лису. Ребята, сегодня мы с вами будем играть в сказку «Заюшкина избушка». Мы с вами много раз уже читали эту сказку. содержание вы все знаете. Скажите пожалуйста, какие главные герои в этой сказке? Правильно, лиса, заяц и петух. А какие персонажи еще есть в этой сказке? Правильно, собаки, волк, медведь, бык. Лисой у нас будет Эльвина, заяц Аделина, петух Раиль, собаки Егор и Айрат, медведь Амир, бык Марсель, а волк Алёша. Возьмите свои маски. Я буду автором и билетером, а остальные дети зрители, возьмите деньги. Так, зрители покупайте билеты! Один билет стоит 100 рублей! И не забываем о правилах поведения в театре! Кто мне напомнит? Лера, скажи пожалуйста! Правильно, не разговаривать, сидеть красиво! Присаживайтесь на свои места, итак, сказка начинается! Автор: Жили-были лиса да заяц. У лисы избушка ледяная, а у зайца — лубяная. Вот лиса и дразнит зайца: — У меня избушка светлая, а у тебя темная! У меня светлая, а у тебя темная! Автор: Пришло лето, у лисы избушка растаяла. Лиса и просится к зайцу: — Пусти меня заюшка, хоть на дворик к себе! Заяц: — Нет, лиска, не пущу: зачем дразнилась? 24

25 Автор: Стала лиса пуще упрашивать. Заяц и пустил ее к себе на двор. На другой день лиса опять просится: Лиса: — Пусти меня, заюшка, на крылечко. Заяц: — Нет, не пущу: зачем дразнилась? Автор: Упрашивала, упрашивала лиса, согласился заяц и пустил лису на крылечко. На третий день лиса опять просит: Лиса:- Пусти меня, заюшка, в избушку. Заяц: — Нет, не пущу: зачем дразнилась? Автор: Просилась, просилась лиса, пустил ее заяц в избушку. Прошел день, другой — стала лиса зайца из избушки гнать: Лиса: — Ступай вон, косой! Не хочу с тобой жить! Автор: Так и выгнала. Сидит заяц и плачет, горюет, лапками слезы утирает. Бегут мимо собаки: Собаки: — Тяф, тяф, тяф! О чем, заинька, плачешь? Заяц: — Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна. избушка у лисы растаяла. Попросилась она ко мне, да меня же и выгнала. — Не плачь, зайчик, — говорят собаки. — мы ее выгоним. Заяц: — Нет, не выгоните! — Нет, выгоним! Пошли к избушке. Собаки: — Тяф, тяф, тяф! Пойди, лиса, вон! А она им с печи: — Как выскочу, как выпрыгну — пойдут клочки по закоулочкам! Испугались собаки и убежали. Опять сидит зайчик и плачет. Идет мимо волк: — О чем, заинька, плачешь? — Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна. избушка у лисы растаяла. Попросилась она ко мне, да меня же и выгнала. 25

26 — Не плачь, зайчик, — говорит волк, — я ее выгоню. — Нет, не выгонишь! Собаки гнали — не выгнали, и ты не выгонишь. — Нет, выгоню! Пошел волк к избе и завыл страшным голосом: — Уыыы. Уыыы. Ступай, лиса, вон! А она с печи: — Как выскочу, как выпрыгну — пойдут клочки по закоулочкам! Испугался волк и убежал. Вот заинька опять сидит и плачет. Идет старый медведь: — О чем ты, заинька, плачешь? — Как же мне, медведушко, не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна. избушка у лисы растаяла. Попросилась она ко мне, да меня же и выгнала. — Не плачь, зайчик, — говорит медведь, — я ее выгоню. — Нет, не выгонишь! Собаки гнали, гнали — не выгнали, серый волк гнал, гнал — не выгнал. И ты не выгонишь. — Нет, выгоню! Пошел медведь к избушке и зарычал: — Рррр. ррр. Ступай, лиса, вон! А она с печи: — Как выскочу, как выпрыгну — пойдут клочки по закоулочкам! Испугался медведь и ушел. Опять сидит заяц и плачет. Идет петух, несет косу. — Ку-ка-ре-ку! Заинька, о чем ты плачешь? — Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна. избушка у лисы растаяла. Попросилась она ко мне, да меня же и выгнала. — Не горюй, заинька, я тебе лису выгоню. — Нет, не выгонишь! Собаки гнали — не выгнали, серый волк гнал, гнал — не выгнал, старый медведь гнал, гнал — не выгнал. И ты не выгонишь. 26

27 Пошел петух к избушке: — Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах, в красных сапогах, несу косуна плечах: хочу лису посечи, пошла лиса с печи! Услыхала лиса, испугалась и говорит: — Одеваюсь. Петух опять: — Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах, в красных сапогах, несу косуна плечах: хочу лису посечи, пошла лиса с печи! А лиса говорит: — Шубу надеваю. Петух в третий раз: — Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах, в красных сапогах, несу косуна плечах: хочу лису посечи, пошла лиса с печи! Испугалась лиса, соскочила с печи — да бежать. А заюшка с петухом стали жить да поживать. Вот и конец сказки! Актеры, выйдите все вместе и поклонитесь! Зрители что должны делать? Правильно, хлопать! Давайте поаплодируем нашим «артистам». Зрители, вам понравилось? А чья игра вам больше всех понравилась? Почему? А кто думает по другому? Молодцы, ребята, мне все ребятки понравились, все вошли в свою роль, как настоящие актеры! Всем Спасибо! 27

28 СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика: учебное пособие / Т.М. Бабунова. М.: ТЦ Сфера Болотина, Л.Р., Баранов, С.П., Комарова, Т.С. Дошкольная педагогика: учебное пособие для студентов вузов / Т.С. Болотина, С.П, Баранов, Т.С. Комарова. М.: Академический проект, Дошкольное образование: словарь терминов / сост. Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Толстикова С.Н. [и др.] М.: Айрис-пресс, Козлова, С.А., Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. М.: Academia, Новоселова, С.Л. О новой классификации детских игр / С.Л. Новоселова// Дошкольное воспитание С Пастюк, О.В., Бережная, И.А., Скоромнова, Ю.В. Формируем у педагога новый взгляд на ребенка / О.В. Пастюк, И.А, Бережнова, Ю.В. Скоромнова // Дошкольное воспитание С Шулешко, Е.Е., Ершова, А.П., Букатов, В.М. Социоигровые подходы в педагогике / Е.Е. Шулешко, А.П. Ершова, В.М. Букатов. Красноярск с. 28

источник