Меню Рубрики

Анализ особенностей психофизического развития детей

В социальной и возрастной психологии особое внимание уделяется всестороннему развитию детей дошкольного возраста. Данный период характеризуется перестройкой и закладкой новой системы психологических функций, меняется мировоззрение и отношение к окружающему миру, происходит становление внутренней регуляции поведения, социальное развитие, которое основано на взаимодействии ребенка с другими детьми.

Данный период можно охарактеризовать также как период фактического формирования будущей личности, этап становления и развития важных личностных и поведенческих механизмов. Если в раннем возрасте действия и поступки детей координируются взрослыми, то в дошкольном возрасте они начинают самостоятельно определять и осознавать собственное поведение. Стоит отметить и то, что каждый возрастной период имеет свои особенности и специфику развития, которая основана, прежде всего, на взаимодействии с окружающим миром.

Стоит отметить, что правильное физическое и психологическое развитие дошкольников во многом определяет их физическое здоровье, активность, психологическую устойчивость и дальнейшее формирование личности. Поэтому родители должны с ранних лет прививать детям правильные навыки, нейтрализовать влияние негативных и острых впечатлений для психики, окружить заботой и создать максимально благоприятную и гармоничную обстановку.

Данный период жизни ребенка характеризуется активным накоплением, освоением и использованием всего арсенала движений и физической активности. Ведущей деятельностью детей в раннем возрасте является игра сюжетного характера, которая помогает установить контакт с окружающим миром, познать многие явления и формирует стремление к самостоятельности.

Игровой процесс способствует развитию координации, пластичности, правильности выполнения и последовательности действий. Именно в играх детки проявляют свои эмоции, отражают впечатления и комбинируют их с учетом своих личностных потребностей и интересов. Игра способствует развитию произвольного внимания, концентрации и памяти.

Детям младшего возраста свойственно подражание. Они стараются копировать и повторять действия и манеры родителей, педагогов, других детей.

Нельзя не отметить, что данный этап особенно важен в развитии и раскрытии потенциально заложенных природой задатков, поэтому необходимо не упустить момент для дальнейшего эффективного умственного развития способностей ребенка.

Данный период можно отметить наиболее важным и, в то же время, одним из самых сложных этапов в жизни детей. С 4-летнего возраста происходит становление личности, при этом начинают формироваться поведенческие манеры, которые свойственны только мальчикам или только девочкам. Распространенной ошибкой многих родителей является то, что многие не воспринимают данный факт всерьез.

На данном этапе развития дети начинают ощущать время, ориентироваться в пространстве, понимать и выполнять требования взрослых. Особое внимание необходимо уделять физическому развитию ребенка, так как детей в возрасте 4-5 лет начинают интересовать новые, более сложные движения и двигательные задачи, которые требуют проявления ловкости и скорости.

С5-летнего возраста совершенствуются все виды восприятия. Ребенок начинает все больше осознавать и выделять существенные и важные для себя элементы. В этом возрасте помимо сюжетных игр, определенную роль в развитии играют игры с установленными правилами.

Данный период характеризуется интенсивным развитием физиологических потребностей, происходит преобразование двигательной сферы. В старшем возрасте у детей проявляется потребность в общении и времяпровождении со сверстниками, наблюдается повышенная физическая активность. Таким образом, основу любой деятельности ребенка составляет активный игровой процесс. Ограничение физической активности на этом периоде формирования детского организма негативно сказывается на дальнейшем развитии детей.

Для детей старшего дошкольного возраста характерны нравственная и личностная саморегуляция, которая подразумевает развитие определенного интеллекта и управления своими социальными поступками. Формируется характер, манеры поведения в обществе, ребенок налаживает контакты со сверстниками и окружающими людьми. В этот период необходимо прививать ребенку правильные манеры общения и поведения в обществе.

У детей формируется способность к самоконтролю, правильной оценке и осознанию процесса и результата собственных деяний. Ребенок должен осознавать, что у него также существуют определенные обязательства, которые нужно выполнять, поэтому в этот период важно не упустить момент и постараться максимально его использовать для развития ответственности за совершенные поступки и действия.

Детей старшего дошкольного возраста начинают интересовать более сложные, познавательные и полезные игры. К примеру, мальчики начинают что-то конструировать, строить, девочки стараются помочь родителям по хозяйству. Также особое место среди игр и одним из любимых занятий является рисование. Посредством рисунков дети выражают свое видение окружающего мира, стараются передать свои эмоции и чувства. Детские рисунки могут в полной мере охарактеризовать психологическое и эмоциональное состояние ребенка.

На этом этапе необходимо развивать и совершенствовать творческий потенциал детей и уделять внимание разностороннему развитию ребенка. Творческая деятельность способствует развитию индивидуальных способностей ребенка.

источник

Период развития ребенка от 4 до 6 лет принято называть дошкольным. В эти годы продолжается психофизическое развитие и совершенствование умственных способностей ребенка.

В период развития ребенка от 4-х до 6-х лет продолжается его интенсивное физическое развитие. Рост ребенка увеличивается в среднем на 28-30 см, причем этот процесс осуществляется неравномерно. У детей старшего дошкольного возраста заметно меняются пропорции тела: руки и ноги становятся длиннее и растут быстрее, чем туловище. Начиная с 5 лет, более активно растет грудная клетка, особенно у мальчиков.

Развитие скелета в этом возрасте еще не закончено, в нем остается очень много хрящевой ткани, что делает возможным дальнейший его рост, но в то же время обусловливает мягкость и податливость костей, поэтому под влиянием большой нагрузки они могут легко деформироваться. Вот почему необходимо внимательно следить за тем, чтобы ребенок правильно сидел и двигался. Соблюдение этих несложных требований поможет избежать таких нежелательных явлений, как нарушение осанки и появление плоскостопия.

При нарушении осанки, особенно в период роста, ухудшается деятельность многих органов: дыхания, кровообращения, пищеварения, а также двигательного аппарата. Ребенок быстро утомляется, у него появляются головные боли.

Причиной изменения осанки и возникновения плоскостопия может стать и избыточный вес. Лишние килограммы затрудняют деятельность сердечно — сосудистой системы.

При нормальном развитии с 4-х до 6 лет вес ребенка увеличивается в среднем на 8-10 кг и этот процесс происходит так же неравномерно, как и рост.

Количественные и качественные изменения в организме дошкольника протекают одновременно, но по интенсивности они не всегда совпадают: часто при ускоренном росте замедляется созревание и, наоборот, при усиленном созревании функций в организме замедляется рост.

Достаточно объективно о развитии ребенка можно судить по состоянию паспортного и биологических возрастов.

Биологический возраст считается соответствующей паспортному, если рост ребенка не ниже среднего и каждый год увеличивается не менее, чем на 4 см.

Рост мышечной ткани происходит в основном за счет утолщения мышечных волокон. У малыша сначала развиваются мышцы таза и ног, а затем (с 6 лет) мышцы рук. К 5 годам увеличивается мышечная сила. Однако из-за быстрой утомляемости мышц и относительной слабости костно-мышечного аппарата дошкольники еще не способны к длительному мышечному напряжению.

По развитию основных движений (ходьбы, бега и т.д.), быстроты, ловкости, выносливости, силы, координации движений, физических качеств, можно судить о совершенствовании не только костно-мышечного аппарата, но и центральной нервной системы.

Деятельность сердечно-сосудистой системы у дошкольников хорошо приспособлена к требованиям растущего организма. Их сосуды значительно шире, чем у взрослых, и ток крови совершается по ним значительно свободней, легко удовлетворяя повышенную потребность тканей в снабжении кислородом. C возрастом у детей увеличивается масса сердца сила его сокращений, а, следовательно, и объем крови, выбрасываемой при каждом сокращении. У 3-4-летних детей пульс равен 100-110 уд./мин, а к 6 годам снижается до 80 уд./мин. Нервная регуляция деятельности сердца у детей еще несовершенна. При физической нагрузке сердечная мышца быстро утомляется, поэтому упражнения и игры надо не только разнообразить, но и чередовать.

Физические упражнения во время занятий и в народных подвижных играх прекрасно тренируют сердечно-сосудистую систему. В результате этого улучшается регуляция сердечной деятельности, работа сердца становится более экономичной.

Органы дыхания у дошкольников имеют характерные физиологические особенности. В результате развития дыхательной мускулатуры объем легких увеличивается. К 4 годам устанавливается грудной тип дыхания. Оно становится более глубоким, кровь лучше насыщается кислородом. Однако к 6 годам строение легочной ткани еще не завершается. Носовые и легочные ходы у детей сравнительно узки. Это затрудняет поступление воздуха в легкие. Ребенок дышит более поверхностно. Неглубокое дыхание приводит к плохой вентиляции легких и некоторому застою в них воздуха, а потребность организма в кислороде большая.

При выполнении гимнастических упражнений в народных подвижных играх ребенок должен дышать легко. Необходимо следить за тем, чтобы ребенок не задерживал дыхание на вдохе, обращать внимание на выдох, который должен быть резким и акцентированным.

Обмен веществ у детей проходит более интенсивно, чем у взрослых (в 2-2,5 раза). У них преобладают процессы усвоения веществ над процессом их распада и сгорания, поскольку развивающемуся организму необходимо много энергии для роста (чем меньше возраст, тем интенсивнее процессы роста и образования клеток и тканей). В отличие от взрослого у ребенка больше энергии расходуется на рост тела (примерно на 15%), чем на работу мышц.

При активной мышечной деятельности энергозатраты возрастают пропорционально интенсивности физических упражнений. Полное удовлетворение энергетических запасов детского организма обеспечивается сбалансированным питанием.

К 6 годам заканчивается созревание нервных клеток головного мозга. Однако нервная система еще недостаточно устойчива: процесс возбуждения преобладает над процессом торможения. Ребенок страдает от обилия слов, мелодий, шума, поэтому его необходимо оградить от длительных и непосильных нагрузок, приводящих к быстрому утомлению нервной системы.

В познавательной сфере одним из основных достижений является освоение средств и способов познавательной деятельности. Между познавательными процессами устанавливаются тесные взаимосвязи, они все более и более интеллектуализируются, осознаются, приобретают произвольный, управляемый характер. Складывается первый схематический образ детского мировоззрения на основе дифференциации природных и общественных явлений, живой и неживой периоды, растительного и животного мира.

Богатство и разнообразие получаемой информации становятся мощным стимулом для нервно-психического развития ребенка. Все интенсивнее развивается речь, постепенно увеличивается словарный запас. Ребенок уже пользуется сложными фразами и предложениями, любит слушать чтение взрослых, легко запоминает стихи. В этом возрасте определяются черты характера, формируются моральные понятия, представления об обязанностях.

У детей старшего дошкольного возраста улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они достаточно хорошо имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослыми становится внеситуативной. К тому же ребенок общается не только с близкими людьми, педагогами, но и с посторонними, интенсивно развиваются формы и содержание общения со сверстниками, превращаясь в мощный фактор психического развития, который влечет за собой освоение соответствующих коммуникативных умений и навыков.

Необходимо отметить, что в возрасте 4-х лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга общения. Его общение становится внеситуативным, взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Следует особо подчеркнуть, что главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их соотнесенность с другими действиями, другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников является совершение действий с игрушками и предметами-заместителями. Однако в этом возрасте продолжительность игры еще небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами.

В игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста уже появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполнятся не ради них самих, а ради смысла игры. В игре происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Необходимо отметить, что основные достижения дошкольного возраста связанны прежде всего с развитием игровой деятельности, появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием восприятия, памяти, внимания, образного мышления и воображения, речи, изобразительной деятельности; конструирования по замыслу, планирования, познавательной мотивации, эгоцентричности собственной позиции; формированием потребности в уважении со стороны взрослых, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности в играх со сверстниками. Все это обусловливает дальнейшее развитие образа Я ребенка, его детализацию. [9]

В исследованиях было доказано, что дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и выстраивают свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью соответствующей и содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, причем одни роли становятся для них привлекательнее, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. [8]

Необходимо отметить, что главная потребность ребенка состоит в том, чтобы войти в мир взрослых, быть как они, действовать вместе с ними. Но реально выполнять функции старших ребенок не может. В тоже время виды деятельности дошкольника различаются с точки зрения отношений, которые складываются между ребенком и взрослым, т.е. по тому, в какой форме взрослый присутствует в той или иной деятельности ребенка. В игре взрослый, его общественные функции, отношение к вещам и другим людям присутствуют опосредованно, через роль. Благодаря роли, ее действенному воплощению дошкольник осваивает принятые в обществе отношения к людям и вещам.

Следует обратить внимание на то, что в дошкольном возрасте взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других людей.

Необходимо отметить, что взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. У дошкольников появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделятся лидеры. В играх появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что обусловливает развитие образа Я ребенка.

Читайте также:  Анализ подъема детей после сна

Главным итогом развития всех видов деятельности, с одной стороны, выступает овладение моделированием как центральной умственной способностью (Л.А. Венгер), с другой стороны, формирование произвольного поведения (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). Дошкольник учится ставить более отдаленные цели, опосредованные представлением, и стремится к их достижению, несмотря на препятствия.

В дошкольном возрасте главным новообразованием становится новая внутренняя позиция, новый уровень осознавания своего места в системе общественных отношений.

Таким образом, в дошкольном детстве значительные изменения происходят во всех сферах психофизического развития ребенка. Как ни в каком другом возрасте, ребенок осваивает широкий круг различных видов деятельности – игровую, трудовую, продуктивную, бытовую, общение, причем именно в игре формируется как психическая сторона, так и мотивационно–целевая.

Дата добавления: 2017-01-21 ; просмотров: 1807 | Нарушение авторских прав

источник

Вся жизнь ребенка разделена на следующие возрастные периоды:

Дошкольный возраст(от 2 до 3 лет)

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжают развиваться предметная деятельность, деловое сотрудничество ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление, в конце года появляются основы наглядно-образного мышления.

В ходе совместной совзрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять словесные просьбы взрослых, ориентируясь в пределах ближайшего окружения.

Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить сложные и сложноподчиненные предложения, в разговоре совзрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1500-2500 слов.

К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.

Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

Внимание в 2-3 года– непроизвольное. Трудно привлечь внимание2-3 летнего малыша к предмету, который его не интересует. Внимание в данном возрастенеустойчиво, носит эмоциональный и непродолжительный характер. Но уже в этом возрасте начинает развиваться воля малыша и появляются зачатки произвольного внимания. В два с половиной года малыш может сам направлять и некоторое время (приблизительно 10 — 15 минут) удерживать внимание на каком-либо предмете или деятельности (собирать башню из кубиков, раскрашивать картинку).

В возрасте 2 – 3 года преобладает непроизвольная память, в этот период малыш с легкостью запоминает и воспроизводит небольшие четверостишья, которые привлекают его внимание и вызывают интерес.Кконцу 2-го года ребенок легко узнает знакомые предметы.

Основная форма мышления – наглядно-действенное мышление. Его особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.К концу третьего года жизни у детей появляются зачатки наглядно-образного мышления. Ребенок в ходе предметно-игровой деятельности ставит перед собой цель, намечает план действия и т. п.

Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ «Я». Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения совзрослым и др. Он может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.

Младший дошкольный возраст (от 3 до 4 лет)

В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга.Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции.

Трехлетние дети начинают высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях, делают умозаключения, устанавливают зависимость между ними. У ребенка формируется способность к обобщению, он начинает объединять ряд предметов, сходных по назначению, в единую группу, различать предметы, близкие по внешним признакам.

Постепенно совершенствуется грамматическая правильность речи. На вопросы взрослых ребенок отвечает развернутыми фразами, состоящими из 3—4 и более слов. Понятнее становится речь в целом, отчетливее произнесение слов и звуков.

Начиная с 3-х летнего возраста, ведущим видом деятельности становится зрительное восприятие.

Формируется целенаправленное рассматривание, в ходе которого ребёнок выделяет основные части предмета. Первоначально предмет воспринимается в целом (Что это?). Затем вычленяются его части, их форма, размер, цвет и т.д. После этого определяется пространственное отношение частей друг к другу (выше, ниже, справа, слева). На следующем этапе выделяются более мелкие, незаметные детали, и в завершении происходит повторное восприятие предмета.

В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети переходят к сенсорным эталонам — культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы дошкольного образовательного учреждения, а при определенной организации образовательного процесса — и в помещении всего дошкольного учреждения.

Увеличивается объём внимания – ребёнок может действовать с несколькими предметами. Начинают формироваться механизмы распределения и переключения внимания. Ребёнок уже в состоянии некоторое время не отвлекаясь выполнять даже неинтересное задание (начинает формироваться произвольность), но всё же внимание больше неустойчивое и зависит от атрибутов, обстановки и окружения.

Развивается память. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить отрывки из любимых произведений.

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дети способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других, формируется самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя.

Средний дошкольный возраст (от 4 до 5 лет)

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия.Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д.Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.

К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку: величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина.

Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если им предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ будет таким же — больше белых.

Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.Совершенствуется ориентация в пространстве.

Увеличиваетсяустойчивостьвнимания. Ребенку оказываетсядоступнойсосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает формироваться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д.

Начинает развиваться образное мышление.Дети способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи.

Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками; дальнейшим развитием образа «Я» ребенка, его детализацией.

Дошкольный возраст (от 5 до 6 лет)

Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие.

Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.

Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов.

Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно, если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Период старшего дошкольного возраста (5-6 лет) благоприятен для развития всех видов памяти:

кратковременной и долговременной, наглядно-образной, слуховой, зрительной. Улучшается устойчивость памяти. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приёмы и средства (в качестве подсказки могут выступать схемы, карточки или рисунки).

Продолжает совершенствоваться обобщение, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории.

Дошкольный возраст (от 6 до 7 лет)

Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д.

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развиваются навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Внимание дошкольников становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

В возрасте 6-7 лет ребенок не только способен запомнить некоторое количество предметов, образов, слов, но и начинает их классифицировать. А это значительно расширяет возможности памяти. В этом возрасте запускаются процессы опосредованной памяти, то есть, запоминания объектов, явлений, образов, слов, основанное на сравнении их с объектами, явлениями, образами и словами, запомненными ранее.

Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.

Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатироватьснижение развития воображения в этом возрасте по сравнению с предыдущим возрастным периодом. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

Младший школьный возраст (от 7 до 10 лет)

Ведущая деятельность в младшем школьном возрасте — учебная.

Происходит осознанное усвоение звукового анализа и грамматических правил. Ребенок умеет писать диктанты. Сознательно строит свои высказывания. Начинает использовать речевые приемы. Постоянно усваивает новые понятия, расширяя запас знаний и представлений об окружающем мире. Выполняет нормы по технике чтения. Понимает и умеет делать выводы в сложных аллегорических текстах.

Представления об окружающем мире.

Ребенок имеет представления о природе: о диких и домашних животных, хищных и травоядных, о зимующих и перелетных птицах; о травах, кустарниках и деревьях, о садовых и полевых цветах, о плодах растений; о явлениях природы. Имеется запас географических знаний: о городах и странах, реках, морях и озерах, о планетах. Ребенок ознакомлен с профессиями людей; видами спорта.

Наиболее типичной чертой восприятия детей данного возраста является его малая дифференцированность. Постепенно процесс восприятия понемногу усложняется, все в большей степени в нем начинает преобладать анализ. Восприятие младшего школьника определяется, прежде всего, особенностями самого предмета. Поэтому дети замечают в предметах не главное, важное, существенное, а то, что ярко выделяется — окраску, величину, форму и т. п.

Читайте также:  Анализ подходов к нейропсихологической диагностике детей

В младшем школьном возрасте преобладает непроизвольное внимание. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности или на деятельности интересной, но требующей умственного напряжения. Реакция на все новое, яркое необычно сильна в этом возрасте. Ребенок не умеет еще управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Все внимание направляется на отдельные, бросающиеся в глаза предметы или их признаки. Возникающие в сознании детей образы, представления вызывают сильные переживания, которые оказывают тормозящее влияние на мыслительную деятельность. Поэтому, если суть предмета не находится на поверхности, если она замаскирована, то младшие школьники и не замечают ее.

Объем внимания младшего школьника меньше (4-6 объектов), чем у взрослого человека (6-8), распределение внимания слабее. Свойственно неумение распределить внимание между различными символами, объектами восприятия и видами работ.

Внимание младшего школьника отличается неустойчивостью, легкой отвлекаемостью. Неустойчивость внимания объясняется тем, что у младшего школьника преобладает возбуждение над торможением.

Одной из особенностей внимания, которую также необходимо учитывать, является то, что младшие школьники не умеют быстро переключать свое внимание с одного объекта на другой.

Внимание теснейшим образом связано с эмоциями и чувствами детей. Все то, что вызывает у них сильные переживания, приковывает их внимание. Дети младшего школьного возраста, безусловно, способны удерживать внимание на интеллектуальных задачах, но это требует колоссальных усилий воли и высокой мотивации. Одним и тем же видом деятельности младший школьник может заниматься весьма непродолжительное время (15-20 мин) в связи с быстрым наступлением утомления, запредельного торможения. Постепенно внимание младшего школьника приобретает выраженный произвольный, преднамеренный характер.

Интенсивно развиваются все процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение информации. А также — все виды памяти: долговременная, кратковременная и оперативная.

Активно формируется произвольное запоминание. Важным становится не только то, что запомнить, но и как запомнить.Недостаточно развит самоконтроль при заучивании. Младший школьник не умеет проверить себя. Иногда не отдает себе отчета в том, выучил заданное или нет.

Основной вид мышления — наглядно-образный. Специфика данного вида мышления заключается в том, что решение любой задачи происходит в результате внутренних действий с образами.

Формируются элементы понятийного мышления и мыслительные операции — анализ, синтез, сравнение, группировка, классификация, абстрагирование, которые необходимы для соответствующей переработки теоретического содержания. Преобладающим является практически действенный и чувственный анализ. Это означает, что обучающиеся сравнительно легко решают те учебные задачи, где можно использовать практические действия с самими предметами или находить части предметов, наблюдая их в наглядном пособии.

Развитие абстракции у детей проявляется в формировании способности выделять общие и существенные признаки. Одной из особенностей абстракции детей младшего школьного возраста является то, что за существенные признаки они порой принимают внешние, яркие признаки. Вместо обобщения часто синтезируют, т. е. объединяют предметы не по их общим признакам, а по некоторым причинно-следственным связям и по взаимодействию предметов.

Таким образом, важнейшей особенностью мышления, детей младшего школьного возраста является возникновение системы понятий, в которой ясно разделены и соотнесены друг с другом более общие и более частные понятия.

Происходит активное развитие воображения как воссоздающего, так и творческого. Развитие воображения идет в следующих направлениях:

    • увеличивается разнообразие сюжетов;
    • преобразуются качества и отдельные стороны предметов и персонажей;
    • создаются новые образы;
    • появляется способность предвосхищать последовательные моменты преобразования одного состояния в другое;
    • появляется способность управления сюжетом.

Формируется произвольность воображения. Воображение развивается в условиях осуществления специальной деятельности: сочинение рассказов, сказок, стихов, историй.

Произвольность поведения и деятельности.

Заметные сдвиги происходят в сфере развития произвольных форм поведения и деятельности. Основным фактором развития произвольности у ребенка является появление в его жизни учебного труда в виде постоянных обязанностей.

Развитие произвольности идет по двум направлениям:

  • формируется умение ребенка руководствоваться целями, которые ставит взрослый;
  • формируется умение ставитьцели самому и в соответствии с ними самостоятельно контролировать свое поведение.

В плане личностного развития существенным является то, что возраст 7—8 лет является сензитивным периодом для усвоения моральных норм. Это единственный момент в жизни человека, когда он психологически готов к пониманию смысла норм и правил и к их повседневному выполнению.

Младший школьный возраст – это возраст наибольшего благополучия в аффективно-потребностной сфере, возраст преобладания положительных эмоций и личностной активности.

Ребенок младшего школьного возраста, как и дошкольник, продолжает стремиться иметь положительную самооценку.

«Я хороший» — внутренняя позиция ребенка по отношению к самому себе.

Стремление «быть как все» возникает в условиях учебной деятельности из-за следующих причин. Во-первых, дети учатся овладевать обязательными для этой деятельности учебными навыками и специальными знаниями. Учитель контролирует весь класс и побуждает всех следовать предлагаемому образцу. Во-вторых, дети узнают о правилах поведения в классе и школе, которые предъявляются всем вместе и каждому в отдельности. В-третьих, во многих ситуациях ребенок не может самостоятельно выбрать линию поведения, и в этом случае он ориентируется на поведение других детей.

В незнакомых ситуациях ребенок чаще всего следует за другими вопреки своим знаниям, вопреки своему здравому смыслу. При этом независимо от выбора поведения он испытывает чувство сильного напряжения, смятения, испуга. Конформное поведение, следование за сверстниками типично для детей младшего школьного возраста. Это проявляется в школе на уроках (дети, например, часто поднимают руку вслед за другими, при этом бывает, что они внутренне вовсе не готовы к ответу), это проявляется в совместных играх и в повседневных взаимоотношениях.

Стремление «быть лучше, чем все» в младшем школьном возрасте проявляется в готовности быстрее и лучше выполнить задание, правильно решить задачу, написать текст, выразительно прочитать. Ребенок стремится утвердить себя среди сверстников.

Стремление к самоутверждению также стимулирует ребенка к нормативному поведению, к тому, чтобы взрослые подтвердили его достоинство. Однако стремление к самоутверждению в том случае, если ребенок не способен или затрудняется выполнять то, чего от него ожидают (в первую очередь, это его успехи в школе), может стать причиной его безудержных капризов.

Во всех случаях эти дети не могут удовлетворить стремление к самоутверждению другими путями и избирают инфантильный бесперспективный способ обратить на себя внимание. Форму капризов обретает поведение ребенка с еще скрытыми акцентуациями в развитии личности, что в дальнейшем может проявить себя в подростковом возрасте в асоциальном поведении.

Младшие школьники с адекватной самооценкой отличаются активностью, стремлением к достижению успеха в учении, большей самостоятельностью.

Иначе ведут себя дети с низкой самооценкой: они не уверены в себе, боятся учителя, ждут неуспеха, на уроках предпочитают слушать других, а не включаться в обсуждение.

Подростковый возраст (11-15 лет)

Роль ведущей в подростковом возрасте играет социально-значимая деятельность, средством реализации которой служит: учение, общение, общественно-полезный труд.

Именно в процессе обучения происходит усвоение мышления в понятиях, без которого «нет понимания отношений, лежащих за явлениями» (Л.С. Выготский, 1984). Мышление в понятиях дает возможность проникать в сущность вещей, понимать закономерности отношений между ними. Поэтому в результате усвоения новых знаний перестраиваются и способымышления. Знания становятся личным достоянием подростка, перерастая в его убеждения, что, в свою очередь, приводит к изменению взглядов на окружающую действительность. Таким образом, «полная социализация мышления заключается в функции образования понятий». Изменяется и характер познавательных интересов — возникает интерес по отношению к определенному предмету, конкретный интерес к содержанию предмета.

Ведущим мотивом поведения подростка является стремление найти свое место среди сверстников. Причем отсутствие такой возможности очень часто приводит к социальной неадаптированности и правонарушениям. Подросток максимально подвержен влиянию группы, ее ценностей; он боится утратить популярность среди сверстников. Место подростка в системе взаимоотношений зависит преимущественно от его нравственных качеств, а его положение в группе определяет разную степень его “эмоционального благополучия”. В общении как деятельности происходит усвоение ребенком социальных норм, переоценка ценностей, удовлетворяется потребность в признании и самоутверждении.

Общественно полезная деятельность.

Пытаясь утвердиться в новой социальной позиции, подросток старается выйти за рамки ученических дел в другую сферу, имеющую социальную значимость. Для реализации потребности в активной социальной позиции ему нужна деятельность, получающая признание других людей, деятельность, которая может придать ему значение как члену общества. Характерно, что когда подросток оказывается перед выбором общения с товарищами и возможности участия в общественно-значимых делах, подтверждающих его социальную значимость, он чаще всего выбирает общественные дела. Общественно полезная деятельность является для подростка той сферой, где он может реализовать свои возросшие возможности, стремление к самостоятельности, удовлетворив потребность в признании со стороны взрослых, создает возможность реализации своей индивидуальности.

Существенные изменения происходят в развитии монологической речи. Эти изменения заключаются в переходе от умения пересказывать небольшое произведение или отрывок текста до способности самостоятельно готовить устное выступление, вести рассуждения, высказывать мысли и аргументировать их. Письменная речь улучшается в направлении от способности к письменному изложению до самостоятельного сочинения на заданную или произвольную тему.

Развитие восприятия связано с интеллектуализацией всего чувственного познания. Подростку надо не просто видеть наглядный материал, но и разобраться в чертеже, схеме, рисунке, выделить существующие в них зависимости. Необходима установка на размышление в процессе восприятия, определение причинно-следственных связей.

Вниманиевподростковомвозрасте является произвольным и может быть полностью организовано и контролируемо подростком.Внимание становится активным. Усиливается распределение внимания. Подросток может решать задачу и тихонько напевать, читать под партой книжку и чутко следить за ситуацией в классе, мечтать о далеких странствиях и изображать внимательного слушателя.

Помимо развития произвольной и опосредованной памяти у ребенка начинается активное развитие логической памяти, которая постепенно занимает доминирующее место в процессе запоминания учебного материала. Замедляется развитие механической памяти.

Гипотетико-рассуждающее мышление, в основе которого лежит высокая степень обобщённости и абстрактности.

Необходимым условием формирования такого типа мышления является способность сделать объектом своей мысли саму мысль. И именно в подростковом возрасте появляются все условия для этого. Мышление выступает теперь не только в виде практических действий и не только в форме наглядных образов, а прежде всего в форме отвлеченных понятий и рассуждений. В этом возрасте к разрешению задачи мышление идет с помощью многообразных операций, таких как сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение.

Общее интеллектуальное развитие подростков, не умеющих оперировать абстрактными понятиями, сформированность которых является важным показателем мыслительно-речевого развития, значительно замедляется. Не владея способами логико-речевых преобразований, ребенок демонстрирует низкий уровень языкового развития. При этом он неточно выражает свои мысли, делает неправильные выводы, стремится к дословному воспроизведению текста учебника, тем самым, создавая у учителя представление о себе как о неспособном, «трудном» ученике.

С несформированностью абстрактно-логического мышления связано и значительное число школьных трудностей детей, приводящих часто к стойкой академической неуспеваемости. Знания разного уровня — обобщённые и конкретные, приобретённые с помощью стихийно формирующихся процессов мыслительной деятельности, упорядочиваются слабо, и поэтому в голове ученика они часто “сосуществуют” вместо того, чтобы складываться в иерархизированные системы.

Дети подросткового возраста все чаще начинает обращаться к творчеству. Некоторые подростки начинают писать стихи, серьезно заниматься рисованием и другими видами творчества. Неудовлетворенность потребностей и желаний подростка в реальной жизни легко воплощается в мире его фантазий. Поэтому воображение и фантазии в ряде случаев приносят успокоение, снимая напряженность и устраняя внутренний конфликт.

В моральной сфере две особенности заслуживают пристального внимания:

· устойчивые «автономные» моральные взгляды, суждения и оценки, независимые от случайных влияний.

Однако мораль подростка не имеет опоры в моральных убеждениях, еще не складывается в мировоззрение, потому может легко изменяться под влиянием сверстников.

Формирование самосознания подростка заключается в том, что он начинает постепенно выделять качества из отдельных видов деятельности и поступков, обобщать и осмысливать их как особенности своего поведения, а затем и качества своей личности. «Я – концепция» в подростковом возрасте — одна из самых динамично развивающихся психологических структур.

Предметом оценки и самооценки, самосознания и сознания являются качества личности, связанные, прежде всего, с учебной деятельностью и взаимоотношениями с окружающими. Поведение подростка становится поведением для себя, он осознает себя целостно. Это конечный результат и центральная точка всего переходного возраста.

Чрезвычайно важный компонент самосознания — самоуважение. Самоуважение выражает установку одобрения или неодобрения по отношению к самому себе и указывает, в какой мере индивид считает себя способным, значительным, преуспевающим и достойным.

В этом возрасте у детей появляется желание иметь свою точку зрения, всё взвесить и осмыслить, потребность в раздумьях о себе и окружающих, в размышлениях о предметах и явлениях, в том числе о тех, что не даны в непосредственно-чувственном восприятии.

источник

Людмила Кашеня
Психофизиологические особенности развития детей раннего возраста.

Развитие ребенка от 1 до 3 лет можно охарактеризовать словами

И. М. Сеченова: «Вооруженный умением смотреть, слушать, осязать, ходить и управлять движениями рук ребенок перестает быть, так сказать, прикрепленным к месту и вступает в эпоху более свободного и самостоятельного общения с внешним миром».

Раннее детство – особый период становления органов и систем, и прежде всего функций мозга. Связи между клетками формируются наиболее активно в период от 0 до 3 лет, к 3 годам мозг достигает 80 % взрослого потенциала. Именно в эти годы происходит закладка основных черт характера, становление личности в плане проекции себя в мире «я сам», соотношения себя и мира.

Главная особенность этого периода – скачкообразность развития. При этом выделяются периоды медленного накопления, когда отмечается замедление в становлении некоторых функций организма и чередующиеся с ними так называемые критические периоды (скачки, когда на протяжении короткого времени меняется облик ребенка.

Читайте также:  Анализ подъема детей после дневного сна

В этом возрасте у малышей происходит интенсивное формирование опорно-мышечного аппарата, развитие всех физиологических систем организма и психики, раскрытие способностей. Ребенок готов осваивать (играть на музыкальном инструменте, в шахматы, плавать и т. п.). Его очень легко научить именно в этом возрасте, когда он готов действовать с предметами, совершив важнейшее действие, — обозначив собственное «я».

Учёт особенностей физиологического развития детей раннего

возраста в образовательном процессе

Особенности физиологического развития детей раннего возраста Учёт данных особенностей в образовательном процессе

Сказывается влияние: наследственных факторов; интенсивность обмена веществ; эндокринный фон организма; активность секретов пищеварительных желёз. Оказывают влияние особенности климата; жилищно-бытовые условия; режим дня; характер питания; перенесённые заболевания

Тщательно следить за показателями физического развития ребенка: массой тела,

Окружность грудной клетки, окружностью головы, их темпами прироста и соотношением

Продолжает формироваться острота зрения. Размер глазного яблока и глазодвигательная мускулатура окончательно еще не сформировались. Тесное взаимодействие зрительного восприятия и двигательных действий приводит к тому, что практические манипуляции с объектом в раннем возрасте являются необходимым фактором зрительного опознания. Формирование сенсорных систем тесно связано с развитием внимания, умением сосредоточиться на своих ощущениях: зрение – с улучшением зрительного внимания, слух – с развитием слухового внимания, тактильное, мышечно-суставное чувство – в ходе формирования контроля над движениями и осязанием и т. д.

Способствовать снижению удельного веса ощупывания в зрительном восприятии, формировать более организованное и систематичное зрительное и осязательное обследование предмета, решение сенсорной задачи узнавания, опознавания.

Поощрять деятельность, развивающую зрительно-моторную координацию.

Формировать развивающую среду, которая будет способствовать развитию всех органов чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, мышечно-суставное чувство) содержать в себе игрушки, предметы, снаряды, поверхности, звуки, запахи, позволяющие ребенку познакомиться в ощущениях со всем многообразием внешнего мира).

Происходит созревание «схемы тела». Оно сопряжено с формированием латералиты – функциональной асимметрии в деятельности парных сенсорных органов (ведущего глаза, руки, уха). Развитие межполушарной асимметрии связано с начальным этапом повышения активности левого полушария, сопровождаемого осознанием чувства «я» и развитием речи, наиболее активно представленных в 1,5 – 2,5 – 3 года

Формировать понятия «право-лево», повышать сенсомоторный репертуар ребенка, упражнения выполнять зеркально, сперва ведущей рукой (ногой, глазом, затем второй, вместе параллельно и затем разнонаправлено.

Относиться к ребенку все более не как к объекту ухода, а как к субъекту общения

Особенности физиологического развития детей раннего возраста Учёт данных особенностей в образовательном процессе

Наблюдается испуг при неожиданном появлении незнакомого резкого звука, темноты, боли, высоты, одиночества, может возникнуть страх перед животными, движущимся транспортом. Страх при долгом отсутствии матери, который наблюдается с 7 месяцев, к 2 годам должен исчезнуть. Позже, в 3 года появляется страх перед наказанием Необходимо отвлечь ребенка, занять, поиграть с ним, выйти на прогулку, обеспечить поддержку, любовь и признание, стабильное и уверенное поведение. Тогда страхи уходят сами, тема перестает волновать ребенка, поглощенного новыми впечатлениями.

Помнить, что нельзя запирать ребенка в темном незнакомом помещении, пугать малыша (отдам чужой тете, придет Баба Яга и утащит). Использовать сказкотерапию (как Бабка Ёжка стала доброй, как паучок помог девочке).

Не перегружать фантазию ребенка: игрушки должны соответствовать возрасту, исключить агрессивные мультфильмы и книги

Происходит значительное увеличение среднего носового хода с 2 лет. До этого носовые ходы узкие. Слизистая оболочка носовой полости очень нежна и богато снабжена кровеносными сосудами, причем просвет сосудов шире, чем у взрослых. Из околоносовых пазух сформированы только решётчатые и лобные, они могут давать осложнения при воспалительных заболеваниях глаз, уха и носа.

Создаются предпосылки для отита из-за особенности строения уха, особенно при заболеваниях верхних дыхательных путей, носоглотки, которые у детей нередко осложняются воспалением среднего уха

Продолжается до 3 лет быстрый рост гортани, и в это время у мальчиков и девочек она одинакова. Гортань имеет форму воронки. Голосовые связки прикрепляются у детей раннего возраста выше, чем у взрослых, они короткие по отношению к голосовой щели Необходимо учить детей правильно очищать нос. Одновременное очищение от слизи обеих ноздрей создает излишнее давление в полости носа, и инфекция может проникнуть в ухо и околоносовые пазухи. Чтобы избежать этого, необходимо учить детей во время умывания сморкаться без усилий, прочищать каждый носовой ход по отдельности, слегка приоткрывая рот. Не рекомендуется втягивать слизь вовнутрь – инфекция может проникнуть еще глубже в носоглотку, дыхательные пути, пазухи и ухо. Если нет возможности промыть нос, то лучше использовать сухие или одноразовые носовые платки

Не допускать повреждения слизистой гортани и голосовых связок при голосовых перегрузках, резких перепадах температуры, посторонних примесях во вдыхаемом воздухе (пыль, резкие запахи, жаркий сухой, холодный воздух). Не требовать от детей громких ответов, не считаясь с тем, что у ребенка тихий голос или он охрип после простуды; репертуар детских песен подбирать в соответствии с диапазоном детского голоса; не допускать напряжения голоса на холоде и на ветру, учить детей говорить и петь вполголоса

Особенности физиологического развития детей раннего возраста. Учёт данных особенностей в образовательном процессе

Наблюдается ограничение возможностей дыхания в раннем возрасте из-за незрелости лёгочной ткани, её чрезмерной рыхлости и полнокровия, горизонтального стояния рёбер, слабости дыхательной мускулатуры. Слизистая оболочка трахеи и носоглотки нежна и богата кровеносными сосудами, но относительно суха вследствие недостаточного развития слизистых желёз. Слизистая дыхательных путей легко подвергается отёку, ребенок может начать задыхаться, закашливаться в ответ на воспаление, резкий вкус, запах, эмоциональное возбуждение, крик Способствовать развитию, формированию тонуса, силы дыхательной мускулатуры (межрёберных мышц, брюшного пресса, диафрагмы, спины, что нормализует процессы оксигенации крови, питания головного мозга и внутренних органов, формированию речевого выдоха и речи, предупреждает заболевания органов дыхания.

Необходимо не допускать резких перепадов температуры воздуха, влажности, появления резких запахов, употребления ребенком лекарств, продуктов с острыми специями, уксусом и т. п.

Заканчивается прорезывание всех 20 молочных зубов. Недостаточное количество слюны и высокая её вязкость, несформированность жевательной мускулатуры физиологически осложняют пережёвывание пищи Способствовать усвоению и закреплению навыка жевания, откусывания. Кулинарная обработка пищи должная соответствовать возрасту. Молочные зубы нежные и хрупкие, это следует учитывать при организации питания детей.

Проводить профилактику кариеса. Кариозные зубы являются очагом хронической инфекции в организме ребёнка, что приводит к аллергизации, вызывает напряжение иммунитета, осложненное течение инфекционных заболеваний, реакцию на прививки.

Особо обращать внимание на развитие прикуса, степень санации полости рта и молочных зубов у детей в силу того, что зачатки постоянных зубов находятся под молочными.

Формировать правильный прикус: приучать ребёнка к откусыванию и пережёвыванию твёрдой пищи, дышать через нос

Отмечается недостаточная секреция желёз желудка у ребёнка. В желудочном соке содержатся все ферменты, но в небольшом количестве, небольшой переваривающей силе и низкой кислотности желудочного сока. Кишечник ребёнка отличается активной и очень неустойчивой перистальтикой. Она может легко усиливаться под влиянием местного раздражения (поступление пищи, её брожение в кишечнике) и различных внешних воздействий Необходимо не только придерживаться специально разработанного рациона питания, но и считаться со вкусом и индивидуальными особенностями ребёнка. Следует исключать из рациона плохо переносимую пищу, чтобы предупредить тяжёлые реакции.

Не допускать общего перегревания ребёнка, резкого звукового раздражения, резкого увеличения его двигательной активности. Это может привести к усилению перистальтики кишечника, вплоть до болевых ощущений, появления жидкого стула и непроизвольной дефекации

Особенности физиологического развития детей раннего возраста Учёт данных особенностей в образовательном процессе

Движения характеризуются Н. А. Берштейном как «грациозная неуклюжесть». Они недостаточно ловки и координированы. Вначале конструктивные действия носят подражательный характер, а затем начинается использование собственных способов конструирования.

Заканчивается формирование акта ходьбы в общих чертах (примерно к 2 годам, хотя биомеханические особенности (высокое расположение центра массы тела над осями тазобедренных суставов, слабость мышц нижних конечностей) в ходьбе детей остаются вплоть до школьного возраста. Ходьба и бег почти не отличаются друг от друга Формировать все основные паттерны движения, учитывая то, что дети сначала овладевают различением направлений по вертикальной оси и горизонтальной оси, затем развивается различение правой и левой стороны. Этот принцип относится и к собственному телу.

Способствовать овладению орудийными движениями. И посредством орудия, инструмента (столовые приборы, лопатки и др.); формами поведения; правильными действиями с различными предметами (карандашом, кисточкой и др.) способствовать предметной имитационной игровой деятельности.

Совершенствовать лазанье, бросание; постепенно овладевать простыми плясовыми движениями

Происходит наиболее интенсивно рост позвоночного столба. С 1,5 до 3 лет замедляется рост шейных и верхнегрудных позвонков и ускоряется рост поясничного отдела, что характерно для всего периода роста позвоночника.

Сохраняется коническая форма грудной клетки с более горизонтальным расположением рёбер и развёрнутой нижней апертурой.

Начинается окостенение свободных конечностей, несформированная кисть быстро утомляется.

Позже формируется сводчатость стопы, в этом возрасте она еще не выражена, слабо развит мышечный аппарат стопы Проводить целенаправленные физические упражнения, равномерно укрепляющие скелет и мускулатуру тела (особенное спины, ног) и все мышцы-разгибатели, так как они физиологически развиты хуже.

Взрослые не должны допускать нахождения ребёнка в одном и том же положении: стоя, сидя, лёжа на полу и т. д. – длительно (более 15-20 минут).

Не допускать перегрузки мускулатуры кистей рук в ходе игры, рисования, ручного труда, физической активности (висы, подтягивание, поднятие и перенос тяжестей, выкручивающие движения и т. д.).

Проводить корригирующие систематические упражнения для укрепления свода стопы несколько раз в день, например ходьба босиком по шершавым поверхностям. Необходимо большое внимание уделять обуви (плотный задник, эластичная подошва с каблучком, соответствующая размеру стопы стелька, супинатор, плотный обхват подъёма).

Не позволять детям спрыгивать с большой высоты, учить правильно, мягко делать соскок, страховать при соскоках

Легко изменяется величина кровяного давления под влиянием различных внешних факторов. При переходе тела из положения сидя в горизонтальное положение кровяное давление у большинства детей повышается на 10-20 мм рт. ст., под влиянием эмоций давление повышается на 20-40 мм рт. ст. Не допускать функциональных перегрузок сердечно — сосудистой системы, очень осторожно подходить к организации двигательной активности и занятий физической культурой. А также помнить,

Наблюдается интенсивность роста почек. Она наиболее велика в первые 3 года жизни. Мочи у детей отделяется сравнительно больше, чем у взрослых, а мочеиспускание происходит чаще за счёт интенсивного водного обмена и относительно большого количества воды и углеводов в рационе питания ребёнка.

Меняется реакция мочи в зависимости от характера получаемой ребёнком пищи. При питании преимущественно мясной пищей в организме образуется много кислых продуктов обмена, соответственно и моча становится более кислой. При употреблении растительной пищи реакция мочи сдвигается в щелочную сторону.

У девочек наблюдается более короткие и широкие мочевыводящее пути, которые облегчают восходящий путь распространения инфекции в мочевой пузырь и почки что при физических нагрузках у малышей изменяется частота дыхания, а не глубина

Формировать у детей условно-рефлекторные механизмы задержки мочеиспускания не только днём, но и ночью за счёт высаживания на горшок и ограничения пользования подгузниками до минимума.

Следить за характером питания, рацион должен содержать оптимальное количество белковой и растительной пищи, чтобы не допускать чрезмерного ощелачивания или окисления мочи – это раздражает мочевыводящие пути.

Проводить профилактику, учить детей соблюдать гигиенические правила. Профилактика включает использование соответствующих полу и возрасту подгузников, горшков и унитазов, исключающих затекание мочи в половые органы, чистое, по размеру, хорошо облегающее нижнее бельё, профилактика энтеробиоза (остриц, чистый, тёплый и безопасный пол и ковёр для игры и т. д.

Особенности адаптации к детскому саду детей раннего возраста «Особенности адаптации к детскому саду детей раннего возраста» Адаптация — это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка.

Двигательная активность детей раннего возраста и ее особенности Касенова Махида Назировна воспитатель первой категории Казахстан Северо- Казахстанская область г. Петропавловск КГУ ДОМ РЕБЕНКА «Двигательная.

Комплексное взаимодействие с детьми раннего возраста, имеющими особенности развития В настоящее время в условиях неблагоприятной экологической обстановки и неустойчивых социальных условий проблема здоровья детей является.

Консультация для родителей «Особенности развития детей раннего возраста» Все детство от рождения до 18 лет делится на ряд возрастных периодов, первые три года которого выделяются в особый период, называемый периодом.

Особенности психофизического развития детей с ОВЗ и детей с нормой раннего возраста Психофизические особенности у детей в норме. возраст от рождения до 1 года Уже к моменту рождения у ребенка сформированы врожденные безусловные.

НОД в студии раннего развития «Песенка волка» для детей раннего возраста Цель занятия: 1. Ознакомление с буквой «У» Задачи: 1. Закрепление правильного произношения звука «А» и звука «У» 2. Обучение выкладыванию.

Особенности адаптации детей раннего возраста в детском саду Адаптация ребенка к детскому саду является болезненным и сложным процессом, который может сопровождаться рядом негативных изменений в детском.

Особенности развития речи детей старшего возраста Особенности развития речи детей старшего возраста Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, мы,.

Проект «Русские народные сказки как средство развития речи детей раннего возраста» во второй группе раннего возраста МДОУ «Детский сад №4 комбинированного вида» Проект «Развитие познавательных и речевых способностей детей раннего дошкольного возраста.

Специфические особенности детей с ОНР Психологические особенности развития детей 5-летнего возраста с ОНР В соответствии с принципом рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития необходимо проанализировать.

источник