Меню Рубрики

Рождественский живу как хочу анализ

  • аватарки для мужчин (5)
  • Археология — древние цивилизации (27)
  • архитектура зодчество памятники (229)
  • Афоризмы (178)
  • балет (44)
  • ваш сад (7)
  • видео (4829)
  • Всемирное Наследие Юнеско (42)
  • декупаж (1)
  • джаз (19)
  • Для блогов (27)
  • Для комментов (4)
  • для компа (36)
  • ЖЗЛ (1570)
  • животный мир (237)
  • жизнь философия мечты (49)
  • здоровье (439)
  • знаменитости (1241)
  • избранное (1297)
  • интересно (755)
  • интерьер в доме (40)
  • Искусство (645)
  • История России (1491)
  • Камчатка (207)
  • картины живопись художники (1575)
  • кино (224)
  • коллаж (17)
  • коллекции (10)
  • консервирование овощей (31)
  • Красота человеческого лица (6)
  • кулинария (231)
  • Культурное наследие России (19)
  • Кэтрин Пирс (1)
  • легенды (121)
  • мгновения жизни (2547)
  • мир непознанного магия растений (134)
  • мир фото (1514)
  • мой компьютер (1)
  • мудрости жизни (700)
  • музыка (949)
  • музыка «Китайская лечебная» (12)
  • музыка «Мантры» (33)
  • музыка «Ретро» (801)
  • музыка «Танго» (48)
  • музыка инструментальная (573)
  • Музыка классическая (467)
  • Напитки и коктейли (59)
  • Натюрморты (225)
  • океаны и моря (139)
  • опера (11)
  • оперетта (2)
  • оперетта (0)
  • опыт в жизни юмор (6)
  • открытки разные (6)
  • полезно (119)
  • поэзия поэты (5546)
  • праздники православие (288)
  • Приметы (143)
  • природа (674)
  • притчи (265)
  • приятного аппетита (2)
  • проза (853)
  • психология (330)
  • разное (550)
  • личное (175)
  • рамки разные (309)
  • религия (76)
  • романсы (125)
  • романтика (44)
  • самоцветы (5)
  • Самые загадочные места на планете Земля (46)
  • сказки (107)
  • соусы маринады (4)
  • ссылки (624)
  • стихи разные (708)
  • страны путешествия (300)
  • страны чудеса света (15)
  • схемы оформления дневника (71)
  • тайное и неизведанное (70)
  • Танцы (46)
  • творчество роспись (12)
  • телевидение (2)
  • тесты (140)
  • уроки для дневника (162)
  • философия (41)
  • флеш-картинки (6)
  • фоны (0)
  • фотогенератор (6)
  • фэнтези (15)
  • цитаты (425)
  • юмор-юморина (460)

Как родная меня мать провожала. Хотите знать правду про ПРОВОДЫ и ПЕРЕВОДЫ (денежные и .

Салат на пасхальный стол ИНГРЕДИЕНТЫ шампиньоны 300 гр. .

На кухне я готовлю завтрак. На кухне я готовлю завтрак, Как пахнут кофе и халва! А может бы.

Мы все..в этой жизни бываем теми-кому нужен спасательный круг .. . .

Живу, как хочу,-
светло и легко.
Живу, как лечу,-
высоко-высоко.
Пусть небу
смешно,
но отныне
ни дня
не будет оно
краснеть за меня.
Что может быть лучше —
собрать облака
и выкрутить тучу
над жаром
песка!
Свежо и громадно
поспорить с зарей!
Ворочать громами
над черной землей.
Раскидистым молниям
душу
открыть,
над миром,
над морем
раздольно
парить!
Я зла не имею.
Я сердцу не лгу.
Живу, как умею.
Живу, как могу.
Живу, как лечу.
Умру,
как споткнусь.
Земле прокричу:
«Я ливнем
вернусь!»

Процитировано 1 раз
Понравилось: 6 пользователям

источник

Отборочный этап олимпиады Россия Беларусь 2017 год

Роберт Рождественский…Известное имя — переводчик и поэт-«шестидесятник» . Он является уникальным представителем целого поколения гениальных поэтов. Шестидесятые – непростые годы для СССР. Именно в это время наша страна остро ощущала на себе итоги войны, закончившийся культ Сталина. И произведения, появившиеся в это десятилетие, считались символом перемен, свободы и творческого подъема нашей Родины.

Роберт Иванович писал в одно время с не менее талантливыми поэтами такими, как Белла Ахмадулина, Владимир Высоцкий, Евгений Евтушенко. Именно они поднимали в своих трудах актуальные вопросы, касающиеся жизни современного общества, воспевали технический прогресс.

Перед нами стихотворение Рождественского «Людям, чьих фамилий я не знаю», посвященное ««атомщикам», именуемым скромно «ракетчиками»». Лирическим героем произведения является сам автор. От своего имени и от имени всех людей, живущих в стране, он говорит спасибо физикам, благодаря которым государство избежало еще одной войны.

Неслучайно написано стихотворение в 1960 году. Именно в этом году началась череда переговоров в Женеве между СССР и США о прекращении испытаний ядерного оружия.

Дело в том, что в период «холодной войны » США являлись лидером в сфере ядерных технологий. Единственное применение атомного оружия было произведено в Хиросиме и Нагасаки для того, чтобы оказать давление на Советский Союз. Следующим по плану для Америки была наша страна. Они хотели ударить по крупным городам Родины. В итоге советские физики-ядерщики за достаточно короткий промежуток создали свою ядерную бомбу. И теперь два могучих государства могли в один миг превратить всю планету в пыль. Вопрос о ядерном разоружении стал актуальным, и шестидесятые годы послужили началом движения Организации Объединенных Наций к договору о разоружении. К середине года было достигнуто четкое понимание в отношении структуры договора, в котором ядерное нераспространение было бы закреплено в качестве нормы международного поведения. Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод о теме, идее и основной мысли стихотворения. Тема — нелегкий труд ученых- физиков в сложившейся общественно-политической ситуации. Идея – благодарность советской науке за великие достижения и подвиг, который они совершают по сохранению мира. Основная мысль заключается в том, чтобы донести до читателей значение этих открытий, чтобы они гордились своими учеными и помнили, кому должны быть благодарны за наше «безвоенное» будущее.

Рассматриваемое стихотворение относится к одному из важных периодов в творчестве поэта. Новые технологии и великие достижения техники не могли не волновать поэта с активной гражданской позицией.

«По утрам на планете мирной голубая трава в росе», — таким замечательным пейзажем начинает стихотворение Роберт Иванович. Эпитет «мирный» обозначает и время, протекающее в обстановке мира, не нарушаемом войной, и несклонность к вражде и ссорам. Планета живет в мире и согласии. Уже с самого начала можно понять, что речь пойдет о чем-то значительном для всей Земли. И действительно, дальше говорится о Вселенной. Она «бесконечно дышит», то есть постоянно развивается, ни на минуту не умолкая. Но в этой миролюбивой Вселенной «мчат ракеты как сгустки Солнца». Ракеты мечутся по небосводу плотным слоем, мешают миру жить. И не было их раньше, они были недосягаемы для человечества. И тут появляются люди, которые не спали ночами для того, чтобы применить свои знания и создать наше будущее. Где-то стоят без дела аэродромы, ждущие «военного грома». Но «не рискнут они, не решатся» запустить ракеты и объявить войну. Враги боятся мощи СССР. «Вашей силы они страшатся», — пишет Рождественский. Но кто составляет эту силу? Дальше идет пояснение: «называют вас просто: «атомщики», именуют скромно «ракетчиками»». Так вот кому мы обязаны нашим беззаботным временем! Делая все для советского народа, они остаются неизвестными. Об этом говорят строки: «Рядом с нами вы, и не с нами». Не ради славы работают ученые, а для следующих поколений, для того, чтобы обеспечить им достойную и светлую жизнь. Автор отмечает, что « пока что над миром веет чуть смягчающееся недоверье» . Поэтому они должны оставаться в тайне от шпионов и разведчиков, чтобы секретные разработки не попали к врагу.

Профессора не поддаются уговорам перейти на вражескую сторону. Они верны своей Родине. Об этом говорят строки: «Люди в чьих–то штабах

упрямы. Составляет чья–то разведка далеко идущие планы и купюры крупные

стелет. » Несмотря на огромные вознаграждения за информацию, они все-таки остаются в стране и работают на ее благо.

Роберт Рождественский подчеркивает, что открытия только начинаются: «Сколько б вы напридумали разного! Очень нужного

и удивительного!». С каждым годом будут появляться все новые открытия, и на этом ученые не остановятся. Они будут двигаться вперед и только вперед, потому как «для разума никаких границ не предвидено».

Физики олицетворяют прогресс, «свет» нашей страны. Они ведут свои исследования в засекреченных лабораториях и имена их простому народу неизвестны. Вот кто такие настоящие патриоты, показывает нам Роберт Иванович.

«Гениальными невидимками» остаются великие ученые, спасшие не только нашу страну, но и всю планету от разрушения. И за это, мы должны быть им благодарны: «Низкий–низкий поклон вам, люди».

Когда я прочла стихотворение «Людям, чьих фамилий я не знаю», то сразу же мне вспомнился Владимир Маяковский. Поэзия Рождественского очень схожа с его поэзией. Не зря он был продолжателем творческого метода Владимира Владимировича. Но у Роберта Ивановича, как мне показалось, стихи более плавные и мягкие. Я не любительница творчества Маяковского, так как его стихи мне кажутся слишком грубыми, и читать их сложно. Тут же совершенно другая история. Вроде бы они схожи, но Рождественского хочется читать, не переставая. У него очень интересные сравнения, например «мчат ракеты, как сгустки солнца». Кто бы мог представить смертоносные ракеты мирными лучами солнца! Благодаря множеству повторов, таких как: «ничего не поделаешь – надо, ничего не попишешь – надо», читатели соглашаются с автором. Начинается осмысление: сложно быть укрытым от всех, но ради Родины, ради семьи нужно, как бы это ни было тяжело. Этот повтор придает отрывку некую силу искреннего сожаления о судьбе ученых, посвятивших всю свою жизнь делу науки и спасению мира. Все стихотворение Рождественского построено на акцентном стихосложении. Явно выделяются ступеньки слов, где читатель ставит паузы, тем самым вдумываясь в слова: «Составляет чья–то разведка

Сначала мы читаем первые две строки и интонацией заканчиваем предложение, но тут появляются еще «и купюры», которые дальше оказываются «крупными», и уже на слове «стелет» мы представляем себе дорожку из больших денег, устилающей путь к врагу.

На таких, так называемых, «ступеньках» и построено все произведение. Делая остановки на них, читатель лучше осознает текст. У него есть больше времени все осмыслить и понять.

Поэзия Рождественского пользуется большой популярностью среди читателей. Стихотворение «Людям, чьих фамилий я не знаю» актуально в настоящее время, так как мы должны помнить «незаметных» «гениальных невидимок», благодаря которым «мысли бьются в полушарьях земного шара». На мой взгляд, гениальная метафора жизни!

источник

Стихотворение “Я жизнь люблю безбожно” Рождественского начинается с парадоксальной на первый взгляд фразы: “Я жизнь люблю безбожно!” Но в данном случае имеется ввиду не натуральное безбожие поэта, а сильную любовь к этому миру, что сродни поэту Есенину, который боготворил “голубую Русь”.

Роберт признается в любви к жизни, хотя знает наперед, что все равно умрет. Он заглядывает в будущее:

“Я упаду
на камни
и, уходя
во тьму,
усталыми руками
землю
обниму…”

Опять признание – уже к родной земле,

Хочу,
чтоб не поверили,
узнав,
друзья мои.
Хочу,
чтоб на мгновение
охрипли
соловьи!

Поэт так выражает свою скорбь-прощание с жизнью: чтобы друзьям стало не по себе, чтобы соловьи охрипли.

Чтобы
впадая в ярость,
весна
по свету
шла…

“Весна чтобы в ярость впала!” – Вот так он не хочет прощаться с этим миром. Но последняя строчка стиха все меняет

Хочу, чтоб ты
смеялась!
И счастлива
была.

Явное обращение к женщине, которую он любит. Он так не хочет, чтобы она переживала из-за его смерти, что желает теперь только одного: смеха, радости, счастья ей.

Вот классический “поворот” в конце произведения: все стихотворение – борьба с нежеланием умирать, а последняя строчка меняет все. Скорбь и мука заканчиваются на чувстве любви к женщине, к самому принципу счастья. Ведь счастье – это чисто земное ощущение. Так пусть она после его смерти будет и дальше счастлива, поэт не думает уже о себе, но о ней.

Анализ стихотворения Рождественского “ДочкеСтихотворение “Дочке” посвящено старшей дочери Р. Рождественского – Кате. Начинается оно с обращения: “Катька, Катышок, Катюха – / тоненькие пальчики”. Обращает на себя внимание и то, что автор называет не.

Анализ стихотворения Рождественского “На Земле безжалостно маленькойСтихотворение “На Земле безжалостно маленькой…” Роберта Рождественского повествует о судьбе, казалось бы, маленького человека. Жил да был маленький, невзрачный, серенький человечек. У него все было маленькое: маленькая должность в маленькой.

Анализ стихотворения Лермонтова “Пусть я кого-нибудь люблюВ 1830 году 16-летний Михаил Лермонтов гостил у своих родственников в подмосковном имении, где познакомился с очаровательной Екатериной Сушковой. Девушка произвела на юного поэта неизгладимое впечатление и очень скоро догадалась.

Анализ стихотворения Пушкина “Если жизнь тебя обманетСтихотворение А. С. Пушкина “Если жизнь тебя обманет…” можно отнести к философской лирике. Здесь мы видим раздумья автора над вечными вопросами, которые волнуют каждого человека: о радости и горе, о.

Анализ стихотворения Пушкина “ПоэтуСтихотворение “Поэту” посвящено теме отношений поэта и толпы, оно рассказывает о непонимании народом творчества. Жанр этого произведения – сонет, для него характерна своеобразная композиция: два четверостишия (катрена) и два трехстишия.

“ЛЮБЛЮ ОТЧИЗНУ Я, НО СТРАННОЮ ЛЮБОВЬЮ” (образ родины в поэзии Лермонтова)“ЛЮБЛЮ ОТЧИЗНУ Я, НО СТРАННОЮ ЛЮБОВЬЮ” (образ родины в поэзии Лермонтова) Все творчество М. Ю. Лермонтова пронизывает любовь к свободе и родине. Эта тема звучит не только в стихах, прославляющих.

Анализ стихотворения Рубцова “Посвящение другуСвою последнюю осень поэт Николай Рубцов провел на Алтае, где, по воспоминаниям друзей, очень много и плодотворно работал. Поэт словно бы хотел успеть написать как можно больше стихов, так как.

Анализ стихотворения Бунина “Как в апреле по ночам в аллееИ. А. Бунин – певец русской природы. Все его творчество выражает восхищение красотой физического мира, мощной силой природы. Мир у поэта всегда прекрасен, но иногда он жесток к человеку или.

ЗА ЧТО Я ЛЮБЛЮ ПОЭЗИЮ С. ЕСЕНИНАЗА ЧТО Я ЛЮБЛЮ ПОЭЗИЮ С. ЕСЕНИНА В ряду русских поэтов рубежа Х1Х-ХХ веков особое место занимает С. Есенин. Многогранность, своеобразие его творчества не перестают удивлять меня. Я люблю поэзию.

Что я люблю делать и почему?Что я люблю делать и почему? Я люблю помогать маме. Это, конечно, несовременно. Мои подружки любят танцевать и болтать по телефону. А мне нравится вместе с мамой хозяйничать на кухне.

Петербургская жизнь ЛермонтоваЭто были два года однообразных будней, казармы и муштры. Образ музы стал понемногу забываться. Но, получив в мае 1835 г. известие о замужестве Вареньки, Лермонтов глубоко переживает. В 1835-1836 гг.

Анализ стихотворения Фета “БалВ 1857 году Афанасий Фет женился на Марии Боткиной. Этот брак было построен на голом расчете со стороны поэта, который мечтал вернуть себе не только финансовое благополучие, но и высокий.

Анализ стихотворения Маяковского “О дряниНе секрет, что Владимир Маяковский, являясь выходцем из рабочего сословия, очень горячо поддерживал революционные идеи. Однако при всей своей проницательности и резкости суждений поэт в творчестве оставался идеалистом, считая, что.

“Нет, не тебя так пылко я люблю…”М. Ю. Лермонтов. Стихотворения “Нет, не тебя так пылко я люблю…” Стихотворение было написано в 1841 году. Его центральная тема – тема любви. Для русской романтической поэзии в целом и.

Сочинение: Почему я люблю школуШкола – это самый интересный этап нашего детства. Сколько же лет мы учимся в школе? На первый взгляд – очень много. Но, на самом деле, обучение в школе дает нам.

Почему я люблю ловить рыбуПочему я люблю ловить рыбу Почти все ребята любят рыбалку. Я тоже обожаю сидеть с удочкой на берегу реки. И неудивительно! Ведь как это здорово: тишина, спокойствие, едва слышный плеск.

Анализ стихотворения Шарля Бодлера “Альбатрос”Шарль Бодлер – известный французский поэт, литературный критик и переводчик, который оставил великий след в литературу XIX века. Наиболее известные сборники его работ – “Цветы зла”, которые выдавались в трех.

Анализ стихотворения Анненского “Мучительный сонетВ 1910 году, уже после смерти Анненского, увидел свет его сборник “Кипарисовый ларец”. Название книги символично и подразумевает несколько возможных трактовок. Во-первых, поэт хранил рукописи своих стихотворений в ларце, сделанном.

Анализ стихотворения Сергея Есенина “Письмо матери”“Письмо матери” очень хорошее и трогательное стихотворение. На мой взгляд, оно является практически пророческим. Сейчас я поясню, почему я так думаю. Стихотворение написано в 1924 году, лишь за год до.

Читайте также:  Выкидыши на ранних сроках какие анализы

Анализ стихотворения Державина “Возвращение весныГавриил Державин является не только выдающимся общественным и политическим деятелем 18 века, но и известным литератором, который внес огромный вклад в развитие русской поэзии. Будучи приверженцем классицизма, он постарался упростить.

Анализ стихотворения Маяковского “Левый маршОдной из причин, по которой в России произошла революция 1917 года, историки называют бессмысленную и кровопролитную первую мировую войну, в которую страна была втянута из-за тщеславия царя Николая-II. Однако даже.

Анализ стихотворения Бальмонта “АльбатросПопулярность к Константину Бальмонту пришла в конце 90-х годов 19 века. Однако поэт понимал, что ему катастрофически не хватает новых жизненных впечатлений, которые бы вдохновили его на создание стихов, выдержанных.

Анализ стихотворения Лермонтова “РазлукаВоспитанием Михаила Лермонтова занималась его бабушка, Елизавета Арсеньева, по настоянию которой в 1827 году будущий поэт поступил в пансион, где юношей из благородных семей готовили к поступлению в университет. Вместе.

Анализ стихотворения Пастернака “После дождяБорис Пастернак вошел в историю русской литературы как поэт-философ, произведения которого наполнены глубоким смыслом и поиском истины. Тем не менее, раннее творчество Пастернака выдержано в лирическом ключе и практически полностью.

Анализ стихотворения Толстого “Милый друг, тебе не спитсяПотомственный дворянин и дипломат, Алексей Толстой писал стихи ради развлечения, не предполагая, что войдет в историю русской литературы как весьма одаренный поэт. Сам автор поначалу даже стеснялся публиковаться под собственным.

Анализ стихотворения Есенина “Гой ты, Русь, моя роднаяПоэту Сергею Есенину довелось побывать во многих странах мира, однако он неизменно возвращался в Россию, считая, что именно здесь находится его дом. Автор множества лирических произведений, посвященных родине, не был.

Анализ стихотворения Тютчева “ФонтанРанний период творчества Федора Тютчева напрямую связан с пейзажной лирикой. Однако в отличие от таких своих современников, как Аполлон Майков или же Афанасий Фет, Тютчев пытается не просто запечатлеть красоту.

Анализ стихотворения Жуковского “Верность до гробаВасилий Жуковский прославился не только своими одами, воспевающими представителей царской династии, но и балладами. Именно этот поэт стал одним из родоначальников русского романтизма, привнеся в литературу западные традиции, которые были.

Анализ стихотворения Сурикова “ЗимаВ русской литературе 19-20 веков существует такое направление, как крестьянская поэзия, яркими представителями которой являются Сергей Есенин и Николай Некрасов. К числу авторов, которые в своих произведениях воспевали сельскую жизнь.

Анализ стихотворения Пастернака “Гамлет” (1)В романе “Доктор Живаго” (1957) Пастернак отразил сложные и противоречивые чувства, которые довелось испытать ему и его герою Юрию Живаго в те беспощадные годы. Пастернак писал, что в Живаго стремился.

источник

Ро́берт Ива́нович Рожде́ственский (имя при рождении — Ро́берт Станисла́вович Петке́вич; 20 июня 1932, село Косиха, Западно-Сибирский край, ныне — Алтайский край — 19 августа 1994, Москва) — советский поэт, переводчик, лауреат Премии Ленинского комсомола и Государственной Премии СССР. Википедия.

Дворовых собак
по-особому холят
за то , что они ,
на луну подвывая ,
от будки до дома
все ходят и ходят
под гулкою проволокой.
Как трамваи… Я их не тревожу.
Я с ними не знаюсь.
За это
они меня вправе облаивать…
Но жарко читать мне
спокойную надпись:
… показать весь текст …

-Снова дралась во дворе.
-Ага! Мама, но я не плакала. Вырасту — выучусь на моряка. Я уже в ванне плавала.
-Боже, не девочка, а беда! Сил моих больше нету…
-Мама, а вырасту я когда.
-Вырастешь! Ешь котлету…
-Мама, купим живого коня.
-Коня?! Да что ж это делается.
-Мама, а в летчики примут меня.
-Примут. Куда они денутся?! Ты же из каждого, сатана, душу сумеешь вытрясти.
-Мама, а правда, что будет война и я не успею вырасти…

Где-то есть город тихий как сон,
Пылью тягучей по грудь занесен.
В медленной речке вода , как стекло.
Где-то есть город в котором тепло…
Наше далекое детство там прошло.

Ночью из дома я поспешу,
В кассе вокзала билет попрошу.
Может впервые за тысячу лет,
Дайте до детства плацкартный билет.
Тихо кассирша ответит « Билетов нет»
Ну , что дружище , как ей возразить?
Дорогу в детство где еще спросить?
А может просто только иногда
… показать весь текст …

А в нем от мужчины, пожалуй что брюки… и только.

Помню и люблю это стихотворение со времен юности, когда оно было опубликовано в журнале «Юность»

Проводов натруженные жилы.
Алгоритмов сомкнутая мощь.
Учится писать стихи
машина.
Я не против.
Я могу помочь.

Я её программы не нарушу ,
одобряя стихотворный зуд…
Только мало — в рифму.
Надо — в душу.
Рифмы рифмами. Не в этом суть…

Пусть же , как положено в начале
… показать весь текст …

Льдины, растаяв, становятся синью в реке.
Птицы, взлетая, становятся стаей упругой.
Дети, рождаясь, кричат на одном языке,
заклиная взрослых людей понимать друг друга!

Живу , как хочу, —
светло и легко.
Живу , как лечу, —
высоко-высоко.
Пусть небу
смешно ,
но отныне
ни дня
не будет оно
краснеть за меня…
Что может быть лучше —
собрать облака
и выкрутить тучу
над жаром
… показать весь текст …

Ветер по чистому полю
Лёгкой гуляет походкой.
Спрячь за решёткой ты
Вольную волю —
Выкраду вместе с решёткой.
Спрячь за решёткой ты
Вольную волю —
Выкраду вместе с решёткой.
Выглянул месяц и снова
Спрятался за облаками.
На пять замков
Запирай вороного —
Выкраду вместе с замками.
На пять замков
… показать весь текст …

Где-то оторопь зноя с ног человека валит.
Где-то метель по насту щупальцами тарахтит…
А твоего солнца хватит на десять Африк!
А твоего холода — на несколько Антарктид…
Снова , крича от ярости , вулканы стучатся в землю!
Гулким , дымящимся клёкотом планета потрясена…
А ты — беспощадней пожаров.
Сильнее землетрясений.
И в тысячу раз беспомощней
Двухмесячного пацана…
Оглядываться не стОит.
Оправдываться не надо.
Я только всё чаще спрашиваю
С улыбкою и тоской:
… показать весь текст …

Я засыпал усердно
в преддверии
зари…
Вдруг постучало сердце,
негромко.
Изнутри.
И с самого начала
притронулось
к плечу:
« Я тридцать лет
молчало.
Поговорить
хочу…
Пересыхает лето.
… показать весь текст …

Из объятий моды
не уйдешь , не вырвешься.
Мир заштамповался!
он сошел с ума!
Это —
наказание,
это —
вроде вируса:
модные лекарства,
брюки
и дома.
Стали вдруг похожими
центры и окраины,
сумрачные будни,
… показать весь текст …

Был он рыжим,
как из рыжиков рагу.
Рыжим ,
словно апельсины на снегу.
Мать шутила ,
мать веселою была:
« Я от солнышка сыночка родила…»
А другой был чёрным-чёрным у неё.
Чёрным ,
будто обгоревшее смолье.
Хохотала над расспросами она ,
говорила:
… показать весь текст …

Над головой
созвездия мигают.
И руки сами тянутся
к огню…

Как страшно мне,
что люди привыкают,
открыв глаза,
не удивляться дню!
Существовать.
Не убегать за сказкой.
И уходить,
как в монастырь,
в стихи…
… показать весь текст …

Помните. Через года, через века… Помните.
О тех, кто уже не придет никогда… Помните.
Детям своим расскажите о них, чтобы помнили.
Детям детей расскажите о них, чтобы тоже помнили.
Встречайте трепетную весну… ЛЮДИ ЗЕМЛИ,
УБЕЙТЕ ВОЙНУ, ПРОКЛЯНИТЕ ВОЙНУ, ЛЮДИ ЗЕМЛИ.
Мечту, пронесите через года и жизнью наполните,
Но о тех, кто уже не придет никогда, заклинаю Вас, люди…
ПОМНИТЕ.

Всё равно , что за снегом идти в Африку,
А за новой книгой стихов — в мебельный.
И уныло просить со слезой в голосе
Адрес Господа Бога в бюро справочном.
Всё равно , что ругать океан с берега
За его невнимание к твоей личности.
Всё равно , что подснежник искать осенью,
И , вздыхая , поминки справлять загодя.
Всё равно , что костёр разводить в комнате,
А гнедого коня в гараже требовать,
И упорно пытаться обнять облако,
И картошку варить в ледяной проруби.
Всё равно , что на суше учить плаванью,
А увесистый камень считать яблоком.
… показать весь текст …

Отличные стихи , если вы скажете , что не узнаете себя или своих малышей , я не поверю 🙂

Алешкины мысли…
1.
Значит , так:
завтра нужно ежа отыскать,
до калитки на левой ноге проскакать,
и обратно — на правой ноге — до крыльца,
макаронину спрятать в карман
( для скворца!),
с лягушонком по-ихнему поговорить,
дверь в сарай
самому попытаться открыть,
повстречаться , побыть с дождевым червяком, —
… показать весь текст …

Время помнить наступило…
Кажется сегодня мне,
что у нас с тобою
было
две страны
в одной стране.
Первая страна
вставала
на виду у всей Земли.
Радостно рапортовала.

А вторую
вдаль везли.
… показать весь текст …

На Земле
безжалостно маленькой
жил да был человек маленький.
У него была служба маленькая.
И маленький очень портфель.
Получал он зарплату маленькую…
И однажды —
прекрасным утром —
постучалась к нему в окошко
небольшая,
казалось,
война…
Автомат ему выдали маленький.
Сапоги ему выдали маленькие.
… показать весь текст …

Итак: впереди — потрясающе светлое будущее , позади — невыразимо тёмное прошлое.
Мы — люди — так и говорим: «из тьмы тысячелетий…», «из тьмы веков…».
Почему-то нам до сих пор нравится , что там — тьма.
« Тьма»?! Будто бы!
Да пусть будет благословенной « тьма», в которой появились , оформились библейские нравственные принципы! Я уж не говорю о высочайшей культуре — фантастической , потрясающей культуре.
Однако мы не успокаиваемся. Мы опять повторяем: «с высоты сегодняшнего дня…»
Так и хочется прошептать: «Из глубочайшей ямы сегодняшнего дня мы , запрокинув головы , вглядываемся в бездонную высоту прошлого…»

Остался дом за дымкою степною,
Не скоро я к нему вернусь обратно.
Ты только будь , пожалуйста , со мною,
Товарищ Правда , Товарищ Правда!

Я всё смогу , я клятвы не нарушу,
Своим дыханьем землю обогрею…
Ты только прикажи — и я не струшу,
Товарищ Время , Товарищ Время!

Я снова поднимаюсь по тревоге,
И снова бой , такой , что пулям тесно.
Ты только не взорвись на полдороге,
Товарищ Сердце , Товарищ Сердце!
… показать весь текст …

источник

Благодарен, что мне повезло.

Благодарен, что мне повезло
Говорю, на потом не откладывая:
ты —
мое второе крыло.
Может —
самое главное.

Но всегда разбираясь в былом,
Боль пронзает, как молния:
стал ли я для тебя крылом?
Стал ли?
Смог ли я?

Знаешь,
я хочу чтоб каждое слово этого
утреннего стихотворенья,
вдруг потянулось к рукам твоим,
словно соскучившаяся ветка сирени.

Знаешь,
я хочу, чтоб каждая строчка, неожиданно
вырвавшись из размера
и всю строфу разрывая в клочья,
отозваться в сердце твоем сумела.

Знаешь,
я хочу, чтоб каждая буква глядела
бы на тебя влюбленно.
И была бы заполнена солнцем,
будто капля росы на ладони клена.

Знаешь,
я хочу, чтоб февральская вьюга
покорно у ног твоих распласталась.
И хочу,
чтобы мы любили друг друга
столько, сколько нам жить осталось.

Будь, пожалуйста,
послабее.
Будь,
пожалуйста.
И тогда подарю тебе я
чудо
запросто.
И тогда я вымахну —
вырасту,
стану особенным.
Из горящего дома вынесу
тебя,
сонную.
Я решусь на все неизвестное,
на все безрассудное,-
в море брошусь,
густое,
зловещее,-
и спасу тебя.
Это будет
сердцем велено мне,
сердцем велено.
Но ведь ты же
сильнее меня,
сильней
и уверенней!
Ты сама готова спасти других
от уныния тяжкого.
Ты сама не боишься ни свиста пурги,
ни огня хрустящего.
Не заблудишься,
не утонешь,
зла не накопишь.
Не заплачешь
и не застонешь,
если захочешь.
Станешь плавной
и станешь ветреной,
если захочешь.
Мне с тобою —
такой уверенной —
трудно
очень.

Хоть нарочно,
хоть на мгновенье,-
я прошу,
робея,-
помоги мне в себя поверить,
стань
слабее.

Покроется небо
пылинками звезд,
и выгнутся ветки упруго.
Тебя я услышу за тысячу верст.
Мы — эхо,
Мы — эхо,
Мы —
долгое эхо друг друга.

И мне до тебя,
где бы ты не была,
дотронуться сердцем не трудно.
Опять нас любовь за собой позвала.
Мы — нежность,
Мы — нежность.
Мы —
вечная нежность друг друга.

И даже в краю
наползающей тьмы,
за гранью смертельного круга,
я знаю, с тобой не расстанемся мы.
Мы — память,
Мы — память.
Мы —
звездная память друг друга.

Поделись
с друзьями!

Вот это стихотворение потрясло меня в моем далеком детстве своей глубиной и простотой изложения. Запомнила его с первого раза с ним и иду по жизни. А военные стихи этого великого поэта нужно читать нашим детям с пеленок.
Человеку надо мало.
Человеку надо мало:
чтоб искал
и находил.
Чтоб имелись для начала
Друг —
один
и враг —
один.
Человеку надо мало:
чтоб тропинка вдаль вела.
Чтоб жила на свете
мама.
Сколько нужно ей —
жила..

Человеку надо мало:
после грома —
тишину.
Голубой клочок тумана.
Жизнь —
одну.
И смерть —
одну.
Утром свежую газету —
с Человечеством родство.
И всего одну планету:
Землю!
Только и всего.
И —
межзвездную дорогу
да мечту о скоростях.
Это, в сущности,-
немного.
Это, в общем-то,- пустяк.
Невеликая награда.
Невысокий пьедестал.
Человеку
мало
надо.
Лишь бы дома кто-то
ждал.
1973

Немного не по теме (но в общем тоже о нежности) , но вот это произведение тоже пронизывает, особенно 2-е четверостишие:
Проходит время, и солнце светит.
Ах, как нежданно взрослеют дети!
Но я привыкну. Я постараюсь.
Большие дети – большая радость.

Взрослеют дети, стареют матери,
и веет запахом осенних трав.
Не скажешь сыну: “Останься маленьким!”
Сын не послушает – и будет прав.

Но я привыкну, я буду сильной,
я только счастья желаю сыну.
Зачем так близко грохочут грозы?
Большие дети – большие слёзы.

Проходит время, и солнце светит.
Ах, как нежданно взрослеют дети!
Я буду рядом, не помешаю.
Большие дети – судьба большая.

Почитай Маяковского, Есенина, Рубцова, или вот это:

НОКТЮРН
Между мною и тобою — гул небытия,
звездные моря,
тайные моря.
Как тебе сейчас живется, вешняя моя,
нежная моя,
странная моя?
Если хочешь, если можешь — вспомни обо мне,
вспомни обо мне,
вспомни обо мне.
Хоть случайно, хоть однажды вспомни обо мне,
долгая любовь моя.

А между мною и тобой — века,
мгновенья и года,
сны и облака.
Я им и тебе сейчас лететь велю.
Ведь я тебя еще сильней люблю.

Как тебе сейчас живется, вешняя моя,
нежная моя,
странная моя?
Я тебе желаю счастья, добрая моя,
долгая любовь моя!

Я к тебе приду на помощь,— только позови,
просто позови,
тихо позови.
Пусть с тобой все время будет свет моей любви,
зов моей любви,
боль моей любви!
Только ты останься прежней — трепетно живи,
солнечно живи,
радостно живи!
Что бы ни случилось, ты, пожалуйста, живи,
счастливо живи всегда.

А между мною и тобой — века,
мгновенья и года,
сны и облака.
Я им к тебе сейчас лететь велю.
Ведь я тебя еще сильней люблю.

Пусть с тобой все время будет свет моей любви,
зов моей любви,
боль моей любви!
Что бы ни случилось, ты, пожалуйста, живи.
Счастливо живи всегда.

источник

19 августа 1994 года, 15 лет назад, остановилось сердце одного из самых самобытных русских советских поэтов — Роберта Ивановича Рождественского. Он тяжело перенес распад Советского Союза, откровенно не понимая, каким образом страна, еще 10 лет назад строящая коммунизм, могла в одночасье рухнуть, как карточный домик. Ему были мерзки и отвратительны ставшие вдруг хозяевами жизни «расхитители социалистической собственности». Он тяжело заболел, потому что все принимал близко к сердцу. И вот это сердце не выдержало…

Читайте также:  Выпадают волосы и ресницы какой анализ сдать

Сегодня, спустя 15 лет, Россия стала немножко другой. Не такой растерянной, не такой беззащитной, обжившейся в своей новой роли. Сегодня мы острее понимаем, что поэзия еще дальше стала отстоять от нашей повседневной жизни. Ей пока не удалось вернуть себе завоеванные позиции, достигнуть той вершины, на которую ее водрузили Роберт Рождественский, Булат Окуджава, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Белла Ахмадулина в далекие уже 60−70-е годы прошлого столетия.

…Роберт родился 20 июня 1932 года в селе Косиха Алтайского края, где в это время жили его родители Станислав Никодимович Петкевич и Вера Павловна Федорова. Отец был потомком ссыльных поляков, служил в НКВД и очень тяжело переживал свое положение, когда в «расстрельный» 1937 год приходилось приводить в исполнение приговоры «троек». Вначале он делал это без сожаления, но когда репрессии начали носить массовый характер, понял, что сразу столько врагов у Советской власти быть не может. Он не подходил на роль палача, а потому, придя домой, часто снимал стресс водкой. Вернее, заглушал голос совести.

Детство Роберта закончилось в июне 1941 года, когда практически одновременно и отец и мама (она была военным врачом) отправились на фронт. Роберта оставили в Москве, на попечении бабушки. А дальше случилось непредвиденное — бабушка неожиданно умерла, и мама вернулась с фронта, чтобы забрать сына с собой, оформив его сыном полка.

На фронт мальчишка так и не доехал. Мамин друг, которого она встретила на одной из станций, заявил, узнав об этом намерении: «Вера, ты с ума сошла! Эвакогоспиталь — это не игрушки. А вдруг артналет или бомбежка? Зачем рисковать жизнью ребенка? Определи-ка его в какой-нибудь московский детский приют!»

Так она и сделала. И именно в детском приюте Роберт в 1944 году получил от мамы письмо, в котором она сообщала, что у него скоро появится новый папа — Иван Иванович Рождественский. Станислав Петкевич по одним данным погиб в 1941 году, по другим — в 1944-м. Но как бы там ни было, отчим усыновил Роберта, и они отправились к новому месту службы Ивана Рождественского — в Кёнигсберг. В Московско-Минскую Пролетарскую дивизию, что находится в километре от моего дома. Возможно, мы — с разницей в полвека — жили в одной казарме. (Они и до сих пор, в третьем тысячелетии, являются пристанищем для безквартирных офицеров…)

Что интересно — Роберт Рождественский поступил в литературный институт только со второй попытки, первый раз его «зарубили» из-за профнепригодности. Жалел ли он об этом? Скорее всего, нет! Потому что в следующем году все вернулось на круги своя. Более того, однажды на комсомольском собрании разбирали первокурсницу, которую поймали за курением. Роберт присмотрелся к Алле Киреевой повнимательнее и понял, что он пропал…

Знаешь,
я хочу, чтоб каждое слово
этого утреннего стихотворенья
вдруг потянулось к рукам твоим,
словно
соскучившаяся ветка сирени.
Знаешь,
я хочу, чтоб каждая строчка,
неожиданно вырвавшись из размера
и всю строфу
разрывая в клочья,
отозваться в сердце твоем сумела.
Знаешь,
я хочу, чтоб каждая буква
глядела бы на тебя влюбленно.
И была бы заполнена солнцем,
будто
капля росы на ладони клена.
Знаешь,
я хочу, чтоб февральская вьюга
покорно у ног твоих распласталась.

И хочу,
чтобы мы любили друг друга
столько,
сколько нам жить осталось.

Думаю, вряд ли какая женщина отказалась бы слышать это стихотворение из уст любимого хоть двадцать раз на дню. Они прожили вместе 41 год. И это время вместило в себя все: и многочисленные стихи, и выступления во Дворцах спорта и на стадионах, и сладкое бремя славы, и терпкую горечь разочарований в том, что некоторые поэты за лишний кусок масла на своем хлебушке готовы приковать себя наручниками к «производственной теме»…

Да, Роберт Рождественский стал членом правления Союза писателей, но не из-за того, что являлся глашатаем власти — эта должность позволяла ему помогать товарищам. Особенно молодым и начинающим, которых некоторое время «в упор не замечали», дабы не выделять квартиры…

Алла Киреева оказалась удачливой Музой. Стихи из-под пера Роберта вылетали, словно птицы из гнезда. Достаточно сказать, что всего поэт выпустил около 70 поэтических сборников.

С середины 60-х годов Роберт Рождественский начал активно сотрудничать с композиторами. Его песни стали настоящей классикой, начиная с песни «Погоня», которую Эдмонд Кеосаян включил в свой фильм «Неуловимые мстители». Тремя годами позже вышел фильм «Минута молчания» режиссера Игоря Шатрова, где была песня, которую сразу начали заказывать в каждом концерте по заявкам радиослушатели и телезрители:

Я сегодня до зари встану,
По широкому пройду полю.
Что-то с памятью моей стало,
Всё, что было не со мной, помню.
Бьют дождинки по щекам впалым,
Для Вселенной двадцать лет мало.
Даже не был я знаком с парнем
Обещавшим — я вернусь, мама.
А степная трава
Пахнет горечью,
Молодые ветра зелены.
Просыпаемся мы,
И грохочет над полночью
То ли гроза,
То ли эхо прошедшей войны.
Обещает быть весна долгой,
Ждёт отборного зерна пашня.
И живу я на земле доброй
За себя и за того парня.
Я от тяжести такой горблюсь,
Но иначе жить нельзя, если
Всё зовёт меня его голос,
Всё звучит во мне его песня.
А степная трава
Пахнет горечью,
Молодые ветра зелены.
Просыпаемся мы,
И грохочет над полночью
То ли гроза,
То ли эхо прошедшей войны.

Когда через несколько месяцев начались съемки, пожалуй, самого культового сериала о советских разведчиках по роману Юлиана Семенова «Семнадцать мгновений весны», режиссер Татьяна Лиознова обратилась к поэту с просьбой написать «душещипательную» песню, которая затмила бы знаменитый «Полонез» Огинского. Так родились сразу две песни: «Мгновения» и «Песня о далекой Родине». Вот первая из них:

Не думай о секундах свысока.
Наступит время, сам поймешь, наверное, —
свистят они,
как пули у виска,
мгновения,
мгновения,
мгновения.
У каждого мгновенья свой резон,
свои колокола,
своя отметина,
Мгновенья раздают — кому позор,
кому бесславье, а кому бессмертие.
Мгновения спрессованы в года,
Мгновения спрессованы в столетия.
И я не понимаю иногда,
где первое мгновенье,
где последнее.
Из крохотных мгновений соткан дождь.
Течет с небес вода обыкновенная.
И ты, порой, почти полжизни ждешь,
когда оно придет, твое мгновение.
Придет оно, большое, как глоток,
глоток воды во время зноя летнего.
А в общем,
надо просто помнить долг
от первого мгновенья
до последнего.
Не думай о секундах свысока.
Наступит время, сам поймешь, наверное, —
свистят они,
как пули у виска,
мгновения,
мгновения,
мгновения.

Но не только эти песни стали визитной карточкой поэта-песенника Роберта Рождественского. Помню, как после выхода на экраны фильма «Любовь земная» в «народ» сразу же ушла песня «Сладка ягода».

Сладка ягода в лес поманит,
Щедрой спелостью удивит.
Сладка ягода одурманит,
Горька ягода отрезвит.

Ой, крута судьба, словно горка.
Доняла меня, извела.
Сладкой ягоды — только горстка,
Горькой ягоды — два ведра.

Я не ведаю, что со мною,
Для чего она так растет.
Сладка ягода — лишь весною,
Горька ягода — круглый год.

Над бедой моей ты посмейся,
Погляди мне вслед из окна.
Сладку ягоду рвали вместе,
Горьку ягоду — я одна.

А была еще песня «Позвони мне, позвони», написанная на стихи «серьезного» поэта Роберта Рождественского. И далеко не все знают, что однажды «песочные часы» перевернулись. Это когда по мотивам песни на слова Роберта Рождественского «Огромное небо» был снят мультипликационный фильм.

Об этом, товарищ,
Не вспомнить нельзя,
В одной эскадрилье
Служили друзья,
И было на службе
И в сердце у них
Огромное небо, огромное небо,
Огромное небо — одно на двоих.

Дружили, летали
В небесной дали,
Рукою до звезд
Дотянуться могли,
Беда подступила,
Как слезы к глазам —
Однажды в полете, однажды в полете,
Однажды в полете мотор отказал…

И надо бы прыгать —
Не вышел полет.
Но рухнет на город
Пустой самолет!
Пройдет, не оставив
Живого следа,
И тысячи жизней, и тысячи жизней,
И тысячи жизней прервутся тогда!

Мелькают кварталы,
И прыгать нельзя…
«Дотянем до леса!» —
Решили друзья.
«Подальше от города
Смерть унесем.
Пускай мы погибнем, пускай мы погибнем,
Пускай мы погибнем, но город спасем!»

Стрела самолета
Рванулась с небес,
И вздрогнул от взрыва
Березовый лес.
Не скоро поляны
Травой зарастут…
А город подумал, а город подумал,
А город подумал: «Ученья идут!».

В могиле лежат
Посреди тишины
Отличные парни
Отличной страны…
Светло и торжественно
Смотрит на них
Огромное небо, огромное небо,
Огромное небо — одно на двоих!

Стихотворение, между прочим, написано в 1971 году, спустя пять лет после подвига Юрия Янова и Бориса Капустина, которые пожертвовали собой, но спасли жителей Берлина…

Остается добавить, что Роберт Иванович Рождественский похоронен в поселке Переделкино, в ста шагах от могилы Бориса Пастернака…

источник

Роберт Иванович Рождественский (настоящее имя — Роберт Станиславович Петкевич). Родился 20 июня 1932 года в с. Косиха Западно-Сибирского края (ныне — Алтайский край) — умер 19 августа 1994 года в Москве. Советский поэт, переводчик.

Роберт Рождественский, урожденный Роберт Станиславович Петкевич, родился 20 июня 1932 года в селе Косиха Западно-Сибирского края (ныне — Алтайский край).

Свое имя получил в честь Роберта Эйхе, советского государственного и партийного деятеля, одного из организаторов репрессий 1930-х (впоследствии был репрессирован и он сам).

Отец — Станислав Никодимович Петкевич, по национальности поляк, работал в ОГПУ — НКВД. В 1941 году призван в ряды Красной Армии. В звании лейтенанта командовал взводом 257-го отдельного сапёрного батальона 123-й стрелковой дивизии. Погиб в бою в Латвии 22 февраля 1945 года, похоронен на «250 м южнее деревни Машень Темеровского района Латвийской ССР», перезахоронен в братской могиле в посёлке «Слампе» Тукумского района.

Мать — Вера Павловна Фёдорова, военный врач (1913—2001), до войны была директором сельской начальной школы, одновременно училась в медицинском институте.

Родной брат — Иван Иванович Рождественский.

Родители развелись, когда Роберту было пять лет. Мать вышла замуж повторно, отчим — Иван Иванович Рождественский, военный (1899—1976).

Он взял фамилию и отчество своего отчима.

С 1934 года Роберт жил с родителями и бабушкой в Омске.

С началом войны мать была призвана на фронт. С уходом матери на войну Роберт остаётся с бабушкой Надеждой Алексеевной Фёдоровой.

Первая публикация Роберта — это стихотворение «С винтовкой мой папа уходит в поход. » («Омская правда», 8 июля 1941 года).

В 1943 году учился в военно-музыкальной школе.

В апреле 1943-го умерла бабушка, Вера Павловна приехала в отпуск, чтобы прописать в свою квартиру сестру. Далее Роберт жил с тётей и двоюродной сестрой до 1944 года. Потом мать забрала сына к себе, оформив его как сына полка. Однако по дороге, в Москве, изменяет своё решение, и Роберт попадает в Даниловский детский приёмник.

В 1945 году Вера Павловна выходит замуж за однополчанина, офицера Ивана Ивановича Рождественского (1899—1976). Они забирают его в Кёнигсберг, где оба служат. После Победы Рождественские переезжают в Ленинград, а в 1948 году в Петрозаводск.

В 1950 году в журнале «На рубеже» (Петрозаводск) появляются первые взрослые публикации стихов Роберта Рождественского. В этом же году Рождественский пробует поступить в Литературный институт им. М. Горького, но неудачно.

Год учится на историко-филологическом отделении Петрозаводского государственного университета.

В 1951 году со второй попытки поэту удается поступить в Литинститут (окончил в 1956), он переезжает в Москву. Тогда же знакомится с Евгением Евтушенко, позже — с Булатом Окуджавой и Андреем Вознесенским.

В 1955 году в Карелии издаётся книга молодого поэта «Флаги весны». Год спустя здесь же выходит поэма «Моя любовь». За время учёбы в институте выпустил в свет сборники стихов «Флаги весны» (1955) и «Испытание» (1956), напечатал поэму «Моя любовь» (1955).

В 1955 году Роберт во время практики на Алтае познакомился со студентом консерватории Александром Флярковским, с которым была создана первая песня поэта Рождественского — «Твоё окно».

Рождественский — автор текстов множества всенародно любимых песен для и кино- и телефильмов: «Огромное небо», «Стань таким, как я хочу», «Песня неуловимых мстителей», «Где-то далеко», «Ноктюрн», «Погоня», «Мгновения», «Позвони мне, позвони».

7 марта 1963 года участвует во встрече Хрущева с интеллигенцией, подвергается разносу за стихотворение «Да, мальчики». Его жена вспоминала: «Хрущев в бешенстве закричал: «Товарищ Рождественский, пора вам встать под знамена ваших отцов!». Последовало наказание, о Рождественском многие старались забыть. Его не издавали, не приглашали на встречи. Затем секретарю ЦК КПСС Капитонову почему-то не понравилось стихотворение «Утро», в результате Роберт вынужден был вообще уехать из Москвы в Киргизию. Подрабатывал там, переводя стихи местных поэтов на русский язык».

В 1966 году Роберт Рождественский получил премию «Золотой венец» Стружских вечеров поэзии — международного поэтического фестиваля в городе Струга (Югославия).

1970 год – удостоен премии Московского комсомола.

В 1972 Роберт Рождественский получает премию Ленинского комсомола.

В 1979 году удостоен Государственной премии СССР.

В 1970-е Рождественский был ведущим шедшей на Центральном телевидении телепередачи «Документальный экран», представляющей документальные сюжеты.

С 1976 года секретарь Союза писателей СССР.

В 1979 году за поэму «210 шагов» ему была присуждена Государственная премия СССР.

Роберт Рождественский в фильме «Застава Ильича»

Роберт Рождественский вошёл в литературу вместе с группой талантливых сверстников, среди которых выделялись Евгений Евтушенко, Белла Ахмадулина, Андрей Вознесенский, Владимир Цыбин. Молодая поэзия 1950-х начинала с броских манифестов, стремясь как можно скорее утвердиться в сознании читателей. Ей помогла эстрада: сам стих молодых лет не мог существовать без звучания. Но прежде всего, подкупали гражданский и нравственный пафос этой внутренне разнообразной лирики, поэтический взгляд, который утверждает личность творящего человека в центре вселенной.

Характерное свойство поэзии Рождественского — постоянно пульсирующая современность, живая актуальность вопросов, которые он ставит перед самим собой и перед нами. Эти вопросы касаются столь многих людей, что мгновенно находят отклик в самых различных кругах. Если выстроить стихи и поэмы Рождественского в хронологическом порядке, то можно убедиться, что лирическая исповедь поэта отражает некоторые существенные черты, свойственные нашей общественной жизни, её движение, возмужание, духовные обретения и потери.

Постепенно внешнее преодоление трудностей, весь географический антураж молодёжной литературы того времени сменяются другим настроением — поисками внутренней цельности, твёрдой нравственной и гражданской опоры. В стихи Рождественского врывается публицистика, а вместе с ней и не утихающая память о военном детстве: вот где история и личность впервые драматически соединились, определив во многом дальнейшую судьбу и характер лирического героя.

В стихах поэта о детстве — биография целого поколения, его судьба, решительно определившаяся к середине 1950-х годов, времени серьёзных общественных сдвигов в советской жизни.

Большое место в творчестве Роберта Рождественского занимает любовная лирика. Его герой и здесь целен, как и в других проявлениях своего характера. Это вовсе не означает, что, вступая в зону чувства, он не испытывает драматических противоречий, конфликтов. Напротив, все стихи Рождественского о любви наполнены тревожным сердечным движением. Путь к любимой для поэта — всегда непростой путь, это, по существу, поиск смысла жизни, единственного и неповторимого счастья, путь к себе.

Печататься начал в 1950 году. В многочисленных сборниках проявил себя как один из представителей (наряду с Е. А. Евтушенко, А. А. Вознесенским, Б. А. Ахмадулиной и другими), «молодой поэзии» 1950—1960-х годов, творчество которого отличали не только искренность и свежесть поэтического языка, но и ярко выраженная гражданственность, высокая патетика, масштабность и контрастность изображения в сочетании с известной рационалистичностью. Обращаясь к актуальным поэтическим темам (борьба за мир, преодоление социальной несправедливости и национальной вражды, уроки Второй Мировой войны), проблемам освоения космоса, красоты человеческих отношений, морально-этических обязательств, трудностей и радостей повседневной жизни, зарубежным впечатлениям, Рождественский со своим энергичным, пафосным, «боевым» письмом выступил продолжателем традиций В. В. Маяковского.

Читайте также:  Выпадают волосы какие анализы на гормоны

С годами отходя от свойственной ему декларативности и разнообразив ритмическую структуру стиха, Рождественский в органичном сплаве публицистической экспрессивности и лиризма создал много текстов популярных песен («Мир», «Стань таким, как я хочу», «Погоня» из кинофильма «Новые приключения неуловимых», 1968, режиссёр Э. Г. Кеосаян, «Неоткрытые острова», «Огромное небо», «Сладка ягода», «Желаю вам» и др., в том числе песни к спектаклям и опереттам «Голый король», муз. Т. Н. Хренникова, «Тётушка Чарли», муз. О. Б. Фельцмана, «Путешествие Нильса с дикими гусями», муз. В. Я. Шаинского). На слова поэмы «Реквием» написал музыку Д. Б. Кабалевский. Оставил книгу литературно-критических записок «Разговор пойдёт о песне».

Переводил зарубежных и советских поэтов.

Роберт Иванович Рождественский сотрудничал со многими композиторами. Его соавторами были: Арно Бабаджанян, Игорь Шамо, Александр Флярковский, Марк Фрадкин, Давид Тухманов, Оскар Фельцман, Микаэл Таривердиев, Александра Пахмутова, Евгений Птичкин, Ян Френкель, Максим Дунаевский, Владимир Шаинский, Раймонд Паулс, Евгений Мартынов, Яков Хаскин, Борис Мокроусов, Георгий Мовсесян, Игорь Лученок, Матвей Блантер, Эдуард Ханок, Борис Александров, Евгений Дога, Юрий Саульский, Алексей Экимян, Тихон Хренников, Олег Иванов, Вадим Гамалия, Александр Морозов, Станислав Пожлаков, Евгений Крылатов, Зиновий Бинкин, Александр Зацепин, Дмитрий Кабалевский, Муслим Магомаев, Никита Богословский, Роберт Амирханян, Богдан Троцюк, Александр Журбин, Евгений Жарковский, Мурад Кажлаев, Геннадий Подэльский, Марк Минков, Александр Броневицкий, Виктория Чернышёва, Юрий Гуляев, Борис Емельянов и многие другие.

С 1986 года — председатель Комиссии по литературному наследию Осипа Мандельштама, принимал непосредственное участие в деле о реабилитации О.Э. Мандельштама. Председатель Комиссии по литературному наследию Марины Цветаевой, добился открытия Дома-музея Цветаевой в Москве.

Председатель Комиссии по литературному наследию Владимира Высоцкого, составитель первой изданной в СССР книги стихов Высоцкого «Нерв» (1981 г.).

В 1993 году подписал «Письмо сорока двух».

Роберт Рождественский трижды был в жюри Каннского кинофестиваля. Впервые он оказался на Каннском фестивале в 1968 году, в 1979 году он уговаривал Франсуазу Саган дать приз «Сибириаде» Андрея Кончаловского, а в 1973 году поддерживал «Большую жратву» Феррери.

В начале 1990 года Рождественский тяжело заболел, врачи поставили диагноз рак головного мозга. На постигший его недуг поэт откликнулся саркастическими стихами: «В мозгу у меня находится опухоль размером с куриное яйцо, — (интересно, кто ж это вывел курицу, несущую такие яйца. )». В результате успешной операции, сделанной во Франции, Рождественский прожил ещё более 4 лет и продолжал творить.

Роберт Иванович Рождественский умер в Москве 19 августа 1994 года, непосредственной причиной смерти стал инфаркт.

Похоронен на Переделкинском кладбище. В том же году в Москве вышел сборник «Последние стихи Роберта Рождественского».

В 1997 году имя Роберта Рождественского было присвоено малой планете, зарегистрированной в международном каталоге малых планет под № 5360.

О Роберте Рождественском в 2007 году был снят документальный фильм «Жил я впервые на этой Земле».

Роберт Рождественский

Рост Роберта Рождественского: 188 сантиметров.

Личная жизнь Роберта Рождественского:

Жена — Алла Борисовна Киреева, литературный критик, художник (1933—2015). Они познакомились в 1956 году, она была его однокурсницей.

Вскоре они поженились. Вместе прожили более 40 лет. В браке родились две дочери — Екатерина и Ксения.

Екатерина Робертовна Рождественская (род. 17 июля 1957), переводчик художественной литературы с английского и французского языков, журналист, фотограф. Как студийный фотохудожник стала известна благодаря серии работ под названием «Частная коллекция» в глянцевом журнале «Караван историй», а также ряду других работ. Замужем, имеет трёх сыновей.

Ксения Робертовна Рождественская (род. 1970), журналист.

Роберт Рождественский и Алла Киреева

Библиография Роберта Рождественского:

1956 — Испытание
1962 — Необитаемые острова
1962 — Ровеснику
1965 — Радиус действия
1965 — Реки идут к океану
1966 — Сын Веры
1970 — Всерьёз
1970 — Посвящение
1971 — Горячий Север
1971 — Радар сердца
1971 — И не кончается земля.
1972 — Возвращение
1973 — За двадцать лет
1973 — Линия
1974 — Перед праздником
1975 — Огромное небо
1976 — Не просто спорт
1977 — Всё начинается с любви
1979 — Разговор пойдёт о песне
1979 — Избранные произведения в 2-х томах
1980 — Семидесятые
1981 — Стихотворения. Поэмы
1982 — Выбор
1982 — Голос города. Двести десять шагов
1982 — Двести десять шагов
1982 — Двести десять шагов (с параллельным переводом на латышский язык)
1982 — Семь поэм
1983 — Это время
1984 — Стихи. Баллады. Песни
1985 — Собрание сочинений в 3-х томах
1986 — За того парня
1988 — Возраст
1988 — Стихотворения
1992 — Пересечение

Песни на стихи Роберта Рождественского:

«А ты полюбишь» (А. Колца) — исп. Валентина Толкунова;
«Баллада о бессмертии» (О. Фельцман) — исп. Иосиф Кобзон;
«Баллада о знамени» (О. Фельцман) — исп. Иосиф Кобзон;
«Баллада о красках» (О. Фельцман) — исп. Иосиф Кобзон;
«БАМ» (О. Фельцман) — исп. Владислав Коннов;
«Белая ночь» (В. Лебедев) — исп. Геннадий Бойко;
«Благодарю тебя» (А. Бабаджанян) — исп. Муслим Магомаев;
«Будь Пожалуйста Послабее» — исп. Алексей Воробьев;
«Была судьба» (Е. Птичкин) — исп. Юрий Богатиков;
«В сиреневых сумерках» (М.Фрадкин) — исп. Олег Ухналёв;
«Вальс прощания» (А. Бабаджанян) — исп. Андрей Миронов;
«Вера в людей» (О. Фельцман) — исп. Валентин Никулин;
«Ветры» (О. Фельцман) — исп. Иосиф Кобзон;
«Верит людям земля» (Е. Птичкин) — исп. Галина Невара;
«Во все века» (О. Фельцман) — исп. Муслим Магомаев;
«Воскресная прогулка» (Я. Френкель) — исп. Андрей Миронов;
«Воспоминание» (А. Бабаджанян) — исп. Эдита Пьеха, Муслим Магомаев, Геннадий Каменный;
«Воспоминание о полковом оркестре» (Ю. Гуляев) — исп. Юрий Гуляев;
«Встретились два человека» (О. Фельцман) — исп. Лев Лещенко, Иосиф Кобзон;
«Встреча» (А. Бабаджанян) — исп. Араик Бабаджанян;
«Встреча друзей» (Е. Мартынов) — исп. Евгений Мартынов;
«Вся жизнь впереди» (А. Экимян) — исп. ВИА «Самоцветы»;
«Где он этот день» (Б. Троцюк) — исп. Олег Даль;
«Где-то» (А. Флярковский) — исп. Виктор Беседин;
«Глухо спит война» (Я. Френкель) — исп. Владимир Трошин;
«Говорила я ветру» (Ю. Зацарный) — исп. Майя Кристалинская;
«Город детства» (Т. Гилкисон) — исп. Эдита Пьеха.;
«Города, города» (М. Таривердиев) — исп. Иосиф Кобзон;
«Громыхает Гражданская война…» или «Льют свинцовые ливни» (Б. Мокроусов) — исп. Владимир Трошин;
«Грустная песня» (Р. Паулс) — исп. София Ротару;
«Давай поговорим» (Г. Мовсесян) — исп. Лев Лещенко;
«Даль великая» (Е. Птичкин) — исп. Иосиф Кобзон;
«Два слова» (А. Флярковский) — исп. Мария Лукач;
«День рождения любви» (А. Чёрный) — исп. Валерий Чемоданов;
«До свидания» (А. Флярковский) — исп. Георг Отс;
«Добро пожаловать в Москву, Олимпиада!» (Г. Мовсесян) — исп. Лев Лещенко;
«Доброта» (Т. Непомнящая) — исп. Мария Пахоменко;
«Добрые сказки детства» (Е. Мартынов) — исп. Евгений Мартынов и Анне Вески;
«Дождь» (А. Флярковский) — исп. Людмила Исаева;
«Долги» (Г. Мовсесян) — исп. Владимир Попков, Юрий Богатиков;
«Друг» (О. Фельцман) — исп. Валентин Никулин;
«Если б камни могли говорить» (И. Лученок) — исп. Эдуард Хиль, Валерий Кучинский;
«Если в мире есть любовь» (М. Магомаев) — исп. Муслим Магомаев;
«Если мы войну забудем» (В. Шаинский) — исп. Иосиф Кобзон;
«Если разозлишься на меня» (А. Морозов) — исп. Муслим Магомаев;
«Если ты любить устал» (С. Туликов) — исп. Мария Лукач, Майя Кристалинская;
«Есть на земле любовь» (А. Бабаджанян) — исп. Раиса Мкртычян;
«Есть на земле Москва» (Е. Мартынов) — исп. Лев Лещенко;
«Желаю вам» (Ю. Гуляев) — исп. Юрий Гуляев, Виктор Вуячич;
«Жизнь моя — моя Отчизна» (М. Магомаев) — исп. Муслим Магомаев;
«За того парня» (М. Фрадкин) — исп. ВИА «Самоцветы», Лев Лещенко, Иосиф Кобзон;
«Завтра» (О. Фельцман) — исп. Иосиф Кобзон;
«Завтрашний день» (М. Фрадкин) — исп. Эдуард Хиль;
«Загадай желание» (А. Бабаджанян) — исп. Муслим Магомаев;
«За фабричной заставой» (М. Фрадкин — Р. Рождественский и Е. Долматовский) — исп. ВИА «Пламя»;
«Зачем снятся сны» (С. Пожлаков) — исп. Эдита Пьеха;
«Звучи, любовь!» (Е. Мартынов) — исп. Евгений Мартынов;
«Здравствуй, мама» (Д. Тухманов) — исп. Геннадий Белов, Людмила Сенчина;
«Земле моей» (Е. Крылатов) — исп. Сергей Захаров, Муслим Магомаев;
«Земля моя» (О. Иванов) — исп. ВИА «Оризонт»;
«Земля — наш дом» (В. Добрынин) — исп. Сергей Мазаев (ВИА «Здравствуй, песня»);
«Зимняя любовь» (А. Бабаджанян) — исп. Муслим Магомаев;
«Зову Икара» (Ю. Саульский) — исп. София Ротару, Ирина Понаровская, Тамара Гвердцители, Виктор Шпортько;
«И пока на земле существует любовь» (И. Лученок) — исп. Ярослав Евдокимов;
«Игра» (В. Шаинский) — исп. Серёжа Комиссаров и Рома Рязанцев (Большой Детский хор Гостелерадио п/у Виктора Попова);
«Идут по БАМу поезда» (В. Шаинский) — исп. Иосиф Кобзон;
«Имя твоё» (А. Журбин) — исп. Евгений Головин;
«История любви» (Ф. Лей) — исп. Муслим Магомаев, Ренат Ибрагимов;
«К Вам я обращаюсь» (А. Флярковский) — исп. Георг Отс;
«Как рождаются звёзды» (М. Фрадкин) — исп. Тамара Синявская;
«Капель» (А. Бабаджанян) — исп. Жан Татлян, Александр Серов;
«Когда же я с тобой встречусь» (О. Фельцман) — исп. Людмила Черепанова;
«Когда уезжал» (О. Иванов) — исп. Дмитрий Ромашков;
«Колокола рассвета» (М. Магомаев) — исп. Муслим Магомаев;
«Кораблик» (А. Флярковский) — исп. Татьяна Доронина;
«Куплеты шансонетки» (Я. Френкель) — исп. Людмила Гурченко;
«Лучшая дорога нашей жизни» (И. Ефремов) — из одноимённого кинофильма;
«Лебеди» (Э. Ханок) — исп. Тамара Гвердцители, Людмила Гурченко;
«Любит-не любит» (А. Флярковский) — исп. Людмила Дворянинова;
«Любить друг друга» (О. Иванов);
«Любовь настала» (Р. Паулс) — исп. Валерия, Ольга Пирагс, Роза Рымбаева, Людмила Сенчина;
«Любовь не гаснет первая» (М. Фрадкин) — исп. Иосиф Кобзон;
«Любовь» (О. Фельцман — Р. Гамзатов, пер. Р. Рождественский) — исп. Сергей Захаров;
«Любовь, счастливой будь» (Н. Богословский) — исп. Валентина Толкунова;
«Люди как реки» (О. Фельцман) — исп. Майя Кристалинская;
«Марш — воспоминание» (Е. Мартынов) — исп. Евгений Мартынов;
«Мгновения» (из к/ф «Семнадцать мгновений весны») (М. Таривердиев) — исп. Иосиф Кобзон;
«Мои года» (Г. Мовсесян) — исп. Вахтанг Кикабидзе;
«Монолог шофёра» (Г. Мовсесян) — исп. Георгий Мовсесян;
«Мы для песни рождены» (М. Магомаев) — исп. ВИА «Самоцветы», Муслим Магомаев;
«Мы совпали с тобой» (И. Николаев) — исп. Игорь Николаев;
«Над синей водой» (А. Бабаджанян) — исп. Араик Бабаджанян и Роза Рымбаева;
«Назло» (А. Флярковский) — исп. Тамара Миансарова, ВК «Аккорд»;
«Начало» (Г. Мовсесян) — исп. Лев Лещенко;
«Наша служба» (Д. Тухманов) — исп Лев Лещенко;
«Не успеваю» (Ю. Саульский) — исп. Яак Йоала;
«НЛО» (Д. Тухманов) — исп. гр. «Москва»;
«Ноктюрн» (А. Бабаджанян) — исп. Иосиф Кобзон, Муслим Магомаев;
«Обещание» (М. Фрадкин) — исп. Алла Абдалова и Лев Лещенко;
«Облака» (А. Броневицкий) — исп. Эдита Пьеха;
«Облако-письмо» (А. Зацепин) — исп. София Ротару;
«Огромное небо» (О. Фельцман) — исп. Эдита Пьеха или Марк Бернес;
«Озарение» (А. Бабаджанян) — исп. Роза Рымбаева;
«Олимпиада-80» (Д. Тухманов) — исп. Тынис Мяги;
«Он и она» (Я. Френкель) — исп. Лариса Голубкина и Андрей Миронов;
«Отцовская песня» (Г. Мовсесян) — исп. Вахтанг Кикабидзе;
«Памяти гитариста» (Д. Тухманов) — исп. Александр Евдокимов;
«Память» (В. Иофе) — исп. Вахтанг Кикабидзе;
«Перед рассветом» (Л. Рощин) — исп. Анатолий Королёв;
«Песня Веры» (Я. Френкель) — исп. Майя Кристалинская;
«Песня матери» (О. Фельцман) — исп. Людмила Зыкина;
«Песня о далёкой Родине» (М. Таривердиев) — исп. Иосиф Кобзон;
«Песня о друге» (Е. Птичкин) — исп. Виталий Соломин;
«Песня о риске» (А. Флярковский) — исп. В. Мака;
«Песня о счастье» (А. Журбин) — исп. Яак Йоала и Людмила Сенчина;
«Песня прощения» (Ф. Лей) — исп. Муслим Магомаев;
«Песня, в которой ты» (Е. Мартынов) — исп. Евгений Мартынов;
«Письмо» (А. Бабаджанян) — исп. Муслим Магомаев;
«Повезёт — не повезёт» (Г. Мовсесян);
«Погоня» (Я. Френкель) — исп. Иосиф Кобзон, Большой Детский хор Гостелерадио п/у Виктора Попова;
«Позвони мне, позвони» (М. Дунаевский) — исп. Жанна Рождественнская, Ирина Муравьёва;
«Позови меня» (А. Бабаджанян) — исп. Муслим Магомаев;
«Пой, гитара» (Т. Попа) — исп. Дан Спатару;
«Пока я помню, я живу» (А. Бабаджанян) — исп. Муслим Магомаев;
«Полынь» (А. Пахмутова) — исп. Людмила Сенчина;
«Пора домой» (В. Добрынин) — исп. Лев Лещенко;
«Придёт и к вам любовь» (М. Фрадкин) — исп. Эдита Пьеха;
«Приснившаяся песенка» (М. Магомаев) — исп. Муслим Магомаев;
«Притяжение земли» (Д. Тухманов) — исп. Лев Лещенко;
«Прости, прощай» (Игорь Крутой) — исп. Александр Серов;
«Просьба» (А. Пахмутова) — исп. Костя Елисеев (Большой Детский хор Гостелерадио п/у Виктора Попова);
«Ревность» (Н. Богословский) — исп. Николай Гнатюк;
«Река детства» (В. Шаинский) — исп. Лев Лещенко, Валерий Леонтьев;
«Реквием» или «Помните» (Д. Тухманов) — исп. Сергей Захаров;
«Родимая земля» (Г. Мовсесян) — исп. Вахтанг Кикабидзе;
«Родина моя» (Д. Тухманов) — исп. София Ротару;
«Самотлор» (А. Бабаджанян) — исп. Лев Лещенко;
«Свадебный вальс» (Е. Мартынов) — исп. Евгений Мартынов;
«Свадьба» (А. Бабаджанян) — исп. Муслим Магомаев;
«Свет вечного огня» (Г. Мовсесян) — исп. Юрий Гуляев;
«Синева» (В. Гамалия) — исп. Эдуард Хиль;
«Сладка ягода» (Е. Птичкин) — исп. Ольга Воронец, Валентина Толкунова, Мария Пахоменко, Людмила Сенчина;
«Сможем выстоять снова» (Г. Мовсесян) — исп. Лев Лещенко;
«Спрячь за высоким забором» (Б. Мокроусов) — исп. Василий Васильев;
«Стань таким» (А. Флярковский) — исп. Тамара Миансарова;
«Старые друзья» (Р. Паулс) — исп. Андрей Миронов;
«Старые слова» (О. Фельцман) — исп. Валентина Толкунова;
«Сыну» (М. Таривердиев) — исп. Иосиф Кобзон;
«Такая нам судьба дана» (А. Бабаджанян) — исп. Муслим Магомаев;
«Такой у нас характер» (Е. Птичкин) — исп. Людмила Гурченко;
«Там, за облаками» (М. Фрадкин) — исп. ВИА «Самоцветы»;
«Твоя свадьба» или «А свадьба твоя продолжается» (А. Морозов) — исп. Сергей Захаров;
«Товарищ Песня» (И. Шамо) — исп. Юрий Рожков, Вячеслав Турчанинов, Дима Голов (Большой Детский хор Гостелерадио под управлением Виктора Попова);
«Только тебе» (О. Фельцман) — исп. София Ротару;
«Торжественная песня» (М. Магомаев) — исп. Муслим Магомаев;
«Ты полюбишь меня» (Р. Паулс) — исп. Андрей Миронов;
«Утренняя песня» (М. Фрадкин) — исп. ВИА «Добры молодцы»;
«Цена быстрых секунд» (А. Журбин) — исп. Александр Хочинский;
«Человеческий голос» (Е. Дога) — исп. Надежда Чепрага;
«Шаги» (А. Флярковский) − исп. Эдита Пьеха;
«Этот большой мир» (В. Чернышёв) — исп. Геннадий Белов;
«Эхо любви» (Е. Птичкин) — исп. Анна Герман и Лев Лещенко;
«Эхо первой любви» (Е. Мартынов) — исп. Евгений Мартынов;
«Я всегда возвращаюсь к тебе» (М. Фрадкин) — исп. Иосиф Кобзон;
«Я жизнь не тороплю» (Б. Емельянов) — исп. Вахтанг Кикабидзе;
«Я люблю тебя» (Е. Крылатов) — исп. Валерий Леонтьев, Сергей Захаров;
«Я тебя не забуду» (О. Фельцман — Р. Гамзатов, пер. Р. Рождественский) — исп. Лев Лещенко;
«Я тебя не забуду» (Ю. Антонов — Р. Гамзатов, пер. Р. Рождественский) — исп. Юрий Антонов

источник