Меню Рубрики

Презентация химический анализ воды в домашних условиях

Презентацию на тему Анализ качества питьевой воды можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет презентации : Химия. Красочные слайды и илюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого презентации воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать презентацию — нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 27 слайдов.

Анализ качества питьевой воды

Выполнила ученица 8 класса МОУ СОШ №5 с.Новоромановского Булавина Алина Руководитель учитель биологии МОУ СОШ №5 с.Новоромановского Булавина С.В.

Вода — важнейший минерал на Земле, который нельзя заменить никаким другим веществом. Вода – основа всех жизненных процессов, единственный источник кислорода в процессе фотосинтеза. Вода является средой обитания многих организмов, определяет климат и изменение погоды, способствует очищению атмосферы от вредных веществ. В естественном состоянии вода никогда не свободна от примесей. В ней растворены газы и соли, находятся твердые взвешенные частички. Кроме природных примесей на качество воды оказывают влияние условия формирования поверхностного или наземного водного стока, разнообразные природные явления, индустрия, промышленное и коммунальное строительство, транспорт, хозяйственная и бытовая деятельность человека. Последствием этих влияний является привнесение в водную среду новых, несвойственных ей веществ – загрязнителей, ухудшающих качество воды.

определить качество воды, используемой в селе Новоромановском. Для достижения цели поставлены задачи: изучить литературные данные о значении воды и ее загрязнителях; сравнить качество воды из разных источников по физико-химическим параметрам; определить жесткость воды.

Вода — важнейший минерал на Земле, который нельзя заменить никаким другим веществом Она составляет большую часть любых организмов , как растительных , так и животных Потери 10-20% воды живыми организмами к их гибели. Вода является средой обитания многих организмов, определяет климат и изменение погоды Роль воды в живых организмах очень велика. Она является универсальным растворителем, обеспечивает приток и удаление веществ в клетках

Загрязнения воды химическое биологическое физическое

Жёсткость воды — это свойство воды (не мылиться, давать накипь в паровых котлах), связанное с содержанием растворимых в ней соединений кальция и магния, это параметр, показывающий содержание катионов кальция, магния в воде. Накипь на стенках нагревательных котлов, батареях и отложения солей на бытовой технике (например, в чайниках), белые хлопья в воде, пленка на чае и т.д. — все это показатели жесткой воды.

Влияние жесткости воды на здоровье человека

-Повышенная жесткость воды негативно сказывается на здоровье человека. -Соли жесткости взаимодействуют с моющими веществами и образуют нерастворимые шлаки. — Шлаки разрушают естественную жировую пленку кожного и волосяного покрова человека, забивают поры, появляется сухость, шелушение, перхоть.

Методы улучшения качества воды

Вода, поступающая в водопроводную сеть должна соответствовать ГОСТ стандарту: она не должна содержать вредных микробов, вредных минеральных и органических веществ. Она должна быть прозрачной, бесцветной, без вкуса и запаха, кислотность 6,5-9,5 рН. Содержание катионов железа может быть до 0,3 мл/г; хлорид ионов до 350 мл/г.

Умягчение воды – процесс снижения жесткости воды, т.е. уменьшение концентрации ионов кальция и магния. Методы умягчения воды:

Реагентное умягчение воды Электромагнитное воздействие на воду Диализ Химическое умягчение Магнитное умягчение Кипячение Вымораживание Перегонка

О содержании железа в питьевой воде

Высокое содержание железа в воде вызывает отложение осадка в трубах и их зарастание, а также ухудшает вкус питьевой воды (присутствует привкус ржавчины), а также после «железной» воды остаются желтые разводы на сантехнике и пятна на одежде. 1.Для удаления нерастворенного железа (ржавчины) используют так называемые «механические» фильтры. 2. В присутствии кислорода в воде двухвалентное железо очень быстро переходит в трехвалентную форму (Fe3+) и образует малорастворимый гидроксид железа (коричневый осадок). 4Fe 2+ + 8HCO3- + O2 +2H2O = 4Fe(OH)3 + 8CO2

Место, материал и методика исследования

Исследования проводились в селе Новоромановском Арзгирского района. Материалом для исследования служила вода, взятая из разных источников. Исследовательская работа проводилась по двум направлениям: 1. Сравнение образцов воды по некоторым параметрам: цвет, запах, рН среды, наличие осадка после отстаивания, наличие некоторых катионов и анионов. 2. Определение жесткости воды.

Определение качества воды из разных водных источников. Оцениваем цвет, запах, рН среды, наличие осадка после отстаивания, наличие некоторых катионов и анионов

К 10 мл. пробы воды прибавить одну каплю азотной кислоты, затем 2-3 капли перекиси водорода и ввести 0,5 тиоцината аммония. При концентрации катионов железа (III) более 2,0 мг/л – розовое окрашивание содержимого пробирки. При концентрации катионов железа (III) более 10 мл/г — красное. Fe3++ ЗСNS Fe(СNS)з красный.

Определение катионов железа

1. К 10 мл пробы воды добавляют 3-4 капли азотной кислоты и приливают 0,5 мл раствора нитрата серебра. 2. Если концентрация хлорид-ионов более 100 мг/л, то образуется белый осадок. При концентрации >10 мг/л — помутнение раствора (AgCl -белый осадок).

1. 10 г К2СrO4 растворяют в 90 мл дистиллированной воды. 2. В пробирку помещают 10 мл пробы воды, прибавляют 1 мл раствора реагента К2СrO4 . 3. Если в результате реакции образуется желтый осадок, то содержание катионов свинца более 20 мг/л (РbСrO4 желтый).

Определение катионов свинца

Прудовая вода не соответствует государственному стандарту по следующим параметрам: запах, цвет, прозрачность, содержание катионов железа, свинца. Водопроводная вода не соответствует государственному стандарту по следующим параметрам: запах и содержание катионов железа. Фильтрованная вода не соответствует государственному стандарту по следующим параметрам: запах и содержание катионов железа.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЖЕСТКОСТИ ВОДЫ МЫЛЬНЫМ РАСТВОРОМ

Водопроводная Прудовая Фильтрованная

Определение жесткости мыльным раствором показало, что наибольшее количество мыльного раствора требуется для прудовой и водопроводной воды, что свидетельствует об их наибольшей жесткости

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГИДРОКАРБОНАТНОЙ (временной) ЖЕСТКОСТИ РАСТВОРОМ СОЛЯНОЙ КИСЛОТЫ

Наибольший объем соляной кислоты требуется для титрования водопроводной воды, наименьший – для питьевой столовой.

Вычислив по расчетной формуле жесткость воды и сравнив показатели с данными значениями общей жесткости определили тип образцов воды: фильтрованная вода и питьевая столовая является мягкой, прудовая- средней жесткости, водопроводная – жесткой.

Для того, чтобы ускорить этап обработки результатов лабораторных исследований, нами разработана компьютерная программа

Выводы и предложения Проведенные исследования качества воды, используемой в селе Новоромановском, показывают, что ни одна из проб воды взятых из разных источников для исследования не соответствует государственному стандарту. Употребление такой питьевой воды может серьезно отразиться на здоровье людей. Прудовая вода не соответствует государственному стандарту по следующим параметрам: запах, цвет, прозрачность, содержание катионов железа и свинца. Водопроводная вода не соответствует государственному стандарту по следующим параметрам: запах и содержание катионов железа. Фильтрованная вода не соответствует государственному стандарту по следующим параметрам: запах и содержание катионов железа.

В результате проведенной работы было аргументировано доказано, что вода, поступающая в водопровод не пригодна для питья. Она может быть использована только в технических целях. Для питья необходимо водопроводную воду фильтровать или кипятить

Решение проблемы плохого качества питьевой воды имеет две стороны. Во-первых, сюда относится экологические и социальные проблемы села, большое количество бытовых отходов сбрасывается жителями в пруд. Чтобы улучшить положение необходимы целенаправленные и продуманные действия администрации села. Во-вторых, существует проблема устаревших коммуникаций – ржавые трубы. Вода, прошедшая очистку в очистных сооружениях, проходя по таким трубам, снова загрязняется. Поэтому нужна замена старых труб на новые по всему селу.

источник

В Тверской области нет запасов ценных полезных ископаемых, почва ее не отличается высоким плодородием, а климатические условия, в свою очередь, существенно ограничивают возможности сельскохозяйственного производства, то по водным ресурсам и возможностям их воспроизводства ландшафты области представляют собой выдающиеся явление.

Большое количество атмосферных осадков, выпадающих в течение всего года, обеспечивают водой все водоемы и верхние горизонты грунтовых вод.

Выпавшая атмосферная влага становится составной частью ландшафта и как один из мобильных и активных его компонентов сразу вступает во всевозможные связи с другими компонентами. Результаты этого свойства ландшафта отражаются на свойствах входящих в него вод, в том числе и на потребительской воде, идущей на удовлетворение нужд.

В своей работе я изучил литературу по данной теме, выяснил какая вода может называться «живой» , а какая «мертвой», также мной была проведена попытка выяснить: является ли вода в Спировском районе экологически чистой, какая вода, и из каких источников является наиболее подходящей с экологической точки зрения для употребления.

Я выяснил, что вода является важнейшим компонентом жизнедеятельности организма человека, да всей окружающей среды, и поэтому я считаю данное исследование актуальным.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 П.СПИРОВО

Исследовательский проект на тему: «Анализ воды из различных источников»

Павлов Платон ,ученик 8 «А»класса

Учитель химии Денисова Н.В.

4.Химия окружающей среды …………………………………6

4.Известная и неизвестная вода. ……………………………..7

2. «Анализ воды из различных источников »

— определение цвета воды ………………………………………..11

-определение мутности воды …………………………………..12

-определение запаха воды ………………………………………13

-определение наличия органических примесей ……………….15

-определение наличия ионов железа ……………………………16

Анализ воды из различных источников

1.Отсутствие информации составе воды пос.Спирово

Ученики 8 класса Павлов Платон

Раскрыть причины загрязнения окружающей среды, указать основные источники и объемы загрязнения.

Научиться анализировать последствия загрязнения природной среды.

Области применения проекта

Предназначена для учащихся 8-9 классов, она рассчитана на ориентацию учащихся на выбор химико–биологического профиля обучения в средней школе.

Практическая направленность, приближенность к жизни, раскрытие сущности многих процессов и явлений, происходящих в окружающем мире и влияющих на здоровье человека.

Изучив данный проект, учащиеся узнают о глобальных экологических проблемах, о видах химического загрязнения воды и, основных загрязнителей воды. Будут уметь моделировать простейшие экологические эксперименты, , пропагандировать идеи и приемы рационального природопользования.

Форма представления проекта

Соотношение видов работ с опытом и жизненным смыслом

Разработка материала. Составление моделей анализа

Применение теоретических знаний для решения практических вопросов

В Тверской области нет запасов ценных полезных ископаемых, почва ее не отличается высоким плодородием, а климатические условия, в свою очередь, существенно ограничивают возможности сельскохозяйственного производства, то по водным ресурсам и возможностям их воспроизводства ландшафты области представляют собой выдающиеся явление.

Большое количество атмосферных осадков, выпадающих в течение всего года, обеспечивают водой все водоемы и верхние горизонты грунтовых вод.

Выпавшая атмосферная влага становится составной частью ландшафта и как один из мобильных и активных его компонентов сразу вступает во всевозможные связи с другими компонентами. Результаты этого свойства ландшафта отражаются на свойствах входящих в него вод, в том числе и на потребительской воде, идущей на удовлетворение нужд.

В своей работе я изучил литературу по данной теме, выяснил какая вода может называться «живой» , а какая «мертвой», также мной была проведена попытка выяснить: является ли вода в Спировском районе экологически чистой, какая вода, и из каких источников является наиболее подходящей с экологической точки зрения для употребления.

Я выяснил, что вода является важнейшим компонентом жизнедеятельности организма человека, да всей окружающей среды, и поэтому я считаю данное исследование актуальным.

Цель моего проекта: Анализ воды из различных источников Спировского района.

  1. Изучить литературу по данной теме;
  2. Взять пробы воды из различных источников;
  3. Провести сравнительный анализ проб воды;
  4. Сделать выводы и составить рекомендации по полученным результатам исследования.
  1. Работа с научной литературой;
  2. Органолептический метод;
  3. Метод химического анализа

Обычная применяемая в городском хозяйстве вода содержит примеси. Источниками загрязнения воды в бассейнах малых рек являются расположенные на их берегах города и их населенные пункты, промышленные и транспортные объекты. Очистные сооружения перегружены и малоэффективны. На многих предприятиях их просто нет. Поэтому значительная часть стоков, в том числе и все ливневые стоки, сбрасываются в реки без очистки. Положение усугубляется частыми авариями на канализационных сетях, большая часть которых функционирует без капитального ремонта по нескольку десятков лет.

Загрязнение воды вредно влияет на поверхностные воды, приводит к деградации пласта грунтовых вод в результате деятельности человека. Во многих случаях качество воды снижается сбросом нагретых хозяйственных и промышленных сточных вод, вымыванием обрабатываемых земель, стоками муниципальных свалок, содержащими многие токсичные вещества. Токсичность этих загрязнителей еще больше увеличивается, когда они вступают в реакцию с другими веществами ,растворенными в воде. Кроме того выброс нагретых сточных вод может повлиять на качество воды. Такое загрязнение называют термическим. Загрязнение воды может также иметь косвенные последствия. Так, озера могут быть загрязнены кислотными дождями.

ИЗВЕСТНАЯ И НЕИЗВЕСТНАЯ ВОДА

Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое!

Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь.

Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами…

Ты самое большое богатство на свете…

В сказаниях народов Древнего Востока вода признавалась первоисточником всего

существующего. Подобный взгляд высказывал в VI в. до н.э. древнегреческий философ Фалес из Милета: «Первое начало и сущность всего — вода».

«Сок жизни» — так называл воду итальянский художник Леонардо до Винчи. Это определение вполне соответствует действительности. Вода источник жизни и питания для растений. Человек на 65% состоит из воды. Потеря организмом более 10% может привести к смерти.

Читайте также:  Анализы на содержание железа в воде

Природная вода не может быть химически чистой, так как она содержит самые разнообразные примеси, отсутствующие в чистой дистиллированной воде. Совершая круговорот, вода участвует во всех химических и физических процессах живой и неживой природы. При этом она может подвергаться загрязнению.

В результате производственной деятельности человека изменяется состояние природной воды. Чтобы проследить влияние антропогенных источников загрязнения воды, я провел экологический мониторинг, в процессе которого осуществил контроль за загрязнением воды из природных источников поселка Спирово.

«Изучение внешнего вида образца воды: цвет, запах ,прозрачность, наличие твердых частичек или пятен, содержание ионов железа и органических веществ».

Взял пробы воды из 3-х источников.

Из колодца, которая в дальнейшем будет называться «Проба №1».

источник

Химический анализ проб водопроводной воды, взятых в Привокзальном районе МОУСОШ 7, г. Тула. — презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемmousosh7-tula.ru

Презентация на тему: » Химический анализ проб водопроводной воды, взятых в Привокзальном районе МОУСОШ 7, г. Тула.» — Транскрипт:

1 Химический анализ проб водопроводной воды, взятых в Привокзальном районе МОУСОШ 7, г. Тула

2 Актуальность: Вода — ценнейший природный ресурс. Она играет исключительную роль в процессах обмена веществ, составляющих основу жизни человека. Общеизвестна необходимость ее для бытовых потребностей человека. Потребности в воде огромны и ежегодно возрастают. Ежегодный расход воды на земном шаре по всем видам водоснабжения составляет км3. Дефицит пресной воды уже сейчас становится мировой проблемой. Все более возрастающие потребности в воде заставляют все страны, ученых всего мира искать разнообразные средства для решения этой проблемы.

3 Актуальность: Круговорот воды в природе — это долгий путь ее движения. Он состоит из нескольких стадий: испарения, образования облаков, выпадения дождя, стока в ручьи и реки и снова испарения. На всем своем пути вода сама способна очищаться от попадающих в нее загрязнений — продуктов гниения органических веществ, растворенных газов и минеральных веществ, взвешенного твердого материала. Но эта способность самоочищения не безгранична. И сейчас мы подошли к этой грани вплотную. За последние годы на экологические системы обрушились огромные количества загрязняющих веществ, от которых они не способны защитить себя самостоятельно. И в основном это неочищенные или плохо очищенные сточные воды.

4 Актуальность: Метод очистки сточной воды должен быть эффективный и недорогой. По характеру протекания процессов методы очистки воды делятся на химические, физико-химические и биологические. При химических процессах осуществляется введение химического реагента в обрабатываемую воду и осаждение примесей, протекают реакции нейтрализации, окисления и восстановления. При физико-химических процессах удаляются взвешенные и коллоидные вещества (коагуляция и флокуляция, осаждение и осветление, флотация, фильтрование), растворенные вещества (мембранная сепарация, адсорбция, ионный обмен). Биологические процессы протекают при аэробной и анаэробной обработке воды и характеризуются бактериальным окислением – восстановлением. И пока ничего более эффективного, чем биологическая очистка для данного вида сточной воды, не придумано.

8 Цель: Провести качественный анализ водопроводной воды и исследовать качество очистки воды в Привокзальном районе.

9 Задачи: Проанализировать качество проб воды, взятых в Привокзальном районе в соответствии с санитарно-химическими нормами очистки. Определить пригодность данной воды для употребления в бытовых и пищевых нуждах жизнедеятельности. Дать оценку качеству очистки воды, соблюдению существующих санитарных норм.

10 Методика выполнения работы: Отбор проб для химического анализа Санитарно-химическое исследование воды Заполнение соответствующей документации (сопроводительный лист к пробам воды, результаты оценки свойств воды)

12 Критерии оценки воды: Определение запаха Определение вкуса и привкуса Определение прозрачности (прибор Снеллена) Определение мутности (мутномер Бейлиса) Определение сухого остатка Определение щелочности воды Определение карбонатной жёсткости воды Определение жесткости воды Определение содержания в воде хлоридов (метод Мора)

13 Результаты: 1. Определение запаха Наличие запаха соединений, содержащих хлорид-ионы 2. Определение вкуса и привкуса Вода имеет металлический привкус, сладкий вкус 3. Определение прозрачности Средняя, нижняя граница нормы 4. Определение мутности Средняя, нижняя граница нормы

15 Результаты: 5. Определение сухого остатка Сухой остаток содержит ионы железа, карбонат-ионы и сульфат-ионы. Процент сухого остатка во взятых образцах достаточно высок, выше нормы 6. Определение щелочности воды Щелочность воды- 16 миллиграмм-эквивалент/литр, что говорит о повышенном наличии карбонатов и бикарбонатов в исследуемом образце

17 Результаты: 7. Определение карбонатной жёсткости воды 16*2,8=44,8 8. Определение жёсткости 16*2,8=44,8 9. Определение содержания в воде хлоридов Метод Мора показал высокое содержание хлорид- ионов в исследуемом образце

18 Выводы: Защита водных ресурсов от истощения, загрязнения и их рациональное использование — одна из наиболее важных проблем, требующих безотлагательного решения. В России осуществляются мероприятия по охране окружающей среды, в частности по очистке сточных вод, но проблема очистки малых и средних объемов до сих пор явно не решена. Существенное влияние на повышение качества водоснабжения может оказать внедрение высокоэффективных методов очистки воды.

19 Выводы: На реализацию комплекса мер по охране водных ресурсов от загрязнения и истощения во всех развитых странах выделяются большие ассигнования, достигающие 2-4 % национального дохода. Недооценивать важность охраны и рационального использования водных ресурсов сегодня, значит получить в скором времени целый букет экологических проблем, преодолевать которые будет уже гораздо сложнее.

источник

Презентация по химии на тему «Анализ качества питьевой воды» содержит исчерпывающую информацию о данном соединении. Кроме того, в ней содержатся сведения о методах улучшения качества воды. Оформление презентации направлено на облегчение зрительного восприятия работы.

  1. Введение
  2. Значение воды в природе
  3. Загрязнения воды
  4. Жесткость воды
  5. Методы улучшения качества воды
  6. О содержании железа в питьевой воде

Презентация сделана учеником для получения оценки

Выполнила ученица 8 класса
МОУ СОШ №5 с.Новоромановского
Булавина Алина
Руководитель учитель биологии
МОУ СОШ №5 с.Новоромановского
Булавина С.В.

  • Вода — важнейший минерал на Земле, который нельзя заменить никаким другим веществом. Вода – основа всех жизненных процессов, единственный источник кислорода в процессе фотосинтеза. Вода является средой обитания многих организмов, определяет климат и изменение погоды, способствует очищению атмосферы от вредных веществ.
  • В естественном состоянии вода никогда не свободна от примесей. В ней растворены газы и соли, находятся твердые взвешенные частички. Кроме природных примесей на качество воды оказывают влияние условия формирования поверхностного или наземного водного стока, разнообразные природные явления, индустрия, промышленное и коммунальное строительство, транспорт, хозяйственная и бытовая деятельность человека. Последствием этих влияний является привнесение в водную среду новых, несвойственных ей веществ – загрязнителей, ухудшающих качество воды.
  • определить качество воды, используемой в селе Новоромановском.
  • Для достижения цели поставлены задачи:
    • изучить литературные данные о значении воды и ее загрязнителях;
    • сравнить качество воды из разных источников по физико-химическим параметрам;
    • определить жесткость воды.
  • Вода — важнейший минерал на Земле, который нельзя заменить никаким другим веществом
  • Она составляет большую часть любых организмов , как растительных , так и животных
  • Потери 10-20% воды живыми организмами к их гибели.
  • Вода является средой обитания многих организмов, определяет климат и изменение погоды
  • Роль воды в живых организмах очень велика. Она является универсальным растворителем, обеспечивает приток и удаление веществ в клетках
  • Жёсткость воды — это свойство воды (не мылиться, давать накипь в паровых котлах), связанное с содержанием растворимых в ней соединений кальция и магния, это параметр, показывающий содержание катионов кальция, магния в воде. Накипь на стенках нагревательных котлов, батареях и отложения солей на бытовой технике (например, в чайниках), белые хлопья в воде, пленка на чае и т.д. — все это показатели жесткой воды.
  • Общая жесткость воды
  • Карбонатная (временная)
  • Некарбонатная (постоянная)
  • Са(НСО3)2
  • Mg(НСО3)2
  • MgSO4, CaSO4,
  • MgCl2, CaCl2
  • -Повышенная жесткость воды негативно сказывается на здоровье ..
  • -Соли жесткости взаимодействуют с моющими веществами и образуют нерастворимые шлаки.
  • — Шлаки разрушают естественную жировую пленку кожного и волосяного покрова человека, забивают поры, появляется сухость, шелушение, перхоть.
  • Вода, поступающая в водопроводную сеть должна соответствовать ГОСТ стандарту: она не должна содержать вредных микробов, вредных минеральных и органических веществ. Она должна быть прозрачной, бесцветной, без вкуса и запаха, кислотность 6,5-9,5 рН. Содержание катионов железа может быть до 0,3 мл/г; хлорид ионов до 350 мл/г.
  • Умягчение воды– процесс снижения жесткости воды, т.е. уменьшение концентрации ионов кальция и магния. Реагентное умягчение воды
  • Электромагнитное воздействие на воду
  • Диализ
  • Химическое умягчение
  • Магнитное умягчение
  • Кипячение
  • Вымораживание
  • Перегонка
  • Высокое содержание железа в воде вызывает отложение осадка в трубах и их зарастание, а также ухудшает вкус питьевой воды (присутствует привкус ржавчины), а также после «железной» воды остаются желтые разводы на сантехнике и пятна на одежде.
  • 1.Для удаления нерастворенного железа (ржавчины) используют так называемые «механические» фильтры.
  • 2. В присутствии кислорода в воде двухвалентное железо очень быстро переходит в трехвалентную форму (Fe3+) и образует малорастворимый гидроксид железа (коричневый осадок).
  • 4Fe 2+ + 8HCO3- + O2 +2H2O = 4Fe(OH)3 + 8CO2
  • Исследования проводились в селе Новоромановском Арзгирского района. Материалом для исследования служила вода, взятая из разных источников.
  • Исследовательская работа проводилась по двум направлениям:
  • 1. Сравнение образцов воды по некоторым параметрам: цвет, запах, рН среды, наличие осадка после отстаивания, наличие некоторых катионов и анионов.
  • 2. Определение жесткости воды.
  • Определение качества воды из разных водных источников. Оцениваем цвет, запах, рН среды, наличие осадка после отстаивания, наличие некоторых катионов и анионов
  • К 10 мл. пробы воды прибавить одну каплю азотной кислоты, затем 2-3 капли перекиси водорода и ввести 0,5 тиоцината аммония.
  • При концентрации катионов железа (III) более 2,0 мг/л –
  • розовое окрашивание содержимого пробирки.
  • При концентрации катионов железа (III) более 10 мл/г — красное.
  • Fe3++ ЗСNS Fe(СNS)з красный.
  • 1. К 10 мл пробы воды добавляют 3-4 капли азотной кислоты и приливают 0,5 мл раствора нитрата серебра.
  • 2. Если концентрация хлорид-ионов более 100 мг/л, то образуется белый осадок. При концентрации >10 мг/л — помутнение раствора (AgCl -белый осадок).
  • 1. 10 г К2СrO4 растворяют в 90 мл дистиллированной воды.
  • 2. В пробирку помещают 10 мл пробы воды, прибавляют 1 мл раствора реагента К2СrO4.
  • 3. Если в результате реакции образуется желтый осадок, то содержание катионов свинца более 20 мг/л (РbСrO4 желтый).
  • Прудовая вода не соответствует государственному стандарту по следующим параметрам: запах, цвет, прозрачность, содержание катионов железа, свинца.
  • Водопроводная вода не соответствует государственному стандарту по следующим параметрам: запах и содержание катионов железа.
  • Фильтрованная вода не соответствует государственному стандарту по следующим параметрам: запах и содержание катионов железа.
  • Водопроводная
  • Прудовая
  • Фильтрованная
  • Питьевая
  • столовая
  • Определение жесткости мыльным раствором показало, что
  • наибольшее количество мыльного раствора требуется для прудовой и водопроводной воды, что свидетельствует об их наибольшей жесткости
  • ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГИДРОКАРБОНАТНОЙ (временной) ЖЕСТКОСТИ РАСТВОРОМ СОЛЯНОЙ КИСЛОТЫ
  • Наибольший объем соляной кислоты требуется для титрования
  • водопроводной воды, наименьший – для питьевой столовой.
  • Вычислив по расчетной формуле жесткость воды и сравнив показатели с данными значениями общей жесткости определили тип образцов воды:
  • фильтрованная вода и питьевая столовая является мягкой,
  • прудовая- средней жесткости,
  • водопроводная – жесткой.
  • Для того, чтобы ускорить этап обработки результатов лабораторных исследований, нами разработана компьютерная программа
  • Запустить программу
  • Проведенные исследования качества воды, используемой в селе Новоромановском, показывают, что ни одна из проб воды взятых из разных источников для исследования не соответствует государственному стандарту. Употребление такой питьевой воды может серьезно отразиться на здоровье людей.
  • Прудовая вода не соответствует государственному стандарту по следующим параметрам: запах, цвет, прозрачность, содержание катионов железа и свинца.
  • Водопроводная вода не соответствует государственному стандарту по следующим параметрам: запах и содержание катионов железа.
  • Фильтрованная вода не соответствует государственному стандарту по следующим параметрам: запах и содержание катионов железа.
  • В результате проведенной работы было аргументировано доказано, что вода, поступающая в водопровод не пригодна для питья. Она может быть использована только в технических целях. Для питья необходимо водопроводную воду фильтровать или кипятить
  • БЫТОВЫЕ ФИЛЬТРЫ
  • Решение проблемы плохого качества питьевой воды имеет две стороны.
    • Во-первых, сюда относится экологические и социальные проблемы села, большое количество бытовых отходов сбрасывается жителями в пруд. Чтобы улучшить положение необходимы целенаправленные и продуманные действия администрации села.
    • Во-вторых, существует проблема устаревших коммуникаций – ржавые трубы. Вода, прошедшая очистку в очистных сооружениях, проходя по таким трубам, снова загрязняется. Поэтому нужна замена старых труб на новые по всему селу.

источник

Описание презентации по отдельным слайдам:

Региональная научно-практическая конференция «Шаг в будущее» Исследовательская работа Исследование качество питьевой воды в домашних условиях Работу выполнила: Иванова Анжелика Максимовна МКОУ АСОШ Оймяконского района Руководитель: Иванова Татьяна Кирилловна, учитель математики МКОУ АСОШ

Вода источник жизни на Земле. Она необходима для жизни всех без исключения живых существ на планете. Всем известна, что питьевая вода должна быть чистой и полезной. Для хорошего здоровья необходимо пить чистую воду. А какая вода именно является качественной, полезной и пригодной для употребления? Это и стала целью моей исследовательской работы Актуальность

Читайте также:  Анализы на паразитологию сточных вод

определить основные методы проверки качества воды в домашних условиях и применять их для исследования воды нескольких видов; Чтобы разрешить этот вопрос мы поставили перед собой следующую задачу:

1) Вкус воды 2) Прозрачность 3)С намыливанием воды определяем жесткость воды 4) С каплей воды определяем качество 5) С помощью марганцовки определяем есть ли железо 6) С отстаиванием определяем наличие посторонних веществ Основные методы проверки воды в домашних условиях

Бутилированная вода «Монастырская» Вода из фильтра «Аквафор» (4) Талая вода из речки Аартык Вода из крана Образцы вод:

Вот у нас получилось все очень наглядно и интересно

Определяем вкус Вывод: по вкусу определили что образец №3 (талая вода) самая вкусная

Определяем прозрачность воды Вывод: во всех образцах можно прочитать текст. Отсюда следует что все образцы у нас прозрачные

Определение жесткости воды. С помощью мыльного пузыря

Результаты мыльного пузыря Вывод: образец №1(бутилированная вода «Монастырская») и №4 (вода из крана) они плохо пенятся, а образцы №2 (фильтрованная вода) и №3 (талая вода) хорошо пенятся. Отсюда следует, что №2 и №3 мягкие.

Капля воды. Чтобы определить соли и примеси Вывод: образец №1 и №3 оставили след. А на образцах №2 и №4 следов нет

Определяем наличие железо Вывод: все образцы цвет не поменяли.

определение наличия других веществ Вывод: все образцы дали положительный результат.

заключение Как видно из таблицы что самая пригодная вода стала №2и №3. Таким образом, что «талая вода» и «фильтрованная вода» которая используется в поселке Артык соответствует всем нормам для питья. вкус прозрачность Отстаивание. Наличие других веществ Определение железа Определение жесткости Соли и примеси с помощью капли воды №1 + + + №2 + + + + + №3 + + + + + №4 + + + +

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

Пройдя курс Вы получите:
— Удостоверение о повышении квалификации;
— Подробный план уроков (150 стр.);
— Задачник для обучающихся (83 стр.);
— Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
— БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
— Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

источник

Данная презентация рассказывает об исследовании качества питьевой воды.Описывает состав, свойства, способы очистки воды.Какие химические вещества содержатся в питьевой воде(тяжелые металлы,фенолы, мочевина,минеральные удобрения и т.д). Можно применить и на уроке и при проведении внеклассных мероприятии.

« ИССЛЕДОВАНИЕ КАЧЕСТВА ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ »

  • Определение качества воды методами химического анализа;
  • Определение аммиака и ионов амония;
  • Определение нитратов и нитритов;
  • Определение хлоридов и сульфатов;
  • Определение остаточного хлора в водопроводной среде;
  • Качественное обнаружение катионов тяжелых металлов;
  • Обнаружение фенолов;
  • Методы очистки воды в быту.
  • Органолептические показатели воды;

Органолептические показатели воды

1. Содержание взвешенных частиц

Этот показатель качества воды определяют фильтрованием

определенного объёма воды через бумажный фильтр и

последующим высушиванием осадка на фильтре в сушильном

шкафу до постоянной массы.

Диагностика цвета – один из показателей состояния

водоема. Для определения цветности воды нужны стеклянный

сосуд и лист белой бумаги. В сосуд набирают воду и на белом фоне

бумаги определяют цвет воды (голубой, зеленый, серый, желтый,

коричневый) – показатель определенного вида загрязнения.

Для определения прозрачности воды используют прозрачный

мерный цилиндр с дном, в который наливают воду, подкладывают

под цилиндр на расстоянии 4 см от его дна шрифт, высота букв

которого 2 мм, а толщина линий букв – 0,5 мм, и сливают воду до тех

пор, пока сверху через слой воды не будет виден этот шрифт.

Измеряют высоту столба оставшейся воды линейкой и выражают

степень прозрачности в сантиметрах. При прозрачности воды менее 3

см водопотребление ограничивается. Уменьшение прозрачности

природных вод свидетельствуют об их загрязнении.

Запах воды обусловлен наличием в ней пахнущих веществ,

которые попадают в нее естественным путем и со сточными

водами. Запах воды водоемов, обнаруживаемый непосредственно

в воде или (водоёмов хозяйственно-питьевого назначения) после её

хлорирования, не должен превышать 2 баллов. Определение основано на

органолептическом исследовании характера и интенсивности запахов

воды при 20 и 60 ° С. Характер и интенсивность запаха определяют по

предлагаемой методике (табл. 1, 2).

Таблица 1. «Характер и род запаха воды естественного происхождения»

Мокрой щепы, древесной коры

Прелый, свежевспаханной земли, глинистый

Не подходящий под предыдущие определения

Таблица 2. «Интенсивность запаха воды»

Отсутствие ощутимого запаха

Запах, не поддающийся обнаружению потребителем, но обнаруживаемый в лаборатории опытным исследователем

Запах, не привлекающий внимания потребителя, но обнаруживаемый, если на него обратить внимание

Запах, легко обнаруживаемый и дающий повод относиться к воде с неодобрением

Запах, обращающий на себя внимание и делающий воду непригодной для питья

Запах настолько сильный, что вода становится непригодной для питья

Определение качества воды методами химического анализа

Питьевая вода должна иметь нейтральную реакцию (рН около 7).

Значение рН воды водоемов хозяйственного, питьевого, культурно-

бытового назначения регламентируется в пределах 6.5–8.5.

Оценивать значение рН можно разными способами.

1. Приближенное значение рН определяют следующим образом. В

пробирку наливают 5 мл исследуемой воды, 0.1 мл универсального

индикатора, перемешивают и по окраске раствора определяют рН:

● розово-оранжевая – рН около 5;

2. Можно определить рН с помощью универсальной индикаторной

бумаги, сравнивая её окраску со шкалой.

3. Наиболее точно значение рН можно определить на рН-метре или

по шкале набора Алямовского.

Различают общую, временную и постоянную жесткость воды. Общая

жесткость обусловлена главным образом присутствием растворимых

соединений кальция и магния в воде. Временная жесткость иначе

называется устранимой или карбонатной. Она обусловлена наличием

гидрокарбонатов кальция и магния. Постоянная (некарбонатная)

жесткость вызвана присутствием других растворимых солей кальция и

Общая жесткость варьирует в широких пределах в зависимости от

типа пород и почв, слагающих бассейн водосбора, а также от сезона

года. Значение общей жесткости в источниках централизованного

водоснабжения допускается до 7моль · экв./л, в отдельных случаях по

согласованию с органами санитарно-эпидимиологической службы – 10

При жесткости до 4 ммоль · экв./л вода считается мягкой, 4-8 ммоль

· экв./л – средней жесткости, 8-12 ммоль · экв./л – жесткой, более

12 ммоль · экв./л – очень жесткой.

Методами химического анализа обычно определяют

жесткость общую (Ж о ) и карбонатную (Ж к ), а некарбонатную (Ж н )

Определение аммиака и ионов аммония

Определение аммиака и ионов аммония (качественное с

приближенной количественной оценкой). Предельно

допустимая концентрация (ПДК) аммиака и ионов аммония

в воде водоемов 2 мг/л по азоту или 2,6 мг/л в виде иона

В пробирку диаметром 13-14 мм наливают 10 мл

исследуемой воды, прибавляют 0,2-0,3 мл 30%-ного

раствора сегнетовой соли и 0,2 мл реактива Неслера. Через

10-15 мин проводят приближенное определение по таблице

Определение нитратов и нитритов

На часовое или предметное стекло помещают три капли раствора

дифениламина, приготовленного на концентрированной серной

кислоте, и одну – две капли исследуемой воды. В присутствии

нитрат- и нитрит – ионов появляется синее окрашивание,

интенсивность которого зависит от их концентрации.

Концентрация хлоридов в водоемах – источниках водоснабжения

«Определение содержания хлоридов»

Концентрация хлоридов, мг / л

Опалесценция или слабая муть

Образуются хлопья, но осаждаются не сразу

Для обеспечения надежности обеззараживания воды необходимо,

чтобы после завершения процесса хлорирования в ней содержалось

0,3-0,5 мг/л свободного остаточного хлора.

В коническую колбу вместимостью 500 мл наливают 250 мл

водопроводной воды (перед отбором пробы воды следует пропускать ее из

крана длительное время), 10 мл буферного раствора с рН 4,6 и 5 мл

10%-ного раствора иодида калия. Затем титруют выделившийся йод

0,005 н. раствором тиосульфата натрия до бледно-желтой окраски,

приливают 1 мл 1%-ного раствора крахмала и титруют раствор до

исчезновения синей окраски.

Содержание остаточного хлора в воде (Х) вычисляют по формуле:

Х = ( V 1 ·K·0 , 177· 1000) ÷V (мг/л),

где V 1 – объем 0,005 н. раствора тиосульфата натрия, израсходованного

на титрирование, мл; К – поправка к концентрации тиосульфата; 0,177 –

масса активного хлора, соответствующая 1 мл 0,005 н. раствора

тиосульфата натрия, мг; V – объем воды, взятой для анализа, мл.

Приготовление буферного раствора. Для приготовления

буферного ацетатного раствора с рН = 4,6 смешивают 102 мл 1 М

раствора уксусной кислоты (60 г 100% — ной кислоты в 1 л воды) и

98 мл 1 М раствора ацетата натрия (136,1 г кристаллической соли

в 1 л воды) и доводят объем до 1 л прокипяченной

В пробирку с пробой воды вносят по 1 мг 50%-ного раствора уксусной

кислоты и перемешивают. Добавляют по 0,5 мл 10%-ного раствора

дихромата калия, при наличии в исследуемой пробе ионов свинца

выпадает желтый осадок хромата свинца. Пробирку встряхивают и через

10 мин приступают к определению. Содержимое пробирки рассматривают

сверху на черном фоне, верхнюю часть пробирки до уровня жидкости

прикрывают со стороны света картоном.

Концентрацию свинца в анализируемой воде рассчитывают по формуле

где а – содержание свинца в соответствующей пробирке шкалы, мг;

V – объем взятой на анализ воды, л.

Предельно допустимая концентрация (ПДК) общего железа в

воде водоемов и питьевой воде составляет 0,3 мг/л, лимитирующий

показатель вредности органолептический.

Обнаружение общего железа

В пробирку помещают 10 мл исследуемой воды, прибавляют

1 каплю концентрированной азотной кислоты, несколько капель

раствора пероксида водорода и примерно 0,5 мл раствора роданида

калия. При содержании железа 0,1 мг/л появляется розовое

окрашивание, а при более высоком – красное.

ПДК меди в воде составляет 0,1 мг/л, лимитирующий показатель

[Cu(NH 3 ) 4 ] 2+ + 4 Н 2 О. Второй способ. Встряхнуть в цилиндре 5-10 мл исследуемой воды с небольшим количеством (10-20 мг) адсорбента – фторида кальция или талька. Ионы С u 2+ , находящиеся в воде, адсорбируются на его поверхности. Осадок отделяют, осторожно слив воду, помещают на часовое стекло или в углубление на фарфоровой пластинке. Рядом для сравнения наносят каплю дистиллированной воды (холостой опыт). К испытуемым осадку и к воде одновременно прибавляют по капле раствора хлорида железа ( ΙΙΙ ) и по капле 0,2 М раствора тиосульфата натрия, перемешивают стеклянной палочкой и сравнивают скорость обесцвечивания обеих проб.» w

Качественное обнаружение меди

Первый способ. В фарфоровую чашку помещают 3-5 мл исследуемой

воды, осторожно выпаривают досуха и наносят на периферийную часть

пятна каплю концентрированного раствора аммиака. Появление

интенсивно-синей или фиолетовой окраски свидетельствует о присутствии

С u 2+ + 4NH 4 OH [Cu(NH 3 ) 4 ] 2+ + 4 Н 2 О.

Второй способ. Встряхнуть в цилиндре 5-10 мл исследуемой воды с

небольшим количеством (10-20 мг) адсорбента – фторида кальция или

талька. Ионы С u 2+ , находящиеся в воде, адсорбируются на его

поверхности. Осадок отделяют, осторожно слив воду, помещают на

часовое стекло или в углубление на фарфоровой пластинке. Рядом для

сравнения наносят каплю дистиллированной воды (холостой опыт). К

испытуемым осадку и к воде одновременно прибавляют по капле раствора

хлорида железа ( ΙΙΙ ) и по капле 0,2 М раствора тиосульфата натрия,

перемешивают стеклянной палочкой и сравнивают скорость

обесцвечивания обеих проб.

В холостом опыте наблюдается медленное обесцвечивание интенсивно

окрашенного в фиолетовый цвет комплексного аниона [Fe(S 2 O 3 ) 2 ] — ; в

присутствии же ионов меди, играющих роль катализатора, фиолетовый

раствор обесцвечивается моментально.

Фенол и его производные – сильные яды. Механизм отравления

таков: блокируются сульфгидрильные группировки жизненно

важных ферментов, а в итоге нарушаются окислительно –

восстановительные реакции в клетках организма.

Качественное определение фенола проводят следующим

образом. В коническую колбу вместимостью 200 мл вносят 100 мл

исследуемой воды, затем добавляют раствор хлорной извести или

хлорную воду в небольшом объеме. Через 10 мин определяют

(сначала на холоде, потом при нагревании), появился ли

характерный для хлорфенолов «аптечный» запах.

Методы очистки воды в быту

Читайте также:  Анализы на определение подтекания околоплодных вод

Самый простой и доступный для всех метод – отстаивание

водопроводной воды. При этом в течение определенного времени

улетучивается остаточный свободный хлор ( Cl2) , который применяют

в системах водозабора для обеззараживания воды.

Следующий по простоте и доступности – метод кипячения.

Основное предназначение процесса кипячения – обеззараживание

воды. В результате термического воздействия гибнут вирусы и

бактерии. Кроме того, в процессе кипячения происходит дегазация

воды – удаление всех растворенных в ней газов, в том числе и

полезных (кислорода, углекислого газа), которые улучшают

органолептические свойства воды. Поэтому кипяченая вода безвкусна

и малополезна для кишечной флоры. Кроме того, при кипячении

может уменьшаться растворимость некоторых солей, например

сульфата кальция, что также отчасти приводит к смягчению воды.

Гораздо реже для небольших объемов используют метод

вымораживания воды, основанный на разности температур

замерзания чистой воды и рассолов (раствора с минеральными

солями). Сначала замерзает чистая вода, а в оставшемся объёме

концентрируются соли. Существует мнение, что талая вода (вода

из вымерзшей фракции) обладает целебными свойствами за счет

особой структуры водных кластеров – групп взаимно

ориентированных молекул воды.

Считается, что вода с измельченными кластерами обладает более

высокими реактивными и растворительными свойствами, лучше

проникает через биологические мембраны, быстрее выводится из

источник

Вода, единственное соединение на планете существующее в природе в виде трех агрегатных состояний: жидкое, твердое, газообразное. Является универсальным растворителем, обладает “памятью”, необходима для жизни всех без исключения одноклеточных и многоклеточных живых существ на Земле. Статистика последних лет показывает, что количество пресной воды на планете уменьшается. В результате зарегулирования рек, строительства на них водохранилищ, периодически возникающих аварийных ситуаций, выброса промышленных отходов и неочищенных коммунально- бытовых стоков в русло пресных водоемов приводят к загрязнению не только наземных, но и подземных бассейнов. Качество пресной воды ухудшается из-за увеличения цветности, появления привкусов и запахов, наличия повышенного содержания органических примесей, пестицидов и других химических соединений. Используемые фильтры и обеззараживающие соединения в водопроводных очистных сооружениях не эффективны, а порой даже не безопасны. В результате в питьевой воде, потребляемой населением, содержатся практически те же загрязнения, что и в природной. Проблема обеспечения населения питьевой водой, отвечающей требованиям стандарта, является одной из основных и требует комплексного и эффективного решения. С неэффективностью очистительных фильтров местных водонапорных станций мы сталкивакмся ежедневно, поэтому исследовательская работа посвящена поиску создания фильтра способного устранять или улучшать качество питьевой воды. Это стало главной целью исследований. Главная задача в создании фильтров – подбор компонентов способных устранять запах, улучшать вкусовые качества, задерживать не только не растворимые в воде примеси, но и примеси находящихся во взвешенном состоянии. Для решения поставленной задачи использованы различные методы исследования: анализ литературных и интернет источников, химический анализ на определение жесткости и кислотно – щелочной среды, способы очистки воды от примесей, анализ и подбор наиболее безопасного для здоровья, но эффективного обеззараживающего метода.

1.1 Способы очистки воды методом отстаивания

Отстаивание используют для удаления из воды хлора. Для этого водопроводную воду наливают в емкость и оставляют на несколько часов. Газообразный хлор удаляется с 1/3 глубины от поверхности воды. После отстаивания воду необходимо кипятить.

1.2 Способы очистки воды методом фильтрования

Данный способ очищает воду только от нерастворимых примесей, при этом растворимые соли, вирусы, бактерии, микроорганизмы остаются.

1.3 Способы очистки воды методом кипячения

Кипячение используют для уничтожения вирусов. Бактерий, микроорганизмов, удаления хлора. Недостатки: при кипячении вода меняет структуру из-за испарения кислорода, концентрация солей в оставшемся объеме увеличивается из-за испарения воды, многие вирусы гибнут при более высокой температуре, образуется дополнительный хлороформ вызывающий раковые заболевания.

1.4 Способы очистки воды методом кристаллизации

Метод основан на химическом законе, согласно которому при замерзании жидкости, сначала в наиболее холодном месте кристаллизуется основное вещество, а в наименее холодном затвердевает все, что было растворено в основном веществе. Недостатки: метод требует медленного замораживания, не все растворимые соли осаждаются на дне сосуда.

1.5 Способы очистки воды методом дистилляции

Метод основан на свойствах воды изменять агрегатное состояние в зависимости от температуры. Так при кипячении вода из жидкого состояния переходит в газообразное. Оставляя на дне емкости растворимые в ней соли, вирусы, бактерии. Поднимаясь вверх и двигаясь по газоотводному приемнику дистиллятора охлаждается и переходит в жидкое состояние. Недостатки: легкая хлорорганика перегоняется вместе с водяным паром, уничтожаются важные микроэлементы, дистиллированная вода при длительном употреблении вымывает из организма соли кальция, железа и многие другие.

1.6 Методы обеззараживания воды алюмокалиевыми квасцами

В домашних условиях обеззараживание воды от бактерий осуществляют путем добавления 1гр соли на 4л воды. Алюмокалиевые квасцы очищают воду за счет образования продуктов гидролиза от бактерий, взвешенных частиц и примесей органических веществ, выделившаяся серная кислота нейтрализует воду, имеющую щелочную реакцию. Выпавший осадок удаляется фильтрованием.

Один из наиболее реальных и высокоэффективных методов очистки воды, позволяющий существенно улучшить качество питьевой и очищенной сточной воды, решить проблемы здравоохранения и экологии. Преимущества метода: возможность получения озона на месте применения; высокая активность озона в отношении обеззараживания воды от бактерий и вирусов; одновременно с обеззараживанием происходит обесцвечивание воды, устраняются запахи и привкусы; не изменяет натуральные свойства воды; заменяет традиционные методы хлорирования, ультразвук, фильтрацию и другие. Недостатки: большие затраты электроэнергии.

Хлор давно используется в качестве основного обеззараживающего реагента практически во всех очистных предприятиях России. Механизм бактерицидного действия хлора заключается во взаимодействии с составными частями клетки микроорганизма, что приводит к нарушению обмена веществ в клетке и отмиранию микроорганизмов. Недостатки: хлор сильнодействующее ядовитое вещество; способствует образованию в воде токсичных и хлорорганических соединений; обладает последействием; очистные станции использующие хлор являются объектами повышенной опасности.

Применяется в жидком виде, получают на месте применения электрохимическим способом. Эффективен против большинства болезнетворных микроорганизмов, безопасен при использовании и хранении.

Недостатки: неэффективен против цист; при хранении теряет активность и выделяет газообразный хлор; после использования образует большое количество побочных продуктов; требует немедленного использования сразу после получения.

Для проведения эксперимента были взяты образцы воды из трех разных источников: водопроводная, вода подземного бассейна, вода из природного водоема г.Краснодара, п.Северного. проведен анализ каждого образца и выбран для дальнейшего исследования наиболее загрязненный источник. Все исследования проводились поэтапно независимо от способа очистки в одинаковой последовательности.

Цели:

  • получить фильтр максимально очищающий воду от примесей;
  • уменьшить показатель щелочной среды;
  • очистить воду от неприятных запахов;
  • улучшить вкус воды;
  • снизить содержание растворимых солей;
  • уменьшить показатель жесткости воды.

Задачи:

  • подобрать компоненты фильтра на основе их характеристик удовлетворяющие поставленным целям;
  • определить фильтр наиболее эффективно очищающий воду от примесей и неприятных запахов;
  • определить наиболее безопасный, но эффективный обеззараживающий способ очистки воды;
  • по результатам исследований разработать ряд рекомендаций для органов местного самоуправления по использованию в водоочистительных станциях наиболее эффективных способов очистки воды.

Методика последовательного исследования:

  • отстаивание;
  • фильтрование;
  • определение кислотно-щелочной среды раствора или фильтрата;
  • определение жесткости раствора или фильтрата.

Метод исследования: химический (экспериментальный).

Оборудование: образцы проб трех различных источников, универсальная индикаторная бумага, шкала определения рН среды, мыльный раствор туалетного мыла, ватные диски, активированный уголь, песок, древесные опилки, поваренная соль, стеклянные: колбы, воронки, палочки.

Предмет исследования: Химия. Здоровье человека.

Актуальность исследования: Вода жизненно важное соединение и от ее качества зависит здоровье, долголетие человека, а так же всех живых организмов.

2.1 Анализ образцов проб воды из разных источников

Для анализа взяты образцы проб пресной воды из трех различных источников: образец №1 — водопроводная вода, образец №2 — вода подземного бассейна (колодезная), образец №3 — вода из природного водоема г. Краснодара, п.Северного (приложение 1).

В результате проведения ряда последовательных экспериментов получены следующие результаты: отстаивание представленных образцов (приложение 2а) показало наличие не растворимых солей в каждом образце; фильтрование (приложение 2б) – наличие загрязнителей во всех образцах даже после отстаивания; определение кислотно – щелочной (рН) среды раствора – все три образца (приложение 3) имеют щелочную среду, причем содержание щелочи в водопроводной воде значительно выше чем в колодезной, но меньше чем у природного источника. Вывод: не рекомендуется пить сырую водопроводную воду из-за повышенного содержания щелочи, купаться или брать воду для хозяйственных нужд из природного источника; определение жесткости воды (приложение 4) показало содержание во всех трех образцах повышенное содержание солей кальция и магния.

Для дальнейших исследований выбрана вода наиболее загрязненного источника – природного водоема (образец №3).

2.2 Очистка воды методом кристаллизации

Выбранный образец (приложение 5) подвергли кристаллизации с последующим удалением нижней части содержащей нерастворимые примеси. Произвели размораживание при комнатной температуре и провели анализ полученного образца. Результат выявил не эффективность данного метода по очистке воды от растворимых солей (приложение 5).

2.3 Очистка воды из природного водоема сложными фильтрами и ее анализ

2.3.1 Фильтровальный диск — опилки

Анализ полученного фильтрата (приложение 6) показал не эффективность использования при очистке воды данного фильтра, так как показатель щелочной среды не изменился, жесткость воды осталась в неизменном виде, о чем говорит масса хлопьев на поверхности фильтрата.

2.3.2 Фильтровальный диск – песок — опилки

Через трехслойный фильтр (приложение 7) пропустили исследуемый образец. Проанализировали полученный фильтрат (приложение 7). Результат: щелочная среда фильтрата уменьшилась с интервала 10 – 11 до 9 – 10; количество хлопьев на поверхности фильтрата значительно сократилось, что доказывает снижение содержание солей кальция и магния, уменьшение жесткости воды.

2.3.3 Фильтровальный диск – активированный уголь

Активированный уголь выступает в роли сорбента при фильтровании поглощая вредные примеси и неприятный запах, поэтому он был выбран в качестве компонента фильтра. Произвели фильтрование образца №3 через фильтр, фильтрат подвергли поэтапному химическому анализу. Результат: свойства фильтрата в сравнении с образцом не изменились (приложение 8). Вывод: активированный уголь не способствует снижению содержания солей и щелочной среды.

2.3.4 Фильтровальный диск – активированный уголь — опилки

Показатель жесткости воды и рН среды в полученном фильтрате изменился, но незначительно (приложение 9). Вывод: данный фильтр улучшает качество воды, но не является эффективным.

2.3.5 Фильтровальный диск – активированный уголь – поваренная соль – активированный уголь

Анализ фильтрата полученного из сложного четырехслойного фильтра (приложение 10) показал эффективность его использования, так как: 1 – щелочная среда фильтрата уменьшилась по сравнению с исходным образцом с интервала 10 – 11 до 8 – 9; 2 – жесткость воды уменьшилась, что доказывает снижение содержание растворимых солей.

Проведенные исследования проб воды взятой из трех разных источников показали:

1 — неэффективность использования очистительных фильтров в водоочистительных станциях. Водопроводная вода содержит растворимые и нерастворимые в воде соли содержание которых превышает установленные нормы, вода жесткая, с повышенной щелочной средой;

2 — вода подземного бассейна содержит различные загрязнители так же превышающие установленные нормы;

3 – проба воды взятой из наземного природного водоема вызывает наибольшие опасения из – за наличия цветности, запаха, примесей во много раз превышающие нормы и тем самым опасны для нормальной жизнедеятельности живых организмов водоема, показатель щелочной среды находится на критической отметке.

Для дальнейших исследований был выбран образец пробы воды из природного водоема показавший наиболее отрицательный результат. В ходе проведения экспериментальных работ и анализа полученных фильтратов возникли трудности в подборе слоев фильтра способных максимально устранить выявленные ранее отрицательные показатели. Однако, не смотря на всю сложность эксперимента, были достигнуты неплохие результаты. Если использовать сложный многослойный фильтр, состоящий из: фильтра, активированного угля, поваренной соли и песка в комплексе с озонированием будет достигнут конечный результат удовлетворяющий поставленным целям. На основании вышеизложенного составлен ряд предложений рекомендательного характера для органов местного самоуправления:

1. Использовать в имеющихся очистительных водонапорных станциях комплексного подхода в очистке питьевой воды от примесей состоящего из: сложного четырехслойного фильтра с последующим озонированием фильтрата;

2. Закончить строительство водоочистительной станции в г. Краснодаре, п.Северном и подключить жителей к централизованному водопроводу.

Проблема качества питьевой воды и способов ее очистки всегда была, есть и будет актуальной. Исследование в данном направлении нельзя прекращать, а методику данных исследований включить в один из разделов элективного курса по выбору “Практическая химия”.

Список использованной литературы

  1. Г.А. Скоробогатов, А.И. Калинин “Водопроводная вода. Ее химические загрязнения и способы доочистки в домашних условиях” — СПб/издательство С.-Петерб., 2003
  2. Краузер Б.; Фридмантл М. Химия. Лабораторный практикум.- М:Химия, 1995
  3. Чебышев Н.; Каган Б. Высшая школа 21-го века: Проблема качества//Высшее образование в России.- 2000
  4. Фридмантл М. “Химия в действии”. М. “Мир” 1991
  5. И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений/ 4-е изд. М.:ООО ТИД “Русское слово”, 2009
  6. И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская Учебник для 8 кл. общеобразовательных учреждений/ 4-е изд. М.:ООО ТИД “Русское слово”, 2009

источник