Меню Рубрики

Протокол анализа воды в реке

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

Вода — одно из самых распространённых на Земле и необычных по своим свойствам химических соединений. Без воды невозможно существование самой жизни. Вода – носитель тепловой и механической энергии играет важнейшую роль в обмене веществом и энергии между геосферами и географическими районами Земли. Этому во многом способствуют и её аномальные физические и химические свойства. Один из основоположников геохимии, , писал: «Вода стоит особняком в истории нашей планеты. Нет природного тела, которое могло бы сравнится с ней по влиянию на ход основных, самых грандиозных геологических процессов. Нет земного вещества – минерала, горной породы, живого тела, которое её бы не заключало. Всё земное вещество – под влиянием свойственных воде частных сил, её парообразного состояния, её вездесущности в верхней части планеты – ею проникнуто и охвачено». (2)

К сожалению, в последнее время интерес исследователей к воде основан скорее не на изучении её необычных, уникальных и в то же время универсальных свойств, а на исследовании её экологического состояния, поиска путей её очищения, её защиты от бесцеремонного, безответственного отношения к ней человека. (2)

Результатом не всегда разумной хозяйственной деятельности человека стало увеличение безвозвратного водопотребления (до полного истощения водных источников) и угрожающее загрязнение природных вод, что вносит нередко необратимые изменения в водный баланс и экологические условия обширных районов. Это обусловило возникновение нового направления гидрологической науки – гидролого-экологическую, изучающего необратимые процессы и явления в природной среде и биосфере, возникающие в результате интенсивного антропогенного воздействия, а также близкие и отдалённые во времени последствия этих воздействий. (2)

Острейшей гидрологической проблемой стало изменение качества природных вод и состояния водных экосистем под влиянием хозяйственной деятельности человека. Стремительное распространение веществ антропогенного происхождения привело к тому, что на поверхности Земли практически не осталось пресноводных экосистем, качество воды которых не изменилось бы в той или иной степени. Следствием химических и физических воздействий антропогенного происхождения является изменение состава донных отложений и живого вещества водных объектов. (2)

Факторы, воздействующие на водные объекты посредством изменения поверхности речных водосборов, особо ощутимо сказываются на экологическом состоянии малых рек. Малые реки играют решающую роль в формировании водных ресурсов. (2)

Одна из основных особенностей малых рек – тесная связь формирования стока с ландшафтом бассейна. Это обуславливает необычайную уязвимость рек при интенсивном освоении водосбора. Увеличение распаханности земель, отставания почвозащитных мероприятий и распашка до уровня воды, вырубка лесов и осушение болот на их водосборах, строительство крупных животноводческих
комплексов, ферм и птицефабрик без проведения сопутствующих природоохранительных мероприятий и сброс в реки сточных вод без надлежащей очистки быстро приводит к нарушению экологической обстановки, ускорению старения малых рек. Рациональное комплексное использование ресурсов малых рек, их охрана от загрязнения и истощения требуют безотлагательных мер. (2)

Загрязнение речных вод может носить промышленный, бытовой характер, являться последствием сельскохозяйственных работ. Для выбранного нами объекта изучения, актуальными являются бытовое загрязнение и загрязнения, являющиеся следствием сельскохозяйственных работ, то есть вымывание из почвы в воду рек составных частей минеральных удобрений.

Значительным источником загрязнения водоёмов (малых рек) могут быть бытовые сточные воды, которые уносят с собой физиологические выделения человека, кухонные помои, загрязнения от умывания, стирки белья и мытья помещений, а также некоторые плотные отбросы: бумагу, обрывки тканей, сор. В этих стоках 60% составляют органические вещества. (4)

Весьма неблагоприятное влияние на водоёмы и водостоки оказывают поверхностно-активные вещества (ПАВ), которые содержатся главным образом в бытовых стоках, поскольку ПАВ всё больше используют как моющее средство. Водные растворы ПАВ имеют неприятный вкус и запах, дают стойкую пену, появление которой в водоёмах не только неприятно с точки зрения эстетики, но и препятствуют аэрации, ухудшая тем самым биохимическую очистительную способность водоёмов. Кроме того, в пене концентрируются другие органические загрязнения и различные микроорганизмы (в том числе вызывающие заболевания человека) в такой степени, что содержание их в пене может превышать концентрацию в воде в сотни раз. ПАВ имеют способность эмульгировать другие загрязняющие вещества, и делать их более стойкими к окислению; даже в небольших количествах прекращают рост водорослей и другой водной растительности. (2)

Кроме того, даже такие безобидные, казалось бы, гигиенические препараты, как шампунь от перхоти, и то могут повредить водоёму, так как действующим началом противоперхостных шампуней является, например, пиритионат цинка и дисульфид селена – вот вам уже два члена ряда токсичных металлов. (1)

Отличительной способностью бытовых сточных вод является их бактериальное загрязнение: в одном кубическом миллиметре воды могут содержаться десятки миллионов бактерий, в том числе болезнетворных, а также яйца глистов. Количество бытовых сточных вод примерно соответствует количеству потребляемой водопроводной воды. (4)

Чем дальше, тем более опасным источником загрязнений водоёмов становится сельское хозяйство. За последние несколько десятилетий, производство, а следовательно и использование минеральных удобрений в стране выросло в несколько десятков раз, выросло и производство средств защиты растений. Производство этих веществ будет увеличиваться и в дальнейшем. Это способствует урожайности сельскохозяйственных культур. Однако удобрения и особенно ядохимикаты, предназначенные для уничтожения сорняков и насекомых, при неправильном их применении смываются в водоёмы, а их растворы просачиваются в нижележащие водоносные слои грунта и тоже попадают в водоёмы.(4)

Сельскохозяйственные стоки также являются источниками многих металлов. Большинство тяжёлых металлов, естественно, не могут находиться в водной среде в растворимом виде, но присутствуют там в виде коллоидных частичек, а в смеси с другими органическими веществами часто выпадают на дно. Поэтому содержание металла в придонных осадках часто рассматривается как показатель степени загрязнённости воды металлами. (1)

Известное значение имеют также и ливневые стоки, которые смывают в реки загрязнения с поверхности земли: при сильных ливнях и затяжных дождях их количество может превышать бытовые стоки, а концентрация загрязняющих веществ в них оказаться высокой. Поэтому поддержание в чистоте верхних слоёв почвы и промышленных площадок и особенно предотвращения загрязнения их химическими отходами имеет существенное значение для охраны рек от загрязнений. (4)

Реки весьма чувствительны ко всем посторонним вмешательствам и необходимо бережное их сохранение и рациональное использование их вод. Задача, стало быть, заключается в том, чтобы всячески сохранять реки от загрязнения. (2)

Целью данной работы является изучение основных показателей воды реки Пишля, а также содержание в ней различных примесей.

Cl -, SO42 -, NO3 -, PO43 -, HPO42 -, H2PO4 -.

6. Определить содержание органических веществ в воде реки Пишля.

Материалы и оборудование: универсальная индикаторная бумага со шкалой, цилиндры, фильтровальная бумага, воронка, химический стакан, лист белой бумаги, колба с притёртой пробкой, пробирки, технохимические весы с разновесами, фарфоровые чашки, водяная баня, часовое стекло, спиртовка, спички, скальпель.

Вещества: исследуемая и дистиллированная вода, растворы нитрата серебра AgNO3, хлорида бария BaCl2, соляной кислоты HCl, роданида калия KCNS или аммония NH4CNS, жёлтая кровяная соль, красная кровяная соль, перманганат калия, гексанитрокобальтиат (3) натрия, гексагидроксостибиат (5) калия, карбонаты натрия и калия, серная кислота, алюминий, гидроксид натрия, хлорид магния, хлорид аммония, аммиак.

1.1. Определение цветности воды.

Цветность природных вод обусловлена наличием, прежде всего гуматов железа (железных солей гуминовых кислот), а также сточными, бытовыми водами, которые попадают в реки. Повышенной цветностью обладает вода рек, имеющих болотный тип питания.

Мутную воду перед анализом на цветность следует отфильтровать.

В стеклянные цилиндры наливают отдельно исследуемую и дистиллированную воду. На фоне белого листа бумаги при дневном освещении воду рассматривают сверху и сбоку. На основе этого оценивают цветность, то есть указывают наблюдаемый цвет (бурый, жёлтый и т. д.). При отсутствии окраски вода считается бесцветной.(5)

Запахи воды могут быть связаны с жизнедеятельностью водных организмов (высших водных растений, водорослей и др.), а также появиться при их отмирании. Это естественные запахи. Бывает и так, что в реку попадают и производственные сточные воды, и бытовые воды с примесями определённого запаха (фенолы, формальдегид и др.). Это искусственные запахи. Силу запаха оценивают по пятибальной шкале.

источник

Как читать акт анализа воды? Какая форма акта (описание, протокол) используется в нашей стране. Описание процесса проведения анализа, какие показатели исследуются. Регламентирующие документы на разные виды воды. Разновидности анализов воды и предельно-допустимые концентрации веществ. Чтобы правильно причитать акт анализа воды, нужно знать предельно-допустимые концентрации искомых веществ. Форма акта, описание и протокол также будут рассматриваться в нашей статье.

Поскольку в результатах проведённого анализа воды указывается найденное количество вещества, данный показатель необходимо сравнить с предельно-допустимой концентрацией (ПДК) этого вещества по нормативным документам. Для разных видов воды используются разные регламентирующие документы:

  • ГОСТ 6709-72 нужен для проверки качества дистиллированной воды;
  • ГОСТ 2874-82 отвечает за питьевую воду;
  • ГОСТ Р 52962-2008 регламентирует показатели деионизированной воды;
  • ГОСТ Р 54316-2011 нужен для оценки качества минеральной бутилированной воды;
  • СанПиН 2.1.4.1116-02 отвечает за питьевую воду из бутылок;
  • СанПиН 2.1.4.1074-01 регламентирует показатели питьевой воды.

Обычно в данных документах указывает ПДК искомого вещества. То есть речь идёт о максимально разрешённой концентрации компонента в воде, при которой человеческому организму не может быть причинён вред. При этом подразумевается, что человек будет пить такую воду на протяжении всей жизни. Также данные вещества в допустимой концентрации не должны ухудшать гигиеническую ситуацию водопотребления.

Кроме концентрации того или иного вещества в акте анализа воды указывается класс опасности. Вещества первого класса относятся к чрезвычайно опасным компонентам. Вещества второго класса называются высоко опасными. Элементы 3 класса относят к категории опасных, а элементы 4 класса называются компонентами умеренной опасности.

Также акт анализа воды может содержать следующие сокращения:

  • с-т – это сокращение говорит о том, что показатель относится к группе санитарно-токсикологических признаков;
  • зап – указывает на способность компонента менять запах жидкости;
  • окр – говорит о возможном изменении цветности воды;
  • пен – способность вещества вызывать повышенное пенообразование;
  • привк – говорит о том, что данный компонент изменяет вкусовые качества жидкости;
  • оп – указывает на элементы, вызывающие опалесценцию;
  • КОЕ – колониеобразующие единицы. Этот показатель используется при подсчёте количества единичных бактерий и микроорганизмов, которые в благоприятной среде могут создавать целые колонии.

Форма акта анализов воды зависит и от того какой вид анализа проводился:

  1. Расширенный анализ жидкости с рассмотрением 25 показателей.
  2. Сокращённый анализ, который подразумевает изучение 12 показателей водной среды.

Обычно полный анализ воды содержит показатели по многим составляющим. Чтобы вы могли сделать выводы о качестве воды, нужно сравнить их с предельно-допустимыми показателями из нормативных документов. Таблицу с нормируемыми показателями мы приводим ниже:

Показатель Предельно-допустимая норма Величина измерения
Вкус не больше 2 балл
Оценка запаха при t=60°С не больше 2 балл
Оценка запаха при t=20°С не больше 2 балл
Цветовые качества не более 20 градус
Мутность не более 1,5 мг/дм³
Наличие осадка не нормируется см. описание
рН водной среды 6,5-8,5 рН
Хлор мг/дм³
Способность окисляться не больше 5 мгО₂/дм³
Наличие аммиака не больше 0,5 мг/дм³
Частицы нитрата не более 0,5 мг/дм³
Частицы нитрита не больше 50 мг/дм³
Соли кальция и магния не более 7 мг-экв/дм³
Количество минералов 1000 мг/дм³
Хлориды не более 250 мг/дм³
Сульфаты не более 250 мг/дм³
Остаток железа не больше 0,2 мг/дм³
Содержание цинка не более 1,0 мг/дм³
Частицы марганца не больше 1,0 мг/дм³
Медь не нормируется мг/дм³
Щёлочность не нормируется мг/дм³
Содержание магния не нормируется мг/дм³
Наличие кальция не нормируется мг/дм³
Соли калия и натрия не нормируется мг/дм³

Проток анализа воды составляется в том случае, если по каким-то параметрам найдено превышение предельно-допустимых концентраций данного вещества. В данном документе помимо найденных элементов и их концентрации также будут указываться предельно-допустимые значения по данному показателю.

Образец оформления протокола анализов воды вы можете найти по ссылке: http://obrazec.org/50/protokol_issledovanija_obrazcov_prob_vody.htm

Если вы хотите заказать анализ воды, вы можете обратиться в нашу лабораторию. У нас есть всё необходимое оборудование для проведения анализа. Все результаты проведённых анализов будут занесены в соответствующие документы. Стоимость проводимых анализов зависит от искомых показателей для проверки. Цена услуг уточняется при заказе анализа у нашего менеджера. Для этого вам необходимо связаться с нами по одному из указанных телефонов.

источник

Набор «Река, пруд, аквариум» предназначен для оценки безопасности открытых водоёмов, которые используются для пляжного отдыха и купания.
Кроме прудов и других природных водоёмов такой анализ будет полезен для исследования воды в аквариумах или рыбоводческих хозяйствах, а также в домашних бассейнах, владельцы которых не обеззараживают воду путём хлорирования или озонирования.

Читайте также:  Неорганические и органические вещества анализ воды

Исследование поможет Вам убедиться в том, что вода в Вашем водоёме не наносит вреда организму, а получив тревожные результаты, взяться за решение выявленных проблем.

Срок выполнения: 6–8 рабочих дней.

Минимальный объём пробы (материал тары): 1,5 л (пластик) и 0,2 л (стекло).

  • подходит для оценки безопасности и полезных свойств природной и аквариумной вод;
  • учитывает специфику природной воды в целом и поверхностных водоёмов в частности;
  • включает определение содержания наиболее опасных тяжёлых металлов и органических загрязнителей, таких как ртуть, свинец, кадмий и фенол;
  • включает определение показателей БПК и ХПК, которые необходимы для оценки состояния водной экосистемы и качества, растворенного в воде органического вещества;
  • обладает высокой точностью, подтверждённой Межлабораторными Сличительными Испытаниями и поверками.
  • может потребовать дополнительного времени для проведения испытаний – до 5 рабочих дней;
  • может потребоваться дополнительная тара для отбора воды для определения рядя показателей: нефтепродукты, фенол, ХПК и БПК.
Определяемый показатель Нормативный документ на методику
Обобщённые показатели
pH РД 52.24.495-2017
БПК5 ПНД Ф 14.1:2:3:4.123-97 (йодометрический метод) (издание 2004 г.)
Нефтепродукты выбирается лабораторией
Химическое потребление кислорода ГОСТ 31859-2012
Неорганические соединения
Ионы аммония ПНД Ф 14.1:2:4.276-2013 (издание 2013 г.)
Нитрат-ионы ПНД Ф 14.1:2:4.132-98 (издание 2008 г.)
Нитрит-ионы ПНД Ф 14.1:2:4.132-98 (издание 2008 г.)
Сульфат-ионы ПНД Ф 14.1:2:4.132-98 (издание 2008 г.)
Фосфат-ионы ПНД Ф 14.1:2:4.132-98 (издание 2008 г.)
Фторид-ионы ПНД Ф 14.1:2:4.132-98 (издание 2008 г.)
Хлорид-ионы ПНД Ф 14.1:2:4.132-98 (издание 2008 г.)
Элементы
Железо выбирается лабораторией
Кадмий ЦВ 3.18.05-2005
Марганец ЦВ 3.18.05-2005
Медь ЦВ 3.18.05-2005
Мышьяк ЦВ 3.18.05-2005
Никель ЦВ 3.18.05-2005
Ртуть выбирается лабораторией
Свинец ЦВ 3.18.05-2005
Цинк ЦВ 3.18.05-2005
Органические соединения
АПАВ ПНД Ф 14.1:2:4.158-2000 (издание 2014 г.)
Фенол ПНД Ф 14.1:2:4.225-2006 (издание 2018 г.)

Анализ проводится с использованием передовых методик и техник анализа, в том числе фотометрии, ионной хроматографии, атомной абсорбции и потенциометрии, масс-спектрометрии, жидкостной хроматографии, что обеспечивает высокую точность и низкие уровни риска получения недостоверных результатов.

источник

ОТБОР ПРОБ ПОВЕРХНОСТНЫХ ВОД СУШИ И ОЧИЩЕННЫХ СТОЧНЫХ ВОД

1 РАЗРАБОТАНЫ федеральным государственным бюджетным учреждением «Гидрохимический институт» (ФГБУ «ГХИ»)

2 РАЗРАБОТЧИКИ А.А.Назарова, канд. хим. наук, Л.В.Боева, канд. хим. наук, Е.Л.Селютина

3 СОГЛАСОВАНЫ с ФГБУ «НПО «Тайфун» 19.03.2012 и УМЗА Росгидромета 05.05.2012

4 УТВЕРЖДЕНЫ Заместителем Руководителя Росгидромета 10.05.2012

5 ЗАРЕГИСТРИРОВАНЫ ФГБУ «НПО «Тайфун» за номером Р 52.24.353-2012 от 31.05.2012

6 ВВЕДЕНЫ ВЗАМЕН Р 52.24.353-94 Отбор проб поверхностных вод суши и очищенных сточных вод

Настоящие рекомендации распространяются на поверхностные воды суши и очищенные сточные воды и устанавливают виды программ отбора проб воды, методы отбора проб, способы предварительной обработки и хранения проб, общие сведения об устройствах, применяемых для отбора и хранения проб воды при определении химических показателей, требования безопасности при отборе проб.

Настоящие рекомендации предназначены для организаций, осуществляющих наблюдение и контроль качества поверхностных вод суши и очищенных сточных вод, идентификацию источников загрязнения, научные исследования на водных объектах.

В настоящих рекомендациях использованы ссылки на следующие нормативные документы:

ГОСТ 17.1.5.04-81 Охрана природы. Гидросфера. Приборы и устройства для отбора, первичной обработки и хранения проб природных вод. Общие технические условия;

ГОСТ 17.1.5.05-85 Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к отбору проб поверхностных и морских вод, льда и атмосферных осадков;

ИСО 5667/1-2006* Качество воды. Отбор проб. Часть 1. Качество воды. Отбор проб. Часть 1. Руководство по составлению программ и методик отбора проб;
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым здесь и далее по тексту, можно получить, перейдя по ссылке на сайт http://shop.cntd.ru. — Примечание изготовителя базы данных.

ИСО 5667/2-1991 Качество воды. Отбор проб. Часть 2. Руководство по составлению методик выборочного контроля;

ИСО 5667/3-2003 Качество воды. Отбор проб. Часть 3. Руководство по хранению и обращению с пробами воды;

ИСО 5667/4-1987 Качество воды. Отбор проб. Часть 4. Руководство по отбору проб из естественных и искусственных озер;

ИСО 5667/6-2005 Качество воды. Отбор проб. Часть 6. Руководство по отбору проб из рек и потоков;

ГОСТ Р 51592-2000 Вода. Общие требования к отбору проб;

РД 52.24.309-2011 Организация и проведение режимных наблюдений за состоянием и загрязнением поверхностных вод суши;

РД 52.24.509-2005 Внутренний контроль качества гидрохимической информации;

Правила по технике безопасности при производстве наблюдений и работ на сети Госкомгидромета. — Л.: Гидрометеоиздат, 1983. — 316 с.

3.1 пункт наблюдений за загрязнением поверхностных вод суши: Место на водоеме или водотоке, в котором производят комплекс работ для получения данных о составе и свойствах воды, предназначенных для последующего обобщения во времени и пространстве и представления обобщенной систематической информации заинтересованным организациям.

Примечание — При наличии в населенном пункте источников загрязнения под пунктом следует понимать весь участок водоема или водотока, на котором расположен населенный пункт, но не отдельные источники загрязнения. Наименование пункта дается по наименованию постоянного ориентира (населенный пункт, шахта, электростанция, устье реки, плотина и т.д.) для определенного водного объекта (например, г.Ростов-на-Дону, р.Дон).

3.2 створ пункта наблюдений: Условное поперечное сечение водоема или водотока, в котором производят комплекс работ для получения данных о показателях состава и свойствах воды.

4.1 Задачи отбора проб воды

Программы отбора проб воды зависят от задач пробоотбора. В соответствии с ИСО 5667/1 установлены три основные задачи отбора проб:

— контроль качества воды данной водной системы для принятия корректирующих мер кратковременного характера;

— наблюдения за качеством воды, предназначенные для обнаружения изменений долгосрочного характера;

— исследования качества воды с целью идентификации источников загрязнения.

Задачи отбора проб определяют содержание следующих программ:

— программы контроля качества;

— программы характеристики качества;

— программы исследования причин загрязнения.

Программы контроля качества включают проверку соответствия показателей качества воды нормативам качества воды. Такие программы чаще всего используются службами государственного контроля и надзора: Федеральным агентством водных ресурсов, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.

Программы характеристики качества воды включают определение концентраций веществ на протяжении определённого периода времени. Программы могут быть краткосрочными и долгосрочными, а результаты регулярных наблюдений являются основой оценки состояния водных объектов, которую выполняет Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет).

Программы исследования причин загрязнения водного объекта определяют характеристики загрязняющих выбросов неизвестного происхождения. Такие программы основаны на знании природы загрязняющих веществ и совпадении периодичности появления загрязнения с периодичностью отбора проб воды. Отбор проб в этом случае следует проводить пропорционально частоте появления загрязнения.

5.1 Отбор проб воды может быть связан с решением различных частных задач:

— оценка качества воды в пределах бассейна реки;

— определение пригодности воды водного объекта для бытовых целей и питья;

— определение пригодности воды водного объекта для сельскохозяйственного использования;

— определение пригодности воды водного объекта для развития рыболовства;

— оценка воздействия землепользования на качество воды водного объекта;

— изучение воздействия инженерных работ на водном объекте на качество воды.

5.2 При выборе местоположения пунктов наблюдений для отбора проб воды необходимо учитывать рекомендации [1] и РД 52.24.309, провести предварительные исследования на водном объекте и собрать информацию о всех факторах, влияющих на качество воды: наличие населённых пунктов, водозаборов, поступление сточных вод, сведения о географии, топографии, гидрологии, гидрогеологии, оценить значимость факторов, влияющих на качество воды для различных видов водопользования. Одновременно следует учитывать доступность места отбора проб при любых погодных условиях, удалённость от лаборатории, выполняющей анализ, трудоёмкость отбора проб, вопросы безопасности. При выборе места и конкретных точек отбора проб необходимо учитывать расстояние, которое требуется для полного смешивания сточных вод с принимающими водами.

5.3 Режимные наблюдения за загрязнением поверхностных вод суши по физическим, химическим и биологическим показателям осуществляют оперативно-производственные подразделения Росгидромета в рамках государственной службы наблюдений за состоянием окружающей природной среды. Основные принципы организации и проведения наблюдений за загрязнением поверхностных вод суши установлены в РД 52.24.309.

5.4 Расположение пунктов наблюдений на водном объекте определяют с учетом существующего использования водоема или водотока для нужд народного хозяйства на основании предварительных исследований по схеме, аналогичной рекомендуемой международными организациями.

5.5 В соответствии с РД 52.24.309 пункты наблюдений организуют на водоемах и водотоках в районах:

— расположения городов и крупных поселков, сточные воды которых сбрасываются в водоемы и водотоки;

— сброса сточных вод отдельно стоящими крупными промышленными предприятиями (заводами, рудниками, шахтами, нефтепромыслами, электростанциями и т.п.), территориально-производственными комплексами, сельскохозяйственными комплексами;

— мест нереста и зимовья ценных и особо ценных промысловых организмов;

— предплотинных участков рек, являющихся важными для рыбного хозяйства;

— пересечения реками государственной границы;

— замыкающих створов больших и средних рек;

— устьев загрязненных притоков больших водоемов и водотоков.

Для изучения природных процессов и определения фонового состояния воды водоемов и водотоков пункты наблюдений создают также на не подверженных антропогенному воздействию участках, в том числе на водоемах и водотоках, расположенных на территориях государственных заповедников и природных национальных парков и являющихся уникальными природными образованиями.

5.6 При выборе точного места отбора необходимо, чтобы проба была репрезентативной (адекватной водному объекту в данном месте), т.е. вода должна быть отобрана в створе полного смешения по вертикальному и горизонтальному профилям.

5.7 Все предполагаемые места отбора на водном объекте должны быть изучены на предмет однородности по поперечному сечению в месте отбора проб. Это осуществляется путем отбора проб через интервалы по поперечному сечению на различных глубинах. Рекомендации по проведению таких исследований в зависимости от размера реки с учётом [1] приведены в таблице 1. Исследуемыми показателями могут быть те, которые обычно определяют непосредственно на водном объекте: электропроводность, температура, рН, растворенный кислород.

Таблица 1 — Изучение однородности воды по поперечному сечению реки

Среднегодовой расход воды, м /с

Классификационное название водотока

Количество створов пунктов наблюдений и отбора проб, шт.

Количество горизонтов на вертикалях (глубинах) в створах пунктов наблюдений и отбора проб*, шт.

Минимум 6, как в случае «Река»; по мере увеличения размеров реки количество створов увеличивается с коэффициентом 2 на каждые 100 м /с

________________
* Пробы следует отбирать на глубине, по крайней мере, 30 см от поверхности и не менее чем на 30 см выше уровня дна, не затрагивая донные отложения.

5.8 Пункты наблюдений на водном объекте следует размещать в местах, в которых производится измерение речного стока (на гидрологических постах или вблизи их, в точках, где не происходит значительного изменения речного стока), чтобы иметь данные о расходе воды и возможность рассчитать массу стока различных определяемых веществ. Иногда можно произвести расчет стока косвенно, учитывая данные двух или более водомерных станций, или провести полевые исследования.

5.9 Место отбора проб должно быть доступно при любых погодных условиях, оно не должно быть слишком удаленным от лаборатории, в которой производится анализ.

Отобранная проба воды по сохранности содержит три типа изучаемых показателей:

1) консервативные, длительно сохраняющиеся (хлориды, сульфаты и т.д.);

2) неконсервативные, сохраняющиеся ограниченное время (биогенные элементы, ионы металлов);

3) нестойкие (биохимическое потребление кислорода, кислород и т.д.).

Время доставки пробы в лабораторию не должно превышать 24 ч для первых двух типов показателей. Нестойкие пробы воды следует обрабатывать на месте отбора.

При выборе места отбора следует уделять внимание вопросам безопасности, т.е. отбор проб не должен быть сопряжен с риском для жизни.

5.10 В соответствии с РД 52.24.309 при отсутствии организованного сброса сточных вод на водотоках устанавливают по одному створу: в устьях загрязняющих притоков, на незагрязненных участках водотоков, на предплотинных участках рек, на замыкающих участках рек, в местах пересечения водотоком государственной границы.

5.11 При наличии организованного сброса сточных вод на водотоках устанавливают два створа или более. Один из них располагают выше источника загрязнения, другой — ниже источника (или группы источников) загрязнения. Верхний створ устанавливают на 1 км выше источника загрязнения. При выборе створа ниже источника загрязнения необходимо, чтобы он был расположен в месте достаточно полного смешения сточных вод с водой водотока. При этом следует предварительно рассчитать створ полного смешения, в затем уточнить его местоположение во время обследования участка путем измерения характерных консервативных показателей состава воды. На реках, где створ гарантированного смешения находится далеко от источника загрязнения, влияние источника на физические свойства и химический состав воды в створе смешения может быть не обнаружено из-за малых расходов сточных вод по сравнению с расходами речных вод.

Читайте также:  Немного солнца в холодной воде анализ

В этом случае створ устанавливают исходя из интересов водопользователя, в частности, на реках, используемых для нужд рыбного хозяйства, — не далее 0,5 км от места сброса сточных вод ниже по течению.

5.12 При наличии группы источников загрязнения верхний створ располагают выше первого источника, нижний — ниже последнего.

Между створами выше и ниже источников загрязнения с учётом интересов народного хозяйства могут быть установлены дополнительные створы, характеризующие влияние отдельных источников загрязнения.

5.13 При наличии на водотоке нескольких рукавов створы располагают на тех из них, где наблюдаются наибольшие расходы и/или нарушения норм качества воды водотоков.

5.14 На водоемах (озерах, водохранилищах) наблюдение и контроль проводят по водоему в целом или на отдельных загрязненных участках. При контроле по водоему в целом с учетом геоморфологии береговой линии и других факторов устанавливают не менее трех створов, по возможности равномерно распределенных по акватории.

При контроле на отдельных загрязненных участках водоема створы устанавливают с учетом условий водообмена. На водоемах с интенсивным водообменом расположение створов аналогично расположению на водотоках.

5.15 Границу зоны загрязненности (той части водоема, в которой нарушены нормы качества воды по одному или нескольким показателям) устанавливают по размерам максимальной зоны загрязненности, определенной расчетным путем согласно ГОСТ 17.1.1.02 и уточненной при проведении обследования водоема.

5.16 На водоемах с умеренным и замедленным водообменном один створ устанавливают в не подверженной загрязнению части водоема, другой совмещают со створом сброса сточных вод; остальные створы проходят параллельно, по обе стороны от створа сброса сточных вод (не менее двух — на расстоянии 0,5 км ниже места сброса сточных вод и непосредственно перед местом сброса).

5.17 По рекомендациям [1] при выборе местоположения створов пунктов наблюдений и отбора проб на водоёме (озеро, водохранилище) необходимо учитывать объем водоёма, площадь его поверхности, среднюю глубину, время обновления воды, а также информацию о его температурных, батиметрических, гидравлических и экологических характеристиках. Ориентировочно число пунктов наблюдений и отбора проб может равняться округленному логарифму площади водоёма, выраженной в квадратных километрах. Рекомендуется следующая минимальная программа отбора проб на водоёме:

— на двух глубинах (на поверхности и у дна), если глубина водоёма не превышает 10 м;

— на трех глубинах (на поверхности, в термоклине и у дна) для водоёма глубиной около 30 м;

— на нескольких глубинах (на поверхности, в верхнем гиполимнионе, у дна) для водоёма глубиной более 30 м.

Для водоёма глубиной более 100 м отбор проб рекомендуется проводить в дополнительных точках на различных глубинах.

5.18 Рекомендуемая форма протокола (акта) отбора проб воды приведена в приложении А.

6.1 Качество воды в различных водных объектах редко бывает постоянным по времени, оно подвержено постоянным изменениям. Между скоростью изменения одних параметров существует некоторая взаимосвязь, другие могут изменяться независимо. При измерении среднего, максимального и минимального значений показателей состава и свойств воды за какой-либо период времени близость измеряемых значений к истинным зависит от изменчивости показателей и количества отобранных проб. Чем большее количество проб использовали для определения значений показателей, тем уже будут пределы возможных различий между наблюдаемыми и истинными значениями.

Непостоянство качества воды обусловлено количественными изменениями концентрации веществ, поступающих в водный объект. Такие изменения могут быть вызваны естественными причинами или являться результатом деятельности человека; они могут носить циклический или случайный характер.

6.2 Случайные изменения обусловлены нерегулярными причинами и предсказать их зачастую невозможно. Может иметь место аварийная утечка, просачивание, стихийные явления.

6.3 Циклические ежегодные изменения могут определяться режимами выпадения дождей, таянием снегов или сезонными изменениями температуры. Сезонный рост и отмирание растительности также являются причиной циклических изменений в составе воды, при этом скорости процессов самоочищения и нитрификации в значительной степени зависят от температуры.

Наблюдаются также и суточные циклы естественного происхождения, связанные с процессом фотосинтеза, они определяют рН воды и содержание растворенного кислорода.

Промышленная, сельскохозяйственная и бытовая деятельность человека может вызвать циклические изменения, обусловленные циклами водосбросов и водозаборов. Деятельность человека, связанная с выработкой электроэнергии или с движением судов, как правило, приводит к циклическим изменениям качества воды, но эти изменения могут носить и случайный характер.

6.4 Амплитуда колебаний параметров качества воды в водоемах и водотоках различна. Она наиболее велика в водотоках, причин тем больше, чем ближе точка отбора пробы к источнику, вызывающему изменения. Перемешивание воды по мере удаления от этого источника сглаживает неоднородности. Однако вследствие увеличения расстояния между источником, вызывающим изменения, и точкой отбора проб будет происходить не только снижение амплитуды колебаний, но и разбавление, а значения некоторых параметров уменьшатся за счет процессов самоочищения, образования отложений и адсорбции. Это необходимо учитывать, если пункты отбора проб используются с целью контроля качества воды.

6.5 В водоемах масса воды и хорошее горизонтальное перемешивание обеспечивают незначительный водообмен вблизи места отбора проб. Во многих водоемах обнаружены явно выраженные сезонные изменения, обусловленные термической стратификацией, термическим перемешиванием и биологической активностью.

Если изменения носят циклический характер и отбор проб производится также циклично, то можно оценить произошедшие за цикл изменения качества воды.

Программа отбора может предусматривать случайный выбор времени отбора, но в этом случае следует отбирать пробы более или менее равномерно в течение года.

6.6 Для установления частоты отбора проб необходимы предварительные исследования, включающие на первом этапе сбор информации обо всех влияющих на качество воды факторах, а также о требованиях, предъявляемых к качеству воды в данном месте. Если собранных данных недостаточно, проводят исследование, полная схема которого выглядит следующим образом:

1) еженедельный отбор проб в течение года;

2) ежедневный отбор проб непрерывно в течение одной недели каждую 13-ю неделю (четыре периода отбора в течение года);

3) отбор проб каждый час в течение 1 сут с периодичностью 13 недель (четыре периода в течение года, 24 пробы за период);

4) отбор проб каждые 4 ч в течение 1 недели с периодичностью 13 недель (42 пробы за период).

Используя указанную выше схему, приспособленную к местным условиям, можно получить разнообразные статистические характеристики годовых, квартальных, ежедневных и месячных распределений. Предложенные варианты исследования рекомендуются для рек, которые подвержены наибольшим изменениям.

Для водоёмов рекомендуются следующие варианты предварительного исследования: 5 последовательных дней в самое теплое время года, 5 последовательных дней каждые 13 недель.

Информация, полученная при предварительном исследовании, позволит подтвердить относительную значимость изучаемых показателей, оценить пределы колебаний между их действительными значениями и критическими уровнями, дать основу для установления соответствующей точности и доверительных интервалов при определении некоторых параметров.

Рекомендуемая частота отбора проб в течение года для международной программы ГСМОС/Вода представлена в таблице 2.

Таблица 2 — Рекомендуемая частота ежегодного отбора проб для станций программы ГСМОС/Вода

Частота отбора проб воды водных объектов за год наблюдений

источник

ИЭИ для водозабора. На какие показатели нужно исследовать воду из реки?

Сообщение Васильева » 08 июн 2015, 09:48

Сообщение Эко03 » 11 июн 2015, 10:53

Сообщение A_L_ » 05 авг 2015, 08:49

Сообщение Famileva » 17 май 2017, 16:33

Сообщение ГЭТИ » 17 май 2017, 19:08

Сообщение Famileva » 17 май 2017, 19:22

Сообщение ГЭТИ » 17 май 2017, 19:47

Сообщение Famileva » 17 май 2017, 20:01

Сообщение ГЭТИ » 17 май 2017, 20:23

говорит, что надо для этого резервуара обеспечить в радиусе первого пояса ЗСО (30 м) исполнение требований пп. 1.6, 3.2 СанПиН 2.1.4.1110-02.

Отправлено спустя 1 минуту 42 секунды:

Очень непросто убедить эксперта. Высказанные доводы не.

Форум «Форум для экологов» является общедоступным для всех зарегистрированных пользователей и осуществляет свою деятельность с соблюдением действующего законодательства РФ.
Администрация форума не осуществляет контроль и не может отвечать за размещаемую пользователями на форуме «Форум для экологов» информацию.
Вместе с тем, Администрация форума резко отрицательно относится к нарушению авторских прав на территории «Форум для экологов».
Поэтому, если Вы являетесь обладателем исключительных имущественных прав, включая:

— исключительное право на воспроизведение;
— исключительное право на распространение;
— исключительное право на публичный показ;
— исключительное право на доведение до всеобщего сведения

и Ваши права тем или иным образом нарушаются с использованием данного форума, мы просим незамедлительно сообщать нам по электронной почте.
Ваше сообщение в обязательном порядке будет рассмотрено. Вам поступит сообщение о результатах проведенных действий, относительно предполагаемого нарушения исключительных прав.
При получении Вашего сообщения с корректно и максимально полно заполненными данными жалоба будет рассмотрена в срок, не превышающий 5 (пяти) рабочих дней.

ВНИМАНИЕ! Мы не осуществляем контроль за действиями пользователей, которые могут повторно размещать ссылки на информацию, являющуюся объектом Вашего исключительного права.
Любая информация на форуме размещается пользователем самостоятельно, без какого-либо контроля с чьей-либо стороны, что соответствует общепринятой мировой практике размещения информации в сети интернет.
Однако мы в любом случае рассмотрим все Ваши корректно сформулированные запросы относительно ссылок на информацию, нарушающую Ваши права.
Запросы на удаление НЕПОСРЕДСТВЕННО информации со сторонних ресурсов, нарушающей права, будут возвращены отправителю.

источник

Несмотря на то что Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее — Федеральный закон № 416-ФЗ) и отдельные постановления Правительства Российской Федерации в области водоотведения уже вступили в силу и действуют на территории Российской Федерации, до сих пор у природопользователей возникают вопросы, касающиеся предусмотренных ими изменений. Так, например, по сей день остаются актуальными следующие вопросы: каким образом будет производиться контроль качества сточных вод, поступающих в централизованные системы водоотведения (далее — ЦСВ)? всем ли абонентам необходимо подавать декларацию о составе и свойствах сточных вод (далее — Декларация)? будут ли различия при контроле за качеством сточных вод, отводимых разными категориями абонентов?

В соответствии с п. 1 ст. 30 Федерального закона № 416-ФЗ контроль состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами в ЦСВ, осуществляется организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией (далее — организация ВКХ) в соответствии с программой контроля состава и свойств сточных вод (далее — Программа) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Информации о том, в отношении каких категорий абонентов должен осуществляться контроль, в данном Федеральном законе не содержится.

Согласно ст. 14 и 15 Федерального закона № 416-ФЗ одним из существенных условий договора водоотведения и единого договора холодного водоснабжения и водоотведения является порядок контроля за соблюдением абонентами:

  • нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее — НДС), лимитов на сбросы и показателей Декларации (для абонентов, в отношении объектов которых устанавливаются НДС или лимиты);
  • требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу ЦСВ.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.03.2013 № 230 «О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов» к абонентам, для объектов которых устанавливаются НДС, относятся юридические лица, которые заключили или обязаны заключить договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения, осуществляют деятельность, связанную с производством, переработкой продукции, и которым принадлежат на праве собственности или на ином законном основании канализационные выпуски в ЦСВ. При этом среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод с указанных объектов составляет более 200 м 3 /сут. суммарно по всем выпускам в одну ЦСВ.

Требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу ЦСВ, приведены в пп. 113 и 114 и приложениях № 2 и 3 к Правилам холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 (в ред. от 30.12.2013; далее — ПХВиВ). Данные требования распространяются на все категории абонентов.

Таким образом, контроль качества сточных вод должен осуществляться как в отношении абонентов, которым до 2015 г. будут установлены НДС и лимиты на сбросы, так и в отношении ненормируемых абонентов.

Правила осуществления контроля состава и свойств сточных вод (далее — Правила) утверждены Постановлением Правительства РФ от 21.06.2013 № 525. Правила устанавливают порядок осуществления организацией ВКХ контроля состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами, для объектов которых установлены НДС в ЦСВ, в соответствии с Программой.

Читайте также:  Нарушения при анализе питьевой воды

Программа разрабатывается и утверждается организацией ВКХ и согласовывается в течение 30 дней территориальным органом Росприроднадзора. Срок действия Программы составляет не менее 3 лет. Форма Программы приведена в Приложении 1 к Правилам.

Пунктом 12 Правил установлены конкретные основания для отказа территориального органа Росприроднадзора в согласовании Программы:

  • несоответствие Программы форме, приведенной в Приложении № 1 к Правилам;
  • несоответствие периодичности отбора проб сточных вод положениям, предусмотренным пп. 6 и 7 Правил;
  • неуказанные места отбора проб сточных вод;
  • несоответствие срока действия Программы положениям, предусмотренным п. 4 Правил.

Территориальный орган Росприроднадзора в случае принятия решения об отказе в согласовании Программы направляет в организацию ВКХ письменный отказ с указанием мотивированных оснований, по которым принято это решение, в т.ч. с указанием конкретных данных и (или) разделов, содержащихся в Программе, не соответствующих положениям Правил. При получении отказа в согласовании Программы организация ВКХ дорабатывает Программу и не позднее чем через 15 рабочих дней со дня получения отказа в ее согласовании представляет ее на согласование в территориальный орган Росприроднадзора по месту нахождения организации ВКХ. Согласование доработанной Программы осуществляется территориальным органом Росприроднадзора в порядке и сроки, которые предусмотрены для согласования Программы.

Пунктом 16 Правил предусмотрен порядок внесения организацией ВКХ изменений в Программу в течение срока ее действия, основаниями для которого являются:

  • изменение перечня абонентов, включенных в утвержденную территориальным органом Росприроднадзора Программу;
  • изменение НДС.

Изменения в Программу представляются организацией ВКХ на согласование в территориальный орган Росприроднадзора по форме, приведенной в Приложении № 1 к Правилам. Территориальный орган Росприроднадзора рассматривает изменения в Программу в течение 30 рабочих дней.

В соответствии с п. 5 Правил Программа включает:

  • перечень абонентов;
  • указание периодичности планового контроля состава и свойств сточных вод и основания для проведения внепланового контроля состава и свойств сточных вод;
  • указание мест отбора проб сточных вод.

Пункт 2 ст. 30 Федерального закона № 416 конкретизирует, что в Программу включается перечень абонентов, для объектов которых установлены НДС. Абоненты, которые не попадают под категорию нормируемых, в Программу, которая согласуется с Росприроднадзором, не включаются.

Периодичность планового контроля состава и свойств сточных вод не может превышать 1 раза в квартал и не может быть реже 1 раза в год.

В случае если за последние 3 года, предшествующие году начала реализации Программы, был выявлен сброс сточных вод, осуществляемый сверх установленных НДС и лимитов на сбросы, с нарушением Декларации, плановый контроль сточных вод может проводиться чаще, но не более 1 раза в месяц.

Пунктом 9 Правил определены конкретные основания для проведения внепланового контроля состава и свойств сточных вод, которыми являются:

  • возникновение аварий, повреждение или выход из строя ЦСВ или отдельных сооружений, оборудования и устройств, повлекшие прекращение либо существенное снижение объемов водоотведения;
  • обнаружение несоответствия показателей состава сточных вод показателям, указанным в Декларации, в т.ч. обнаружение сброса загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, запрещенных к сбросу в ЦСВ;
  • обнаружение осуществления абонентом сбросов сточных вод без применения локальных очистных сооружений либо работы указанных сооружений с нарушениями условий их эксплуатации;
  • получение организацией, осуществляющей водоотведение, от органов, осуществляющих государственный контроль (надзор), предписаний об устранении нарушений условий использования водных объектов в части сбросов в водные объекты сточных вод, не соответствующих НДС и (или) лимитам на сбросы, либо нарушений, повлекших или создающих угрозу причинения ущерба окружающей среде, имуществу юридических, физических лиц или здоровью населения.

Обратите внимание

Правилами регламентирован новый порядок отбора проб сточных вод, их анализа и обработки результатов.

Согласно пп. 18 и 19 Правил отбор проб сточных вод осуществляется организацией ВКХ в присутствии абонента. В случае если абонент не явился к месту отбора проб в течение 15 минут после времени, указанного в уведомлении о проведении отбора проб сточных вод, пробы сточных вод отбираются без абонента.

В соответствии с п. 20 Правил абоненты обязаны:

  • обеспечить возможность проведения отбора проб сточных вод в любое время суток;
  • содержать контрольные канализационные колодцы и подходы к ним в состоянии, обеспечивающем свободный доступ к сточным водам и отбор их проб;
  • обеспечить беспрепятственный доступ к месту отбора проб сточных вод;
  • обеспечить присутствие абонента при проведении отбора проб сточных вод;
  • обеспечить идентификацию мест отбора проб сточных вод (наличие различимых указателей, содержащих идентифицирующие признаки места отбора проб сточных вод и позволяющих определить их на местности).

Организация ВКХ обязана любым способом уведомить абонента о проведении отбора проб сточных вод не позднее чем за 15 минут до начала процедуры отбора проб. Отбор проб сточных вод осуществляется не ранее чем через 15 минут с момента подтверждения факта получения абонентом такого уведомления.

Отбор проб сточных вод проводится из контрольных канализационных колодцев, указанных в Программе, при наличии такой возможности вне зон действия подпора со стороны ЦСВ из лотка канализационного колодца или падающей струи, либо (при отсутствии такой возможности) в нескольких местах по сечению потока (или колодца), после чего составляется средняя (смешанная) проба.

В случае невозможности отбора проб сточных вод из мест отбора проб в связи с неисполнением абонентом своих обязанностей отбор проб сточных вод осуществляется из первого доступного колодца на сети водоотведения, по которой осуществляется транспортировка сточных вод абонента, ближайшего к канализационному выпуску с объекта абонента. В этом случае показатели состава и свойств сточных вод отобранной пробы считаются показателями состава и свойств сточных вод, отводимых абонентом в ЦСВ.

Новые Правила предусматривают возможность фото- и видеофиксации процедуры отбора проб сточных вод организацией ВКХ и абонентом.

По результатам отбора проб организация ВКХ составляет в 2 экземплярах акт отбора проб сточных вод, который подписывается организацией ВКХ и абонентом (форма акта представлена в Приложении № 2 к Правилам). При несогласии абонента с содержанием акта абонент также обязан подписать этот акт с указанием в нем своих возражений. В случае отказа абонента от подписания акта он подписывается организацией ВКХ с отметкой «абонент от подписи отказался». В случае неявки абонента к месту отбора проб сточных вод в установленное время акт подписывается организацией ВКХ с отметкой «Абонент на отбор проб сточных вод в установленное время не явился». В этом случае один экземпляр акта в течение 3 рабочих дней со дня отправки пробы сточных вод в аккредитованную лабораторию направляется абоненту любым способом, позволяющим подтвердить факт получения этого акта абонентом.

Обратите внимание

Правила предоставляют возможность абоненту одновременно произвести параллельный отбор проб сточных вод и провести их анализ в аккредитованной лаборатории за счет собственных средств. При этом организация ВКХ осуществляет отбор резервной пробы. Разделение пробы на параллельные и резервную проводится организацией ВКХ на месте отбора проб сточных вод. Резервная проба хранится в организации ВКХ для разрешения возможных разногласий.

Правила обязывают организации ВКХ вести журнал контроля состава и свойств сточных вод абонентов (далее — Журнал) в бумажном и электронном виде. Ведение Журнала в электронном виде (использование специализированной базы данных) является обязательным для организаций, осуществляющих водоотведение в населенных пунктах с численностью населения более 50 тыс. человек (с 1 января 2015 г. — с численностью более 10 тыс. человек). Типовая форма Журнала представлена в Приложении № 3 к Правилам.

Организация ВКХ в течение 3 рабочих дней со дня получения результатов анализов сточных вод направляет абоненту выписку из Журнала любым способом, позволяющим подтвердить факт получения выписки адресатом. В случаях нарушения абонентом НДС или лимитов на сбросы организация ВКХ информирует об этом территориальный орган Росприроднадзора в течение 24 ч со дня получения анализов проб сточных вод, отобранных из канализационных сетей абонента.

На абонентов, которым не нужно разрабатывать НДС и лимиты на сбросы (ненормируемых абонентов), продолжают распространяться требования Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 № 167 (в ред. от 29.07.2013).

В соответствии с п. 64 и 65 данных Правил ненормируемый абонент должен обеспечить лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод. Контроль за соблюдением ненормируемым абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией ВКХ путем выполнения анализов проб сточных вод ненормируемого абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах. Анализы контрольных проб сточных вод производятся лабораторией организации ВКХ или по усмотрению указанной организации в аттестованной и (или) аккредитованной для производства таких работ другой организации (лаборатории). Данные требования не распространяется на абонентов, которым установлены НДС и лимиты на сброс.

Ненормируемым абонентам нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод будет устанавливать организация ВКХ.

Контроль ненормируемых абонентов будет проводиться организацией ВКХ, но порядок контроля будет отличен от порядка контроля сточных вод нормируемых абонентов. Пока не будет утверждена Программа контроля сточных вод для таких абонентов, контроль их сточных вод будет осуществляться организацией ВКХ по такой же схеме, как и раньше — до вступления в силу Федерального закона № 416-ФЗ и постановлений Правительства Российской Федерации в области водоотведения.

При осуществлении контроля состава и свойств сточных вод организация ВКХ проверяет состав и свойства сточных вод, отводимых абонентами, на соответствие НДС и (или) лимитам на сбросы, указанным абонентами в Декларации.

Согласно п. 4 ст. 30 Федерального закона № 416-ФЗ в целях обеспечения контроля состава и свойств сточных вод абоненты, для объектов которых установлены НДС, подают в организацию ВКХ Декларацию, в которой, в частности, указываются НДС, лимиты на сбросы. В случае если абонентом допущено нарушение Декларации, абонент обязан незамедлительно проинформировать об этом организацию ВКХ.

Порядок подачи абонентами Декларации определяется в соответствии с гл. VIII ПХВиВ.

Декларация обязательна не для всех категорий абонентов — согласно п. 124 ПХВиВ в целях обеспечения контроля состава и свойств сточных вод подавать в организацию ВКХ Декларацию обязаны:

  • абоненты, для объектов которых устанавливаются НДС;
  • абоненты, осуществляющие деятельность, связанную с производством, переработкой продукции, имеющие самостоятельные выпуски в ЦСВ, среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод с объектов которых составляет более 30 м 3 /сут. суммарно по всем выпускам с промышленной площадки.

Декларация на очередной год подается в срок до 1 июля предшествующего года.

Абонент вправе внести изменения в Декларацию, сообщив о них в организацию ВКХ. В случае с нормируемыми абонентами организация ВКХ обязана в течение 3 рабочих дней после получения такой информации направить ее в территориальный орган Росприроднадзора.

Обратите внимание

После уведомления абонента о проведении мероприятий по контролю состава и свойств сточных вод и отборе проб сточных вод внесение изменений в Декларацию не допускается.

В соответствии с п. 128 ПХВиВ Декларация содержит:

  • сведения об абоненте (официальное полное наименование абонента — юридического лица, реквизиты договора, на основании которого абонентом осуществляется отведение сточных вод, сведения об объектах абонента, для которых установлены НДС);
  • НДС и лимиты на сбросы (при их наличии);
  • требования к составу и свойствам сточных вод, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу ЦСВ;
  • концентрации загрязняющих веществ, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и работу ЦСВ, отводимых (планируемых к отведению) абонентом в ЦСВ, с указанием показателей, не отвечающих НДС, лимитам и другим установленным требованиям;
  • схему внутриплощадочных канализационных сетей с указанием колодцев присоединения к ЦСВ и контрольных канализационных колодцев.

Согласно п. 38 Типового договора водоотведения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 645, Декларация утрачивает силу в следующих случаях:

  • изменение состава и свойств сточных вод абонента при вводе в эксплуатацию водоохранных, водосберегающих или бессточных технологий, новых или реконструируемых объектов, перепрофилирование производства;
  • выявление организацией ВКХ в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, сверхнормативного сброса загрязняющих веществ, не отраженных абонентом в Декларации;
  • установление абоненту новых НДС.

В течение 2 месяцев со дня наступления хотя бы одного из перечисленных выше событий, которое повлекло изменение состава сточных вод абонента, абонент обязан разработать и направить организации ВКХ новую Декларацию, при этом ранее утвержденная Декларация утрачивает силу по истечении 2 месяцев со дня наступления указанных событий.

В.В. Севрюгина, эколог-эксперт ГК «Браво Софт» (г. Нижний Новгород)

источник