Меню Рубрики

Анализ художественно эстетического развития детей

Мария Белякова
Анализ художественно-эстетического развития дошкольников

Художественно — эстетическое развитие детей в детском саду предполагает развитие предпосылок ценностно- смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно- модельной, музыкальной и др.).

Сущностные художественно-эстетические качества личности закладываются в раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь. Но именно в дошкольном возрасте художественно-эстетическое воспитание является одной из главных основ всей дальнейшей воспитательной работы.

На этапе от 2,5 до 3-4,5 лет происходят следующие изменения:

— овладение сенсорными эталонами, которые помогут детям освоить цвета, формы, размеры (однако это не только узнавание, но и развитие чувства цвета, формы, поскольку созданы условия выбора, сравнения, предпочтения);

— обогащение содержания творческой деятельности;

-овладение «языком» творчества;

В этот период совершается качественное изменение в творческой деятельности ребенка. Он самоопределяется, проявляет собственное «Я» при создании продуктов творчества. Он рисует, лепит для себя, вкладывая в это собственный опыт и свое видение предмета, явления. Обычно считается, что это период изображения детьми отдельных предметов, форм. В это время для детей главное — выразить свое мироощущение, через цвет, форму, композицию. У детей проявляется предпочтение к тому или иному цвету, интерес к детализации, выделению характерных признаков предмета, появляется любимая тематика у мальчиков и девочек.

В возрасте от 4,5 до 7 лет у детей развиваются изобразительные способности, воображение, художественное мышление при создании сюжетных и декоративных композиций; дифференцируются предпочтения на фоне разносторонних интересов — к живописи или графике, пластике или дизайну.

На протяжении всего дошкольного периода происходят изменения восприятия, от простых попыток рассмотреть и ощупать, не отвечая на вопрос, каков предмет, до стремления более планомерно и последовательно обследовать и описать предмет, выделяя наиболее заметные особенности.

Усвоение детьми системы сенсорных эталонов существенно перестраивает их восприятие, поднимая его на более высокий уровень.

Сенсорная культура имеет большое значение для художественно-эстетического воспитания. Умение различать цвета, оттенки, формы, сочетания форм и цветов открывает возможность лучше понимать произведения искусства, получать потом от этого удовольствие. Ребенок учится создавать образ, овладевает способностью передавать присущие предметам свойства, форму, строение, цвет, положение в пространстве, свои впечатления, усваивает знания о материалах, используемых для передачи изображения, создания художественного образа. Овладение изобразительно-выразительными навыками приобщает детей к элементарной творческой деятельности, проходя сложный путь от простейших действий к процессам образного воспроизведения форм.

Следующая особенность художественно-эстетического воспитания в дошкольном возрасте связана с изменениями, происходящими в сфере познавательных процессов школьника. Формирование художественных и эстетических идеалов у детей, как части их мировоззрения, — сложный и длительный процесс. В ходе воспитания жизненные отношения, идеалы претерпевают изменения.

К концу преддошкольного возраста ребенок может переживать элементарные эстетические чувства и состояния. Ребенок радуется красивому банту на голове, любуется игрушкой, поделкой и т. д. В этих переживаниях сначала отчетливо выступает прямая подражательность взрослому, в виде сопереживания. Ребенок повторяет за мамой: «Как красиво!» Поэтому, общаясь с маленьким ребенком, взрослые должны подчеркивать эстетическую сторону предметов, явлений и их качеств словами: «какая красивая поделка», «как нарядно одета кукла» и так далее.

Подрастая, ребенок попадает в новый коллектив — детский сад, который берет на себя функцию организованной подготовки детей к взрослой жизни. Вопросы художественно-эстетического воспитания в детском саду начинаются с тщательно продуманного оформления помещения. Все, что окружает ребят: парты, столы, пособия — должно воспитывать своей чистотой и аккуратностью.

Еще одним из главных условий является насыщенность здания произведениями искусства: картинами, художественной литературой, музыкальными произведениями. Ребенок с раннего детства должен быть окружен подлинными произведениями искусства.

Большое значение в художественно-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста имеет народное декоративно-прикладное искусство. Мы знакомим детей с изделиями народных мастеров, тем самым прививая ребенку любовь к Родине, к народному творчеству, уважение к труду.

Художественно-эстетическое воспитание должно вызывать активную деятельность дошкольника. Важно не только чувствовать, но и создавать нечто красивое. Обучение, которое целенаправленно осуществляется в детском саду, направлено также и на развитие художественных и эстетических чувств, поэтому большое значение имеют такие систематические занятия, как музыкальные, ознакомление с художественной литературой, рисование, лепка и аппликация, особенно когда мы учим детей подбирать формы, цвета, составлять красивые орнаменты, узоры, устанавливать пропорции и т. д. Мы знакомим детей с разными жанрами живописи (натюрморт, пейзаж, бытовой и сказочный жанр, портрет). Важную роль в создании эстетической среды играет музыка. Музыка имеет звуковую природу, временной характер, обобщенность образов, являясь «искусством чувств», как говорил П. И. Чайковский. Музыка должна звучать не только на музыкальных занятиях, но и в быту, в играх детей, включаться в другие виды их деятельности, служить развлечением и отдыхом. Музыка начинает звучать с утренней зарядки, создавая радостное, бодрое настроение у детей, активизируя, повышая их жизненный тонус. В теплое и сухое время года песня должна исполняться на экскурсиях, на прогулках, в хороводных играх, создавая общность переживаний, приподнятость настроения. Песня сплачивает детей во время труда на участке, организует ритм их движений, делает труд радостным. В вечернее время дети слушают пластинки с записями любимых песен, инструментальных произведений.

Формирование первых эмоционально-эстетических оценок, воспитание художественного вкуса во многом зависит от игры. Общеизвестно влияние художественных игрушек на художественно-эстетическое воспитание детей. Примером служат народные игрушки: матрешки, веселые дымковские свистульки, поделки, сделанные вручную.

Пример воспитателя, его эмоциональная отзывчивость на красивое особенно необходимы детям для становления их собственного художественно-эстетического вкуса.

Художественные и эстетические чувства, так же как и моральные, не являются врожденными. Они требуют специального обучения и воспитания.

Наиболее приоритетными средствами формирования художественно-эстетического воспитания являются:

• ознакомление детей с творчеством как сущностью эстетического отношения к окружающему миру;

• доступные возрасту виды художественно-творческой деятельности, максимально обеспечивающие свободу выражения авторского отношения к знаниям об окружающей действительности;

• активная педагогическая деятельность;

Реализация художественно-эстетического воспитания может осуществляться в ходе изучения иностранного и родного языков, в ходе приобщения ребенка к национальной культуре.

Так, например, в содержание межкультурного воспитания детей дошкольного возраста входит художественно-эстетическое воспитание, которое осуществляется в русской культуре через:

— знакомство с произведениями народного творчества («Хохлома», «Городецкая роспись», Дымковская игрушка» и др.);

— знакомство с народным русским костюмом, посещение музея народного творчества;

— работа с глиной, изготовление оригами, рисунков;

В мордовской культуре через:

— знакомство с произведениями ручного и художественного труда, с поделками из природных материалов;

— показ и обсуждение с детьми фрагментов из книг;

— изготовление поделок из бумаги, картона, ткани (национальные игрушки, куклы, изготовление оригами, аппликации;

— знакомство с национальной кухней, бытом, одеждой;

— наглядное представление национального колорита (национальные цвета, кружева, орнамент, знакомство с живописью национальных художников;

Большими потенциальными возможностями в формировании художественно-эстетического воспитания располагает процесс обучения мордовскому языку.

Задачами занятий по ручному творчеству являются:

1. Осознание художественно-эстетического вкуса.

2. Развитие образного мышления.

3. Развитие умений определять цвет, гамму, устанавливать пропорции.

4. Развитие ручных умений работать с красками, бумагой, ножницами, пластилином, клеем.

5. Развитие умений творчески создавать продукты ручного творчества.

Из выше сказанного можно сделать такие выводы:

1. Воспитание — это социокультурный феномен, который связан с определенным уровнем экономического, политического, художественно-эстетического развития личности.

2. Художественно-эстетическое воспитание — одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, эстетическое осознание прекрасного, формирование художественного вкуса, умение творчески создавать продукты ручного творчества.

3. Дошкольный возраст — важнейший этап развития и воспитания личности, наиболее благоприятный для формирования художественно-эстетической культуры, поскольку именно в этом возрасте у ребенка преобладают позитивные эмоции, появляется особая чувствительность к языковым и культурным проявлениям, личная активность, происходит качественные изменения в творческой деятельности.

4. Приобщение ребенка к национальной культуре носит воспитательный характер: развивает творческие способности, формирует художественный вкус, приобщает подрастающее поколение к эстетическим взглядам народа.

5. Азы художественно-эстетического воспитания закладываются при участии взрослых уже сразу после рождения ребенка и продолжают свое становление долгие годы, поэтому родителям и воспитателям надо постараться создать такую атмосферу, чтобы у ребенка быстрее развились такие эстетические чувства, как чувство прекрасного, художественный вкус, творческие умения.

Дидактические игры для художественно — эстетического развития через декоративно — прикладное искусство. В нашей разновозрастной группе (дети от 4-х до 7 лет) дети с удовольствием играют в дидактические игры » Дымковские народные игрушки».

Дополнительная образовательная программа художественно-эстетического развития детей «Волшебный завиток» Всегда найдется дело для умелых рук, Если хорошенько посмотреть вокруг. Мы чудо сотворить сумеем сами Вот этими умелыми руками. Новые жизненные.

Формирование нравственных качеств младших дошкольников посредством художественно-эстетического развития «Детство – это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их.

Изучение художественно-эстетического развития старших дошкольников Диагностика художественно-эстетического развития детей 5-6 лет — процесс многократного исследования, эмоционально-личностных особенностей,.

Конспект НОД «Букет стихов» по направлению художественно-эстетического развития старшая группа Цель: Посредствам восприятия художественного слова и музыки развивать изобразительные способности детей старшего дошкольного возраста. Программное.

Конспект ООД в области художественно-эстетического развития «А на елке резвятся игрушки» Задачи: Продолжать знакомить детей с образом Деда Мороза и символом новогоднего праздника — елкой; Развивать.

Конспект ООД в области художественно-эстетического развития «Ели на опушке — до небес макушки» Задачи: Закреплять знание детей о хвойных деревьях, зимних пейзаже; Продолжать учить рисовать ель, сосну, самостоятельно.

Программа художественно-эстетического развития в средней группе Цель программы: Основная цель программы — развитие у детей мелкой моторики, творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного.

Семинар «Создание условий для художественно-эстетического развития дошкольников» Слайд №1 «Создание условий для художественно-эстетического развития дошкольников» Подготовила: воспитатель МАДОУ «Синеглазка» г. Ноябрьск.

Уголок художественно-эстетического развития «Каляка-маляка» Одним из важных условий реализации художественно-эстетического воспитания в ДОУ является грамотная организация развивающей предметно-пространственной.

источник

художественно-эстетическое развитие.pptx — АНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

АНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЛАСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО­
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В
УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Выполнила воспитатель
высшей категории
Коршунова Елена Владимировна
ГБДОУ г. Севастополя «Детский сад
№ 91 комбинированного вида»
2015г.

Художественная
деятельность представляет
собой систему
художественных действий,
направленных на восприятие
художественного образа в
целях эстетического
освоения мира.
Эстетическое воспитание
ребенка предполагает
единство формирования
эстетического отношения к
миру и художественного
развития.

Содержание образовательной
области «ХУДОЖЕСТВЕННО-
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
предполагает:
— Развитие предпосылок ценностно –
смыслового восприятия и понимания
произведений искусства (словесного,
музыкального, изобразительного),
мира природы
— Становление эстетического
отношения к окружающему миру
— Формирование элементарных
представлений о видах искусства
— Восприятие музыки, художественной
литературы, фольклора
— Стимулирование сопереживания
персонажам художественных
произведений
— Реализация самостоятельной
творческой деятельности детей
(изобразительной, конструктивно-
модельной, музыкальной и др.)

Система работы по
художественно-
эстетическому развитию
детей состоит из
взаимосвязанных между
собой компонентов:
— обновление содержания
образования;
— создание условий для
художественно- эстетического
воспитания и развития
— организация
образовательного процесса;
— координация работы с
другими учреждениями и
организациями, обновление
содержания образования.

К художественно­
эстетической
деятельности относится:
Изобразительная
деятельность;
Музыкальное восприятие;
Восприятие
художественной
литературы.

Художественно­эстетическая
деятельность может осуществляться
успешно, если будет:
Тесная связь с искусством.
Индивидуальный и дифференцированный подход к
детям.
Взаимосвязь обучения и творчества, как фактор
формирования творческой личности.
Освоение детьми доступных им средств
художественной выразительности.
Интеграция разных видов искусства и разнообразных
видов художественно­творческой деятельности
детей.
Создание эстетической развивающей среды.

Художественно­эстетическая
деятельность – деятельность
специфическая для детей, в
которой ребёнок наиболее полно
может раскрыть себя, свои
возможности, ощутить продукт
своей деятельности (рисунки,
поделки), одним словом
реализовать себя как творческая
личность. На это нас нацеливает
концепция дошкольного
образования, где чётко
определяются задачи перед
педагогом о развитии творческого
начала в детях, впоследствии так
необходимого в жизни.

Задачи обучения в первой
и во второй младшей
группе :
Готовить к восприятию произведений
искусства;
Готовить детей к посещению театра;
Приобщать к декоративной
деятельности;
Способствовать развитию певческих
навыков;
Познакомить с тремя музыкальными
жанрами;
Вызвать интерес к процессу
рисования как деятельности, дающей
результат;
Познакомить с материалами для
рисования (карандашами, красками) и
приемами пользования ими;
Научить пониманию рисунка
взрослого как изображения предмета;
Рассказывать содержание
произведения с опорой на рисунки и
на вопросы воспитателя.

Задачи обучения в средней
группе:
Приобщать детей к восприятию искусства,
развивать интерес к нему;
Познакомить детей с профессиями
артиста, художника, композитора;
Познакомить с архитектурой;
Закреплять знания о книге, книжной
иллюстрации;
Продолжать развивать интерес к
изобразительной деятельности;
Обогащать представления детей об
искусстве;
Продолжать развивать интерес к лепке;
Воспитывать интерес к аппликации,
усложняя ее содержание и расширяя
возможности создания разнообразных
изображений;
Узнавать песни по мелодии, выполнять
танцевальные движения, играть на
музыкальных инструментах.

Задачи обучения в старшей
группе:
Учить выделять, называть, группировать
произведения по видам искусства;
Познакомить с жанрами музыкального и
изобразительного искусства;
Познакомить с произведениями
живописи;
Подвести к понятиям «народное
искусство», «виды и жанры народного
искусства»;
Развивать эстетическое восприятие, учить
созерцать красоту окружающего мира,
совершенствовать изобразительные
навыки и умения;
Учить создавать сюжетные композиции;
Продолжать знакомить с изделиями
народных промыслов;
Знать особенность изобразительных
материалов.

Задачи обучения в подготовительной
группе:
Формировать основы художественной
культуры;
Развивать художественное восприятие
произведений изобразительного искусства;
Познакомить со спецификой храмовой
архитектуры;
Создавать индивидуальные и коллективные
рисунки, композиции на темы окружающей
жизни и литературных произведений;
Создавать декоративные композиции способами
налепа и барельефа;
Определять жанр исполняемого произведения и
инструмент на котором исполняется;
Петь индивидуально и коллективно, в
сопровождении и без него;
Различать жанры литературных произведений,
читать наизусть.

Все перечисленные задачи являются
необходимыми предпосылками для
перехода на следующий уровень
начального общего образования,
успешной адаптации к условиям
жизни в общеобразовательной
организации и требованиям
образовательной деятельности;
степень реального развития этих
характеристик и способности ребенка
их проявлять к моменту перехода на
следующий уровень образования
может существенно варьировать у
разных детей в силу различий в
условиях жизни и индивидуальных
особенностей развития конкретного
ребенка

Читайте также:  Вопросы для анализа охраны здоровья детей

Успешность художественно­
эстетической деятельности
определяется увлеченностью и
способностью детей свободно
использовать приобретенные
знания, умения и навыки в самом
процессе деятельности и
находить оригинальные решения
поставленных задач. У детей
постоянно развивается
творческое, гибкое мышление,
фантазия и воображение.
Творческий поиск в конкретном
виде деятельности приводит к
положительным результатам.

Целевые ориентиры
Программы выступают
основаниями преемственности
дошкольного и начального
общего образования. При
соблюдении требований к
условиям реализации Программы
настоящие целевые ориентиры
предполагают формирование у
детей дошкольного возраста
предпосылок учебной
деятельности на этапе
завершения ими дошкольного
образования.

Парциальные программы по художественно –
эстетическому развитию дошкольников.
­ Программа эстетического воспитания детей 2­7 лет «Красота, ­ Программа эстетического
воспитания детей 2­7 лет «Красота, радость, творчество» (авторы Т.С. Комарова, А.В. Антонова,
М.Б. Зацепина). радость, творчество» (авторы Т.С. Комарова, А.В. Антонова, М.Б. Зацепина).
­ Художественно – экологическая программа по изобразительному искусству для детей
дошкольных учреждений и учебно – воспитательных комплектов «Природа и художник» (Автор –

Т.А. Копцева).
­ Программа «Росинка» ­ Модуль программа. «В мире прекрасного» (Авторы Л.В. Куцакова и С.И.
Мерзлякова).

­ Программа по художественному
творчеству детей 5­7 лет «Радость творчества»
(автор О.А. Соломенникова, ред. Комарова).
­ Программа художественно – эстетического цикла
для детей от 3 до 7 лет по дополнительному
дошкольному образованию «Живой мир образов»
(авторы Р.Г. Казакова, Л.М. Данилова, Н.С.
Щербакова и др.)

­ Программа творческо – эстетического
развития дошкольников «Родничок» (авторы
Н.А. Варкки, Р.Р. Калинина).
­ Программа развития цветовосприятия
детей 6­7 лет «Какого цвета мир?». Автор С.А.
Золочевский.
И другие…

источник

Дата публикации: 08.01.2018 2018-01-08

Статья просмотрена: 1062 раза

Симонова П. С. Художественно-эстетическое развитие в начальной школе // Молодой ученый. — 2018. — №2. — С. 142-146. — URL https://moluch.ru/archive/188/47684/ (дата обращения: 02.06.2019).

В статье представлены результаты исследования педагогических условий для художественно-эстетического развития учеников начальной школы.

Ключевые слова: начальная школа, учебная деятельность, художественно-эстетическое развитие.

The article presents the results of the research of artistic development in primary school.

Key words: artistic development, primary school, training activities.

Начальной школе принадлежит важная роль в художественно-эстетическом развитии школьников. Она призвана вооружить их не только учебными знаниями, умениями и навыками, но и сформировать основы художественно-эстетической культуры, эстетического сознания, потребностей и предпочтений. На основе анализа нормативно-правовых документов, регламентирующих сферу начального образования в нашей стране, установлено, что задача художественно-эстетического развития детей является наиболее актуальной в массовой практике общественного воспитания. Содержание, цели такого развития обусловлены историческими и культурными особенностями общества, его актуальным состоянием, тенденциями общественного развития, глобальными мировыми процессами. В Программе развития воспитательной компоненты образовательной организации для учителя предусмотрен комплекс мер в сфере культуротворческого и эстетического воспитания: организация деятельности творческих объединений, проведение творческих конкурсов;

развитие эстетического воспитания;

создание условий для посещения экскурсий, организации встреч с известными людьми, приглашении гостей, которые могут поделиться с детьми своими навыками, умениями и опытом.

Обозначено особое направление: культуротворческое и эстетическое воспитание — формирование у обучающихся навыков культуроосвоения и культуросозидания, направленных на активизацию их приобщения к достижениям общечеловеческой и национальной культуры;

формирование представлений о своей роли и практического опыта в производстве культуры и культурного продукта;

формирование условий для проявления и развития индивидуальных творческих способностей;

формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях, собственных эстетических предпочтений и освоение существующих эстетических эталонов различных культур и эпох, развитие индивидуальных эстетических предпочтений в области культуры; формирование основ для восприятия диалога культур и диалога цивилизаций на основе восприятия уникальных и универсальных эстетических ценностей; формирование дополнительных условий для повышения интереса обучающихся к мировой и отечественной культуре, к русской и зарубежной литературе, театру и кинематографу, для воспитания культуры зрителя.

Анализ научно-методической литературы по проблеме художественно-эстетического развития младших школьников позволил установить сущность художественно-эстетического развития. По мнению А. И. Герцена и Н. П. Огарева, художественно-эстетическое развитие — это процесс целенаправленного воздействия, который формирует способность воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее.

По словам Т. С. Комаровой, художественно-эстетическое развитие способствует формированию эстетических вкусов и нравственных идеалов младших школьников. Показателем успешного художественно-эстетического развития младших школьников М. М. Рукавицин считал всесторонне развитую личность — то есть образованную, прогрессивную, обладающую умением трудиться и желанием творить. К средствам художественно-эстетического развития Б. Т. Лихачев относил создание определенного резерва элементарных эстетических знаний и впечатлений, необходимых для интереса к значимым предметам и явлениям в жизни детей. Н. И. Киященко и Г. С. Лабковская подтверждали тот факт, что педагог должен умело подбирать по соответствующим художественно-эстетическому развитию параметрам такие предметы и явления, которые будут отвечать представлениям о красоте не только в глазах учителя, но и детей, а также общества в целом.

Изучив особенности художественно-эстетического развития в младшем школьном возрасте, мы отмечаем, что существенные нравственно-эстетические качества личности закладываются в раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь. Школа, а, вместе с ней, — учителя, являются неотъемлемой и важной частью художественно-эстетического развития, так как в этом возрасте ребенок видит в них авторитет. Так как формирующиеся художественно-эстетические идеалы в процессе своего развития могут претерпевать изменения, следует учитывать, что содержательные идеальные представления об обществе, о человеке, отношениях между людьми должны быть устойчивыми на каждом этапе постепенного взросления младшего школьника. В младшем школьном возрасте сильные эмоциональные переживания надолго сохраняются в памяти, нередко превращаются в мотивы и стимулы поведения, что существенно облегчают процесс выработки убеждений, навыков и привычек поведения.

Приступая к анализу педагогических условий развития и формирования эстетических качеств личности младшего школьника, мы организовали самостоятельное исследование, в котором изучили когнитивный, эмоционально-побудительный и деятельностно-поведенческий показатель уровня художественно-эстетического развития учащихся начальных классов.

Исследование показало, что при первом измерении уровня художественно-эстетического развития в классе показатели эмоционально-побудительного компонента были выражены лучше, чем когнитивный и деятельностно-поведенческий. Эмоциональная восприимчивость свойственна детям младшего школьного возраста, что дает нам высокую оценку эмоционально-побудительного компонента, в то время, как критерии когнитивной компоненты художественно-эстетического развития могут быть низкими в связи с недавним приходом детей в школу, а также началом их знакомства с предметом (рис. 1).

Путем разработки и апробации комплекса методов и средств, среди которых — беседа, наблюдение, анализ данных независимой экспертной оценки, а также организация дополнительных мероприятий, включенных в учебный процесс, нам удалось повысить показатели художественно-эстетического развития младших школьников.

Исследование показало, что познавательный интерес к литературному чтению школьников возрос, а наличие интереса — это первое из условий успешного воспитания (табл.№ 2). Кроме самих произведений литературного чтения, стремление создавать и наблюдать красоту вокруг себя обладает большим эмоциональным потенциалом, будь то литературное или художественное произведение. Именно сила эмоционального воздействия является путем проникновения в детское сознание, и средством формирования развитой в художественно-эстетическом направлении личности.

Действительно, намеченный план мероприятий, используемый в нашем учебно-воспитательном процессе, оказался эффективным средством художественно-эстетического развития младших школьников.

Таким образом, средства и формы художественно-эстетического развития оказались весьма разнообразными, начиная от навыка чтения и заканчивая созданием собственной книги. Искусство слова и его красота являются наиболее ярким показателем развития младшего школьника, и поэтому играет ведущую роль в художественно-эстетическом развитии.

Таким образом, мы подтвердили свою гипотезу о том, что художественно-эстетическое развитие младших будет эффективно, если:

‒ определены приоритетные направления реализации художественно-эстетического развития младших школьников путем общения детей с произведениями литературного чтения;

‒ использование дидактических средств будут соответствовать возрасту и этапам формирования эстетической культуры младших школьников;

‒ организована творческая деятельность на уроках литературного чтения, ориентированная на овладение эстетическими знаниями, навыками культурного поведения, общения и взаимодействия друг с другом.

Хотелось бы отметить, что для обеспечения художественно-эстетического развития мы познакомили детей с элементарными эстетическими понятиями, на которые они могли опереться в дальнейшем при формировании собственной эстетической оценки значимых предметов и явлений. Более того, мы были заинтересованы в получении детьми знания о природе, самом себе, о мире художественных ценностей, и поэтому в течение всего учебного процесса проводили и посещали уроки по другим предметам.

Для использования дидактических средств, соответствующих возрасту и этапам формирования эстетической культуры младших школьников, нам помогла имеющаяся рабочая программа к урокам литературного чтения УМК «Перспектива». Более того, для постепенного повышения уровня художественно-эстетического развития нами были отобраны произведения разного жанра. Это помогало детям в формировании умения мыслить аналитически, а не поверхностно. При знакомстве с «прекрасным» на уроках, мы научили детей любоваться красотой слов, умением авторов излагать мысли в стихотворной форме, а также анализировать и рассуждать о смысле прочитанной в учебнике пословицы или поговорки и подводить итоги о прочитанном.

Творческая деятельность, направленная на овладение эстетическими знаниями, навыками культурного поведения, общения и взаимодействия друг с другом была организована путем проведения вышеуказанных мероприятий, а также непосредственного включения творческого труда на уроках.

Поставленная перед нами цель, заключавшаяся в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке комплекса педагогических условий и средств, направленных на успешное художественно-эстетическое развитие младших школьников, достигнута. Педагогическими условиями выступили: проведение диагностики класса методами наблюдения и беседы, составление экспертной оценки, измерение уровня художественно-эстетического развития 1 «М» класса в начале и конце нашего исследования. А средствами, направленными на художественно-эстетическое развитие, стали проведенные нами уроки литературного чтения, а также запланированные мероприятия, подробно описанные во второй главе нашего исследования.

Подтвержденная гипотеза и достигнутая цель способствовали решению основных задач, а именно:

1) нами был выполнен анализ литературы по проблеме художественно-эстетического воспитания;

2) мы изучили особенности художественно-эстетического воспитания в младшем школьном возрасте;

3) провели анализ педагогических условий развития и формирования эстетических качеств личности младшего школьника на уроках.

Таким образом, нашу работу можно считать успешно организованной и завершенной, а результаты эксперимента — грамотно сформулированными.

  1. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова. Литературное чтение: самое великое чудо на свете. 2 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. — М.: Просвещение, 2010. — 223 с.
  2. Лабковская Г. С. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. — М.: Просвещение, 1983 (304 тр
  3. Лихачев Б. Т. Педагогика, курс лекций. — М.: Юрайт, 2000. — 607 с.
  4. Лихачев Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников. — М.: Просвещение, 1985.
  5. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. — М.: Российская академия наук, 1999.
  6. Печко Л. П. Эстетическая культура и воспитание человека. — М., 1991.
  7. Шацкая В. Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе. — М.: Советская педагогика, 1976.
  8. Шевченко М. Н. Литературная игра как средство привлечения к чтению учеников младшего и среднего возраста общеобразовательной школы // Школьная б-ка. — 2011. — № 5. — 243 c.

источник

Анализ образовательной деятельности

художественно-эстетического развития дошкольников

Цель художественно-эстетического развития дошкольников направлена на развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Содержание художественно-эстетического воспитания реализуется с учетом парциальных образовательных программ «Цветные ладошки», «Умные пальчики» И.А. Лыковой; входящие в образовательную программу МБДОУ.

Система работы по художественно- эстетическому развитию детей включает взаимосвязанные между собой компоненты:

— обновление содержания образования;

— создание условий для художественно- эстетического воспитания и развития

— организация образовательного процесса;

— взаимодействие с педагогами и родителями.

К художественно-эстетической деятельности относится: Изобразительная деятельность; Музыкальное восприятие; Восприятие художественной литературы.

Средствами художественно-эстетического воспитания детей являются предметно-развивающая среда (эстетика быта); произведения искусства; природа; образовательная деятельность; самостоятельная художественная деятельность детей; праздники, развлечения, досуги, выставки.

В младшем дошкольном возрасте создаю возможности для накопления детьми сенсорного опыта, обогащения чувственных впечатлений ребенка. Обращаю внимание детей на разнообразие и красоту форм, цвета, звуков, запахов в окружающем мире во время прогулок, экскурсий, а игре, в быту, в специально организованных видах деятельности. Для развития у ребенка эмоциональной отзывчивости на красоту природы и рукотворного мира пробуждаю детей к совместному переживанию эмоций радости, сострадания, удивления, восхищения.

Содержание образовательной деятельности.

Во второй младшей группе готовлю детей к восприятию произведений искусства для этого, например, рассматривая иллюстрации к произведениям малого фольклора Ю. Васнецова, В. Сутеева к его сказкам, Е. Чарушина и других, обращаю внимание на то, как художники изображают персонажей: цыплята жёлтые, пушистые, цыплёнок бежит, клюёт (что делает?), курица с метлой, в украшенных сапожках, фартучек и т. п. Рассматривание сопровождаю вопросами к детям, беседой, самостоятельными высказываниями детей, рассказом, чтением стихов и отрывков из прозаических произведений.

При рассматривании картины с маленькими детьми ввожу своеобразный игровой приём, развивающий наблюдательность и речь: путём вопросов вовлекаю детей в соревнование — «Кто больше увидит на картинке?», побуждая их к наблюдательности и высказываниям. Поддерживаю разговор, учу детей правильно называть предметы и некоторые их характерные признаки, помогая лучше понять содержание картины.

Методы и приемы . В рисовании знакомлю детей с материалами для рисования (карандашами, красками) и приемами пользования ими. Основной приём, используемый для детей младшей группы — показ, как следует пользоваться карандашами и красками. Наиболее эффективный приём — пассивные движения, когда ребёнок действует не самостоятельно, а с помощью. Эффективны игровые изобразительные движения однородного, ритмичного характера с проговариванием слов: «топ-топ», «кап-кап», «сверху — вниз» и т. д. Такой приём даёт возможность связать образ предмета с изобразительным движением.

Чтение стихов, потешек, песенок на занятиях — важнейший методический приём. Ещё один приём работы в младшей группе — сотворчество воспитателя с детьми.

Широко применяю методы нетрадиционного рисования. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Особенно нравятся малышам рисовать пальчиками и ладонью. А какой восторг и удивление вызывает у них «превращение» их рисунков в цветы, паучков, птичек, лебедей. Стараемся разнообразить занятия по изобразительной деятельности, используя ватные палочки, зубные щетки, картошку, мелки. Чтобы художественные впечатления остались в памяти детей, мы устраиваем выставку работ, где каждый малыш может показать свою работу, посмотреть на другие

Читайте также:  Все расшифровки результатов анализа у детей

Особую роль в художественно-эстетическом воспитании отвожу искусству. В своей работе использую произведения живописи, скульптуры, произведения прикладного искусства. Знакомя детей с жанровой живописью, учю понимать настроение пейзажа и отношение художника к картине. Воспитываю любовь к родной природе, умение видеть природу в произведениях искусства (картины И. Левитана «Золотая осень», А. Саврасов «Грачи прилетели», И. Шишкин «Зима»). Рассматривание сюжетных картин (В. Васнецов «Иван-Царевич на сером волке», «Аленушка», И. Шишкин «Утро в сосновом лесу») формирует умение воспринимать картину, чувствовать ее настроение, понимать чувства героев, описывать внешность человека.

Я считаю, что для рассматривания картин не всегда нужно использовать время, отведенное для образовательной деятельности, потому, что очень важно учитывать обстановку, соответствующую настроению, созданному художником в картине. Например, на картину «Золотая осень» И. Левитана обращаю внимание детей в яркий солнечный день.

Стараюсь не ограничиваться рассматриванием картин, которые возбуждают в нас только радость, удовольствие. Использую произведения, которые передают грусть, печаль. Такие картины могут воспитать в детях чувства отзывчивости, сочувствия. Например, картина В. Васнецова «Аленушка». Очень интересны были высказывания детей: «Аленушку обидела мама, поэтому она грустная» или «Аленушке холодно, она босиком, где ее тапочки?»

Так же знакомлю малышей с декоративно-прикладным искусством. Изделия народного творчества многообразны. Это различные деревянные и глиняные игрушки, расписная посуда, яркие подносы и т.д. Каждое такое изделие наполняет радостью, добротой и красотой. Оно несет в себе фантазию, которая увлекает детей в мир сказки.

Знакомя детей с тем или иным промыслом, я старалась доступно рассказывать о том, где он зародился, его особенности. Чтобы дети почувствовали сказочную прелесть народной игрушки, предлагала им пофантазировать, придумав забавные истории или сказки. Конечно, часто получаются небылицы, и ребята сами смеются над тем, что сказали, но это весело, задорно и запоминается надолго.

Знакомство детей с народным промыслом помогает им войти в мир прекрасного, пробуждает потребность любить и радоваться жизни, повышает эмоционально-эстетическую культуру.

Стараюсь на образовательной деятельности использовать музыкальное сопровождение, стихи, потешки, песенки, загадки, это позволяет удерживать интерес и внимание детей. Неоценимую помощь оказали дидактические игры с цветными шариками, мозаикой, матрешками, игры на величину, форму, цвет для развития мелкой мускулатуры рук, игры по методике М.Монтессори. Все это имело определяющее значение для развития зрительных представлений о предметах и явлениях.

В работе с детьми использую коллективное рисование и аппликацию, от которого дети получают огромное удовольствие, они подолгу рассматривают получившийся рисунок, смеются, вспоминают кто, что рисовал. В результате расширяется словарный запас детей, совместная деятельность сближает их, делает отношения между ними добрыми, ласковыми. Кроме того, бумага большого формата позволяет рисовать с размахом, чувствовать пространство, постигать законы композиции. В коллективных работах так же, как в индивидуальных деятельность детей сопровождается музыкой, используются стихи, фольклор. Нарисовав какого-либо персонажа, дети поют ему песенку, играют с ним в подвижную игру или танцуют. Игры и действия с рисунками дети воспринимают очень эмоционально.

источник

Детство — жизненный период, в котором закладываются основные черты и способности личности. Ребёнок восприимчив к предметам и явлениям окружающего мира во всём их многообразии и полноте. Образовательный процесс в ДОУ направлен на формирование всесторонне развитой личности, самостоятельно мыслящей, способной к эстетическому пониманию действительности и сути искусства, стремящейся воплощать свои идеи в творческом ключе.

Художественные и эстетические качества являются качествами приобретаемыми. Привитие нравственных ценностей, чувства прекрасного, способности воспринимать произведения искусства происходит постепенно. Многочисленными педагогическими и психологическими исследованиями подтверждено, что раннее приобщение ребёнка к миру художественных образов благотворно влияет на формирование мыслительных процессов, создание положительной мотивации к творческой деятельности. Дети первых лет жизни эмоционально откликаются на прослушивание музыкальных композиций, чтение сказок и стихотворений, простые эксперименты с красками и пластичной массой.

Первые опыты рисования пальчиковыми красками вызывают яркие эмоции у малышей

Для того чтобы ребёнок мог совершенствоваться разносторонне, воспитатели ДОУ должны помочь ему в художественно-эстетическом развитии. Во всех режимных моментах в жизни детского сада совместная деятельность педагога и детей направляется на погружение в мир образов: словесных, зрительных, звуковых. Цель художественно-эстетического развития дошкольников — формирование у них эстетического идеала и художественного вкуса, а также способности к творчеству.

На прогулках дети учатся не просто наблюдать объекты растительного и животного мира, природные явления — они любуются ими. Слушая сказки и стихотворения, они сопереживают героям, делают суждения об их поступках. Рассматривая картины, статуэтки и другие произведения прикладного искусства, оценивают особенности цветопередачи, формы, текстуры. После прослушивания музыкальных композиций дети стараются передать словами эмоции, которые они испытали: мелодия была грустная или весёлая.

Ребёнок восприимчив и желает творить, он пробует передать своё видение визуальных объектов на бумаге, импровизирует в танце, изображая те чувства, которые вызывает в нём звучащая мелодия.

Маленькие дети наглядно показывают, какие эмоции вызывает у них музыкальное прозведение

  • Приобретение теоретических знаний:
    • Развитие эстетического восприятия объектов окружающего мира и художественных образов.
    • Развитие интереса к мировой художественной культуре.
    • Формирование потребности в красоте.
    • Воспитание эстетического вкуса и чувства гармонии.
  • Формирование практических умений:
    • Развитие творческих способностей.
    • Формирование положительной мотивации к продуктивному творчеству.
    • Побуждение к самостоятельному экспериментированию с материалами и инструментами для создания художественных образов.

Для реализации поставленных задач в детском саду воспитателем должны соблюдаться следующие условия:

  • построение работы в рамках художественно-эстетической направленности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
  • развитие эстетического восприятия через взаимодействие с объектами искусства и окружающей действительности;
  • формирование эстетического вкуса через изучение разнообразных видов искусства;
  • ознакомление воспитанников с достопримечательностями, важными культурными событиями в жизни города/посёлка;
  • приобщение к работе родителей;
  • посещение выставок, концертов, экспозиций;
  • если возможно, включение в программу региональной специфики (народное декоративно-прикладное искусство);
  • создание насыщенной предметно-пространственной среды для самостоятельной деятельности воспитанников в рамках направления;
  • организация мини-выставок с образцами творчества дошкольников в холле учреждения.

Организация выставок детских работ — одно из условий реализации программы эстетического развития

Для каждой группы дошкольников воспитатель использует в обучении приёмы исходя из возрастных и индивидуальных особенностей детей. Рассматривание картин и репродукций, наблюдение за объектами природы и искусства, комментирование педагогом увиденного и вовлечение ребят в познавательную беседу с помощью художественного слова используется в течение всего периода дошкольного образования. В старшей и подготовительной группе применяются методы, требующие достаточного уровня развития мыслительных способностей детей: сравнение образцов искусства, анализ и самоанализ творческих работ воспитанников.

Приём визуального изучения произведений искусства часто применяется в рамках эстетического воспитания

Формирование и совершенствование навыков художественного творчества происходит посредством применения различных практических приёмов. Дети 2–4 лет учатся рисованию, лепке и аппликации через метод прямого показа: воспитатель демонстрирует действия, малыши повторяют. Для обучения самых маленьких воспитанников иногда используется метод пассивных движений: ребёнок совершает действия с помощью взрослого. Например, на занятии по рисованию ребёнок держит кисточку, педагог направляет его движения по листу бумаги.

Средства ИКТ часто используются для демонстрации картин по теме занятия

Воспитанники второй младшей и средней группы активно расширяют представления о форме, размере, структуре предметов. Перед выполнением практической работы по изображению какого-либо объекта они максимально уточняют его особенности методом обследования. Старшие дошкольники упражняются в воспроизведении сюжетных сценок, активно пользуются образами долгосрочной памяти, чтобы изобразить человека или животное в движении. Таким образом, сначала дети изображают предметы и персонажей с натуры, а к концу дошкольного периода — по представлению.

Дошкольники младшего и среднего возраста создают изображения с натуры

Наглядные Словесные Практические
  • Наблюдение;
  • визуальное обследование предметов;
  • рассматривание образца;
  • изучение картин, репродукций и иллюстраций;
  • демонстрация выполнения действий, метод прямого показа (сопровождается словесными комментариями);
  • анализ детских работ;
  • игровые методы («волшебная кисточка/краски/карандаш», создание игровой ситуации).
  • Ситуативный разговор;
  • метод сравнения картин;
  • искусствоведческий рассказ, художественное слово;
  • символическое моделирование;
  • использование литературных текстов (стихотворения, рассказы) и образцов устного народного творчества (загадки, заклички, потешки);
  • указания и пояснения воспитателя к наглядным средствам;
  • игровые методы (привлечение сказочных персонажей, игрушек к комментированию действий, приём словесного рисования, социоигровые технологии).
  • Отрабатывание формообразующих движений рукой;
  • доведение движений до автоматизма;
  • работа на черновиках.

Для реализации задач художественно-эстетического развития в детском саду педагог в качестве воспитательных и обучающих средств использует окружающую дошкольников среду (помещение, игрушки, предметы интерьера), самостоятельную деятельность детей в различных режимных моментах. Предметно-пространственная среда образуется в виде центров познавательной и творческой активности:

    Центр изобразительного искусства. Содержит репродукции картин, уменьшенные копии архитектурных и скульптурных объектов, игрушки, посуду и предметы интерьера в народном стиле (гжель, хохлома, жостово, дымковская и каргопольская игрушка, скопинская керамика и др.). В центре искусства предусматривается место для детского продуктивного творчества — за столами или партами. На полках стеллажей в уголке искусства хранятся инструменты и материалы для практической деятельности: белая бумага и картон, набор цветной и гофрированной бумаги, пластилин, краски (акварель, гуашь), карандаши, кисти, ножницы, клей, фурнитура и природный материал для украшения поделок.

В центре искусства содержатся познавательные материалы для самостоятельных исследований и всё необходимое для творчества

В театральном уголке дети пробуют себя в роли актёров, декораторов, сценаристов и даже гримёров

Способность к восприятию музыкальных образов формируется у детей в раннем возрасте и требует развития

Психологами отмечается необходимость включения разнообразных видов творческой деятельности в образовательный процесс ДОУ. Продуктивное творчество оказывает терапевтическое влияние, выступает в качестве профилактики переутомляемости детей, вызывает положительные эмоции, способствует установлению благоприятной, дружеской атмосферы в коллективе.

Занятия продуктивным творчеством оказывают благотворное влияние на психологическое состояние детей

Практические занятия в рамках художественно-эстетического направления развивают фантазию ребят, самостоятельность в решении творческих задач, побуждают находить красивое в окружающем мире.

Аппликация как вид изобразительной деятельности развивает у ребёнка чувство цвета, формы и величины

Вид деятельности Характеристика
Изобразительная деятельность Рисование Является ведущим видом изобразительной деятельности в ДОУ. На занятиях по рисованию (предметному, сюжетному, декоративному) дети знакомятся с понятиями симметрии и перспективы, овладевают различными техниками, у них развивается способность к цветопередаче, подбору и смешиванию цветов, созданию фона с переходами оттенков.
Лепка В процессе лепки ребёнок осваивает процесс создания трёхмерного изображения. Работа с пластичным материалом (глиной или пластилином) даёт возможность юному творцу изменять форму не один раз, тем самым позволяя достичь совершенства в исполнении задуманного.
Конструирование и аппликация Занятия аппликацией и конструированием способствуют развитию чувства ритма. Дети создают композиции из нескольких или множественных элементов. Через этот вид изобразительной деятельности расширяются представления ребёнка о цвете и величине.
Музыкальная деятельность Оптимальные условия для развития музыкальных способностей в детском саду достигаются посредством хорового пения. Во время коллективного исполнения песен положительные эмоции переживают все ребята, даже те, кто испытывает трудности в чистоте воспроизведения звука. Обучение танцевальным движениям на музыкальных занятиях также осуществляется в групповой форме: в коллективной композиции или выполнении действий парами. В детском саду формируются начальные представления о языке музыки, ритме, эмоциональной выразительности музыкальной речи.
Знакомство с музыкальными инструментами осуществляется через исследовательскую деятельность детей (извлечение звука, формирование представления о материалах, из которых сделаны инструменты) и дидактические игры.
Театральная деятельность Дошкольный период образования осуществляет предэстетическое изучение театрального искусства. Поскольку ведущей формой деятельности у детей раннего возраста является игра, работа в этом направлении ведётся через проведение игр-драматизаций. Можно сказать, что во время игры происходит синтез основных видов художественно-эстетической деятельности: развитие навыка художественной речи через воспроизведение в сценической форме литературного произведения, расширение музыкального восприятия при исполнении песен и мелодий в сценке, совершенствование изобразительных способностей на стадии оформления декораций.
Художественно-речевая деятельность Знакомство с малыми жанрами устного народного творчества: пословицами и поговорками, загадками, потешками, закличками, частушками. Дети легко воспринимают фольклорные образы, их увлекает меткость поговорок и занимательность загадок.
Прослушивание стихотворений, рассказов, сказок обогащает опыт эстетических переживаний ребят. На занятиях у дошкольников формируется способность пересказывать текст, стимулируется и поощряется словесное творчество (рифмовка строк, придумывание загадок). Заучивание и выразительное чтение стихотворений формирует чувственное восприятие описываемых поэтом ситуаций и деталей.

Воспитание эстетического восприятия предметов искусства реализуется в детском саду на занятиях НОД: дошкольники знакомятся с репродукциями картин, просматривают слайды с архитектурными и скульптурными образами, учатся выражать свои впечатления от увиденного при помощи слов. Раскрытие эмоциональных переживаний воспитанников осуществляется через различные типы деятельности:

  • Рассматривание картин и репродукций. В младшем дошкольном возрасте визуальное восприятие направляется педагогом в познавательной беседе с детьми.
    • Что изображено на картине?
    • Какие цвета использовал художник?
    • Что вы чувствуете, глядя на картину?
      В старших группах дети знакомятся с видами изображения на картинах: натюрморт, портрет, пейзаж. Большее внимание уделяется изучению деталей и определению их значения в авторском замысле.
  • Рассказывание по картине. По мере совершенствования мыслительных и речевых способностей дети учатся рассказывать увиденное, облекать в словесную форму то, что показал художник при помощи красок. Для развития навыка рассказывания на занятиях используются сюжетные картины, близкие к личному опыту воспитанников: изображения детских занятий, природных явлений, сценок с животными и птицами.
  • Художественное слово (стихи, загадки, потешки), задачки-шутки. Имеют яркую, развлекательную тональность и одновременно развивают мыслительные способности детей (умение рассуждать, сравнивать, находить правильный ответ, анализировать), тренируют память, стимулируют продуктивное творчество.
  • Арт-терапия, терапия творческим выражением. Для снятия умственного и физического перенапряжения, создания положительного эмоционального фона в работе с дошкольниками применяется форма терапевтических упражнений. Они строятся на основе различных видов художественной деятельности, имеют игровую направленность и вызывают радость и восторг у воспитанников.

    В детском саду популярны изотерапия, драматерапия, музыкальная и танцевальная терапия, сказкотерапия.

    Рисование в нетрадиционной технике является одним из популярных видов арт-терапии в детском саду

    • Обучающая. Удовлетворяется потребность детей в поиске новой информации, расширяются представления об окружающем мире.
    • Воспитательная. Дошкольники приобщаются к мировой художественной культуре, у них формируется умение видеть прекрасное.
    • Коммуникативная. В процессе обсуждения произведений искусства, выполнения коллективных творческих работ дети учатся общаться друг с другом.
    • Творческая. У воспитанников появляется желание творить, создавать близкие к эталону красоты образы.
    • Развлекательная. Игровая форма занятий по художественно-эстетической деятельности увлекает детей, создаёт хорошее настроение.
    • Релаксационная. Прослушивание музыкальных и литературных произведений, хоровое пение, игра на музыкальных инструментах, участие в терапевтических творческих играх — всё это способствует гармонизации внутреннего состояния ребёнка.

    Игра на простых музыкальных инструментах выполняет релаксирующую функцию, снимает психологическое напряжение

    Образовательная деятельность в рамках художественно-эстетического развития направлена на раскрытие творческого потенциала воспитанников и формирование способности к восприятию произведений искусства. Педагог учитывает особенности каждого воспитанника при организации занятий. Личностный подход может быть реализован через индивидуальные задания в продуктивном творчестве. Например, цель занятия по лепке — создать коллективную композицию по сказке «Теремок». Практические задачи распределяются между воспитанниками: одна подгруппа методом пластилинографии оформляет основу для поделки, вторая — методом скатывания изготавливает брёвна для теремка и конструирует из них модель, третья — лепит деревья и кусты, в четвёртой подгруппе распределяются образы животных для лепки.

    В создании коллективной композиции задания для каждого воспитанника могут быть индивидуализированы

    Театральные постановки в детском саду позволяют педагогу раскрыть творческие способности ребят. Поскольку этот вид искусства является синтезом различных видов художественной деятельности, каждый воспитанник может выбрать себе занятие по душе: рисовать декорации, разучивать мелодии и песни, участвовать в танцевальном выступлении, заучивать и выразительно рассказывать стихотворения для исполнения роли.

    В театральной постановке дети могут проявить свои таланты в разных областях, например, в танце

    Варианты художественно-эстетической деятельности дошкольников в детском саду могут быть самыми разнообразными. Представленные видеоролики позволят педагогам познакомиться с опытом коллег в данном направлении, а родителям воспитанников составить наиболее полное представление о том, как проходят занятия в ДОУ по воспитанию художественной культуры и вкуса.

    Занятия в рамках художественно-эстетического развития организуются с учётом возрастных особенностей детей и включают в себя различные формы деятельности для привлечения внимания воспитанников. Обязательно проведение мотивирующего начала для создания заинтересованности к теме занятия: привлечение наглядного материала, прослушивание музыкальных и литературных отрывков, просмотр слайдов и познавательных мультфильмов, создание игровых и проблемных ситуаций.

    Для профилактики умственного перенапряжения проводятся физкультминутки и подвижные игры, желательно, сохраняющие тематическую направленность занятия:

    • физкультминутки «Художник рисует», «Рисуй глазами треугольник»,
    • пальчиковая гимнастика «Я рисую лето», «Я леплю из пластилина»,
    • театрализованные подвижные игры (с масками персонажей).

    Физическая активность может проходить в виде тематических подвижных игр

    На занятии проводятся дидактические игры: «Что забыл художник», «Найди лишнее», «Укажи пару», «Найди отличия в картинах», «Найди тень от предмета». Старшие дошкольники учатся разгадывать ребусы и совместно с воспитателем — кроссворды на искусствоведческую тематику. Мыслительные и речевые способности ребят развиваются в беседах (познавательных и эвристических), продумывании замысла поделки, построении и проговаривании плана практической работы, к концу дошкольного периода дети учатся самоанализу и оценке своих действий.

    Специфика занятий художественно-эстетической направленности в детском саду состоит в соединении информационной части (знакомство с произведениями искусства и народных промыслов) и практической деятельности (проявление творческих способностей детей).

    Вид творческой деятельности Младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа
    Рисование
    • «Тарелочка»,
    • «Шарф для кошки»,
    • «Снежная улица»,
    • «Баранки и калачи»,
    • «Лоскутное одеяло»,
    • «Сосульки»,
    • «Дорожки»,
    • «Солнышко»,
    • «Заборчик»,
    • «Ручейки».
    • «Флажок»,
    • «Самолёты летят»,
    • «Аквариумные рыбки»,
    • «Листопад»,
    • «Закладка для книги»,
    • «Уточка»,
    • «Снеговик»,
    • «Зимний сад»,
    • «Посуда»,
    • «Гжель».
    • «Наша улица»,
    • «Светофор»,
    • «Осенний натюрморт»,
    • «Рябиновая ветка»,
    • «На дне морском»,
    • «Метель»,
    • «Портрет мамы»,
    • «Космос»,
    • «Выдуманное животное»,
    • «Золотая хохлома».
    • «Золотая осень»,
    • «Комнатное растение»,
    • «Иллюстрации к сказке»,
    • «Национальный костюм»,
    • «Домашние животные»,
    • «Дикие животные»,
    • «Портрет друга»,
    • «Выходные в нашей семье»,
    • «Матрёшки»,
    • «Жостовская роспись».
    Лепка
    • «Лесенка»,
    • «Грибок»,
    • «Овощи и фрукты»,
    • «Мячик»,
    • «Оладьи»,
    • «Баранки и рогалики»,
    • «Витамины»,
    • «Самолётик»,
    • «Цветы для мамы»,
    • «Миски для медведей»,
    • «Божьи коровки».
    • «Ваза с фруктами»,
    • «Пирамидка»,
    • «Неваляшки»,
    • «Мостик»,
    • «Домик»,
    • «Танк»,
    • «Заяц»,
    • «Снеговик»,
    • «Посуда для куклы»,
    • «Мебель для игрушек».
    • «Фигура птицы»,
    • «Фигура животного»,
    • «Фигура человека»,
    • «Петушок и его семья»,
    • «Девочка с мячом»,
    • «Каргопольская игрушка».
    • «Птица в движении»,
    • «Животное в движении»,
    • «Человек в движении»,
    • «Сказочный персонаж»,
    • «Праздничный автобус»,
    • «Дымковская игрушка».
    Аппликация
    • «Автобусные билетики»,
    • «Флажки для праздника»,
    • «Салфетка для стола»,
    • «Лодки на реке»,
    • «Дома на нашей улице».
    • «Осенняя крона»,
    • «Ёлочка»,
    • «Бусы на ёлку»,
    • «Зимний лес»,
    • «Весёлые зонтики».
    • «Рыбки в аквариуме»,
    • «Машины едут по дороге»,
    • «Поздравительная открытка»,
    • «Поезд»,
    • «Сказочная птица»,
    • «Пригласительный билет на праздник».
    • «Осенний лес»,
    • «Сказочный цветок»,
    • «Мозаичный узор»,
    • «Закладка для книги».
    Нетрадиционные техники Пластилинография
    • «Консервируем овощи и фрукты»,
    • «Снег идёт».
    • «Радуга-дуга»,
    • «Российский флаг».
    • «Торт для друга»,
    • «Моё любимое животное».
    • «Салют ко дню победы»,
    • «Весенний пейзаж».
    Нетрадиционное рисование, арт-терапия Рисование:
    • песком,
    • пальчиковыми красками,
    • ватными палочками.
    • Монотипия,
    • набрызг,
    • рисование ватными дисками,
    • рисование мятой бумагой.
    • Кляксография,
    • рисование шерстяной ниткой,
    • рисование восковыми мелками.
    • Рисование водой,
    • рисование штампами,
    • рисование через мокрую марлю,
    • граттаж.
    Автор Марченко Т. В., воспитатель МКДОУ «Детский сад села Валдгейм»
    Название «Рыбка золотая»
    Программные задачи
    • Формировать умение передавать в рисунке образ сказочной рыбки, изображать героя, используя навыки рисования восковыми мелками, кистью;
    • воспитывать эстетическое восприятие;
    • поощрять творческую инициативу;
    • закреплять знания детей о произведениях А. С. Пушкина;
    • развивать связную речь, обогащать словарь детей;
    • упражнять в ловкости, быстроте реакции на сигнал.
    Материалы
    • Иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина;
    • сундучок;
    • игрушки (рыбка, петушок, белка);
    • зеркальце;
    • листы бумаги для рисования;
    • восковые мелки;
    • краски;
    • кисти широкие;
    • стаканчики с водой;
    • салфетки.
    Предварительная работа
    • Чтение сказок А. С. Пушкина,
    • рассматривание иллюстраций к произведениям А. С. Пушкина,
    • просмотр мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке».
    Содержание I. Создание игровой мотивации.
    В.: Ребята, посмотрите какой замечательный сундучок появился у нас в группе. В нём спрятались предметы из сказок А. С Пушкина, а чтобы нам узнать, что там за предметы, надо вспомнить, из какой сказки эти строчки.
    • Белка песенки поёт
      И орешки все грызёт,
      А орешки не простые,
      Всё скорлупки золотые. («Сказка о царе Салтане»).
    • Чуть опасность где видна,
      Верный сторож, как со сна,
      Шевельнётся, встрепенётся,
      К той сторонке обернётся
      И кричит: «Кири-ку-ку.
      Царствуй, лёжа на боку!». («Сказка о золотом петушке»).
    • «Свет мой, зеркальце! скажи,
      Да всю правду доложи:
      Я ль на свете всех милее,
      Всех румяней и белее?»
      И ей зеркальце в ответ:
      «Ты, конечно, спору нет;
      Ты, царица, всех милее,
      Всех румяней и белее». («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»).
    • Раз он в море закинул невод —
      Пришёл невод с одною тиной.
      Он в другой раз закинул невод —
      Пришёл невод с травой морскою.
      В третий раз закинул он невод —
      Пришёл невод с одною рыбкой. («Сказка о рыбаке и рыбке»).

    В.: Молодцы, угадали все сказки! А кто же написал такие замечательные сказки? (А. С. Пушкин). Давайте с вами нарисуем золотую рыбку и загадаем ей желание. (Дети садятся за столы).
    II. Показ приёмов работы.
    В.: Сначала мы рисуем тело рыбки, которое имеет форму овала, затем рисуем изогнутый, в виде капельки хвост, дорисовываем глаз, отделяем голову от тела дугой, затем добавляем плавники и чешую. Так как наша рыбка не простая, а золотая, рисуем ей корону. Наша рыбка готова, осталось её раскрасить. (Предлагает детям дополнить рисунок водорослями и цветными камешками). Рыбка наша хоть и не простая, но она тоже не может жить без воды, поэтому мы её затонируем краской. Моя золотая рыбка готова, теперь рисовать будете вы, но сначала надо размять наши пальчики.
    Пальчиковая игра.

    • Две ладошки возьму и по морю поплыву (ручки детей плавают).
      Две ладошки, друзья — это лодочка моя (складывают ладошки лодочкой).
      А по буйным волнам (показывают волны)
      Плывут рыбки тут и там (имитируют движения рыбок).

    В.: Наши ручки размялись, теперь можно приступать к работе.
    III. Самостоятельная деятельность.
    В процессе работы воспитатель даёт советы детям, которые испытывают затруднения, побуждает воспитанников к проявлению фантазии.
    В.: Пока ваши работы высыхают, давайте поиграем в игру «Рыбаки и рыбки».
    Дети делятся на 2 группы, одна образует круг — это сети, поднимают сцепленные руки вверх. Другая группа детей — «рыбки», находятся за кругом. После сигнала воспитателя «Рыбки плавают» «рыбки» вбегают и выбегают из сетей. По сигналу «Хлоп» сети захлопываются, те дети, которые оказались внутри круга, считаются пойманными.
    IV. Рефлексия.
    В.: Наши рисунки высохли, теперь каждый из вас может загадать желание своей золотой рыбке (если дети хотят, то загадывают желание вслух).

    Цит. по: https://dohcolonoc.ru/conspect/10842-konspekt-zanyatiya-po-khudozhestvenno-esteticheskomu-razvitiyu.html
Читайте также:  Воспитатель анализ участия детей в конкурсах

Необходимость приобретения новых знаний и стремление выразить себя творчески — естественные потребности дошкольников. Их интересует устройство вещественного мира, взаимодействие объектов, они хотят показать своё отношение ко всему происходящему и увиденному. Значимость детского продуктивного творчества в становлении личности будущего первоклассника рассмотрена в многочисленных работах педагогов и психологов. Поэтому кружок дополнительного образования рассчитан на совершенствование практических навыков детей в различных видах творчества.

Организация художественного кружка предполагает добровольное участие дошкольников в творческой деятельности и учёт индивидуальных особенностей воспитанников.

Для функционирования кружка художественно-эстетической направленности должны быть выполнены следующие условия:

  • изучение педагогом методической литературы по тематике кружка: по методике ознакомления детей с произведениями искусства и обучению практическим навыкам в рисовании, лепке, аппликации;
  • разработка программы кружка с учётом возрастных особенностей детей, составление календарно-тематического планирования;
  • составление картотеки практических занятий, включая нетрадиционные формы (игра, путешествие);
  • оформление уголка художественной деятельности в помещении группы или отдельной творческой мастерской;
  • подготовка материальной базы кружка.

Для работы театрального кружка потребуются куклы, декорации, костюмы

Обязательно ознакомление детей с правилами поведения в творческой мастерской, соблюдение порядка и чистоты на рабочем месте, проведение инструктажа по технике безопасного обращения с ножницами. Основные положения должны проговариваться совместно с воспитанниками перед началом выполнения практического задания.

Уголок творчества или мастерская должны содержать специальные материалы и инструменты. Они находятся в доступном для детей месте, в подписанных ящиках или коробках. Воспитанники всегда могут взять какой-либо предмет со стеллажа для самостоятельного изучения.

Оснащённость творческого уголка или лаборатории складывается из следующих материалов:

  • Материалы и инструменты для рисования:
    • краски,
    • карандаши,
    • фломастеры,
    • восковые мелки,
    • наборы бумаги,
    • листы ватмана,
    • кисти разного размера.
  • Материалы и инструменты для лепки:
    • пластилин,
    • глина,
    • пластичная масса,
    • стеки,
    • пластмассовые доски для раскатывания.
  • Материалы и инструменты для аппликации:
    • бумага цветная, бархатная, принтованная, гофрированная,
    • картон,
    • ножницы,
    • клей.
  • Природный материал:
    • осенние листья,
    • шишки,
    • жёлуди,
    • каштаны,
    • крупа,
    • зёрна,
    • веточки,
    • камешки,
    • ракушки и т. д.
  • Бросовый материал:
    • обои,
    • газетная бумага,
    • конфетные фантики и обёртки от шоколадок,
    • колпачки от тюбиков зубной пасты и фломастеров (для выдавливания узоров на пластичной поверхности),
    • коробочки и т. д.;
  • Фурнитура:
    • пуговицы,
    • блёстки,
    • стразы,
    • пайетки,
    • бисер и бусины.
  • Специальная одежда:
    • рабочие халаты или фартуки,
    • нарукавники.

В кружке дети узнают много нового и удовлетворяют потребность в творческой активности

В связи с уменьшением интереса к чтению у детей и появлением на книжном рынке некачественных в художественном плане произведений рекомендуется организация центра литературного развития в детском саду. К деятельности этого центра дополнительного образования воспитатель привлекает администрацию ДОУ (для помощи в обеспечении материальной базы), библиотекаря, музыкального руководителя, педагога по театральной деятельности, родителей воспитанников.

Для функционирования литературного центра выполняются условия:

  • предварительный мониторинг читательских интересов дошкольников;
  • определение задач центра и направлений работы;
  • создание книжного фонда и материальной базы с дидактическими играми и заданиями на развитие речевых навыков;
  • составление календарно-тематического планирования в литературном центре с указанием интегрированных занятий (литературно-музыкальных, театрализованных);
  • составление списка тем для проектной деятельности в рамках центра;
  • проведение родительских собраний, на которых освещается деятельность центра.

Работа в литературном центре проводится в форме занятий по ознакомлению с художественными произведениями (включая чтение на досуге), игровой деятельности по развитию речи, организации литературно-музыкальных салонов (поэтические чтения, праздничные вечера). В центре организуются тематические выставки, самостоятельное изучение которых поощряется педагогом. Презентация проектов в рамках литературного развития осуществляется в виде докладов участников для воспитанников других групп, во время мероприятий в жизни ДОУ.

Центр литературного развития оказывает положительное влияние на будущих читателей

Конечный этап работы по художественно-эстетическому развитию дошкольников состоит в проведении анализа способностей детей, оценке результативности применяемых педагогом воспитательных методов и приёмов, обозначении вариантов корректировки недочётов. Осуществлять диагностику рекомендуется несколько раз в течение учебного года: уровень развития на момент начала занятий, в середине и в конце года. Определять степень эстетической воспитанности необходимо по всем направлениям образовательной деятельности: художественно-речевой, познавательной, творческой. Показателем результативности работы воспитателя является высокий уровень эстетического сознания детей и творческого отношения к различным аспектам действительности.

Для проведения мониторинга рекомендуется составление бланков, в которых для каждого воспитанника отмечается уровень художественно-эстетического развития по всем пунктам по шкале от 1 до 5, где 1 — трудности в выполнении практических действий даже после показа и повторения взрослым и низкая степень восприятия эстетических образов, 5 — полная самостоятельность и активность в продуктивном творчестве, высокая степень эстетического сознания. Приёмы коррекционной методики подбираются индивидуально для каждого ребёнка.

Имя воспитанника Вид художественно-эстетической деятельности
Познавательная Художественно-речевая Музыкальная Театрально-игровая Продуктивная (изодеятельность)
Уровень развития Планируемая корректировка Уровень развития Планируемая корректировка Уровень развития Планируемая корректировка Уровень развития Планируемая корректировка Уровень развития Планируемая корректировка
1. Антонов Антон 5 Не нуждается в корректировке 4 Работа по выразительному чтению стихотворений 3 Создание мотивации к хоровому пению 2 Включение игр-театрализаций на интересную воспитаннику тематику 1 Упражнения на совершенствование мелкой моторики.

Результативность проведённой работы по эстетическому воспитанию педагог представляет на педсоветах, семинарах и круглых столах для воспитателей. Презентация отчёта включает в себя следующие данные:

  • цели и задачи образовательной деятельности/функционирования кружка дополнительного образования, анализ степени их решения;
  • данные мониторинга уровня художественно-эстетического развития воспитанников в течение учебного года;
  • эффективные коррекционные методы работы;
  • применение инновационных технологий и методических разработок;
  • участие творческих работ воспитанников в районных, городских, областных конкурсах;
  • обозначение направлений по саморазвитию педагога.

Современная модель дошкольного образования уделяет большое внимание формированию эстетического сознания у ребёнка. Мастерство воспитателя направлено на развитие у детей способности особого отношения и взаимодействия с окружающим миром. Процесс художественно-эстетического развития осуществляется в активном общении педагогов ДОУ с воспитанниками и членами их семей.

источник