Меню Рубрики

Анализы для детей с зрр

так ЗРР и наследственная легко может быть, причем говорят, что последующее поколение сложнее в этом плане может быть. у моего гипоксия причина. Вам, в принципе, дали что и всем — логопед и ноотропы.

Вот мне хочется выяснить причину, а не просто лечится как все(( ведь есть какой то фактор, который мешает ему правильно говорить буквы? Он все слова говорит на свой лад, сильно их искажает

Это бессмыссленно. Причина в неправильно работе мозга. Вот и вся причина. А правильно работать учат занятия, тренировка мозга и речевого аппарата.

Вот и у моего то же самое. Сейчас процентов 50 уже понятно. Но сохраняются его слова типа аи нет, айсю не хочу и тд. Прошли много чего. Ну сказали что зажим слева. И назначили то же самое))

Этим мы сейчас занимаемся… Ну а уколы и таблетки нужны ли? Ведь это то не в каждом случае необходимо, побочки куда страшнее предполагаемой пользы. Вот меня и волнует по мимо занятий как ещё помочь работать правильно мозгу?

Обязательный набор на мой взгляд: сурдолог, уздг, ээг и узи головы

УЗИ головы это что смотрят, вроде новорожденным через родничек, а в 3-4года как УЗИ делают?

Через височные части-нейросонография называется

ЗРР это и есть диагноз. Из обследований можно еще сделать УЗДГ сосудов шеи и, как вы верно мыслите, проверить слух. И желательно не аудиометрию делать, а КСВП и тимпанограмму. Медикаментозно лечитесь? Принимаете препараты, которые вам назначили? Потому что одних занятий мало. А так невролог вполне адекватно все вам назначил — и медикаментозное лечение, и занятия со специалистами. При таком подходе обязательно будет хороший эффект в самом скором времени. Удачи вам!

а сейчас же все чаще «толкают» что зрр — не диагноз, а указание на диагноз. а диагноз страшнее, но его надо обязательно найти. Я сама кучу раз натыкалась. А дальше начинаются хождения по кругу, что оно не ЗРР, а ОНР или нарушение экспрессивной речи или еще как то обзывают) Словоблудие

Просто есть диагнозы неврологические и психиатрические, то есть медицинские. А есть диагнозы педагогические, к ним относится диагноз ОНР. Этот диагноз (на самом деле не диагноз, поскольку педагоги диагнозы не ставят) подразумевает, что у ребенка есть какая-то проблема с речью, какая (какой именно медицинский диагноз) — педагогов не касается. Их задача выявить уровень нарушения речи (онр-1, онр-2, онр-3 либо онр-4) и дать рекомендацию, по какой методике и как ребенку заниматься. Поэтому ОНР — совсем не страшный диагноз) Это по сути вообще не диагноз, а педагогическое заключение о состоянии речи ребенка на данный момент, и рекомендации, как эту самую речь выровнять до нормы. А вот невролог либо психиатр, или даже сурдолог уже ставят настоящий медицинский диагноз. И на самом деле ЗРР -это чисто неврологический диагноз. В дальнейшем, наблюдая за динамикой (или отсутствием динамики) развития речи невролог может снять этот диагноз или выставить другие диагнозы, например моторную или сенсорную алалию, или дизартрию, или еще что-то. А вот если и после 4 лет у ребенка нет речи, то диагнозы будет ставить уже психиатр.

источник

Наталья Лисовская
Анализ аттестационного занятия для детей с ЗПР по ФЭМП «Помощники Айболита. Образование числа 6»

коррекционно – развивающего мероприятия

по формированию элементарных математических представлении

с детьми старшего возраста

на тему: «Помощники Айболита. Образование числа шесть»

в рамках лексической темы: «Профессии»

Тема занятия выбрана согласно перспективному тематическому плану работы на 2013-2014 учебный год.

В программном содержании прослеживается единство образовательных, коррекционно — развивающих и воспитательных задач. Задачи поставлены в соответствии с возрастом, особенностями и возможностями детей. Ход занятия соответствует заявленному проекту.

Организация занятия соответствовала санитарно-гигиеническими требованиям: подготовка группового помещения к занятию, расположение в нем оборудования, демонстрационного и наглядного материала, его предъявление в ходе занятия, длительность занятия, чередование статической и динамической нагрузки, смена видов деятельности.

В основе коррекционного занятия лежит деятельностный подход к обучению и воспитанию. Занятие было организовано с учетом ведущего вида деятельности дошкольного возраста – игры. На занятии прослеживалось оптимальное сочетание игровой, познавательно – исследовательской и коммуникативной деятельности. Используемые игровые приемы и проблемные ситуации побуждали и стимулировали желание детей к познавательной деятельности.

Все части занятия взаимосвязаны между собой. Использование в начале занятия ТСО позволило активизировать внимание детей, погрузить их в атмосферу игры и, вместе с тем, обеспечить связь с лексической темой при знакомстве с новой профессией ветеринара.

В основной части коррекционная направленность обучения при знакомстве с новым материалом и его закреплении осуществлялась благодаря максимальному использованию предметно – практической деятельности через дидактические игры, игровые упражнения, в том числе связанные с активным движением. Учитывая особенности развития детей с ЗПР, для формирования представлений о числовом ряде взяла на занятии оптимальное количество тренировочных упражнений.

В занятии были использованы задания с использованием различных видов восприятия: зрительного, слухового и тактильного, обеспечивалось развитие межсенсорных связей при знакомстве с цифрой, подсчете «таблеток в упаковке», отмеривании крупы ложкой и др.

Особое внимание уделялось развитию у детей мыслительных операций при составлении цепочек из геометрических фигур различного цвета, формы и величины с учетом принципа построения закономерностей, чтении схем, при постановке вопросов требующих от детей аргументированного ответа.

В заключительной части дети получили оценку своей деятельности от доктора Айболита, а словесный отчёт детей ему показал усвоение детьми нового материала.

На коррекционном занятии использовала индивидуальные и коллективные формы работы, добивалась самостоятельности в работе детей, следила за выполнением заданий и сразу же при возникающих затруднениях оказывала детям помощь.

Созданная ситуация успеха позволила детям активно и заинтересованно работать на протяжении всего занятии. Работоспособность была достаточная.

Удачными и интересными оказались такие дидактические игры и упражнения как.

Порадовал Петя своим стремлением высказываться, ….

Не все дети качественно выполняли последнее задание, оно оказалось для них сложным и будет проработано на индивидуальных занятиях.

Считаю, что все поставленные цели были реализованы. Материал детьми усвоен и закреплен.

Клуб по интересам для родителей «Семейная академия» План работы клуба по интересам «Семейная академия» на 2011 г. Дата проведения мероприятия Тема мероприятия Форма проведения мероприятия.

Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности в средней группе Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности в средней группе октябрь 2013 г. 1 неделя вторник 1.10.2013г 1. Музыкальное.

источник

Задержка речевого развития – это заболевание детей, выражающееся в более позднем освоении устной речи. Чаще всего возникает у малышей до трех лет. Патология заключается в качественном или количественном недостаточном развитии словарного запаса ребенка, отсутствии активной речи. При этом о его задержке можно говорить при отсутствии отдельных фраз к двум годам и отсутствии связной речи – к трем.

ЗРР выражается в более медленном темпе освоения навыков речи, данное заключение составляется логопедом, педиатром, детским неврологом или психологом. Заболевание встречается у 5 % детей, причем гораздо чаще среди мальчиков, чем среди девочек. При диагнозе «задержка речевого развития» у детей могут возникать некоторые психические расстройства, поэтому очень важно установить причины проблемы и пути ее решения.

Общая задержка речевого развития у ребенка устанавливается в связи со следующими признаками:

  1. В случае если в 2,5 года его словарный запас менее двадцати слов и их модификаций. В таком случае чаще всего малыш не может назвать части тела или указать на знакомый предмет. Также к серьезным признакам относится то, что он не может связать два слова по смыслу.
  2. В возрасте три года он произносит слова, но предельно непонятно. При этом даже родные могут его не понимать. Малыш не может составить предложения и не понимает рассказов, которые слышит.
  3. В случае если он говорит слишком быстро или слишком медленно, при условии, что такого примера не было подано.
  4. В случае если он только повторяет фразы, но не умеет составлять собственные. Малыш постоянно повторяет услышанные слова и предложения.
  5. В случае если у него постоянно открыт рот и повышено слюноотделение, не вызванное иными причинами.

Таким образом, при наличии хотя бы одного из перечисленных признаков задержки речевого развития у детей, необходимо немедленно обратиться к специалисту – логопеду или педиатру. Врач, при необходимости, может предоставить направление к психологу или детскому неврологу. Данная проблема требует особого внимания родителей и немедленного вмешательства.

Причины задержки речевого развития у детей могут быть самыми разнообразными. При обращении к специалисту он точно определит проблему и пропишет необходимый курс лечения. В зависимости от характера возникновения болезни причины подразделяют на физиологические и психические. К первой группе относятся:

  • проблемы развития плода в течение беременности матери, патологии в формировании мозга ребенка;
  • инфекционные заболевания;
  • врожденные заболевания (синдром Дауна, ДЦП);
  • травмы, возникшие при родах;
  • возможные травмы головы в детстве;
  • проблемы со слухом или зрением;
  • неполноценное развитие органов (языка, губ, неба).

Ко второй группе можно отнести такие причины, как:

  1. психологические отклонения, задержка в психическом развитии ребенка;
  2. ограниченное общение ребенка со взрослыми, недостаточное внимание;
  3. невнятная речь, произносимая окружением ребенка;
  4. эмоциональные потрясения, стресс и др.

Как известно, здоровье будущего ребенка формируется еще в период беременности женщины. Во время нахождения в утробе матери у малыша формируются все органы и системы органов, в том числе и те, которые будут отвечать за развитие речи. При наличии у женщины в этот период инфекционных заболеваний, травм, при принятии антибиотиков и иных препаратов есть вероятность рождения ребенка с отклонениями в развитии.

Если у детей имеются какие-либо проблемы со слухом, то они не могут адекватно воспринимать речь людей. Отсюда тоже часто возникают задержки доречевого и речевого развития. При таких случаях, после устранения недуга, связанного с ушами, ребёнок быстро адаптируется. Важным моментом в этом случае является постоянный контакт со взрослыми.

Специалисты выделяют несколько разновидностей данной патологии.

  • Логопедическая задержка речи выражается в неправильном произношении только некоторых букв или слов, а также невозможности построения предложений.
  • Темповая задержка речи связана с произношением звуков и связной речи детей.
  • Смешанный тип заболевания.

Можно дополнительно выделить несколько периодов, в которых влияние факторов возникновения болезни считается особенно опасным:

  1. В возрасте 1-2 года у детей может полностью отсутствовать речевая активность.
  2. В возрасте трех лет возможно появление признаков заикания и аутизма.
  3. В возрасте 6-7 лет, помимо основного нарушения речи, у ребенка могут поражаться отделы головного мозга и развиваться афазия (потеря речи).

На вопрос, когда ставят диагноз «задержка речевого развития?», можно ответить следующим образом. Специалисты способны определить наличие недуга в самом раннем возрасте. Симптомы задержки речевого развития выглядят следующим образом:

  • неправильное протекание доречевого периода (в возрасте 6-12 месяцев);
  • отсутствие реакции на звук и речь в возрасте одного года;
  • отсутствие восприятия на слух простых заданий (1,5-2 года);
  • отсутствие речи в два года;
  • неспособность построения предложений (2,5-3 года);
  • отсутствие речи в трехлетнем возрасте, отсутствие понимания смысла предложений;
  • невнятное произношение, предпочтение жестов словам;
  • отсутствие контакта со сверстниками;
  • непонимание вопросов, неумение отвечать на вопросы.

Для проведения диагностики и выявления заболевания необходимо проводить комплексное обследование. С задержкой речевого развития нельзя затягивать, при первых признаках недуга нужно обращаться к специалистам. Для анализа работы речевого аппарата у детей необходимо провести следующие мероприятия:

  1. изучить истории болезней всей семьи, поскольку зачастую патология вызвана наследственностью;
  2. провести осмотр на предмет остроты слуха и зрения, оценки моторики лицевых мышц;
  3. подробно опросить родителей о том, как именно осуществлялось воспитание, какая была обстановка в семье и какие факторы могли повлиять на развитие задержки.

При этом требуется проведение определенных процедур:

  • ЭКГ и ЭхоЭКГ;
  • МРТ сердца;
  • сканирование артерий головы.

После проведения анализа болезни юного пациента специалист назначает соответствующее лечение. Его основа заключается в благоприятной окружающей обстановке. Важно демонстрировать ребенку только правильную и грамотную речь, этого легко достичь с помощью занятий у логопеда. Кроме этого, лечение включает в себя следующие составляющие:

  1. прием лекарственных препаратов по рецепту лечащего врача;
  2. физиотерапия;
  3. занятия у логопеда, дефектолога;
  4. логопедический массаж;
  5. упражнения для развития речи.

Важно: при возникновении болезни ни в коем случае нельзя терять терпение, что может лишь ухудшить ситуацию. Необходимо создавать только благоприятную атмосферу, во избежание стрессовых ситуаций. Родителям следует проводить больше времени с детьми, занимаясь с ними развивающими играми, чтением и другими занятиями.

Если вовремя не будут приняты меры по устранению причин заболевания, у ребенка могут возникнуть тяжелые формы задержки речевого развития. Они коснутся всей дальнейшей жизнедеятельности малыша, ему будет трудно адаптироваться в новой среде и контактировать с людьми.

Читайте также:  Генетический анализ у новорожденных детей

Во избежание тяжелых последствий рекомендуется как можно раньше начинать развивать ребенка, с раннего возраста разговаривать с ним. Матери необходимо больше внимания уделять себе в период беременности. Нужно всегда помнить, что для здоровья детей необходимы спокойная семейная обстановка и достаточное количество внимания со стороны родителей.

источник

Задержка речевого развития — заболевание, при котором ранняя диагностика и терапия имеет огромное значение. При малейших признаках нарушения речи, надо как можно быстрее обратиться к специалисту и пройти обследование. ЗРР опасна не только сама по себе, но и может быть признаком другого, более серьезного заболевания.

Диагностика ЗРР возможна только после двух лет, однако первые признаки, которые должны насторожить родителей, можно заметить раньше. Специалисты называют семь основных симптомов того, что есть проблемы с речью:

  • отклонения на доречевом этапе (период лепета, гуления). Нарушения могут проявляться по-разному: недостаточная выраженность звуков, их однотипность, плач в одной и той тональности;
  • годовалый малыш не реагирует на голос родителей, свое имя (при этом у него нет проблем со слухом);
  • в год-два ребенок отказывается повторять слова и фразы за взрослым. Эхолалия — необходимый и естественный этап освоения устной речью. Он помогает познакомиться с фонематическим звучанием языка, понять артикуляцию;
  • отсутствие в два года активно используемых слов. В этом возрасте малыш уже должен использовать простые слова, чтобы дать понять взрослым, чего он хочет и что его беспокоит;
  • к трем годам ребенок не формирует из слов фразы. Очень важно, что в этом возрасте он уже не просто бездумно повторяет услышанные фразы, а в состоянии их сам придумать;
  • ребенок не старается говорить четко и не заинтересован в том, чтобы его понимали;
  • невнятная речь после трех лет.

Важно! Особое внимание стоит уделить ребенку, если есть предпосылки для возникновения ЗРР: наследственность, осложнения при беременности или родах, токсические или инфекционные поражения.

Диагностика ЗРР проводится следующими специалистами: педиатром, логопедом, неврологом, психиатром, психологом. При этом могут потребоваться дополнительные исследования для выявления причин нарушения.

Диагностика задержки речевого развития включает в себя следующие обязательные этапы:

  • прием у педиатра, который изучает анамнез (в том числе матери в период беременности) и делает предварительные выводы о причинах ЗРР. Он же направляет к соответствующему специалисту;
  • исследование мозга на возможные поражения (сканирование артерий, эхоэнцефалография и электроэнцефалограмма, МРТ);
  • обследование ребенка с задержкой речевого развития у отоларинголога;
  • логопедическая диагностика;
  • психологическая диагностика.

Только после комплексного анализа, подтверждения диагноза и выявления причин, назначается курс терапии. На основании его дефектолог для детей с задержкой речевого развития разрабатывает индивидуальный план занятий по коррекции.

Формирование языковых навыков напрямую зависит от развития ЦНС, в частности головного мозга. В раннем детском возрасте функции речи, мышления и памяти тесно взаимосвязаны. В дальнейшем, при отсутствии патологий, эти функции отделяются друг от друга, формируется абстрактное и ассоциативное мышление. Любые изменение анатомии мозга, функциональные нарушения сразу же отражаются на развитии речи.

Диагностика у невролога необходима, чтобы выявить отсутствие патологий в НС. ЗРР в данном случае может быть вызвана следующими причинами:

  • генетические и хромосомные заболевания,
  • патологии развития НС,
  • повреждения, ЧМТ,
  • инфекции, опухоли, нарушение обменных процессов в мозге.

Какие обследования при ЗРР будут назначены, зависит от сопутствующих симптомов и анализа собранного анамнеза. Стандартные неврологические обследования при ЗРР:

  • МРТ (для выявления структурных поражений);
  • генетические, нейрофизиологические и нейробиохимические исследования;
  • ЭЭГ для выявления эпилепсии;
  • УЗИ сосудов шеи и головного мозга.

Всестороннее неврологическое исследование при ЗРР проводится совместно с детским психологом и психиатром. Тщательные анализы при ЗРР необходимы для выявления общих нарушений в развитии (аутизма, шизофрении, олигофрении и других).

Методы оценки общего уровня развития при диагностике ЗРР:

Метод
Описание и цель
Денверский тест Денверский скрининговый тест предназначен для оценки уровня психомоторного развития. В основе метода лежит анализ способности ребенка выполнять задания, предназначенные для его возраста. В России методика не получила широкого применения
Шкала Гриффитс Оценивает уровень психомоторного развития по следующим параметрам: моторика, социальное взаимодействие, речь, реакция рук и глаз, способность к играм
Шкала Бейли По шкале Бейли оцениваются: умственное, моторное развитие, эмоциональное и социальное поведение, внимание, волевые качества

Важно! ЗРР необходимо отличать от общего недоразвития речи. Для этих целей обязательно проводится дифференциальная диагностика ЗРР и ОНР.

Нормальное развитие речевых навыков невозможно, если есть проблемы со слухом. Именно поэтому отоларинголог — один из первых специалистов, который проводит обследование детей с задержкой речевого развития. Его задача — исключить возможность органических патологий органов слуха и речи, а также наличия хронических заболеваний.

При диагностике ЗРР отоларинголог:

  • проводит тщательный осмотр ушей;
  • оценивает слух;
  • анализирует данные о прохождении беременности и сопутствующих болезнях матери, которые могут стать причиной снижения слуха;
  • анализирует историю родов и перинатальный период;
  • собирает семейный анамнез на наличие тугоухости среди ближайших родственников;
  • проводит исследование головы и шеи;
  • проверяет наличие жидкости за барабанной перепонкой;
  • проводит полное исследование слуха при помощи аудиограммы, отоакустической эмиссии и тимпанометрии.

В случае, если комплексная проверка не выявила наличие заболеваний уха, отоларинголог направляет на дальнейшее обследование детей с ЗРР к логопеду.

Для диагностики ЗРР логопед проводит следующее:

  • опрос родителей;
  • наблюдение за поведенческими реакциями в естественных условиях, а также при выполнении специальных заданий;
  • изучение результатов всех проведенных исследований и анализ истории болезни;
  • непосредственно логопедическая диагностика.

Структура логопедического обследования детей раннего возраста:

Раздел речи
Что анализируется
Импрессивная речь (обращенная к ребенку) Насколько малыш способен понимать:
  • речь на уровне диалога,
  • инструкции,
  • значения слов,
  • значение фраз,
  • разницу между словами, незначительно отличающимися по звучанию (кот — кит, стул — стол)
  • различие между словоформами единственного и множественного числа, значение уменьшительных суффиксов
Экспрессивная речь (от ребенка)
  • способность поддерживать диалог,
  • активный словарный запас,
  • объем и сложность речевых конструкций,
  • грамматическая форма речи (изменений окончаний, использование уменьшительных суффиксов и форм повелительных наклонений),
  • слоговая структура используемых слов,
  • тембр, сила и тональность голоса

Правила проведения логопедического обследования при диагностике ЗРР:

  • диагностика проводится только индивидуально;
  • учитывается возраст, психофизиологические особенности;
  • взаимодействие должно быть ежедневным, но кратковременным, чтобы не утомлять малыша (не более 10 минут);
  • для диагностики необходим эмоциональный контакт, доверие;
  • в процессе обследования логопед использует различные стили общения, чтобы отследить реакцию;
  • обследование должно проводиться в игровой форме.

Данная методика логопедического обследования применяется в том случае, если речь не соответствует нормам, но присутствует. Но как определить ЗРР у безречевого малыша? В данном случае логопед использует другие способы обследования. Специалист проверяет:

  • реакцию на голос,
  • способность различать звуки (используются разные звукошумовые игрушки),
  • понимание слов и инструкций («дай мяч», «возьми синий кубик»),
  • понимание пространственных отношений и количественной разницы в словоформах,
  • способность ориентироваться в пространстве, на плоскости,
  • мелкую моторику,
  • оральный праксис (малыш выполняет задания от логопеда: высунуть язык, вытянуть губы, надуть щеки и другие),
  • невербальные компоненты (реакции малыша на незнакомого человека, новый предмет, анализ жестов).

Диагностика ЗРР у детей — процесс длительный и непростой. Однако только всестороннее комплексное исследование даст полную картину и понимание того, как провести эффективную коррекцию.

источник

Задачи диагностического обследования психики дошкольника — определить степень развития личности и интеллектуальных возможностей. Важно, чтобы используемая методика психологического обследования учитывала возрастные, физические и эмоциональные особенности малыша, содержала необходимые и достаточные элементы для написания заключения о психологическом состоянии исследуемого, а также предусматривала возможность помощи третьего лица.

Диагностика детей с ЗПР в силу их ограниченных возможностей и низкой работоспособности, должна осуществляться за небольшой промежуток времени, а используемые методики должны быть просты и допускать возможность помощи третьего лица в выполнении поставленных задач.

Причины появления задержки развития психики дошкольника могут быть абсолютно разными — от генетических заболеваний, до неблагоприятных условий, в которых он растет и воспитывается. В старшем дошкольном возрасте ребенок активно готовится к обучению в школе, и, если у него возникают различные трудности — он неусидчив, не воспринимает требования воспитателя всерьез, не выполняет задания, возможно, у него проблемы с психикой. Своевременная диагностика ЗПР поможет избежать серьезных проблем в будущем.

Для диагностики развития детей ЗПР используются следующие показатели:

  • Реакция малыша на сам факт предстоящего обследования (капризничает, замыкается в себе, относится адекватно, выполняет все задания).
  • Восприятие вербальных и невербальных правил поведения и выполнения заданий, понимание необходимости точного выполнения тестов. Ребята, имеющие врожденные психические патологии, в большинстве случаев лучше воспринимают язык жестов, чем разговорную речь.
  • Характеристика деятельности — наличие интереса к процессу диагностики, целенаправленности и активности в процессе тестирования, рациональность использования различных способов решения заданий — метод “проб и ошибок”, решение “в уме”, зрительное соотнесение.
  • Качество оценки результатов собственной работы (после того, как обследуемый узнает правильно или неправильно он выполнил то или иное задание, важно отметить его реакцию — расстройство, радость или безразличие). Эмоции — показатель того, какой будет поставлен диагноз — ЗПР или умственное отставание (умственно отсталые по сравнению с ребятами с ЗПР неадекватно реагируют на собственный успех или неудачу).
  • Степень развития речи. Дети с ЗПР часто имеют плохо развитую внутреннюю речь, ограниченный словарный запас, проблемы со звуковым анализом слов, восприятием фраз.

Важно! Задания, используемые для диагностики, должны учитывать их индивидуальные особенности, а при оценке результатов обследования необходимо принимать в расчет возможное своеобразие тех или иных решений, определяемое патологией развития ребенка.

Диагностика детей ЗПР в ДОУ:

Программа диагностики ЗПР
Примеры заданий
Память и мировосприятие Уровень развития образной памяти можно оценить с помощью заданий “Узнай фигуру”. Дошкольник должен найти схожие по определенным признакам фигуры на разных листах (например, выбрать изображения с кругом или указать на фигуры красного цвета).
Внимание и порядок деятельности При выполнении упражнения “Графический диктант” можно оценить степень отклонения в восприятии речи и моторики. При сравнении исходных данных и полученных результатов можно проследить то, как внимательно ребенок слушал педагога и выполнял упражнение.
Интеллектуальные возможности Задания на проверку развития интеллекта подразумевают комплекс упражнений, в которых дошкольнику необходимо хорошо сосредоточиться и задуматься (“Исключить лишнее”, “Пройти лабиринт”, “Собрать пазл”).
Речевое развитие Беседа на свободную тему.
Учебная мотивация Ребенку задают ряд простых вопросов, на которые он должен развернуто, честно ответить. Например, “Ты хочешь в школу? Какие занятия в детском саду тебе нравятся больше всего? Ты любишь, когда тебе читают книги?”.

Использование различных методик для обследования дошкольника называется дифференциальной диагностикой. Дифференциальная диагностика ЗПР помогает проверяющему различить схожую симптоматику различных заболеваний, например, легкой степени умственной отсталости, речевого недоразвития 3 или 4 стадии и задержки психического развития. Выбор правильной методики диагностики ЗПР — залог того, что результат будет максимально достоверным.

На сегодняшний день существуют различные методики диагностики детей с ЗПР, направленные на полноценный анализ их состояния здоровья и на определение патологий в психическом развитии. Простые упражнения, которые нормально развивающийся школьник выполняет быстро и без усилий, для малыша с ЗПР являются очень трудными. Методики диагностики дефектологом детей с ЗПР схожи с определением умственных способностей и оценкой психического состояния нормально развивающихся школьников.

Направлена на диагностику устойчивости внимания, наличие или отсутствие рассеянности при выполнении поставленных задач, а также на проверку возможности переключения внимания. Ребенку выдается листок, на котором изображены знакомые ему предметы трех видов (например, мяч, дерево, собака). Картинки расположены по 8 штук в ряд (таких рядов несколько). Чтобы оценить устойчивость внимания ребенка, ему предлагают зачеркнуть все картинки с одинаковым изображением (например, дерево). Для оценки сконцентрированности ребенка и его умения переключать внимание, ему необходимо одни изображения (например, мячи) вычеркнуть красным карандашом, а другие (например, изображение собак) — синей ручкой.

Дети с ЗПР имеют крайне неустойчивое внимание, они неспособны сконцентрироваться на задании, если в нем нет игровой деятельности (проблемы с интеллектуальным развитием). Если задание не выполнено или положительный результат менее 50% — диагностируют задержку психического развития.

С помощью теста Когна определяется возможность схематического мышления. Для диагностики используются следующие материалы:

  • таблица с изображением различных геометрических фигур и образами цветов (синий, красный, зеленый);
  • отдельные карточки с изображением одной геометрической фигуры из таблицы, окрашенной в любой цвет из таблицы.

Ребенку предлагается выполнить задание в два этапа:

  1. разложить карточки по цвету или геометрическим фигурам (выбрать только синие картинки, или только карточки с изображением квадрата);
  2. распределить имеющиеся карточки по таблице в соответствии с их изображением.
Читайте также:  Генетический анализ в спб для детей

Ребята, имеющие задержку развития, не могут полностью выполнить задание, так как они затрудняются в систематизации карточек сразу по двум требованиям (по форме и цвету), чаще всего они путают цвета или не могут классифицировать фигуры (отличить квадрат от прямоугольника, круг от овала). Если задание выполнено меньше, чем на 50%, диагностируется ЗПР.

Качество речевой деятельности у дошкольников – важный показатель их психического развития. Дети, имеющие проблемы с речью, не могут полноценно общаться с окружающими людьми, их познавательная деятельность сильно ограничена.

В соответствии с заданием, проверяющий специалист задает ребенку несколько вопросов. В ответе малыша не должны присутствовать слова «да», «нет» и названия цветов (например, красный, желтый, зеленый). Диагностика дефектолога детей с ЗПР с использованием тестов «Запрещенные слова» должна учитывать то, что ребенок может не знать значения тех или иных слов.

Дети с ЗПР имеют ограниченный словарный запас, также они не могут в полной мере соблюдать установленные правила (не произносить запретные слова). Ребята, имеющие проблемы с речью, при ответе на поставленные вопросы чаще всего используют слова из этого же вопроса.

При составлении заключения должно учитываться то, как воспринял то или иное задание ребенок, как проявлял себя в процессе обследования, как разговаривал с проверяющим, реагировал на свои ошибки и правильные решения. Диагностика ЗПР дошкольника основана на совместном выполнении заданий. Помощь, которая предлагается ребенку, должна быть последовательной, организующей и стимулирующей. При совместной работе с проверяющим ребенок с ЗПР раскрывает свои потенциальные возможности и проявляет интерес к проводимому обследованию.

Диагностика и коррекция ЗПР должны быть подобраны индивидуально, с учетом особенностей ребенка и наличия у него сопутствующих заболеваний, направлены на исправление дефектов в развитии психики и способствовать полноценному обучению, воспитанию и социализации.

источник

Методическая разработка на тему:
Диагностическое обследование в условиях специального дошкольного образовательного учреждения для детей с задержкой психического развития

Диагностическое обследование в условиях специального дошкольного образовательного учреждения для детей с ЗПР отличается по своим задачам и методам. В условиях специального детского сада на первый план выступает задача комплексного, всестороннего качественного анализа особенностей познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, личностного развития, а также исследования сферы знаний, умений, навыков, представлений об окружающем мире, имеющихся у ребёнка.

Диагностика выступает как необходимый структурный компонент коррекционно-педагогического процесса и средство оптимизации этого процесса. Углубленное всестороннее обследование позволяет построить адекватные индивидуальные и групповые коррекционно-образовательные программы и определить эффективность коррекционно-развивающего воздействия.

Диагностическое обследование в условиях специального

дошкольного образовательного учреждения для детей

с задержкой психического развития (ЗПР)

Диагностическое обследование в условиях специального дошкольного образовательного учреждения для детей с ЗПР отличается по своим задачам и методам. В условиях специального детского сада на первый план выступает задача комплексного, всестороннего качественного анализа особенностей познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, личностного развития, а также исследования сферы знаний, умений, навыков, представлений об окружающем мире, имеющихся у ребёнка.

Диагностика выступает как необходимый структурный компонент коррекционно-педагогического процесса и средство оптимизации этого процесса. Углубленное всестороннее обследование позволяет построить адекватные индивидуальные и групповые коррекционно-образовательные программы и определить эффективность коррекционно-развивающего обучения.

В течение учебного года специалисты проводят обследование в три этапа.
Первый этап (сентябрь). Цель обследования на начальном этапе — выявить особенности психического развития каждого воспитанника, определить исходный уровень обученности, т. е. овладения знаниями, умениями, навыками в объеме образовательной программы. Результаты обобщаются и заносятся в «Карту развития ребёнка». С их учетом формируются подгруппы детей для проведения занятий дефектологом и воспитателем, выстраиваются «уровневые» программы коррекционного обучения.

Второй этап (первые две недели января). Основной целью обследования на втором этапе является выявление особенностей динамики развития каждого ребенка в специально организованных условиях. Тревожащим симптомом является отсутствие положительной динамики. На данном этапе дополняются сведения, полученные ранее. Динамическое диагностическое исследование позволяет оценить правильность выбранных путей, методов, содержания коррекционной работы с каждым ребенком и группой в целом. В программу вносятся коррективы, определяются цели и задачи коррекционно-педагогической работы в следующем полугодии.

Третий этап (проводится в конце учебного года). Цель — определить характер динамики, оценить результативность работы, а также составить прогноз относительно дальнейшего развития и обозначить дальнейший образовательный маршрут для каждого воспитанника.

На основе результатов обследования осуществляется перевод ребенка в следующую возрастную группу или выпуск в школу.

Выпускники специальных групп, как правило, хорошо подготовлены к обучению в массовой школе. На это следует обратить особое внимание, так как цель дошкольной коррекции задержек психического развития — своевременное выявление и преодоление недостатков в развитии, формирование полноценного базиса для обучения в общеобразовательной школе.

Практика показывает, что большинство детей с ЗПР в дальнейшем успешно усваивают общеобразовательную школьную программу.

Ф.И.О ребёнка _____________________________________________________________________
Дата рождения______________Дата поступления в дошкольное учреждение №129 __________

Мать (Ф.И.О) ______________________________________________________________________

Отец (Ф.И.О) ______________________________________________________________________

Состав семьи, в которой проживает ребёнок ____________________________________________

Левшество в семье ___________________________________________________________ ______

Кем воспитывается ребёнок на момент поступления в дошкольное учреждение №129 (родители, бабушка, дедушка или другие родственники, опекуны)____________________________________

Психомоторное развитие ребёнка:

держит головку с_______ месяцев, сидит самостоятельно с_______ месяцев, ходит с________ Развитие речи:

гуление с________ месяцев, первые слова с _________________. Фразы с ___________________

Общая активность на первом году жизни (подвижный, любознательный, равнодушный, заторможенный, спокойный — любит сам заниматься с игрушками, беспокойный – требует постоянного внимания) ______________________________________________________________

Страхи ребёнка (указать какие) _______________________________________________________

ЗАКЛЮЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ (психиатр, логопед) _____________________________________

ЛИЧНОСТНО-ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЁНКА

Активный, подвижный – инертный, медлительный. Спокойный, уравновешенный, возбуди-мый, неуравновешенный. Быстрота реакции на словесные раздражители (задания): быстрая, медленная, требуется неоднократное подкрепление. Проявляет ли ребёнок настойчивость при встречающихся трудностях или отступает перед ними. Особенности работоспособности.

Общительный, замкнутый. Вступает в контакт со знакомыми и незнакомыми сверстниками и взрослыми (легко, охотно, медленно, с трудом)__________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

источник

Особое внимание уделяется не только физическому развитию ребенка, но и его психологическому становлению. В отдельную категорию выделяются дети с ЗПР (задержкой психического развития), что имеет свое развитие и характеристики. Обучение с такими детьми вначале является интенсивным и сложным. Однако уже после некоторой работы виден прогресс.

Достаточно трудно установить, нормально ли развивается ребенок. Обычно ЗПР выявляют педагоги, которые знают, которыми должны быть дети на том или ином этапе своего развития. Родители зачастую не могут выявить задержку в психическом развитии. Это становится причиной того, что социализация ребенка замедляется. Однако данный процесс обратим.

При внимательном обращении на своего ребенка родители способны выявить ЗПР. К примеру, такой малыш начинает поздно сидеть, ходить, говорить. Если он приступает к какой-то деятельности, то не может на ней сосредоточиться, не знает, с чего начать, как достичь цели и пр. Ребенок достаточно импульсивен: прежде чем подумать, он сначала сделает.

Если была выявлена задержка психического развития, то следует обратиться к специалистам. Первую помощь психолога можно получить на сайте psymedcare.ru. Для более длительной работы понадобится очная консультация.

Начнем с рассмотрения понятия, кто такие дети с ЗПР. Это дети младшего школьного возраста, которые в некоторой степени отстают в своем психическом развитии. На самом деле психологи не делают большой проблемы от этого. На любом этапе может проявиться задержка. Главным остается лишь ее своевременное выявление и лечение.

Дети с ЗПР отличаются от своих сверстников тем, что кажутся не доросшими до своего возраста. Они могут играть в игры, как более младшие детки. Они не склонны к умственной интеллектуальной работе. О ЗПР приходится говорить лишь при выявлении состояния у младшего школьника. Если ЗПР была отмечена у старшего школьника, тогда речь может идти об инфантилизме или олигофрении.

ЗПР не связана с такими проявлениями, как олигофрения или умственная отсталость. При ЗПР обычно выявляются трудности в социализации ребенка и учебной деятельности. В остальном он может быть таким же ребенком, как и остальные детки.

Следует отличать задержку психического развития и умственную отсталость:

  • У детей с ЗПР есть возможность догнать уровень умственного развития по сравнению со сверстниками: мышление, анализ и синтез, сравнение и т. д.
  • У детей ЗПР страдают предпосылки интеллектуальной деятельности, а у детей с умственной отсталостью – мыслительные процессы.
  • Развитие детей ЗПР происходит скачкообразно. У детей с умственной отсталостью развития может вообще не происходить.
  • Дети с ЗПР активно принимают помощь других людей, они вступают в диалоги и совместную деятельность. Дети с умственной отсталостью сторонятся незнакомцев и даже близких.
  • Дети с ЗПР более эмоциональны в игровой деятельности, нежели дети с умственной отсталостью.
  • Дети с ЗПР могут иметь творческие способности. Дети с умственной отсталостью часто застревают на уровне черчения линий и прочего, пока их чему-нибудь не обучить.

Следует отличать трудных детей от детей с задержкой психического развития. Во многом они между собой похожи: конфликтность, отклонение в поведении, лживость, запущенность, уклонение от требований. Однако трудные дети являются следствием неправильного воспитания и педагогической некомпетентности. Они занимают оппозиционную линию против тех условий, в которых они растут.

Дети с ЗПР прибегают ко лжи, отказу, конфликтности как к способу адаптации к среде и защите своей психики. У них просто нарушены адаптационные процессы к социуму.

50% неуспевающих в учебе школьников являются детьми с ЗПР. То, как происходило их развитие, влияет на дальнейшую учебную деятельность. Обычно дети с ЗПР выявляются в первые годы после поступления в детский сад или школу. Они являются более незрелыми, их психические процессы нарушены, наблюдается расстройство когнитивной сферы. Также примечательными становятся интеллектуальная недостаточность в легкой форме и незрелость нервной системы.

Чтобы детей с ЗПР было легко развить до их уровня, открываются специализированные школы и классы. В таких группах ребенок получает такое образование, которое помогает ему догнать уровень своих «психически здоровых» сверстников, при этом скорректировать недостатки психической деятельности.

В процессе активно участвует педагог, который постепенно передает инициативу ребенку. Сначала педагог управляет процессом, затем ставит цель и создает такое настроение у ребенка, чтобы он сам решал поставленные задачи. Здесь также используются задания для работы с коллективом, где ребенок будет с другими детьми выполнять работу и ориентироваться на коллективное оценивание.

Задания являются разнообразными. Они включают больше наглядного материала, с которым ребенок будет вынужден работать. Также используются подвижные игры.

Детей с ЗПР обычно выявляют в первый период после поступления их в школьное учреждение. Здесь имеются свои нормы и правила, которые просто не способен усвоить и соблюдать ребенок с данным расстройством. Главной характеристикой ребенка с ЗПР является его неготовность к обучению в обычной школе.

У него недостаточно знаний и не развиты навыки, которые помогали бы ему познавать новый материал и усваивать правила, принятые в школе. Ему трудно совершать произвольную деятельность. Трудности возникают уже на первом этапе освоения письма, чтения и счета. Все это усугубляется слабой нервной системой.

Речь детей с ЗПР также отстает. Малышам трудно составить связный рассказ. Им легче составлять отдельные предложения, которые не связаны между собой. Часто наблюдается аграмматизм. Речь является вялой, артикуляционный аппарат неразвит.

Дети с ЗПР больше склонны к играм, нежели к учебной деятельности. Они с удовольствием выполняют игровые задания, однако за исключением сюжетно-ролевых. При этом у детей с ЗПР имеются сложности в построении отношений со сверстниками. Они выделяются прямотой, наивностью и несамостоятельностью.

О целенаправленной деятельности можно не говорить. Ребенок с ЗПР не понимает целей учебы и не способен организовать себя, не чувствует себя школьником. Малышу трудно понять тот материал, который исходит из уст учителя. Также затрудненно он его усваивает. Для понимания ему нужен наглядный материал и развернутые инструкции.

Сами по себе дети с ЗПР быстро утомляются и обладают низким уровнем работоспособности. Они не могут войти в тот темп, который принят в обычной школе. Со временем сам ребенок понимает свою несхожесть, что может привести к несостоятельности, неуверенности в собственном потенциале, зарождении страхов перед наказанием.

Ребенок с ЗПР нелюбознателен и обладает низким уровнем пытливости. Он не видит логических связей, часто упускает значимое и заостряет внимание на незначительном. Темы не связаны между собой при разговоре с таким ребенком. Данные характеристики приводят к поверхностному запоминанию материала. Ребенок не способен вникнуть в суть вещей, а отмечает лишь то, что первое попалось на глаза или оказалось на поверхности. Это приводит к отсутствию обобщенности и наличию стереотипности использования материала.

Читайте также:  Генетический анализ в роддоме у детей

Наблюдаются трудности во взаимоотношениях с окружающими людьми у детей с ЗПР. Они не задают вопросов, поскольку не обладают любознательностью. Трудно входят в контакты с детьми и взрослыми людьми. Все это подкрепляется эмоциональной неустойчивостью, которая проявляется в:

  1. Манерничанье.
  2. Неуверенности.
  3. Агрессивном поведении.
  4. Отсутствии самоконтроля.
  5. Изменчивости настроения.
  6. Неспособности приспособиться к коллективу.
  7. Фамильярности.

Дети с задержкой психического развития проявляются в дезадаптации к окружающему миру, что требует коррекции.

Коррекционная работа с детьми с ЗПР проводится специалистами, которые учитывают особенности таких малышей. Их работа направлена на исправление всех недочетов и продвижение детей до уровня их сверстников. Они обучаются тому же материалу, что и здоровые детки, при этом учитываются их особенности.

Работа ведется в двух направлениях:

  1. Обучение основному материалу, который дается в школе.
  2. Коррекция всех психических недостатков.

Учитывается возраст ребенка с ЗПР. Какими психическими характеристиками он должен обладать, такие в нем и развиваются. При этом учитывается сложность задач, которые ребенок может выполнить сам, и упражнения, которые разрешить он может с помощью взрослых.

Коррекционная работа с детьми с ЗПР включает в себя оздоровительное направление, когда формируются благоприятные условия для развития. Здесь меняется режим дня, окружение, условия и пр. Параллельно используются нейропсихологические методики, которые корректируют поведение ребенка, его обучаемость в письме и чтении. Другими направлениями коррекционной деятельности являются проработка познавательной сферы (ее стимуляция) и развитие эмоциональной части (понимание чувств других людей, контроль собственных эмоций и т. д.).

Работа с детьми с ЗПР в различных направлениях позволяет скорректировать их психическую деятельность и поднять до уровня обычных здоровых личностей их возраста.

С детьми с ЗПР занимаются специалисты, а не обычные учителя. Это связано с тем, что обычная школьная программа с ее интенсивностью и подходами не подходит данным деткам. Их интеллектуальная сфера не так развита, чтобы спокойно получать новые знания, им трудно организовать свою деятельность, обобщать и сравнивать, анализировать и делать синтез. Однако дети с ЗПР умеют повторять, перенося действия на схожие задачи. Это помогает им в обучении и получении тех знаний, которые получают их сверстники в обычной школе.

Учителя учитывают особенности детей с ЗПР и учебные задачи, которые должны школьники усвоить. В первую очередь упор делается на развитие когнитивных способностей.

В идеале, если родители займутся коррекцией психической деятельности своих детей еще в дошкольный период. Существуют многочисленные дошкольные организации, где есть специалисты по развитию различных навыков, например, дефектологи. Это помогает быстрее компенсировать те пробелы, которые образовались.

Дети с ЗПР могут достигнуть уровня развития своих сверстников, если будут получать многообразный и разносторонний материал, который не только дает им знания, но и обучает письму, чтению, говорению (произношению) и пр.

Дети с ЗПР не являются больными, однако их коррекцией должны заниматься специалисты. Обычно задержка в развитии выявляется поздно, что связано с невнимательностью родителей к собственным детям. Однако при выявлении ЗПР можно сразу приступить к специализированной работе, которая поможет ребенку в социализации и адаптации к жизни по итогам.

Прогнозы при ЗПР даются положительные, если родители отдают своего ребенка в руки специалистов. Можно быстро и легко устранить все психические пробелы, которые были выявлены, что отличает данную группу детей от малышей с умственной отсталостью.

источник

Задержка психического развития (ЗПР) – темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания. Задержка психического развития характеризуется недостаточным уровнем развития моторики, речи, внимания, памяти, мышления, регуляции и саморе­гуляции поведения, примитив­ностью и неустойчивостью эмоций, плохой успеваемостью в школе. Диагностика ЗПР проводится коллегиально комиссией в составе медицинских специалистов, педагогов и психологов. Дети с задержкой психического развития нуждаются в специально организованном коррекционно-развивающем обучении и медицинском сопровождении.

Задержка психического развития (ЗПР) представляет собой обратимые нарушения интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, сопровождающиеся специфическими трудностями в обучении. Число лиц с задержкой психического развития достигает 15-16% в детской популяции. ЗПР является в большей степени психолого-педагогической категорией, однако в ее основе могут лежать органические нарушения, поэтому данное состояние также рассматривается медицинскими дисциплинами – прежде всего, педиатрией и детской неврологией. Поскольку развитие различных психических функций у детей происходит неравномерно, обычно заключение «задержка психического развития» устанавливается детям-дошкольникам не ранее 4-5 лет, а на практике — чаще в процессе школьного обучения.

Этиологическую основу ЗПР составляют биологические и социально–психологические факторы, приводящие к темповой задержке интеллектуального и эмоционального развития ребенка.

Биологические факторы (негрубые органические повреждения ЦНС локального характера и их остаточные явления) вызывают нарушение созревания различных отделов головного мозга, что сопровождается парциальными нарушениями психического развития и деятельности ребенка. Среди причин биологического характера, действующих в перинатальном периоде и вызывающих задержку психического развития, наибольшее значение имеют патология беременности (тяжелые токсикозы, резус-конфликт, гипоксия плода и др.), внутриутробные инфекции, внутричерепные родовые травмы, недоношенность, ядерная желтуха новорожденных, фетальный алкогольный синдром и т. д., приводящие к так называемой перинатальной энцефалопатии. В постнатальном периоде и раннем детском возрасте задержку психического развития могут вызывать тяжелые соматические заболевания ребенка (гипотрофия, грипп, нейроинфекции, рахит), черепно-мозговые травмы, эпилепсия и эпилептическая энцефалопатия и др. ЗПР иногда имеет наследственную природу и в некоторых семьях диагностируется из поколения в поколение.

Задержка психического развития может возникать под влиянием средовых (социальных) факторов, что однако не исключает наличие первоначальной органической основы нарушения. Чаще всего дети с ЗПР растут в условиях гипоопеки (безнадзорности) или гиперопеки, авторитарного характера воспитания, социальной депривации, дефицита общения со сверстниками и взрослыми.

Задержка психического развития вторичного характера может развиваться при ранних нарушениях слуха и зрения, дефектах речи вследствие выраженного дефицита сенсорной информации и общения.

Группа детей с задержкой психического развития неоднородна. В специальной психологии предложено множество классификаций задержки психического развития. Рассмотрим этиопатогенетическую классификацию, предложенную К. С. Лебединской, которая выделяет 4 клинических типа ЗПР.

ЗПР конституционального генеза обусловлена замедлением созревания ЦНС. Характеризуется гармоническим психическим и психофизическим инфантилизмом. При психическом инфантилизме ребенок ведет себя, как более младший по возрасту; при психо-физическом инфантилизме страдает эмоционально-волевая сфера и физическое развитие. Антропометрические данные и поведение таких детей не соответствуют хронологическому возрасту. Они эмоционально лабильны, непосредственны, отличаются недостаточным объемом внимания и памяти. Даже в школьном возрасте у них преобладают игровые интересы.

ЗПР соматогенного генеза обусловлена тяже­лыми и длительными соматическими заболеваниями ребенка в раннем возрасте, неизбежно задерживающими созревание и развитие ЦНС. В анамнезе детей с соматогенной задержкой психического развития часто встречаются бронхиальная астма, хроническая диспепсия, сердечно-сосудистая и почечная недостаточ­ность, пневмонии и др. Обычно такие дети долгое время лечатся в больницах, что вдобавок обусловливает еще и сенсорную депривацию. ЗПР соматогенного генеза проявляется астеническим синдромом, низкой работоспособностью ребенка, меньшим объемом памяти, поверхностным вниманием, плохой сформированностью навыков деятельности, гиперактивностью или заторможенностью при переутомлении.

ЗПР психогенного генеза обусловлена неблагоприятными социальными условиями, в которых пребывает ребенок (безнадзорностью, гиперопекой, жестоким обращением). Дефицит внимания к ребенку формирует психическую неустойчивость, импульсивность, отставание в интел­лектуальном развитии. Повышенная забота воспитывает в ребенке безынициативность, эгоцентризм, безволие, отсутствие целеустремленности.

ЗПР церебрально-органического генеза встречается наиболее часто. Обусловлена первичным негрубым органическим поражением головного мозга. В этом случае нарушения могут затрагивать отдельные сферы психики либо мозаично проявляться в различных психических сферах. Задержка психического развития церебрально-органического генеза характеризуется несформированностью эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности: отсутствием живости и яркости эмоций, низким уровнем притязаний, выраженной внушаемостью, бедностью воображения, двигательной расторможенностью и т. п.

Нарушения интеллекта у детей с задержкой психического развития носят легкий характер, однако затрагивают все интеллектуальные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, речь.

Восприятие у ребенка с ЗПР фрагментарно, замедленно, неточно. Отдельные анализаторы работают полноценно, однако ребенок испытывает трудности при формировании целостных образов окружающего мира. Лучше развито зрительное восприятие, хуже – слуховое, поэтому объяснение учебного материала детям с задержкой психического развития должно сочетаться с наглядной опорой.

Внимание у детей с задержкой психического развития неустойчиво, кратковременно, поверхностно. Лю­бые посторонние стимулы отвлекают ребенка и переключают внимание.

Ситуации, связанные с концентрацией, сосредоточенностью на чем-либо, вызывают затруднения. В условиях переутомления и повышенного напряжения обнаруживаются признаки синдрома гиперактивности и де­фицита внимания.

Память у детей с задержкой психического развития характеризуется мозаичностью запоминания материала, слабой избирательностью, преобладанием наглядно-образной памяти над вербальной, низкой мыслительной активностью при воспроизведении информации.

У детей с задержкой психического развития более сохранно наглядно-действенное мышление; более нарушенным оказывается образное мышление ввиду неточности восприятия. Абстрактно-логическое мышление невозможно без помощи взрослого. Дети с ЗПР испытывают трудности с анализом и синтезом, сравнением, обобщением; не могут упорядочить события, построить умозаключение, сформулировать выводы.

Специфика речи у детей с задержкой психического развития отличается искажением артикуляции многих звуков, нарушением слуховой дифференциации, резким ограничением словарного запаса, трудностью произвольного контроля за грамматическим оформлением речи, затруднениями построения связного высказывания, речевой инактивностью. Наиболее часто ЗПР сочетается с задержкой речевого развития, полиморфной дислалией, нарушениями письменной речи (дисграфией и дислексией).

Личностная сфера у детей с задержкой психического развития характеризуется эмоциональной лабильностью, легкой сменой настроения, внушаемостью, безынициативностью, безволием, незрелостью личности в целом. Могут отмечаться аффективные реакции, агрессивность, конфликтность, повышенная тревожность. Дети с задержкой психического развития часто замкнуты, предпочитают играть в одиночку, не стремятся контактировать со сверстниками. Игровая деятельность детей с ЗПР отличается однообразием и стереотипностью, отсутствием развернутого сюжета, бедностью фантазии, несоблюде­нием игровых правил. Особенности моторики включают двигательную неловкость, недостаточную координацию, часто – гиперкинезы и тики.

Особенностью задержки психического развития является то, что компенсация и обратимость нарушений возможны только в условиях специального обучения и воспитания.

Задержка психического развития у может быть диагностирована только в результате всестороннего обследования ребенка психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) в составе детского психолога, логопеда, дефектолога, педиатра, детского невролога, психиатра и др. При этом производится сбор и изучение анамнеза, анализ условий жизни, нейропсихологическое тестирование, диагностическое обследование речи, изучение медицинской документации ребенка. В обязательном порядке проводится беседа с ребенком, исследование интеллектуальных процессов и эмоционально-волевых качеств.

На основании сведений о развитии ребенка члены ПМПК выносят заключении о наличии задержки психического развития, дают рекомендации по организации воспитания и обучения ребенка в условиях специальных образовательных учреждений.

С целью выявления органического субстрата задержки психического развития ребенок нуждается в обследовании медицинских специалистов, прежде всего, педиатра и детского невролога. Инструментальная диагностика может включать проведение ЭЭГ, КТ и МРТ головного мозга ребенку и т. д. Дифференциальная диагностика задержки психического развития должна проводиться с олигофренией и аутизмом.

Работа с детьми с ЗПР требует мультидисциплинарного подхода и активного участия педиатров, детских неврологов, детских психологов, психиатров, логопедов, дефектологов. Коррекция задержки психического развития должна начинаться с дошкольного возраста и проводиться длительно.

Дети с задержкой психического развития должны посещать специализированные ДОУ (или группы), школы VII вида или коррекционные классы общеобразовательных школ. К особенностям обучения детей с ЗПР относятся дозированность учебного материала, опора на наглядность, многократное повторение, частая смена видов деятельности, использование здоровьесберегающих технологий.

Особое внимание при работе с такими детьми уделяется развитию познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления); эмоциональной, сенсорной и моторной сферы с помощью игровой терапии, сказкотерапии, детской арт-терапии. Коррекция нарушений речи при ЗПР проводится логопедом в рамках индивидуальных и групповых занятий. Совместно с преподавателями коррекционную работу по обучению учащихся с задержкой психического развития проводят педагоги-дефектологи, психологи, социальные педагоги.

Медицинская помощь детям с задержкой психического развития включает медикаментозную терапию в соответствии с выявленными соматическими и церебрально-органическими нарушениями, физиотерапию, ЛФК, массаж, водолечение.

Отставание темпа психического развития ребенка от возрастных норм может и должно быть преодолено. Дети с задержкой психического развития обучаемы и при правильно организованной коррекционной работе в их развитии наблюдается положительная динамика. С помощью педагогов они способны усвоить знания, умения и навыки, которые их нормально развивающиеся сверстники осваивают самостоятельно. После окончания школы они могут продолжить свое обучение в ПТУ, колледжах и даже ВУЗах.

Профилактика задержки психического развития у ребенка предполагает тщательное планирование беременности, избегание неблагоприятных воздействий на плод, профилактику инфекционных и соматических заболеваний у детей раннего возраста, обеспечение благоприятный условий для воспитания и развития. При отставании ребенка в психомоторном развитии необходимо немедленное обследование у специалистов и организация коррекционной работы.

источник