Меню Рубрики

Фонематический анализ у детей с тнр

Опыты и эксперименты по логопедии (подготовительная группа):
Развитие фонематических процессов у детей с ТНР

Доклад и презентация по представлению личного опыта о развитии фонематических процессов у детей с ТНР

МБДОУ Детский сад №322 «Морозко»

«Развитие фонематических процессов

у детей с тяжелыми нарушениями речи»

Щеглюк Татьяна Владимировна

Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения. Письменная речь формируется на основе устной, и дети с тяжелыми нарушениями речи, характеризующиеся недостаточной сформированностью фонематических процессов, являются потенциальными дисграфиками и дислаликами.

Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, что развитые фонематические процессы – важный фактор успешного становления речевой системы в целом. (звукопроизношение, лексика, грамматика, связная речь).

Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения (звукопроизношения, слоговой структуры слов) может быть возможна только при опережающем формировании фонематического восприятия.

Умение анализировать звуковой состав слова , т.е. слышать каждый отдельный звук в слове, четко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

Фонематические процессы включают в себя:

1. Фонематический слух – способность к слуховому восприятию речи, фонем родного языка. На его основе формируется фонематическое восприятие. (Л.С.Выготский)

2. Фонематическое восприятие – процесс восприятия на слух определенных фонем. (Д.Б. Эльконин)

В структуре фонематического восприятия выделяют фонематический анализ и синтез.

Фонематический анализ – мыслительный процесс разложения целого на составляющие части (предложение – слова – слоги – звуки) или мыслительное выделение отдельных фонем.

Фонематический синтез – мыслительный процесс соединения частей в целое. Процесс противоположный анализу, но они тесно взаимосвязаны и неотделимы друг от друга.

Фонематические представления — звуковые образы фонем, воспринятых человеком ранее и в данный момент не действующих на его органы чувств. (Л.И. Лалаева, Л.Н. Смирнова)

Этапы развития фонематических процессов:

Работа по формированию фонематического восприятия начинается с развития слухового внимания и слуховой памяти. Неумение вслушиваться в речь окружающих является одной из причин неправильного звукопроизношения. Ребенок должен приобрести умение сравнивать свою собственную речь с речью окружающих и контролировать свое произношение. Работа по формированию фонематического восприятия в самом начале осуществляется на материале неречевых звуков. В процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность различать и узнавать неречевые звуки.

Д\игры на развитие слухового внимания:

«Шумовые баночки » (показ фото и видеофрагмент)

«Тихо , громко — повтори» — (музыкальные инструменты + палочки)- выкладывание палочек, после самостоятельный повтор с опорой на картинку (видеофрагмент)

Д\игры на развитие слуховой памяти: «Запомни и покажи» количество картинок возрастает постепенно, «Запомни, скажи» (видео фрагмент)

Задачей данного этапа работы является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа.

Данный этап подразделяется на три блока:

— Обучение простым формам фонематического анализа.

— Обучение сложным формам фонематического анализа, формирование навыка синтеза звуков.

— Формирование фонематических представлений.

Обучение простым формам фонематического анализа.

Игра «Подарки на день рождение» (фото)

Игра «Голова, живот, коленки» Фото +видеофрагмент

Дети определяют место звука в слове, показывая его на себе.

Д\игра «Кирпичики» Видеофрагмент +фото

Обучение сложным формам фонематического анализа.

Д\игра «Строим мост для животных» (Фото)

Ребенок при помощи цветных фишек – крышек выстраивает мост (анализ слова лиса, котик)»

Формирование навыка синтеза звуков.

Д\игра «Собери слово из звуков»

Деткам раздаются звуки (называются), каждый запоминает свой. Все вместе составляют получившееся слово.

Дети составляют гусеницу так, чтобы получилось слово (кА-ша, мы-ло, ва-та)

Формирование фонематических представлений.

Игра «Рассели по паровозам»

Паровоз с 3 и 4 окошками, подбирая по звуковому составу слова, распределяет картинки.

Воспитателям обясняются основные направления по развитию фонематического восприятия, анализа и синтеза, предлагаются игры для развития фонематических процессов.

В методической разработке максимально полно изложена система работы по последовательному развитию фонематических процессов у детей с нарушениями речи. Материал максимально насыщен практическими приема.

Развитие фонематичесого восприятия у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Мастер-класс для педагогов «Использование дидактических игр для развития фонематического слуха у детей с ТНР&raquo.

Логопланшет — эффективное средство формирования фонематических процессов у детей с ТНР.

Использование игровых технологий не только на специальных занятиях, но и в ходе всей образовательной деятельности, в том числе на занятиях по физической культуре является эффективным средством.

источник

Коррекции фонематического восприятия у детей с тяжёлыми нарушениями речи в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов, основой легкости овладения грамматическим строем, освоения письма и чтения

В процессе овладения системой фонем родного языка, важное значение имеют речеслуховой и речедвигательный анализаторы. Таким образом, в процессе формирования звукопроизношения очень важное значение имеют: слух и фонематическое восприятие.

Коррекции фонематического восприятия

у детей с тяжёлыми нарушениями речи в условиях реализации

ФГОС дошкольного образования.

«В сотрудничестве, под руководством, с чьей-то помощью ребенок всегда может сделать больше, решить более трудные задачи, чем самостоятельно…»

Дошкольные образовательные учреждения являются первой ступенью непрерывного образования. Ему принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии детей, в подготовке их к школе.

Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе. Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям детей.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» (ФГОС, с.5)

Ребёнок, имеющий отклонения в речевом развитии, чтобы научиться понимать и говорить на родном языке, должен постепенно усваивать артикулярные движения, способы сочетаемости звуков, ритмико-интонационное оформление слов, фраз; различать реально произносимые в данном языке звуки от всех прочих и научиться определять признаки звуков, существенные для понимания слов, для общения. В этом и заключается усвоение системы фонем данного языка.

В процессе овладения системой фонем родного языка, важное значение имеют речеслуховой и речедвигательный анализаторы. Таким образом, в процессе формирования звукопроизношения очень важное значение имеют: слух и фонематическое восприятие.

Д.Б. Эльконин определяет фонематическое восприятие как «слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов во внутреннем их проговаривании».
Без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени-звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетания звуков, слогов, слов. В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза (сочетания звуковых элементов в единое целое) дети с недоразвитием речи не овладевают грамотным чтением и письмом.

Слух является непременным условием формирования речи. Ребёнок начинает говорить благодаря тому, что слышит речь окружающих.

Но и при нормальном слухе, у детей встречается нарушение звукопроизношения. Это вызвано либо нарушением моторики артикуляционного аппарата, либо недостаточным развитием фонематического восприятия, либо нарушением как моторики, так и фонематического восприятия.

Фонематическим восприятием называются специальные умственные действия по дифференциации фонем (звуков речи) и установлению звуковой структуры слова.

Фонематическое восприятие содержит в себе два компонента: фонематический слух — это способность воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи, особенно близкие по звучанию и элементарный звуковой анализ.

Дети с хорошим фонематическим восприятием достаточно рано усваивают основные звуки языка. В силу физиологических особенностей строения артикуляционного аппарата они не могут правильно воспроизводить все фонемы родного языка, но при этом хорошо осознают тонкость произношения.

Недостаточное развитие фонематического восприятия тормозит процесс звукообразования у ребёнка: звуки формируются с большой задержкой и часто искаженно.

Таким образом, одним из важнейших условий формирования звукопроизношения будет, то, как ребёнок воспринимает на слух, дифференцирует фонемы родного языка. Дети с хорошим фонематическим восприятием рано начинают говорить чисто, так как они чётко воспринимают все звуки нашей речи.

А у детей с недоразвитым фонематическим восприятием страдает не только звукопроизношение, но и понимание речи, так как они не могут отдифференцировать близкие по звучанию фонемы, и слова с этими фонемами, для них, звучат одинаково, например: сами-сани, луг-лук, лиса (животное) — леса (мн. число слова лес). Т.е. язык у ребёнка нарушен на фонемном уровне. Здесь нарушены, как перцептивная, так и сигнификативная функции, т.е. восприятие недоразвито, отсюда, нет способности различать значимые единицы языка (морфемы, слова и т. д.).

У ребенка с подобными нарушениями тяжело будет формироваться звукопроизношение, процесс чтения и будут наблюдаться многочисленные ошибки на письме.

Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов (даже не обладая возможностью выговорить все звуки, ребенок сохраняет структуру слова «кар-ти-на» — «ти-ти-та»), основой легкости овладения грамматическим строем языка, успешного освоения письма и чтения.

Фонематический слух – это различение на слух звуков речи. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное его значение: «коза-коса», «дом-том», «бочка-почка». И вот уже козой косят луг, коса щиплет травку, а Мишина машина превращается в мыши на машине.

Виды нарушений фонематического слуха:

— Недостаточное различение и узнавание только тех звуков, произношение которых нарушено

— Недостаточное различение значительного количества звуков из разных фонетических групп при относительно сформированном их произношении

— Глубокое фонематическое недоразвитие, когда ребенок практически не может выделить их из состава слов, определить последовательность звуков в слове.

Возрастные нормы формирования фонематического слуха

Первый год жизни — уже на третей неделе ребенок должен проявлять сосредоточение на резкие звуки, а в два месяца начинать прислушиваться к более тихим шумам. В три месяца малыш без труда отыскивает взглядом источник звука, реагирует на него улыбкой, комплексом оживления. С удовольствием слушает музыку. С четырех месяцев ребенок начинает подражать звукам, к полугоду различает свое имя. К концу первого года жизни при нормальном развитии фонематического слуха малыш различает часто произносимые слова.

На втором году жизни фонематический слух активно развивается. Несмотря на то, что речь еще далека от совершенства, ребенок уже может различать все фонемы родного языка. К концу второго года малыш в состоянии определить на слух неверно произнесенный звук в речи взрослых, но собственное произношение еще не контролирует.

Самое важное достижение третьего года жизни – возможность ребенка самостоятельно определять неверно произнесенный звук в собственной речи. Если этот навык фонематического восприятия не сформируется к трем годам, то ребенок не сможет овладеть правильным звукопроизношением.

На четвертом году жизни фонематический слух совершенствуется, становится более дифференцированным. Ребенок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух и в собственном произношении, что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза.

На пятом — шестом году жизни формируется звуковой анализ – умение определять последовательность и количество звуков в слове. Только обладая навыками анализа и синтеза, ребенок сможет успешно освоить чтение и письмо.

Развитый речевой слух позволяет:

— Правильно произносить звуки;

— Владеть голосом (говорить громче или тише, ритмично, плавно);

— Овладеть словарным запасом и грамматическим строем языка;

— Успешно освоить письмо и чтение.

Работа по формированию фонематического восприятия начинается на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи. Задания предлагаются в строгой последовательности, условно подразделяясь на шесть этапов.

Этапы работы по формированию фонематического восприятия:

1 уровень – узнавание неречевых звуков

2 уровень – различение одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз по высоте, силе, тембру голоса

3 уровень – различие слов, близких по звуковому составу

4 уровень – дифференциация слогов

5 уровень – дифференциация фонем

6 уровень – формирование фонематического слуха на уровне предложения

7 уровень — формирования элементарных навыков звукового анализа

Упражнения для формирования фонематического слуха строятся по принципу от простого к сложному.

На первом этапе в процессе привлечения внимания ребенка к различным звукам, окружающим ребенка, специальных игр и упражнений развивают способность узнавать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы).

Научив ребенка отличать любые имеющиеся в природе звуки друг от друга по высоте, громкости и длительности звучания, мы в значительной степени подготовим его слух к различению по этим же самым характеристикам и речевых звуков. Такая предварительная подготовка особенно важна для детей «группы риска».

На этом же этапе необходимо подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка, что помогает преодолению нарушений слоговой структуры слов.

Начинать нужно с самого легкого — с привлечения внимания ребёнка к различным звукам (человеческий голос, звучащие игрушки, звон будильника, шум дождя, голоса птиц и пр.). Что шумит? Что гудит? Кто кричит? Кто смеётся? Где стучит? и т.д. Затем детям дается задание внимательно послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, из помещения соседней группы, из кухни, зала и т.д.

Далее проводятся специально организованные в этих целях игры (см. поэтапное планирование, 1 этап).

И только после того, как ухо ребенка научится прислушиваться к окружающим звукам и выделять наиболее характерные их признаки, можно будет приступить к гораздо более сложным упражнениям — к упражнениям в слуховой дифференциации звуков речи. Теперь ребенок будет достаточно подготовлен к их различению, поскольку речевые звуки также отличаются друг от друга по силе или громкости звучания (звонкие — глухие), по его высоте (мягкие — твердые) и продолжительности.

На протяжении следующего (второго) этапа дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. Этим целям служит ряд игр. Приведем примеры:

· «Угадай, кто позвал» (Произносить: АУ — тихо, громко)

· «Близко или далеко мяукает котенок (Мяу — тихо, громко), лает собака (АВ – АВ), мычит корова, поет петух, квакает лягушка…

· Инсценировка по ролям сказки «Три медведя» произнося соответствующие реплики и звукоподражания то очень низким, то средним по высоте, то высоким голосом.

· «Кто позвал: мама или детёныши» (на материале домашних и диких животных).

· Взрослый произносит один и тот же звук с изменением его характера, тембра и эмоциональной окраски, а затем просит ребенка воспроизвести образец. (А – плачет девочка, поет певица, мама укачивает малыша…У – гудит пароход, звучит дудочка, плачет мальчик…) (см. поэтапное планирование 5, 2 этап).

На третьем этапе дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу. С этой целью проводятся специальные игры и упражнения (см. поэтапное планирование, 3 этап).

· Педагог показывает картинку (например — вагон). Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то нет. Когда я ошибусь — хлопните в ладоши».

Затем произносит: «вагон — вакон — фагон — вагон — факон — вагом».

· Взрослый предлагает ребенку назвать парные картинки и определить, похожи ли по звучанию два слова: лиса – коса, конфета – кубик, колено – полено, миска – маска, бегемот – танк…

· Ребенку предлагается повторить за взрослым похожие слова в названном порядке (вначале по 2, затем по 3 слова):

мак – бак – так, моток – каток – поток,

ток – тук – так батон – бутон – бетон…

Читайте также:  Что означают анализы у детей

· Из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенок должен выбрать то, которое отличается от остальных: ком – ком – кот – ком;

утенок – утенок – утенок – котенок…

· Из четырех названных взрослым слов ребенок должен выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные три:

· Упражнение «Доскажи словечко», подобрав подходящее рифмующееся слово.

· Упражнение «Звук заблудился»…

Н.А.Чевелева отмечает, что вначале произносятся слова, легкие по звуковому составу, но постепенно они должны усложняться.

На четвертом этапе дети, будучи уже достаточно подготовленными, учатся различать слоги.

· Назови лишний слог: на-на-па

· Воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога: та-та-та

· Воспроизведение слогов с одним согласным и с разными гласными:

· Воспроизведение слогов с разными согласными и одинаковыми гласными:

· Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по звонкости и глухости: па-ба

· Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по мягкости – твердости:

· Воспроизведение слоговых рядов с наращиванием стечения согласных звуков:

На пятом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Дифференциация звуков (гласных и согласных) значительно облегчается при подключении зрительного (символы звуков, анализ артикуляции звука) и двигательного (жесты) анализаторов, а так же при подключении эмоционального фактора:

Например*: М – мычит корова (указательным пальцем изображаем

Х – греем ручки (подышать на тыльную сторону

Начинать работу нужно с дифференциации гласных звуков.

· Логопед раздает карточки с символами звуков (а-а-а – девочка плачет,

у-у-у – поезд гудит, и-и-и – птичка поет), произносит эти звуки, а дети,

реагируя на произнесенный звук, поднимают соответствующую

· Выделение гласного звука (А, О, У, И, Ы, Э) из ряда звуков:

· Выделение заданного согласного звука из ряда звуков «Хлопни в ладошки, если услышишь звук» (см. поэтапное планирование, 5 этап)

Приведенная выше работа приводит к развитию у детей слуховой дифференциации звуков речи и подготавливает их к более сложной, высшей ступени фонематического слуха и восприятия – звуковому анализу и синтезу: способности установить, какие звуки слышны в слове, определить порядок их следования и количество.

Такую работу целесообразно начинать проводить с самых первых занятий. Она, как

часть занятия, органично включается практически во все занятия по обучению правильному звукопроизношению (как в индивидуально-подгрупповые, так и во фронтальные занятия), в занятия по обучению грамоте. С нуждающимися детьми такая работа выносится на специальные подгрупповые занятия по развитию фонематических процессов.

источник

Формирование фонематического анализа у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи посредством игровой деятельности

Тронина Светлана Петровна, учитель-логопед, ГБОУ СО «Новоуральская СКОШ № 59», Новоуральск

На современном этапе развития специального (коррекционного) образования особенно остро встает проблема обучения детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) родному языку. Для обучения письму и чтению имеет существенное значение степень сформированности всех сторон речи. Нарушения звукопроизношения, фонематического и лексико-грамматического развития находят отражение в письме и чтении.

Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) испытывают значительные трудности в обучении грамоте, это обусловлено недоразвитием основных компонентов языковой системы.

При выборе путей и средств преодоления речевых нарушений необходимо ориентироваться на узловые образования, от которых зависит нормальное протекание не одного, а целого ряда речевых процессов. Таким речевым образованием, ключевым моментом в системе коррекции речевых нарушений являются фонематическое восприятие и звуковой анализ.

Проблема развития навыка звукового анализа и синтеза актуальна еще и тем, что без овладения этим навыком на достаточно высоком уровне невозможно полноценное овладение письмом и чтением т.к. русское письмо является звуковым.

Анализ слова на составляющие его звуки представляет сложную психическую функцию, требующую высокого уровня развития аналитико-синтетической деятельности. У детей с речевыми нарушениями именно эта форма языкового анализа и синтеза оказывается наиболее нарушенной, что влечёт за собой нарушения чтения и письма.

В связи с этим развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа одно из основных направлений в коррекционном обучении детей с ОНР. Фонематический анализ, как всякое умственное действие, легче осуществляется с опорой на внешние действия и наглядные средства.

С помощью наглядно-игровых средств создаётся игровая ситуация, актуализируются знания детей, объясняются правила, формируется дополнительная стимуляция игровой и речевой активности, создаются условия для возникновения и усиления познавательных мотивов, развития интересов, формируется положительное отношение к обучению.

В результате обследования, проведенного мною в начале учебного года, было обнаружено, что дети с ТНР испытывают затруднения, как в элементарных, так и в сложных формах фонематического анализа.

Планируя логопедическую работу по развитию фонематического анализа и синтеза, учитываю сложность различных форм этой функции и последовательность ее формирования в онтогенезе.

Для формирования умения выделять звук на фоне слова детям предлагаю игры:

  • поднять руку, если в слове есть заданный звук;
  • выделить из предложения слово, включающее данный звук;
  • отобрать предметные картинки, в названиях которых имеется заданный звук;
  • по сюжетной картинке назвать слова с заданным звуком;
  • добавить слог с заданным звуком, чтобы получилось слово;
  • дополнить предложения словами, в которых содержится заданный звук.

Игры на вычленение первого или последнего звука из слова и определение его места в нем (начало, середина, конец) представлены в Приложении №1. На определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам в Приложении №2.

Результаты обследования (см. диаграмму «Результаты обследования фонематического анализа») на начало и конец года позволяют сделать вывод, что использование на логопедических занятиях игровой деятельности повышает качество коррекционной работы, дает возможность выбора средств для проведения занятий, многократного повторения речевого материала с разными игровыми сюжетами. Сам процесс обучения становится эмоциональным, действенным, позволяющим ребенку усвоить свой собственный опыт,активизируя познавательную деятельность.

Учет психологических особенностей детей младшего школьного возраста содействуют воспитанию у них положительного отношения к логопедическим занятиям. В частности, эмоциональный речевой материал и игровые приемы, отвечая потребности младших школьников в игровой деятельности, создают благоприятные условия для преодоления нарушения письма и чтения.

Warning: No images in specified directory. Please check the directoy!

Debug: specified directory — https://conf.nsk-2.ru/images/2010/01/tronina

  1. Л.Ф.Спирова Особенности звукового анализа у детей с недостатками речи.- М., АПН РСФСР, 1957
  2. А.В. Ястребова Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. –М.,1984
  3. Л.М.Козырева. Различаем глухие и звонкие согласные.- Ярославль, Академия развития, 2006
  4. Л.М.Козырева. Загадки звуков, букв, слогов. — Ярославль, Академия развития, 2006
  5. Т.Б.Уварова. Наглядно- игровые средства в логопедической работе. / библиотека ж-ла «Логопед», М., Сфера, 2009

источник

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Статья просмотрена: 11418 раз

Касьянова А. В., Васильева Н. Н., Головина Е. Б. Развитие фонематических процессов у детей дошкольного возраста [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 65-67. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/100/4878/ (дата обращения: 03.06.2019).

Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Полноценная речь ребёнка является непременным условием его успешного обучения в школе. Поэтому очень важно устранить все недостатки ещё в дошкольном возрасте, до того как они превратятся в стойкий, сложный дефект. Кроме того, важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребёнка развивается наиболее интенсивно, а главное — она наиболее гибка и податлива. Поэтому все виды нарушений речи преодолеваются легче и быстрее. Основными структурными компонентами речи являются: звуковой состав, активный и пассивный словари и грамматический строй. Изучением звукового состава речи занимается фонетика.

Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, развитые фонематические процессы — важный фактор успешного становления речевой системы в целом. Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи, вследствие чего у него нарушается звукопроизношение. Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. Ребёнок постепенно начинает отставать от возрастной нормы. По той же причине не формируется в нужной степени и грамматический строй. Понятно, что при недостаточности фонематического восприятия многие предлоги или безударные окончания слов для ребёнка остаются «неуловимыми». Только при планомерной работе по развитию фонематических процессов дети воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т. д., что так важно при формировании навыков чтения и письма. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

Одним из важнейших условий и эффективного освоения навыков чтения и письма служит определенный уровень развития фонематических процессов.

К фонематическим процессам относят:

— фонематический слух — способность к слуховому восприятию речи, фонем. Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка, на его основе формируется фонематическое восприятие.

— фонематическое восприятие — процесс восприятия на слух определенных фонем, независимо от позиционных призвуков.

— фонематический анализ — мысленный процесс выделение отдельных фонем.

— фонематический синтез — мысленный процесс соединения частей в целое.

— фонематические представления — звуковые образы фонем, воспринятых человеком ранее и в данный момент не действующих на его органы чувств.

Признаками нарушения фонематических процессов являются:

— Нарушения звукопроизношения (замены и смешения звуков).

— Нарушения звуковой структуры слова, которое проявляется в ошибках звукового анализа (пропуск гласных и согласных звуков, слогов; вставки звуков; перестановка звуков, слогов).

— Нарушение дифференциации звуков на слух, имеющих акустико-артикуляционное сходство, проявляющееся в замене и смешении звуков, а при письме в смешении звуков.

Преодоление нарушений фонематических процессов является одним из основных направлений логопедической работы в процессе коррекции различных нарушений речи.

Основными задачами развития фонематических процессов являются следующие:

— Обучение умению выделять звук в чужой и собственной речи.

— Формирование фонематических представлений на основе фонематического восприятия, анализа и синтеза.

— Развитие навыков контроля и самоконтроля произношения звуков.

В работе по развитию фонематических процессов можно выделить следующие этапы:

I этап — узнавание неречевых звуков;

II этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;

III этап — различение слов, близких по своему звуковому составу;

IV этап — дифференциация слогов;

V этап — дифференциация фонем;

VI этап — развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза.

Остановимся подробнее на том как осуществляется развитие фонематических процессов у детей на каждом из указанных этапов.

На I этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивается способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего не возможно успешно научить ребенка дифференцировать фонемы).

На протяжении II этапа дошкольники учатся различать высоту, силу, тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.

III этап полностью построен на играх, которые способны научить ребенка различать слова, близкие по звуковому составу.

На IV этапе дети учатся различать слоги.

На V этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать следует обязательно с дифференциации гласных звуков.

Задачей последнего VI этапа является формирование у ребенка навыков звукового анализа и синтеза.

Данная работа проводится в следующей последовательности:

1. Выделение (узнавание) звука на фоне слова, т. е. определение наличия звука в слове.

2. Определение первого и последнего звука в слове, а также его место (начало, середина, конец слова).

3. Развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза (определение последовательности, количество и место звуков по отношению к другим звукам в слове).

При работе по данным этапам развития фонематических процессов следует использовать принцип постепенности. Результат во многом зависит от того, на сколько удастся превратить скучную работу в увлекательную игру. Проводя занятия в игровой форме у детей повышается интерес к учебной деятельности, наблюдается положительная динамика развития фонематических процессов.

1. Т. А. Ткаченко Логопедическая тетрадь «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа», Санкт-Петербург 2000 г.

2. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина, М.: Просвещение, 1989 г.

3. Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева «Логопедическая работа в специальном детском саду», М.:Просвещение, 1987г.

4. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской «Логопедия», Москва 1998 г.

Диагностика фонематических процессов у детей дошкольного.

звук, слово, фонематическое восприятие, фонематический слух, инструкция, ребенок, звуковой анализ, звуковая сторона речи, какой звук, картинка.

фонематическое восприятие, процесс, слово, ребенок, звук, смешение звуков, грамматический строй, звуковой анализ, звуковой состав, логопедическая работа.

ход игры, звук, произносительная дифференциация, щетка щенка, ребенок, щенок, предложение, фонематическое восприятие, звуковой анализ, дифференциация.

фонематическое восприятие, процесс, слово, ребенок, звук.

Развитие фонематических процессов у детей дошкольного. фонематическое восприятие, процесс, слово, ребенок, звук, смешение звуков, грамматический строй, звуковой анализ, звуковой состав, логопедическая работа.

фонематическое восприятие, фонематический слух, звуковой анализ, родной язык, ребенок, слово, звук, грамматический строй, дальнейшее обучение, логопедическая работа.

Развитие звукового анализа и синтеза у детей старшей.

 познакомить детей со звуковым составом, звуковым строением слова, научить детей звуковому анализу и синтезу;  развивать умение выделить звуки из разных позиций в слове, слышать и выделять в ряду других звуков

Пример ошибки. Смешение звуков.

фонематическое восприятие, фонематический слух, звуковой анализ, родной язык, ребенок, слово, звук, грамматический строй, дальнейшее обучение, логопедическая работа.

фонематическое восприятие, процесс, слово, ребенок, звук, смешение звуков, грамматический строй, звуковой анализ, звуковой состав, логопедическая работа.

звук, слово, фонематическое восприятие, фонематический слух, инструкция, ребенок, звуковой анализ, звуковая сторона речи, какой звук, картинка. Система коррекционной работы по фонетико-фонематическому.

источник

1 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 97 г.челябинска» «Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи» Выполнила: Соловьева В.Б. учитель-логопед Челябинск 2016 г.

2 Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина недостаточное развитие процессов звуко-буквенного анализа и синтеза. Известно, что звуко-буквенный анализ базируется на четких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слуходвигательного взаимодействия, который выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух. Предпосылки для успешного обучения письму и чтению формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что возраст пятого года жизни является оптимальным для воспитания особой, высшей формы фонематического слуха фонематического восприятия и ориентировочной деятельности ребенка в звуковой действительности. Встречаются случаи, когда в 2 года малыши имеют абсолютно чистую в фонетическом плане речь, устойчиво различают на слух и произносят все звуки родного языка. Однако такое явление можно принять только как частный случай. В большинстве своем дети в 4 и даже в 5 лет заменяют акустически или артикуляционно сходные звуки ([Ш на С], [Р на Л], [Ч на ТЬ], [Щ на СЬ] и наоборот, не замечают своего неправильного произношения, путают близкие по звучанию слова, искажают слоговую структуру многосложных слов, с трудом воспроизводят скороговорки и пр. Правильное произношение в самостоятельной речи не всегда является показателем сформированности фонематического восприятия. Несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны. Фонематическое восприятие требует специального планомерного обучения. И очень важно, чтобы эта помощь была квалифицированной, обоснованной, своевременной. Работу по развитию фонематического восприятия у детей можно разделить на 6 этапов (Н. А. Чевелева): 1. узнавание неречевых звуков; 2. различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз; 3. различение слов, близких по звуковому составу; 4. дифференциация слогов; 5. дифференциация фонем; 6. формирование у детей навыков элементарного звукового анализа. Задачи 1 этапа

Читайте также:  Что такое энтеробиоз у детей анализ

3 узнавание неречевых звуков; различение звуков окружающей среды; определение источника, направления, акустического характера звуков развитие слухового внимания (концентрации, устойчивости, переключения); развитие слуховой памяти; повторение ритмического рисунка; различение длительности неречевых звуков. Задачи 2 этапа различение силы голоса; различение высоты голоса; различение тембра голоса; различение длительности звуков; различение интонационной окраски голоса; соотнесение сочетания звуков с предметным изображением. Задачи 3 этапа дифференциация существительных, отличающихся одним звуком; дифференциация существительных, отличающихся несколькими звуками, сходных по звуко-слоговой структуре; дифференциация глаголов, сходных по звучанию; подбор слов, похожих по звучанию. Задачи 4 этапа дифференциация слогов, отличающихся гласными звуками; дифференциация слогов с фонетически далёкими согласными звуками; дифференциация слогов с согласными звуками, различающимися по звонкости глухости; дифференциация слогов с согласными звуками, различающимися по твердости мягкости; дифференциация слогов со свистящими и шипящими звуками. Задачи 5 этапа дифференциация гласных звуков; дифференциация фонетически далёких согласных звуков; дифференциация звонких и глухих согласных звуков; дифференциация твёрдых и мягких согласных звуков; дифференциация свистящих и шипящих согласных звуков.

4 Задачи 6 этапа определение количества слогов в слове; выделение ударного слога; определение наличия звука в слове; выделение ударного гласного из начала слова; выделение конечного согласного звука; определение количества гласных в звукокомплексах. 1 этап Узнавание неречевых звуков «Глазки закрывай, что звучит, отгадай?» Цель. Учить детей узнавать и различать звуки, издаваемые различными предметами. Оборудование. Ширма, различные игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки: колокольчик, бубен, барабан, бумага, фольга, дудка, трещотка, погремушка и т. д. Ход. Взрослый за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой, звенит колокольчиком и т. д. и предлагает ребёнку отгадать, каким предметом произведён звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы ребёнок мог их угадать. Вместо ширмы можно предложить ребёнку просто сесть спиной к взрослому. «Где звенит колокольчик?» Цель. Учить детей определять направление звука в пространстве. Оборудование. Колокольчик. Ход. Ребёнок закрывает глаза, а взрослый тихо встаёт в стороне от ребёнка (слева, справа, сзади) и звенит в колокольчик. Ребёнок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаза, рукой показать направление. После правильного ответа он открывает глаза, а взрослый поднимает и показывает колокольчик. Если ребёнок ошибся, то отгадывает ещё раз. Игру повторяют 4-5 раз. «Угадай, что делать?» Цель. Развивать слуховое внимание. Оборудование. Два флажка, бубен. Ход. Ребёнку дают в руки два флажка. Если взрослый громко звенит бубном, ребёнок поднимает флажки вверх и машет ими, если тихо держит руки на коленях. Чередовать громкое и тихое звучание бубна рекомендуется не более четырёх раз. «Скажи, что ты слышишь?» Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков. Оборудование: стаканы (с водой и пустой), баночки с крупами, фольга, деревянные и металлические ложки, ширма. Описание игры: педагог показывает и называет предметы, демонстрирует их звучание. Педагог за ширмой выполняет различные действия с предметами (переливает воду,

5 пересыпает крупу. ). Ребёнок должен определить, что он слышит (шуршание бумаги, звук льющейся воды и т.д.) «Найди пару» Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков. Оборудование: три пары одинаковых коробочек из-под фотопленки с разным наполнением (по одной чайной ложке манки, гречки, гороха). Описание игры: педагог ставит перед собой и перед ребенком по три коробочки с разными наполнителями. Педагог и ребенок по очереди гремят своими коробочками, попарно ставят коробочки, которые гремят одинаково. Затем педагог перемешивает коробочки и предлагает ребенку найти коробочки, которые гремят одинаково. «Поставь по порядку» Цель: развитие слухового внимания, памяти, дифференциация неречевых звуков. Оборудование: ширма, музыкальные инструменты (от 2 до 5), картинки с изображением этих инструментов. Описание игры: педагог показывает музыкальные инструменты, играет на них на глазах у ребенка, просит показать картинку с изображением этого инструмента. Предлагает поиграть на них ребенку. Знакомит с правилами игры: «Я буду играть, а ты внимательно слушай, какая игрушка звучит. Покажи мне картинку со звучащей игрушкой. Положи картинку перед собой на стол. Послушай внимательно, какая картинка звучит после первой. Найди и положи картинку с её изображением. Определи, какая игрушка звучит последней. Найди соответствующую картинку». Когда ребенок научится выполнять задание правильно, усложнить задание, предложив разложить инструменты в последовательности их звучания после окончания прослушивания; увеличить количество звучащих инструментов. «Угадай, кто кричит» Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков. Оборудование: игрушки или картинки, изображающие знакомых ребёнку домашних животных, магнитофон, запись голосов животных. Описание игры: взрослый показывает приготовленные картинки или игрушки, включив запись с голосами соответствующих животных. Затем просит послушать и угадать, кто придёт к ним в гости. Взрослый включает запись с голосами животных, меняя их порядок предъявления. Ребёнок угадывает, кто это. «Тихо — громко!» Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация звуков по силе звучания. Оборудование: музыкальные инструменты. Педагог играет на выбранном музыкальном инструменте то тихо, то громко. Услышав громкое звучание инструмента, дети бегут. Услышав тихое звучание, идут шагом. Педагог может выбирать разные инструменты и предлагать разные варианты движений. «Дятел», «Прохлопай, как я» Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация ритмических рисунков. Оборудование: музыкальный треугольник, картинка с изображением весны.

6 Описание игры: педагог просит детей определить, какое время года изображено на картинке, назвать признаки весны. Педагог предлагает детям повторить песенки весны. Педагог отстукивает ритмы на музыкальном треугольнике, а названный ребенок отхлопывает: /- /, / -//, //- //. «Иди-беги» Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация звуков по силе звучания. Оборудование: бубен. Описание игры: педагог стучит в бубен тихо, громко и очень громко. Соответственно звучанию бубна ребёнок выполняет движения: под тихий звук идёт на носочках, под громкий — шагом, под очень громкий- бежит. 2 этап Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз «Угадай, кто сказал?» Цель. Учить детей различать высоту голоса. Оборудование. Картинки с изображением персонажей из сказки «Три медведя» (Михайлы Ивановича, Настасьи Петровны, Мишутки). Ход. Ребёнка предварительно знакомят со сказкой. Затем взрослый произносит фразы из текста, меняя высоту голоса, подражая или Мишутке, или Настасье Петровне, или Михайле Ивановичу. Ребёнок поднимает соответствующую картинку. Рекомендуется нарушать последовательность высказывания персонажей, принятую в сказке. «Далеко или близко» Цель. Воспитание слухового восприятия (умения на слух определять различную громкость произнесения звукоподражаний). Оборудование. Предметные картинки или игрушки. Ход. Взрослый произносит различные звукосочетания, соотнося их с предметами или животными. Дети должны определить, что это было или кто был. Например, взрослый подражает гудку паровоза (произносит протяжно звук у: ууу), мычанию коровы (муу., крику петуха (ку-ка-ре-ку), игре на дудочке (ду-ду-ду) и т. д. При повторении игры педагог просит ребят определить, далеко или близко находится предмет или животное. Если взрослый говорит громко, то предмет (животное) находится рядом, если тихо, то далеко. «Прогулка» Цель. Развивать у детей умение воспринимать интонационную окраску речи. Ход. Бумажные ёлочки, цветочки, домик, фигурки домашних животных. Оборудование. Взрослый берёт бумажную куклу и предлагает ей дать имя (Маша). Машенька вышла из домика и пошла гулять. Идёт по полю, любуется цветами. «Ах!» /какой красивый цветок/, «О» /как много колокольчиков/. Вдруг Машенька увидела зайчика /тоненьким голоском/: «Здравствуй, Машенька! Куда ты идёшь? Я гуляю, цветами любуюсь». Вдруг сучья затрещали. Машенька испугалась: «Ой!» А навстречу

7 ей медведь идёт /низким голосом/: «Здравствуй, Машенька! Куда путь держишь?» — /тоненьким голоском/: «Я гуляю, цветы собираю». Идёт лиса: «Здравствуй, Машенька! Не видала ли ты зайчика?» — Как вы думаете, ребята, что ответила ей Машенька? Перед началом игры взрослый говорит детям, чтобы они пытались узнать по голосу, когда Машенька обрадовалась, а когда испугалась. «Угадай, чей голос?» Цель: развитие речевого слуха, дифференциация голосов по тембру. Описание игры: ребёнок поворачивается спиной к остальным детям. Один из них (до кого дотронется педагог) называет имя ведущего. Тот должен определить, кто его позвал. «АХ, ОХ и УХ» Цель: развитие речевого слуха, дифференциация междометий по интонации. Оборудование: картинка с изображением врача, картинки-схемы, изображающие эмоции (усталый «ух», веселый «ах», грустный «ох»), ширма. Описание игры: взрослый предлагает детям помочь врачу определить по настроению пациента, болеет он или здоров. Педагог за ширмой произносит междометия с разной интонацией, просит показать человека, который так сказал и определить, болен он или здоров. «Улиточка» Цель: развитие речевого слуха, дифференциация голосов по тембру. Описание игры: водящий (улиточка) становится в середине круга, ему завязывают глаза. Каждый из играющих, изменяя голос, спрашивает: Улиточка, улиточка, высунька рога, дам тебе я сахару, кусочек пирога, угадай, кто я. Водящий отгадывает. Эту игру можно предложить в основной части фронтального занятия по развитию речевого слуха. «Слушай и выполняй» Цель: развитие речевого внимания, развитие речевой памяти. Взрослый называет действия, которые должен выполнить ребёнок. Малыш выполняет их. (В зависимости от уровня развития ребенка от 2 до 4-5 инструкций). 3 этап Различение слов, близких по звуковому составу «Так ли это звучит?» Цель. Учить детей находить слова, сходные и различные по звучанию. Оборудование. Три большие карточки, в верхней части которых изображены мишка, лягушка, скворчата, в нижней по три пустые клетки; маленькие карточки с изображением предметов и животных, сходных по звучанию (шишка, мышка, фишка; кукушка, катушка, хлопушка; бельчата, зайчата, волчата).

8 Ход. Взрослый предлагает ребёнку разложить картинки в пустые клетки. В каждом ряду должны находиться картинки, названия которых звучат сходно. Если ребёнок не справляется с заданием, взрослый помогает ему, предлагая ясно и отчётливо произнести каждое слово. «Соедини правильно» Цель. Учить подбирать «слова-друзья». Оборудование. Изображенные на листах картинки, названия которых звучат похоже (жук-лук, майка-зайка, банки-санки). Ход. Взрослый предлагает детям назвать изображенные картинки и соединить линией те, названия которых звучат похоже. «Звуковые часы» Цель. Упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком. Оборудование. 1. Диск, разделенный на две половины, по краю которого в верхней и нижней частях наклеено одинаковое количество кругов из бархатной бумаги (по 5-7 штук). На диск прикреплена двойная стрелка, которую удобно передвигать. 2. Предметные картинки (на кругах такого же размера, как круги на диске, подклеенные с обратной стороны бархатной бумагой или фланелью): коза-коса трава-дрова катушка-кадушка уточка-удочка мишка-мышка крыша-крыса каска-маска уточка-удочка кит-кот усы осы ком-сом дом-дым Ход. Взрослый помещает на фланелеграф диск с картинками (в верхней половине). Остальные картинки расположены на фланелеграфе или лежат на столе. Предлагает детям поиграть в игру «Звуковые часы». Объясняет: «Этот диск разделён на две части. В верхней половине размещены разные картинки. Одна стрелка указывает на картинку, а вторая на пустой кружок внизу. На этот кружок нужно поместить картинку с предметом, название которого звучит сходно с названием предмета, на который указывает верхняя стрелка». Взрослый вызывает к доске детей. Подобрав картинку, ребёнок произносит оба названия, голосом подчёркивая их сходство и различие («коса коза»). Затем взрослый передвигает стрелку на следующую картинку. «Хлопни в ладоши, если я ошибусь» Цель. Упражнять детей в различении слов, близких по звуковому составу. Оборудование. Предметные картинки (вагон, чистый листок бумаги). Ход. Взрослый показывает детям картинку и громко, чётко называет изображение: «Вагон». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то

9 неправильно, а вы внимательно слушайте. Когда я ошибусь, хлопните в ладоши». Затем он произносит: «Вагон вакон фагон вагон факон вагом» и т. д. Затем взрослый показывает чистый листок бумаги и называет: «Бумага пумага тумага пумака бумака.» И т. д. Услышав неверно сказанное слово, дети должны хлопнуть в ладоши. «Красный зелёный» Взрослый показывает предметную картинку, громко, чётко называя изображение: «БАНАН», а затем чётко произносит звукосочетания: «БАНАН, БАМАН, ПАМАН, БАНАН, ВАВАН, ПАНАМ». Если ребёнок услышит правильное название того, что изображено на картинке, то он должен поднять зелёный флажок, а если неправильное красный. «Внимательные ушки» Вариант 1 — Взрослый предлагает детям прослушать и запомнить ряд слов, а затем в строгом соответствии с прозвучавшими словами выставить на доске картинки: сом дом лом мак рак лак кот кит кит кот крыша крыса крыса крыша крыса коза коса коса — коса Вариант 2 — Взрослый просит детей поднять руку, если он произнесет слово неправильно, если правильно хлопнуть в ладоши. Педагог произносит: вагон, флакон, загон, вагон, фагон. «Рифмочки и рифмушки» Взрослый выкладывает на столе в одну линию картинки, проговаривая их названия: «Юла, дом, кошка». Затем он даёт ребёнку по картинке: пила, ложка, сом. Ребёнок должен расположить каждую картинку под той, название которой звучит похоже. «Какое слово лишнее?» Из четырёх слов, отчётливо произнесённых взрослым, дети должны назвать то, которое отличается от остальных: КОМ КОМ КОТ КОМ БУДКА БУКВА БУДКА БУДКА ВИНТ ВИНТ БИНТ ВИНТ КАНАВА КАНАВА КАКАО КАНАВА «Самое короткое слово» Взрослый произносит три слова, а дети говорят, какое слово самое короткое. СТРОИТЕЛЬ ПЛОТНИК ДОМ СОСУЛЬКА МАЙ ВЕСНА ДОЧЬ ДОЧЕНЬКА ДОЧУРКА «Самое длинное слово» Взрослый произносит цепочку слов, а дети на слух выделяют самое длинное слово. ЭКСКАВАТОР КРАН ТРАКТОР ЛУК ПОМИДОР ТЫКВА МЕДВЕДЬ ЁЖ ЛИСА

10 «Играем в рифмы» Цель: развитие фонематического восприятия. Дифференциация слов, близких по звучанию: Игра «Добрый слон». Жил на свете добрый слон, Сочинял рассказы он. Книжки добрые писал, И друзьям их раздавал. В рифмы он любил играть, Чтоб с друзьями не скучать. Вот картина, вот ( корзина, машина и т.д.), Вот ромашка, вот ( букашка, бумажка), Вот мой домик, вот твой ( томик, сомик), Вот и пушка, вот и ( мушка, сушка, кружка), Вот вам пышка, а вот ( книжка, мышка, крышка), Вот сосед, а вот ( обед, кларнет, винегрет). Чтоб и нам не скучать, Будем рифмы подбирать. ( Игра может продолжаться до бесконечности, пока ребёнку не надоест.) Игра «Подарки». У Мартышки День рождения, Все приносят поздравления: Петушок принёс ей пушку, А лошадка- ( хлопушку, погремушку, вертушку и т.д.). Белый мишка- шоколад, А Ежонок- ( мармелад, лимонад и т.д. «Мы играем — рифмы подбираем» Мартышка и кукушка, петушок и кошка Решили в рифмы поиграть с детворой немножко: Мартышка предложила: мишка, ( далее дети выбирают картинки). Вторила кукушка: катушка, Промурлыкала и кошка: ладошка, Прокукарекал петушок: мешок,. Задание: Подобрать рифмы. Детям предлагаются картинки: мишка, шишка, пышка, мальчишка, катушка, погремушка, подушка, кормушка, ладошка, картошка, гармошка, мошка, мешок, горшок, ремешок, вершок. Они выбирают картинку и подставляют слово в стихотворение. «Запомни слова» Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слов, близких по звучанию. Оборудование: картинки, названия которых близки по звучанию (рак, мак, дом, дым, ком, кот, сок). Описание игры: взрослый называет несколько слов (ком, кот, сок). Ребенок должен выставить названные картинки в заданной последовательности.

11 «Запретное слово» Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слов, близких по звучанию. Описание игры: дети встают полукругом, взрослый предлагает им ловить мяч и при этом внимательно слушать, какие слова он произносит. Если педагог произнесет слово «мяч», то дотрагиваться до мяча нельзя. Возможный набор слов: врач, мяч, грач, печь, мяч, лечь, прячь, мать, мяч. 4 этап Дифференциация слогов «Подними кружок, если я ошибусь» Цель. Учить детей различать слоги, отличающиеся гласными звуками. Оборудование. Сигнальные кружки красного цвета. Ход. Взрослый произносит цепочку слогов, отличающихся гласными звуками. Например, ма-ма-ма-му. Дети определяют, что здесь лишнее (му) и поднимают сигнальные кружки. «Какой слог лишний?» Цель. Учить детей различать слоги, отличающиеся фонетически далёкими согласными звуками. Ход. Взрослый произносит цепочку слогов, отличающихся согласными звуками. Например, на-на-на-па. Дети определяют и называют лишний слог (па). «Скажи наоборот» Цель. Различать слоги, отличающиеся согласными звуками по твердости-мягкости. Ход. Взрослый произносит слоги с твердыми согласными, а дети с мягкими. Или наоборот. Взрослый ма му мо мы Ребенок мя мю мё ми «Назови по порядку слоги» Взрослый произносит слово, дети говорят: какой слог 1-й, какой 2-й. Например: САДЫ 1-й слог СА, 2-й слог ДЫ. Вначале берутся слова из 2-х слогов (ВОДА, ПОЛЕ, ЛУНА, УТРО, НЕБО, КОСМОС ). Произнося слова по слогам, дети на каждый слог делают хлопок в ладоши.

Читайте также:  Что такое пцр анализ у детей

12 «Какой слог лишний?» Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слогов с оппозиционными согласными. Описание игры: Взрослый произносит ряд повторяющихся слогов, например, на на па на, и спрашивает ребят, какой слог «лишний». Затем слоговой ряд усложняется (ва фа ва ва. ) 5 этап Дифференциация фонем Игры варьируются за счет подбора звуков. «Чья песенка?» Цель. Упражнять детей в дифференциации гласных звуков. Оборудование. Предметные картинки с изображением поезда, девочки, птички. Ход. Взрослый раздаёт детям картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: «Поезд гудит у-у-у; девочка плачет а-а-а; птичка поёт и-и-и». Далее он произносит каждый звук длительно (а-а-а, у-у-у, и-и-и, а дети поднимают соответствующие картинки). «Сломанный телевизор» Цель. Учить различать гласные звуки. Оборудование. Символы гласных звуков, плоский картонный экран телевизора с вырезанным окошком. Ход. Взрослый объясняет ребенку, что телевизор сломался, у него пропал звук, осталось только изображение. Затем взрослый беззвучно артикулирует гласные звуки в окошечке телевизора, а ребенок поднимает соответствующий символ. «Отгадай, кто или что это?» Цель. Учить детей различать согласные звуки. Ход. Предметные картинки с изображением коровы, дятла, барабана, самовара. Ход. Взрослый раздает детям картинки с изображением коровы, дятла, барабана, самовара и объясняет: «Корова мычит м-м-м, дятел по дереву стучит д-д-д, барабан стучит б-б-б, самовар кипит п-п-п». Далее он произносит каждый звук (м-м-м, д-д-д, п-п-п, б-б-б, а дети поднимают соответствующие картинки). «Флажки» Взрослый называет звук. Ребёнок, определяя, какой этот звук: гласный, согласный мягкий или согласный твёрдый, поднимает флажок соответствующего цвета. «Цветные ёжики» Цель: дифференциация твёрдых и мягких согласных звуков.

13 Перед ребенком картинки, в названии которых есть звуки [С и СЬ] (или другие). Взрослый просит отдать синему ежику все картинки со звуком [С], а зеленому — со звуком [СЬ]. «Эхо» Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация звукосочетаний, близких по звуковому составу. Оборудование: ширма. Описание игры: взрослый предлагает ребенку: «Я буду произносить звуки, а ты повторяй их, как эхо. Если я буду произносить громко, то ты тоже повторяй громко, если тихо ты тоже тихо». Взрослый четко произносит за ширмой: ау, уа, ио, ои, уи, иу. Ребенок повторяет. «А ну-ка, догадайся!» Какой одинаковый звук есть во всех словах? Шуба, кошка, мышь (звук [ш]). Жук, жаба, лыжи [ж]; чайник, ключ, очки [ч]; щетка, ящик, щавель [щ]; коса, усы, нос- [с]; селедка, Сима, лось [сь]; коза, замок, зуб [з]; зима, зеркало, вазелин [зь]; цветок, яйцо, курица [ц]; лодка, стул, лампа [л]; липа, лес, соль [ль]; рыба, ковер, крыло [р]; рис, крепость, букварь [рь]. 6 этап Развитие навыков элементарного звукового анализа «Сколько звуков я произнесла?» Цель. Определять количество гласных в звукокомплексах. Оборудование. Красные кружки. Ход. Детям раздаются по несколько красных кружков. Взрослый произносит один, два или три гласных звука, например, а, ау, иау и т. п. Дети откладывают на столах столько кружков, сколько звуков произнес взрослый. «Веселые звуковички» Цель. Учить определять количество гласных в звукокомплексах, соотносит их с символами и выкладывать в нужной последовательности. Оборудование. Символы гласных звуков. Ход. Взрослый произносит сочетания гласных звуков сначала по два звука: ау, уи, аи, затем по три: ауи, иау, уиа, уаи, аиу, иуа. Дети раскладывают на столах сиволы звуков в определенных сочетаниях и в нужном порядке. «Кто первый?» Цель. Учить выделять ударный гласный в начале слова и соотносить его с символом. Оборудование. Символы звуков [У, О, А, И, Э], предметные картинки утка, ослик, аист, иволги, эму. Ход. Взрослый показывает ребенку картинку, обозначающую, слово, которое начинается с ударного гласного а, у, о, и или э. Ребенок четко называет то, что

14 нарисовано на картинке, выделяя голосом первый звук, например: «Удочка». Затем выбирает из символов тот, который соответствует начальному гласному в слове. «Звук потерялся» Цель. Учить определять последний согласный звук в слове. Оборудование. Предметные картинки. Ход. Взрослый показывает детям картинки (по одной) и называет их, опуская последний звук, например: «Тан, пау, вени» и т. д. Ребенок повторяет слово целиком, а затем произносит звук, который пропустил взрослый. «Отгадай слово по первым буквам» Взрослый выставляет перед ребёнком сколько картинок, сколько звуков в слове. Ребёнок выделяет первый звук в каждом слове, соединяет их по порядку и называет получившееся слово. Можно выкладывать первую букву каждого слова и затем прочитать, что получилось. «Цепочка слов» Первый игрок (педагог или ребенок) называет слово, следующий игрок подбирает свое слово, где начальным звуком будет последний звук предыдущего слова. Игру продолжает третий ребенок и т.д. Повторять слова, названные другими игроками, нельзя. Главная задача игры — не разорвать цепочку; игрок, допустивший ошибку, по окончании игры платит фант (например, придумывает несколько слов на заданный звук). «Цветные тарелочки» На столе три тарелочки: зелёная, синяя и красная. Ребёнок распределяет картинки. Цвет тарелочки характеризует первый звук слова. Игры на выделение места звука в слове. «Звуковое лото» Перед ребёнком картинки и звуковые схемы слов с тремя квадратиками ( в первом случае закрашен первый квадрат, во втором второй, в третьем третий квадрат). Задание разложить все картинки под подходящими схемами. «Кто в домике живёт» — аналогичная, схемы слов представлены в виде домиков, а картинки можно заменить игрушками из киндер-сюрприз. «В каком вагоне едет Звук?» Взрослый показывает поезд с тремя вагончиками, показывает предметную картинку и просит показать, в каком вагоне едет звук: в начале, в середине или в конце? «Застегни пуговицу на рубашке» На картонной плоскостной рубашке появляется карман картинка. Взрослый просит показать примерное место определённого звука с помощью фишки пуговицы.

15 «Клумба» Взрослый показывает предметную картинку и просит «посадить» тюльпан на первую, среднюю или последнюю клумбу, показав примерное место заданного звука в слове ( клумба схематически изображена на листе цветного картона) «Бусы» Цель: закреплять навыки звукового анализа, развивать мелкую моторику, мышление. Рассыпались у Люсеньки Все маленькие бусинки. Их соберём в коробочку, Наденем на верёвочку. 1.Используя бусины красного, синего и зеленого цветов, можно составлять звуковые схемы (красные бусины — гласные звуки, синие бусины — твердые согласные звуки, зеленые бусины — мягкие согласные звуки). 2.Педагог заранее надевает на шнурок несколько бусин в определенной последовательности. Ребенок должен продолжить надевать бусины, не нарушая последовательности. Игры на определение количества и последовательности звуков в слове «Шифровка» Положить столько красных кружков, сколько гласных звуков в слове. «Фишки» С помощью фишек белого цвета ребёнок показывает количество и последовательность звуков в слове на картинке. Упражнение «Схема слова» С помощью фишек красного, синего и зелёного цвета дети составляют звуковую схему слова. «Звёздное небо» На картоне чёрного цвета появляется картинка. С помощью цветных фишек в виде звёздочек ребёнок составляет звуковую схему слова. «Построим пирамиду» Педагог предлагает детям построить пирамиду из картинок. Он объясняет, что в основании пирамиды должны быть помещены картинки с изображениями предметов, названия которых состоят из пяти звуков, следующий ряд пирамиды-картинки с предметами, названия которых имеют четыре звука, и т.д. Педагог вызывает детей поочередно. Выбирается любая картинка, отчетливо произносится слово, определяется количество звуков в нем. Если картинка подходит — она вставляется в соответствующий кармашек пирамиды. «Сколько точек столько звуков»

16 Для игры требуется кубик, на гранях которого расположено разное количество точек (две, три, четыре, пять, шесть, ноль). Дети по очереди бросают кубики называют слова, количество звуков в которых равно количеству точек на верхней грани кубика. В том случае, если выпадает ноль, игрок пропускает ход и передает кубик следующему игроку. За каждый неверный ответ игрок платит фант. Определение количества слогов в слове, составление слов из разного количества слогов Упражнение «Отбей слоги мячом» Взрослый говорит слово в рамках лексической темы. Ребёнок, отбивая мячом об пол, делит слово на части. (Упражнения — «Прошагаем слово», «Отхлопаем слова» (аналогичные) ) Игра «Паровоз и вагончики» Паровоз везёт картинку. Ребёнок называет картинку, затем делит слово на слоги, присоединяя к паровозу столько вагончиков, сколько в данном слове слогов. Игра «Кто в каком вагоне поедет?» Взрослый показывает изображение поезда с пронумерованными вагончиками, показывает предметную картинку и просит показать, в каком вагоне едет звук: количество слогов в слове соответствует цифре на вагоне поезда. «Гусеница» Взрослый показывает гусеницу, состоящую из частей, нужно с её помощью показать, сколько в слове слогов. Если в слове 1 слог, то к голове гусеницы присоединяется 1 часть, если 2 слога 2 части и т.д. Творческие задания Игра «Слово на ладошке» Взрослый придумывает слово с заданным звуком (например со звуком [ш]), проговаривает слово и хлопает ребёнку по ладошке, ребёнок в ответ придумывает слово с тем же звуком, проговаривает его и хлопает по ладошке взрослому и т. д. «Придумай слово» Предложите детям назвать слова: С «песенкой комарика» — зонт, зебра, зарядка, ваза, корзина. С «песенкой жука» — жираф, желуди, жаба, лыжи, ножницы, кружок, ножик. С «песенкой ветра» шапка, шуба, шарф, карандаш, машина, шкаф, шишка. С «песенкой мотора» -рак,рыба, грибы, сыр, рама, торт. С «песенкой насоса» — собака, лиса, ослик, сумка, стол, стул, самолет.

17 «Слово это изменяй, изменяя удлиняй» Цель: расширение словарного запаса, развитие внимания, быстроты мышления Ход игры: Взрослый бросает мяч детям, при этом произносит односложное слово: сад, куст, нос, нож, стол. Ребенок, поймавший мяч, перед тем, как бросить его обратно изменяет, слово так, чтобы оно стало двусложным (нос — носы) или трехсложным (дом — домики). Определяется количество СЛОГОВ. «Мяч поймаем раз! И два мы распутаем слова!» Ход игры: Бросая мяч детям, педагог произносит слова, а дети, возвращая мяч, их повторяют: Тарелка, пещера, комната, посуда, витрина, колодец. Затем педагог запутывает слова, переставляя слоги. А дети ДОЛЖНЫ их распутать. Педагог: Дети: релтака тарелка щепера пещера накомта комната супода посуда тривина витрина локодец колодец «Слог да слог и будет слово, мы в игру сыграем снова» Вариант 1. Цель: закрепление умения добавлять слог до слова. Ход игры. Педагог говорит детям: Я произнесу первую часть слова, а вы вторую: са хар, са ни. Затем педагог поочередно бросает мяч детям и говорит первый слог, дети ловят и бросают обратно, называя целое слово. Можно перебрасывать мяч об пол. Вариант 2. Цель: дифференциация звуков, развитие внимания, быстроты мышления. Ход игры. Педагог бросает детям мяч, называя первый слог: «са» или «ша», «су» или «шу», «со» или «шо», «сы» или «ши». Ребенок заканчивает слово. Например: Шашары са- санки шо- шорох со- сорока шу- шуба су- сумка ши

шины сы- сырок. Игра с перебрасыванием мяча «Сто вопросов сто ответов с буквы А (И, В), и только с этой» Цель: развитие фонематических представлений, воображения. Ход игры. Педагог бросает мяч ребенку и задает ему вопрос. Возвращая мяч педагогу, ребенок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например, со звука И. Пример: Как тебя зовут? Ира (Иван). А фамилия? Иванова. Откуда ты приехала? Из Иркутска. Что там растет? Инжир. Какие птицы там водятся? Иволги. Какой подарок ты повезешь родным? Ириски и игрушки.

18 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Агранович З. Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь: Игры с мячом для развития речи, мелкой ручной и общей моторики. СПб. : КАРО, Лопухина И. С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи: Пособие для логопедов и родителей. М. : Аквариум, Ткаченко Т. А. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте: Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. М. : «Издательство ГНОМ и Д», Ткаченко Т. А. Логопедические упражнения/ Ил. Т. Ляхович. М. : Издательство Эксмо, 2005.

19 Приложение Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Разноцветный коврик» Задачи: учить выделять первый звук в слове; соотносить первые звуки в различных рядах слов с первыми звуками названий цветов; расширять пассивный и активный словарь; закрепить умения называть основные цвета; развитие мелкой моторики; развитие пространственно — ориентировочных отношений; развитие внимания памяти, мышления. Оборудование: игровые поля «коврики» (раздаются детям);40 фишек — цветных кружков: красных, зеленых, синих, желтых, черных (раздаются детям); готовые «разноцветные коврики» (для контроля); список разнообразных слов первые буквы, которых совпадают с первыми буквами названий цветов. Ход игры. Дети сидят за столами. Педагог раздает материал для игры: игровые поля и цветные фишки. Педагог: «Мы будем «ткать» волшебные коврики. Они получатся, если вы правильно разложите разноцветные кружки. Я буду называть слова, если названное слово начинается со звука [К Кь], кладите красный кружок; если со звука [С Сь] синий; если со звука [З Зь] зеленый; со звука [Ж] желтый; со звука [Ч] черный. Раскладывать надо порядку с верхнего левого угла. Сначала надо выложить первый верхний ряд, затем второй, третий и т. д. Если вы будете внимательно слушать слова и подбирать кружки нужного цвета, у вас получится красивый разноцветный коврик». Цветное расположение кружков на игровых полях представляет собой чередование двух, трех, четырех или пяти цветов, данных в разных сочетаниях.

20 Каждому ребенку дается по одному незаполненному коврику, начинаем с простого (чередования двух цветов), далее по мере выполнения задания, работу можно усложнять: увеличивать количество слов и цветов, давать не только слова но и словосочетания и предложения, определять количество слов в предложении. Примерный речевой материал (фото). 1 карточка зебра, жук, зелень, жаба, зима, железо, зевота, жираф, Зина. 2 карточка красивая кукла, жидкий желток, живая жаба, квашеная капуста, косматый Кощей, желтое желе, жадный Женя, крохотный карандаш. 3 карточка Коля красит крышу красной краской. Справа стоят Слава, Сава, Саша. Зябко зимой Зининому зяблику зимовать. Четыре человека чистят черный чемодан. После выполнения каждого задания дети сравнивают свои работы с образцом педагога и работой соседа. Позднее можно поменяться с ребенком ролями: он называет новые слова (придумывает «разноцветные коврики», а педагог выкладывает узор). Примечание: на первом занятии педагог голосом выделяет первый звук в словах, произносит его утрировано, например «зззззззебра».

источник