Меню Рубрики

Анализ деятельности детей по экологии

Таким образом, в целом у детей произошло повышение уровня экологической культуры на уровень, согласно их возрастным и индивидуальным возможностям. Включение старших дошкольников в проектную деятельность, которая содержала детское экспериментирование, природоохранительные акции, экскурсии, наблюдения позволило нам создать условия для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам фауны и тем самым повысить уровень экологической культуры детей, участвующих в исследовании. Следовательно, используемые нами активные методы и формы в экологическом образовании старших дошкольников являются эффективными.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил сделать нам следующие выводы о том, что существование целого ряда экологических проблем в нашей стране диктует необходимость проведения работы по экологическому образованию с детьми старшего дошкольного возраста. Ведь именно этот возраст является одним из важнейших этапов формирования личности, ее ценностной ориентации в окружающем мире, в этот период закладывается позитивное отношение к природе, предметному миру, к себе и другим людям. В экологическом образовании дошкольников применяются самые разнообразные формы и методы организации, выбор их зависит от воспитательно-образовательных задач, программного материала и возраста детей, а также от местных условий и природного окружения.

Активные формы и методы неразрывно связаны друг с другом. Их совокупность образует определенный вид занятий, на которых осуществляется активное обучение. Активные методы обучения — методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Суть активных методов обучения состоит в том, чтобы обеспечить выполнение детьми тех задач, в процессе решения которых они самостоятельно овладевают умениями и навыками. Активные методы обучения являются одним из наиболее эффективных средств вовлечения детей в учебно-познавательную деятельность. Сегодня существуют различные классификации активных методов обучения. Иногда понятия активных методов обучения расширяют, относя к ним, например, такие современные формы организации обучения, как проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, обучающие игры, детское экспериментирование, метод экологических проектов.

Исследование проводилось на базе МДОУ детский сад № 247 г. Ярославля с детьми подготовительной к школе группы и длилось с октября 2013 года по апрель 2014 года.

Целью констатирующего этапа было определение уровня экологической культуры старших дошкольников.

Для изучения уровня экологической культуры старших дошкольников, мы взяли за основу диагностическую методику автора Афонькиной Ю.А. к комплексной оценке результатов освоения программы «От рождения до школы» [13, с. 98].

Это авторская методика диагностики, разработанная на основе ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Диагностика имеет универсальный характер и может быть применена к любой образовательной программе, так как в её основу положены интегративные качества, отражающие ведущие сферы развития дошкольника.

Уровень экологической культуры детей подготовительной к школе группы мы исследовали по следующим показателям: побуждения, знания и представления и умения и навыки.

В результате диагностического исследования мы пришли к следующему выводу: дети редко самостоятельно проявляют заботу об объектах уголка природы, чаще всего это они делают по напоминанию взрослого, что приводит к тому, что в деятельности по уходу за растениями не прослеживается интерес у детей, они выполняют это не осознанно, не проявляя инициативы, что говорит о нейтральном отношении к объектам природы, находящимся в непосредственном окружении.

В целом это говорит, что у детей низкий уровень экологического образования, хотя у большинства из них есть знания, как делать, но нет осознания необходимости данных действий.

Специфику осуществления нашей работы на формирующем этапе исследования определяет включение детей совместно с родителями и воспитателями в процесс коллективного проектирования. Экологический проект является активным методом экологического образования и в свою очередь может включать в себя активные формы и методы работы с детьми, такие как моделирование, экспериментирование и др.

Целью формирующего этапа исследования было повысить уровень экологической культуры детей старшего дошкольного возраста путём применения активных форм и методов экологического образования.

Проект называется «Будь природе другом!» и эта тема обусловлена актуальностью проблемы реализуемого нами проекта.

На заключительном, контрольном этапе исследования целью, являлось выявить изменения уровня экологической культуры детей старшего дошкольного возраста. Для этого мы провели диагностику, используя методики, описанные на констатирующем этапе исследования.

Сравнительный анализ полученных данных с данными констатирующего этапа исследования позволил сделать следующие выводы: 4 человека, у которых был низкий уровень экологической культуры, переместились в группу детей с уровнем ниже среднего, 4 ребёнка с уровнем ниже среднего перешли в группу со средним уровнем и 4 ребёнка из среднего уровня переместились в группу с высоким уровнем экологической культуры.

Мы отметили, что в целом у детей произошло повышение уровня экологической культуры на уровень, согласно их возрастным и индивидуальным возможностям. Это говорит о том, что реализуемая нами методика организации экологического образования детей старшего дошкольного возраста с применением активных форм и методов является эффективной, значимой и ценной.

В качестве основных педагогических рекомендаций для воспитателей ДОУ по использованию активных методов и форм в экологическом образовании можно выделить следующее:

— выбор активных форм и методов воспитателем должен осуществляться в соответствии с дидактическими целями и задачами экологического образования дошкольников;

— организация экологического образования с применением активных методов и форм должна осуществляться с учётом общепедагогических принципов: доступности, наглядности, связью с жизнью, системности и др.;

— включение родителей в совместную с детьми и воспитателями деятельность обеспечивает наибольшую эффективность в решении задач экологического образования дошкольников.

Таким образом, все задачи нашего исследования были решены, а цель теоретически обосновать и практически проверить эффективность использования активных методов и форм в процессе экологического образования детей старшего дошкольного возраста достигнута.

источник

2. Анализ проведения наблюдений и экскурсий в разных возрастных группах

3.Наблюдение и анализ занятий по экологическому развитию детей.

Производственная практика:

1.Планирование и проведение наблюдений и экскурсий.

2.Планирование и самостоятельное проведение НОД по экологии

3.Участие в исследовательской и проектной деятельности, проводимой педагогами ДОО

Учебная практика:

ЗАДАНИЕ 1 Анализ экологической развивающей среды в ДОО.

Вопросы к анализу экологической развивающей среду в ДОО

1.Что такое «экологическая развивающая среда» ДОУ?

2.Какие образовательные программы использует ДОУ по экологическому воспитанию дошкольников?

3.Какие условия созданы в ДОУ для реализации задач по экологическому воспитанию дошкольников?

4.Имеется ли в штате д/сада педагог-эколог?

5.Какие «зоны природы» имеются в помещении ДОУ (экологическая комната, музей природы, зимний сад и др.)? Их оснащение.

6.Каково содержание уголков природы в разных возрастных группах? Сфотографировать и перечислить оснащение уголка природы в своей группе: живые объекты, материал для труда, наличие календаря природы, сезонных объектов природы и др.

7.Отвечает ли подбор объектов общим педагогическим требовани­ям (дидактическая ценность, безопасность для здоровья детей, доступность уходу за объектами, воспитательная ценность объ­ектов).

8.Учтены ли биологические особенности растений и животных при подборе (возможность осуществления биологического цикла в условиях уголка природы, удовлетворения потребностей и др.).

9.В чем проявляется учет возрастных возможностей детей при подборе объектов.**

10.Какие «зоны природы» имеются на участке ДОУ (цветники, огород, сад, уголок нетронутой природы, альпийская горка, метеоплощадка, экологическая тропинка и др.)?

11.Самостоятельно сделать вывод о том, созданы в ДОУ условия для экологического воспитания детей? Можно ли данную экологическую среду назвать «развивающей»? Обосновать свои выводы.

Представить фотографии с описанием самых интересных, на ваш взгляд, объектов.

Вопросы к анализу уголка природы

1.Содержание уголка природы

2.Отвечает ли подбор объектов общим педагогическим требованиям (дидактическая ценность, безопасность для здоровья детей, типичность объектов, доступность уходу и др.)?

3.Учтены ли биологические особенности растений и животных (возможность осуществления биологического цикла в условиях уголка природы, удовлетворение потребностей и др.);

4.В чем проявляется учет возрастных возможностей детей при отборе объектов?

5.Учтены ли при размещении объектов дифференцированные потребности растений и животных?

6.Какую работу проводит воспитатель с детьми в уголке природы?

7.Разработайте рекомендации по улучшению уголка природы и обоснуйте их.

ЗАДАНИЕ 2 Анализ проведения наблюдений и экскурсий в разных возрастных группах

Вопросы к анализу наблюдений, проведенных воспитателем с детьми:

1.Тематика наблюдений, возрастная группа.

— закрепление (расширение, систематизация, уточнение) знаний;

— развитие познавательных способностей (внимания, мышления, речи и др.);

— воспитание осознанного отношения к объектам природы.

3.Время и место проведения наблюдения.

4.Количество детей, которые участвовали в наблюдении одновременно.

5. Пространственная организация детей

(любой объект природы должен быть максимально доступен для

восприятия каждому ребенку, воспитатель не просто рассказывает об объекте природы, а словесно обозначает все то, что видят дети).

(восприятие, рассматривание объектов природы и явлений должны быть непродолжительными).

Три структурных компонента – начало, основная часть, окончание.

Начало – собрать и сконцентрировать внимание детей (приемы,

используемые воспитателем – словесные и действенные, вызывающие

Основная часть – использование приемов, обеспечивающих получение

Окончание – дети должны завершить наблюдение в положительном

эмоциональном состоянии, без умственного утомления.

8.Оцените эффективность методических приемов, которые использовал

9.Удалось ли воспитателю решить поставленные задачи.

Проанализировать не менее трех наблюдений ( за объектами уголка природы, за трудом взрослых: прачки, дворника, младшего воспитателя, за сезонными изменениями, за различными объектами природы на прогулке: птицами, деревьями, за транспортом.

ЗАДАНИЕ 3 Наблюдение и анализ занятий по экологическому развитию детей.

Вопросы к наблюдению и анализу (самоанализу) проведения организованной образовательной деятельности

1.Из каких частей состоит просмотренное занятие, интеграция образовательных областей.?

2.Какие программные задачи решались в каждой части занятия? Выполнила ли их воспитатель?

3.Сформулируйте и запишите программное содержание каждой части.

4. Организация обстановки: гигиенические условия, количество детей; подготовленность и качество наглядных пособий; эстетика обстановки

5. Виды детской деятельности на занятии.

6.Оценка эффективности и методической грамотности приемов, используемых воспитателем.

7.Дайте характеристику наглядного материала (вид наглядного материала, количество его на данном занятии, соответствие возрасту детей; соответствие эстетическим требованиям; умение детей пользоваться наглядным материалом.).

8.Проведение физкультминутки, ее связь с темой занятия.

9. Интерес детей к занятию, как он поддерживался.

11.Рефлексия. Был ли подведен итог занятия? Оцените грамотность завершения занятия.

Образец анализа занятия

Анализ образовательной деятельности по экологическому воспитанию детей в средней группе «Доктор Айболит в гостях у детей».

Тема: Рассматривание овощей и фруктов. Геометрические фигуры.

Помещение было подготовлено: проветрено, приготовлен весь необходимый материал (овощи и фрукты, «грядки» круглой, треугольной и продолговатой(овальной) формы, картинки с изображением овощей и фруктов).

Дети сидели на стульчиках, расставленных полукругом, свет падал с левой стороны. Воспитатель также сидел на низком стульчике, материал располагался на уровне глаз детей, всем было удобно.

Программные задачи были подобраны в соответствии с основной общеобразовательной программой, соответствовали возрасту детей и уровню их знаний и умений. Воспитатель грамотно составил программное содержание, включив в него образовательные задачи:

развивать умения отличать и называть овощи (огурец, помидор, морковь, репа) и фрукты (яблоко, груша), дать представления об их пользе для здоровья человека;

закреплять знания о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник);

упражнять в различении плодов моркови, свеклы, лука-репки, лимона, огурца и других овощей и фруктов по назначениям и характерным особенностям;

учить группировать овощи и фрукты;

вовлекать детей в разговор во время рассматривания овощей и фруктов;

формировать умение слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него;

обучать сопоставлению формы предметов с эталонами формы;

активизация словаря: овощи, фрукты, продолговатый, овальный, баклажан.

воспитывать понимание ценности здоровья.

Занятие было составлено в соответствии с современными требованиями. Прослеживалась интеграция следующих образовательных областей «Познание» (сенсорное развитие, ознакомление с природой), «Коммуникация», «Здоровье» (ЗОЖ).

В ходе занятия использовались следующие виды деятельности:

игровая (сюрпризный момент, игра «Чудесный мешочек»);

познавательно-исследовательская (рассматривание овощей и фруктов, сопоставление формы предметов с формой «грядки»);

коммуникативная (беседа по вопросам, активизация словаря);

рефлексивная (подведение итога, угощение)

Занятие состояло из трех частей:

а) вводная: приход доктора Айболита, «осмотр» детей, вводная беседа о пользе витаминов.

б)основная: рассматривание овощей и фруктов, загадывание загадок, игра «Что лишнее»,

игра «Необычный огород» (соотнесение формы предмета с эталоном)

в)заключительная (подведение итога, угощение)

Для реализации программных задач были использованы следующие приемы: вопросы, исправление ошибок в речи детей, загадывание загадок, хоровое повторение слов, поощрение.

Когда дети устали, воспитатель использовал физкультминутку, по содержанию она была связана с темой занятия.

Речь воспитателя была грамотной, выразительной, тон речи очень доброжелательным. Речь воспитателя служила образцом для детей.

На протяжении всего занятия воспитатель старался поддерживать интерес у детей. Он подобрал качественный наглядный материал, использовал много игровых приемов, менял виды деятельности.

Однако занятие затянулось и длилось почти 30 минут, дети заметно устали и начали отвлекаться. На мой взгляд, следовало сократить количество загадок до пяти-шести, тогда можно было бы уложиться во временные рамки.

В целом, данное занятие соответствовало современным методическим требованиям.

Производственная практика:

ЗАДАНИЕ 1 Планирование и проведение наблюдений и экскурсий.

Рекомендации к составлению наблюдений

При планировании следует указать название, цель наблюдения. ( В помощь предлагается образец наблюдений за золотой рыбкой (методика С.Н. Николаевой). Подберите стихи, загадки, используйте их во время наблюдений за объектами живой и неживой природы.

За чем можно понаблюдать на прогулке:

ЗАДАНИЕ 2 Планирование и самостоятельное проведение НОД по экологии

Конспект занятия пишется от первого лица. При составлении конспекта занятия по экологическому воспитанию дошкольников необходимо указать:

3.Материал для занятия –демонстрационный и раздаточный материал,картины, репродукции, карточки, ТСО и др.

4.Ход занятия — последовательноописать все его части (организационную основную, заключительную), описать разные виды деятельности, диалоги, вопросы к детям и задания для них, физкультминутки, итог занятия. В ходе занятия активно используйте художественное слово.

ЗАДАНИЕ 3 Участие в исследовательской и проектной деятельности, проводимой педагогами ДОО.

Рекомендации к проведению исследовательской деятельности с дошкольниками

Подготовьте и проведите исследования с детьми с объектами живой (неживой) природы. Тему исследования выбирает студент. Это могут быть опыты с водой, снегом, песком, камушками, опыты с растениями и др. Следует приложить фотографии, отражающие работу с детьми.

В помощь предлагаются рекомендации к постановке опыта с луковицами.

Такие опыты проводят с детьми всех возрастных групп при выращивании зелени из репчатого лука. Уже в младшей группе можно поместить две одинаковые луковицы в две стеклянные банки, но только в одну из них налить воды. Дети наблюдают разное состояние луковиц: в банке с водой лук начнет прорастать (у него появятся корни и зелень);в банке без воды луковица останется почти неизменной.

Читайте также:  Коклюш симптомы у детей анализы

С детьми средней группы опыт с луком можно провести иначе: обе луковицы поместить в воду, но одну банку расположить в темном месте, а другую оставить на подоконнике. Наблюдения и сравнение луковиц покажут, что они растут по-разному: на подоконнике — нормально, а в темноте прорастающие листья будут желтыми и скрюченными из-за отсутствия света.

В старшей группе можно поставить три банки с луковицами: одну — в темноту; другую — в прохладное, но светлое место; третью — в теплом помещении на окне. Дети будут наблюдать влияние разных условий на рост луковиц. Только сочетание трех основных условий (тепла, влаги, света) обеспечит бурный рост хорошей зелени.
В подготовительной к школе группе можно поставить одновременно четыре банки с одинаковыми луковицами, но в разные условия (без воды, без света, без тепла, в нормальных условиях). Важно иметь в виду следующее обстоятельство — в каждом конкретном случае опыт проводится только с одним отклонением от нормальных условий: луковица без воды должна стоять в тепле и на свету; луковица в темноте должна быть с водой и в тепле; луковица в холоде должна стоять на свету и в воде. Это создает чистоту (дети наглядно убеждаются в значении каждого из условий и всего комплекса условий для роста растений) и простоту опыта (дети видят то, что им легко понять и осмыслить).
Наблюдение результатов опытнической ситуации должно проходить по одной и той же логической схеме, которая включает следующие моменты: определение состояния объекта, меняющихся внешних параметров, условий (т.е. причин), которые вызвали изменение, сравнение разных объектов. Например, посаженную в воду луковицу каждый раз следует рассматривать таким образом: что растет в банке? Что изменилось у луковицы? Какими стали листья, корни, сама луковица? Почему она изменилась, почему листья стали длиннее, почему их стало больше? Какие условия помогают расти луковице? Сравнение луковиц, каждая из которых была рассмотрена по этой схеме, поможет детям установить сначала их внешнее различие, а потом и разные условия, которые обусловили это различие.

Министерство образования Московской области

«Московский государственный областной гуманитарный институт»

источник

Творческий отчет по экологии «Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания»

ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ
Познавательное развитие
детей дошкольного возраста
в процессе экологического воспитания.

«Единственно подлинный фундамент человеческого познания – созерцание природы»
И.Г.Песталоцци

Природа окружает ребенка с ранних лет. Логика природы самая доступная и наглядная для ребенка. Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, творчества, чувства.

Своей необычностью, новизной, разнообразием природа эмоционально воздействует на ребенка, вызывает его удивление, желание больше узнать, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи.

Разнообразие, яркость, красота природы, наглядность ее связей и зависимостей обеспечивают доступность их понимания детьми и оказывают существенное влияние на совершенствование их мыслительной деятельности, что проявляется в развитии логичности, самостоятельности мышления. Ребенок учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы, т.е. учится элементарно объяснять наблюдаемое. Совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Это создает предпосылки для формирования таких ценных качеств связной речи, как достоверность, доказательность, последовательность, четкость. Ребенок учиться рассуждать, рассказывать, описывать. Природа предоставляет возможности для разнообразной деятельности детей, что способствует активному усвоению и использованию приобретенных знаний.

Современные проблемы взаимоотношений с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимание необходимости реализации принципов устойчивого развития. С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. «Указ Президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» ( с учетом Декларации конвенции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией), правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Концепция формирования гражданина нового Башкортостана включает в себя и экологическое направление, призывающее к сохранению и восстановлению природного многообразия и генофондов народов Башкортостана и достижения безопасной для окружающей среды производственной деятельности общества. Экологическая культура гражданина нового Башкортостана всецело опирается на осознанные взаимоотношения с миром сообразно его естеству. Формировать экологическое мировоззрение нужно в первую очередь у наших детей.

Чтобы познавательное развитие ребенка при ознакомлении с природой достигло возможно более высокого уровня, необходимо целенаправленное педагогическое руководство этим процессом.

Поэтому мы в своей работе уделили внимание следующим вопросам:

  • Понимание ребенком самоценности природы.
  • Осознание ребенком себя как частицы природы.
  • Понимание того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения: происходит «цепная реакция».
  • Первоначальное овладение детьми обобщенными способами действий в постижении смысла физических явлений.
  • Обучение азам элементарной экологической безопасности.
  • Формирование первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов на примере использования воды, энергии в быту.
  • Формирование экологической грамотности поведения в быту и в природе.
  • Формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, понимание зависимости его состояния от действий человека ( в том числе и ребенка).
  • Воспитание у детей активной жизненной позиции.
  • Понимание неповторимости, красоты окружающего мира.

Базисная программа «Истоки», определяет основные линии развития ребенка в ДОУ. Познавательное развитие детей является одной из основных линий развития и предполагает знакомство ребенка с природой.

В нашем дошкольном учреждении с 2001года апробирована и введена программа «Юный эколог». Автор программы Николаева Светлана Николаевна, кандидат педагогических наук, ст. научный сотрудник Государственного НИИ семьи и воспитания Российской академии образования.

В основе программы лежат теоретические и практические исследования в области экологического воспитания дошкольников, проводимые автором на протяжении многих лет. С 1993года программа широко апробируется в различных регионах России. Она имеет обстоятельное методическое обеспечение, в том числе разработки по созданию эколого-педагогической среды в ДОУ и разработки конкретных технологий для практической работы с детьми разных возрастных групп. Основная цель этой программы состоит в том, что, кем бы ребенок не стал в будущем, он должен хорошо понимать свою роль в окружающем мире, осознавать последствия своих действий, иметь представления о законах природы.

Данная авторская программа понравилась тем, что акцент делается на развитии у детей элементарных, но вполне научных представлений о существующих в природе взаимосвязях. «Мы учим понимать, насколько тесно природные компоненты связаны между собой и как живые организмы зависят от среды обитания, т.е. невидимые ниточки природы».

Сущность опыта, его технология.

Познавательное развитие детей предполагает решение следующих задач:

  • расширение и обогащение ориентировки ребенка в окружающем мире,
  • формирование способов и средств познавательной деятельности,
  • развитие способности видеть общее в единичном явлении и находить самостоятельное решение возникающих проблем.

Решение этих задач в процессе экологического воспитания, а также содержание и условия педагогической работы представлены в программе «Истоки» в разделе «Природа и ребенок».

Все обучение и воспитание детей происходит на объектах ближайшего природного окружения. Детский сад находится в непосредственной близости к парковой зоне и реке Белая. Чтобы помочь ребенку ориентироваться в природе и усвоить правила общения с животными и растениями, мы создали в детском саду достаточно богатую эколого-развивающую среду – в помещении и на участке: Птичий стол, экологическая тропа, экологические центры в группах.

В экологических центрах с учетом условий, необходимых для жизни растений комнатные растения. В уголках природы дети наблюдают, трудятся. В особых ситуациях они служат местом для нервно-психической разгрузки детей и взрослых.

В процессе экологического воспитания детей используем следующие формы и методы:

  • наблюдение, циклы наблюдений,
  • моделирование (календари природы)
  • экологические занятия
  • кружок по детскому экспериментированию «Хочу все знать»
  • экскурсии, походы, маршруты в природу
  • игровые обучающие ситуации (ИОС)
  • различные игры экологического содержания
  • труд в природе
  • «Панорама добрых дел»
  • экологический музей
  • изготовление книг
  • природоохранные акции
  • экологические праздники и развлечения

С детьми проводятся различные виды наблюдений, а длительные явления и события, происходящие в окружающей природной среде отражаем в графических моделях (календарях природы).

Работа с календарем погоды упорядочивает сезонные представления детей: ежемесячно одну неделю они ведут наблюдения за погодой и отмечают ее в календаре. Это развивает их наблюдательность, образное мышление, умение пользоваться символами. В конце каждого сезона склеиваем в гармошку три страницы календаря, создавая графическую модель, которая помогает обобщить признаки осени, зимы, весны.

Зимой ведем календарь наблюдений за птицами. Фиксируем разные особенности поведения птиц (кто ожидает корма, кто ест на кормушке, а кто под ней, кто летает над участком). Заполняли календарь один раз в две недели. Дети познакомились с многообразием зимующих птиц, особенностями их внешнего облика и поведения.

Также очень занимательными для детей являются наблюдения за ростом и развитием растений. Моделирование также осуществляем с помощью рисунков. (См. Приложение «Календари»)ек/

Педагогический процесс строим так, чтобы у детей постоянно возрастал интерес к живым существам, чтобы они все время расширяли представления о них, наращивали объем конкретных знаний. Этим требованиям отвечает, прежде всего такая форма педагогической работы, как циклы наблюдений, которые осуществляются не на занятиях, а в различные режимные моменты повседневной жизни.

Отдельно взятый цикл – это ряд взаимосвязанных наблюдений, за конкретным объектом уголка природы или участка детского сада. Каждое из наблюдений цикла имеет свое содержание, свою цель, не повторяет другие наблюдения, но взаимосвязано с ними. В сумме все наблюдения одного цикла формируют у детей конкретные и отчетливые представления о данном объекте – его строении, функционировании (различных проявлениях, поведении), условиях жизни. Цикл наблюдений имеет ряд достоинств. В цикле осуществляется распределение всего объема знаний на «порции», что обеспечивает постепенное и более надежное их усвоение. Каждое следующее наблюдение позволяет демонстрировать детям новые стороны и особенности уже знакомого объекта природы, одновременно уточнять и расширять сложившиеся представления. Достоинством цикла является, и его протяженность во времени – распределение наблюдений, следующих одно за другим, на достаточно длительный срок. Многоразовое (но с разным содержанием) обращение к одному и тому же объекту на протяжении 1 – 3 месяцев формирует у детей устойчивый познавательный интерес к нему. В результате у дошкольников возникает потребность в новых наблюдениях, которые они осуществляют самостоятельно. И, наконец, проведение цикла наблюдений в повседневной жизни в разные режимные моменты экономит время для занятий и делает работу с детьми разнообразной.

Помимо наблюдений проводятся экологические занятия четырех типов: первично-ознакомительные ( дети приобретают сведения о многообразии конкретных явлений природы ), углубленно-познавательные ( показ детям причинной связи между растениями, животными и внешней средой, с которой они неразрывно связаны благодаря своим потребностям), обобщающие ( у детей формируются обобщающие представления об однотипных объектах или однородных явлениях природы), комплексные (в занятии на одну тему могут быть объединены различные задачи и разные виды деятельности детей). Экологические занятия включены в сетку познавательных занятий, а при подготовке пользуюсь пособием С.Н.Николаевой «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Для того чтобы занятия отражали региональный компонент образования, опыт наших детей, уровень их развития вношу в занятия некоторые изменения. Например: «Сколько нам нужно воды?», «От нас природа тайн своих не прячет», «Обитатели воды – рыбы», «Заповедники Башкортостана», «Жемчужины природы Башкортостана» (о реках, озерах, водопадах), «Похвальное слово башкирской лошади», «Башкирская пчела».

Вариантом комплексного занятия являются экскурсии и походы в природу, во время которых дети знакомятся с новыми явлениями, наслаждаются их красотой, укрепляют свое здоровье на воздухе, развивают нравственные качества, если в занятие включены природоохранительные мероприятия. Провели экскурсии в «Музей леса», «Ботанический сад», «Выставка кактусов», «Зимний сад в ДК «Химиков», «Зимний сад ДОУ № 279», а также сезонные экскурсии к реке и в парковую зону. После возвращения с экскурсий дети зарисовывали свои впечатления, с помощью взрослого записывали высказывания и рассказы. Собрав рисунки и рассказы, составляли альбомы, книги.

Маршруты экскурсий и походов в природу имеют большое сходство с экологической тропой: намечается экологически значимые объекты, составляется карта- схема и описание маршрута, общая протяженность которого не должна превышать 1 – 1,5 км. Разработала следующие маршруты: «Деревья на нашей улице», «Ландшафт поверхности земли». По этим маршрутам проводили экскурсии в разное время года и дети отмечали изменения происходящие с объектами. ( См. Приложение «Маршруты в природу» )

Для того, чтобы дети могли успешно познавать не только внешние, наглядные свойства окружающих предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения, у них развивались способности к начальным формам обобщения, умозаключения и абстракции, осуществляемой не в понятийной, а в основном наглядно – образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами, в ДОУ разработана программа кружковых занятий по детскому экспериментированию «Хочу все знать».

В ходе экспериментально- познавательной деятельности создаются такие ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином физическом законе, явлении.

В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающим и в воду предметами (тонет — не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Но опасность такой «самостоятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Это и стало поводом для создания программы экспериментирования. Эксперимент, специально организованный педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности.

Программа предполагает –15 занятий, 1 раз в неделю, продолжительностью

минут. Разработаны конспекты занятий, подобран наглядный материал. В планах дальнейшей работы составление перспективного плана занятий детским экспериментирование в старшей группе.

Для организации детской экспериментальной деятельности в группах старшего дошкольного возраста оборудованы центры экспериментальной деятельности. В них имеется необходимое материально-техническое оснащение:

-наглядные картинки и фотографии по темам

-репродукции картин времен года

-салфетки, ножницы, нитки, булавки, гвозди, скрепки

-стаканы, ванночки, формы для замораживания

источник

Ольга Наумова
Анализ работы по экологическому воспитанию за 2016–2017 учебный год

Читайте также:  Комплекс анализов для часто болеющих детей

Детский сад существует 30 лет. В ДОУ функционирует 10 групп. Количество детей на 1 сентября 2017 года составляет 236 человек.

Детский сад расположен на двух участках. На территории имеется 10 прогулочных участков, 2 спортивные площадки, огород. Площадь озеленена многими видами деревьев и кустарников. Здания детского сада: первое — типовое (6 групп) на 154 места, второе — типовое на 82 места (4 группы). Имеются кабинеты: логопеда, психолога, 2 медицинских кабинета, 2 спортивно – музыкальных зала, 2 методических кабинета, кабинет декоративно – прикладного искусства, «Русская изба».

В 2016 году детский сад принимал участие в краевом смотре-конкурсе учебно-опытнических участков и территорий образовательных организаций Алтайского края в номинации «Лучшая территория Алтайского края».

В 2017 году коллектив награжден грамотой комитета по образованию Администрации Усть-Калманского района «За хорошую подготовку территории образовательной организации, формирование экологической культуры подрастающего поколения».

В 2017 году МБДОУ детский сад «Елочка» с. Усть- Калманка стал лауреатом краевого конкурса «Детский сад Алтая 2017».

На протяжении 30 лет существования, ДОУ является центром педагогического творчества и инициативы среди дошкольных учреждений Усть–Калманского района. Детский сад принимает участие в работе ММО, проводит открытые просмотры педагогической деятельности, педагоги выступают с докладами, делятся опытом работы. Для нашего детского сада актуальны проблемы современности. Мы ищем пути и ресурсы по внедрению новых форм для результативной деятельности и функционирования ДОУ.

Созданная в детском саду система экологического образования, базируется на образовательной программе МБДОУ, созданной педагогическим коллективом на основе

— примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Образовательная программа ДОУ включает рабочую программу по экологическому воспитанию «Привитие основ экологической культуры дошкольникам» (приложение 1).

Рабочая программа разработана на основе:

— программы экологического воспитания в детском саду «Юный эколог» С. Н. Николаевой,

— программы «Наш дом – природа» Н. А. Рыжовой,

— Меремьяниной О. Р. «Давайте сохраним».

Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, ибо уже сейчас в полной мере ясно, что планируемое человеком производство материальных благ порой одновременно выступает и как не планируемое им производство губительных эффектов на выходе биосферного сверх организма, причем в таком масштабе, что это грозит полным уничтожением всего живого на земле, включая и самого человека.

Формирование экологического сознания, экологической культуры – это длительный процесс, который может осуществляться на протяжении всей жизни человека, под влиянием идеологии, политики, искусства, научных знаний, производственной практики, образования и просвещения.

Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые на долго (а порой и на всю жизнь) остаются в памяти человека. На этапе дошкольного детства складываются начальные ощущения окружающего мира: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно – природным миром, который их окружает: растениями, животными, сообществами живых организмов, их средой обитания, предметами изготовленными людьми из материалов природного происхождения.

Содержание экологического воспитания включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформация в отношение. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношения – конечным его продуктом. Истинно экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию. Показателем эффективности экологической образованности и воспитанности являются не только знания и поведение ребенка, но и его участие в улучшении природного окружения своей местности. В этом велика роль взрослого, который своим отношением к природе, своим поведением оказывает сильное воздействие на личность ребенка.

Одним из направлений в работе нашего ДОУ является система мероприятий, базирующаяся на природном материале родного края и живом общении детей с окружающей природой.

1. Создать условия для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны.

2. Организовать просвещение родителей, направленное на формирование экологической культуры всех членов семьи.

3. Повысить профессионально – творческий уровень педагогов по данной проблеме.

Одним из важных условий реализации системы экологического образования и приобщения детей к природе родного края в детском саду является организация эколого–развивающей среды, которая направлена на формирование элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения детей в природе.

При построении модели эколого-развивающей среды мы выделили два направления:

1. Создание условий на территории ДОУ.

2. Создание условий внутри ДОУ.

Для обогащения практического опыта детей по уходу за растениями мы привлекаем их к участию в трудовой деятельности в огороде, в процессе ухода за растениями дети получают практические навыки ухода, наблюдают за их ростом.

На участке отводится место для огорода, который является общим для всех детей. Только для малышей создаются собственные грядки, примыкающие к их участкам.

Чтобы получить хороший урожай овощей, педагоги с детьми стараются создать условия, при которых растения наиболее успешно растут и развиваются. Это наличие определенного количества света, тепла, воды, минеральных солей и воздуха.

На огороде выращиваем районированные культуры, неприхотливые и интересные для наблюдений.

Для огорода детей младших групп выбираем быстрорастущие, раносозревающие овощи, которые можно есть на протяжении весны и лета. Кроме того, семена, луковицы должны быть крупными, чтобы дети могли сажать их сами. Это лук, горох, бобы, редис. Воспитанники старших групп высаживают с помощью взрослых морковь, укроп, свеклу, лук, кабачки, редис, разные сорта салата, баклажаны, огурцы, перец, фасоль, капусту.

Не остается без внимания детей и цветник, оформленный перед фасадом детского сада, с подбором цветочно-декоративных растений с учётом времени, длительности цветения, высоты растений, расцветки цветов. В цветнике приобщаем детей к познавательной и практической деятельности.

В детском саду в каждой группе созданы развивающие центры природы. В них находятся комнатные растения с различным строением, приспособленностью к условиям жизни, родом из разных стран.

В своей работе мы используем дидактические материалы: модели наблюдений за птицами, развитием и ростом овощей, фруктов; календари наблюдений с заметками результатов наблюдений за объектами природы, фиксации хода и результатов экспериментов; схемы с этапами труда по уходу за растениями; альбомы и картотеки растений и животных нашего края; коллекции семян растений нашей полосы; природный материал; сюжетные предметные картинки с явлениями не живой природы; лаборатория с разнообразными материалами для экспериментирования; природо–охранные знаки; материалы по краеведению; календарь природы, погоды; набор художественной литературы, энциклопедии; посадки «огород на подоконнике», дневники наблюдений, фото материалы, поделки детей и родителей.

Нужно отметить, что педагоги постоянно работают над обновлением эколого–развивающей среды в группах.

Педагогическим коллективом подготовлена инновационная методическая продукция: конспекты занятий, перспективные планы, экскурсии, прогулки, наблюдения, разработки праздников и развлечений экологической направленности, мероприятия с участием родителей.

Для педагогов разработаны и внедрены различные формы методической работы (консультации, лекции, семинары – практикумы, смотры-конкурсы, повышающие уровень профессиональной компетентности в вопросах экологического образования. В ДОУ используются новые технологии, особое внимание уделяется проектированию и экспериментированию в экологическом воспитании дошкольников.

Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира.

В образовательном процессе дошкольного учреждения эспериментально–игровая деятельность является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимосвязей, закономерностей. Экспериментально–игровая деятельность вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.) стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний с этическими правилами жизни в обществе.

В связи с вышесказанным на базе нашего дошкольного учреждения в 2017 году был организован экологический кружок «Мир вокруг нас». В каждой группе в экологических центрах имеются творческие лаборатории, оснащенные всем необходимым оборудованием (микроскопы, колбы, пробирки, демонстрационный материал и др.).

В целях повышения профессиональной компетентности педагогов созданная в ДОУ творческая группа провела семинар по теме «Мой Алтайский край». Были разработаны и проведены природоохранные акции: «Сохраним речку чистой», «День защиты окружающей среды». Ценность таких акций заключаются в том, что родители и дети объединяются одной идеей и получают мотивацию для активного участия в защите природы.

Педагог детского сада Горелова Г. Н. обобщила опыт работы по теме: «Разумное общение с природой – залог успешного экологического воспитания».

Педагогами детского сада разработаны и проведены проекты по экологической деятельности для детей старшего и среднего дошкольного возраста: проект «Злаки» подготовительная группа, воспитатель Горелова Г. Н. (приложение № 2); проект «Волшебница Зима», воспитатели Феодорова Т. А. и Овсянникова Л. П. (приложение № 3); проект «Весна в гости к нам пришла» средняя группа, воспитатель Сухорева О. А. (приложение № 4); проект «Огород на окне» старшая группа, воспитатель Баянова О. А. (приложение № 5); проект «Цветущая весна», воспитатель Феодорова Т. А. (приложение № 6).

В апреле этого года в нашем детском саду проводилась акция «Неделя экологических знаний». Педагоги, воспитанники старших групп и их родители принимали активное участие в этом мероприятии. Была проведена познавательная викторина с участием родителей — «Экологическая мозаика».

Для воспитанников подготовительной группы проведен экологический праздник «День земли», музыкальный руководитель Солодовникова И. Н. (приложение № 7).

Экологическое воспитание дошкольников не возможно без участия в деятельности ДОУ родителей. Воспитателями были проведены собрания на темы: «Экологическое образование дошкольников», «Экология села и здоровье».

В ДОУ ежегодно проводятся конкурсы экологической направленности по участию детей с родителями: на лучшую поделку из природного материала, на лучшую композицию из цветов. В 2016 – 2017 учебном году проведен семейный конкурс в подготовительной группе на лучшую кормушку для птиц «Чудо столовая».

В ДОУ разработан план взаимодействия с учреждениями села:

2. Домом детского творчества

Используются разнообразные формы работы: проведение экскурсий, участие в выставках, конкурсах, театрализованных представлениях.

Каждый год воспитанники детского сада принимают активное участие в выставках поделок из природного материала, конкурсах рисунков природоведческого содержания, который организует дом детского творчества.

Анализ проделанной работы позволяет сделать вывод об эффективности регионального компонента для развития экологического образования детей. За последние три года можно отметить положительную динамику уровня экологического воспитанности дошкольников (количество дошкольников с высоким уровнем знаний по экологии увеличилось на 6,2%).

Следует отметить, что дети лучше усваивают экологические знания на конкретном и доступном материале, а непосредственный контакт с природой позволяет более успешно добиваться целей экологического воспитания. Уровень профессиональной компетентности педагогического коллектива по экологическому воспитанию дошкольников вырос на 8%.

Детский сад постоянно находится в режиме развития своей деятельности, использует современные методики и инновационные технологии.

Анализ летней оздоровительной работы в ДОУ за 2016–2017 учебный год На современном этапе развития общества острыми проблемами остаются: • Ухудшение экологической ситуации • Социальная неустойчивость • Снижение.

Анализ работы адаптационной группы кратковременного пребывания «Кроха» на 2017–2018 учебный год 2. Характеристика группы: Средний возраст детей: 1.6-3 года Всего детей в группе: 13 Диагностируемые дети: 13 Мальчиков: 7 человек Девочек:.

Анализ работы МБДОУ за 2017–2018 учебный год Анализ работы МБДОУ за 2017/18 учебный год В 2017/18 учебном году педагогическая работа дошкольного учреждения была направлена на решение.

Анализ работы районного методического объединения воспитателей ДОУ за 2017–2018 учебный год Валентина Боровик руководитель — районного методического объединения для воспитателей ДОУ. Анализ работы районного методического объединения.

Анализ работы в группе раннего возраста за 2017–2018 учебный год Группа раннего возраста (ясли) №2, возраст: 2,5-3,5 года. По списку 26 детей. Из них мальчиков — 14, девочек — 12. С момента поступления.

Анализ работы воспитателей разновозрастной группы детей от 1 до 4 лет за 2017–2018 учебный год Средняя группа «Солнышко» является для нас веселой, любимой группой создающая благоприятные условия для естественного развития детей. Общая.

Анализ работы второй младшей группы за 2017–2018 учебный год №2 «Светлячок» На протяжении учебного года группа функционировала стабильным составом: воспитатели Кучебо Т. И., Размочаева Ж. В., мл. воспитатели.

источник

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».

Концепция экологического воспитания:

« Знать законы, по которым живёт природа, уметь организовывать свой труд и отдых так, чтобы не нанести вреда природе, и иметь осознанное желание делать это».

Цель – формирование положительного отношения к природе, воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, фауну), по-хозяйски, а значит, бережно распоряжаться её богатствами.

– Освоение ближайшего окружения и соответствующий возрасту выход за его пределы.

– Формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.

– Формирование навыков заботливого отношения к объектам живой и неживой природы, к месту, в котором живёшь.

– Развитие способности воспринимать эстетическую ценность природы и выражать в творчестве полученные впечатления.

– Развитие любознательности, творческого потенциала, фантазии и воображения.

Основное содержание экологического воспитания дошкольников – «формирование… осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам…» (С. Н. Николаева).

В переводе с греческого « экология » — наука о доме. Экология – наука комплексная. Существует три основных направления экологии:

биологическая или классическая экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой и друг с другом;

социальная экология – рассматривает взаимоотношения общества и природы;

прикладная экология, или охрана природы.

Цель экологического воспитания – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Читайте также:  Коклюш у детей результат анализа

Экология – это наука о взаимосвязях живых организмов с окружающей средой и друг с другом. Следовательно, задачей экологического образования должно быть формирование у человека (в том числе у дошкольника) понимания существующих связей между живыми организмами (например, животными и растениями), их связей с окружающей средой (например, приспособленность живых организмов к определённым условиям, зависимость от экологическим факторов) и представление о том, что в природе живые организмы не существуют отдельно друг от друга, а образуют разнообразные экосистемы (лес, озеро, болото). Дети должны также знакомиться с развитием живых организмов, с сезонными изменениями в их жизни. Такой подход к изучению природы – то есть с точки зрения существующих в ней взаимосвязей – позволяет логически подвести детей к пониманию влияния человека на окружающую среду. Одно дело, если ребёнку просто сказать, что уничтожать деревья в лесу – это «плохо». И совсем другое – когда ребёнок знает, сколько животных, растений связано с этим деревом (карточки «Дуб и сосна») и сам может объяснить, что произойдёт с ними после исчезновения дерева. Можно просто сказать, что в лесу нельзя разводить костер, а можно объяснить, что почва – «живая земля», в которой обитает множество живых организмов, корни растений. И многие из них гибнут из-за разведения костров.

В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Ребёнок способен удивляться тому, что его окружает, задаёт массу вопросов о растениях, животных. Он воспринимает животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними. Именно эта возможность должна быть использована как можно полнее в целях экологического воспитания.

Чтобы повысить эффективность экологического образования используются различные формы и методы:

– обсуждение и проигрывание ситуаций;

– экологические игры (дидактические, имитационные, игры – моделирование экосистем, игры – путешествия);

Чтобы оберегать и любить по-настоящему природу, её надо знать. Незнание природы часто служит причиной равнодушия, а порой и жестокости по отношению ко всему живому. Иногда ребёнок может сломать ветку, ударить палкой лягушку, растоптать жука, разорить муравейник, даже не подозревая, что это приносит огромный вред природе. Художественная литература о животных и растениях расширяет круг представлений о природе, создаёт основу для получения новых знаний, воспитывает любовь к родному краю. Книги о природе для детей разнообразны по жанрам. В них в простой и доступной форме рассказывается о жизни животных и растений, о различных явлениях природы. Особое место в работе с детьми занимают сказки, раскрывающие окружающий мир, дающие первоначальные представления и понятия о природе. Дети очень любят сказки В. Бианки о животных. Яркие образы героев – животных надолго сохраняются в памяти детей. Так, из сказки В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович» дети узнают о снежной перине, под которой трава сохраняется в любые морозы, а весной снова начинает расти, как ни в чём не бывало.

Подкрепить можно опытом. Для этого нужно на небольшом участке расчистить снег лопатками, пока не покажется трава. Потом железной лопаткой вырубить пласт травы с землёй, положить в ящик и принести в группу. Через некоторое время пласт зазеленеет. Многие явления природы, ранее неизвестные, мало интересовавшие детей, после чтения воспитателем художественной литературы, проведённых наблюдений становятся для них более понятными, вызывают любопытство, стремление узнать как можно больше. Дети просят ответить на многие вопросы. Всё это делает работу с книгой более эффективной, более значимой и целенаправленной.

После чтения книг, экскурсий в природу можно провести викторину о деревьях: «Как найти зимой в лесу осину?», «Как можно зимой узнать зимой берёзу?», «Как отыскать дуб?». Дети отвечают, цитируя такие сказки: «Берёзку нетрудно найти, с опушки видно, как березнячок белеет», «Дуб большой, толстый да корявый, а на его веточках висят засохшие листья». Такие викторины способствуют обогащению детей знаниями о характерных особенностях деревьях.

В работе с детьми используем различные пословицы, поговорки, загадки, народные приметы о природе. Они содержат полезный и богатый познавательный материал, приучат детей наблюдать, присматриваться к окружающему миру. Например, если дождь идёт при солнышке значит, скоро прекратиться, ворона хохлится – к дождю, ласточка прилетела – скоро гром загремит.

Бережное отношение к природе воспитываем с самого раннего возраста. Прежде всего, стремимся пробудить интерес к обитателям уголка живой природы. Дети с желанием ухаживают за комнатными растениями, заботятся оживотных. Стремимся не только научить детей навыкам ухода за животными, но и проявлять к ним внимание, доброту.

В общении с природой развивается детская любознательность, расширяется кругозор, появляется интерес к труду, пробуждается чувство прекрасного. Большое значение для воспитания у детей любви к родному краю, развития речи, имеет ежедневное общение с природой. В результате расширяются и углубляются представления ребёнка, обогащается его словарь, закрепляется умение связно излагать свои впечатления об увиденном.

Одним из аспектов работы является ознакомление детей с природой на участке и за его пределами. Наш детский сад расположен в красивой местности, где растут все деревья: тополя, клёны, белоствольные берёзки, черёмуха. Красив и привлекателен наш участок во все времена года. И, тем не менее, мы не раз замечали какое-то равнодушное отношение детей к этой красоте. Например, ребята любили играть под берёзой, она укрывала их от дождя, защищала от яркого солнца, но они не замечали кружевной зелени её листочков, не обращали внимания на их нежность. Мало кто из детей любовался только что распустившимися цветами, их яркими красками. Мы поставили перед собой задачу не только научить детей видеть красоту окружающей природы, но и вызвать у них желание участвовать в её создании. Для решения этой задачи важно, прежде всего, умение самого воспитателя ценить и любить родную природу, находить прекрасное и в ярком солнечном летнем утре, и в пасмурном дождливом осеннем дне, а также правильно организовывать труд детей. Для того чтобы вызвать интерес детей к деревьям и их сезонным изменениям, мы реализовали проект «Почему желтеют листья?». С этим проектом мы участвовали в краевом конкурсе «Я-исследователь» В ходе этого проекта проводились различные опыты и наблюдения за желтеющими листьями деревьев.

В течение учебного года ведём постоянные наблюдения за изменениями в природе. Ежедневно осматривали растения на участке: вот появились первые жёлтые листья, деревья и кустарники стали ещё наряднее и т.д. Мы обращали внимание на форму и окраску листьев, учили по этим признакам определять, с какого дерева они упали. Предлагали побегать по опавшим листьям, послушать, как они шелестят и шуршат под ногами. Дети повторяли за нами новые слова и старались их запомнить: шелестят, шуршат. Наблюдали, как стаи перелётных птиц – диких уток, гусей – улетали на юг, в тёплые края. Словарь детей пополнялся, они запоминали названия растений, птиц и т. д.

Одним из средств закрепления полученных знаний являются словесные дидактические игры и речевые логические задачи. Так, например, мы использовали игру «Меню для птиц», целью которой является уточнение представлений о том, чем питаются пернатые и научить составлять «меню» для конкретной птицы. Игровое действие заключалось в следующем: воспитатель называл птицу, а дети должны были сказать, чем она питается и где можно найти этот корм. Такие словесные игры как «Птички на кормушках», цель которой – уточнить знания детей о зимующих птицах (чем они питаются), природоохранительные представления. С целью формирования, закрепления и проверки полноты и осознанности усвоения детьми правил поведения в природе использовали дидактические игры, а именно: «Угадай правило», целью, которой является описание поведения человека по отношению к объектам природы, умение объяснять эти действия; «Выбери правильно дорогу» – цель: уточнить экологические знания детей, раскрывающие взаимосвязь между объектами природы, а также определяющие отношения между природой и человеком на основе конкретных правил поведения (в лесу, на лугу).

Одной из форм общения с природой являются экскурсии. Они отличаются от прогулок более чёткой структурой, определёнными познавательными и воспитательными задачами, содержанием. Экскурсии организуем для детей старшей и подготовительной группы. Местом их проведения является парк, сад, река, луг. Живо и интересно проходят экскурсии в природу в одном и том же месте в разные времена года. Привлекая внимание детей к птичьим голосам, к изменениям, происходящим на лугу, в лесу, на реке в разную погоду, в разное время года, важно научить ребят не только любоваться увиденным, но и наблюдать, понимать некоторые явления природы, заботиться о ней, охранять и приумножать её богатства. Каждое знакомство с природой стараемся превратить в урок развития детского творчества. Своим разнообразием природа эмоционально воздействует на ребёнка, вызывает его удивление, желание больше узнать.

Прогулки, экскурсии, то есть непосредственное общение с природой, вызвали у детей большой интерес. Дети научились наблюдать за природными явлениями, отмечать новое, устанавливать связь между отдельными явлениями, передавать свои впечатления. И, конечно, никто из них не срывал без цели цветы, не ломал ветки, не разорял гнёзда, таким образом, у них появилось бережное отношение к природе, ко всему живому.

Экологическое воспитание проводим в тесной связи с семьёй. Уже на первом родительском собрании мы, совместно с родителями, поставили следующие задачи:

1) приучать детей бережно относиться к цветам, деревьям, кустарникам и ко всему живому;

2) заботиться о птицах, животных;

3) учить детей видеть красоту окружающей природы.

Экологическое воспитание детей, на наш взгляд, следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание , ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, то есть осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу. Формируя гуманное отношение к природе, мы исходим из следующего: главное, чтобы ребёнок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота, о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку. Формируя у детей гуманное отношение к природе, необходимо учитывать возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, сострадание, сопереживание, которые помогают ребёнку войти « в жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский), почувствовать чужую боль как свою собственную. Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявлять заботу о тех, кто в этом нуждается, защищать тех, кого обижают, помогать попавшим в беду (разумеется, речь идёт о животных, растениях). А активная позиция, как правило, способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными, зимующими птицами. Кроме того, умение сопереживать и сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональное табу на действия, причиняющие страдание и боль всему живому.

Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позицию более сильной стороны и поэтому должны её покровительствовать, беречь и заботиться о ней. Ребята должны уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и, по мере своих сил и возможностей, уметь противостоять действиям антигуманным и безнравственным.

Разумеется, одних знаний недостаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе – необходимо их включать в посильную для их возраста практическую деятельность, для чего у нас созданы условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой (вместе с детьми озеленяем уголок природы, заботимся о его обитателях, разбиваем цветники). А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалой, расцветший цветок), способствуют дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.

Неверно было бы думать, что одно лишь постоянное общение с природой (экскурсии в лес, на реку, прогулки, рассматривание живописных полотен, иллюстраций и т. д.) способно пробудить и развивать эстетическое к ней отношение. Необходимо обращать внимание детей на красоту природы, а именно: проводить тематические прогулки, например, «Ещё прозрачные леса как будто пухом зеленеют», «Как молоком облитые, стоят сады вишнёвые»; учить соблюдать за состоянием растений и поведением животных, получая от этого удовольствие и замечая красоту жизни «Что в уголке природы тебе нравится больше всего? Правда, этот цветок необыкновенно красив?»; осознать, что красота никак не определяется утилитарным подходом, (многие дети считают: то, что красиво, то хорошо, что вредно, то некрасиво). Главное, всегда помнить: прежде чем научить детей видеть красоту и понимать суть прекрасного как эстетической категории, необходимо развивать их эмоциональную сферу, ибо чувства дошкольников ещё недостаточно устойчивы и глубоки, носят избирательный («это нравится, а это нет») и субъективный (например, заяц нравится, потому что он пушистый и подвижный, ёж не нравится – колючий) характер.

Мы уже упоминали о прогулках и экскурсиях, во время которых дети учатся видеть красоту окружающего мира. Но их несомненная ценность состоит в том, что в процессе их дети приобретают навыки культурного поведения в природной среде, знакомятся с наиболее типичными для данной местности растениями и животными, со средой их обитания как естественной (луг, лес, водоём), так и созданной человеком (огород, сад, парк, сквер), учатся беречь и ценить её, понимают, что необходимо для растений и животных, за которыми они ухаживают в уголке природы и на участке.

Кроме того, именно на прогулках и экскурсиях можно учить детей понимать влияние деятельности человека на природу: природоохранных мероприятий и последствий безнравственного воздействия (загрязнение атмосферы и водоёмов, вырубка леса, уничтожение садов и т. д.).

Задача воспитателя – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать её красоту.

Горе нам, если мы не научили детей любить, щадить природу, любоваться ею. А для этого необходимо делать всё возможное: подавать пример доброго отношения ко всему живому, постоянно обогащать ребёнка впечатлениями, использовать для этого умные игры и пособия.

источник