Меню Рубрики

Анализ юмористических произведений для детей

Особенности детской литературы. Творчество Н. Носова в детской литературе. Анализ повести Н. Носова «Весёлая семейка», рассмотрение героев изнутри. Специфика детской литературы в тематических, стилистических и функциональных особенностях произведений.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Анализ произведений Н. Носова

1. Особенности детской литературы

Детская литература существует как самостоятельная область литературы, обладающая своими, только ей присущими, чертами и качествами, отличающими ее от литературы для взрослых. Основной критерий, который позволяет вычленить детскую литературу от «литературы вообще», — категория «читателя — ребенка» [1, 3]. Руководствуясь этим критерием литературоведы выделяют три класса произведений для детей:

1) непосредственно адресованные детям;

2) входящие к круг детского чтения (не создававшиеся специально для детей, но нашедшие у них отклик и интерес;

3) сочиненные самими детьми

Специфика детской литературы наблюдается в тематических, стилистических и функциональных особенностях произведений. Детская литература разделяется на несколько групп на основании возраста читателя:

1) книги для самых маленьких

3) литература для младших школьников

4) произведения для подростков.

Не вызывает сомнений познавательная функция детской литературы: учеными установлено, что до семи лет человек получает 70% знаний и только 30% — за всю последующую жизнь! В отношении детской художественной литературы познавательная функция подразделяется на два аспекта: во-первых, существует специальный жанр научно-художественной прозы, где в литературной форме детям преподносятся те или иные знания (например, природоведческая сказка В. Бианки). Во-вторых, произведения, даже не имеющие познавательной направленности, способствуют расширению круга познаний ребенка о мире, природе и человеке. Характерные черты детской литературы:

— детям отводится главная роль

— по тематике соответствует детскому возрасту

— относительно небольшой объём, много рисунков

— много диалогов и действия, мало описаний

— счастливый конец (победа добра над злом)

— часто имеет своей целью воспитание

2. Творчество Н. Носова в детской литературе

В творчестве Н. Носова особенно хорошо прослеживаются черты, присущие детской литературе. С. Маршак писал: «Если в книге есть четкая и законченная фабула, если автор не равнодушный регистратор событий, а сторонник одних героев повести и враг других, если в книге есть ритмическое движение, а не сухая рассудочная последовательность, если моральный вывод из книги — не бесплатное приложение, а естественное следствие всего хода событий, да еще, если ко всему этому книгу можно разыграть в своем воображении как пьесу, или превратить в бесконечную эпопею, придумывая для нее все новые и новые продолжения, — это и значит, что книга написана на настоящем детском языке». Вот такой «настоящий детский язык» и присущ всему творчеству Н. Носова.

Николай Носов, писатель яркого юмористического таланта, считал, что дети начинают понимать шутки очень рано, до двух лет. Вообще у книг Носова, как правило есть адресаты — ребенок и взрослый. Взрослому Носов помогает понять мотивы и побуждения поступков ребенка, а значит, и найти более тонкие способы воздействия на него. Ребенка он воспитывает смехом, а это, как известно, лучший воспитатель, чем любое назидание. «Действительная причина смешного заключена не во внешних обстоятельствах, а коренится в самих людях, в человеческих характерах», — писал Носов.

Писатель учит маленьких ребят думать не только о себе, но и о товарищах. Вместе с героями мы испытываем душевное облегчение, огромное удовлетворение. Писатель вообще противник того, чтобы выставлять напоказ нравоучительную мысль своего произведения, и стремится писать так, чтобы маленький читатель сам сделал вывод. Обладая глубоким пониманием детей, писатель никогда не подает факт в чистом виде, без домысла, без творческого воображения. Н.Н. Носов — удивительный детский писатель. Удивителен и замечателен он тем, что не только дети получают заряд необыкновенной жизнерадостности, бодрости, прилива сил, но и взрослые сразу же окунаются в атмосферу детства, вспоминая и свои «нелегкие» детские проблемы. Носов строит так свои произведения, что дети не замечают, что их учат вежливому, уважительному отношению ко взрослым, учат жить в согласии и мире. Самые обычные жизненные ситуации превращаются в рассказах Носова в необычайно смешные поучительные истории. Рассказы эти помогают избавляться от дурных свойств характера — от рассеянности, трусости, чрезмерного любопытства, грубости и зазнайства, лени и равнодушия. Все творчество Николая Носова пронизано неподдельной, умной любовью к детворе.

Повесть Н. Носова «Весёлая семейка» адресован младшим школьникам. По тематике соответствует возрасту. В повести рассказывается о двух друзьях: Мише и Николае, которые делали инкубатор для выведения цыплят, это главные герои. Автор использует как простые, краткие предложения, так и описания. Повесть разбита на части, что удобно для длительного разрывного чтения. Текст по объему — небольшой, используется шрифт 14 размера. Эстетически красиво оформлена: иллюстрации яркие, большого размера (иллюстрации Е. Афанасьевой). Н. Носов в своей повести использует много незнакомых детям слов (инкубатор, паровая машина и т.д.), но в процессе чтения герои «сами» расшифровывают эти понятия (»… Марья Петровна, а что такое инкубатор? — задал вопрос Костя.

Марья Петровна начала рассказывать про инкубатор…»). Носов использует интересный приём — он смотрит на окружающий мир как бы из детства, которое описывает. Писатель не наблюдает за своими героями со стороны, а рассматривает события их глазами.

Повесть Носова «Весёлая семейка» рассказывает о серьезных вещах: мальчики узнают, как трудно, но и как хорошо быть ответственным за порученное дело, о трудолюбии, заботе, о радости и печалях. Лаконичный выразительный диалог героев, серьёзность ситуация помогают автору обрисовать характеры ребят. Читая повесть Н. Носова, видишь перед собой реальных ребят — точно таких, каких мы встречаем в повседневной жизни, с их достоинствами и слабостями, глубокомыслием и наивностью. Писатель в своём произведении прибегает к фантазии, озорной выдумке.

В повести Н. Носов даёт много познавательной информации. Уже самое начало повести интригует, захватывает читателя: «Это случилось после того, как взорвалась паровая машина, которую мы с Мишкой делали из консервной банки. Мишка слишком сильно нагрел воду, банка лопнула, и горячим паром ему обожгло руку. Хорошо, что Мишкина мама тут же намазала ему руку нафталановой мазью. Это очень хорошее средство. Кто не верит, пусть сам попробует. Только мазать нужно сейчас же, как обожжёшься, пока не сошла кожа»… стал называть по-гречески — Николаки»… курица высиживает цыплят двадцать один день, потом она выращивает маленьких цыплят, так что пройдёт три месяца, прежде чем она снова начнёт нестись….»… В инкубаторе должна быть всё время одинаковая температура — тридцать девять градусов….»,»… Взяли консервную банку, просверлили в ней два круглых отверстия: одно — вверху, другое — внизу. К верхнему отверстию припаяли медную трубку, потом проделали в инкубаторе сбоку дырочку, просунули в неё трубку и согнули её так, чтобы она проходила внутри коробки, как будто паровое отопление. Конец трубки мы вывели наружу и припаяли к нижнему отверстию консервной банки….» и т.д.

Автор в повести рассказывает о серьёзности мальчишек, наводя читателя на размышления, сравнения с собою:»… Но ничто нас не радовало. Такой уж у нас с Мишкой характер — нам обязательно нужно какое-нибудь занятие. Когда нечего делать, мы начинаем скучать и скучаем до тех пор, пока не находим какого-нибудь дела….»,»… Мишка такой человек — ему обязательно надо, чтоб от всего была польза. Когда у него бывают лишние деньги, он идёт в магазин и покупает какую-нибудь полезную книжку…»

Очень интересно Носов описывает эксперименты ребят с градусником и керосиновой лампой, с лампочкой, водой.

Носов описывает и сомнения ребят:»… Включай лучше ты: я несчастливый.

— Почему же это ты такой несчастливый?

— Мне не везёт в жизни. Я за какое дело ни возьмусь, обязательно неудача будет.

— У меня ведь тоже всегда неудачи, — говорю я. Мы стали припоминать разные случаи из нашей жизни, и оказалось, что мы оба страшные неудачники…» Только ты в школе никому не рассказывай, что у нас инкубатор.

— Ребята станут смеяться…»… Я не знал, что сказать Мишке. У меня не хватило смелости ему признаться, и я решил молчать, хотя это, конечно, свинство»… Почему же так вышло? — спрашивали они. — Ведь мы, кажется, всё правильно делали!»

В своей повести Н. Носов описывает не только радостные события, но и печальные, которые заставляют читателя задуматься:»… Цыплёнок был там. Он лежал на полу, и я сначала подумал, что он просто прилёг отдохнуть. Я протянул руку и взял его. В руке у меня очутилось маленькое холодное тельце. Головка цыплёнка свесилась книзу и безжизненно моталась на тоненькой шейке. Номер пятый был мёртв»…

В рассказах Н. Носова всегда таится что-то такое, что заставляет всерьез задуматься. Задуматься над тем, как необходимо с ранних лет готовить себя к самостоятельной жизни. Красной нитью повести проходит мысль о дружбе, взаимопомощи, любознательности и ответственности мальчишек. Повесть адресована не только детской аудитории, но и родителям. Читая повесть, взрослые начинают лучше понимать детей, их проблемы и интересы. Повесть подходит для домашнего чтения.

Исходя из анализа — повесть Н. Носова «Весёлая семейка» может считаться детским.

носов детский семейка герой

1. Болховитинова C.М. «Композиция изданий: Особенности проектирования различных типов изданий» Учебное пособие /Московский государственный университет печати М: 2009 г., 386 с.

2. Гриценко З.И. «Детская литература: приобщение детей к чтению» М; 2004 г. 125 с.

3. Русская литература для детей: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений /Под ред. Т.Д. Полозовой. — 3-е изд.,- М.:Academia, 2000.-507 с.

4. Русские детские писатели XX века: Биобиблиографический словарь /Под ред. Г.А. Черной, И.Г. Минераловой и др. — М., 1998.

5. Советская детская литература. Под ред. Разовой В.Д., М., 1978 — с. 24

Сочетания веселого и серьезного в произведениях Николая Носова. Особенности творческой манеры писателя. Своеобразие психологических характеристик героев юмористических рассказов. Значение произведений Носова для развития юмористической детской книги.

контрольная работа [20,3 K], добавлен 18.12.2010

Понятие цикла в теории литературы. Цикл «Денискины рассказы» В.Ю. Драгунского как модель детской картины мира. Особенность Зощенко как детского писателя. Авторская концепция личности. Циклизация как коммуникативный приём в рассказах «Фантазёры» Н. Носова.

дипломная работа [222,9 K], добавлен 03.06.2014

Биография и творчество Николая Николаевича Носова. Популярность произведений писателя у детей. Мир детства в творчестве писателя. Технические гении в рассказах Носова. Волшебный мир сказки, отражение биографии писателя в повести «Тайна на дне колодца».

контрольная работа [36,1 K], добавлен 20.10.2009

Явление «детской» литературы. Своеобразие психологизма произведений детской литературы на примере рассказов М.М. Зощенко «Лёля и Минька», «Самое главное», «Рассказы о Ленине» и повести Р.И. Фрайермана «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви».

дипломная работа [124,2 K], добавлен 04.06.2014

Освещение доминирующих проблем и идей в произведениях Е.И. Носова. Анализ повести «Усвятские шлемоносцы» с целью установления ее связи с традицией древнерусской литературы и фольклором. Проявление христианского подтекста, библейских мотивов в рассказе.

реферат [38,7 K], добавлен 22.04.2011

Детская литература, ее основные функции, особенности восприятия, феномен бестселлера. Особенности образов героев в современной детской литературе. Феномен Гарри Поттера в современной культуре. Стилистическое своеобразие современной детской литературы.

курсовая работа [77,1 K], добавлен 15.02.2011

Возникновение детской литературы как жанра, ее основные функции, специфика и характерные черты. Классификация детской литературы по возрасту, категориям, видам и типам. Рейтинг специализированных издательств отечественной и переводной детской литературы.

контрольная работа [20,7 K], добавлен 13.01.2011

Человек-пахарь и человек-солдат перед лицом Родины в «Слове о полку Игореве» и в повести Е.И. Носова «Усвятские шлемоносцы». Народ как главный действующий персонаж произведений. Использование описания природы авторами для раскрытия образа Родины.

курсовая работа [33,5 K], добавлен 10.12.2012

Характерные черты творчества детского писателя Николая Носова, проблематика его детских рассказов. Повести о школьной жизни, их настоящий детский язык. Эмоциональное выражение повседневных проблем, с которыми сталкиваются педагоги, родители и дети.

контрольная работа [19,0 K], добавлен 26.06.2009

Анализ развития детской литературы России в различные исторические эпохи. Зависимость детской литературы от политических, религиозных, идеологических установок общества. Основные тенденции развития российской детской литературы на современном этапе.

дипломная работа [102,4 K], добавлен 18.11.2010

источник

Кинешемский педагогический колледж

Тема: «Юмористические рассказы Н. Носова для детей»

Ф.И.О. Амбарова Анна Владимировна

Предмет Детская литература

Адрес Ивановская область, Шуйский район,

п.г.т. Колобово, ул. 1 Фабричная 39 – 8

1 Сочетания веселого и серьезного в произведениях писателя. Особенности творческой манеры Носова в постановке и решении нравственно – эстетических вопросов

2 Юмористические рассказы («Фантазеры», «Огурцы», «Мишкина каша», «Живая шляпа» и др.). Своеобразие психологических характеристик героев, юмор

3 Значение произведений Носова для развития юмористической детской книги

Список используемой литературы

1.Николай Носов, писатель яркого юмористического таланта, считал, что дети начинают понимать шутки очень рано, до двух лет, и что смешит нарушение порядка вещей, только что ими усвоенного. Вообще у книг Носова, как правило, два адреса — ребенок и воспитатель. Воспитателю Носов помогает понять мотивы и побуждения поступков ребенка, а значит, и найти более тонкие способы воздействия на него. Ребенка он воспитывает смехом, а это, как известно, лучший воспитатель, чем любое назидание.

В юмористических рассказах Носова для младших школьников и детей дошкольного возраста смешное – не в обстоятельствах, а в характерах, комизм которых проистекает из особенности мальчишеской натуры. Веселые книги Носова рассказывают о серьезных вещах, и дети, воспринимая жизненный опыт героев, узнают, как трудно, но как хорошо быть ответственным за порученное дело.

Рассказы для детей дошкольного и младшего школьного возраста, остросюжетные, динамичные, насыщенные неожиданными комическими ситуациями. Рассказы насыщены лиризмом и юмором; повествование как правило, ведется от первого лица.

Юмористические ситуации помогают Носову показать логику мышления и поведения героя. «Действительная причина смешного заключена не во внешних обстоятельствах, а коренится в самих людях, в человеческих характерах», — писал Носов.

Художественно достоверно у писателя проникновение в психологию ребенка. Его произведения отражают особенности детского восприятия. Лаконичный выразительный диалог, комическая ситуация помогают автору обрисовать характеры ребят

Читайте также:  Анализ состояния здоровья детей в школе

Носов в своих рассказах умеет разговаривать с детьми, умеет понимать самые сокровенные мысли. Читая рассказы Носова, видишь перед собой реальных ребят – точно таких, каких мы встречаем в повседневной жизни, с их достоинствами и слабостями, глубокомыслием и наивностью. Писатель смело прибегает в своем творчестве к фантазии, озорной выдумке. В основе каждого его рассказа или повести лежит случай, который произошел или мог произойти в жизни, описываются характеры ребят, каких мы часто встречаем в окружающей действительности.

Сила его рассказов и повестей – в правдивом, бесхитростном показе своеобразного и веселого детского характера.

Все творчество Николая Носова пронизано неподдельной, умной любовью к детворе. Какой бы из рассказов Носова мы ни начали читать, сразу же, с первой страницы испытываем радость. И чем дальше читаем, тем веселее делается.

В веселых рассказах всегда таится что – то такое, что заставляет всерьез задуматься. Задуматься над тем, как необходимо с ранних лет готовить себя к самостоятельной жизни: учиться варить кашу, жарить пескарей на сковороде, сажать рассаду в огороде и ремонтировать телефон, зажигать бенгальские огни и соблюдать правила уличного движения. Это надо знать и уметь каждому. Рассказы эти помогают избавляться от дурных свойств характера – от рассеянности, трусости, чрезмерного любопытства, грубости и зазнайства, лени и равнодушия.

Писатель учит маленьких ребят думать не только о себе, но и о товарищах. Вместе с героями мы испытываем душевное облегчение, огромное удовлетворение. Писатель вообще противник того, чтобы выставлять напоказ нравоучительную мысль своего произведения, и стремится писать так, чтобы маленький читатель сам сделал вывод. Обладая глубоким пониманием детей, писатель никогда не подает факт в чистом виде, без домысла, без творческого воображения. Н.Н. Носов — удивительный детский писатель. Удивителен и замечателен он тем, что не только дети получают заряд необыкновенной жизнерадостности, бодрости, прилива сил, но и взрослые сразу же окунаются в атмосферу детства, вспоминая и свои «нелегкие» детские проблемы.

Художественное слово всегда эмоциональнее выражает повседневные проблемы, с которыми сталкиваются педагоги, родители и дети. Оно намного эффективнее скучного нравоучения, указания, объяснения. И живое обсуждение рассказов Носова — это не только увлекательное путешествие вместе с героями его книг по стране детства, это еще накопление жизненного опыта, нравственных понятий, что такое «хорошо», что такое «плохо», как поступить правильно, как научиться быть сильным, смелым.

Читая рассказы Носова детям, можно и весело провести время, от души посмеяться, и сделать для себя важные выводы не забывать, что рядом с тобой такие же девчонки и мальчишки, у которых не все всегда гладко и хорошо получается, что всему можно научиться, надо только не вешать нос и уметь дружить.

В этом и есть нравственно – эстетическая сторона. Социальная позиция детского писателя, его миросозерцание находит отражение в его творчестве. Внутренняя организация произведения, адресованного детям, отражает мировосприятие самого автора, его социальную, нравственную и эстетическую ориентацию в мире.

2.Рассказ «Живая шляпа» останется актуальным всегда. Этот веселый рассказ был любимым у многих в детстве. Почему же он так хорошо запоминается детьми? Да потому, что «детские страхи» преследуют ребенка на протяжении всего его детства: «А вдруг это пальто — живое и сейчас меня схватит?», «А вдруг шкаф сейчас откроется и кто-то страшный выйдет из него?».

Такие или другие, подобные «ужасы» частенько посещают маленьких детей. А рассказ Носова «Живая шляпа» является как бы пособием для малышей, как преодолеть свой страх. Прочитав этот рассказ, ребенок вспоминает его каждый раз, когда его преследуют «придуманные» страхи, и тогда он улыбается, страх отходит, он смел и весел.

Сила жизнеутверждения является общей чертой детской литературы. Оптимистично само жизнеутверждение детства. Маленький ребенок уверен, что мир, в который он пришел, создан для счастья, что это правильный и прочный мир. Такое чувство — основа нравственного здоровья малыша и будущей способности к творческому труду.

Рассказ о честности – «Огурцы» Н. Носова. Сколько переживаний досталось Котьке за колхозные огурцы! Не понимая того, что сделал плохо, он радуется, неся огурцы с колхозного поля домой маме, никак не ожидая ее сердитой реакции: «Сейчас же неси их обратно!». И сторожа он боится — только успели убежать и порадоваться, что он не догнал — а тут надо идти и добровольно «сдаваться». Да и поздно уже — на дворе темно, страшно. Но зато, когда Котька вернул огурцы сторожу, на его душе и радостно было, да и дорога домой теперь была для него приятной, не страшной. Или он стал смелее, увереннее в себе?

В рассказах Носова нет «плохих». Он строит так свои произведения, что дети не замечают, что их учат вежливому, уважительному отношению ко взрослым, учат жить в согласии и мире.

На страницах произведений Носова звучит живой диалог, передающий ко всему происходящему героя — мальчишки, по-своему, нередко отношение очень непосредственно освещающего те или иные художественно достоверные события. Это проникновение в психологию героя, оценивающего всё со своей, мальчишеской точки зрения, и создаёт в рассказах Носова не только комичную ситуацию, но и юмористически окрашивает логику поведения героя, которая порой противоречит логике взрослых или логике здравого смысла.

Если вспомнить героев рассказа «Мишкина каша», «- Не беспокойся! Я видел, как мама варит. Сыт будешь, не помрешь с голоду. Я такую кашу сварю, что пальцы оближешь!». Просто диву даешься их самостоятельности и умелости! Растопили плиту. Мишка насыпал в кастрюлю крупы. Я говорю:

— Сыпь побольше. Есть очень хочется!

Он насыпал полную кастрюлю и воды налил доверху.

— Не много ли воды? — спрашиваю. — Размазня получится.

— Ничего, мама всегда так делает. Ты только за печкой смотри, а я уж сварю, будь спокоен.

Ну, я за печкой смотрю, дрова подкладываю, а Мишка кашу варит, то есть не варит, а сидит да на кастрюлю смотрит, она сама варится.

Ну, не смогли они кашу сварить, но ведь плиту растопили, дрова подкладывают. Воду из колодца достают — утопили ведро, правда, но кружкой, кастрюлей все-таки достали. «- Чепуха! Сейчас принесу. Он взял спички, привязал к ведру веревку и пошел к колодцу. Через минуту возвращается.

— Сам знаю, что в колодце. Где ведро с водой?

— И ведро, — говорит, — в колодце.

Пескарей почистили и, глядишь, поджарили бы, если б масло не сгорело. «- Чудаки мы! — говорит Мишка. — У нас же пескари есть!

— Некогда теперь уже с пескарями возиться! Скоро светать начнет.

— Так мы их варить не будем, а зажарим. Это ведь быстро — раз, и готово.

— Ну давай, — говорю, — если быстро. А если будет, как каша, то лучше ненадо.

— В один момент, вот увидишь».

А главное, нашли верное решение — кашу сварить попросили соседку, а сами за это ей огород пропололи. «Мишка говорил:

— Сорняки — это чепуха! Совсем нетрудное дело. Гораздо легче, чем кашу варить!». Так и бурная энергия и фантазия в сочетании с переоценкой своих возможностей и отсутствием жизненного опыта часто ставят малышей в смешное положение, которое еще больше обостряется от того, что неудача не обескураживает их, а, напротив, является обычно источником новых фантазий и неожиданных действий.

Николай Николаевич так умело прятался за маленьких героев, что казалось, будто они сами, безо всякого участия автора рассказывают о своей жизни, о горестях, радостях, проблемах и мечтах. В центре произведений Н.Носова – ребята-фантазёры, непоседы, неуёмные выдумщики, которым часто достаётся за их затеи. Самые обычные жизненные ситуации превращаются в рассказах Носова в необычайно смешные поучительные истории.

Рассказы Носова всегда включают воспитательное начало. Есть оно в рассказе об огурцах, украденных на колхозном огороде, и о том, как Федя Рыбкин «разучился смеяться на уроках» («Клякса»), и о дурной привычки учить уроки, включив радио («Федина задача»). Но даже самые «моралистические рассказы» писателя интересны и близки детям, потому что помогают им понять взаимоотношения между людьми.

Герои произведения Носова активно стремятся к познанию окружающего: то они обыскали весь двор, облазили все сараи и чердаки («Шурик у дедушки»), то целый день трудились – «строили снежную горку» («На горке»).

Мальчики Носова несут в себе все черты человека: его принципиальность, взволнованность, одухотворенность, вечное стремление, привычку изобретать, что в действительности соответствует образам настоящих ребят.

3.Творчество Н. Носова многообразно и разносторонне. Смех – главный двигатель его творчества. В отличие от подавляющего большинства юмористов, Носов зарекомендовал себя и теоретиком смешного.

Для Н. Носова открытие и объяснение мира детям – одна из важнейших художественных задач.

О Носове – юмористе, Носове – сатирике можно долго говорить: чуть ли не каждая строка, написанная им, имеет отношение к смеху.

Книги Носова охотно переводятся чуть ли не во всем мире. Еще в 1955 году журнал «Курьер ЮНЕСКО» опубликовал данные согласно которым Носов стоял третьим среди самых переводимых в мире русских писателей – сразу после Горького и Пушкина! Детских же писателей он в этом смысле опережает всех.

Продолжение традиций юмористических рассказов Носова можно увидеть в произведениях таких писателей как В. Драгунский, В. Медведев и других современных писателей.

Список используемой литературы

2.Зубарева Е. Детская литература. Учебное пособие. М., Просвещение, 1975

3.Разумиевич В. Книги на всю жизнь. М., Просвещение, 1975

4.Сивоконь С. Веселые ваши друзья. В об. Детская литература, 1980, с.101

5.Тимофеева И. «100 книг вашему ребенку». М., Книга, 1987

источник

Характеристика развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста. Анализ значения чувства юмора в жизни человека, а также задач его формирования у ребенка. Изучение средств художественной литературы для воспитания у дошкольников чувства юмора.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Пермского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Пермский педагогический колледж № 1»

Кафедра дошкольной и специальной дошкольной педагогики и психологии

«Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста»

«Развитие чувства юмора у детей дошкольного возраста на материале литературных произведений«

Выполнила: студентка 5 курса, заочного отделения

Морозова Екатерина Николаевна, обучающаяся по профессии

«44.02.01- Дошкольное образование»

Руководитель: Маторнова Татьяна Николаевна

Раздел 1. Необходимость воспитания чувства юмора в дошкольном возрасте

Раздел 2. Художественная литература как средство воспитания чувства юмора

Список используемой литературы

Искусство для детей — это обширная, многообразная и поистине прекрасная область современной культуры. Она включает в себя детский кинематограф и телевидение, детский театр и цирк, радио и грамзапись. Но даже в окружении всех этих муз, многие из которых рождены новейшей техникой, одно из самых древних искусств — литература, занимает в жизни ребенка особое место.

Литература является искусством, связанным с речью, — важнейшей формой человеческого общения. И речь эта не обыкновенная, а художественная, особым образом воздействующая на читателя.

Дети даже в дошкольном возрасте способны к восприятию эстетической, художественной сущности литературы, «магии поэзии» (А.Барто). Настоящую глубокую радость испытывают маленькие читатели, слушая размеренную, безграничную по своим словесным богатствам речь русской народной сказки, динамичную, звучную, задорную стихотворную речь С.Маршака, К. Чуковского или юмористически окрашенную речь Н.Носова.

Цель: рассмотреть воспитание у дошкольников чувства юмора средствами художественной литературы.

определить необходимость воспитания чувства юмора в дошкольном детстве;

проанализировать средства художественной литературы для воспитания у дошкольников чувства юмора.

Раздел 1. Необходимость воспитания чувства юмора в дошкольном возрасте

Дошкольное детство — это большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей.

Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. Именно в это время закладываются предпосылки будущей учебной деятельности ребенка, идет активное развитие его познавательных возможностей.

В этом сложном процессе становления человеком очень важно как ребенок адаптируется в мире людей, как найдет свое место, где может себя чувствовать хорошо, где может реализовать свои потенциальные возможности и получать удовольствие от этого.

Формирование «умных» эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания.

Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Её необходимо развивать.

«Легко ли рассмешить вашего ребенка?». Этот вопрос должен стать актуальным для каждого родителя. Действительно, видно сразу же выражение глаз, в целом лица ребенка, который легко или, наоборот, с трудом смеется. Чувство юмора, чувство комического является важным показателем общего психического, умственного, творческого развития ребенка. Его отсутствие может означать опасную задержку в этом развитии.

Ученые не пришли пока к выводу, к каким чувствам относится юмор: моральным, интеллектуальным или эстетическим. Ясно одно, что формировать это чувство крайне нелегко. К сожалению, воспитание юмора проходило до недавнего времени в нашей стране спонтанно, хаотично.

К сожалению, зарубежные гости отмечают, что в России неулыбчивые люди. Неулыбчивые взрослые в автобусе, на рынке, в магазине, т.е. вокруг — тревожное окружение для малыша.

Немецкий философ Шопенгауэр отмечал, что из всех человеческих качеств более всего способствует счастью жизнерадостность. И действительно, люди, которым присущи юмор, смех, улыбка, шутка, относятся к таким людям, которые всегда в центре внимания. Их любят, к ним тянутся. Потому что человек с юмором — это, как правило, добрый человек. Потому что такой человек еще и остроумный, находчивый, покладистый, умеет жить в ладу в любом детском, а затем взрослом коллективе.

Формирование такого нужного качества должно быть не только задачей дошкольного учреждения, но и семьи.

Формировать юмор с детства — это не пустая забава, это подготовка ребенка к жизни, к достойной борьбе с испытаниями и сложностями. Смешат ребенка не только для веселья. Смешат для того, чтобы воспитать в нем чувство юмора — драгоценное качество, которое, когда ребенок подрастет, «увеличит его сопротивление всякой неблагоприятной среде и поставит его высоко над мелочами и дрязгами». Улыбка и смех — всегда хорошие помощники человеку. Нужно не забыть о юморе и не опоздать — и тогда ребенок будет адаптирован к жизни, к тернистым ее тропкам, преодолению ошибок и трудностей.

Читайте также:  Анализ состояния здоровья детей за

С чувством юмора связана и полноценность интеллектуальной жизни человека. «Смех — один из каналов познания, — пишет В.Сухомлинский, — одна из точек зрения, с которой перед человеком открывается мир в его многообразии. И если этот канал закрыт, мысль не развивается полноценно».

Справедливо говорят о том, что нередко именно юмор является кратчайшим расстоянием от идеи воспитателя до сознания воспитанника.

Раздел 2. Художественная литература как средство воспитания чувства юмора

Если произведение адресовано ребенку, у которого все особенное: восприятие, чувства, память, речь, круг знаний и интересов, объем опыта, то литература должна быть соответствующей: интересной, динамичной и, конечно же, нравственной.

Книга, обращенная к детям, должна учитывать их интересы, пристрастия, увлечения, удовлетворять эстетические потребности, доставлять радость, укреплять чувство оптимизма.

У детской литературы есть одно свойство, без которого она не была бы собою. Это свойство — юмор. Оно обусловлено натурой ребенка, у которого, по выражению Чуковского, «есть великая потребность смеяться». Важно дать ему добротный материал для удовлетворения этой потребности. На пути своего развития ребята должны научиться оценивать по достоинству хорошую шутку, ощущать каламбур и веселое звучание поговорки.

Именно со знакомства с фольклором начинается воспитание чувства юмора. Малые фольклорные формы являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребенок. Воспитатели, особенно младших групп, должны держать в памяти большой запас песенок, потешек, припевок и тактично, с чувством меры, с учетом доступности восприятия включать их в повседневный разговор с детьми.

Среди детского фольклора необходимо обратить внимание на такие жанры как прибаутки, небылички, дразнилки, частушки.

Небылички строят комический эффект не на забавных поступках очеловеченных животных, птиц, насекомых, а на путанице реального мира. Здесь на каждом шагу нарушаются естественные отношения жизненных явлений. К.Чуковский удачно назвал их «перевертышами». В своей книге «От 2 до 5» писатель обосновал психологическую, педагогическую и эстетическую целесообразность этой формы детского фольклора.

Основа небылиц-перевертышей познавательная. Они помогают ребенку разобраться в хаосе впечатлений. Это по сути дела игра, только интеллектуального порядка. Ребенок получает удовольствие лишь в том случае, если восстанавливает в своем сознании нарушенные перевертышем естественные отношения вещей путем сопоставлений и умозаключений. Перевертыши обостряют чувство реального. Их простейший комизм подготавливает детей и к усвоению более сложных форм юмора.

Дразнилки, относящиеся к потешному фольклору, являются формой проявления детской сатиры и юмора. В них очень тонко подмечаются какой-либо порок, недостаток или слабость человека, которые и выставляются на осмеяние, очень точно, быстро, остроумно фиксируются внешние признаки предметов и явлений. В каждой дразнилке — заряд исключительной эмоциональной силы.

По ритму и динамизму частушки напоминают многие народные детские песенки. Они служат детям прибаутками, приговорками, считалками и даже перевертышами. В фольклоре много частушек-»нескладух» которые, подобно перевертышам, забавляют слушателей тем, что приписывают людям несвойственные им поступки и действия:

Рассердилась — платье съела,

В детских частушках, остроумных и мелодичных, особенно популярны темы жизни ребенка, его взаимоотношений со взрослыми, образы животных, птиц и растений. эмоциональный дошкольник чувство юмор

Говоря о произведениях художественной литературы с точки зрения воспитания юмора, неоценимо творчество таких писателей и поэтов, как К.И.Чуковского, Б. Заходера, Н.Н. Носова, Г.Остера, Э.Успенского, Ю.Мориц, Тима Собакина.

Заходер увлеченно обновляет старые сюжеты, ищет новый смысл стершихся выражений, возвращает словам забытые значения. Избитую тему о зазнайстве поэт превращает в злободневную и острособытийную комедию, где действующие лица — буквы алфавита, проучившие самонадеянную букву «Я».

В многочисленных миниатюрах, посвященных животным, он страстно борется с людскими пороками: тупостью, чванством, подхалимством. Философская глубина в сочетании с афористичностью приближает их к народным притчам:

Но нисколько в том не каюсь,

Яркий юмористический талант Н.Н.Носова, сочетающийся с большей долей лиризма, раскрывается уже в первых рассказах: сборники «Тук-тук-тук» (1946), «Ступеньки» (1946), «Весёлые рассказы» (1947). Для рассказов для детей характерны остросюжетность, динамичность, насыщенность комическими ситуациями.

Для дошкольников предназначен сборник рассказов «Веселые истории». В него вошли такие рассказы: «Автомобиль», «Метро», «Замазка», «Саша», «Шурик у дедушки», «Леденец», «Карасик», «Прятки», «Бабушка Дина», «Живая шляпа», «Огородники». В центре рассказов характеры фантазеров, непоседливых и неуемных выдумщиков, которым часто достается за их затеи.

Писатель изображает самые обычные события в жизни детей — поездку на дачу, покупку новой игрушки, но все они, как правило, рассказаны самими участниками этих событий. На страницах произведений Носова звучит живой диалог, передающий отношение ко всему происходящему героя — мальчишки, по-своему, нередко отношение очень непосредственно освещающее те или иные художественно достоверные события. Это проникновение в психологию героя, оценивающего всё со своей, мальчишеской точки зрения, и создаёт в рассказах Носова не только комичную ситуацию, но и юмористически окрашивает логику поведения героя, которая порой противоречит логике взрослых или логике здравого смысла. Рассказы насыщены лиризмом и юмором; повествование, как правило, ведется от первого лица.

Рассказы Носова лишены лобовой назидательности. Он с мудрой улыбкой даёт возможность читателю посмотреть на себя со стороны, увидеть смешное в поступках героев.

«Действительная причина смешного заключается не во внешних обстоятельствах, ситуациях, положениях, соответствиях и несоответствиях. А коренится в самих людях, в человеческих характерах», — писал Н.Носов.

Достоинства веселой книжки определяет множество условий. Любовь к ребенку и «чувство детства». Пылкая эмоциональность и тонкое мастерство слова. Современность в самом широком смысле и своеобразие подхода к сюжету. Определяются эти достоинства и находками в области смешного, и естественностью таких находок, и, что, очень существенно, внутренней нравственной или познавательной наполненностью комического образа.

Рассказы Носова для детей рассчитаны и на взрослого читателя. У книг Носова, как правило, два адреса — ребенок и воспитатель. Воспитателю Носов помогает понять мотивы и побуждения поступков ребенка, а значит, и найти более тонкие способы воздействия на него. Ребенка он воспитывает смехом, а это, как известно, лучший воспитатель, чем любое назидание.

Говоря о мастерстве детских писателей, Б.Бегак в своей книге «Дети смеются» справедливо отмечал: « От маленького и просто смешного они шли к большому разговору с юными гражданами страны о законах жизни» [1, с. 9].

У больших детских писателей и поэтов грустное, лирическое, героическое, смешное часто стоят рядом, как стоят они рядом и причудливо переплетаются в жизни ребенка.

Яркие, необычные сравнения, красочные определения — это важные выразительные средства художественной литературы. Слушая сказки и особенно стихи, ребенок должен научиться воспринимать не только сюжет, но и красоту языка.

Фантазию, воображение надо развивать с детства. И здесь роль всяких нелепиц, небылиц, перевертышей и путаниц огромна.

Ведь когда все идет привычным, заведенным порядком, то и вопросов никаких не возникает. Но как только случается что-то необыкновенное, невозможное, сразу являются вопросы:

А если не может быть, то почему не может?

А если может быть, то почему может? И как это

Сначала показалось, что не может быть?

То есть шарики и колесики в голове невольно начинают крутиться. Причем если мы сами не вставляем палки в эти колесики, то они приучаются двигаться очень быстро. Вы не успели еще прочесть веселый стишок ребенку, а все вопросы у него в голове уже поставлены и ответы получены в одну секунду.

И ребенок начинает смеяться.

Потому что он знает, в чем суть этого беспорядка, — и радуется своему знанию.

Это — интеллектуальная радость. Недаром еще древние считали смех тем признаком человека, который отличает его от животных.

Что делают поэты и ребенок с миром? Они раскладывают его на кубики и складывают снова.

Можно еще сказать и так: королю Здравого Смысла прислуживают эльфы Фантазии и гномики Абсурда. Это — его верные слуги.

Если мы хотим вырастить мыслящих людей, а не заторможенных исполнителей чужих распоряжений, то мы никак не должны лишать детей такого «витамина роста», как игровые стихи с юмором, парадоксами, небывальщиной.

Арзамасцева И. Н., Николаева С. А. Детская литература. — Изд. Центр «Академия»,1997.

Бегак Б. Дети смеются. — М., 1971.

Болотина Л. Р., Комарова Т. С., Баранов С. П. Дошкольная педагогика: — 3-е изд., М.: Издательский центр «Академия» 1998. — 240 с.

Детская литература./ Под ред. Терновского А.В.- М., 1977.

Козлова С. А., Куликова Т. А. Возрастная педагогика: ранний и дошкольный возраст. Учебное пособие. — 20 л., пер. №7 бц. — Изд. Центр «Академия», 1998.

Смирнова Е.О. Детская психология. — М., 2003.

Советская детская литература. /Под ред. Разовой В.Д. — М., 1978.

Хрестоматия по детской литературе. Учебное пособие / Сост. И. Н. Арзамасцева, Э. И. Иванова, С. А. Николаева и др. — Изд. Центр «Академия», 1997.

Чуковский К. Собр.соч.в 6-ти т., т.6. — М., 1969.

Анализ чувства юмора в дошкольном детстве. Основные особенности воспитания у дошкольников чувства юмора средствами художественной литературы, характеристика средств реализации вопроса. Необходимость развития фантазии и воображения в раннем детстве.

реферат [26,3 K], добавлен 06.02.2013

Основы развития чувства юмора у дошкольников через произведения изобразительного искусства. Виды произведений изобразительного искусства, развивающих чувство юмора. Рекомендации воспитателю детского сада по развитию чувства юмора у дошкольников.

курсовая работа [68,8 K], добавлен 12.02.2010

Понятия патриотизма и гражданственности. Воспитание патриотизма как основа воспитания чувства гражданственности у детей дошкольного возраста. Анализ и интерпретация результатов диагностики уровня чувства гражданственности у детей дошкольного возраста.

курсовая работа [617,7 K], добавлен 21.02.2014

Общая характеристика эмоциональной сферы человека. Проблема центральной функции сознания ребенка дошкольного возраста и главные факторы его развития. Организация эмпирического исследования онтогенеза эмоциональной сферы дошкольников, анализ результатов.

курсовая работа [64,7 K], добавлен 17.03.2015

Развитие у детей чувства времени как эстетического феномена в психолого-педагогической и методической литературе. Система педагогической работы, диагностики, экспериментального исследования динамики развития у детей старшего дошкольного возраста.

курсовая работа [67,7 K], добавлен 19.11.2009

Теоретические основы развития чувства цвета у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с живописью. Главные особенности формирования навыков смешения красок на палитре. Развитие представлений о выразительных свойствах цвета у детей.

дипломная работа [150,3 K], добавлен 27.10.2014

Анализ сущности юмора — веселой, шутливой складки ума, умеющей подмечать и резко, но безобидно выставлять странности нравов или обычаев. Эмоциональное развитие ребенка. Генетическое свойство юмора, как средства снятия напряжения в воспитательном процессе.

курсовая работа [44,3 K], добавлен 25.03.2011

Психологические теории эмоций, их основные виды. Педагогические условия развития эмоциональной сферы у детей. Роль английских сказок в развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста, характеристика методик диагностики ее развития.

курсовая работа [107,1 K], добавлен 26.05.2015

Особенности музыкального развития детей дошкольного возраста. Задачи музыкального воспитания и понятие музыкальных способностей. Методические аспекты педагогической работы и педагогический эксперимент по ритмическому развитию детей дошкольного возраста.

реферат [28,7 K], добавлен 04.01.2016

Психолого-педагогические аспекты формирования устойчивых эмоциональных проявлений. Дидактическая игра как средство эмоционального развития ребенка. Задачи и методика экспериментальной работы. Дидактические игры «Найди и покажи», «Чувства и животные».

курсовая работа [1,3 M], добавлен 16.09.2011

источник

Расцвет юмористической литературы для детей приходится на 1950–1970-е гг. Веселые книги для детей создавали такие мастера слова, как В. Голявкин, В. Драгунский, Ю. Коваль, В. Медведев, Н. Носов, Ю. Сотник, Э. Успенский и др. «Как и другие направления в детской литературе, юмористика служила и служит развлечению, играет роль психологической разрядки, а с другой стороны, служит исправлению нравов и предостережению от дурных поступков» [7, с. 159]. На смену уже устоявшимся жанрам и формам (басня, притча, аполог, назидательная история), выполняющих воспитательные задачи, приходят лирико-юмористический рассказ, жанровая зарисовка, этюд-сценка с выраженными чертами психологического тренинга, фантастические и сказочные истории, разворачивающие или парафразирующие тривиальные нравоучения, как в целом корпусе произведений для детей (А. Волков, В. Губарев, Л. Гераскина и др.).

В. Петкявичус заметил: «юмор – это одно из самых эффективных средств в борьбе с недостатками. Когда я листаю детские журналы и книги, мне порой начинает казаться, что наша страна – самая серьезная, даже суровая страна в мире, в школах которой отметки по поведению соответствуют отметкам за серьезность. Ничто так не просветляет детской души, как добрый тонкий юмор. Поэтому без хорошего настроения, без смеха я не мыслю себе детскую литературу» [10, с. 14].

Уже с первых произведений В. Медведева стало ясно, что отличительной особенностью его стиля является юмор. Наиболее ярко талант Медведева-юмориста проявился в трилогии «Фантазии Баранкина». Об этом свидетельствуют многочисленные отзывы критиков [4, 1, 12]. Да и сам писатель не раз признавался, что главным двигателем его творчества является юмор. В трилогии «Фантазии Баранкина» представлена широкая смеховая палитра. Писатель легко варьирует разные типы юмора в каждой из частей книги. Он как бы подстраивает свой смех под характер произведения, под его жанр, тему, сюжет, учитывая неоднотипность частей трилогии.

Комизма разные писатели достигают разными средствами. Так, например, юмор Льва Кассиля можно назвать юмором детской игры, юмор А. Некрасова, Э. Успенского – эксцентричный, у Ю. Сотника юмор ситуативный. Характер комического во многом зависит и от индивидуальных особенностей автора, и от ведущей темы его творчества, и от времени, в котором он творил, и от характера его главных героев. Своеобразен юмор и у Медведева.

Жанр литературной сказки предполагает наличие юмористического. Еще Г.-Х. Андерсен, творчеством которого «аккумулировался» молодой писатель, говорил: «Мастер, овладевший этим жанром, должен уметь вложить в него трагическое, комическое, наивное, ироническое и юмористическое. » [1, с. 74]. Кстати, такой симбиоз трагического и комического был подмечен писателем В. Железниковым: «Она [повесть «Баранкин, будь человеком!»] веселая и трагическая. Над нею смеешься и плачешь. Она очищает нас, выводя в опыт чужой жизни, и заставляет подумать над собственным существованием» [3]. Последней фразой писатель отмечает важную черту Медведева-юмориста: он сумел выйти за пределы чисто юмористического восприятия жизни, что прибавило его смеху глубины и весомости.

Читайте также:  Анализ состояния здоровья и заболеваемости детей

Во фразе, давшей название первой книге – «Баранкин, будь человеком!», – заложен элемент дидактизма, назидательности, да и сама идейная направленность произведения могла бы превратить повесть в нравоучительную историю, пусть и нашпигованную различными приключениями. Но этого не случилось в первую очередь благодаря тому «карнавалу юмора», который захватывает всю ткань медведевской повести. Ведь «юмор – и это давно доказано – убивает в произведении мертвую, сухую дидактику и превращает даже самое дидактическое по замыслу произведение в агитацию «веселую, со звоном» [9, c. 174]. Механизм юмора Медведева в повести «Баранкин, будь человеком!» был довольно подробно исследован С. Сивоконь [12]. Критик выделяет в качестве смехового «каркаса» комизм обстоятельств, связанный с превращением самых обычных школьников в насекомых и птиц. Эти обстоятельства вызывают в свою очередь комедийные ситуации, как бы обыгрывающие пословицу: «Пошли по шерсть, а вернулись стриженые». Главные комические ресурсы повести, по мнению С. Сивоконь, таятся в бесчисленных случаях переноса чисто человеческих привычек, навыков в сферу внечеловеческую: воробьиную, бабочкину, муравьиную, то есть автор пользуется приемом антропоморфизма.

Литераторы-сказочники «прибегают к использованию тех форм антропоморфизма, из которых можно добыть хотя бы искорку смеха» [12, с. 177]. Так, юмор пьес Е. Шварца «Два клена», «Красная шапочка» почти целиком основан на веселой путанице птичьих, звериных и человеческих понятий, логики. Шварц моделировал свой юмор умелым сочетанием повадок разных животных с чисто человеческими привычками и навыками. Юмор Андерсена также сродни медведевскому: он «чаще всего строится на противоречии, противопоставлении между естественными природными свойствами животных, птиц, растений, предметов и вещей с приписываемыми им человеческими качествами» [2, с. 144].

С. Сивоконь выделяет очень важную особенность юмора Медведева в ряде эпизодов, связанных с отважным, а порой и героическим поведением ребят в экстремальных ситуациях. Сцена битвы муравьев Юры и Кости с мирмиками, построенная по законам юмористического жанра, не вызывает улыбки у читателя. «Потому что на сей раз Юра и Костя, даже будучи муравьями, оказались в ситуации героической. И душевное состояние их по сути ничем не отличается от того, какое испытывают в смертельной ситуации истинные, «человеческие» герои» [12, с. 178]. Казалось бы, должна быть комична чисто человеческая фраза в устах маленького черного муравья-Юры: «Держись, Малинин! Сейчас мы покажем этим мирмикам, как умирают настоящие ребята!» Но мы не смеемся, хотя по законам юмористики должны бы смеяться. «Сильнее законов смеха оказываются законы нравственности» [12, с. 175].

Отметим еще одно свойство юмора писателя – комизм характеров и комизм возраста, которые особенно ярко проявляются в комическом дуэте Кости и Юрыа. Разные характеры героев, сталкиваясь, становятся причиной разных комических ситуаций. Подобные «дуэты» не новость в детской литературе. Они активно использовались Н. Носовым (Витя Малеев и Костя Шишкин в повести «Витя Малеев в школе и дома»), А. Алексин (Петя и Виталик в повести «В стране вечных каникул») и другими детскими писателями. Сам Медведев прибегает к подобному сочетанию характеров и в других своих произведениях («Непохожие близнецы», «Капитан Соври-голова»), Любопытно, что в этих «дуэтах» ведущую роль играют герои вздорного склада, а не их более рассудительные и тихие партнеры. Это происходит «прежде всего потому, что воспитывать и смешить читателя легче на примере характера «трудного» и беспокойного. Его ошибки и промахи виднее, контрастнее. А для юмориста это особенно важно» [12, с. 23]. Да и к тому же в этом младшем школьном возрасте выдумщики и фантазеры встречаются чаще.

Неисчерпаемый родник комизма – детская фантазия. Это еще один важный источник юмора Медведева для всей трилогии в целом. Почти каждая строчка медведевского произведения рождает улыбку. На один и тот же эпизод могут работать сразу несколько механизмов комического, что также является важным достижением Медведева-юмориста. Юмор кроется и в остроумии самих героев, и в комически построенных диалогах. На службу юмору поставлены и образные средства: каламбуры, комические метафоры, сравнения, буквальное осмысление фразеологизмов. Сказовая форма повествования, избранная Медведевым, также располагает большими юмористическими ресурсами.

Сатирическое в первой части завуалировано. Оно направлено на высмеивание формализма и заорганизованности, царящих в школьном коллективе. Сатира сквозит и в заносчивости классного «начальства», и в расхождении слова и дела так называемых активистов, и в обрисовке деятельности «юннатов», которые вместо того, чтобы «беречь и приумножать» природу родного края, сами становятся ее истребителями. Особого мастерства Медведев-сатирик достиг в сцене, изображающей девочек-юннаток, «охотящихся» за редкой бабочкой Махаоном для своей коллекции. Этот эпизод демонстрирует, что их «природолюбие» во многом поверхностное и формальное. В погоне за великолепной бабочкой в своем желании во что бы то ни стало заполучить ценный экземпляр они совершенно забывают и о своем юннатстве, и о том, что это живое существо. Более того – они сами теряют человеческий облик. И это мастерски обнажает Медведев, соотнося девочек с животными: «Зинка Фокина. впилась в траву глазами и насторожилась, как собака-ищейка» [6, с. 72], «было слышно, как по саду с криком и визгом продолжали рыскать девчонки» [6, с. 76], «. прошипела какая-то девчонка за кустом» [6, с. 79], «. зашипели девчонки, как змеи» [6, с. 80]. Медведев обвиняет отличницу Фокину даже в безумстве: «. глаза, как у безумной, забегали по листьям» [6, с. 82]. И как выигрышно выглядят Юра и Костя, которые, по мнению отличницы Фокиной, человечески неполноценны, в сцене битвы с мирмиками. Медведев разоблачает формальную любовь к природе «матерых» юннаток, которая контрастирует с истинной ее защитой (в полном смысле этого слова) «недочеловеков» Юрия и Кости. В расхождении истинного смысла фразы «Будь человеком!» с формальным ее пониманием старостой Фокиной тоже есть своя сатирическая нота: «Юра. Ну, будь человеком. Ну, исправь завтра двойку!» [6, с. 12].

В «Сверхприключениях сверхкосмонавта» В. Медведев главным сделал вопрос о человеческом сердце. Автор наделяет своего несколько повзрослевшего героя множеством талантов, но все они сводятся на нет из-за отсутствия сердечности, которую, как и многие другие свойства, делающие человека человеком, Юра Иванов сам в себе подавляет. Юрий самолюбив и самоуверен. «Львиная доля смеха (на сей раз сатирического) [. ] как раз и посвящена осмеянию этой сверхсамоуверенности и самодовольства «сверхкосмонавта» [12, с. 182]. С. Сивоконь отмечает любопытный прием самоосмеяния, когда возгордившийся Юрий сам себе дает в своем дневнике «остросатирическую автохарактеристику».

Если в первой части жало сатиры было достаточно ослаблено и направлено в основном на коллектив, то во второй части осмеянию подвергается сам «герой», причем сатирический смех преобладает над другими видами комического. Сатира у Медведева проходит не только подводным течением. Она открыто демонстрирует себя через «киносатиру», разыгранную одноклассниками перед невозмутимым «сверхкосмонавтом». Юмор, с которым Медведев подошел к изображению бесчувственного Юрия, не только прием, позволяющий обличить самовлюбленного героя. Не будь в произведении юмористической струи, книга бы вышла дидактичной и сухой, а герой получился бы слишком отталкивающим, холодным, роботообразным, бесперспективным в плане очеловечивания.

Л. Пантелеев в 1937 году в дискуссии о юморе для детей в журнале «Детская литература» говорил: «В чем сила юмора? Я думаю, прежде всего, в том, что юмор предполагает в предмете или человеке, против которого он направлен, какую-то погрешность, какое-то несовершенство. Несовершенство же, как мы знаем, – извечное свойство человеческой природы. Юмор придает человеку человечность» [11, с. 138]. С. Сивоконь отметил, что «ближе к финалу повести смех ослабевает. Заканчивается вторая повесть. уже в тонах лирических» (подчеркнуто нами – О.Ч.). В Иванове-Баранкине наконец-то заговорило сердце. И это лучше всего свидетельствовало о нравственном возрождении героя» [12, с. 185]. Тонкое соположение юмористического и элегического рождает неповторимый индивидуальный стиль В. Медведева, а «пафос произведения учит юных читателей психологическим нюансам трогательного и смешного» [5, с. 87] в целостной форме сказочной повести. Подобный синтез мы наблюдаем в творчестве Э. Успенского, В. Драгунского.

Механизм юмора третьей книги трилогии Медведева отличен от двух предыдущих и обусловлен, с одной стороны, жанром – здесь отсутствует сказочная условность и фантастика, это вполне реалистическое произведение, с другой – более юным возрастом персонажей, с третьей – замыслом автора, ставящим целью пояснить, каков был путь героев к событиям, произошедшим в последующих частях.

И волшебное превращение, и фантастическая теория сначала зародились в воображении Юрия. Но произошло это не спонтанно, не в сиюминутном порыве «разгулявшейся» мысли. В повести «Неизвестные приключения Баранкина» мы видим знакомого нам, но еще совсем юного фантазера Юру. Он любопытен, и это любопытство разжигает его воображение. Бесконечные и самые непредсказуемые «почему», не удовлетворенные ответом, становятся толчком к самым причудливым и невероятным фантазиям. Именно они – сценарий будущих превращений и база для «великой подготовки». И именно они – источник юмора Медведева. А «почему» и «что было бы, если» самые разнообразные. Так, Баранкин рассуждает, как на время путешествия взять с собой поменьше продуктов и подольше их есть:

«– Когда скиснет молоко, из него получается что? – спросил он Костю.

– А когда скиснет кефир, что из кефира можно получить? – продолжал спрашивать Юра.

– Правильно, – подтвердил Баранкин – Творог, что еще. Костя пожал плечами.

– Творог и сыворотку. Еще из молока можно получить сметану, масло, сыр. Так. Но лично мне этого мало, мне нужно, чтобы испортившийся творог тоже превращался в какой-нибудь съедобный и питательный продукт, скажем, в рекиф, испортившийся рекиф должен превратиться в съедобный ферик, а испортившийся ферик в питательный ифекар! Понял. » [7, с. 125–126].

На примере творчества В. Медведева хорошо видно, что и детская литература, и детская юмористика ничуть не хуже «взрослых». «Настоящий писатель никогда не позволит себе скидки ни на юмористику, ни на детскость» [12, c. 183].

Синтез педагогического и художественного – важная грань мастерства В. Медведева. Искусно балансируя на грани комического – развлекательного и комического – назидательного, он мастерски облекает дидактику, нравоучение в удобоусвояемое или даже активно принимаемое подростком художественно-речевое содержание.

Кондратьев Б.С., д.фил.н., профессор, заведующий кафедрой литературы, АФ ННГУ, г. Арзамас;

Пяткин С.Н., д.фил.н., профессор, заместитель директора по учебной и научной работе АФ ННГУ, г. Арзамас.

источник

Юмористические рассказы Н.Носова,В.Голявкина,В.Драгунского.Создание образа героя ребенка в юмористических рассказах.

ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский педагогический колледж № 1»

Дисциплина: МДК 01.03 Детская литература с практикумом по внеклассному чтению.

Отделение – школьное курс – 3 группа – 35

Тема: Юмористические рассказы Н.Носова,В.Драгунского,В.Голявкина.Создание образа героя ребенка в детском юмористическом произведении (2 часа)

Преподаватель: Солопова Татьяна Викторовна

Требования к освоению дисциплины общепрофессионального цикла …

(Выписка из ФГОС СПО по специальности 050146)

ОК. 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК. 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК.3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК. 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК. 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК. 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

Требования к знаниям и умениям студентов

(Выписка из рабочей программы)

В результате освоения дисциплины студенты должны уметь:

Инсценировать литературные произведения для детей младшего школьного возраста; вести диалог, общаться с партнером, действовать в заданных обстоятельствах;

Самостоятельно анализировать и выявлять художественные особенности произведения: идея, тема, сюжет. Композиция и ее составные компоненты. Язык произведения, авторские стилевые особенности, характеристика действующих лиц, определять их значение для умственного развития, нравственного и эстетического воспитания детей;

Составлять аннотации. Подбирать книги для работы с детьми начальных классов;

Выразительно читать и рассказывать детям.

Детскую художественную литературу, творчество лучших детских писателей и художников-иллюстраторов детских книг;

Приемы работы по совершенствованию выразительности речи у детей;

Вопросы теории литературы, связанные с пониманием идеи и темы произведения, его авторского замысла и подтекста;

Выразительные средства искусства художественного чтения;

Тема : Юмористические рассказы Н.Носова, В.Драгунского, В. Голявкина. Создание образа героя ребенка в детском юмористическом произведении.

Требования программы : Анализ юмористических произведений для детей (В.Ю.Драгунский, В.В. Голявкин, Н.Н. Носов ) 1. Обучающая:

Ознакомление с биографией авторов и их рассказами, организация сравнительного анализа 3-х текстов.

-способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности (ОК 1);

-умением планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (ОК.2, ОК.3 ,ОК .4);

Овладение навыками сотрудничества, взаимопомощи, отзывчивости. (ОК.2, ОК.6)

Осуществление профессиональной направленности при анализе произведений (ОК.1, ОК.2)

Формы взаимодействия : фронтальная, групповая , парная, индивидуальная.

2. Оборудование урока: проектор, экран, компьютер,учебник «Детская литература.Хрестоматия с основами литературоведения», учебники литературного чтения 1-4 класс УМК «Школа России», УМК «Перспектива», УМК «Перспективная начальная школа»;портреты писателей, книжная выставка,

презентации (Приложение 1), аудиозапись, раздаточный материал(карточки для групповой работы, маркеры).

актуализация знаний (мотивационный) (10 мин)

постановка и решение учебной задачи (20 мин)

решение частных учебных задач ( 35 мин)

Межпредметные связи : методика преподавания литературного чтения в начальной школе, русский язык, история, педагогика.

Внутрипредметные : выразительное чтение

Время проведения : 1 час 20 мин.

1. ФЗ «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г.№ 273-ФЗ

2. ФГОС СПО от 24октября 2014 г.по специальности 44.02.02Преподавание в начальных классах

3. ФГОС НОО/Министерство образования и науки Рос.Федерации.-М.:Просвещение, 2010.

4. Программа по дисциплине МДК 01.03 Детская литература с практикумом по внеклассному чтению ОП.00. Общепрофессионального цикла основной профессиональной образовательной программы по специальности 050146 Преподавание в начальных классах . 5.Сборник рабочих программ «Школа России»1-4 классы. .Авторы: С.В. Анащенкова, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, М.В.Бойкина,С.В. Волкова и др.-М.: Издательство«Просвещение».2011. 6.Сборник рабочих программ «Перспектива» 1-4 классы.Авторы:Д.Г.Петерсон, О.А.Железникова, Т.В.Бабушкина, М.В.Бойкина, А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая, Н.И.Роговцева, С.Б.Анащенкова.М: Издательство «Просвещение».2011

7.Детская литература.Хрестоматия с основами литературоведения/Сост. А.В.Дановский. – М.: Издательский центр «Академия». 1996.

источник